Архивольт
Архивольт или полоса , (или voussure ) — это декоративный молдинг повторяющая изгиб на нижней стороне арки . [1] [2] Он состоит из полос декоративной лепнины (или других архитектурных элементов), окружающих арочный проем, что соответствует архитраву в случае прямоугольного проема. Это слово иногда используется для обозначения нижней стороны или внутреннего изгиба самой арки (точнее, интрадос ). Чаще всего архивольты встречаются как элемент арок церковных порталов . Лепнины и скульптуры на этих архивольтах используются для передачи богословской истории или изображения религиозных деятелей и идеологий церкви, чтобы представить ворота между святым пространством церкви и внешним миром. [3] Присутствие архивольтов на церквях наблюдается на протяжении всей истории, хотя на их дизайн, как архитектурно, так и художественно, сильно влияют период, в который они были построены, и церкви, для которых они были спроектированы. [4]
Этимология
[ редактировать ]Слово происходит от итальянских (или французских) эквивалентов английских слов «арка» и «хранилище» .
Конструктивные особенности
[ редактировать ]Архивольты обычно встречаются в составе церковных порталов, на нижней стороне арок над тимпаном , закрепляя перемычку и заканчиваясь колоннами косяка , каждая арка обычно имеет несколько ярусных архивольтов. Хотя эта базовая структура и размещение архивольтов обычно присутствуют, конкретные художественные особенности архивольтов часто меняются в зависимости от того, когда и где они были спроектированы и какой церковью они являются. [5] Примером этого является форма арки: в готических порталах символична заостренная арка, а в романских порталах следует ожидать закругленную арку. [6] Эти округлые и заостренные черты можно увидеть и внутри церкви, где готические церкви имеют заостренные своды, а романские церкви - закругленные.
Эволюция архивольтов
[ редактировать ]Архивольты впервые стали украшать входы в церкви во Франции и Испании во время Реконкисты . [7] Считается, что они возникли как сжатая версия нефа церкви . [8] лепнина слоистых арок, изображающая богословское путешествие снаружи церкви к священной атмосфере внутри нее.
Использование каменной скульптуры снаружи церквей впервые стало широко распространено в одиннадцатом веке. [9] Более позднее использование этих лепных украшений и скульптур описано Кэлвином Кендаллом: «[Церковные порталы] заботились о духовном благополучии прихожан и служили для создания и разграничения священного пространства». [10] Использование порталов и молдингов на их архивольтах в качестве разделения между внешним общественным достоянием и святым пространством внутри церкви было новаторской идеей для передачи знаний о церкви и теологии, наблюдаемой внутри.
Как продемонстрировал Рудольф Конрад, эта эволюция в использовании церковной архитектуры произошла одновременно со значительными достижениями в классификации, хранении и обмене большими объемами информации, которые происходили в двенадцатом веке. [11] Применение этого в конструкции архивольтов показано в сложных богословских историях и сообщениях, которые представлены в детальных проектах многих архивольтов.
Исторический контекст
[ редактировать ]романский
[ редактировать ]Сложность церковных порталов и последующее значение их лепнины и конструкции архивольтов впервые были широко замечены в романских церквях, наблюдавшихся в основном в XI-начале XIII века. [12] [13] Романский период церковной архитектуры - это когда каменная скульптура стала общей чертой церковных порталов, в частности, использование Христа на архивольтах и их окружении, чтобы обозначить начало святого пространства. [14] Романские порталы и архивольты чаще всего имеют закругленную форму, как это видно в римской архитектуре . [15] Это имело большое значение для роли церкви как здания и места собраний, поскольку в средневековый романский период большинство людей не умели читать, поэтому эти скульптуры могли изображать важные события, имеющие центральное значение для христианской веры, и передавать идеологию церкви, которая в противном случае общественность могла бы быть не в состоянии понять. [16]
Готика
[ редактировать ]Готическая архитектура, преимущественно встречающаяся между серединой двенадцатого и шестнадцатым веками. [17] был преемником романской архитектуры и часто рассматривается как зарождение христианской архитектуры . [18] Это проявляется в символике как художественных, так и архитектурных особенностей готических порталов и их архивольтов. Классическая остроконечная арка готических порталов и архивольтов используется для направления взгляда людей вверх, к небесам , постоянного напоминания о присутствии Бога и поощрения сосредоточиться на священных и небесных аспектах жизни, а не на земных. [19] [20]
Яркие примеры
[ редактировать ]Собор Сен-Дени
[ редактировать ]Собор Сен-Дени — французский собор, известный как один из основополагающих образцов готической христианской архитектуры. [21] он был спроектирован Эбботом Шугером в двенадцатом веке и построен в тринадцатом веке. [22] Хотя общепринято считать, что порталы на западной стороне собора Сен-Дени имеют большинство архитектурных особенностей ранней готики. [23] [24] как утверждает Памела Блюм, до сих пор ведутся споры о том, следует ли точнее охарактеризовать собор как готический или романский. [25] из-за многочисленных реставраций, которые проводились в соборе в различных художественных и архитектурных стилях с момента его постройки.
