Архетип
Понятие архетипа ( / ˈɑːr kɪ от t aɪ p / -ki AR ; -type . древнегреч ἄρχω arkho 'начинать' и τύπος túpos 'сортировать, типировать') появляется в областях, касающихся поведения , исторической психологии и литературного анализа .
Архетип может быть любым из следующих:
- утверждение, образец поведения, прототип , «первая» форма или основная модель, в которую копируются, эмулируются или «сливаются» другие утверждения, образцы поведения и объекты. Неофициальные синонимы, часто используемые для этого определения, включают «стандартный пример», «базовый пример» и более развернутый «архетипический пример»; математические архетипы часто выступают как « канонические примеры».
- Платоновская концепция формы чистой , которая , как считалось, воплощает фундаментальные характеристики вещи.
- концепция юнгианской психологии о наследственной бессознательной предрасположенности, поведенческой черте или тенденции («инстинкт»), разделяемой среди членов вида; как и любая поведенческая черта, тенденция возникает посредством паттернов мышления, образов, аффектов или импульсов, характеризующихся качественным сходством с отдельными повествовательными конструкциями; в отличие от черт личности, многие фундаментальные характеристики архетипа являются общими с коллективными и не определяются преимущественно индивидуальным представлением о них; и постулируется, что тенденция использовать архетипические представления возникает из-за эволюционного стремления установить конкретные сигналы, соответствующие исторической эволюционной среде, чтобы лучше адаптироваться к ней. Такими эволюционными стремлениями являются: выживание и процветание в физической среде, функция связи, приобретение знаний и т. д. Это выражается графически в виде архетипических «фигур».
- Постоянно повторяющийся символ или мотив в литературе , живописи или мифологии. Это определение относится к повторению персонажей или идей, имеющих схожие черты, в различных, казалось бы, несвязанных случаях в классическом повествовании, средствах массовой информации и т. д. Такое использование термина основано как на сравнительной антропологии , так и на юнгианской теории архетипов .
Архетипы также являются очень близкими аналогами инстинктов , поскольку задолго до того, как развивается какое-либо сознание, именно безличные и унаследованные черты человеческих существ представляют и мотивируют человеческое поведение. [1] Они также продолжают влиять на чувства и поведение даже после того, как некоторая степень сознания развилась позже. [1]
Этимология
[ редактировать ]Слово архетип , «оригинальный образец, с которого делаются копии», впервые вошло в употребление в английском языке в 1540-х годах. [2] Оно происходит от латинского существительного архетипум , латинизации греческого ), что означает существительного ἀρχέτυπον ( архетипон ), прилагательного форма которого — ἀρχέτυπος ( архетипос «первоотлитый», [3] собой соединение ἀρχήarchḗ которое представляет , «начало, происхождение», [4] и τύπος týpos , что может означать, помимо прочего, «шаблон», «модель» или «тип». [5] Таким образом, оно относилось к началу или происхождению узора, модели или типа. [6]
Архетипы в литературе
[ редактировать ]Функция
[ редактировать ]Использование архетипов в конкретных произведениях представляет собой целостный подход , который может помочь письму завоевать всеобщее признание. Это потому, что читатели могут относиться к персонажам и ситуации и идентифицировать себя с ними как в социальном, так и в культурном плане. Используя общие архетипы в контексте, писатель стремится придать своей работе реализм. [7] По мнению многих литературных критиков, архетипы имеют стандартное и повторяющееся изображение в конкретной человеческой культуре или во всей человеческой расе, что в конечном итоге закладывает конкретные основы и может формировать всю структуру литературного произведения. [ нужна ссылка ]
Архетипы историй
[ редактировать ]Кристофер Букер , автор книги «Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории» , утверждает, что в основе всех историй лежат следующие основные архетипы: [8]
- Победа над монстром
- Из грязи в князи
- Квест
- Путешествие и возвращение
- Комедия
- Трагедия
- Возрождение
Эти темы совпадают с характерами архетипов Юнга.
