Островитяне Торресова пролива
Общая численность населения | |
---|---|
66,387 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Острова Торресова пролива 4514 [2] | |
Австралия (материк) | 61,873 |
Языки | |
Языки островов Торресова пролива , креольский язык Торресова пролива , английский Торресова пролива , австралийский английский | |
Религия | |
христианство | |
Родственные этнические группы | |
Меланезийцы | |
Обратите внимание на трудности с переписью населения. [2] |
Жители островов Торресова пролива ( / ˈ t ɒr ɪ s / TORR -iss ) [3] Коренное меланезийское население островов Торресова пролива , которые входят в состав штата Квинсленд , Австралия . Этнически отличаясь от аборигенов остальной части Австралии, они часто группируются с ними как коренные австралийцы . Сегодня на материковой части Австралии проживает гораздо больше жителей островов Торресова пролива (около 28 000), чем на островах (около 4500).
В рамках более широкого обозначения жителей островов Торресова пролива есть пять различных народов, частично основанных на географических и культурных различиях. Есть две основные языковые группы коренных народов: Калау Лагау Я и Мериам Мир . Креольский язык Торресова пролива также широко распространен как язык торговли и коммерции. Ядром островной культуры является папуо - австронезийская народность, традиционно являющаяся мореплавательной нацией. Существует сильная художественная культура, особенно в области скульптуры, гравюры и изготовления масок.
Демография
[ редактировать ]Из 133 островов только 38 населены. Острова уникальны в культурном отношении и многое отличают их от соседних Папуа-Новой Гвинеи , Индонезии и островов Тихого океана . Сегодня острова являются мультикультурными, и беш-де-мера , перламутра и ракушек . на протяжении многих лет они привлекали торговцев с азиатских и тихоокеанских островов к производству [5]
Австралийская перепись 2016 года насчитала 4514 человек, проживающих на островах, из которых 91,8% составляли жители островов Торресова пролива или австралийские аборигены. (64% населения идентифицировано как жители островов Торресова пролива; 8,3% как австралийские аборигены; 6,5% как жители Папуа-Новой Гвинеи ; 3,6% как другие австралийцы и 2,6% как «морские жители Юго-Восточной Азии» и т. д.). [1] В 2006 году Министерство иностранных дел и торговли Австралии (DFAT) сообщило, что в районе Торресова пролива проживает 6800 жителей островов Торресова пролива . [6]
По данным переписи 2016 года, по всей Австралии число людей, считающих себя выходцами с островов Торресова пролива, составило 32 345 человек, а число лиц, имеющих как жителей островов Торресова пролива, так и аборигенов, составило еще 26 767 человек (по сравнению с 29 515 и 17 811 соответственно в 2006 году). [7]
Пять общин жителей островов Торресова пролива и австралийских аборигенов живут на побережье материкового Квинсленда, в основном в Бамаге , Сейсии , Инджину , Умагико и Нью-Мапуне в районе Северного полуострова Кейп-Йорк. [8]
В июне 1875 года в результате эпидемии кори погибло около 25% населения, при этом на некоторых островах потери составили до 80% населения, поскольку у островитян не было естественного иммунитета к европейским болезням. [9]
Администрация
[ редактировать ]До конца 20-го века жители островов Торресова пролива управлялись системой выборных советов, системой, основанной частично на традиционном дохристианском местном самоуправлении, а частично на введенной системе управления миссиями. [10]
Сегодня региональная администрация Торресова пролива , австралийский правительственный орган, созданный в 1994 году и состоящий из 20 выборных представителей, контролирует острова, основной функцией которого является усиление экономического, социального и культурного развития народов района Торресова пролива. [11]
Помимо TSRA, есть несколько LGA Квинсленда , которые управляют территориями, оккупированными общинами жителей островов Торресова пролива:
- регион островов Торресова пролива , охватывающий большую часть островов;
- регион Северного полуострова , управляемый из Бамаги , на северной оконечности мыса Йорк; и
- Графство Торрес , которое управляет несколькими островами, а также частями полуострова Кейп-Йорк , фактически совмещено с регионом Северного полуострова, который охватывает ряд территорий на полуострове, находящихся в доверительном управлении (DOGIT), и Торресов пролив. Островной регион и управляет теми частями своей территории, которые не являются автономными. [12]
Этническая принадлежность
[ редактировать ]Жители островов Торресова пролива имеют преимущественно меланезийское происхождение, в отличие от австралийских аборигенов на материке и некоторых других австралийских островах. [13] [14] и поделиться некоторыми генетическими и культурными чертами с народом Новой Гвинеи . [15]
Пятиконечная звезда на национальном флаге представляет пять культурных групп; [15] другой источник сообщает, что первоначально он представлял пять групп островов, но сегодня (по состоянию на 2001 год) он представляет пять основных политических подразделений. [16]
Доколониальные островные жители не были однородной группой и до тех пор не считали себя единым народом. У них есть связи с населением Папуа-Новой Гвинеи , несколькими островами, находящимися гораздо ближе к PNG, чем к Австралии, а также с северной оконечностью Кейп-Йорка на австралийском континенте. [16]
Источники в целом согласны с тем, что существует пять различных географических и / или культурных подразделений, но описания и названия групп сильно различаются.
