Jump to content

Французская готическая архитектура

Французская готическая архитектура
Вверху слева: Нотр-Дам де Пари ; вверху справа: окно-роза, Нотр-Дам де Пари; в центре слева: интерьер Шартрского собора ; в центре справа: Реймсский собор ; внизу: Сент-Шапель , Париж.
Годы активности 1140-16 века
Расположение Франция

Французская готическая архитектура — это архитектурный стиль , возникший во Франции в 1140 году и доминировавший до середины 16 века. Наиболее яркими примерами являются великие готические соборы Франции, в том числе собор Нотр-Дам , Реймсский собор , Шартрский собор и Амьенский собор . Его основными характеристиками являются вертикальность или высота, а также использование реберного свода , контрфорсов и других архитектурных инноваций для распределения веса каменных конструкций на опоры снаружи, что обеспечивает беспрецедентную высоту и объем. Новые технологии также позволили добавить окна большего размера, в том числе огромные витражи, которые наполняют соборы светом.

Французские ученые делят готику своей страны на четыре этапа: [1] Британские и американские историки используют схожие периоды.

  • Gothique primitif ( первичная готика ) или Gothique premier (первая готика), период незадолго до 1140 года и вскоре после 1180 года, отмеченный трибунами над проходами базилик . Британский и американский термин для этого периода — « Ранняя готика» . [2]
  • Готика искусственная (Сияющая готика), со второй трети 13 века до первой половины 14 века, отмеченная трифориями с окнами и общим предпочтением витражей вместо каменных стен. Он составляет большую часть высокой готики. Американские и британские историки также используют термин Rayonnant . [3]
  • Готика яркая (Пылающая готика), начиная с середины 14 века, отмечена раскачивающимися и пылающими (что составляет термин) формами узоров. Британские и американские историки используют один и тот же термин. [4]

Французские ученые делят готику своей страны на четыре этапа: [5] Британские и американские историки используют схожие периоды.

Французский стиль широко копировался в других частях Северной Европы, особенно в Германии и Англии. В середине 16 века он был постепенно вытеснен как доминирующий французский стиль архитектурой французского Возрождения . [6]

Происхождение

[ редактировать ]

Французская готическая архитектура стала результатом возникновения в 12 веке мощного французского государства с центром в Иль-де-Франс . Во время правления Людовика VI Французского (1081–1137) Париж был главной резиденцией королей Франции, Реймс — местом коронации, а аббатство Сен-Дени — их церемониальным местом захоронения. Аббат Сен-Дени Сугерий был советником Людовика VI и Людовика VII, а также историком. Он руководил реконструкцией амбулатории Сен-Дени, сделав ее первым и самым влиятельным примером готической архитектуры во Франции. [7] Вскоре после этого был построен первый полностью готический собор, Сенсский собор . [8] [9]

В течение более позднего периода правления династии Капетингов (1180–1328 гг.) три короля: Филипп Август (1180–1223), Людовик IX Французский (1226–1270) и Филипп Ле Бель (1285–1314) сделали Францию ​​главной державой. экономическая и политическая власть на континенте. В этот период также был основан Парижский университет или Сорбонна . Он породил стили высокой готики и яркой готики , а также построил некоторые из самых известных соборов, в том числе Шартрский собор , Реймсский собор и Амьенский собор . [10]

Первичный или ранний готический стиль – Сен-Дени, Санс, Санлис и Нотр-Дам.

[ редактировать ]

Родиной нового стиля стала базилика Сен-Дени в Иль-де-Франс , недалеко от Парижа, где в 1137 году аббат Сугер начал реконструкцию аббатской церкви эпохи Каролингов . К западу от первоначальной церкви он начал строительство нового сооружения с двумя башнями, а затем, с 1140 по 1144 год, начал реконструировать старую церковь. Большинство его модификаций были традиционными, но он внес одно замечательное нововведение; он решил создать новый хор в восточном конце здания, используя остроконечную арку и ребристый свод при строительстве хора и амбулатории с расходящимися часовнями. Использование ребристых сводов и внешних контрфорсов, поддерживающих стены, позволило отказаться от традиционных стен между часовнями и установить большие витражи. Это придало амбулатории поразительную открытость, свет и большую высоту. [11] [6]

Затем строители построили неф церкви, также используя ребристые своды. Он был построен на четырех уровнях; аркады первого этажа , два ряда колонн которых опирались на ребра потолочных сводов; трибуна над ним, галерея, скрывавшая массивные контрфорсы или контрфорсы, прижимавшиеся к стенам; трифорий , еще одна , более узкая галерея; и чуть ниже потолка - claire-voie или фонарь , где располагались окна. Полученная в результате большая высота и свет резко отличались от тяжести романской архитектуры. На фасаде церкви Сугерий ввел еще одно нововведение; для украшения портала церкви он использовал колонны в виде статуй святых, придав фасаду новый элемент вертикальности. Эта идея вскоре была скопирована и в новых соборах. [12] Девяносто лет спустя верхние части хора и весь неф пришлось обновить из-за признаков ветхости; новый верхний хор (на аркадах Первой готики) был построен с трифорием с окнами. Это было начало стиля Rayonnant (см. Ниже).