-
Центральный портал западного фасада собора Сен-Дени.
-
Западный фасад собора Сен-Дени
На западной стороне собора расположены три церковных портала, каждый из которых содержит архивольты. В 1140 году эти три портала и западная часть собора Сен-Дени были освящены . [26] Архивольты собора Сен-Дени — один из самых ранних примеров использования сложных скульптур и надписей на входах в церкви как средства коммуникации в готических церквях. [27] Поскольку архивольты собора Сен-Дени были спроектированы на самых ранних этапах готической архитектуры, до сих пор существуют примеры, характеризующие романскую архитектуру, такие как использование драпировок. [28] в скульптурах портала.
Портал Святой Анны, Нотр-Дам
[ редактировать ]Портал Святой Анны , расположенный на западном фасаде Собора Парижской Богоматери, был построен в Париже в двенадцатом веке. [29] [30] в честь Святой Анны, Матери Марии и Бабушки Иисуса Христа. Портал отображает некоторые различные аспекты жизни Иисуса Христа. [31] как его бабушка и дедушка Анна (которым посвящен портал) и Иоаким , а также его родители Мария и Иосиф . Архивольты портала Святой Анны заостренные - классическая особенность готических арок. Архивольты украшены несколькими небольшими скульптурами людей. Было установлено, что эти скульптуры относятся как к двенадцатому, так и к тринадцатому векам. [32] На архивольтах Святой Анны было проведено несколько реставраций, которые были обнаружены в результате незначительно различающихся стилистических особенностей архивольтов и цветовых различий в камне, из которого архивольт изготовлен. [33] Эти скульптуры на портале и его архивольтах изображают конкретных людей, имевших большое значение для церкви и общины, которой она служила, как религиозные иконы, так и фигуры общественной власти на момент ее создания, такие как король Людовик VIII, епископы, участвовавшие в церковь, [34] Иисус и несколько членов его семьи.
Аббатство Везле
[ редактировать ]было Аббатство Везле построено во Франции в девятом веке на холме в деревне Везле монахами - бенедиктинцами и в 1979 году стало объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО . [35] Эта классификация обусловлена хорошо сохранившимся бургундским романским искусством и его важностью как религиозного объекта для христиан в средние века. [36] Портал имеет закругленную арку, классическую для романского стиля, и густо заполнен множеством различных скульптур и лепнины. На портале аббатства Везле изображены сообщения и фигуры, такие как сцены из Книги Деяний, Христа, Апостолов и Иоанна Крестителя . [37] Скульптуры и лепные украшения на архивольтах портала отображают события Пятидесятницы , из Книги Деяний,
Периферийные фигуры архивольтных отсеков и перемычек разделены на евреев слева во главе с Петром, держащим ключи слева от Христа, и язычников справа во главе с Павлом, сидящим непосредственно справа от Христа. То, что нееврейской аудитории отрывка часто предписывается входить в Церковь в состоянии мира, также визуализируется через изображение ведущей (языческой) фигуры на правой притолоке, опускающей свой меч лезвием вниз в подчеркнуто пацифистском жесте. [38]
- Питер Лоу (2012)
Монахи-бенедиктинцы, основавшие аббатство Везле, утверждали, что там были найдены останки Марии Магдалины , что сделало его местом значительной религиозной важности и, следовательно, популярным местом для паломников . [39] Прибытие паломников и последующая возросшая известность привели к обширным реконструкциям, в результате которых появился сложный и величественный художественный стиль. [40] Важность происходящего во время строительства портала, а также целевую аудиторию его церкви демонстрирует дизайн тимпана портала, в центре которого находится большая скульптура Иисуса Христа, на которой изображена Магдалина, стоящая лицом к Христу. ноги. [41] Это подчеркивает важность назначения аббатства как места паломничества для его дизайна.
