Jump to content

Архетип

Понятие архетипа ( / ˈɑːr от t p / -ki AR ; -type . древнегреч ἄρχω arkho 'начинать' и τύπος túpos 'сортировать, типировать') появляется в областях, касающихся поведения , исторической психологии и литературного анализа .

Архетип может быть любым из следующих:

  1. утверждение, образец поведения, прототип , «первая» форма или основная модель, в которую копируются, эмулируются или «сливаются» другие утверждения, образцы поведения и объекты. Неофициальные синонимы, часто используемые для этого определения, включают «стандартный пример», «базовый пример» и более развернутый «архетипический пример»; математические архетипы часто выступают как « канонические примеры».
  2. Платоновская концепция формы чистой , которая , как считалось, воплощает фундаментальные характеристики вещи.
  3. концепция юнгианской психологии о наследственной бессознательной предрасположенности, поведенческой черте или тенденции («инстинкт»), разделяемой среди членов вида; как и любая поведенческая черта, тенденция возникает посредством паттернов мышления, образов, аффектов или импульсов, характеризующихся качественным сходством с отдельными повествовательными конструкциями; в отличие от черт личности, многие фундаментальные характеристики архетипа являются общими с коллективными и не определяются преимущественно индивидуальным представлением о них; и постулируется, что тенденция использовать архетипические представления возникает из-за эволюционного стремления установить конкретные сигналы, соответствующие исторической эволюционной среде, чтобы лучше адаптироваться к ней. Такими эволюционными стремлениями являются: выживание и процветание в физической среде, функция связи, приобретение знаний и т. д. Это выражается графически в виде архетипических «фигур».
  4. Постоянно повторяющийся символ или мотив в литературе , живописи или мифологии. Это определение относится к повторению персонажей или идей, имеющих схожие черты, в различных, казалось бы, несвязанных случаях в классическом повествовании, средствах массовой информации и т. д. Такое использование термина основано как на сравнительной антропологии , так и на юнгианской теории архетипов .

Архетипы также являются очень близкими аналогами инстинктов , поскольку задолго до того, как развивается какое-либо сознание, именно безличные и унаследованные черты человеческих существ представляют и мотивируют человеческое поведение. [1] Они также продолжают влиять на чувства и поведение даже после того, как некоторая степень сознания развилась позже. [1]

Этимология

[ редактировать ]

Слово архетип , «оригинальный образец, с которого делаются копии», впервые вошло в употребление в английском языке в 1540-х годах. [2] Оно происходит от латинского существительного архетипум , латинизации греческого ), что означает существительного ἀρχέτυπον ( архетипон ), прилагательного форма которого — ἀρχέτυπος ( архетипос «первоотлитый», [3] собой соединение ἀρχήarchḗ которое представляет , «начало, происхождение», [4] и τύπος týpos , что может означать, помимо прочего, «шаблон», «модель» или «тип». [5] Таким образом, оно относилось к началу или происхождению узора, модели или типа. [6]

Архетипы в литературе

[ редактировать ]

Использование архетипов в конкретных произведениях представляет собой целостный подход , который может помочь письму завоевать всеобщее признание. Это потому, что читатели могут относиться к персонажам и ситуации и идентифицировать себя с ними как в социальном, так и в культурном плане. Используя общие архетипы в контексте, писатель стремится придать своей работе реализм. [7] По мнению многих литературных критиков, архетипы имеют стандартное и повторяющееся изображение в конкретной человеческой культуре или во всей человеческой расе, что в конечном итоге закладывает конкретные основы и может формировать всю структуру литературного произведения. [ нужна ссылка ]

Архетипы историй

[ редактировать ]

Кристофер Букер , автор книги «Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории» , утверждает, что в основе всех историй лежат следующие основные архетипы: [8]

  1. Победа над монстром
  2. Из грязи в князи
  3. Квест
  4. Путешествие и возвращение
  5. Комедия
  6. Трагедия
  7. Возрождение

Эти темы совпадают с характерами архетипов Юнга.

