Городская готика

Городская готика — поджанр готической фантастики , фильмов ужасов и телевидения, посвященный индустриальному и постиндустриальному городскому обществу. Впервые он был изобретен в середине 19-го века в Великобритании, Ирландии и Соединенных Штатах, а затем получил развитие в британских романах, таких как Роберта Луи Стивенсона ( «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» 1886), и ирландских романах, таких как Оскар Уайльд. « Портрет Дориана Грея» (1890) и Стокера Брэма «Дракула» (1897). В двадцатом веке городская готика повлияла на создание поджанров южной готики и пригородной готики . С 1980-х годов интерес к городской готике возродился благодаря таким книгам, как Энн Райс » «Вампирские хроники и ряду графических романов , в которых были изображены темные городские пейзажи, что привело к экранизациям в таких фильмах, как «Бэтмен» (1989), «Ворон» (1994) и Из ада (2001), а также оказал влияние на такие фильмы, как «Семь» (1995). [1]
История [ править ]
Девятнадцатый век [ править ]

Ранняя готическая фантастика имела тенденцию использовать город в качестве отправной точки, а затем перемещаться в сельскую местность, отказываясь от обстановки и безопасности городской цивилизации в пользу диких и опасных сельских регионов. В середине девятнадцатого века готические романы начали либо обращать этот процесс вспять, либо полностью разворачиваться в современном промышленном городе, который сам стал зоной пограничностей , опасностей и приключений, которую в конце двадцатого века стали называть как городская готика. [2] Роберт Мигхолл рассматривает городскую готику как жанр, возникший в Лондоне в середине девятнадцатого века в результате критики влияния индустриализации, ведущий к дискурсу о городской реформе, который можно увидеть в «Городские тайны» жанре , включая «Тайны Парижа» (The Mysteries of Paris ). 1842–43) и Г.В.М. Рейнольдса » «Тайны Лондона (1844–8), а также Чарльза Диккенса » «Оливера Твиста (1837–8) и «Холодный дом» (1854). [3] Они указывали на противопоставление богатой, упорядоченной и процветающей цивилизации беспорядку и варварству бедняков в пределах одного и того же мегаполиса. «Холодному дому», в частности, приписывают появление в романе городского тумана , который стал частой характеристикой городской готической литературы и кино. [4]
Жанр городской готики, развившийся в викторианском конце века , начиная с Роберта Льюиса Стивенсона » «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда (1886), применил к городу туманную эстетику и готический образ удвоения. [4] Они часто включали идеи о влиянии современной науки на жизнь, а смесь науки и сверхъестественного в городских готических романах побудила Кэтрин Спенсер описать их как «промежуточную форму между научной фантастикой и фэнтези». [5] Доктор Джекилл и мистер Хайд исследуют традиционные дебаты о природе добра и зла через мотивы фольклора, в то же время используя современное научное объяснение. [6] Книга Оскара Уайльда « Портрет Дориана Грея» (1890) аналогичным образом пересматривает концепцию Фаустовского пакта в современном социальном контексте. [7] » Брэма Стокера ( «Дракула 1897) представляет восточные окраины Европы в Трансильвании как точку происхождения прибытия в современное провинциальное, а затем столичное лондонское общество существа из фольклора. [8]
Двадцатый век [ править ]

