Церковная архитектура
Церковная архитектура относится к архитектуре христианских зданий, таких как церкви , часовни, монастыри , семинарии и т. д. Она развивалась на протяжении двух тысяч лет христианской религии , частично за счет инноваций, частично за счет заимствования других архитектурных стилей, а также в ответ на изменение верований, обычаев и местных традиций. От раннего христианства до наших дней наиболее значительными объектами трансформации христианской архитектуры и дизайна были великие церкви Византии , романские церкви аббатства , готические соборы и эпохи Возрождения базилики с акцентом на гармонию. Эти большие, часто богато украшенные и престижные с архитектурной точки зрения здания были доминантой городов и сельской местности, в которых они стояли. Однако гораздо более многочисленными были приходские церкви в христианском мире , средоточие христианской преданности в каждом городе и деревне. Хотя некоторые из них считаются возвышенными произведениями архитектуры, равными великим соборам и церквям , большинство развивалось по более простым принципам, демонстрируя большое региональное разнообразие и часто демонстрируя местные народные технологии и украшения.
Поначалу здания были из тех, которые изначально предназначались для других целей, но с появлением явно церковной архитектуры церковные здания стали оказывать влияние на светские здания, которые часто имитировали религиозную архитектуру . В 20 веке использование новых материалов, таких как сталь и бетон , повлияло на дизайн церквей.
История церковной архитектуры делится на периоды, на страны или регионы и по религиозной принадлежности. Дело осложняется тем, что здания, построенные для одной цели, могут быть повторно использованы для другой, что новые методы строительства могут допускать изменения в стиле и размерах, что изменения в литургической практике могут привести к перестройке существующих зданий и что здание, построенное одной религиозной группой, может использоваться группой-преемником в других целях.
Истоки и развитие церковного строительства [ править ]
Простейшее церковное здание представляет собой одно помещение для собраний, построенное из местных материалов и с использованием тех же строительных технологий, что и местные домашние постройки. Такие церкви обычно имеют прямоугольную форму, но в африканских странах, где круглые жилища являются нормой, народные церкви также могут быть круглыми. Простая церковь может быть построена из сырцового кирпича, глины , колотых бревен или щебня. Крыша может быть покрыта соломой, черепицей, гофрированным железом или банановыми листьями. Однако, начиная с IV века, церковные прихожане стремились построить церковные здания, которые были бы одновременно постоянными и эстетически привлекательными. Это привело к возникновению традиции, согласно которой общины и местные лидеры вкладывают время, деньги и личный престиж в строительство и украшение церквей.
В любом приходе местная церковь часто является самым старым зданием и больше, чем любое строение, построенное до 19 века, за исключением, пожалуй, сарая. Церковь часто строится из самого прочного доступного материала, часто из камня или кирпича. Требования литургии обычно требовали, чтобы церковь расширялась за пределы одного конференц-зала до двух основных помещений: одного для прихожан и другого, в котором священник совершает ритуалы мессы. К структуре из двух комнат часто добавляются проходы, башня, часовни и ризницы , а иногда и трансепты и погребальные часовни. Дополнительные помещения могут быть частью первоначального плана, но в случае с очень многими старыми церквями здание расширялось по частям, и его различные части свидетельствуют о его долгой архитектурной истории.
Начало [ править ]
В первые три столетия существования христианской церкви Ранней Ливии практика христианства была незаконной, и было построено мало церквей . Вначале христиане поклонялись наряду с евреями в синагогах и в частных домах. После разделения евреев и христиан последние продолжали совершать богослужения в домах людей, известных как домашние церкви . Часто это были дома более богатых членов веры. Святой Павел в своем первом послании к Коринфянам пишет: «Церкви Азиатские шлют привет. Акила и Приска вместе с домашней церковью своей сердечно приветствуют вас в Господе». [1]
Некоторые жилые постройки были приспособлены под церкви. Одна из самых ранних адаптированных резиденций находится в церкви Дура-Европос , построенной вскоре после 200 года нашей эры, где две комнаты были превращены в одну путем удаления стены и помоста установки . Справа от входа небольшое помещение было превращено в баптистерий . [ нужна ссылка ]
Некоторые церковные здания были специально построены как церковные собрания, например, здание напротив императора Диоклетиана дворца в Никомидии. Его разрушение было зафиксировано так:
Когда наступил тот день, в восьмое консульство Диоклетиана и седьмое – Максимиана , внезапно, еще едва рассвело, префект вместе с главными военачальниками, трибунами и казначейскими чиновниками пришел в церковь в Никомидии, и ворота были взломаны, и они повсюду искали идола Божества. Книги Священного Писания были найдены и преданы огню; утварь и мебель церкви были брошены на разграбление: все было грабежом, смятением, суматохой. Эта церковь, расположенная на возвышении, была в пределах видимости дворца; а Диоклетиан и Галерий стояли как на сторожевой башне, долго споря, следует ли ее поджечь. Преобладали настроения Диоклетиана, который боялся, что однажды зажженный такой большой пожар может сжечь какую-нибудь часть города; ибо вокруг церкви было много больших построек. Тогда преторианская гвардия выстроилась в боевой порядок, с топорами и другими железными инструментами и, будучи выпущена повсюду, в несколько часов сровняла с землей это весьма высокое здание. [2]
От домашней церкви к церкви [ править ]
С первого по начало четвертого века большинство христианских общин поклонялись в частных домах, часто тайно. Некоторые римские церкви, такие как базилика Сан-Клементе в Риме, построены прямо над домами, где поклонялись ранние христиане. Другие раннеримские церкви построены на местах христианского мученичества или у входа в катакомбы , где хоронили христиан.
После победы римского императора Константина в битве при Мильвийском мосту в 312 году нашей эры христианство стало законной, а затем и привилегированной религией Римской империи . Вера, уже распространившаяся по всему Средиземноморью, теперь выражалась в зданиях. Христианская архитектура была создана, чтобы соответствовать гражданским и имперским формам, и поэтому Базилика , большой прямоугольный зал для собраний, стал общим на востоке и западе, как образец церквей, с нефом и проходами , а иногда и галереями и фонарями . В то время как гражданские базилики имели апсиды с обоих концов, христианские базилики обычно имели одну апсиду, где епископ и пресвитеры сидели на помосте за алтарем. В то время как языческие базилики фокусировались на статуе императора, христианские базилики сосредоточивали свое внимание на Евхаристии как символе вечного, любящего и прощающего Бога.
Первые очень большие христианские церкви, особенно Санта-Мария-Маджоре , Сан-Джованни-ин-Латерано и Санта-Костанца , были построены в Риме в начале 4 века. [3] [ нужна полная цитата ]
Характеристики здания раннехристианской церкви [ править ]
Здание церкви, каким мы его знаем, выросло из ряда особенностей древнеримского периода :
- Домашняя церковь
- Атриум
- Базилика
- Бема
- Мавзолей . : здание центральной планировки
- Крестообразный . план помещения: латинский или греческий крест
Атриум [ править ]
Когда раннехристианские общины начали строить церкви, они использовали одну особенность домов, которые им предшествовали, — атриум или двор с окружающей его колоннадой . Большинство этих атриумов исчезли. Прекрасный пример сохранился в базилике Сан-Клементе в Риме, а другой был построен в романский период в Сант-Амброджо в Милане . Потомков этих атрий можно увидеть в больших квадратных монастырях , которые можно найти рядом со многими соборами, а также на огромных площадях с колоннадами или на площади у базилик Святого Петра в Риме и Святого Марка в Венеции, а также на Кампосанто (Святом поле) в Пизанский собор.
