Монстр
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2016 г. ) |
Монстр ужасах – это тип вымышленного существа, встречающегося в , фэнтези , научной фантастике , фольклоре , мифологии и религии . Монстры очень часто изображаются опасными и агрессивными , со странной или гротескной внешностью, вызывающей ужас и страх , часто у людей. Монстры обычно напоминают причудливых , деформированных, потусторонних и/или мутировавших животных или совершенно уникальных существ разных размеров , но могут также принимать человеческую форму, например , мутантов , призраков , духов , зомби или каннибалов , среди прочего. Они могут обладать или не обладать сверхъестественными способностями, но обычно способны убивать или вызывать какие-либо разрушения, угрожая при этом социальному или моральному порядку человеческого мира.
Животные-монстры находятся вне морального порядка, но иногда имеют свое происхождение в каком-то нарушении человеком морального закона (например, в греческом Минос мифе не приносит в жертву Посейдону белого быка, которого послал ему бог, поэтому в наказание Посейдон делает Миноса жена Пасифая влюбляется в быка. Она совокупляется со зверем и рождает человека с головой быка, Минотавра ). Человеческие монстры — это те, кто по рождению никогда не был полностью человеком ( Медуза и ее сестры Горгоны ) или кто в результате какого-то сверхъестественного или неестественного действия потерял свою человечность ( оборотни , монстр Франкенштейна ) и поэтому больше не могут или никогда не могли следовать за моральный закон человеческого общества.
Монстры также могут изображаться как непонятые и дружелюбные существа, которые отпугивают людей, сами того не желая, или могут быть настолько большими, сильными и неуклюжими, что причиняют непреднамеренный ущерб или смерть. Некоторые монстры в художественной литературе изображаются озорными и неистовыми, но не обязательно угрожающими (например, хитрый гоблин ), в то время как другие могут быть послушными, но склонными к гневу или голоду, поэтому их необходимо приручить и научить сопротивляться диким побуждениям, или убить, если с ними невозможно успешно справиться или контролировать.
Монстры появились еще до письменной истории , и академическое изучение конкретных культурных представлений, выраженных в представлениях общества о монстрах, известно как монстрофобия . [1] Монстры появлялись в литературе и в полнометражных фильмах. Среди известных монстров в художественной литературе — граф Дракула , монстр Франкенштейна , оборотни , вампиры , демоны , мумии и зомби .
Этимология
[ редактировать ]Монстр происходит от латинского monstrum , которое в конечном итоге происходит от глагола moneo («напоминать, предупреждать, наставлять или предсказывать»), и обозначает что-либо «странное или необычное, противоречащее обычному ходу природы, посредством которого боги предупреждают зла», «странный, неестественный, отвратительный человек, животное или вещь» или любая «чудовищная или необычная вещь, обстоятельство или приключение». [2]
Культурное наследие
[ редактировать ]По словам Тины Мари Бойер, доцента кафедры средневековой немецкой литературы в Университете Уэйк Форест , «монстры не возникают из культурной пустоты; у них есть литературное и культурное наследие». [3]
В религиозном контексте древних греков и римлян монстры рассматривались как признаки «божественного недовольства», и считалось, что врожденные дефекты были особенно зловещими, будучи «неестественным событием» или «сбоем в работе природы». [4]
Однако монстры не обязательно являются мерзостью. Римский историк Светоний , например, описывает отсутствие ног у змеи или способность птицы летать как чудовищные, поскольку и то и другое «противоречит природе». [5] Тем не менее, негативный смысл этого слова быстро утвердился, и ко времени драматурга и философа Сенеки это слово расширилось до своего философского значения: «визуального и ужасающего откровения истины». [6]
Несмотря на это, мифологические монстры, такие как Гидра и Медуза, не являются природными существами, а божественными существами. Похоже, это пережиток протоиндоевропейской религии и других систем верований, в которых разделение на «дух», «монстр» и «бог» было менее очевидным.
Монстры в художественной литературе
[ редактировать ]Проза художественная
[ редактировать ]История монстров в художественной литературе длинная. Например, Грендель в эпической поэме « Беовульф» — архетипический монстр: уродливый, жестокий и обладающий огромной силой, он каждую ночь совершает набег на человеческое поселение, чтобы убивать и питаться своими жертвами. Современный литературный монстр уходит своими корнями в такие примеры, как монстр из Мэри Шелли » «Франкенштейна и вампир из Брэма Стокера » «Дракулы .