- Британская энциклопедия : Восточные ( Мериам , или остров Мюррей), Верхние Западные (Гуда Малуилгал), Ближние Западные (Малуилгал), Центральные (Кулькалгал) и Внутренние острова (Кайвалагал). [15]
- Multicultural Queensland 2001 ( публикация правительства Квинсленда ): можно выделить пять групп на основе языковых и культурных различий, а также в зависимости от места их происхождения, типа района расселения и давних отношений с другими народами. К этим нациям относятся: Сайбайльгал (жители верхних западных островов), Малуилгал (жители Среднего Запада), Каурарег (жители нижних западных островов), Кулкалгал (жители центральных островов) и Мериам Ле (жители восточных островов). [16]
- Официальный сайт Совета графства Торрес (правительство Квинсленда): Пять основных кластеров островов — Верхняя западная группа ( Бойгу , Дауан и Сайбай ), Ближняя западная группа ( Баду , Мабуяг и Моа ), Центральная группа (Ям, Варрабер, Кокос и Масиг). ), Восточная группа ( Мюррей , Дарнли и Стивен) и Группа TI ( остров Четверг , остров Табар , Хорн , Хаммонд , Принц Уэльский и Фрайдей ). [5]
К этнолингвистическим группам относятся:
- Народ баду , проживающий на центрально-западном острове Баду.
- Каурарег , жители нижних западных островов, основанные на группе Муралаг (остров Принца Уэльского).
- Народ мабуиаг (или мабуйгивгал) проживает на ряде островов.
- Люди мериам , живущие на ряде внутренних восточных островов, включая остров Мюррей (также известный как остров Мер) и остров Табар.
Языки
[ редактировать ]На островах говорят на двух различных языках коренных народов, а также на креольском языке . [13]
На западно-центральном языке Торресова пролива , или Калау Лагау Я , говорят на юго-западных, западных, северных и центральных островах; [17] можно выделить еще один диалект - Кала Кава Я (верхний западный и западный). [5] Это член пама-ньюнганской языковой семьи Австралии.
На Мериам Мире говорят на восточных островах. Это один из четырех восточных трансфлайных языков , на трех других говорят в Папуа-Новой Гвинее. [17]
креольский язык Торресова пролива , основанный на английском языке . , креольский язык Также распространен [5]
Культура
[ редактировать ]Археологические, лингвистические и фольклорные данные свидетельствуют о том, что ядром островной культуры является папуо - австронезийская культура . Люди издавна занимались земледелием (о чем свидетельствуют, например, табачные плантации на острове Аурид). [18] ), а также занимались охотой и собирательством . Дюгони , черепахи , раки , крабы, моллюски, рифовые рыбы и дикие фрукты и овощи традиционно охотились и собирались и остаются важной частью их натурального образа жизни . Традиционные блюда играют важную роль в церемониях и праздниках, даже если они не живут на островах. Охота на дюгоней и черепах , а также рыбная ловля рассматриваются как способ продолжения традиции островитян быть тесно связанными с морем. [19] Острова имеют долгую историю торговли и взаимодействия с исследователями из других частей земного шара, как с востока, так и с запада, что повлияло на их образ жизни и культуру. [20]
Коренные жители Торресова пролива имеют особую культуру, которая имеет небольшие вариации на разных островах, где они живут. Культурные обычаи имеют сходство с культурой австралийских аборигенов и папуасов . Исторически сложилось так, что у них существует устная традиция , истории которой передаются из поколения в поколение и передаются посредством песен, танцев и церемониальных представлений. Море, небо и земля играют важную роль в их историях и искусстве. [21]
Пост-колонизация
[ редактировать ]В истории после колонизации наблюдались новые культурные влияния на людей, в первую очередь христианство . После «Пришествия Света» (см. ниже) артефакты , ранее важные для их церемоний, утратили свою актуальность и были заменены распятиями и другими символами христианства. В некоторых случаях миссионеры запрещали использование традиционных священных предметов, и в конечном итоге производство прекратилось. Миссионеры , антропологи и музеи «собрали» огромное количество материала: все экспонаты, собранные миссионером Сэмюэлем Макфарлейном, находились в Лондоне , а затем были разделены между тремя европейскими музеями и рядом музеев материковой Австралии. [22]
В 1898–1899 годах британский антрополог Альфред Корт Хэддон собрал около 2000 предметов, убежденный, что сотни собранных предметов искусства необходимо спасти от уничтожения ревностными христианскими миссионерами, стремящимися стереть религиозные традиции и обряды коренных жителей острова. кинокадры церемониальных танцев . Также были собраны [23] Коллекция Кембриджского университета известна как Коллекция Хэддона и является наиболее полной коллекцией артефактов жителей островов Торресова пролива в мире. [21]