Первым собором, построенным в новом стиле, был собор Сенс , строительство которого было начато между 1135 и 1140 годами и освящено в 1160 году. [8] [9] В нем был готический хор, ребристые своды из шести частей над нефом и боковыми проходами, чередующиеся колонны и двойные колонны для поддержки сводов, а также контрфорсы. [8] Но учтите, что большая часть амбулатории все еще выполнена в романском стиле, а все прилегающие часовни моложе. Один из строителей, предположительно работавший над этим собором, Вильгельм Санский , позже отправился в Англию и стал архитектором, реконструировавшим хор Кентерберийского собора в готическом стиле. За собором Санса вскоре последовал собор Санлиса (начался в 1160 году) и самый известный из них - собор Парижской Богоматери в Париже (начался в 1160 году). Их строители отказались от традиционных планов и привнесли новые готические элементы. Строители Нотр-Дама пошли еще дальше, введя контрфорс, тяжелые опорные колонны снаружи стен, соединенные арками со стенами, которые воспринимали и уравновешивали нагрузку от ребристых сводов крыши. Это позволило строителям построить более высокие стены и большие окна. [12]

Классические готические или высокие готические соборы – Шартр, Бурж, Реймс, западные части Амьена.

[ редактировать ]

Вторая фаза готики во Франции называется Gothique Classique или Classic Gothic . Подобная фаза на английском языке называется High Gothic . С конца XII века до середины XIII века готический стиль распространился из соборов Иль-де-Франс и появился в других городах северной Франции, особенно в Шартрском соборе (начало 1200 г.); Буржский собор (1195–1230 гг.), Реймсский собор (1211–1275 гг.) и Амьенский собор (начало 1250 г.); [13] Характерные готические элементы были усовершенствованы, чтобы сделать новые соборы выше, шире и светлее. В Шартре использование аркбутанов позволило отказаться от уровня трибуны, что позволило создать гораздо более высокие аркады и неф, а также большие окна. Колонны состояли из центральной колонны, окруженной еще четырьмя тонкими колоннами, которые поддерживали арки сводчатого потолка. Реберный свод изменился с шести на четыре ребра, стал проще и прочнее. Контрфорсы . в Амьене и Шарте были усилены дополнительной аркой и поддерживающей аркадой, что позволило сделать еще более высокие стены и больше окон В Реймсе контрфорсам придали больший вес и прочность за счет добавления сверху тяжелых каменных вершин. Они часто украшались статуями ангелов и стали важным декоративным элементом стиля высокой готики. Появился еще один практичный и декоративный элемент — горгулья ; это был декоративный водосток, отводивший воду с крыши в сторону от здания. В Амьене окна нефа были увеличены, появился дополнительный ряд окон из прозрачного стекла ( claire-voie ) наполнила интерьер светом. Новые структурные технологии позволили расширить трансепты и хоры в восточной части соборов, создав пространство для кольца хорошо освещенных часовен. [13]

Сияющая готика – Сент-Шапель и окна-розетки Собора Парижской Богоматери.

[ редактировать ]

Третий период французской готической архитектуры, со второй половины XIII века до 1370-х годов, на французском и английском языках называется Rayonnant («Сияющий»), описывая лучистый узор узора в витражах, а также описывая тенденция к использованию все большего количества витражей и меньшему количеству каменной кладки в оформлении сооружения, пока стены не казались целиком сделанными из стекла. Самым знаменитым примером была часовня Сент-Шапель , пристроенная к королевской резиденции во Дворце Сите . Сложная система внешних колонн и арок превратила стены верхней часовни в тонкий каркас огромных окон. Вес каждого каменного фронтона над архивольтом окон также помогал стенам противостоять удару и распределять вес. [14]

Другими достопримечательностями районной готики являются два окна-розы на севере и юге трансепта собора Парижской Богоматери , тогда как более ранние окна-розетки, такие как окна Амьенского собора , были обрамлены камнем и занимали лишь часть стены. два окна с тонким кружевным переплетом занимали все пространство между столбами. [14]

Яркая готика – Руанский собор, Сент-Шапель де Венсенн

[ редактировать ]