В начале двадцатого века городская готика распространилась на другие города, такие как Париж, например, в Леру Гастона «Призраке оперы» (1909–10). [2] Начиная с двадцатого века, городская готика помогла породить другие поджанры, в том числе южную готику , используя в качестве локации юг Соединенных Штатов. [9] и более поздняя пригородная готика , которая сместила акцент с городского центра на жилую периферию современного общества. [10] С 1980-х годов готическая фантастика ужасов и, в частности, городская готика возродились как жанр благодаря серии романов, таких как Энн Райс » «Вампирские хроники и » Поппи З. Брайт . « Потерянные души [11] оба делают Новый Орлеан ключевым центром готического фэнтези. [12] Темы и образы городской готики также использовались в комиксах и графических романах, в том числе в » Фрэнка Миллера ( «Сорвиголове с 1979 года), «Бэтмене» (с 1986 года), сериале «Город грехов» (с 1991 года), Джеймса О'Барра » «Вороне , «Алане». Мура « Из ада» (с 1991 г.) и «Лига выдающихся джентльменов» (1999 г.). [13] Эстетика и темы городской готики также исследуются в видеоиграх, представляя город как угрозу, часто как отдельный персонаж, как в Silent Hill (1999). [14]
Двадцать первый век [ править ]
В более поздних исследованиях критики определили некоторые работы как новую городскую готику. [15] Эти романы обладают качествами городского готического романа, но при этом сеттинг включает более разнообразные городские пространства. [15] Например, Джина Вискер называет Сэнди Тан » « Черный остров (2012) примером городской готики, действие которой происходит в Сингапуре . [16] В романе Сингапур существует как готический город, населенный призраками войны и колониализма . [16] В фильме «Река Сучжоу» (2000) также используются готические элементы для изображения города Шанхай . [17] Элементы городской готики викторианской эпохи переносятся в романы-антиутопии двадцать первого века, такие как « Город и город» Чайны Мьевиля. [18]
Фильм [ править ]
Городские готические романы были одними из первых и наиболее влиятельных произведений, адаптированных для кино, которые помогли сформировать жанр фильмов ужасов. В их число входили «Носферату» (1922), «Призрак оперы» (1925), «Дракула» (1931) и «Доктор Джекил и мистер Хайд» (1941). [19] После Второй мировой войны акцент сместился на фильмы, которые чаще черпали вдохновение из опасностей жизни, использовали новые технологии и делились на три поджанра: ужас личности , ужас Армагеддона и ужас -демонический . [20] Однако в конце 1950-х и начале 1960-х годов британская компания Hammer Film Productions пользовалась огромным международным успехом благодаря фильмам Technicolor с участием классических готических персонажей ужасов, часто с Питером Кушингом и Кристофером Ли в главных ролях , особенно «Дракула» (1958), в результате чего было снято множество сиквелов. 1970-е годы. [11] Вампирский фильм 1983 года «Голод» представляет собой весьма влиятельную модернизированную и урбанизированную версию готической культуры. [11] Те же темы периодически возвращались в таких фильмах, как «Дракула» Брэма Стокера (1992). [21] «Семь» (1995) — еще один пример фильма, посвященного темным темам городского пейзажа. [1] Сопоставимым фильмом этого столетия является «Бэтмен» (2022), в котором есть схожие элементы жесткости с «Семеркой» (1995). [22]
Примечания [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б С. Мацек, Городские кошмары: СМИ, правые и моральная паника в городе (University of Minnesota Press, 2006), стр. 240–1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Р. Мигхолл, «Готические города», в книге К. Спунера и Э. МакЭвоя, ред., The Routledge Companion to Gothic (Routledge, 2007), стр. 54–72.
- ^ Р. Мигхолл, География викторианской готической фантастики: картирование кошмаров истории (Оксфорд: Oxford University Press, 2003).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Р. Мигхолл, «Готические города», в книге К. Спунера и Э. МакЭвоя, ред., The Routledge Companion to Gothic (Routledge, 2007), стр. 56–7.
- ^ К. Спенсер. «Викторианская городская готика: первая фантастическая литература», в Г. Е. Слюссере и Э. С. Рабкине, ред., «Пересечения: фэнтези и научная фантастика» (SIU Press, 1987), стр. 91.
- ^ Б. М. Стейблфорд, Пространство, время и бесконечность: очерки фантастической литературы (Wildside Press LLC, 1998), стр. 1998. 174.
- ^ Джеймс Б. Твитчелл, «Живые мертвецы: исследование вампира в романтической литературе» (Duke University Press, 1987), стр. 171.
- ^ С. Арата, Фикции потерь в викторианском конце века (Кембридж: Cambridge University Press, 1996), стр. 111.
- ^ А. Л. Смит, Американская готическая фантастика: введение (Continuum, 2004), стр. 121–3.
- ^ Б. Мерфи, Пригородная готика в американской популярной культуре (Palgrave Macmillan, 2009).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дж. Г. Мелтон, Книга вампиров: Энциклопедия нежити (Visible Ink Press, 1994), стр. 298–303.
- ^ Г. Хоппенстанд и Р.Б. Браун, редакторы, «Готический мир Энн Райс» (Popular Press, 1996).
- ^ А. В. Смит, «Готика и графический роман», в книге К. Спунера и Э. МакЭвоя, ред., The Routledge Companion to Gothic (Routledge, 2007), стр. 251–9.
- ^ Миллетт, Холли-Гейл; Хехольт, Рут, ред. (2020). Новая городская готика: глобальная готика в эпоху антропоцена . Пэлгрейвская готика. Чам, Швейцария: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-3-030-43777-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Миллетт, Холли-Гейл; Хехольт, Рут, ред. (2020). Новая городская готика: глобальная готика в эпоху антропоцена . Пэлгрейвская готика. Чам, Швейцария: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-3-030-43777-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вискер, Г. (2020). Городская готика: Сингапур. В: Миллетт Х.Г., Хехольт Р. (ред.) Новая городская готика. Пэлгрейвская готика. Пэлгрейв Макмиллан, Чам.
- ^ Лопес, А. (2020). Река Сучжоу : «На [населенной привидениями] набережной». В: Миллетт Х.Г., Хехольт Р. (ред.) Новая городская готика. Пэлгрейвская готика. Пэлгрейв Макмиллан, Чам.
- ^ Матек, Любица (16 июня 2020 г.). «Кому принадлежит город? Чайна Мьевиль «Город и город как городская готическая антиутопия» . Исследования готической фантастики . 6 (2): 16. дои : 10.18573/sgf.9 .
- ^ К. Спенсер, Оценка фильмов и телевидения, 1950–1979: критический обзор по жанрам (McFarland, 2008), стр. 222–3.
- ^ Дж. Б. Уивер и Р. К. Тамборини, Фильмы ужасов: текущие исследования предпочтений и реакций аудитории (Routledge, 1996), стр. 10. 3.
- ^ DJ Skal, Шоу монстров: культурная история ужасов (Macmillan, 2001), стр. 392.
- ^ Молликоне, Майкл (21 марта 2022 г.). « Бэтмен (2022)» . Университетский провод . Проверено 3 мая 2024 г.