Jump to content

Купол Скалы

Координаты : 31 ° 46'41 ″ с.ш. 35 ° 14'07 ″ в.д.  /  31,7780 ° с.ш. 35,2354 ° в.д.  / 31,7780; 35.2354
Статья с расширенной защитой

Купол Скалы
Куббат аш-Шахра
Купол Скалы
Купол Скалы
Религия
Принадлежность ислам
Расположение
Расположение Иерусалим
Купол Скалы находится в Иерусалиме.
Купол Скалы
Расположение в Старом городе Иерусалима
Администрация Министерство вакафов (Иордания)
Географические координаты 31 ° 46'41 ″ с.ш. 35 ° 14'07 ″ в.д.  /  31,7780 ° с.ш. 35,2354 ° в.д.  / 31,7780; 35.2354
Архитектура
Тип Храм
Стиль Омейяды (с более поздним османским украшением )
Дата установления в. 685–692 [а]
Купол (ы) 1

Купол Скалы ( араб . قبة الصخرة , латинизированный : Куббат аш-Сахра ) — исламская святыня в центре комплекса мечети Аль-Акса на Храмовой горе в Старом городе Иерусалима . Это старейшее в мире сохранившееся произведение исламской архитектуры , самое раннее археологически подтвержденное религиозное сооружение, построенное мусульманским правителем, а его надписи содержат самые ранние эпиграфические провозглашения ислама и исламского пророка Мухаммеда. [1] [2]

Его первоначальное строительство было предпринято Омейядским халифатом по приказу Абд аль-Малика во время Второй Фитны в 691–692 годах нашей эры, и с тех пор оно расположено на месте Второго еврейского храма (построенного примерно в 516 году до нашей эры). на замену разрушенного Храма Соломона и восстановленного Иродом Великим ), разрушенного римлянами в 70 году н.э. [ нужна ссылка ] Первоначальный купол рухнул в 1015 году и был восстановлен в 1022–1023 годах. [ нужна ссылка ]

Его архитектура и мозаика были созданы по образцу близлежащих византийских церквей и дворцов . [3] Его внешний вид был значительно изменен в раннеосманский период яркая, в основном сине-белая плитка в стиле Изника . , когда на фасад была нанесена [4] [5] и снова в современный период, особенно с добавлением позолоченной крыши, в 1959–61 и снова в 1993 году. На восьмиугольный план сооружения, возможно, повлияла византийской эпохи церковь Престола Марии (также известный как Кафизма по -гречески и аль-Кадисму по-арабски), который был построен между 451 и 458 годами на дороге между Иерусалимом и Вифлеемом . [3]

Камень основания (или Благородная скала), на котором был построен храм, имеет большое значение в авраамических религиях как место, где Бог создал мир, а также первого человека, Адама . [6] Также считается, что это место, где Авраам пытался принести в жертву своего сына , и место, где божественное присутствие Бога проявляется больше, чем любое другое место, к которому евреи обращаются во время молитвы. этого места для мусульман проистекает из традиций, связывающих его с сотворением мира , и веры в то, что Ночное путешествие Мухаммеда Большое значение началось со скалы в центре сооружения. [7] [8]

Внесенный ЮНЕСКО в список Всемирного наследия , он был назван «самой узнаваемой достопримечательностью Иерусалима». [9] а также два близлежащих сооружения Старого города: Стена Плача и «Ротонда Воскресения» в Храме Гроба Господня . [10] Его исламские надписи оказались важной вехой, поскольку впоследствии они стали обычным явлением в исламских структурах и почти всегда упоминают Мухаммеда. [1] Купол Скалы остается «уникальным памятником исламской культуры практически во всех отношениях», в том числе как «произведение искусства и как культурный и религиозный документ». По словам искусствоведа Олега Грабаря , [11]

Архитектура

Базовая структура

Поперечный разрез Купола (гравюра 1887 года по первым детальным рисункам Купола, выполненным английским художником Фредериком Катервудом в 1833 году). [12]

Основной план Купола Скалы по существу восьмиугольный. В центре он увенчан куполом диаметром около 20 м (66 футов), установленным на приподнятом круглом барабане, стоящем на 16 опорах (4 яруса и 12 колонн). [13] Этот круг окружает восьмиугольная аркада из 24 опор и колонн. [14] Внутренний круговой ряд опор для барабанов и восьмиугольная аркада создают внутренний амбулаторий, окружающий священную скалу.