В первой половине 20-го века культура жителей островов Торресова пролива в основном ограничивалась танцами и песнями, ткачеством и производством нескольких предметов для особых торжественных случаев. [22] В 1960-х и 1970-х годах исследователи, пытавшиеся спасти то, что осталось от традиционных знаний от выживших старейшин, повлияли на возрождение интереса к старому образу жизни. Австралийский историк Маргарет Лори , работающая в Государственной библиотеке Квинсленда , провела много времени, путешествуя по островам, беседуя с местными жителями и записывая их истории, которые с тех пор повлияли на изобразительное искусство на островах. [24]
Искусство
[ редактировать ]Мифология и культура, находящиеся под глубоким влиянием океана и природной жизни островов, всегда определяли традиционные формы искусства. Особенно выделяются черепахи , рыбы, дюгони , акулы, морские птицы и морские крокодилы , которые считаются тотемическими существами. [20]
Жители островов Торресова пролива — единственная культура в мире, которая изготавливает маски из черепахового панциря , известные как крар (черепаховый панцирь) на Западных островах и леоп (человеческое лицо) на Восточных островах. [21]
Среди форм искусства видное место занимает вамэ (альт. вамэя ), множество различных фигур на струнах . [25] [26] [27]
Сложные головные уборы или дхари (также пишется дари [28] ), изображенные на флаге жителей островов Торресова пролива , созданы для церемониальных танцев. [29]
На островах существует давняя традиция резьбы по дереву, изготовления масок и барабанов, а также вырезания декоративных элементов на этих и других предметах для церемониального использования. С 1970-х годов молодые художники начинали учебу примерно в то же время, когда происходило значительное воссоединение с традиционными мифами и легендами. Публикации Маргарет Лори « Мифы и легенды Торресова пролива» (1970) и «Сказки Торресова пролива» (1972), возрождающие почти забытые истории, оказали большое влияние на художников. [30] [31] Хотя некоторые из этих историй были записаны Хэддоном после его экспедиции 1898 года в Торресов пролив, [32] многие впоследствии вышли из употребления или были забыты.
В 1990-х годах группа молодых художников, в том числе удостоенный наград Деннис Нона (род. 1973), начала воплощать эти навыки в более портативных формах гравюры , линогравюры и офорта , а также в более масштабных бронзовых скульптурах . Среди других выдающихся художников — Билли Мисси (1970–2012), известный своими украшенными черно-белыми линогравюрами местной растительности и экосистем, и Алик Типоти (род. 1975). Эти и другие художники Торресова пролива значительно расширили формы искусства коренных народов Австралии, привнося меланезийские навыки резьбы, а также новые истории и сюжеты. [21] Колледж технического и дополнительного образования на острове Четверг стал отправной точкой для молодых жителей островов, желающих получить образование в области искусства. Многие продолжили дальнейшее изучение искусства, особенно гравюры, сначала в Кэрнсе, Квинсленд , а затем в Австралийском национальном университете , где сейчас находится Школа искусств и дизайна. Другие художники, такие как Лори Нона, Брайан Робинсон, Дэвид Босун, Глен Маки, Джомен Нона, Дэниел О'Шейн и Томми Пау, известны своими гравюрами. [24]
Выставка работ Алика Типоти под названием «Зугубал » открылась в Региональной галерее Кэрнса в июле 2015 года. [33] [34]
Музыка и танец
[ редактировать ]Для жителей островов Торресова пролива пение и танцы являются их «литературой» – «самым важным аспектом образа жизни Торресова пролива. Жители островов Торресова пролива сохраняют и представляют свою устную историю посредством песен и танцев;... танцы выступают в качестве иллюстративного материала и Рассказчиком, конечно, является сам танцор» (Эфраим Бани, 1979). Есть много песен о погоде; другие о мифах и легендах; жизнь в море и тотемические боги; и о важных событиях. «Танец и его движения выражают песни и служат иллюстративным материалом». [35]
Танец также является основной формой творческого и соревновательного самовыражения. «Танцевальные машины» (ручные механические движущиеся объекты), хлопушки и головные уборы (дхари/дари) улучшают танцевальные представления. [29] Танцевальные артефакты, используемые в церемониальных представлениях, связаны с традициями островитян и клановой самобытностью, и каждая островная группа имеет свои собственные представления. [36]
Художник Кен Тайдей-старший известен своими искусно созданными скульптурами дари, часто с движущимися частями и изображением акулы-молота , мощного тотема. [36] [37]
Кристин Ану — обладательница премии ARIA, певица и автор песен, выходец из островов Торресова пролива, которая впервые стала популярной благодаря своей кавер-версии песни « My Island Home » (впервые исполненной группой Warumpi Band ). [38]
Спорт