Литературная критика
[ редактировать ]Архетипическая литературная критика утверждает, что архетипы определяют форму и функцию литературных произведений и что значение текста формируется культурными и психологическими мифами. Культурные архетипы — это непознаваемые базовые формы, персонифицированные или конкретизированные посредством повторяющихся изображений , символов или узоров (которые могут включать такие мотивы, как « поиск » или « небесное восхождение »; узнаваемые типы персонажей, такие как « обманщик », « святой ») . , « мученик » или « герой »; символы, такие как яблоко или змея и образы), и все они были наполнены смыслом до их включения в какое-либо конкретное произведение. [ нужна ссылка ]
Архетипы раскрывают общие роли, универсальные для всех обществ, такие как роль матери в ее естественных отношениях со всеми членами семьи. Эти архетипы создают общие образы, которые определяются многими стереотипами, не отделившимися от традиционных, биологических, религиозных и мифических рамок. [9]
Платонические архетипы
[ редактировать ]Истоки архетипической гипотезы восходят к Платону . , у Платона Эйдосы , или идеи представляли собой чистые мыслительные формы, запечатленные в душе еще до ее рождения в мир. Некоторые философы также переводят архетип как «сущность», чтобы избежать путаницы в отношении концептуализации Платона Форм. [10] Хотя соблазнительно думать о Формах как о ментальных сущностях (идеях), существующих только в нашем сознании, философ настаивал на том, что они независимы от любого разума (реального). [10] Эйдосы были коллективными в том смысле, что они воплощали фундаментальные характеристики вещи, а не ее конкретные особенности. В семнадцатом веке сэр Томас Браун и Фрэнсис Бэкон использовали слово «архетип» в своих трудах; Браун в «Саду Кира» (1658) попытался изобразить архетипы в использовании им символических имен собственных. [ нужна ссылка ]
Юнгианские архетипы
[ редактировать ]Понятие психологических архетипов было выдвинуто швейцарским психиатром Карлом Юнгом , ок. 1919. Юнг признал, что на его концептуализацию архетипа повлиял эйдос Платона , который он описал как «сформулированное значение изначального образа, посредством которого он был представлен символически». [11] По мнению Юнга, термин «архетип» является пояснительным парафразом платонического эйдоса , который также считается символом словесной формы . [11] Он утверждал, что платонические архетипы — это метафизические идеи, парадигмы или модели, а реальные вещи считаются лишь копиями этих модельных идей. [11] Однако архетипы в работах Платона нелегко распознать в том смысле, в котором их имел в виду Юнг. [12]
В психологической концепции Юнга архетипы представляют собой врожденные, либидинально коллективные схемы , универсальные прототипы образов идейно -сенсорных впечатлений и могут использоваться для интерпретации наблюдений. [13] [6] Группа воспоминаний и интерпретаций, связанных с архетипом, представляет собой комплекс (например, материнский комплекс, связанный с материнским архетипом). Юнг рассматривал архетипы как психологические органы, аналогичные физическим в том смысле, что оба являются морфологическими конструкциями, возникшими в результате эволюции . [14] В то же время было замечено, что эволюцию можно считать архетипической конструкцией. [15]
В первой части книги « Человек и его символы» Юнг утверждает , что:
Мои взгляды на «архаические остатки», которые я называю «архетипами» или «первообразами», постоянно подвергались критике со стороны людей, которым не хватает достаточных знаний в психологии сновидений и мифологии. Термин «архетип» часто неправильно понимается как означающий определенные мифологические образы или мотивы, но это не что иное, как сознательные представления. Такие представления переменных не могут быть унаследованы. Архетип — это тенденция формировать такие репрезентации мотива — репрезентации, которые могут сильно варьироваться в деталях, не теряя при этом своей основной структуры.