Внешние стены также восьмиугольные. Каждый из них имеет ширину примерно 18 м (60 футов) и высоту 11 м (36 футов). [13] Внутренний и внешний восьмиугольник образуют второй, внешний амбулаторий, окружающий внутренний.

И круглый барабан, и внешние стены содержат множество окон. [13]

Внутренняя отделка

Внутренняя часть купола щедро украшена мозаикой , фаянсом и мрамором , большая часть которых была добавлена ​​через несколько столетий после его завершения. Он также содержит надписи Корана. Они отличаются от сегодняшнего стандартного текста (в основном меняется от первого лица к третьему) и смешаны с благочестивыми надписями, которых нет в Коране. [15]

Посвятительная надпись куфическим письмом, размещенная вокруг купола, содержит дату, которая, как полагают, соответствует году первого завершения строительства Купола , 72 г. хиджры (691/2 г. н.э.), а имя соответствующего халифа и строителя Купола аль-Малика был удален и заменен именем аббасидского халифа Аль-Мамуна ( годы правления 813–833 ), во время правления которого проводились ремонтные работы.

Внешняя отделка

Отделка внешних стен прошла два основных этапа: первоначальная схема Омейядов включала мрамор и мозаику, как и внутренние стены. [16] Османский султан XVI века Сулейман Великолепный заменил его украшением из османской плитки . [16] Эта плитка была выполнена в самых разных стилях и техниках, включая плитку cuerda seca , разноцветную подглазурную плитку и сине-белую плитку. [5] напоминающие плитки Изника , которые производились для османской столицы. [4] Небольшое количество плиток было настоящим производством Изника и было импортировано в Иерусалим. [17] Оригинальные плитки были заменены в 1960-х годах точными копиями, произведенными в Италии. [16]

Сура Я-Син («Сердце Корана») начертана в верхней части плитки и была заказана в 16 веке Сулейманом Великолепным. [18] Над ним написана сура 17 «Аль-Исра» , в которой рассказывается история Исры или ночного путешествия.

История

Доисламское происхождение

Реконструкция храма Ирода , вид с востока ( Модель Иерусалима Святой Земли , 1966 г.)

Купол Скалы расположен в центре Храмовой горы, на месте Храма Соломона и Второго еврейского храма , который был значительно расширен при Ироде Великом в I веке до нашей эры. Храм Ирода был разрушен римлянами в 70 году нашей эры , а после восстания Бар-Кохбы римский храм Юпитеру Капитолийскому построил на этом месте в 135 году нашей эры император Адриан . [19]

Иерусалим находился под властью Византийской империи на протяжении IV-VI веков. В это время христианское паломничество в Иерусалим. начало развиваться [20] Храм Гроба Господня был построен при Константине в 320-х годах, но Храмовая гора осталась незастроенной после неудачного проекта восстановления еврейского Храма при императоре Юлиане . [21]

В 638 году византийский Иерусалим был завоеван арабскими армиями Умара ибн аль-Хаттаба . [22] второй халиф Рашидунского халифата . Умару посоветовал Кааб аль-Ахбар , еврейский раввин, принявший ислам. [23] что это место идентично месту бывших еврейских храмов в Иерусалиме. [24] Среди первых мусульман Иерусалим назывался Мадинат бейт аль-Макдис («Город Храма»). [25]

Омейяды

Оригинальная конструкция

Первоначальная восьмиугольная структура Купола Скалы и его круглый деревянный купол имели в основном ту же форму, что и сегодня. [13] Он был построен по приказу омейядского халифа Абд аль-Малика ( годы правления 685–705 ). [26] Согласно Сибту ибн аль-Джаузи (1185–1256), строительство началось в 685/6 году, тогда как ас-Суюти (1445–1505) считает, что год его начала был 688. [27] дарственная надпись куфическим Внутри купола сохранилась письмом. Дата записана как 72 г. хиджры (691/2 г. н.э.), год, когда большинство историков считают, что строительство первоначального Купола было завершено. [28] Альтернативная интерпретация надписи утверждает, что она указывает на год начала строительства. [29] В этой надписи имя «аль-Малика» было удалено и заменено именем аббасидского халифа аль -Мамуна ( годы правления 813–833 ). Это изменение оригинальной надписи было впервые отмечено Мельхиором де Воге в 1864 году. [30] Некоторые ученые предполагают, что купол был добавлен к существующему зданию, построенному Муавией I ( годы правления 661–680 ), [31] или даже византийское здание, построенное еще до мусульманского завоевания при Ираклии ( годы правления 610–641 ). [32]