[ редактировать ]Спорт популярен среди жителей островов Торресова пролива, и в сообществе есть много звезд австралийского и международного спорта. Спортивные мероприятия объединяют людей со всех островов и помогают соединить Торресов пролив с материковой Австралией и Папуа-Новой Гвинеей. Особой популярностью пользуется лига регби, в том числе ежегодный турнир «Остров происхождения» между командами с разных островов. Баскетбол также чрезвычайно популярен. [39]
Среди известных спортсменов - Муара (Лифу) Вакандо, которая была награждена золотой медалью Королевского гуманного общества за спасение на море во время циклона Махина 1899 года ; Олимпийский баскетболист 1964 года Майкл Ах Мэтт ; Паралимпийский легкоатлет 1976 года Гарри Мосби ; Олимпийский баскетболист 1980 и 1984 годов Дэнни Морсеу ; игроки НБА Пэтти Миллс и Натан Джавай ; и победитель Суперкубка 2013 года Джесси Уильямс .
Религия и верования
[ редактировать ]У людей все еще есть свои традиционные системы верований. Истории тагаев, их духовной системы верований, представляют жителей островов Торресова пролива как морских людей, связанных со звездами, а также с системой порядка, в которой все имеет свое место в мире. [40] Они следуют указаниям Тагая.
В одной из историй Тагай Тагай изображен в виде человека, стоящего в каноэ. В левой руке он держит рыболовное копье, символизирующее Южный Крест . В правой руке он держит сорби (красный фрукт). В этой истории Тагай и его команда из 12 человек готовились к путешествию, но перед началом путешествия команда съела всю еду и питье, которые планировала взять с собой. Поэтому «Тагай» объединил команду в две группы по шесть человек и бросил их в море, где их изображения превратились в звездные узоры на небе. Эти закономерности можно увидеть в звездных созвездиях Плеяд и Ориона. [41]
Некоторые жители островов Торресова пролива разделяют верования, схожие с концепциями аборигенов « Сны » и «Всегда», переданными в устной истории . [42]
Устная история
[ редактировать ]Одна из историй, передающихся в устной истории, повествует о четырех братьях ( бала ) по имени Мало, Сагай, Кулка и Сиу, которые проделали путь к центральным и восточным островам от мыса Йорк ( Кей Даол Дай , что означает «большая земля»). , и каждый основал свое собственное племя. Сагай высадился на острове Иама (известном как Ям) и через некоторое время принял статус богоподобного. Крокодил . был тотемом его Кулька поселился на острове Аурид и получил аналогичный статус бога охоты. Его тотемом была рыба, известная как гай гай ( Тревалли ). Сиу остановился на Масиге , став богом танца, сделав тигровую акулу ( байдам своим тотемом ). Старший брат, Мало, отправился в Мер и стал ответственным за установление набора правил жизни, сочетания религии и закона, которые были представлены Эдди Мабо в знаменитом деле о праве коренных жителей Мабо в 1992 году. [43]
Культ Кулки стал очевидным на острове Аурид, когда спасатели выживших через два года после крушения Чарльза Итона в 1836 году обнаружили «дом-череп». [18]
Введение христианства
[ редактировать ]С 1870-х годов христианство распространилось по островам и сегодня остается сильным среди жителей островов Торресова пролива повсюду. Христианство впервые было принесено на острова миссией Лондонского миссионерского общества (LMS) под руководством преподобного Сэмюэля Макфарлейна. [44] и преподобный Арчибальд Райт Мюррей, [45] [46] прибывший на Эруб (остров Дарнли) 1 июля 1871 года на шхуне « Сюрприз» , [47] [48] [49] [50] шхуна [а] зафрахтован LMS. [55] [56] Они отплыли в Торресов пролив после того, как в 1869 году французское правительство потребовало удаления миссионеров с островов Луайоте и Новой Каледонии . [46] Восемь учителей и их жены с островов Луайоте прибыли вместе с миссионерами на лодке из Лифу . [45]
Старейшина клана и воин Дабад приветствовал их прибытие. Готовый защитить свою землю и народ, Дабад подошел к кромке воды, когда Макфарлейн упал на колени и подарил Библию Дабаду . Дабад принял дар, истолкованный как «Свет», принесший христианство на островах Торресова пролива. Жители островов Торресова пролива приняли христианские ритуалы и церемонии и продолжали поддерживать свою связь с землей, морем и небом, соблюдая свои традиционные обычаи и культурную самобытность, называемую Айлан Кастом . [44]
Островитяне называют это событие « Приходом Света », также известным как Зулай Ван. [47] [57] или Следуйте за Акаридой, [48] и все островные общины отмечают это событие ежегодно 1 июля. [58] [47] «Пришествие света» . эпизод документального телесериала 2013 года «Отчаянные меры» Ежегодное мероприятие представляет собой [59]
Однако приход христианства не означал конец традиционных верований людей; их культура повлияла на их понимание новой религии, поскольку христианский Бог приветствовался, а новая религия была интегрирована во все аспекты их повседневной жизни. [57]
Религиозная принадлежность, перепись 2016 г.