-
Портал аббатства Везле
-
Фасад аббатства Везле
Галерея
[ редактировать ]-
Вход в Шпейерский собор , Германия.
-
Ворота в собор Ориуэла в Ориуэле , Испания
-
Изображение 1911 года: центральная церковь церкви Святого Иоанна в Ярославле , Россия.
Сноски
[ редактировать ]- ^ «Архивольт» . Буффало как архитектурный музей . buffaloah.com . Проверено 12 августа 2016 г. .
- ^ Чинг, Фрэнсис Д.К. (1995). Визуальный словарь архитектуры . Нью-Йорк: John Wiley & Sons, Inc., с. 12. ISBN 0-471-28451-3 .
- ^ Кендалл, Кэлвин (2016). «Портальные надписи, пограничная трансформация и создание священного пространства». Аллегория церкви: романские порталы и их стихотворные надписи . Торонто: Университет Торонто Press. п. 33. ISBN 9781442680487 .
- ^ Лоу, Питер (2012). «Инновации и духовная ценность в средневековом монашеском искусстве: случай главного портала нартекса в Везле». Журнал исследований средневековья и раннего Нового времени . 42 (3): 657. дои : 10.1215/10829636-1720616 .
- ^ Лоу, Питер (2012). «Инновации и духовная ценность в средневековом монашеском искусстве: случай главного портала нартекса в Везле». Журнал исследований средневековья и раннего Нового времени . 42 (3): 657. дои : 10.1215/10829636-1720616 .
- ^ Шмидт, Элвин (2012). «Готическая церковная архитектура». Энциклопедия христианской цивилизации .
- ^ Абель, Микки (2009). «Внутри, вокруг, между: микропаломничество и архивированный портал» . Латиноамериканский исследовательский журнал . 10 (5): 385–416. дои : 10.1179/146827309X12541437923748 . S2CID 194031839 .
- ^ Абель, Микки (2009). «Внутри, вокруг, между: микропаломничество и архивированный портал» . Латиноамериканский исследовательский журнал . 10 (5): 385–416. дои : 10.1179/146827309X12541437923748 . S2CID 194031839 .
- ^ Кендалл, Кэлвин (2016). «Я – Дверь». Аллегория церкви: романские порталы и их стихотворные надписи . Торонто: Университет Торонто Press. п. 53. ИСБН 9781442680487 .
- ^ Кендалл, Кэлвин (2016). «Портальные надписи, пограничная трансформация и создание священного пространства». Аллегория церкви: романские порталы и их стихотворные надписи . Торонто: Университет Торонто Press. п. 33. ISBN 9781442680487 .
- ^ Рудольф, Конрад (2010). «Изобретение готического портала: Сужер, Хью Сен-Викторский и строительство нового общественного искусства в Сен-Дени». История искусств . 4 (33): 573. doi : 10.1111/j.1467-8365.2010.00767.x .
- ^ Кендалл, Кэлвин (2016). «Я – Дверь». Аллегория церкви: романские порталы и их стихотворные надписи . Торонто: Университет Торонто Press. п. 51. ИСБН 9781442680487 .
- ^ Флетчер, Маргарет; Полли, Робби (2021). «Средневековье и Возрождение». Архитектурные стили: наглядное руководство . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 80. ИСБН 9780691213781 .
- ^ Кендалл, Кэлвин (2016). «Я – Дверь». Аллегория церкви: романские порталы и их стихотворные надписи . Торонто: Университет Торонто Press. п. 53. ИСБН 9781442680487 .
- ^ Флетчер, Маргарет; Полли, Робби (2021). «Средневековье и Возрождение». Архитектурные стили: наглядное руководство . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 80. ИСБН 9780691213781 .
- ^ Лейзингер, Герман (1958). «Романские церковные порталы». Графис . 14 (75): 73.
- ^ Флетчер, Маргарет; Полли, Робби (2021). «Средневековье и Возрождение». Архитектурные стили: наглядное руководство . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 86. ИСБН 9780691213781 .