Basilica[editБазилика
Ранняя церковная архитектура не заимствовала свою форму из римских храмов, поскольку они не имели больших внутренних пространств, где могли собираться верующие. Именно римская базилика, используемая для собраний, рынков и судов, послужила образцом для большой христианской церкви и дала название христианской базилике . [4]
И римские базилики, и римские бани имели в своей основе большое сводчатое здание с высокой крышей, окруженное с обеих сторон рядом нижних помещений или широким аркадным проходом. Важной особенностью римской базилики было то, что на обоих концах она имела выступающую экседру , или апсиду , полукруглое пространство, покрытое полукуполом. Здесь заседали судьи и вершили суд. Оно перешло в церковную архитектуру римского мира и по-разному адаптировалось как особенность соборной архитектуры . [3] [ нужна полная цитата ]
Самые ранние крупные церкви, такие как собор Сан-Джованни-ин-Латерано в Риме, состояли из односторонней базилики с одним апсидным концом и внутренним двором или атриумом на другом конце. По мере развития христианской литургии процессии стали частью происходящего. Дверь для процессии вела из самого дальнего конца здания, в то время как дверь, наиболее используемая публикой, могла находиться в центре одной стороны здания, как в базилике закона. Так обстоит дело во многих соборах и церквях. [5] [ нужна полная цитата ]
Бема [ править ]
По мере того, как число духовенства увеличивалось, маленькой апсиды, в которой находился алтарь или стол, на котором приносились священный хлеб и вино во время обряда Святого Причастия , было недостаточно для их размещения. Приподнятый помост, называемый бема, был частью многих крупных базиликанских церквей. В случае с базиликой Святого Петра и Сан-Паоло-Фуори-ле-Мура (Собор Святого Павла за стенами) в Риме эта бема простиралась по бокам за пределы главного зала собраний, образуя два рукава, так что здание приняло форму буквы Т с выступающая апсида. С этого момента план церкви превратился в так называемый Латинский крест , который имеет форму большинства западных соборов и больших церквей. Рукава креста называются трансептом . [6] [ нужна полная цитата ]
Мавзолей [ править ]
Одним из влияний на церковную архитектуру был мавзолей . Мавзолей знатного римлянина представлял собой квадратное или круглое куполообразное сооружение, в котором находился саркофаг . Император Константин построил для своей дочери Костанцы мавзолей, имеющий круглое центральное пространство, окруженное нижним проходом или проходом, разделенным колоннадой. Место захоронения Санта-Костанцы стало не только могилой, но и местом поклонения. Это одно из первых церковных зданий, которое имело центральную, а не продольную планировку. Константин также отвечал за строительство круглого, похожего на мавзолей храма Гроба Господня в Иерусалиме , что, в свою очередь, повлияло на план ряда зданий, в том числе построенного в Риме для размещения останков великомученика Стефана , Сан-Стефано-Ротондо и базилика Сан-Витале в Равенне.
Древние круглые или многоугольные церкви сравнительно редки. Небольшое количество, такое как Храмовая церковь в Лондоне, было построено во время крестовых походов в подражание Храму Гроба Господня в качестве отдельных примеров в Англии, Франции и Испании. В Дании таких церквей в романском стиле гораздо больше. В некоторых частях Восточной Европы также есть круглые башнеобразные церкви романского периода, но они, как правило, имеют народную архитектуру и небольшого размера. Другие, такие как Ротонда Святого Мартина в Вышеграде в Чехии, очень детализированы.
Круглая или многоугольная форма пригодилась тем зданиям внутри церковных комплексов, которые выполняют функцию, при которой людям желательно стоять или сидеть с централизованной, а не осевой направленностью. В Италии круглая или многоугольная форма использовалась на протяжении всего средневекового периода для баптистерий , а в Англии она была адаптирована для капитулов . Во Франции в качестве восточной конечной точки был принят многоугольный план с нефами, а в Испании та же форма часто используется в качестве часовни.
Помимо Санта-Костанцы и Сан-Стефано, в Риме было еще одно важное место поклонения, которое также было круглым, — огромный древнеримский Пантеон с его многочисленными нишами, заполненными статуями. Это тоже должно было стать христианской церковью и придать свой стиль развитию соборной архитектуры.
Латинский крест и греческий крест [ править ]
Большинство соборов и великих церквей имеют крестообразный план . В церквях западноевропейской традиции план обычно продольный, в виде так называемого латинского креста , с длинным нефом , пересеченным трансептом . Трансепт может быть таким же сильно выступающим, как в Йоркском соборе, или не выступать за проходы, как в Амьенском соборе .
Многие из самых ранних церквей Византии имеют продольный план. В соборе Святой Софии в Стамбуле есть центральный купол, обрамленный на одной оси двумя высокими полукуполами, а на другой - низкими прямоугольными трансептными рукавами, общий план квадратный. Эта большая церковь повлияла на строительство многих более поздних церквей, даже в 21 веке. Квадратный план, в котором неф, алтарь и трансепт имеют одинаковую длину, образуя греческий крест , крест, обычно увенчанный куполом, стал обычной формой в Восточной Православной Церкви , и многие церкви по всей Восточной Европе и России были построены в этом стиле. способ. Церкви в форме греческого креста часто имеют притвор или вестибюль, простирающийся через фасад церкви. Этот тип плана также должен был позже сыграть роль в развитии церковной архитектуры в Западной Европе, особенно в базилики плане Браманте для Святого Петра . [3] [ нужна полная цитата ] [6] [ нужна полная цитата ]
Расхождение восточной и западной церковной архитектуры [ править ]
Разделение Римской империи в четвертом веке нашей эры привело к тому, что христианские ритуалы развивались совершенно по-разному в восточной и западной частях империи. Последним разрывом стал Великий раскол 1054 года.
и византийская Восточное православие архитектура
Восточное христианство и западное христианство с самого начала начали расходиться друг от друга. В то время как базилика была наиболее распространенной формой на западе, на востоке стал преобладать более компактный централизованный стиль. Эти церкви изначально были Мартириями , построенными как мавзолеи, в которых хранились гробницы святых, умерших во время гонений, которые полностью закончились только с обращением императора Константина. Важным сохранившимся примером является мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, сохранивший мозаичные украшения. Датируемый V веком, он, возможно, некоторое время использовался как молельня, прежде чем стал мавзолеем.
Эти здания копировали языческие гробницы и были квадратными, крестообразными с неглубокими выступающими рукавами или многоугольными. Они были покрыты куполами, которые символизировали небо. Выступающие рукава иногда перекрывались куполами или полукуполами, которые были ниже и примыкали к центральному блоку здания. Византийские церкви , хотя и планировались по центру вокруг купольного пространства, обычно сохраняли определенную ось в направлении апсидного алтаря, который обычно простирался дальше, чем другие апсиды. Эта проекция позволила воздвигнуть иконостас — экран, на котором висят иконы и который скрывает алтарь от молящихся, за исключением тех моментов литургии, когда его двери открыты.
Архитектура Константинополя (Стамбула) VI века представляла собой церкви, в которых эффективно сочетались централизованный и базиликальный планы, с полукуполами, образующими ось, и аркадными галереями по обе стороны. Церковь Святой Софии (ныне мечеть) была наиболее значительным примером и оказала огромное влияние как на более позднюю христианскую, так и на исламскую архитектуру , такую как Купол Скалы в Иерусалиме и Великая мечеть Омейядов в Дамаске. Многие более поздние восточные православные церкви, особенно большие, сочетают в себе куполообразный восточный конец с центральной планировкой и приделом на западе.