[ редактировать ]По переписи 2016 г. [ нужно обновить ] в общей сложности 20 658 жителей островов Торресова пролива (из 32 345) и 15 586 жителей островов Торресова пролива и аборигенов (из 26 767) сообщили о приверженности той или иной форме христианства. (По всей Австралии коренное и некоренное население в целом было одинаковым: 54% (против 55%) заявили о своей христианской принадлежности, менее 2% указали, что традиционные верования являются их религией, а 36% сообщили об отсутствии религии.) [60]
Традиционные усыновления
[ редактировать ]Традиционная культурная практика, известная как купай омаскер , позволяет усыновить ребенка родственником или членом общины по ряду причин. Причины различаются в зависимости от того, к какой из многих культур жителей острова Торрес принадлежит человек, например, «когда семья требует, чтобы наследник выполнял важную роль по уходу за землей или был ее смотрителем». Другие причины могут быть связаны с «заботой и ответственностью в отношениях между поколениями». [61]
Была проблема в законодательстве Квинсленда, где такие усыновления не признаются законом штата о наследовании 1981 года . [62] Одна из проблем заключается в том, что усыновленные дети не могут взять фамилию своих приемных родителей. [61] 17 июля 2020 года правительство Квинсленда внесло в парламент законопроект о юридическом признании этой практики. [63] Законопроект был принят как Закон Мериба Омаскер Казив Казипа 2020 года («О детях наших детей») 8 сентября 2020 года. [64]
Известные люди
[ редактировать ]- Активизм
- Эдди Койки Мабо , борец за права на землю , сыгравший важную роль в эпохальном решении, которое теперь характеризует австралийский закон о земле и праве собственности.
- Таня Хош , общественный активист из Аделаиды , Южная Австралия.
- Искусство
- Кристин Ану , поп-певица и актриса, известная своей песней « My Island Home ». [65]
- Кен Тайдей-старший , художник из Кэрнса.
- Образование
- Мартин Наката , первый житель острова Торрес, получивший докторскую степень (1998 г.), сторонник теории точки зрения коренных народов.
- Ванесса Ли-АхМэт, первая женщина, жительница островов Торресова пролива, получившая докторскую степень (2016 г.) на Университета Гриффита медицинском факультете .
- Спорт
- Баскетбол
- Натан Джавай , баскетболист
- Пэтти Миллс , игрок НБА и капитан, завоевавший первую олимпийскую медаль австралийских бумеров . [66]
- Баскетбол
- Футбол и футбол
- Альберт Прауд , игрок Австралийской футбольной лиги за « Брисбен Лайонс» [67]
- Аллира Тоби , футболист W-лиги .
- Сэм Пауэлл-Пеппер , игрок Австралийской футбольной лиги за Порт-Аделаиду [68]
- Футбол и футбол
- Регби
- Дэйн Гагай , игрок Австралийской национальной лиги регби за « Ньюкасл Найтс»
- Сэм Тайдей , игрок Австралийской национальной лиги регби за « Брисбен Бронкос».
- Хамисо Табуаи-Фидоу , игрок Австралийской национальной лиги регби за « Дельфинс»
- Регби
- Политика
- Синтия Луи , первая жительница островов Торресова пролива, избранная в парламент Квинсленда. [69]
- Религия
- Квами Дай , помощник епископа англиканской епархии Карпентария [70]
- Тед Мосби , помощник епископа Англиканской епархии Северного Квинсленда
См. также
[ редактировать ]- Центр исполнительских искусств аборигенов (ACPA)
- Австралийские пограничные войны
- Империя Голубой Воды
- Коренные австралийцы
- Здоровье коренных народов Австралии
- Список первых представителей коренных народов Австралии
- Папуасский народ
- Охота за жемчугом § Австралия
- Торресов пролив 8 , касающийся изменения климата и правительства Австралии
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Австралийская художественная сеть: острова Торресова пролива
- Империя Голубой Воды - трехсерийный документальный фильм ABC TV об островах Торресова пролива, их истории и людях.