Яркий . готический стиль появился примерно в 1350 году и просуществовал примерно до 1500 года [15] Его характерными особенностями были более пышные украшения, поскольку дворяне и богатые граждане преимущественно северных французских городов соревновались в строительстве все более и более сложных церквей и соборов. Свое название он получил от извилистых, похожих на пламя узоров, украшавших окна. Другие новые особенности включали в себя Arc en Accolade , окно, украшенное аркой, каменными вершинами и цветочной скульптурой. Он также отличался увеличением количества нервов или ребер, которые поддерживали и украшали каждый свод потолка, как для большей поддержки, так и для декоративного эффекта. Яркие примеры яркой готики включают западный фасад Руанского собора и Сент-Шапель-де-Венсен в Париже, построенные в 1370-х годах; и хор аббатства Мон-Сен-Мишель (около 1448 г.). [16]

Готическая архитектура во французских регионах

[ редактировать ]

Самые известные образцы готической архитектуры находятся в Иль-де-Франс и Шампани , но и другие французские регионы создали свои собственные оригинальные версии этого стиля.

Нормандская готика

[ редактировать ]

В Нормандии в конце XII века было построено несколько известных готических соборов и церквей. Характерными чертами нормандской готики были остроконечные арки, щедрое использование декоративной лепнины и стены, пронизанные многочисленными проходами. Нормандские архитекторы и строители действовали не только в Нормандии, но и за Ла-Маншем в Англии. Высококачественный нормандский камень был огранен и перевезен в Англию для использования в английских соборах. [17]

Известные примеры нормандской готики включают собор Лизье , аббатство Фекамп , шеве аббатства Сент-Этьен, Кан ; Руанский собор ; Собор Кутанс , шеве собора Ле-Мана ; Кафедральный собор Байе ; и знаменитый монастырь Мон-Сен-Мишель . [17]

Анжуйская готика

[ редактировать ]

Анжуйский готический стиль или стиль Плантагенета в провинции Анжу отличается сводами с элегантными декоративными ребрами, а также богато украшенными колоннами. Этот стиль встречается в интерьере собора Анже (1032–1523 гг.), Хотя многие готические элементы фасада были заменены элементами и башнями эпохи Возрождения. Прекрасный образец анжуйской готики находится в средневековой больнице Сен-Жан в Анже, где сейчас находится Музей Жана-Люрса, музей современных гобеленов. [18]

Мэн Готика

[ редактировать ]

Собор Пуатье в исторической провинции Мэн также отличается характерным региональным готическим стилем. Оно было начато в 1162 году при короле Англии Генрихе II и Элеоноре Аквитанской . Его отличительными чертами, как и анжуйской готики, являются выпуклые своды с ребрами в декоративном орнаменте. [18]

Бургундская готика

[ редактировать ]

В Бургундии также была своя собственная версия готики, найденная в Неверском соборе (1211–1331), Дижонском соборе (1280–1325), Шалонском соборе (1220–1522) и Осерском соборе (13–16 века). Бургундская готика имела тенденцию быть более сдержанной и монументальной, чем более богато украшенный северный стиль, и часто включала элементы более ранних романских церквей на том же месте, таких как романский склеп под готическим хором в Осерском соборе . Другие бургундские особенности включали красочные черепичные крыши с геометрическими узорами ( собор Лангр ). [19]

Меридиональная готика

[ редактировать ]

На юге Франции существовала своя особая вариация готического стиля: Мериодональная или южно-французская готика . Ярким примером является собор Альби в департаменте Тарн , построенный между 1282 и 1480 годами. Первоначально он был построен как крепость, затем преобразован в церковь. Из-за отсутствия подходящего камня оно было построено почти полностью из кирпича и является одним из крупнейших кирпичных зданий в мире. В якобинской церкви Тулузы прививка единственной апсиды многоугольного плана к церкви с двумя сосудами породила звездный свод, сложная организация которого более чем на столетие предшествовала яркой готике. Традиция называет этот шедевр «пальмой», потому что из гладкого стержня колонны бьют жилы, словно листья пальмы. [20]

Готическая гражданская архитектура

[ редактировать ]

Самым большим гражданским зданием, построенным в готическом стиле во Франции, был Папский дворец (Папский дворец) в Авиньоне , построенный между 1252 и 1364 годами, когда Папы бежали от политического хаоса и войн, охвативших Рим. В условиях сложной политической ситуации он совмещал в себе функции церкви, резиденции правительства и крепости.

