Jump to content

Монстр

Аллегория бессмертия , ок. 1540 г.

Монстр ужасах – это тип вымышленного существа, встречающегося в , фэнтези , научной фантастике , фольклоре , мифологии и религии . Монстры очень часто изображаются опасными и агрессивными , со странной или гротескной внешностью, вызывающей ужас и страх , часто у людей. Монстры обычно напоминают причудливых , деформированных, потусторонних и/или мутировавших животных или совершенно уникальных существ разных размеров , но могут также принимать человеческую форму, например , мутантов , призраков , духов , зомби или каннибалов , среди прочего. Они могут обладать или не обладать сверхъестественными способностями, но обычно способны убивать или вызывать какие-либо разрушения, угрожая при этом социальному или моральному порядку человеческого мира.

Животные-монстры находятся вне морального порядка, но иногда имеют свое происхождение в каком-то нарушении человеком морального закона (например, в греческом Минос мифе не приносит в жертву Посейдону белого быка, которого послал ему бог, поэтому в наказание Посейдон делает Миноса жена Пасифая влюбляется в быка. Она совокупляется со зверем и рождает человека с головой быка, Минотавра ). Человеческие монстры — это те, кто по рождению никогда не был полностью человеком ( Медуза и ее сестры Горгоны ) или кто в результате какого-то сверхъестественного или неестественного действия потерял свою человечность ( оборотни , монстр Франкенштейна ) и поэтому больше не могут или никогда не могли следовать за моральный закон человеческого общества.

Монстры также могут изображаться как непонятые и дружелюбные существа, которые отпугивают людей, сами того не желая, или могут быть настолько большими, сильными и неуклюжими, что причиняют непреднамеренный ущерб или смерть. Некоторые монстры в художественной литературе изображаются озорными и неистовыми, но не обязательно угрожающими (например, хитрый гоблин ), в то время как другие могут быть послушными, но склонными к гневу или голоду, поэтому их необходимо приручить и научить сопротивляться диким побуждениям, или убить, если с ними невозможно успешно справиться или контролировать.

Монстры появились еще до письменной истории , и академическое изучение конкретных культурных представлений, выраженных в представлениях общества о монстрах, известно как монстрофобия . [1] Монстры появлялись в литературе и в полнометражных фильмах. Среди известных монстров в художественной литературе — граф Дракула , монстр Франкенштейна , оборотни , вампиры , демоны , мумии и зомби .

Этимология

[ редактировать ]
Полемическая аллегория в виде пятиголового монстра, 1618 г.

Монстр происходит от латинского monstrum , которое в конечном итоге происходит от глагола moneo («напоминать, предупреждать, наставлять или предсказывать»), и обозначает что-либо «странное или необычное, противоречащее обычному ходу природы, посредством которого боги предупреждают зла», «странный, неестественный, отвратительный человек, животное или вещь» или любая «чудовищная или необычная вещь, обстоятельство или приключение». [2]

Культурное наследие

[ редактировать ]

По словам Тины Мари Бойер, доцента кафедры средневековой немецкой литературы в Университете Уэйк Форест , «монстры не возникают из культурной пустоты; у них есть литературное и культурное наследие». [3]

В религиозном контексте древних греков и римлян монстры рассматривались как признаки «божественного недовольства», и считалось, что врожденные дефекты были особенно зловещими, будучи «неестественным событием» или «сбоем в работе природы». [4]

Однако монстры не обязательно являются мерзостью. Римский историк Светоний , например, описывает отсутствие ног у змеи или способность птицы летать как чудовищные, поскольку и то и другое «противоречит природе». [5] Тем не менее, негативный смысл этого слова быстро утвердился, и ко времени драматурга и философа Сенеки это слово расширилось до своего философского значения: «визуального и ужасающего откровения истины». [6]

Несмотря на это, мифологические монстры, такие как Гидра и Медуза, не являются природными существами, а божественными существами. Похоже, это пережиток протоиндоевропейской религии и других систем верований, в которых разделение на «дух», «монстр» и «бог» было менее очевидным.