Монстры являются основным продуктом фэнтези , ужасов и научной фантастики (где монстры часто имеют природу ) внеземную . Существует также эротика о монстрах — поджанр эротической фантастики , в которой участвуют монстры.
Фильм
[ редактировать ]Фильмы о монстрах до Второй мировой войны
[ редактировать ]В эпоху немого кино монстры, как правило, были размером с человека, например, монстр Франкенштейна , Голем , оборотни и вампиры . В фильме «Зигфрид» фигурировал дракон , состоящий из покадровых анимированных моделей, как в , RKO «Кинг-Конге» первом фильме о гигантских монстрах звуковой эпохи.
Universal Studios специализировалась на монстрах: Бела Лугоши исполнял его сценическую роль Дракулы , а Борис Карлофф играл монстра Франкенштейна . Студия также сняла несколько менее масштабных фильмов, таких как «Рукотворный монстр » с Лоном Чейни-младшим в главной роли в роли карнавального работника шоу, который превращается в наэлектризованного убийцу, способного убивать жертв, просто прикоснувшись к ним, вызывая смерть от удара электрическим током.
Был еще вариант доктора Франкенштейна, безумного хирурга доктора Гоголя (его сыграл Петер Лорре ), пересадившего руки, реанимированные злобными темпераментами, в фильме « Безумная любовь» .
В этот период в фильмах были представлены оборотни были представлены подобные существа , а в «Людях-кошках» . Мумии также кинематографически изображались как грозные монстры. Что касается гигантских существ, в захватывающем эпизоде первого эпизода «Флэш Гордон» сериала 1936 года не использовался костюмированный актер, а вместо этого использовались реальные ящерицы , чтобы изобразить пару сражающихся драконов с использованием перспективы камеры. Однако в захватывающем моменте девятого эпизода того же сериала мужчина в резиновом костюме сыграл Огненного Дракона, который взял в когти куклу, изображающую Флэша. Цикл кинематографических монстров в конечном итоге исчерпал себя: в фильме «Эбботт и Костелло знакомятся с Франкенштейном» (1948) появился комедийный поворот.
Фильмы о монстрах после Второй мировой войны
[ редактировать ]Однако в эпоху после Второй мировой войны гигантские монстры вернулись на экран с силой, которая была причинно связана с разработкой ядерного оружия . Один из первых примеров произошел в американском фильме « Чудовище с 20 000 саженей» , в котором рассказывалось о динозавре , напавшем на маяк. Впоследствии появились изображения в японских фильмах ( Годзилла , Гамера ), британские изображения ( Горго ) и даже датские изображения ( Рептиликус ) гигантских монстров, нападающих на города. Недавнее изображение гигантского монстра изображено в фильме Джей Джей Абрамса « Кловерфилд» , который был показан в кинотеатрах 18 января 2008 года. Интригующая близость других планет вывела на большой экран представление о внеземных монстрах, некоторые из которых были огромных размеров ( такие как Кинг Гидора и Гиган ), а другие имели более человеческий масштаб. В этот период рыбочеловек был разработан монстр- Гилл-человек в сериале « Существо из Черной лагуны» .
Британская компания Hammer Film Productions придала красок фильмам о монстрах конца 1950-х годов. Примерно в это же время более ранние фильмы Universal обычно показывались по американскому телевидению независимыми станциями (а не сетевыми станциями) с использованием дикторов со странными личностями, что приобрело легионы молодых поклонников. Хотя с тех пор они значительно изменились, киномонстры не исчезли полностью с большого экрана, как это произошло в конце 1940-х годов.
Иногда монстры изображаются дружелюбными или непонятыми существами. Кинг-Конг и монстр Франкенштейна — два примера непонятых существ. Монстр Франкенштейна часто изображается таким образом в таких фильмах, как «Отряд монстров» и «Ван Хельсинг» . Халк — пример архетипа «Монстр как герой». Тема «Дружелюбного монстра» широко распространена в поп-культуре. Чубакка , Элмо и Шрек — яркие примеры дружелюбных «монстров». Персонажи-монстры из Pixar франшизы « Корпорация монстров» пугают (а позже развлекают) детей, чтобы создать энергию для работы механизмов в их родном мире, в то время как пушистые монстры из «Маппетов» и «Улицы Сезам» живут в гармонии как с животными, так и с людьми. . В японской культуре также часто присутствуют доброжелательные или симпатичные монстры, наиболее известными примерами которых являются франшиза «Покемон» и новаторское аниме «Мой сосед Тоторо» . Серия книг/вебизоды/линия игрушек Monster High — еще один пример.