В 15 веке, после периода поздней готики или яркого, некоторые элементы готического декора, заимствованные из соборов, начали появляться в гражданской архитектуре, особенно в районе Фландрии на севере Франции и в Париже. Отель Hôtel de Ville в Компьене имеет внушительную готическую колокольню со шпилем, окруженным небольшими башнями, а ее окна украшены богато украшенными наградами или декоративными арками. Точно так же яркие ратуши были найдены в Аррасе , Дуэ и Сен-Кантене, Эне , а также за границей в Бельгии в Брюсселе и Брюгге . К сожалению, многие из лучших зданий были разрушены во время Первой мировой войны из-за их близости к линии фронта. [21]

Готические черты также проявились в тщательно продуманных резиденциях, построенных знатью и богатой буржуазией в Париже и других крупных городах. Примеры включают отель Cluny (ныне Musée de Cluny – Национальный музей Moyen Âge ) в Париже и, в частности, роскошный дом, построенный купцом Жаком Кером в Бурже (1440–1450). Еще одним хорошим примером в Париже является Tour Jean-sans-Peur , особняк дворянина, с готической сторожевой башней и ярким готическим потолком.

Переход между готикой и ренессансом

[ редактировать ]

В средние века процветающие французские города соревновались в строительстве самого большого собора или самой высокой башни. Одним из недостатков французской готической архитектуры была ее стоимость; для этого потребовалось много квалифицированных мастеров, работавших десятилетиями. Из-за экономического спада строительство ряда французских соборов было начато, но так и не завершено. Они также иногда страдали, когда амбиции архитекторов превышали их технические навыки. Одним из примеров был собор Бове . Его покровители и архитекторы стремились построить самую высокую церковь в мире. со сводчатым хором высотой 48 метров, что выше, чем у его ближайшего конкурента, Амьенского собора , высотой 42 метра. Работы начались в 1225 году, но крыша свода оказалась слишком тяжелой для стен и частично обрушилась в 1272 году. Стены утолщили, свод перестроили, а в 1569 году завершили башню высотой 72 метра, которая с 1569 по 1573 год делала Бове Собор самое высокое сооружение в мире. Однако в 1573 году новая башня рухнула, к счастью, без жертв. Сегодня церковь остается такой, какой была, с хором, некоторыми амбулаториями, апсидой, несколькими часовнями, но без нефа и башни. [22]

Начиная с 1530-х годов, яркий готический стиль французской религиозной и гражданской архитектуры также начал проявлять влияние итальянского Возрождения . Карл VIII Французский и Людовик XII Французский участвовали в военных кампаниях в Италии и видели там новую архитектуру. Большое количество итальянских каменщиков приехало в Париж для работы на новом мосту Нотр-Дам (1507–1512) и других строительных площадках. Фонтан Невинных , построенный скульптором Жаном Гужоном в честь въезда Генриха II в Париж в 1549 году, был первым памятником эпохи Возрождения в городе. Вскоре за ним последовал новый фасад Кур Карре Лувра , также украшенный Жаном Гужоном . Новый парижский отель де Виль (1533–1568) также был построен в итальянском, а не готическом стиле. Самое главное, что новый дворец Тюильри , Филиппа Делорма построенный для Екатерины Медичи и начатый в 1564 году, был вдохновлен итальянскими дворцами. [23]

Религиозные здания менялись медленнее. Церковь Карм-Дешауссе (1613–1620) на улице Вожирар в Париже и особенно церковь Сен-Жерве и Сен-Проте работы Саломона де Бросса (1615–1621) с фасадом, основанным на наложении три ордера классической архитектуры представляли собой новую модель. Однако готический стиль оставался заметным в новых церквях. Церковь Святого Евстафия в Париже (1532–1640), по размеру соперничавшая с Нотр-Дамом, сочетала в себе готический план с ренессансным декором.

В течение 17 века французский классический стиль Франсуа Мансара стал доминировать ; затем, при Людовике XIV, центральное место занял великий французский классический стиль, практиковавшийся Жюлем Ардуэном-Мансаром , Луи Ле Во и Клодом Перро . Достопримечательности готического стиля, такие как Нотр-Дам, были модифицированы новыми интерьерами, выполненными в новом стиле. Следуя новой моде своего покровителя Людовика XIV, поэт Мольер высмеивал готический стиль в стихотворении 1669 года: «...безвкусный вкус готических орнаментов, этих одиозных чудовищ невежественной эпохи, порожденных потоками варварства... .».

Во время Французской революции готические церкви были символами старого режима и стали мишенью для революционеров; соборы были национализированы, лишены украшений и ценностей. Статуи библейских персонажей на фасаде Собора Парижской Богоматери были обезглавлены под ложным убеждением, что это статуи французских королей. При Наполеоне Бонапарте соборы были возвращены церкви, но остались в плачевном состоянии.