Вариант формы централизованной церкви получил развитие в России и приобрел известность в шестнадцатом веке. Здесь купол был заменен гораздо более тонкой и высокой шатровой или конической крышей, что, возможно, возникло из-за необходимости не допускать попадания снега на крыши. Одним из лучших примеров таких шатровых церквей является храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве.
Средневековый Запад [ править ]
Участие в богослужении, которое привело к созданию притворной церкви, начало сокращаться по мере того, как церковь становилась все более клерикальной; с возникновением монастырей изменились и церковные постройки. «Двухкомнатная церковь» стала в Европе нормой. Первая «комната», неф, использовалась прихожанами; вторая «комната», святилище, была прерогативой духовенства и служила там мессу. Тогда прихожане могли видеть это только издалека через арку между комнатами (со времен позднего средневековья закрытую деревянной перегородкой, ширмой Руда ), а возвышение хозяина, хлеба причастия, стало в центре внимания. о праздновании: в то время прихожане его обычно не принимали. Поскольку литургия велась на латыни, люди до этого момента довольствовались своими частными богослужениями. Из-за затруднений обзора в некоторых церквях были отверстия, «коси», стратегически прорезанные в стенах и перегородках, через которые из нефа можно было видеть фасад. Опять же, исходя из того двойного принципа, что каждый священник должен служить мессу каждый день и что алтарь может использоваться только один раз, в религиозных общинах требовалось несколько алтарей, для которых нужно было найти место, по крайней мере, в монастырских церквях.
Помимо изменений в литургии, другое важное влияние на церковную архитектуру оказало использование новых материалов и разработка новых технологий. В Северной Европе первые церкви часто строились из дерева, поэтому почти ни одна из них не сохранилась. С более широким использованием камня монахами- бенедиктинцами в десятом и одиннадцатом веках были возведены более крупные сооружения.
Двухкомнатная церковь, особенно если это было аббатство или собор, могла иметь трансепты . По сути, это были руки креста, которые теперь составляли план здания. Здания стали более четко символизировать то, для чего они предназначались. Иногда этот переход, который теперь является центральным центром церкви, увенчивался собственной башней в дополнение к западным башням или вместо них. (Такие ненадежные конструкции, как известно, разрушались, как в Эли для пения канцелярий , и их приходилось перестраивать.) Святилища, в которых теперь служили монахи или каноники , стали длиннее и превратились в алтари , отделенные от нефа перегородкой. В процессе развития действовали как практическая функция, так и символика.
Факторы, влияющие на архитектуру церквей [ править ]
По всей Европе процесс развития церковной архитектуры и проектирования и строительства отдельных церквей был разным в разных регионах, а иногда и от церкви к церкви в одном и том же регионе и в один и тот же исторический период.
Среди факторов, определявших, как была спроектирована и построена церковь, - характер местного сообщества, расположение в городе, поселке или деревне, была ли церковь монастырской церковью, была ли церковь коллегиальной церковью, имела ли церковь церковь покровительство епископа, имеет ли церковь постоянное покровительство богатой семьи и находятся ли в церкви мощи святого или другие святые предметы, которые могут привлечь паломников.
Коллегиальные церкви и церкви аббатства, даже те, которые обслуживают небольшие религиозные общины, обычно демонстрируют большую сложность формы, чем приходские церкви в том же районе и того же времени.
Церкви, построенные под патронажем епископа, обычно нанимали компетентного церковного архитектора и демонстрируют в дизайне изысканность стиля, в отличие от приходских строителей.
Многие приходские церкви пользовались покровительством богатых местных семей. Степень влияния этого на архитектуру может сильно различаться. Это может означать, что проектирование и строительство всего здания финансировалось и осуществлялось под влиянием конкретного покровителя. С другой стороны, свидетельства покровительства могут проявляться только в наращивании часовен, гробниц, мемориалов, арматуры, витражей и других украшений.
Церкви, которые содержат знаменитые реликвии или предметы почитания и, таким образом, стали паломническими церквями, часто очень велики и получили статус базилики . Однако многие другие церкви хранят тела или связаны с жизнью конкретных святых, не привлекая постоянного паломничества и финансовой выгоды, которую оно принесло.
Популярность святых, почитание их мощей, а также размер и значение церкви, построенной в их честь, непостоянны и могут зависеть от совершенно разных факторов. Двум практически неизвестным святым-воинам, Сан-Джованни и Сан-Паоло , посвящена одна из крупнейших церквей Венеции , построенная монахами - доминиканцами в конкуренции с францисканцами , строившими церковь Фрари в то же время . Гораздо меньшая по размеру церковь, в которой хранилось тело Святой Люсии , мученицы, почитаемой католиками и протестантами во всем мире и титульной святой во многих местах, была снесена в конце 19 века, чтобы освободить место для железнодорожного вокзала Венеции.
Первый по-настоящему барочный фасад был построен в Риме между 1568 и 1584 годами для церкви Джезу , материнской церкви Общества Иисуса (иезуитов). Оно ввело в архитектуру стиль барокко. В соответствии с богословской задачей Общества как авангарда Контрреформации , новый стиль вскоре стал триумфальной чертой католической церковной архитектуры.
После Второй мировой войны в норвежском церковном строительстве были внедрены современные материалы и технологии, такие как бетон и металлические панели. Например, собор Будё был построен из железобетона, что позволило построить широкую базилику. В 1960-е годы произошел более заметный отход от традиций, как в Арктическом соборе, построенном из легкого бетона и покрытом алюминиевой обшивкой.
Деревянные церкви [ править ]
В Норвегии на церковную архитектуру повлияло использование дерева как предпочтительного материала, особенно в малонаселенных районах. Церкви, построенные до Второй мировой войны, примерно на 90% состоят из дерева, за исключением средневековых построек. [7] [ нужна страница ] В средние века все деревянные церкви в Норвегии (всего около 1000) были построены в технике деревянных церквей , но только 271 каменная постройка. [8] После протестантской реформации, когда возобновилось строительство новых (или замена старых) церквей, дерево по-прежнему оставалось доминирующим материалом, но преобладающей стала бревенчатая техника. [9] Бревенчатая конструкция давала более низкий и более прочный стиль здания по сравнению с легкими и часто высокими деревянными церквями. Бревенчатая конструкция стала структурно нестабильной для длинных и высоких стен, особенно если ее прорезали высокие окна. Добавление трансептов улучшило стабильность бревенчатой техники и является одной из причин, почему крестообразный план этажа широко использовался в 1600 и 1700-х годах. Например, Старая старая церковь (1759 г.) заменила здание, поврежденное ураганом, а церковь 1759 г. была построена в крестообразной форме, чтобы выдерживать самые сильные ветры. [10] По мнению Сэтера, длина деревьев (бревен) также определяла длину стен. [11] Например, в церкви Самнангер внешние углы были срезаны, чтобы избежать сращивания бревен, в результате получился восьмиугольный план этажа, а не прямоугольный. [12] Крестообразные конструкции обеспечивали более жесткую структуру и большие церкви, но вид на кафедру и алтарь закрывался внутренними углами сидений в трансепте. Восьмиугольный план этажа обеспечивает хорошую видимость , а также жесткую конструкцию, позволяющую построить относительно широкий неф. Хокон Кристи считает, что именно по этой причине восьмиугольный дизайн церкви стал популярным в 1700-х годах. [9] Врейм считает, что внедрение бревенчатой техники после Реформации привело к появлению множества проектов церквей в Норвегии. [13] [ нужна страница ]
В Украине деревянные церковные постройки возникли с введением христианства и продолжали широко распространяться, особенно в сельской местности, когда в городах и в Западной Европе преобладали каменные церкви. [ нужна ссылка ]
стили Региональные
Церковная архитектура варьируется в зависимости как от направления веры, так и от географического положения и воздействующих на нее влияний. Отличия от типичной церковной архитектуры, а также уникальные характеристики можно увидеть во многих регионах мира.