Игры
[ редактировать ]Монстры часто встречаются в фэнтезийных или ролевых играх, а также в видеоиграх как враги, с которыми игрокам приходится сражаться. Они могут включать инопланетян , легендарных существ , существ из других измерений или мутировавшие версии обычных животных.
Особенно в ролевых играх «монстр» — это универсальный термин для обозначения враждебных персонажей, с которыми игрок сражается. Разумные вымышленные расы обычно не называют монстрами. В других случаях этот термин может иметь нейтральный оттенок, например, во франшизе «Покемон» , где он используется для обозначения милых вымышленных существ, напоминающих реальных животных. Персонажи в играх могут называть всех таких существ «монстрами». Еще одна ролевая игра, в которой есть много разных фантастических существ (как монстров, так и драконов), — это Dungeons & Dragons .
В некоторых других играх, таких как Undertale и Deltarune , «монстры» (обычно это NPC) относятся к странным существам, которые являются либо нежитью , либо роботами , гуманоидами , либо мифическими существами, имеющими сходство с людьми.
См. также
[ редактировать ]Монстры в легендах и фантастике
[ редактировать ]- Абайя
- Души
- Ангел
- Бакунава
- Банши
- Василиск
- Зверь из Жеводана
- Бегемот
- снежный человек
- Епископ-рыба
- Бугимен
- Буньип
- Кентавр
- Цербер
- Подменыш
- Харибда
- Химера
- Криптозоология
- Циклоп
- Кит
- Кокатрис
- Демон
- друг
- Дракон
- Доктор Джекилл и мистер Хайд
- Карлик
- Эльф
- Внеземная жизнь
- Сказочный
- Грозные твари
- Фуке Монстр
- Франкенштейн
- Горгулья
- Гашадокуро
- Джилл-человек
- Гоблин
- Гуль
- Призрак
- Гоблин
- Горгона
- Гремлин
- Грифон
- Смерть с косой
- Гном
- Всадник без головы
- Рогатый змей
- Бес
- Человек-невидимка
- Гидра
- Джерси Дьявол
- Цзянши
- Джинн
- Кайдзю
- Келпи
- Кракен
- Крампус
- Озерный монстр
- Лохнесское чудовище
- Легендарное существо
- Левиафан
- Мантикора
- Русалка
- Мидгардский змей
- Минокава
- Минотавр
- Мумия
- Мифологический гибрид
- Огр
- Oni
- орк
- Пегас
- Пикси
- Сатир
- Сцилла
- Морское чудовище
- Скелет
- Болотный монстр
- Тараск
- Тролль
- Тикбаланг
- Нежить
- Вампир
- Губы
- Вендиго
- оборотень
- Якша
- Яогуай
- Йети
- Ёкай
- Яра-ма-иха-кто
- Зомби
Связанные понятия
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ На каждой карте изображены монстр из японской мифологии и персонаж из слоговой азбуки хирагана .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Призыв к публикации статей о Preternature 2.2» . Доктор Лео Рюикби. 28 ноября 2011 года . Проверено 30 декабря 2017 г.
- ^ Преподобный Дж. Э. Риддл, Полный англо-латинский и латинско-английский словарь , Лондон: Longmans, Green и Co., 1870, sv monstrum , латинско-английская часть, стр. 399 .
- ^ Бойер, Тина Мари (2013). «Анатомия монстра: Дело Слендермена». Сверхъестественное: критические и исторические исследования сверхъестественного . 2 (2).
- ^ Бигон (2002) , с. 127.
- ^ Уордл (2006) , с. 330.
- ^ Стейли (2010) , стр. 80, 96, 109, 113 и другие.
Библиография
[ редактировать ]- Асма, Стивен (2009). О монстрах: неестественная история наших худших страхов . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195336160 .
- Бигон, Мэри (2002). «Вне сравнения: М. Сергий, победитель Фортуны». В Кларке, Джиллиан; Раджак, Тесса (ред.). Философия и власть в греко-римском мире: Очерки в честь Мириам Гриффин . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-829990-5 .
- Стейли, Грегори А. (2010). Сенека и идея трагедии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-538743-8 .
- Уордл, Дэвид (2006). Цицерон о гадании, книга 1 . Издательство Оксфордского университета.
- Вайншток, Джеффри Эндрю, изд. (2020). Читатель теории монстров . Университет Миннесоты Пресс. 2020.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с монстрами, на Викискладе?
- Словарное определение монстра в Викисловаре
- Словарное определение чудовищного в Викисловаре