Военная архитектура

[ редактировать ]

В 13 веке дизайн замка -крепости был изменен на основе византийских и мусульманских замков, которые французские рыцари видели во время крестовых походов . Новый вид укрепления получил название Филлипьен, в честь Филиппа Огюста , принимавшего участие в крестовых походах. Новые укрепления были более геометрическими, обычно квадратными, с высоким главным донжоном или башней в центре, которую можно было защитить, даже если стены замка будут захвачены. донжон Венсенского замка , строительство которого началось при короле Франции Филиппе VI Хорошим примером является . Это самая высокая военная башня в Европе, высота которой составляет 52 метра.

В замке Филлипень другие башни, обычно круглые, располагались по углам и вдоль стен, достаточно близко друг к другу, чтобы поддерживать друг друга. Стены имели два уровня проходов внутри, верхний парапет с отверстиями ( крено ), из которых солдаты могли наблюдать или стрелять стрелами по осаждающим внизу; узкие отверстия ( зубцы ), через которые можно было укрыться во время стрельбы из лука; и отверстия в полу ( mâchicoulis ), из которых они могли сбрасывать на осаждающих камни, горящее масло или другие предметы. Верхние стены также имели защищенные выступающие балконы, эшогеты и бретехи , с которых солдаты могли видеть, что происходит по углам или на земле внизу. Кроме того, башни и стены были пронизаны узкими вертикальными щелями, называемыми мертриерами , через которые лучники могли выпускать стрелы. В более поздних замках прорези имели форму крестов, чтобы лучники могли стрелять из арбалетов или арбалетов в разных направлениях. [24]

Замки были окружены глубокими рвами , через которые перекинут единственный подъемный мост. Вход также был защищен решеткой , которую можно было открывать и закрывать. Стены внизу часто были наклонными и защищены земляными барьерами. Сохранившимся примером является замок Дурдан в департаменте Сена и Марна, недалеко от Немура . [25]

После окончания Столетней войны (1337–1453 гг.) с улучшением артиллерии замки потеряли большую часть своего военного значения. Они остались символами ранга своих знатных обитателей; сужающиеся проемы в стенах часто расширялись до окон спален и парадных залов. Башня Венсенского замка стала королевской резиденцией. [25]

В 19 веке части готических стен и башен Сите -де-Каркассон были восстановлены с некоторыми изменениями Эженом Виолле-ле-Дюком . Он также перестроил Шато де Пьерфон (1393–1407), недостроенный средневековый замок, превратив его в неоготическую резиденцию Наполеона III . Этот проект был незавершенным, когда Наполеон III был свергнут в 1870 году, но его можно посетить сегодня.

Реставрация и готическое возрождение

[ редактировать ]

Большая часть готического архитектурного наследия Франции, особенно церкви и монастыри, была повреждена или разрушена во время революции. В 1800 году из 300 церквей Парижа XVI века только 97 все еще стояли. Базилику Сен-Дени лишили витражей и монументальных гробниц, а статуи на фасаде собора Парижской Богоматери был обезглавлен и снесен. По всей стране церкви и монастыри были снесены или превращены в сараи, кафе, школы или тюрьмы. Первую попытку каталогизировать оставшиеся памятники предпринял в 1816 году Александр де Лаборд, написавший первый список «Памятников Франции». В 1831 году интерес к готической архитектуре возрос еще больше после популярного успеха романтического романа «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго . В 1832 году Гюго написал статью для « Revue des deux Mondes» , в которой объявил войну «резне древних камней» и «разрушителям» прошлого Франции. Луи-Филипп заявил, что восстановление церквей и других памятников будет приоритетом его режима. В октябре 1830 года министром внутренних дел была учреждена должность инспектора исторических памятников. Франсуа Гизо , профессор истории Сорбонны. В 1833 году Проспер Мериме стал вторым инспектором, причем, безусловно, самым энергичным и долговечным. Он занимал эту должность двадцать семь лет. [26]

При Луи-Филиппе французская готическая архитектура была официально признана сокровищем французской культуры. Под руководством Мериме начались первые попытки восстановить крупные готические памятники. В 1835 году церковь Сен-Северин в Париже была одной из первых, подвергшихся реставрации, за ней в 1836 году последовала Сент-Шапель , которая после революции была превращена в хранилище правительственных архивов. Реставрация Сен-Шапель под руководством Феликса Дюбана с Жаном-Батистом Антуаном Лассю и молодым Эженом Виолле-ле-Дюком . В 1843 году Лассюс и Виолле-ле-Дюк выиграли конкурс на реставрацию Собора Парижской Богоматери . [26] В течение оставшейся части XIX века все основные готические соборы Франции подверглись обширной реставрации.