Армения [ править ]
Англия [ править ]
Стиль церквей в Англии претерпел множество изменений под влиянием географических, геологических, климатических, религиозных, социальных и исторических факторов. [14] Одно из самых ранних изменений стиля показано в Вестминстерском аббатстве , которое было построено в иностранном стиле и вызывало беспокойство у многих, поскольку предвещало перемены. [14] Второй пример — нынешний собор Святого Павла в Лондоне. Есть много других известных церквей, каждая из которых оказала свое влияние на постоянно меняющийся стиль в Англии, например, Труро , Вестминстерский собор , Ливерпуль и Гилфорд . [14] Между тринадцатым и четырнадцатым веками стиль церковной архитектуры можно было назвать «ранним английским» и «украшенным». Это время считается временем расцвета Англии в категории церковных зданий. Именно после Черной смерти стиль претерпел еще одно изменение - «перпендикулярный стиль», где орнамент стал более экстравагантным. [14]
Архитектурный элемент, который появился вскоре после изменения стиля Черной смерти и широко наблюдается в средневековых английских стилях, - это веерные своды, которые можно увидеть в часовне Генриха VII и часовне Королевского колледжа в Кембридже. [14] После этого в течение примерно 300 лет преобладающим стилем была готика, но этот стиль явно присутствовал и за много лет до этого. В эпоху поздней готики фундаменты церквей строились особым образом. Сначала будет построен каменный каркас, затем пространства между вертикальными опорами заполнены большими стеклянными окнами, затем эти окна будут поддерживаться собственными фрамугами и стойками. [14] Что касается церковных окон, то окна несколько спорны, поскольку некоторые утверждают, что церковь должна быть залита светом, а некоторые утверждают, что для идеальной среды для молитвы они должны быть тусклыми. [14] Большинство церковных планов в Англии уходят корнями в один из двух стилей: базиликанский и кельтский, а затем мы видим более позднее появление «двухкамерного» плана, состоящего из нефа и святилища. [14]
В период перед последней войной наблюдалось движение к новому стилю архитектуры, который был более функциональным, чем приукрашенным. [14] Произошло более широкое использование стали и бетона, а также восстание против романтической природы традиционного стиля. Это привело к «битве стилей». [14] в котором одна сторона склонялась к модернистскому, функциональному стилю дизайна, а другая следовала традиционным романским , готическим и ренессансным стилям, [14] это отражено в архитектуре всех зданий, а не только церквей.
Валахия [ править ]
На ранней румынской территории Валахии можно увидеть три основных влияния. Первые — это западное влияние готики и романского стиля. [15] прежде чем позже попасть под большее влияние византийских стилей. Ранние западные влияния можно увидеть в двух местах: первое — это церковь в Кымпулунге , демонстрирующая отчетливо романский стиль, а второе — остатки церкви в Дробета-Турну-Северин , которая имеет черты готического стиля. [15] Примеров этих двух стилей сохранилось не так много, но византийское влияние гораздо более заметно. Несколькими яркими примерами прямого византийского влияния являются церкви Св. Никоары и Домняски в Куртя-де-Арджеш и церковь в Никополисе в Болгарии . Все они имеют характерные особенности, такие как святилища, прямоугольные нефы, круглые интерьеры с некруглыми экстерьерами и небольшие часовни. [15] И Никопольская церковь, и Домняска имеют планы, вдохновленные греками, но Домняска гораздо более развита, чем Никопольская церковь. Наряду с этим наблюдаются также следы сербского, грузинского и армянского влияния, которые проникли в Валахию через Сербию. [15]
США [ править ]
Раскол между восточной и западной церковной архитектурой распространил свое влияние и на церкви, которые мы видим сегодня в Америке. Американские церкви представляют собой объединение многих стилей и культур, которые столкнулись здесь, например, церковь Св. Константина, Украинская греко-католическая церковь в Миннеаполисе, церкви в стиле польских кафедральных соборов и русские православные церкви, расположенные по всей стране. [16] Во многих церквях сохранились остатки византийской архитектуры, такие как большие куполообразные потолки, обширная каменная кладка и максимальное использование пространства для религиозной иконографии на стенах и тому подобное. [16] Церкви, классифицируемые как украинские или католические, также, похоже, следуют тенденции к тому, чтобы быть в целом гораздо более тщательно украшенными и подчеркнутыми, чем их протестантские аналоги, в которых украшение простое. [16]
В частности, в Техасе сохранились остатки англо-американской колонизации, которые заметны в самой архитектуре. [17] Техас сам по себе был религиозным рассадником, поэтому церковная архитектура развивалась более быстрыми темпами, чем в других регионах. Глядя на довоенный период (1835–1861), церковная архитектура показывает ценности и личные убеждения архитекторов, создавших их, а также демонстрирует культурную историю Техаса. [17] И католические, и протестантские здания отражали такие вещи, как архитектурные традиции, экономические условия, религиозные постановления и эстетические вкусы. [17] из числа вовлеченных. Движение за сохранение этнической сегрегации в то время также присутствовало в самых основах этой архитектуры. Однако их внешний вид сильно различается от региона к региону, поскольку каждый из них служил своей местной цели и, как упоминалось ранее, из-за множества религиозных групп каждая из них придерживалась разных наборов убеждений. [17]
Точно так же многие католические церкви на юго-западе Соединенных Штатов, особенно в прибрежных частях Калифорнии, построены с внешними элементами в архитектурном стиле Возрождения Миссии , как дань уважения испанским миссиям в Калифорнии , хотя часто с добавлением витражей и многого другого. современные элементы интерьера.
