Jump to content

Тюрунга

Тюрунга выставлена ​​в музее

Тьюринга , — это объект , , также пишется как Чуринга и Тьюринга (Аранда, Арунта) считают имеющим религиозное значение который аборигены Центральной Австралии из групп Аррерте . Это слово происходит от аррернского слова Tywerenge, что означает священный или драгоценный . Тьюрунга часто имела широкое и неопределенное местное значение. Их можно использовать по-разному в священных церемониях , в качестве громоотводов , в священных наземных рисунках, в церемониальных шестах, в церемониальных головных уборах, в священных песнопениях и в священных земляных курганах. [1]

Значение

[ редактировать ]

Вообще говоря, тьюрунга обозначает священные каменные или деревянные предметы, принадлежащие частным или групповым владельцам, а также связанные с ними легенды, песнопения и церемонии. Они присутствовали среди аррерте, луритья, кайтиш, унматьера и ильпирра. Чаще всего эти предметы представляют собой продолговатые куски полированного камня или дерева. Через некоторые из этих предметов протянуты волосы или веревки, и прозвали их « рев быков европейцы ». На каждой чурунге находится тотем той группы, к которой она принадлежит. Тюрунга в высшей степени священны, более того, они считаются настолько священными, что лишь немногие могут их увидеть, а также считается кощунственным публиковать их изображения. Дюркгейм предполагает, что имя «чуринга» обычно является существительным, но может также использоваться как прилагательное, означающее «священный».

Термин Тюрунга был переведен Карлом Стреловым как означающий нечто похожее на тайное и личное. Тью означает «скрытый» или «тайный», а рунга означает «то, что лично для меня». [2] Кемпе выступил против этого перевода и предположил, что Тью означает «великий», «могущественный» или «священный» и что рунга не переводится как личная собственность.

Право собственности

[ редактировать ]

Владение священной чурунгой среди групп Аррернте во многом определялось «местом зачатия» каждого отдельного члена по отцовской линии тотемического клана . Поскольку эти реликвии считаются священными, их доступность ограничена небольшим количеством людей. В начале 20 века и раньше только посвященные мужчины могли увидеть или прикоснуться к этим священным предметам. Женщинам и непосвященным мужчинам не разрешалось прикасаться к ним или видеть их, кроме как с большого расстояния. Тюрунга содержались отдельно от остального рода в священном месте, также недоступном для непосвященных и женщин.

В то время как некоторые теоретики, такие как Штрелов, предполагают, что эти реликвии являются одними из очень немногих форм собственности, которые могут на законных основаниях принадлежать отдельным лицам в Центральной Австралии, Дюркгейм и Кемпе утверждают, что тюрунга не может принадлежать отдельному лицу. Например, Дюркгейм пишет: «Что касается значения слова рунга , то оно кажется весьма сомнительным. Церемонии Эму принадлежат всем членам клана Эму; в них могут участвовать все; они не являются личной собственностью какого-либо член." [3]

В последние десятилетия предпринимались попытки вернуть эти священные предметы из музейных коллекций их традиционным владельцам. [4]

Религиозные аспекты

[ редактировать ]

Во многих мифах использовали говорится, что сами предки их и хранили как самое ценное имущество. Подобные мифы подчеркивают сохраняющие жизнь магические свойства этих чурунг. Предок считал свою чурунгу частью своего существа; и всегда беспокоится, что незнакомцы могут прийти и отнять у него самую суть его жизни. Соответственно, легенды изобилуют историями о кражах и грабежах, а также о жестокой мести. Считалось, что Тьюринга обладает магическими свойствами. Ими натирали тело, чтобы придать объекту священность и сделать такие вещи, как заживление ран. Хотя тьюринга были полезны для отдельного человека, считалось, что коллективная судьба клана также связана с этими предметами. Ведь именно тотемический образ представлял группу на тюринге.

Приобретение достаточных знаний, приводивших к обладанию личной тюрунгой, было долгим, трудным и порой крайне болезненным. Практика различалась в разных группах. Тед Стрелов описывает, как мужчины из групп Северного, Южного и Западного Аррернте были помещены на испытательный срок на несколько лет после их последнего посвящения .

Церемониальное значение

[ редактировать ]

Тюрунга были видимыми воплощениями некоторой части плодородия великого предка рассматриваемого тотема. Тело предка просто претерпевает трансформацию во что-то, что выдержит все атаки времени, изменения и разложение. Считалось, что камень тюрунга был изготовлен самими предками. Деревянная чурунга, сделанная стариками, символизирует настоящую чурунгу, которую «нельзя найти». Эти «рукотворные» тюрунги безоговорочно принимались как священные предметы.

На момент получения тела тьюрунга молодому человеку может быть двадцать пять лет. Ему часто будет тридцать пять или сорок лет, прежде чем самые священные песнопения и церемонии, связанные с ними, перейдут в его владение. По мере того, как он становится старше и продолжает демонстрировать свои достоинства, он получает все большую долю в тьюрунге, принадлежащей его собственному тотемическому клану. Со временем он может стать членом собрания старших законников, которые являются почетными хранителями древних традиций всего клана.

В 1933 году Стрелов отметил, что после прихода белых людей в Центральную Австралию за молодыми людьми, нанятыми иностранными захватчиками, очень внимательно следили старики их группы. Во многих случаях этому недостойному молодому поколению не передавались никакие церемонии или песнопения власти и важности, если молодые люди не проявляли исключительной щедрости в своих подарках по отношению к старшим. Со смертью стариков подобные песнопения и обряды ушли в небытие.