- ^ Шмидт, Элвин (2012). «Готическая церковная архитектура». Энциклопедия христианской цивилизации : 1.
- ^ Скотт, Роберт А. (2011). Готическое предприятие: Путеводитель по пониманию средневекового собора . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 109–121. ISBN 9780520949560 .
- ^ Шмидт, Элвин (2012). «Готическая церковная архитектура». Энциклопедия христианской цивилизации : 2.
- ^ Блюм, Памела (1992). Ранняя готика Сен-Дени: реставрации и пережитки . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 1.
- ^ «История памятника» . Соборная базилика Сен-Дени .
- ^ Блюм, Памела (1992). Ранняя готика Сен-Дени: реставрации и пережитки . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 1.
- ^ «История памятника» . Соборная базилика Сен-Дени .
- ^ Блюм, Памела (1992). Ранняя готика Сен-Дени: реставрации и пережитки . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 1.
- ^ Конрад, Рудольф (2010). «Изобретение готического портала: Сужер, Хью Сен-Викторский и строительство нового общественного искусства в Сен-Дени». История искусств . 4 (33): 569. doi : 10.1111/j.1467-8365.2010.00767.x .
- ^ Конрад, Рудольф (2010). «Изобретение готического портала: Сужер, Хью Сен-Викторский и строительство нового общественного искусства в Сен-Дени». История искусств . 4 (33): 569. doi : 10.1111/j.1467-8365.2010.00767.x .
- ^ Блюм, Памела (1992). Ранняя готика Сен-Дени: реставрации и пережитки . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 1–2.
- ^ Кларк, Уильям; Ладден, Франклин (1986). «Заметки об архивольтах портала Святой Анны в Нотр-Дам де Пари». Геста . 1 (25): 109. дои : 10.2307/766904 . JSTOR 766904 . S2CID 193477348 .
- ^ «Портал Святой Анны» . Друзья Нотр-Дама де Пари . 13 апреля 2022 г.
- ^ «Портал Святой Анны» . Друзья Нотр-Дама де Пари . 13 апреля 2022 г.
- ^ Кларк, Уильям; Ладден, Франклин (1986). «Заметки об архивольтах портала Святой Анны в Нотр-Дам де Пари». Геста . 1 (25): 109. дои : 10.2307/766904 . JSTOR 766904 . S2CID 193477348 .
- ^ Кларк, Уильям; Ладден, Франклин (1986). «Заметки об архивольтах портала Святой Анны в Нотр-Дам де Пари». Геста . 1 (25): 110. дои : 10.2307/766904 . JSTOR 766904 . S2CID 193477348 .
- ^ Кан, Уолтер (1969). «Тимпан портала Святой Анны в Нотр-Дам де Пари и иконография разделения властей в раннем средневековье» . Журнал институтов Варбурга и Курто . 32 (32): 58–59. дои : 10.2307/750607 . JSTOR 750607 . S2CID 192346327 .
- ^ Ульрих, Джеймс (2014). «Аббатство Везле: священное место паломничества и крестовых походов». Журнал «Ренессанс» . 19 (6): 33.
- ^ «Везле, церковь и холм» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО .
- ^ Лоу, Питер (2012). «Инновации и духовная ценность в средневековом монашеском искусстве: случай главного портала нартекса в Везле». Журнал исследований средневековья и раннего Нового времени . 42 (3): 658. дои : 10.1215/10829636-1720616 .
- ^ Лоу, Питер (2012). «Инновации и духовная ценность в средневековом монашеском искусстве: случай главного портала нартекса в Везле». Журнал исследований средневековья и раннего Нового времени . 42 (3): 663. дои : 10.1215/10829636-1720616 .
- ^ Ульрих, Джеймс (2014). «Аббатство Везле: священное место паломничества и крестовых походов». Журнал «Ренессанс» . 19 (6): 33.
- ^ Ульрих, Джеймс (2014). «Аббатство Везле: священное место паломничества и крестовых походов». Журнал «Ренессанс» . 19 (6): 33.
- ^ Рудольф, Конрад (1 июля 2021 г.). «Макро/микрокосм в Везле: портал Нартекс и неэлитное участие в элитной духовности» . Зеркало . 96 (3): 650. дои : 10.1086/714579 . S2CID 235598978 .