Литературная критика

[ редактировать ]

Архетипическая литературная критика утверждает, что архетипы определяют форму и функцию литературных произведений и что значение текста формируется культурными и психологическими мифами. Культурные архетипы — это непознаваемые базовые формы, персонифицированные или конкретизированные посредством повторяющихся изображений , символов или узоров (которые могут включать такие мотивы, как « поиск » или « небесное восхождение »; узнаваемые типы персонажей, такие как « обманщик », « святой ») . , « мученик » или « герой »; символы, такие как яблоко или змея и образы), и все они были наполнены смыслом до их включения в какое-либо конкретное произведение. [ нужна ссылка ]

Архетипы раскрывают общие роли, универсальные для всех обществ, такие как роль матери в ее естественных отношениях со всеми членами семьи. Эти архетипы создают общие образы, которые определяются многими стереотипами, не отделившимися от традиционных, биологических, религиозных и мифических рамок. [9]

Платонические архетипы

[ редактировать ]

Истоки архетипической гипотезы восходят к Платону . , у Платона Эйдосы , или идеи представляли собой чистые мыслительные формы, запечатленные в душе еще до ее рождения в мир. Некоторые философы также переводят архетип как «сущность», чтобы избежать путаницы в отношении концептуализации Платона Форм. [10] Хотя соблазнительно думать о Формах как о ментальных сущностях (идеях), существующих только в нашем сознании, философ настаивал на том, что они независимы от любого разума (реального). [10] Эйдосы были коллективными в том смысле, что они воплощали фундаментальные характеристики вещи, а не ее конкретные особенности. В семнадцатом веке сэр Томас Браун и Фрэнсис Бэкон использовали слово «архетип» в своих трудах; Браун в «Саду Кира» (1658) попытался изобразить архетипы в использовании им символических имен собственных. [ нужна ссылка ]

Юнгианские архетипы

[ редактировать ]

Понятие психологических архетипов было выдвинуто швейцарским психиатром Карлом Юнгом , ок. 1919. Юнг признал, что на его концептуализацию архетипа повлиял эйдос Платона , который он описал как «сформулированное значение изначального образа, посредством которого он был представлен символически». [11] По мнению Юнга, термин «архетип» является пояснительным парафразом платонического эйдоса , который также считается символом словесной формы . [11] Он утверждал, что платонические архетипы — это метафизические идеи, парадигмы или модели, а реальные вещи считаются лишь копиями этих модельных идей. [11] Однако архетипы в работах Платона нелегко распознать в том смысле, в котором их имел в виду Юнг. [12]

В психологической концепции Юнга архетипы представляют собой врожденные, либидинально коллективные схемы , универсальные прототипы образов идейно -сенсорных впечатлений и могут использоваться для интерпретации наблюдений. [13] [6] Группа воспоминаний и интерпретаций, связанных с архетипом, представляет собой комплекс (например, материнский комплекс, связанный с материнским архетипом). Юнг рассматривал архетипы как психологические органы, аналогичные физическим в том смысле, что оба являются морфологическими конструкциями, возникшими в результате эволюции . [14] В то же время было замечено, что эволюцию можно считать архетипической конструкцией. [15]

В первой части книги « Человек и его символы» Юнг утверждает , что:

Мои взгляды на «архаические остатки», которые я называю «архетипами» или «первообразами», постоянно подвергались критике со стороны людей, которым не хватает достаточных знаний в психологии сновидений и мифологии. Термин «архетип» часто неправильно понимается как означающий определенные мифологические образы или мотивы, но это не что иное, как сознательные представления. Такие представления переменных не могут быть унаследованы. Архетип — это тенденция формировать такие репрезентации мотива — репрезентации, которые могут сильно варьироваться в деталях, не теряя при этом своей основной структуры.

Хотя существует множество классификаций архетипов, конфигурация Юнга, пожалуй, наиболее известна и служит основой для многих других моделей. Четыре основных архетипа, возникшие в его работе и первоначально названные Юнгом первичными образами, включают аниму/анимус, самость, тень и персону. Кроме того, Юнг ссылался на образы мудрого старика, ребенка, матери и девушки. [16] Он считал, что каждый человеческий разум сохраняет эти базовые бессознательные представления о состоянии человека и коллективные знания нашего вида в конструкции коллективного бессознательного .

