Jump to content

Городская готика

Плакат к инсценировке 1880-х годов « Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда»

Городская готика — поджанр готической фантастики , фильмов ужасов и телевидения, посвященный индустриальному и постиндустриальному городскому обществу. Впервые он был изобретен в середине 19-го века в Великобритании, Ирландии и Соединенных Штатах, а затем получил развитие в британских романах, таких как Роберта Луи Стивенсона ( «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» 1886), и ирландских романах, таких как Оскар Уайльд. « Портрет Дориана Грея» (1890) и Стокера Брэма «Дракула» (1897). В двадцатом веке городская готика повлияла на создание поджанров южной готики и пригородной готики . С 1980-х годов интерес к городской готике возродился благодаря таким книгам, как Энн Райс » «Вампирские хроники и ряду графических романов , в которых были изображены темные городские пейзажи, что привело к экранизациям в таких фильмах, как «Бэтмен» (1989), «Ворон» (1994) и Из ада (2001), а также оказал влияние на такие фильмы, как «Семь» (1995). [1]

История [ править ]

Девятнадцатый век [ править ]

Иллюстрация из Тома в одиночестве» Чарльза Диккенса , «Холодного дома городских трущоб, оказавших большое влияние на развитие жанра.

Ранняя готическая фантастика имела тенденцию использовать город в качестве отправной точки, а затем перемещаться в сельскую местность, отказываясь от обстановки и безопасности городской цивилизации в пользу диких и опасных сельских регионов. В середине девятнадцатого века готические романы начали либо обращать этот процесс вспять, либо полностью разворачиваться в современном промышленном городе, который сам стал зоной пограничностей , опасностей и приключений, которую в конце двадцатого века стали называть как городская готика. [2] Роберт Мигхолл рассматривает городскую готику как жанр, возникший в Лондоне в середине девятнадцатого века в результате критики влияния индустриализации, ведущий к дискурсу о городской реформе, который можно увидеть в «Городские тайны» жанре , включая «Тайны Парижа» (The Mysteries of Paris ). 1842–43) и Г.В.М. Рейнольдса » «Тайны Лондона (1844–8), а также Чарльза Диккенса » «Оливера Твиста (1837–8) и «Холодный дом» (1854). [3] Они указывали на противопоставление богатой, упорядоченной и процветающей цивилизации беспорядку и варварству бедняков в пределах одного и того же мегаполиса. «Холодному дому», в частности, приписывают появление в романе городского тумана , который стал частой характеристикой городской готической литературы и кино. [4]

Жанр городской готики, развившийся в викторианском конце века , начиная с Роберта Льюиса Стивенсона » «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда (1886), применил к городу туманную эстетику и готический образ удвоения. [4] Они часто включали идеи о влиянии современной науки на жизнь, а смесь науки и сверхъестественного в городских готических романах побудила Кэтрин Спенсер описать их как «промежуточную форму между научной фантастикой и фэнтези». [5] Доктор Джекилл и мистер Хайд исследуют традиционные дебаты о природе добра и зла через мотивы фольклора, в то же время используя современное научное объяснение. [6] Книга Оскара Уайльда « Портрет Дориана Грея» (1890) аналогичным образом пересматривает концепцию Фаустовского пакта в современном социальном контексте. [7] » Брэма Стокера ( «Дракула 1897) представляет восточные окраины Европы в Трансильвании как точку происхождения прибытия в современное провинциальное, а затем столичное лондонское общество существа из фольклора. [8]

Двадцатый век [ править ]

Темный переулок во Французском квартале Нового Орлеана ночью, часть своеобразной архитектуры, которая сделала его центром готических романов таких авторов, как Энн Райс и Поппи З. Брайт.

В начале двадцатого века городская готика распространилась на другие города, такие как Париж, например, в Леру Гастона «Призраке оперы» (1909–10). [2] Начиная с двадцатого века, городская готика помогла породить другие поджанры, в том числе южную готику , используя в качестве локации юг Соединенных Штатов. [9] и более поздняя пригородная готика , которая сместила акцент с городского центра на жилую периферию современного общества. [10] С 1980-х годов готическая фантастика ужасов и, в частности, городская готика возродились как жанр благодаря серии романов, таких как Энн Райс » «Вампирские хроники и » Поппи З. Брайт . « Потерянные души [11] оба делают Новый Орлеан ключевым центром готического фэнтези. [12] Темы и образы городской готики также использовались в комиксах и графических романах, в том числе в » Фрэнка Миллера ( «Сорвиголове с 1979 года), «Бэтмене» (с 1986 года), сериале «Город грехов» (с 1991 года), Джеймса О'Барра » «Вороне , «Алане». Мура « Из ада» (с 1991 г.) и «Лига выдающихся джентльменов» (1999 г.). [13] Эстетика и темы городской готики также исследуются в видеоиграх, представляя город как угрозу, часто как отдельный персонаж, как в Silent Hill (1999). [14]

Двадцать первый век [ править ]

В более поздних исследованиях критики определили некоторые работы как новую городскую готику. [15] Эти романы обладают качествами городского готического романа, но при этом сеттинг включает более разнообразные городские пространства. [15] Например, Джина Вискер называет Сэнди Тан » « Черный остров (2012) примером городской готики, действие которой происходит в Сингапуре . [16] В романе Сингапур существует как готический город, населенный призраками войны и колониализма . [16] В фильме «Река Сучжоу» (2000) также используются готические элементы для изображения города Шанхай . [17] Элементы городской готики викторианской эпохи переносятся в романы-антиутопии двадцать первого века, такие как « Город и город» Чайны Мьевиля. [18]