- Эритрея Эфиопия
) имеет свои корни в традициях восточного христианства, особенно сирийской церкви, а также позже подвергается европейскому влиянию, Несмотря на то, что традиционный архитектурный стиль православных церквей Тевахедо ( эфиопских православных - эритрейских православных он пошел своим собственным путем. Самые ранние известные церкви имеют знакомую планировку базилика. Например, церковь Дебре Дамо организована вокруг нефа из четырех пролетов, разделенных повторно используемыми монолитными колоннами; в западном конце находится притвор с низкой крышей , а в восточном — макдас , или Святая Святых, разделенная единственной аркой в здании. [18]
Следующий период, начинающийся со второй половины первого тысячелетия нашей эры и продолжающийся до XVI века, включает в себя как сооружения, построенные из обычных материалов, так и высеченные из скалы. Хотя большинство сохранившихся примеров первого сейчас найдены в пещерах, Томас Пакенхэм обнаружил пример в Волло , защищенный внутри круглых стен более поздней постройки. [19] Примером таких застроенных церквей может быть церковь Йемрехана Крестос , которая во многом похожа на церковь Дебре Дамо как по плану, так и по конструкции. [20]
Другой стиль этого периода, возможно, самая известная архитектурная традиция Эфиопии, — это многочисленные монолитные церкви . Сюда входят молитвенные дома, высеченные в склонах гор, такие как Абреха ве Ацбеха , которые, хотя и примерно квадратные, неф и трансепты объединяются, образуя крестообразный контур - ведущие эксперты относят Абреха ве Ацбеха к примеру креста в квадрате. церкви. Еще есть церкви Лалибелы , которые были созданы путем раскопок «склона холма из мягкого красноватого туфа , различной твердости и состава». Некоторые церкви, такие как Биете Амануэль и крестообразная Бете Гиоргис , полностью стоят отдельно, а вулканический туф удален со всех сторон, в то время как другие церкви, такие как Биете Габриэль-Руфаэль и Биете Абба Либанос , только отделены от церкви. живой камень с одной или двух сторон. Доступ ко всем церквям осуществляется через лабиринт туннелей. [21]
Заключительный период эфиопской церковной архитектуры, продолжающийся до наших дней, характеризуется круглыми церквями с коническими крышами – весьма похожими на обычные дома, в которых живут жители Эфиопского нагорья . их комнаты расположены на основе разделения на три части:
- Макдас , где табот , и вход в который разрешен только священникам; соблюдается
- Внутренний амбулатория, называемая киддист, используемая причастниками на мессе; и
- Внешняя амбулатория, Кене Мехлет , используемая дабтарами и доступная каждому. [22]
Восточная и Юго-Восточная Азия [ править ]
Китайская, вьетнамская, корейская и японская архитектура была интегрирована в дизайн церковных зданий. Сотни церквей с деревянным каркасом в Северном Вьетнаме построены традиционными методами и представляют собой огромную культурную и историческую ценность. [23] [24]
В первые десятилетия 20 века возникла новая китайско-христианская церковная архитектура. [25] [26]
Некоторые церкви в Юго-Восточной Азии также включают в себя традиционную архитектуру, например, Церковь Святого Сердца в Ганджуране , Ява, Индонезия, и Церковь Святого Искупителя в Бангкоке , Таиланд.
- Тайвань
В Восточной Азии Тайвань — одна из нескольких стран, известных своей церковной архитектурой. К испанскому форту Сан-Доминго в 17 веке примыкала церковь. В голландском форте Зеландия в Тайнане также была часовня. В современной архитектуре несколько церквей были вдохновлены использованием традиционного дизайна. К ним относится церковь Доброго пастыря в Шихлине (Тайбэй), спроектированная Су Си Цзуном и построенная в традиционном стиле сихэюань. Часовня Тайваньского теологического колледжа и семинарии имеет форму пагоды и традиционную черепичную крышу. Пресвитерианские церкви Чжуншань и Цзинань были построены в японскую эпоху (1895–1945 гг.) и отражают японскую эстетику. [27] Университета Дунхай Мемориальная часовня Люсе , спроектированная фирмой И.М. Пей, часто рассматривается как пример современного, контекстуализированного стиля.
- Филиппины
Испанские, австронезийские и китайские строительные идеи объединились в испанскую эпоху на Филиппинах (с конца 15 по конец 19 века), которые являются единственной страной с христианским большинством на Дальнем Востоке вместе с Восточным Тимором, особенно католическим. Этим традициям пришлось адаптироваться к тропическому климату и сейсмоопасной среде, в результате чего на протяжении трех столетий развивались новые типы метисной архитектуры, уникальные для архипелага. [28] [29]
Женские монастыри и монастыри в основном строились в традиции бахай на бато , которая имела архитектурный принцип местного австронезийского каркаса, каменную кладку, введенную испанцами, и орнаменты, заимствованные как обоими, так и китайскими архитекторами. [30] [29] [31] Большинство ранних церквей, хотя и были неграмотными, с ограниченными знаниями в результате сотрудничества испанских монахов и китайских архитекторов с местной рабочей силой, опирались на традиции эпохи Возрождения и барокко, при этом соблюдая тропический климат и сейсмоопасную среду островов, в результате чего возник архитектурный стиль, известный как филиппинское барокко или барокко землетрясений , характеризующееся крепостными толстыми стенами и контрфорсами (контрфорсами); приземистые цилиндрические, прямоугольные или восьмиугольные колокольни, одновременно служащие сторожевыми башнями; местные мотивы; и в некоторой степени азиатские львы-хранители как гротески . Хотя эти стили все еще сохраняли свои уникальные местные особенности, они становились более грамотными по мере того, как все больше архитекторов приезжало из других частей Испанской империи, и даже начали включать новые стили, такие как неоклассический, неоготический и неороманский. [32]
Церковная архитектура готической эпохи [ править ]
Архитектура готической эпохи, зародившаяся во Франции XII века, представляет собой стиль, в котором сильно подчеркиваются изгибы, арки и сложная геометрия. Эти сложные структуры, часто огромных размеров, требовали большого планирования, усилий и ресурсов; задействовано большое количество инженеров и рабочих; и на это часто уходили сотни лет — все это считалось данью Богу.
Характеристики [ править ]
Характеристики церкви в готическом стиле во многом соответствуют идеологии, согласно которой чем более захватывающая дух церковь, тем лучше она отражает величие Бога. Это было достигнуто с помощью умной математики и инженерии в тот период, когда сложные формы, особенно в огромных соборах, обычно не встречались в конструкциях. Благодаря этому недавно реализованному навыку проектирования сложных форм церкви состояли именно из заостренных арок, изогнутых фонарей и окон, а также ребристых сводов. [33] [34] Поскольку эти новые популярные конструкции были реализованы с учетом ширины церкви, а не высоты, ширина была гораздо более желательной, чем высота. [35]
Искусство [ править ]
Готическая архитектура церквей уделяла большое внимание искусству. Как и в конструкции здания, акцент был сделан на сложные геометрические формы. Примером тому являются витражи, которые до сих пор можно встретить в современных церквях. Витражи были одновременно художественными и функциональными, поскольку позволяли цветному свету проникать в церковь и создавать райскую атмосферу. [36] Другими популярными художественными стилями готической эпохи были скульптуры. Создание реалистичных изображений фигур, опять же с использованием сложных кривых и форм. Художники включали высокий уровень детализации, чтобы лучше всего сохранить и представить свой предмет. [37]
Периоды времени и стили [ править ]
Эпоха готики, впервые упомянутая историографом Джорджо Вазари , [33] началось на северо-востоке Франции и медленно распространилось по всей Европе. Пожалуй, наиболее характерно это выразилось в стиле Районант, зародившемся в 13 веке и известном своими преувеличенными геометрическими особенностями, которые делали все максимально поразительным и привлекательным. Готические церкви часто были богато украшены, а геометрические элементы применялись к и без того сложным структурным формам. [35] К тому времени, когда готический период подошел к концу, его влияние распространилось на жилые дома, залы гильдий, а также общественные и правительственные здания.
Известные примеры [ править ]
- Шартрский собор
- Санта-Мария-дель-Фьоре
- Кельнский собор
- Нотр-Дам де Пари
- Монастырь Баталья
- Мецский собор
Реформация и ее влияние на церковную архитектуру [ править ]
В начале 16 века Реформация принесла период радикальных изменений в дизайн церкви. На Рождество 1521 года Андреас Карлштадт совершил первое реформатское причастие . В начале января 1522 года городской совет Виттенберга санкционировал удаление изображений из церквей и подтвердил изменения, внесенные Карлштадтом на Рождество. Согласно идеалам протестантской Реформации, произнесенное слово, проповедь должно быть центральным актом церковного служения. Это подразумевало, что кафедра стала центром церковного интерьера и что церкви должны быть спроектированы так, чтобы все могли слышать и видеть служителя. [38] [ нужна страница ] Кафедры всегда были особенностью западных церквей. Рождение протестантизма привело к обширным изменениям в том, как практиковалось христианство (и, следовательно, в устройстве церквей).