Хотя существует множество классификаций архетипов, конфигурация Юнга, пожалуй, наиболее известна и служит основой для многих других моделей. Четыре основных архетипа, возникшие в его работе и первоначально названные Юнгом первичными образами, включают аниму/анимус, самость, тень и персону. Кроме того, Юнг ссылался на образы мудрого старика, ребенка, матери и девушки. [16] Он считал, что каждый человеческий разум сохраняет эти базовые бессознательные представления о состоянии человека и коллективные знания нашего вида в конструкции коллективного бессознательного .
Неоюнгианские концепции
[ редактировать ]Другие авторы, такие как Кэрол Пирсон и Маргарет Марк, приписали Юнгу 12 различных архетипов, сгруппированных в три всеобъемлющие категории, основанные на фундаментальной движущей силе. К ним относятся: [17]
- Типы Эго :
- Невиновный
- Сирота/обычный парень или девушка
- Герой
- Опекун
- Типы души :
- Исследователь
- Мятежник
- Возлюбленный
- Создатель
- Типы себя :
- Шут
- Мудрец
- Волшебник
- Правитель
Другие авторы, такие как Маргарет Хартвелл и Джошуа Чен, идут дальше и дают этим 12 семействам архетипов по 5 архетипов в каждом.Они заключаются в следующем: [18]
- Невинная семья :
- Невиновный
- Ребенок
- Мечтатель
- Идеалист
- Муза
- Семья гражданина :
- Гражданин
- Адвокат
- Обыватель
- Сетевик
- Слуга
- Семья героев :
- Герой
- Спортсмен
- Освободитель
- Спасатель
- Воин
- Семья воспитателя :
- Опекун
- Ангел
- Хранитель
- Целитель
- Самаритянин
- Семья исследователей :
- Исследователь
- авантюрист
- пионер
- Универсальный специалист
- Искатель
- Семья повстанцев :
- Мятежник
- Активист
- Игрок
- Маверик
- Реформатор
- Семья любовников :
- Возлюбленный
- Компаньон
- Гедонист
- Сваха
- Романтический
- Семья создателя :
- Создатель
- Художник
- Предприниматель
- Рассказчик
- Провидец
- Семья Шутов :
- Шут
- Клоун
- Конферансье
- провокатор
- Оборотень
- Семья Сейдж :
- Мудрец
- Детектив
- Наставник
- Шаман
- Переводчик
- Семья волшебника :
- Волшебник
- Алхимик
- Инженер
- новатор
- Ученый
- Суверенная семья :
- Суверенный
- посол
- Судить
- Патриарх
- Правитель
Другие варианты использования архетипов
[ редактировать ]Существует также мнение, что использование архетипов по-разному возможно, поскольку каждый архетип имеет множество проявлений, каждое из которых имеет разные атрибуты. [19] Например, существует позиция, согласно которой к функции архетипа следует подходить в соответствии с контекстом биологических наук и достигается через концепцию предельной функции. [20] Это относится к реакции организма на это давление с точки зрения биологических особенностей. [20]
Применение архетипов Дихтером
[ редактировать ]Позже, в 1900-х годах, венский психолог доктор Эрнест Дихтер взял эти психологические конструкции и применил их в маркетинге. Дихтер переехал в Нью-Йорк примерно в 1939 году и разослал всем рекламным агентствам на Мэдисон-авеню письмо, в котором хвалился своим новым открытием. Он обнаружил, что применение этих универсальных тем к продуктам способствует более легкому обнаружению и повышению лояльности к брендам. [21]
См. также
[ редактировать ]- Аллегория Пещеры
- Архетипическая педагогика
- Архив исследований архетипического символизма
- Персонаж (искусства)
- Клише
- Дмута в мандеизме
- Ментальная модель
- Мономиф
- Наглядное определение
- Вечная философия
- Персонификация
- Прототип
- Смена ролей
- Симулякр
- Стереотип
- Системные архетипы
- Теория форм
- Тип (биология)
- Раненый целитель
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хольцингер, Андреас; Зифле, Мартина; Хитц, Мартин; Дебевец, Матьяз (26 июня 2013 г.). Человеческий фактор в вычислительной технике и информатике: Первая международная конференция, SouthCHI 2013, Марибор, Словения, 1-3 июля 2013 г., Материалы . Гейдельберг: Спрингер. п. 18. ISBN 9783642390616 .