Архитектура и мозаика Купола Скалы были созданы по образцу близлежащих византийских церквей и дворцов. [3] Руководителем и инженером, ответственным за проект, были Раджа ибн Хайва , Язид ибн Салам и сын последнего Баха. [33] [3] [34] Раджа был мусульманским богословом и уроженцем Бейсана , а Язид и Баха были мавали (неарабами, обращенными в мусульманство; клиентами) Абд аль-Малика из Иерусалима. Абд аль-Малика в руководстве строительством представлял его сын Саид аль-Хайр . [33] Халиф использовал экспертные работы со всего своего владения, в то время ограниченного Сирией и Египтом . [33] которые, предположительно, были христианами. [34] Сообщается, что стоимость строительства в семь раз превышала годовой налоговый доход Египта. [35] Историк К. А. К. Кресвелл отметил, что те, кто строил святыню, использовали размеры Храма Гроба Господня . Диаметр купола святыни составляет 20,20 м (66,3 фута), а высота - 20,48 м (67,2 фута), а диаметр купола храма Гроба Господня - 20,90 м (68,6 фута), а высота - 21,05 м. (69,1 фута).

Мотивы для строительства

Рассказы средневековых источников о мотивах Абд аль-Малика при строительстве Купола Скалы различаются. [11] Во время его строительства халиф вел войну с христианской Византией и ее сирийскими христианскими союзниками , с одной стороны, и с конкурирующим халифом Абдаллой ибн аз-Зубайром , который контролировал Мекку , ежегодное место паломничества мусульман, с другой. другая рука. [11] [36] Таким образом, одна из серий объяснений заключалась в том, что Абд аль-Малик намеревался сделать Купол Скалы религиозным памятником победы над христианами, который бы отличал уникальность ислама в общей авраамической религиозной среде Иерусалима, дома двух старых авраамических религий. , иудаизм и христианство. [11] [37] Историк Шеломо Дов Гойтейн утверждал, что Купол Скалы был призван составить конкуренцию множеству прекрасных культовых сооружений других религий: «Сама форма ротонды, данная Куббату ас-Сахре , хотя и была чужда исламу. , было суждено соперничать со многими христианскими куполами». [38] - а точнее, Храм Гроба Господня, по мнению других. [39]

Другое основное объяснение гласит, что Абд аль-Малик в разгар войны с Ибн аз-Зубайром стремился построить структуру, чтобы отвлечь внимание мусульман в его царстве от Каабы в Мекке, где Ибн аль-Зубайр Зубайр публично осудил Омейядов во время ежегодного паломничества к святилищу. [11] [36] [37] Хотя большинство современных историков отвергают последнее сообщение как продукт антиомейядской пропаганды в традиционных мусульманских источниках и сомневаются, что Абд аль-Малик попытается изменить священное требование мусульман о совершении паломничества к Каабе, другие историки признают, что это нельзя окончательно отвергнуть. [11] [36] [37]

Аббасиды и Фатимиды

Здание было серьезно повреждено землетрясениями в 808 и 846 годах. [40] Купол обрушился во время землетрясения в 1015 году и был восстановлен в 1022–1023 годах. Мозаики на барабане ремонтировались в 1027–1028 гг. [41] Землетрясение 1033 года привело к использованию деревянных балок для укрепления купола. [42]

Крестоносцы

Изображение Templum Domini на обратной стороне печати тамплиеров.