Французская готическая архитектура также пережила скромное возрождение, в основном ограниченное новыми церквями. Неоготические церкви, построенные в Париже, включали Сент-Клотильду Теодора Баллю (1841–1857) и Сен-Лоран в Париже Симона-Клода-Констана Дюфе (1862–1865). Жан-Батист Лассю стал самым плодовитым неоготическим архитектором во Франции, построив Сен-Николя де Нант (1840 г.), Сакре-Кер де Мулен (1849 г.), Сен-Пьер де Дижон (1850 г.), Сен-Жан-Батист де Бельвиль. (1853 г.) и Церковь Кюссе (1855 г.). [ нужна ссылка ] Церковь Сент-Эжен-Сент-Сесиль в Париже Луи-Огюста Буало и Адриена-Луи Лассона (1854–1855) была самым новаторским примером неоготики; он сочетал в себе традиционный готический дизайн с современным железным каркасом. Жюль Верн венчался в церкви в 1857 году. [27]

Характеристики

[ редактировать ]

Реберный свод

[ редактировать ]

Готический стиль возник в результате новаторского использования существующих технологий, в частности остроконечной арки и ребристого свода . Ребристый свод был известен в ранний романский период , но широко и эффективно не использовался до готического периода. Скрещенные ребра свода перенесли вес наружу и вниз, на группы опорных колонн и колонн. Более ранние ребристые своды, использовавшиеся в соборе Санса и соборе Нотр-Дам , имели шесть отсеков, ограниченных ребрами и пересекающейся аркой, которая передавала вес чередующимся колоннам и колоннам. Во времена высокой готики появилось новое новшество: четырехчастный ребристый свод, который использовался в Шартрском соборе , Амьенском соборе и Реймском соборе . Ребра этого свода более равномерно распределили вес на четыре опорные колонны внизу и установили более тесную связь между нефом и нижними частями церковных стен, а также между аркадами внизу и окнами вверху. Это позволило увеличить высоту и сделать стены тоньше, а также усилило сильное впечатление вертикальности, создаваемое новыми соборами. [28]

Летающий контрфорс

[ редактировать ]

Вторым крупным нововведением готического стиля стал аркбутан , который впервые был использован в соборе Парижской Богоматери . Это передавало тягу веса крыши за пределы стен, где ей противодействовал вес контрфорса. тяжелые каменные вершины К вершине контрфорсов были добавлены , чтобы точно уравновесить удар изнутри стен. Контрфорс позволил значительно уменьшить толщину стен собора и использовать окна большего размера во внутреннем пространстве церкви. В таких церквях, как Сент-Шапель , из-за контрфорсов стены были почти полностью выполнены из витражей. [28]

Развитие ребристых сводов и контрфорсов внесло постепенные изменения во внутреннее устройство соборов. В соборах ранней готики стены нефа были построены в четыре уровня: галерея с колоннами на первом этаже; затем трибуна , галерея с окнами; затем трифорий , ряд окон поменьше; и, наконец, высокие окна, чуть ниже сводов. В период высокой готики, с развитием четырехчастного реберного свода и контрфорса, трибуна была упразднена в Шартре и других новых соборах, что позволило сделать окна и аркады более высокими. К XV веку в Руанском соборе также исчез трифорий, а стены между траверсами заполнились высокими окнами. [29]

Портал и тимпан

[ редактировать ]

Еще одной новаторской особенностью французского готического собора был дизайн портала или входа, который по давней христианской традиции был обращен на запад. Базилика Сен-Дени имела тройной портал, украшенный колоннами в виде статуй апостолов и святых вокруг дверных проемов, а над дверными проемами размещались библейские сцены, заполненные скульптурами. Этот тройной портал был принят во всех крупных соборах. сюжет . Особенностью готических соборов стал тимпан над порталом, заполненный скульптурными фигурами, иллюстрирующими библейский По примеру Амьена, тимпан над центральным порталом традиционно изображал Страшный суд , правый портал изображал коронацию Девы Марии, а левый портал изображал жития святых, имевших важное значение в епархии. [30]

Витраж и окно-роза

[ редактировать ]

Большие витражи и окна-розетки были еще одной отличительной чертой готического стиля. Некоторые готические окна, например, в Шартре, были вырезаны в каменных стенах. Другие окна, например, в часовнях Нотр-Дам и Реймс, были в каменных рамах, встроенных в стены. Самой распространенной формой был окулус — небольшое круглое окно с двумя ланцетами или окна с заостренными арками, расположенное чуть ниже него. Окно-роза было самым известным типом готического стиля. Их разместили в трансептах и ​​порталах, чтобы обеспечить освещение нефа. Самые большие окна-розетки имели диаметр десять метров. У них был каркас из каменной арматуры, часто с богато украшенным цветочным узором, чтобы помочь им противостоять ветру. Готические окна находились в отдельной от стены каменной раме, а не врезались в стену.