Монстры в художественной литературе

[ редактировать ]

Проза художественная

[ редактировать ]

История монстров в художественной литературе длинная. Например, Грендель в эпической поэме « Беовульф» — архетипический монстр: уродливый, жестокий и обладающий огромной силой, он каждую ночь совершает набег на человеческое поселение, чтобы убивать и питаться своими жертвами. Современный литературный монстр уходит своими корнями в такие примеры, как монстр из Мэри Шелли » «Франкенштейна и вампир из Брэма Стокера » «Дракулы .

Монстры являются основным продуктом фэнтези , ужасов и научной фантастики (где монстры часто имеют природу ) внеземную . Существует также эротика о монстрах — поджанр эротической фантастики , в которой участвуют монстры.

Фильмы о монстрах до Второй мировой войны

[ редактировать ]
Голливудская интерпретация монстра Франкенштейна в исполнении Бориса Карлоффа

В эпоху немого кино монстры, как правило, были размером с человека, например, монстр Франкенштейна , Голем , оборотни и вампиры . В фильме «Зигфрид» фигурировал дракон , состоящий из покадровых анимированных моделей, как в , RKO «Кинг-Конге» первом фильме о гигантских монстрах звуковой эпохи.

Universal Studios специализировалась на монстрах: Бела Лугоши исполнял его сценическую роль Дракулы , а Борис Карлофф играл монстра Франкенштейна . Студия также сняла несколько менее масштабных фильмов, таких как «Рукотворный монстр » с Лоном Чейни-младшим в главной роли в роли карнавального работника шоу, который превращается в наэлектризованного убийцу, способного убивать жертв, просто прикоснувшись к ним, вызывая смерть от удара электрическим током.

Был еще вариант доктора Франкенштейна, безумного хирурга доктора Гоголя (его сыграл Петер Лорре ), пересадившего руки, реанимированные злобными темпераментами, в фильме « Безумная любовь» .

В этот период в фильмах были представлены оборотни были представлены подобные существа , а в «Людях-кошках» . Мумии также кинематографически изображались как грозные монстры. Что касается гигантских существ, в захватывающем эпизоде ​​первого эпизода «Флэш Гордон» сериала 1936 года не использовался костюмированный актер, а вместо этого использовались реальные ящерицы , чтобы изобразить пару сражающихся драконов с использованием перспективы камеры. Однако в захватывающем моменте девятого эпизода того же сериала мужчина в резиновом костюме сыграл Огненного Дракона, который взял в когти куклу, изображающую Флэша. Цикл кинематографических монстров в конечном итоге исчерпал себя: в фильме «Эбботт и Костелло знакомятся с Франкенштейном» (1948) появился комедийный поворот.

Фильмы о монстрах после Второй мировой войны

[ редактировать ]
Оригинальный постер фильма Годзилла (1954)

Однако в эпоху после Второй мировой войны гигантские монстры вернулись на экран с силой, которая была причинно связана с разработкой ядерного оружия . Один из первых примеров произошел в американском фильме « Чудовище с 20 000 саженей» , в котором рассказывалось о динозавре , напавшем на маяк. Впоследствии появились изображения в японских фильмах ( Годзилла , Гамера ), британские изображения ( Горго ) и даже датские изображения ( Рептиликус ) гигантских монстров, нападающих на города. Недавнее изображение гигантского монстра изображено в фильме Джей Джей Абрамса « Кловерфилд» , который был показан в кинотеатрах 18 января 2008 года. Интригующая близость других планет вывела на большой экран представление о внеземных монстрах, некоторые из которых были огромных размеров ( такие как Кинг Гидора и Гиган ), а другие имели более человеческий масштаб. В этот период рыбочеловек был разработан монстр- Гилл-человек в сериале « Существо из Черной лагуны» .

Карта из японской игры «Обакэ карута» , ок. начало 19 века [а]

Британская компания Hammer Film Productions придала красок фильмам о монстрах конца 1950-х годов. Примерно в это же время более ранние фильмы Universal обычно показывались по американскому телевидению независимыми станциями (а не сетевыми станциями) с использованием дикторов со странными личностями, что приобрело легионы молодых поклонников. Хотя с тех пор они значительно изменились, киномонстры не исчезли полностью с большого экрана, как это произошло в конце 1940-х годов.