- Современные истории аборигенов и жителей островов Торресова пролива и о них
- Смит, Аарон (26 мая 2018 г.). «Забытые люди»: Когда смерть пришла в Торресов пролив» . CNN . ==Сноски==
- ↑ « Сюрприз » , шхуна водоизмещением 150 тонн, изначально была французским кораблем, приобретенным сиднейским покупателем примерно в сентябре 1868 года у Circular Quay , приплывшим туда с Таити . [51] Он был зафрахтован Макфарлейном и Мюрреем под командованием капитана Пэджета, оставив Лифу и Уэйв на островах Луайоте в мае 1871 года. [52] [53] Корабль под командованием капитана Брюза потерпел крушение во время шторма 2 февраля 1874 года недалеко от Ноббис-Хед , недалеко от Ньюкасла, Новый Южный Уэльс . [54]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Краткая статистика переписи населения 2016 года: остров Торресова пролива (справа)» . Австралийское статистическое бюро . Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «3238.0.55.001 — оценки численности аборигенов и жителей островов Торресова пролива, июнь 2016 г.» . Австралийское статистическое бюро . 31 августа 2018 года . Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ «Торресов пролив. Оксфордский онлайн-словарь» . Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 23 августа 2018 года . Проверено 23 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г " "Перепись 2021 года – культурное разнообразие, 2021 год, TableBuilder" " . Австралийское статистическое бюро (ABS).
- ^ Jump up to: а б с д «О Торресовом проливе» . Совет графства Торрес . Правительство Квинсленда . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Аборигены Австралии и жители островов Торресова пролива» . Австралия сейчас . Правительство Австралии , Министерство иностранных дел и торговли . Архивировано из оригинала 8 октября 2006 года . Проверено 10 декабря 2006 г.
- ^ «2071.0 - Перепись населения и жилищного фонда: отражение Австралии - Истории переписи населения 2016 года: аборигены и жители островов Торресова пролива, 2016 год» . Австралийское статистическое бюро . 31 октября 2017 года . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ «О Торресовом проливе» . Совет графства Торресова пролива . Проверено 21 октября 2019 г.
- ^ Корф, Йенс (4 августа 2021 г.). «Хронология аборигенов: Здоровье» . Творческие духи . Проверено 4 августа 2021 г.
- ^ Джереми Беккет (1990). Жители островов Торресова пролива: обычаи и колониализм . Издательство Кембриджского университета. стр. 17–18. ISBN 978-0-521-37862-8 . Проверено 7 марта 2016 г.
- ^ Келли, Джон (июнь 2001 г.). «Оценка региональной администрации Торресова пролива» (PDF) . Австралийское национальное аудиторское управление . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года.
- ^ «Местные органы власти аборигенов и островов Торресова пролива» (PDF) . Отчет Комиссии по реформе местного самоуправления . Штат Квинсленд. Июль 2007. стр. 59–65. ISBN 978-1-921057-10-6 . Архивировано из оригинала (PDF) 25 июля 2008 года . Проверено 31 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Население и история островов Торресова пролива» . Новости Би-би-си . 24 августа 2015 года . Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ «Австралийский институт исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива» . Проверено 14 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Народы островов Торресова пролива» . Британская энциклопедия . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Шнукаль, Анна. «Жители островов Торресова пролива» (PDF) . Мультикультурная Австралия .
- ^ Jump up to: а б «Информационный бюллетень о коренных народах: жители островов Торресова пролива» (PDF) . Правительство Австралии , Департамент по делам семьи, общественных услуг и по делам коренных народов . Архивировано из оригинала (PDF) 18 мая 2006 года . Проверено 10 декабря 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Пик, Вероника (16 июня 2012 г.). «Часть четвертая: сказка о двух мальчиках» . Чарльз Итон: просыпайтесь в связи с печальным кораблекрушением . Проверено 5 августа 2021 г.
- ^ Смит, Дермот (2002). «Приложение B: Сектор коренных народов: антропологическая перспектива». В Хундлоу, Тор (ред.). Оценка рыболовства . Университет Квинсленда Пресс. стр. 230–231. ISBN 0-7022-3329-3 . Проверено 4 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Искусство на островах Торресова пролива» . Искусство аборигенов Джапингка . Проверено 7 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Арт-наборы. Искусство островов Торресова пролива» . Художественная галерея Нового Южного Уэльса . Проверено 7 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Острова Торресова пролива» . Австралийская художественная сеть . Проверено 8 января 2020 г.