В период Реформации упор делался на «полное и активное участие». В центре внимания протестантских церквей была проповедь Слова, а не священнический акцент. Столы для Святого Причастия стали деревянными, чтобы подчеркнуть, что жертва Христа была принесена раз и навсегда, и стали более непосредственными для прихожан, чтобы подчеркнуть прямой доступ человека к Богу через Христа. Поэтому католические церкви были отремонтированы, когда они были реформированы: картины и статуи святых были удалены, а иногда алтарный стол ставился перед кафедрой, как в Страсбургском соборе в 1524 году. Скамьи были повернуты к кафедре. Деревянные галереи были построены, чтобы позволить большему количеству верующих следить за проповедью.
Первой недавно построенной протестантской церковью была придворная часовня замка Нойбург в 1543 году, за ней последовала придворная часовня замка Хартенфельс в Торгау , освященная Мартином Лютером 5 октября 1544 года.
Изображения и статуи иногда удалялись в результате беспорядочных нападений и неофициальных акций мафии (в Нидерландах это называется Бельденшторм ). Средневековые церкви были лишены своих украшений, такие как Гроссмюнстер в Цюрихе в 1524 году, и эта позиция усилилась кальвинистской реформацией, начиная с ее главной церкви, собора Сен-Пьер в Женеве, в 1535 году. В Аугсбургском мире 1555 года, который Положив конец периоду вооруженного конфликта между римско-католическими и протестантскими силами внутри Священной Римской империи , правители немецкоязычных государств и Карл V , император Габсбургов, согласились принять принцип Cuius regio, eius religio , означающий, что религия правитель должен был диктовать религию тем, кем управляют.
В Нидерландах реформатская церковь в Виллемстаде, Северный Брабант, была построена в 1607 году как первое протестантское церковное здание в Нидерландах, купольная церковь восьмиугольной формы, согласно кальвинизму, в котором основное внимание уделяется проповеди. [39] Вестеркерк в Амстердаме был построен между 1620 и 1631 годами в стиле ренессанса и остается крупнейшей церковью в Нидерландах , построенной для протестантов.
К началу 17 века, несмотря на принцип cuius regio , большинство народов Габсбургской монархии стали протестантами, что спровоцировало контрреформацию императоров Габсбургов, которая привела к Тридцатилетней войне в 1618 году. По Вестфальскому мирному договору 1648 года, положившему конец войне, Габсбурги были вынуждены терпеть три протестантские церкви в своей провинции Силезия , где контрреформация не имела полного успеха, как в Австрии, Богемии и Венгрии, и около половины население по-прежнему оставалось протестантским. Однако правительство постановило, чтобы эти три церкви располагались за пределами городов, чтобы их нельзя было распознать как церкви, они должны были представлять собой деревянные конструкции, выглядеть как амбары или жилые дома, и им не разрешалось иметь башни или колокола. Строительство должно было завершиться в течение года. Соответственно, протестанты построили свои три Церкви Мира , достаточно огромные, чтобы вместить более 5000 человек каждая. Два из них существуют до сих пор и были объявлены объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. Когда протестантские войска под руководством Швеции снова угрожали вторжением на территории Габсбургов во время Во время Северной войны Габсбурги были вынуждены разрешить больше протестантских церквей в пределах своей империи по Альтранштадтскому договору (1707 г.) , однако ограничив их аналогичными требованиями, так называемыми Гнаденкирхенами (Церквями Благодати). В основном это были небольшие деревянные постройки, подобные постройке в Гронсеке ( Словакия ) 1726 года.
В Великобритании в семнадцатом и восемнадцатом веках для англиканских церквей стало обычным выставлять королевский герб внутри либо в виде картины , либо в виде рельефа , чтобы символизировать роль монарха как главы церкви. [40]
В 17-18 веках протестантские церкви строились в стиле барокко, зародившемся в Италии, но сознательно оформленном в более простом стиле. Некоторые из них все еще могут стать довольно величественными, например, церковь Катарины в Стокгольме, церковь Св. Михаила в Гамбурге или дрезденская Фрауэнкирхе , построенная между 1726 и 1743 годами в знак воли граждан оставаться протестантами после того, как их правитель обратился в христианство. Католицизм.
Некоторые церкви были построены в новом, подлинно протестантском стиле: трансепт стал главной церковью, а неф был опущен, например, в Людвигскирхе в Саарбрюккене; эта схема строительства также была довольно популярна в Швейцарии, крупнейшими из которых были церкви Веденсвиля (1767 г.) и Хоргена (1782 г.). Новая протестантская схема дизайна интерьера была создана во многих немецких лютеранских церквях в 18 веке по примеру придворной часовни замка Вильгельмсбург 1590 года: соединение алтаря с купелью, кафедрой и органом по вертикальной оси. Центральную картину над алтарем заменила кафедра.
Неолютеранство в начале 19 века критиковало эту схему как слишком светскую. Поэтому в 1861 году Конференция немецкой евангелической церкви рекомендовала готический язык форм для церковного строительства. Архитектура готического возрождения начала свое триумфальное шествие. Что касается протестантских церквей, то это было не только выражением историзма , но и новой богословской программы, которая снова поставила Вечерю Господню выше проповеди. Два десятилетия спустя либеральные лютеране и кальвинисты выразили желание создать новую, подлинно протестантскую церковную архитектуру, задуманную на основе литургических требований. Помещения для алтаря и верующих больше не должны быть отделены друг от друга. Соответственно, храмы должны предоставлять пространство не только для служения, но и для общественной деятельности прихода. Церкви должны были рассматриваться как дома собраний для празднующих верующих. Рингкирхе . в Висбадене была первой церковью, построенной в соответствии с этой идеологией в 1892–1894 годах Единство прихода выражалось в архитектуре, которая объединяла кафедру и алтарь в своем круге, следуя ранней кальвинистской традиции.
Модернизм [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2024 г. ) |
Идея о том, что богослужение было совместной деятельностью и что прихожане ни в коем случае не должны быть исключены из поля зрения или участия, исходит из литургического движения . [41] [42] Простые однокомнатные планы — это почти суть современности в архитектуре. Во Франции и Германии между первой и второй мировыми войнами произошли некоторые важные события. Церковь в Ле-Рэнси недалеко от Парижа работы Огюста Перре упоминается как отправная точка процесса не только из-за ее плана, но и из-за использованных материалов - железобетона. Более важную роль в развитии этого процесса сыграл замок Ротенфельс-на-Майне в Германии, который был реконструирован в 1928 году. Рудольф Шварц , его архитектор, оказал огромное влияние на более позднее церковное строительство не только на европейском континенте, но и в Соединенных Штатах. Америки. Замок Ротенфельс представлял собой большое прямоугольное помещение с сплошными белыми стенами, глубокими окнами и каменным тротуаром. Оно не было украшено. Единственная мебель состояла из сотни маленьких черных передвижных табуретов кубовидной формы. Для богослужения был установлен жертвенник, и верующие окружили его с трех сторон.
Корпус-Кристи в Аахене был первой приходской церковью Шварца и придерживался тех же принципов, очень напоминающих Баухаус . художественное движение [43] Внешне это план-куб; В интерьере белые стены и бесцветные окна, лангбау, то есть узкий прямоугольник, в конце которого находится алтарь. Оно должно было быть, по словам Шварца, не « христоцентрическим », а « теоцентрическим ». Перед алтарем стояли простые скамейки. За алтарем виднелась огромная белая пустота задней стены, обозначающая область невидимого Отца. Влияние этой простоты распространилось на Швейцарию благодаря таким архитекторам, как Фриц Мецгер и Доминик Бём .