Фильм [ править ]

Городские готические романы были одними из первых и наиболее влиятельных произведений, адаптированных для кино, которые помогли сформировать жанр фильмов ужасов. В их число входили «Носферату» (1922), «Призрак оперы» (1925), «Дракула» (1931) и «Доктор Джекил и мистер Хайд» (1941). [19] После Второй мировой войны акцент сместился на фильмы, которые чаще черпали вдохновение из опасностей жизни, использовали новые технологии и делились на три поджанра: ужас личности , ужас Армагеддона и ужас -демонический . [20] Однако в конце 1950-х и начале 1960-х годов британская компания Hammer Film Productions пользовалась огромным международным успехом благодаря фильмам Technicolor с участием классических готических персонажей ужасов, часто с Питером Кушингом и Кристофером Ли в главных ролях , особенно «Дракула» (1958), в результате чего было снято множество сиквелов. 1970-е годы. [11] Вампирский фильм 1983 года «Голод» представляет собой весьма влиятельную модернизированную и урбанизированную версию готической культуры. [11] Те же темы периодически возвращались в таких фильмах, как «Дракула» Брэма Стокера (1992). [21] «Семь» (1995) — еще один пример фильма, посвященного темным темам городского пейзажа. [1] Сопоставимым фильмом этого столетия является «Бэтмен» (2022), в котором есть схожие элементы жесткости с «Семеркой» (1995). [22]

Примечания [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б С. Мацек, Городские кошмары: СМИ, правые и моральная паника в городе (University of Minnesota Press, 2006), стр. 240–1.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Р. Мигхолл, «Готические города», в книге К. Спунера и Э. МакЭвоя, ред., The Routledge Companion to Gothic (Routledge, 2007), стр. 54–72.
  3. ^ Р. Мигхолл, География викторианской готической фантастики: картирование кошмаров истории (Оксфорд: Oxford University Press, 2003).
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Р. Мигхолл, «Готические города», в книге К. Спунера и Э. МакЭвоя, ред., The Routledge Companion to Gothic (Routledge, 2007), стр. 56–7.
  5. ^ К. Спенсер. «Викторианская городская готика: первая фантастическая литература», в Г. Е. Слюссере и Э. С. Рабкине, ред., «Пересечения: фэнтези и научная фантастика» (SIU Press, 1987), стр. 91.
  6. ^ Б. М. Стейблфорд, Пространство, время и бесконечность: очерки фантастической литературы (Wildside Press LLC, 1998), стр. 1998. 174.
  7. ^ Джеймс Б. Твитчелл, «Живые мертвецы: исследование вампира в романтической литературе» (Duke University Press, 1987), стр. 171.
  8. ^ С. Арата, Фикции потерь в викторианском конце века (Кембридж: Cambridge University Press, 1996), стр. 111.
  9. ^ А. Л. Смит, Американская готическая фантастика: введение (Continuum, 2004), стр. 121–3.
  10. ^ Б. Мерфи, Пригородная готика в американской популярной культуре (Palgrave Macmillan, 2009).
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дж. Г. Мелтон, Книга вампиров: Энциклопедия нежити (Visible Ink Press, 1994), стр. 298–303.
  12. ^ Г. Хоппенстанд и Р.Б. Браун, редакторы, «Готический мир Энн Райс» (Popular Press, 1996).
  13. ^ А. В. Смит, «Готика и графический роман», в книге К. Спунера и Э. МакЭвоя, ред., The Routledge Companion to Gothic (Routledge, 2007), стр. 251–9.
  14. ^ Миллетт, Холли-Гейл; Хехольт, Рут, ред. (2020). Новая городская готика: глобальная готика в эпоху антропоцена . Пэлгрейвская готика. Чам, Швейцария: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  978-3-030-43777-0 .
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Миллетт, Холли-Гейл; Хехольт, Рут, ред. (2020). Новая городская готика: глобальная готика в эпоху антропоцена . Пэлгрейвская готика. Чам, Швейцария: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-3-030-43777-0 .
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вискер, Г. (2020). Городская готика: Сингапур. В: Миллетт Х.Г., Хехольт Р. (ред.) Новая городская готика. Пэлгрейвская готика. Пэлгрейв Макмиллан, Чам.
  17. ^ Лопес, А. (2020). Река Сучжоу : «На [населенной привидениями] набережной». В: Миллетт Х.Г., Хехольт Р. (ред.) Новая городская готика. Пэлгрейвская готика. Пэлгрейв Макмиллан, Чам.
  18. ^ Матек, Любица (16 июня 2020 г.). «Кому принадлежит город? Чайна Мьевиль «Город и город как городская готическая антиутопия» . Исследования готической фантастики . 6 (2): 16. дои : 10.18573/sgf.9 .
  19. ^ К. Спенсер, Оценка фильмов и телевидения, 1950–1979: критический обзор по жанрам (McFarland, 2008), стр. 222–3.
  20. ^ Дж. Б. Уивер и Р. К. Тамборини, Фильмы ужасов: текущие исследования предпочтений и реакций аудитории (Routledge, 1996), стр. 10. 3.
  21. ^ DJ Skal, Шоу монстров: культурная история ужасов (Macmillan, 2001), стр. 392.
  22. ^ Молликоне, Майкл (21 марта 2022 г.). « Бэтмен (2022)» . Университетский провод . Проверено 3 мая 2024 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f52fd74aab577216ed6ef1e03ab3c5a2__1716534960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f5/a2/f52fd74aab577216ed6ef1e03ab3c5a2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Urban Gothic - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)