- ^ «BBC Two — Скрытые сокровища…» BBC . Проверено 3 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Робинсон, Брайан (2001). «Гравюра жителей островов Торресова пролива» . Проверено 7 января 2020 г. - через Центр австралийского искусства: австралийские гравюры + гравюра.
Доклад конференции, [из] Австралийского симпозиума по печати. Канберра: Национальная галерея Австралии, 1987 – продолжается.
- ^ Бридж В. Лал; Кейт Форчун, ред. (2000). Тихоокеанские острова: Энциклопедия . Издательство Гавайского университета. п. 456. ИСБН 978-0-8248-2265-1 . Проверено 7 марта 2016 г.
- ^ Альфред Корт Хэддон вместе с одной из своих дочерей, пионерами современного изучения струнных фигур Торресова пролива.
- ^ Библиография строковых фигур, включая примеры из Торресова пролива.
- ^ Уитфорд, Мэдди (13 апреля 2020 г.). "Продюсеры вспоминают глубокий опыт прогулки с местными артистами по стране" . Новости АВС . Проверено 14 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Танцевальные машины и головные уборы» . Пробуждение: Истории из Торресова пролива . Правительство Квинсленда . Проверено 7 января 2020 г.
- ^ Лори, Маргарет Элизабет (1970). Мифы и легенды Торресова пролива / собраны и переведены Маргарет Лори . Брисбен: Издательство Квинслендского университета.
- ^ Лори, Маргарет Элизабет (1972). Сказки Торресова пролива . Сент-Люсия, Квинсленд: Издательство Университета Квинсленда.
- ^ Отчеты Кембриджской антропологической экспедиции в Торресов пролив . Издательство Кембриджского университета. 1901. [ нужны разъяснения ]
- ^ «Алик Типоти: Зугубал» . Картинная галерея Кэрнса . Проверено 7 января 2020 г.
- ^ Типоти, Алик (2015), Батлер, Салли (редактор), Алик Типоти: Зубубал: духи предков , Региональная галерея Кэрнса, ISBN 978-0-9757635-6-8
- ^ Уилтшир, Келли (27 октября 2017 г.). «Аудиовизуальное наследие пения и танцев Торресова пролива» . АИАЦИС . Архивировано из оригинала 21 марта 2020 года . Проверено 7 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Кен Тайдей» . Художественная галерея Нового Южного Уэльса . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ «Доктор Кен Тайдей-старший » Совет Австралии . 15 мая Получено 14 апреля.
- ^ Кинан, Кэтрин (18 января 2003 г.). «Царевна-лягушка» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 8 января 2020 г.
- ^ Осмонд, Гэри (23 мая 2020 г.). «Спорт и Торресов пролив: остров Четверг, островные исследования, поворот архипелага и идентичность» . Международный журнал истории спорта . 37 (8): 651–669. дои : 10.1080/09523367.2020.1779704 . ISSN 0952-3367 .
- ^ «8 интересных фактов об аборигенах и жителях островов Торресова пролива» . Мировое Видение . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ «Духовность и религия жителей островов Торресова пролива» . Орган по учебной программе и оценке Квинсленда . 25 июля 2018 года . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ «Мечтание» . Общая земля . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ Маки, Глен. «Приход Сагаи» . Галерея фейерверков . Проверено 5 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Эта статья в Википедии включает текст из статьи «Приход света», посвященной 150-летию христианства в Торресовом проливе 1 июля 2021 г. (28 июня 2021 г.), опубликованной Государственной библиотекой Квинсленда по CC BY лицензии , доступ осуществлен 29 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Мюррей, Арчибальд Райт (1888). Библия в Тихом океане . Джеймс Нисбет и компания. стр. 226–228 . Проверено 4 августа 2021 г. - через Google Книги .
- ^ Jump up to: а б «Англиканская церковь Всех Святых (запись 600873)» . Реестр наследия Квинсленда . Совет по наследию Квинсленда. Датировано |20 января 2016 г. Проверено 31 июля 2021 г. Текст мог быть скопирован из этого источника, который доступен по лицензии Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) .
- ^ Jump up to: а б с Уиллис, Карли (26 июля 2021 г.). «Зулай Ван знаменует собой встречу, произошедшую 150 лет назад, которая навсегда изменила жизнь жителей островов Торресова пролива» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 31 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Iesu ra mir giz (с самого начала), ge omaida (когда пришло Евангелие), Mer ge baziarda (пустило корни в Эрубе), igiare Torres Strait (и разветвилось на весь Торресов пролив) . Художественная галерея Логана . 2017. ISBN 9780958711012 . Проверено 31 июля 2021 г.