После Второй мировой войны Мецгер продолжал развивать свои идеи, в частности, в церкви Святого Франска в Базель-Рихене. Еще одно примечательное здание — Нотр-Дам-дю-О в Роншане, построенный Ле Корбюзье (1954 г.). [44] Подобные принципы простоты и непрерывности стиля повсюду можно найти в Соединенных Штатах, в частности в церкви римско-католического аббатства Св. Прокопия в Лайле, недалеко от Чикаго (1971 г.).
Богословским принципом, который привел к изменениям, стал декрет Sacrosanctum Concilium Второго Ватиканского Собора, изданный в декабре 1963 года. Он поощрял «активное участие» (на латыни: participatio actuosa ) верующих в совершении литургии народом и требовал, чтобы с учетом этого следует строить новые церкви (пункт 124). Впоследствии правила и инструкции поощряли использование отдельно стоящего алтаря, позволяющего священнику смотреть лицом к людям. Эффект этих изменений можно увидеть в таких церквях, как Римско-католические кафедральные соборы Ливерпуля и Бразилиа , которые представляют собой круглые здания с отдельно стоящим алтарем.
Различные принципы и практическое давление привели к другим изменениям. Приходские церкви неизбежно строились скромнее. Часто нехватка финансов, а также теология «рынка» предполагали строительство многоцелевых церквей, в которых светские и священные события могли происходить в одном и том же месте в разное время. Опять же, акценту на единстве литургического действия противостоял возврат к идее движения. Три помещения: одно для крещения, одно для литургии слова и одно для совершения Евхаристии с прихожанами, стоящими вокруг алтаря, были предложены Ричардом Джайлсом в Англии и Соединенных Штатах. Прихожане должны были перемещаться из одного места в другое. Такие меры менее подходили для больших собраний, чем для маленьких; для первых одним ответом были арочные конструкции авансцены с огромными амфитеатром, такие как в общественной церкви Уиллоу-Крик в Чикаго в Соединенных Штатах.
Постмодернизм [ править ]
Как и в случае с другими движениями постмодерна , движение постмодерна в архитектуре сформировалось как реакция на идеалы модернизма как ответ на воспринимаемую мягкость, враждебность и утопизм модернистского движения. Несмотря на то, что они редки в проектах церковной архитектуры, тем не менее, некоторые из них отличаются восстановлением и обновлением исторических стилей и «культурной памяти» христианской архитектуры. Известные практики включают доктора Стивена Шлёдера , Дункана Стройка и Томаса Гордона Смита.
Функциональные . и формализованные формы и пространства модернистского движения заменяются непримиримо разнообразной эстетикой : стили сталкиваются, форма принимается сама по себе, и появляется множество новых способов рассмотрения знакомых стилей и пространства Пожалуй, наиболее очевидно то, что архитекторы заново открыли для себя выразительную и символическую ценность архитектурных элементов и форм, которые развивались на протяжении веков строительства (часто сохраняя значение в литературе, поэзии и искусстве), но от которых отказалось современное движение. Церковные здания в Нигерии превратились из иностранных памятников старины в современный дизайн, который делает их похожими на фабрики. [45]
Образы церковной архитектуры разных веков [ править ]
- Ротонда Святого Георгия , София ; некоторые останки Сердики (начало IV века). на переднем плане можно увидеть
- Санта-Мария, Камбре, Галисия, Испания
- Сан-Педро-де-Досон, Испания
- Оригинальное здание пресвитерианской церкви Розуэлла, Розуэлл, Джорджия , США
- Маргарита, Кунео, Италия
- Святой Григорий Великий, Киркньютон, Шотландия
- Эчмиадзинский собор (483 г. н. э.), Армения
- Фасад базилики Святой Софии , София
- Церковь Вурулин, Квинсленд, Австралия
- Соборная церковь Святого Вита
- Внутренний вид Боянской церкви , София.
- Сан-Бартоло, Сан-Джиминьяно
- Собор Александра Невского, София, Болгария.
- Сант-Агостино, Сан-Джиминьяно, Тоскана
- Ресьютта, Италия
- Квинсленд Карпентер Готика
- Дорожная церковь в Баден-Бадене , Германия
- Собор Святого Мартина в полях, Лондон
- Пресвитерианская церковь, Вашингтон, Джорджия, 1826 г.
- Катовице, Польша
- Хор в стиле рококо церкви Сен-Сюльпис, Фужер, Бретань, 16-18 века.
- Святой Иоанн Креститель Сен-Жан-де-Люз, Франция
- Романский интерьер, Шёнграберн, Австрия
- Святой Варфоломей Великий, Лондон
- Катовице, Польша
- Мемориальная церковь Св. Андрея в Саут-Баунд-Брук, Нью-Джерси
- Церковь Святого Августина Назарянина
См. также [ править ]
- План Акрон
- Колокольня-щипец
- Соборная архитектура
- Церковная паперть
- Готические соборы и церкви
- Колонны Марии и Святой Троицы
- Математика и архитектура
- Монастырь
- Самые старые церкви в мире
- Церкви в стиле польских соборов в Северной Америке
- Приход близко
- Религиозная архитектура
- Протестантизм в Германии
- Оловянная скиния
- Категория:Церковная архитектура
Ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ 1 Коринфянам 16:19.
- ^ Лактанций . . В Робертсе, Александр; Дональдсон, Джеймс (ред.). . Доникейские отцы. Том. 7. Перевод Уильяма Флетчера – через Wikisource .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Грабарь, Андре. Начало христианского искусства .
- ^ Уорд-Перкинс, Дж. Б. (1994). Исследования римской и раннехристианской архитектуры . Лондон: Пиндар Пресс. стр. 455–456.
- ^ Бени; Ганн. Церкви Рима .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Флетчер, Бэнистер. История архитектуры
- ^ Мури, Сигурд (1975). Старые церкви в новые времена (на норвежском языке). Осло: Самлагет.
- ^ Дитрихсон, Лоренц (1892). Норвежские деревянные церкви. Исследования их системы, происхождения и исторического развития (на норвежском языке). Христиания: Каммермейер. стр. 35.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кристи, Хокон (1991). «Церковное здание в Норвегии в 17-18 веках». Ежегодник Fortidsminneforeningen (на норвежском языке). 145 : 177–194.
- ^ «Уездный архив о Старой церкви» . 2000. Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 14 сентября 2013 г.
- ^ Сетер, Арне Э. (1990). Церковь как строение и образ. Пространство и литургия на рубеже тысячелетий (на норвежском языке). Церковный совет и церковный консультант.
- ^ Лиден, Ханс-Эмиль. «Церковь Самнангер» . Норгес Киркер (Церкви в Норвегии) (на норвежском языке) . Проверено 14 сентября 2013 г.
- ^ Врейм, Халвор (1947). Норвежское деревянное зодчество (на норвежском языке). Осло: Гильдендаль.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Кнапп-Фишер, AB (1955). «Английская церковная архитектура». Журнал Королевского общества искусств . 103 (4960): 747–762. JSTOR 41364749 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Мюнцер, Зденка (1944). «Средневековая церковная архитектура в Валахии». Журнал Американского общества историков архитектуры . 4 (3/4): 24–35. дои : 10.2307/901174 . JSTOR 901174 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Вольневич, Ричард (1997). «Сравнительная этническая церковная архитектура». Польско-американские исследования . 54 (1): 53–73. JSTOR 20148505 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Робинсон, Уиллард Б. (1990). «Ранняя англо-американская церковная архитектура в Техасе». Юго-западный исторический ежеквартальный журнал . 94 (2): 261–298. JSTOR 30241362 .