Неоюнгианские концепции

[ редактировать ]

Другие авторы, такие как Кэрол Пирсон и Маргарет Марк, приписали Юнгу 12 различных архетипов, сгруппированных в три всеобъемлющие категории, основанные на фундаментальной движущей силе. К ним относятся: [17]

  • Типы Эго :
    1. Невиновный
    2. Сирота/обычный парень или девушка
    3. Герой
    4. Опекун
  • Типы души :
    1. Исследователь
    2. Мятежник
    3. Возлюбленный
    4. Создатель
  • Типы себя :
    1. Шут
    2. Мудрец
    3. Волшебник
    4. Правитель

Другие авторы, такие как Маргарет Хартвелл и Джошуа Чен, идут дальше и дают этим 12 семействам архетипов по 5 архетипов в каждом.Они заключаются в следующем: [18]

  • Невинная семья :
    1. Невиновный
    2. Ребенок
    3. Мечтатель
    4. Идеалист
    5. Муза
  • Семья гражданина :
    1. Гражданин
    2. Адвокат
    3. Обыватель
    4. Сетевик
    5. Слуга
  • Семья героев :
    1. Герой
    2. Спортсмен
    3. Освободитель
    4. Спасатель
    5. Воин
  • Семья воспитателя :
    1. Опекун
    2. Ангел
    3. Хранитель
    4. Целитель
    5. Самаритянин
  • Семья исследователей :
    1. Исследователь
    2. авантюрист
    3. пионер
    4. Универсальный специалист
    5. Искатель
  • Семья повстанцев :
    1. Мятежник
    2. Активист
    3. Игрок
    4. Маверик
    5. Реформатор
  • Семья любовников :
    1. Возлюбленный
    2. Компаньон
    3. Гедонист
    4. Сваха
    5. Романтический
  • Семья создателя :
    1. Создатель
    2. Художник
    3. Предприниматель
    4. Рассказчик
    5. Провидец
  • Семья Шутов :
    1. Шут
    2. Клоун
    3. Конферансье
    4. провокатор
    5. Оборотень
  • Семья Сейдж :
    1. Мудрец
    2. Детектив
    3. Наставник
    4. Шаман
    5. Переводчик
  • Семья волшебника :
    1. Волшебник
    2. Алхимик
    3. Инженер
    4. новатор
    5. Ученый
  • Суверенная семья :
    1. Суверенный
    2. посол
    3. Судить
    4. Патриарх
    5. Правитель

Другие варианты использования архетипов

[ редактировать ]

Существует также мнение, что использование архетипов по-разному возможно, поскольку каждый архетип имеет множество проявлений, каждое из которых имеет разные атрибуты. [19] Например, существует позиция, согласно которой к функции архетипа следует подходить в соответствии с контекстом биологических наук и достигается через концепцию предельной функции. [20] Это относится к реакции организма на это давление с точки зрения биологических особенностей. [20]

Применение архетипов Дихтером

[ редактировать ]

