Армянская церковная архитектура
Армянская церковная архитектура — это архитектурный стиль армянских церковных построек, созданный со времен апостольской эпохи христианства на Армянском нагорье в I веке. Он был разработан в течение последних 1900 лет. По словам профессора Дикрана Куймджяна (доктор арменоведения Колумбийского университета), [ 1 ] уникальный национальный стиль армянской церковной архитектуры возник в конце VI или начале VII века и, вероятно, стал первым национальным стилем в христианской архитектуре, задолго до того, как были конкретно сформулированы византийский, романский и готический или менее известные эфиопский, скандинавский и славянский стили. сформировался. [ 2 ]
Характеристики
[ редактировать ]официальной Учреждение христианства в качестве армянской религии Армении в 300 году позволило добиться нового развития в архитектуре . Первые армянские церкви были построены по приказу святого Григория Просветителя и часто строились на вершине языческих храмов, имитируя некоторые аспекты армянской дохристианской архитектуры. Армянские церкви, в частности, имеют несколько отличительных черт с общими характеристиками:
- Заостренные купола, напоминающие вулканический конус Большого Арарата . Конический или полуконический радиально сегментированный купол или купол установлен над сводчатыми перекрытиями на цилиндрическом барабане (обычно многоугольном снаружи, чаще всего восьмиугольном). [ 3 ]
- Вертикальный акцент всей конструкции, высота которой часто превышает длину церкви. [ 3 ]
- Усиление вертикальности высокими узкими окнами [ 3 ]
- Каменные сводчатые потолки .
- Состоит почти полностью из камня, обычно вулканического туфа или базальта .
- Композитная крыша , состоящая из мелко нарезанной черепицы из туфа .
- Фрески и резные фигурки, если они присутствуют, обычно богато украшены и включают в себя переплетающиеся виноградные лозы и листву.
- Интенсивное использование высоких структурных арок для поддержки купола как части барабана, сводчатого потолка и вертикальных стен.
- Крыши, пересекающиеся и поддерживающие купол, как в базиликах, так и в церквях централизованного планирования.
- Скульптурное оформление наружных стен, в том числе фигурное.
Классификация традиционных армянских церквей
[ редактировать ]В рамках вышеупомянутых общих характеристик отдельные церкви демонстрируют значительные различия, которые могут отражать время, место и творчество их создателя. Изучая эти вариации в начале 20 века, Торос Тораманян выделил следующие классические стили: [ 3 ]
Стиль | Армянская номенклатура | Пример |
---|---|---|
Базилика | BazilikБазилик | Ерерук |
Купольная базилика | Гмбетакир базилик (Купольная базилика) | Текорская базилика |
Крестообразный | Эчмиадзнатип (Эчмиадзнатип; буквально «Эчмиадзинского типа») | Эчмиадзинский собор |
Прямоугольный с вертикальным упором | Угхагиц каранкюн (Прямоугольный четырехугольник) | Церковь Святой Гаяне |
Радиальный | Шаравигайин (Радиальный) | Церковь Святой Рипсиме |
Круговой | Звартноцатип (Звартноцатип; буквально «Звартноц-тип») | Собор Звартноц |
См. также
[ редактировать ]- Армянская архитектура
- Категория:Армянские апостольские церкви
- Категория:Армянские апостольские монастыри
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Доктор Дикран Куймджян. Архивировано 3 ноября 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Искусство Армении, Архитектура. Архивировано 31 декабря 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Армен, Гарбис (1992), Архитектура выживания , с. 71, ISBN 0-9695988-0-7