Первые окна были сделаны из кусочков тонированного стекла, покрыты гризайлем и удерживались на месте кусочками свинца, обрамлявшими фигуры. По мере того как окна становились больше, использовались более насыщенные цвета. После 1260 года цвета стали светлее, и более распространенным стало сочетание гризайля и бледных оттенков желтого. Шартрский собор и собор Ле-Мана имеют одни из лучших сохранившихся оригинальных окон. [31]

Скульптура и символика - «Книга для бедных».

[ редактировать ]

Готический собор был liber pauperum , буквально «книгой для бедных», покрытой скульптурой, иллюстрирующей библейские сюжеты, для подавляющего большинства неграмотных прихожан. Эти в основном иллюстрированные истории из Библии, но также включали истории и фигуры из мифологии и более сложные символы, взятые из средневековых философских и научных учений, таких как алхимия .

Фасады соборов и других готических церквей украшались скульптурами разнообразных сказочных и устрашающих гротесков или монстров. К ним относились горгулья , химера , дракон , тараск и другие, взятые в основном из легенд и мифологии. Они были частью визуального послания для неграмотных верующих, символами зла и опасности, которые угрожали тем, кто не следовал учению церкви. [32]

У горгульи было и более практическое назначение. Это были дождевые потоки собора; дождевая вода стекала с крыши в свинцовые желоба, а затем по каналам аркбутанов к пастям горгулий. Чем длиннее горгулья, тем дальше вода проецировалась от стен, защищая стены и окна от повреждения водой. Чтобы распределить воду как можно шире, использовалось несколько чисел.

Среди всех религиозных деятелей часть скульптурных украшений была посвящена иллюстрированию средневековой науки и философии. Крылья собора Парижской Богоматери и Амьенского собора украшены похожими небольшими резными фигурками, держащими круглые таблички с символами трансформации, взятыми из алхимии. На центральной колонне центральной двери собора Парижской Богоматери изображена статуя женщины на троне, держащей в левой руке скипетр, а в правой - две книги, одну открытую (символ общественного знания), а другую закрытую. (эзотерическое знание), а также лестницу с семью ступенями, символизирующую семь ступеней, которым следовали алхимики в своих научных поисках, пытаясь превратить обычный металл в золото. [32]

Другой общей чертой готических соборов был дизайн лабиринта , обычно высеченного в камне на полу в центральной части собора. Вдохновленные лабиринтом из греческой легенды, построенным царем Миносом как домом Минотавра , в соборах они были известны как «Иерусалимский путь» и символизировали трудный и часто окольный путь, по которому христианину иногда приходилось идти в жизни, чтобы достичь врата Рая и спасения. Большие лабиринты первоначально были обнаружены в соборе Осера , соборе Санса , соборе Реймса и соборе Арраса , но они были удалены во время различных реконструкций в 18 веке. Лучшие сохранившиеся образцы находятся в Шартрском соборе в его первоначальном виде и в Амьенском соборе , реконструированном в 1894 году.

Портальная скульптура Бургундии сочетает в себе классические литературные элементы с готическим стилем 13-го века. В Осере два таких образца скульптур находятся на соборе Сент-Этьен, изображая Геркулеса , сатира и спящего фавна; Северный трансепт собора Шартр- Реймс иллюстрирует библейскую историю о Давиде и Вирсавии . Нотр - «Коронация Богородицы» собора Санса отражает аналогичный рельеф собора Дам в Париже и была создана в мастерской, которая внесла незначительный вклад в испанскую готическую архитектуру . [33]

Хронология известных зданий

[ редактировать ]

Из-за длительного периода строительства готических соборов немногие из них были построены в едином стиле. Большинство из них, например, Нотр-Дам, имеют сочетание элементов, построенных в несколько разных периодов, а также элементов, построенных после готической эпохи. Кроме того, в разных источниках указаны разные даты периодов времени. В этом списке в основном используются периоды времени, указанные в онлайн-энциклопедии ЛаРусса и онлайн-педагогическом досье готической архитектуры Cité de l'Architecture et du Patrimoine , Париж. [34]

Ранняя готика, переходная или примитивная готика (1130–1180 гг.)

[ редактировать ]
Сансский собор (1135–1171 гг.)
Шартрский собор (1194–1260 гг.)
Сент-Шапель (1238–1248)
Базилика Нотр-Дам-де-л'Эпин

Высокая готика или классическая готика (1180–1230 гг.)

[ редактировать ]

Сияющий (1230–1420)

[ редактировать ]

Яркая готика (1400–1520 гг.)