Влияние на искусство аборигенов

[ редактировать ]

Ранние художники Папуньи, такие как Каапа Мбитжана Тьямпитджинпа и Анатжари Тьякамарра, изображают тюрунгу в своих картинах. [5] [6] Другие ранние художники Папуньи переносили те же символы и рисунки, что и на тюрунге, на раскрашенный холст и доску. Эти ранние рисунки содержали в себе те же тайные священные знания, что и на резных досках и камнях тюрунга. Эта практика продолжалась лишь короткое время, прежде чем эти тайные священные символы были спрятаны художником, таким как Клиффорд Поссум, за завесой из точек. [7] Большинство символов, которые люди ассоциируют с искусством аборигенов этого региона, такие как концентрические круги, U-образные формы и волнистые линии, взяты из более ранних рисунков на тюрунге.

Приобретение знаний

[ редактировать ]

Старики внимательно следили за поведением молодого человека. Он должен был уважительно относиться к старшим; ему приходилось во всем прислушиваться к их советам. Он знал бы цену молчания в церемониальных делах; никакие рассказы о его прошлом опыте не могли быть рассказаны в присутствии женщин и детей. Его собственный брак должен был соответствовать законам группы. Однажды старики, сидевшие в кругу, пригласили его сесть среди них. Они начали петь. Один мужчина сказал Стрелову:

Старики схватили меня за руку. Все запели куплет:

Яростными глазами, горящими глазами они хватают большой палец;
С ожесточенными глазами, с горящими глазами они ноготь вырывают.

Старик достал острую кость кенгуру (нтджала). Он проткнул им мой большой палец, засунул кость глубоко под ноготь. Он подчеркнул это; остальные продолжали петь. Он сунул его под гвоздь в другом месте. Он постепенно ослабил ноготь. Оно было скользким от крови. Я чуть не закричал от боли; мучения были невыносимыми. Я не забыл этого: боль была немалой; это было чрезвычайно здорово. Когда ноготь был расшатан, он взял острый зуб опоссума, вонзил его в живую плоть через основание ногтя большого пальца и оторвал ноготь сзади. Кровь брызнула ему на руку. Мужчина скандировал:

Гвоздь выдирают, ноготь выдирают;
Кровь льётся рекой, мчится рекой.

Затем они схватили мою левую руку и таким же образом вырвали ноготь большого пальца.

Сегодня мы делаем большую уступку молодым людям в нашей группе. Мы больше не отрываем им ногти. Цена слишком высока; мы даем им чурунгу по гораздо более низкой цене. Кроме того, молодые люди нынешнего поколения уже недостаточно выносливы, чтобы терпеть такую ​​боль. [1]

Связь с историческими исследованиями

[ редактировать ]

Эти священные реликвии представляли большой интерес для ранних европейских антропологов и социологов , изучавших природу тотемической религии и священного. Такие ученые, как Спенсер , Гиллен , Штрелов, Кемпе и Дюркгейм, изучали тюрунгу. Дюркгейм обсуждает природу чурунги в своей плодотворной работе «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Он считал чурунгу архетипом священного предмета. [ нужна ссылка ]

  1. ^ Перейти обратно: а б Стрелов, TGH (1947). Традиции Аранды . Издательство Мельбурнского университета. стр. 85–6.
  2. ^ Люсьен Леви-Брюль (1922). Душа первобытного человека . Перевод Клэр, Лилиан А. Тр. Анвин Бразерс Лимитед. п. 188 .
  3. ^ Дюркгейм, Эмиль (1915). Элементарные формы религиозной жизни, пер. Карен Филдс (изд. 1995 г.) . Свободная пресса. п. 119.
  4. ^ Гибсон, Джейсон (2020). Церемонийные мужчины: создание этнографии и возвращение коллекции Стрелова . СУНИ Пресс. стр. 211–338.
  5. ^ «Искусство аборигенов Анатжари Тьякамара, искусство коренных народов Австралии» . Картины аборигенов на коре . 9 октября 2018 года . Проверено 14 июля 2021 г.
  6. ^ «Кот Каапа Тьямпитджинпа | продать кота-накидку Тьямпитджинпа| Кот-палатка » Картины аборигенов на коре . октября 18 Получено 14 июля.
  7. ^ «Смысл искусства аборигенов | Смысл искусства аборигенов | Чуринга | Тьюринга» . Картины аборигенов на коре . 7 сентября 2019 года . Проверено 14 июля 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Дюркгейм, Эмиль, Элементарные формы религиозной жизни , пер. Карен Филдс, The Free Press, 1995 (первоначально опубликовано в 1912 году)
  • Кемпе, Х. «Словарь племен, населяющих хребты Макдоннелл», RSSA, т. XIV, 1898 г., стр. 1–54
  • Спенсер Б. и Гиллен Ф. Арунта – исследование людей каменного века , Макмиллан, Лондон, 1927. Vol. II, с. 571
  • Стрелов, TGH, Традиции Аранды , издательство Мельбурнского университета, 1947. стр. 85-6
[ редактировать ]
  • Полет уток Документально подтверждены продажи Тьюрунги с описаниями, взятыми с сайтов онлайн-аукционов.
  • Священное путешествие Документальный фильм ABC , в котором директор Южно-Австралийского музея пытается вернуть аборигенов тюрунга в их первоначальные общины, попутно исследуя их значение и тайну.

Читателям-аборигенам из регионов Центральной и Западной пустыни с уважением сообщаем, что просмотр или демонстрация изображений священных объектов могут быть сочтены их общинами неуместными.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 98d2e441224136f2719edc0ad3a7425d__1717758840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/5d/98d2e441224136f2719edc0ad3a7425d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tjurunga - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)