Позже, в 1900-х годах, венский психолог доктор Эрнест Дихтер взял эти психологические конструкции и применил их в маркетинге. Дихтер переехал в Нью-Йорк примерно в 1939 году и разослал всем рекламным агентствам на Мэдисон-авеню письмо, в котором хвалился своим новым открытием. Он обнаружил, что применение этих универсальных тем к продуктам способствует более легкому обнаружению и повышению лояльности к брендам. [21]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Хольцингер, Андреас; Зифле, Мартина; Хитц, Мартин; Дебевец, Матьяз (26 июня 2013 г.). Человеческий фактор в вычислительной технике и информатике: Первая международная конференция, SouthCHI 2013, Марибор, Словения, 1-3 июля 2013 г., Материалы . Гейдельберг: Спрингер. п. 18. ISBN  9783642390616 .
  2. ^ Дуглас Харпер. «Онлайн-словарь этимологии — Архетип» .
  3. ^ ἀρχέτυπος , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , о Персее
  4. ^ ἀρχή , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , о Персее
  5. ^ τύπος , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , о Персее
  6. ^ Jump up to: а б Селикель, Мехмет; Таниян, Байсар (2015). Изучение английского языка: новые перспективы . Ньюкасл-апон-Тайн, Великобритания: Издательство Cambridge Scholars Publishing. п. 13. ISBN  978-1443877275 .
  7. ^ «Литературное онлайн-устройство — функция архетипа» . 19 августа 2013 г.
  8. ^ Кристофер., Букер (2004). Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории . Лондон: Континуум. ISBN  978-0826452092 . OCLC   57131450 .
  9. ^ Сбайхат, Ахлам. 2012. «Образ матери в испанской и иорданской пословицах. Сравнительное паремиологическое исследование». Испания: Испанское общество литературных исследований популярной культуры , Oceanide 5.
  10. ^ Jump up to: а б Соччио, Дуглас Дж. (2009). Архетипы мудрости: Введение в философию, седьмое издание . Бельмонт, Калифорния: Обучение Уодсворта Cengage. п. 128. ИСБН  9780495603825 .
  11. ^ Jump up to: а б с Нокс, Джин (2003). Архетип, привязанность, анализ: юнгианская психология и эмерджентный разум . Нью-Йорк: Бруннер-Рутледж. п. 35. ISBN  978-1583911280 .
  12. ^ Надь, Мэрилин (1991). Философские проблемы психологии К.Г. Юнга: портреты, политика, программы и практики . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 157. ИСБН  978-0791404515 .
  13. ^ Хогенсон, Джордж Б. (2004). «Архетипы: возникновение и глубинная структура психики». В Камбре, Джозеф; Картер, Линда (ред.). Аналитическая психология: современные перспективы юнгианского анализа . Прогресс теории в терапии. Рутледж. п. 33. ISBN  978-1-58391-999-6 . «Архетипы — это источники энергии… коллективные идеи… записи реакций на субъективные чувственные образы» (Юнг[).]
  14. ^ Бори, К. Джордж. «Карл Юнг» . Архивировано из оригинала 6 февраля 2006 года . Проверено 9 марта 2006 г.
  15. ^ Браун, Р.С. 2013. « За пределами эволюционной парадигмы в исследованиях сознания ». Журнал трансперсональной психологии 45 (2): 159–71.
  16. ^ Халл, RFC, изд. (2014), «Архетипы коллективного бессознательного», Собрание сочинений К.Г. Юнга, Том 9 (Часть 1): Архетипы и коллективное бессознательное , Princeton University Press, стр. 3–41, doi : 10.1515/9781400850969.3 , ISBN  9781400850969
  17. ^ «Архетипы – 12 юнгианских типов человека» . mainform.net . Проверено 10 мая 2019 г.
  18. ^ Мамфри, Вашингтон (2009). Архетипы в брендинге: инструментарий для креативщиков и стратегов . Адамс Медиа Корпорация. ISBN  978-1-4403-0788-1 . OCLC   1088338691 .
  19. ^ Одайник, В. Вальтер (2012). Архетип и характер: типы личности Сила, Эрос, Дух и Материя . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 51. ИСБН  9781349349241 .
  20. ^ Jump up to: а б Холткамп, Марк Б. (10 июля 2012 г.). Биология архетипа . КнигаBaby. ISBN  9780615665337 .
  21. ^ «Розничная терапия. Как Эрнест Дихтер, помощник Зигмунда Фрейда, произвел революцию в маркетинге» . Экономист . 17 декабря 2011 года . Проверено 1 января 2012 г. В 1939 году он написал письмо в шесть крупных американских компаний, представившись «молодым психологом...
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d96d2181ee68811c7146ca7293bbd95d__1722015540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/5d/d96d2181ee68811c7146ca7293bbd95d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Archetype - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)