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Бове, собор Сен-Пьер – Церкви Уазы» .
  2. ^ Британская энциклопедия, «Готическая архитектура» (по подписке) (получено
  3. ^ Британская энциклопедия, «Готическая архитектура» (по подписке) (получено
  4. ^ Британская энциклопедия, «Готическая архитектура» (по подписке) (получено
  5. ^ «Бове, собор Сен-Пьер – Церкви Уазы» .
  6. ^ Jump up to: а б Дюшер 1988 , с. 46–54.
  7. ^ Renault & Lazé 2006 , с. 33.
  8. ^ Jump up to: а б с Миньон 2015 , с. 10–11.
  9. ^ Jump up to: а б Руководство , с. 53.
  10. ^ Renault & Lazé 2006 , с. 33–35.
  11. ^ Мило 2015 , с. 8–9.
  12. ^ Jump up to: а б Рено и Лазе 2006 , с. 36.
  13. ^ Jump up to: а б Дюшер 1988 , с. 48.
  14. ^ Jump up to: а б Дюшер 1988 , с. 58.
  15. ^ Онлайн-энциклопедия Ларусса, Готическая архитектура (на французском языке)
  16. ^ Renault & Lazé 2006 , с. 37.
  17. ^ Jump up to: а б Онлайн-энциклопедия Ларусса, Готика в Нормандии (получено 1 мая 2020 г.)
  18. ^ Jump up to: а б Дюшер 1988 , с. 62.
  19. ^ Лурс 2018 , с. 183-185.
  20. ^ Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Епископальный город Альби» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО .
  21. ^ Дючер 1988 , с. 64.
  22. ^ Филипп Бонне-Лабордери, Собор Бове: история и архитектура , Ла Ми-о-Руа, GEMOB, 1978.
  23. ^ Тексье 2012 , с. 26–27.
  24. ^ Дючер 1988 , с. 66–67.
  25. ^ Jump up to: а б Рено и Лазе 2006 , с. 38.
  26. ^ Jump up to: а б Даркос 1998 , стр. 156–159.
  27. ^ Тексье 2012 , с. 78–79.
  28. ^ Jump up to: а б Рено и Лазе 2006 , с. 34.
  29. ^ Renault & Lazé 2006 , с. 48–49.
  30. ^ Renault & Lazé 2006 , с. 35.
  31. ^ Renault & Lazé 2006 , с. 52.
  32. ^ Jump up to: а б Венцлер 2018 , с. 97–99.
  33. ^ Уильямсон, Пол. «Готическая скульптура 1140–1300». ISBN   978-0300074529
  34. ^ Венцлер 2018 , с. 31–37.
  35. ^ Jump up to: а б с д и Гид .
  36. ^ Руководство , с. 664.
  37. ^ Руководство , с. 618.
  38. ^ Руководство , с. 17-19.
  39. ^ Руководство , с. 296.

Библиография

[ редактировать ]
  • Даркос, Ксавьер (1998). Проспер Мериме (на французском языке). Фламмарион. ISBN  2-08-067276-2 .
  • Дюшер, Роберт (1988). Характеристика стилей (на французском языке). Париж: Фламмарион. ISBN  2-08-011539-1 .
  • Лур, Матье (2018). Словарь соборов (на французском языке). Издания Жан-Поль Жиссеро. ISBN  978-2755-807653 .
  • Мартиндейл, Эндрю, Готическое искусство (1967), Темза и Гудзон (на английском и французском языках); ISBN   2-87811-058-7
  • Миньон, Оливье (2015). Архитектура готических соборов (на французском языке). Издания Ouest-France. ISBN  978-2-7373-6535-5 .
  • Миньон, Оливье (2017). Французская архитектурная культура – ​​аббатства, церкви, соборы и замки (на французском языке). Издания Ouest-France. ISBN  978-27373-7611-5 .
  • Рено, Кристоф; Лазе, Кристоф (2006). Стили архитектуры и мебели (на французском языке). Гиссеро. ISBN  9-782877-474658 .
  • Ривер, Реми; Лавуа, Аньес (2007). Башня Жан-Санс-Пер , Ассоциация друзей башни Жан-Санс-Пер. ISBN   978-2-95164-940-8
  • Тексье, Саймон (2012). Парижская панорама архитектуры от античности до наших дней (на французском языке). Париграмма. ISBN  978-2-84096-667-8 .
  • Венцлер, Клод (2018). Котические соборы – средневековый вызов (на французском языке). Издания Ouest-France. ISBN  978-2-7373-7712-9 .
  • Путеводитель по наследию во Франции (на французском языке). Éditions du Patrimoine, Центр национальных памятников. 2002. ISBN  978-2-85822-760-0 .
[ редактировать ]
  • Mapping Gothic France — проект Колумбийского университета и колледжа Вассар с базой данных изображений, 360-градусными панорамами, текстами, схемами и историческими картами.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 51fe2b3f3e7291d4bc92adb035f25cc0__1715251200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/c0/51fe2b3f3e7291d4bc92adb035f25cc0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
French Gothic architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)