- ^ Бакстон, Дэвид (1970). Абиссинцы . Нью-Йорк: Прегер. стр. 97–99.
- ^ Пакенхэм, Томас (1959). Горы Расселас . Лондон: Рейнал и Ко, стр. 124–137.
- ^ Филлипсон, Дэвид В. (2009). Древние церкви Эфиопии . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 75 и далее.
- ^ Филлипсон 2009 , стр. 123–181.
- ^ Бакстон 1970 , стр. 116–118.
- ^ Исследование архитектурной истории деревянных церквей в Северном Вьетнаме . Исследовательский проект Токийского столичного университета (2009–2011 гг.).
«Перспективы и возможности интерактивной базы данных для обмена информацией и восстановления историко-культурного сообщества» .
«Исследование деревянного каркаса церквей в епархиях Северного Вьетнама, Буй Чу, Тай Бинь и Фат Дием» .
«Исследование архитектурных характеристик церквей с вертикально вытянутыми деревянными каркасами в Северном Вьетнаме» . - ^ "Деревянная церковь без гвоздей в Нам Динь" . ВнЭкспресс .
«Японский профессор и его студенты полюбили вьетнамскую культуру» . Дэн Три . - ^ Куманс, Томас (2014). «Коренная католическая архитектура в Китае: от западной готики к китайско-христианскому дизайну, 1900–1940». В Чу, Синди Йик-И (ред.). Католицизм в Китае, 1900 – настоящее время . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 125–144. дои : 10.1057/9781137353658_8 . ISBN 9781137353658 .
- ^ Куманс, Томас (2017). «Китайско-христианский стиль: главный инструмент архитектурной коренизации». В Чжэн, Янвэнь (ред.). Китаизация христианства . Брилл. стр. 197–232. дои : 10.1163/9789004330382_009 . ISBN 9789004330382 .
- ^ Городское правительство Тайбэя, «Религиозные центры: грандиозный тур по любимой и благословенной архитектуре местной церкви» , по состоянию на 10.02.2020.
- ^ Испанская колониальная традиция (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2017 г. – через nlpdl.nlp.gov.ph.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ким, Ён Хун 김영훈; Лим, Суён 임수영 (2013). «Исследование пространственной композиции под влиянием климатических условий в Бахай-на-Бато 19 века вокруг города Себу на Филиппинах» Исследование пространственной композиции с учетом климатических факторов домов Бахай на Бато в Себу, Филиппины, в XIX веке. [Исследование пространственного состава под влиянием климатических условий в Бахай-на-Бато 19 века вокруг города Себу на Филиппинах]. Журнал Корейского института экологической архитектуры и окружающей среды (на корейском языке). 13 (6): 29–37. дои : 10.12813/kiaee.2013.13.6.029 .
- ^ Испанская колониальная традиция (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2017 г. – через nlpdl.nlp.gov.ph.
- ^ «Город Божий: церкви, монастыри и монастыри» . Открывая Филиппины. Проверено 6 июля 2011 г.
- ^ Райтерман, Роберт Консорциум университетов (2016). Сейсмическая архитектура – Архитектура сейсмостойких сооружений, Llunji Mentor, Earthquake Spectra . Мспроект. ISBN 9789940979409 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Готическое искусство - Хронология истории искусств Хайльбрунна» . Метрополитен-музей . Проверено 26 июля 2018 г.
- ^ Спутник средневекового искусства: романский стиль и готика в Северной Европе . Рудольф, Конрад, 1951–. Молден, Массачусетс: Блэквелл. 2006. ISBN 978-1405102865 . OCLC 62322358 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Готическое искусство» . Британская энциклопедия . Проверено 26 июля 2018 г.
- ^ «Готическое искусство – Средневековые исследования – Оксфордские библиографии – обо» . Проверено 26 июля 2018 г.
- ^ Савон, Хонг; Мур, Ричард (2016). Путеводитель по избранным французским готическим соборам и церквям . Блумингтон, Индиана: Авторский дом. ISBN 978-1524644314 . OCLC 980684353 .
- ^ Хосар, Коре (1988). Церковь Сёр-Фрон. Местный бэкграунд и импульсы извне (Диссертация, История искусств) (на норвежском языке). Университет Осло .
- ^ Кляйнбауэр, В. Юджин (1988). Современные перспективы в истории западного искусства. Антология произведений двадцатого века об изобразительном искусстве . Торонто: Университет Торонто Пресса и Средневековая академия Америки. п. 318.
- ^ «Королевский герб можно увидеть в церквях по всей Англии, но почему он там?» . Интригующая история . 30 мая 2013 года . Проверено 19 ноября 2015 г.
- ^ «Модернизм и литургическое движение» . Гражданский инженерный ключ . Проверено 25 февраля 2024 г.
- ^ «Троицкая часовня» . Государственный университет Северной Каролины . Проверено 25 февраля 2024 г.
- ^ «Святое Тело Кристи (Св. Фронлейхнам) (1930)» . Модернизм в архитектуре . Проверено 25 февраля 2024 г.
- ^ Грир, Жермен (18 октября 2007 г.). «Конкретный вариант головокружительного восторга» . Хранитель . Проверено 25 февраля 2024 г.
- ^ «Архитектура» . Литкаф . 10 февраля 2016 г. Проверено 4 июня 2017 г.
Библиография [ править ]
- Бюрен, Ральф ван (2008). Искусство и церковь в 20 веке. Прием Второго Ватиканского Собора (на немецком языке). Падерборн: Фердинанд Шёнинг. ISBN 978-3-506-76388-4 .
- Бони, Дж. (1979). Английский декорированный стиль . Оксфорд: Файдон.
- Дэвис, Дж. Г. (1971). Словарь литургии и богослужения . Лондон: СКМ.
- Джайлз, Ричард (1996). Перестановка палатки . Норвич: Кентербери Пресс.
- Джайлз, Ричард (2004). Необычное поклонение . Норвич: Кентербери Пресс.
- Грэм-Диксон, Эндрю (1996). «Глава 1». История британского искусства . Лондон: Книги BBC.
- Харви, Джон (1972). Средневековый архитектор . Лондон: Вэйланд.
- Ховард, FE (1937). Средневековые стили английской приходской церкви . Лондон: Бэтсфорд.
- Менахери, Джордж (редактор) Христианская энциклопедия Св. Фомы в Индии, 3 тома: Тричур 1973, Тричур 1982, Оллур 2009; сотни фотографий индийской церковной архитектуры.
- Менахери, Джордж, изд. (1998). Назрани . Классика истории индийской церкви. Том. 1. САРАС, Оллур. 500 фотографий.
- Певснер, Николаус (1951–1974). Здания Англии (сериал), Хармондсворт: Пингвин.
- Совик, Эдвард А. (1973). Архитектура для поклонения . Миннеаполис, Миннесота: Издательство Аугсбурга. ISBN 978-0-8066-1320-8 . Ориентируясь на современную церковную архитектуру середины 20 века.
- Шлодер, Стивен Дж. (1998). Архитектура в общении . Сан-Франциско: Игнатиус Пресс.
- «Церковная архитектура» . Католическая энциклопедия . Проверено 18 февраля 2007 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Найдена старейшая христианская часовня на Святой Земле [ постоянная мертвая ссылка ]
- EnVisionChurch.org, Комментарии и тематические исследования современного церковного строительства и архитектуры
- Фотографии европейских соборов, монастырей и монастырей.
- Цифровая коллекция с планами этажей, деталями, разрезами и фасадами трех церквей Буффало из библиотек Университета Буффало.