- ^ Гиббни, HJ (1974). «Макфарлейн, Сэмюэл (1837–1911)» . Австралийский биографический словарь . Национальный центр биографии Австралийского национального университета . Проверено 3 августа 2021 г.
- ^ Хаммонд, Филип (30 июня 2011 г.). «Исполнители отмечают Приход Света» . Курьерская почта . Проверено 3 августа 2021 г.
- ^ "Реклама" . Сидней Морнинг Геральд . Том. LVIII, нет. 9460. Новый Южный Уэльс, Австралия. 15 сентября 1868 г. с. 7 . Проверено 4 августа 2021 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Круиз Джинни Освальд» . Аргус (Мельбурн) . № 7, 914. Виктория, Австралия. 21 октября 1871 г. с. 6 . Проверено 4 августа 2021 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Экспедиция Новой Гвинеи» . «Вестник» (Мельбурн) . № 8118. Виктория, Австралия. 13 января 1872 г. с. 3 . Проверено 4 августа 2021 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Гибель шхуны «Ярра» и «Сюрприз» — оба экипажа спасены» . Сидней Морнинг Геральд . Том. LXIX, нет. 11, 143. Новый Южный Уэльс, Австралия. 3 февраля 1874 г. с. 4 . Проверено 4 августа 2021 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «Миссионерские корабли» . Судоходство чудес света (Часть 51). 26 января 1937 года . Проверено 3 августа 2021 г.
- ^ «Приход света» . Англиканский миссионерский совет . Проверено 3 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Христиане-аборигены и христианство» . Творческие духи . Проверено 5 января 2020 г.
- ^ Бертон, Джон. «История Торресова пролива до 1879 года – региональный взгляд» . Региональная администрация Торресова пролива. Архивировано из оригинала 15 мая 2009 года . Проверено 3 июля 2011 г.
- ^ «Пришествие света (2013) — Экранный гид» . Экран Австралия . 16 марта 2018 года . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ «2071.0 — Перепись населения и жилищного фонда: Отражение Австралии — Истории переписи населения 2016 года: Религия в Австралии, 2016 год» . Австралийское бюро статистики . 28 июня 2017 г. Проверено 5 января 2020 г.
[Включите загрузку таблицы «Религия» с этой страницы «Таблица 8. Религиозная принадлежность по статусу коренного населения, количество человек (а)»]
- ^ Jump up to: а б Ригби, Марк (4 июня 2020 г.). «Жители островов Торресова пролива опасаются, что время для юридического признания традиционного усыновления истекает» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 9 июня 2020 г.
- ^ «Закон о наследовании 1981 года» . Законодательство Квинсленда . 25 мая 2020 г. Проверено 9 июня 2020 г.
- ^ Ригби, Марк (16 июля 2020 г.). «Законопроект о практике усыновления жителей островов Торресова пролива внесен в парламент Квинсленда» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 16 июля 2020 г.
- ^ « Исторический момент»: Квинсленд теперь признает традиционную практику усыновления детей с островов Торресова пролива» . Новости СБС . 9 сентября 2020 г. Проверено 10 октября 2021 г.
- ^ «История: Победители от художника: Кристин Ану» . Премия АРИА . Австралийская ассоциация звукозаписывающей индустрии (ARIA). Архивировано из оригинала 19 мая 2011 года . Проверено 18 мая 2009 г.
- ^ «После четырехкратного финиша четвертыми, бумеры наконец попадают на олимпийский подиум» . Новости АВС . 7 августа 2021 г. Проверено 28 сентября 2023 г.
- ^ Рекорд АФЛ. 9 тур 2009 года. Издательство Слэттери. стр 75.
- ↑ Устойчивость является движущей силой предложения Сэма Пауэлла-Пеппера о драфте.
- ^ Мур, Тони (28 ноября 2017 г.). «Будьте на одно место ближе, поскольку первая женщина с островов Торресова пролива избрана в парламент» . Брисбен Таймс . Фэрфакс Медиа . Проверено 9 декабря 2017 г.
- ^ Лоос, Ноэль. Черный Крест Белого Христа: Возникновение Черной церкви (Google Книги) с. 8 (по состоянию на 25 сентября 2013 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Региональная администрация Торресова пролива
- «Приход света» Празднование 150-летия христианства в Торресовом проливе 1 июля 2021 г. - Блог библиотеки Джона Оксли, Государственная библиотека Квинсленда.
- ReTold: пересказ историй и песен из «Мифов и легенд Торресова пролива» Маргарет Лори, 2010 г. - Государственная библиотека Квинсленда.
- Strait Home / Государственная библиотека Квинсленда