Иногда монстры изображаются дружелюбными или непонятыми существами. Кинг-Конг и монстр Франкенштейна — два примера непонятых существ. Монстр Франкенштейна часто изображается таким образом в таких фильмах, как «Отряд монстров» и «Ван Хельсинг» . Халк — пример архетипа «Монстр как герой». Тема «Дружелюбного монстра» широко распространена в поп-культуре. Чубакка , Элмо и Шрек — яркие примеры дружелюбных «монстров». Персонажи-монстры из Pixar франшизы « Корпорация монстров» пугают (а позже развлекают) детей, чтобы создать энергию для работы механизмов в их родном мире, в то время как пушистые монстры из «Маппетов» и «Улицы Сезам» живут в гармонии как с животными, так и с людьми. . В японской культуре также часто присутствуют доброжелательные или симпатичные монстры, наиболее известными примерами которых являются франшиза «Покемон» и новаторское аниме «Мой сосед Тоторо» . Серия книг/вебизоды/линия игрушек Monster High — еще один пример.

Монстры часто встречаются в фэнтезийных или ролевых играх, а также в видеоиграх как враги, с которыми игрокам приходится сражаться. Они могут включать инопланетян , легендарных существ , существ из других измерений или мутировавшие версии обычных животных.

Особенно в ролевых играх «монстр» — это универсальный термин для обозначения враждебных персонажей, с которыми игрок сражается. Разумные вымышленные расы обычно не называют монстрами. В других случаях этот термин может иметь нейтральный оттенок, например, во франшизе «Покемон» , где он используется для обозначения милых вымышленных существ, напоминающих реальных животных. Персонажи в играх могут называть всех таких существ «монстрами». Еще одна ролевая игра, в которой есть много разных фантастических существ (как монстров, так и драконов), — это Dungeons & Dragons .

В некоторых других играх, таких как Undertale и Deltarune , «монстры» (обычно это NPC) относятся к странным существам, которые являются либо нежитью , либо роботами , гуманоидами , либо мифическими существами, имеющими сходство с людьми.

См. также

[ редактировать ]

Монстры в легендах и фантастике

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ На каждой карте изображены монстр из японской мифологии и персонаж из слоговой азбуки хирагана .
  1. ^ «Призыв к публикации статей о Preternature 2.2» . Доктор Лео Рюикби. 28 ноября 2011 года . Проверено 30 декабря 2017 г.
  2. ^ Преподобный Дж. Э. Риддл, Полный англо-латинский и латинско-английский словарь , Лондон: Longmans, Green и Co., 1870, sv monstrum , латинско-английская часть, стр. 399 .
  3. ^ Бойер, Тина Мари (2013). «Анатомия монстра: Дело Слендермена». Сверхъестественное: критические и исторические исследования сверхъестественного . 2 (2).
  4. ^ Бигон (2002) , с. 127.
  5. ^ Уордл (2006) , с. 330.
  6. ^ Стейли (2010) , стр. 80, 96, 109, 113 и другие.

Библиография

[ редактировать ]
  • Асма, Стивен (2009). О монстрах: неестественная история наших худших страхов . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0195336160 .
  • Бигон, Мэри (2002). «Вне сравнения: М. Сергий, победитель Фортуны». В Кларке, Джиллиан; Раджак, Тесса (ред.). Философия и власть в греко-римском мире: Очерки в честь Мириам Гриффин . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-829990-5 .
  • Стейли, Грегори А. (2010). Сенека и идея трагедии . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-538743-8 .
  • Уордл, Дэвид (2006). Цицерон о гадании, книга 1 . Издательство Оксфордского университета.
  • Вайншток, Джеффри Эндрю, изд. (2020). Читатель теории монстров . Университет Миннесоты Пресс. 2020.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4385bef97d736183838b83ee7cf0d4f0__1721878500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/43/f0/4385bef97d736183838b83ee7cf0d4f0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Monster - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)