- ^ Дуглас Харпер. «Онлайн-словарь этимологии — Архетип» .
- ^ ἀρχέτυπος , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , о Персее
- ^ ἀρχή , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , о Персее
- ^ τύπος , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , о Персее
- ^ Jump up to: а б Селикель, Мехмет; Таниян, Байсар (2015). Изучение английского языка: новые перспективы . Ньюкасл-апон-Тайн, Великобритания: Издательство Cambridge Scholars Publishing. п. 13. ISBN 978-1443877275 .
- ^ «Литературное онлайн-устройство — функция архетипа» . 19 августа 2013 г.
- ^ Кристофер., Букер (2004). Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории . Лондон: Континуум. ISBN 978-0826452092 . OCLC 57131450 .
- ^ Сбайхат, Ахлам. 2012. «Образ матери в испанской и иорданской пословицах. Сравнительное паремиологическое исследование». Испания: Испанское общество литературных исследований популярной культуры , Oceanide 5.
- ^ Jump up to: а б Соччио, Дуглас Дж. (2009). Архетипы мудрости: Введение в философию, седьмое издание . Бельмонт, Калифорния: Обучение Уодсворта Cengage. п. 128. ИСБН 9780495603825 .
- ^ Jump up to: а б с Нокс, Джин (2003). Архетип, привязанность, анализ: юнгианская психология и эмерджентный разум . Нью-Йорк: Бруннер-Рутледж. п. 35. ISBN 978-1583911280 .
- ^ Надь, Мэрилин (1991). Философские проблемы психологии К.Г. Юнга: портреты, политика, программы и практики . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 157. ИСБН 978-0791404515 .
- ^ Хогенсон, Джордж Б. (2004). «Архетипы: возникновение и глубинная структура психики». В Камбре, Джозеф; Картер, Линда (ред.). Аналитическая психология: современные перспективы юнгианского анализа . Прогресс теории в терапии. Рутледж. п. 33. ISBN 978-1-58391-999-6 .
«Архетипы — это источники энергии… коллективные идеи… записи реакций на субъективные чувственные образы» (Юнг[).]
- ^ Бори, К. Джордж. «Карл Юнг» . Архивировано из оригинала 6 февраля 2006 года . Проверено 9 марта 2006 г.
- ^ Браун, Р.С. 2013. « За пределами эволюционной парадигмы в исследованиях сознания ». Журнал трансперсональной психологии 45 (2): 159–71.
- ^ Халл, RFC, изд. (2014), «Архетипы коллективного бессознательного», Собрание сочинений К.Г. Юнга, Том 9 (Часть 1): Архетипы и коллективное бессознательное , Princeton University Press, стр. 3–41, doi : 10.1515/9781400850969.3 , ISBN 9781400850969
- ^ «Архетипы – 12 юнгианских типов человека» . mainform.net . Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ Мамфри, Вашингтон (2009). Архетипы в брендинге: инструментарий для креативщиков и стратегов . Адамс Медиа Корпорация. ISBN 978-1-4403-0788-1 . OCLC 1088338691 .
- ^ Одайник, В. Вальтер (2012). Архетип и характер: типы личности Сила, Эрос, Дух и Материя . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 51. ИСБН 9781349349241 .
- ^ Jump up to: а б Холткамп, Марк Б. (10 июля 2012 г.). Биология архетипа . КнигаBaby. ISBN 9780615665337 .
- ^ «Розничная терапия. Как Эрнест Дихтер, помощник Зигмунда Фрейда, произвел революцию в маркетинге» . Экономист . 17 декабря 2011 года . Проверено 1 января 2012 г.
В 1939 году он написал письмо в шесть крупных американских компаний, представившись «молодым психологом...
Внешние ссылки
[ редактировать ]Словарное определение архетипа в Викисловаре