На протяжении веков христианские паломники могли приходить и осматривать Храмовую гору, но эскалация насилия против паломников в Иерусалим ( Аль-Хаким би-Амр Аллах , который приказал разрушить Гроба Господня примером был ) привела к крестовым походам . [43] Крестоносцы захватили Иерусалим в 1099 году, и Купол Скалы был отдан августинцам , которые превратили его в церковь, а расположенный неподалеку главный молитвенный зал Аль-Акса или мечеть Кибли сначала на некоторое время стал королевским дворцом, а затем и на долгое время. XII века штаб-квартира тамплиеров . Тамплиеры, действовавшие с ок. 1119 год определил Купол Скалы как место расположения Храма Соломона . [ нужны разъяснения ] Templum Domini , как они называли Купол Скалы, фигурировал на официальных печатях Великих Магистров Ордена (таких как Эверар де Баррес и Рено де Вишье ) и вскоре стал архитектурной моделью круглых церквей тамплиеров по всей Европе. [44]

Айюбиды и мамлюки

Иерусалим был отвоеван Саладином 2 октября 1187 года, а Купол Скалы был вновь освящен как мусульманская святыня. Крест на вершине купола заменили полумесяцем , а вокруг скалы внизу поставили деревянный экран. Племянник Саладина аль-Малик аль-Муаззам Иса провел другие реставрации внутри здания и добавил крыльцо к Джамиа Аль-Акса.

Купол Скалы был центром обширного королевского покровительства со стороны султанов в период мамлюков , который длился с 1260 по 1516 год.

Османский период (1517–1917)

В период Османской империи правление Сулеймана Великолепного ( годы правления 1520–1566 ) принесло городу османское династическое покровительство, примерно в то же время, когда султан и его жена Хасеки Хюррем Султан (Рокселана) также заказывали работы в священные города Мекка и Медина . [45] [46] Сулейман инициировал капитальную реконструкцию Купола Скалы. Наиболее заметным наследием этой работы было покрытие фасада плиткой в ​​​​османском стиле , которая заменила старые мозаики Омейядов. [5] Вероятно, это было частью попытки наложить на это главное исламское святое место явный османский след. [47] Надписи на плитках датируют 952 г. хиджры (1545–6 гг. н. э.) и 959 г. хиджры (1552 г. н. э.), но работа продолжалась до конца правления Сулеймана, если не позже. [5] Документы показывают, что ко времени Мурада III ( годы правления 1574–1595 ) ремонт все еще был незавершенным, и последнему, вероятно, можно приписать завершение этой работы, которая включала ремонт передней части купола. [48]

Похоже, что плитки были изготовлены на месте, а не в таких центрах, как Изник ​​(известный в то время производством изникской керамики ), хотя, похоже, в этом регионе не было сложного центра по производству керамики. [5] Роберт Хилленбранд отмечает, что мастерские, производившие плитки, должно быть, были посвящены только этому проекту, поскольку нет никаких свидетельств того, что подобная плитка производилась для других памятников в Иерусалиме в этот период. [4] Имя одного из мастеров записано в надписи как Абдаллах Тебризский . [5] Это может указывать на то, что плитки были заказаны в мастерской иранских мастеров из Тебриза, которые, как полагают, производили многие более ранние османские плитки. [49] [50]

Купол Цепи , отдельно стоящее сооружение рядом с Куполом Скалы, также был отремонтирован в рамках проекта Сулеймана в 1561–1562 годах. [51] Также неподалеку османы построили Купол Пророка в его нынешнем виде где-то в 16 или 17 веке. [52] [53]

Дальнейшие реставрации здания зафиксированы в 1720–1721, 1742, 1754, 1780, 1817–1818 и 1853 годах. [54] В другом крупном проекте реставрации, предпринятом в 1874–1875 годах во время правления османского султана Абдулазиза , все плитки на западной и юго-западной стенах восьмиугольной части здания были удалены и заменены копиями, изготовленными в Турции. [55] [56]

Британский мандат

фотография 1920-х годов

Хадж Амин аль-Хусейни , назначенный Великобританией великим муфтием в 1917 году, вместе с Якубом аль-Гусайном осуществил восстановление Купола Скалы и Джами аль-Акса в Иерусалиме.

Части Купола Скалы рухнули во время землетрясения 11 июля 1927 года , а стены остались сильно потрескавшимися. [57] повредив многие ремонтные работы, проведенные в предыдущие годы. [ нужна ссылка ]

Иорданское правление

В 1955 году правительство Иордании начало обширную программу реконструкции , средства на которую предоставили правительства арабских стран и Турции. Работы включали замену большого количества плиток времен правления Сулеймана Великолепного, которые были смещены проливным дождем. В 1965 году в рамках реставрации купол был покрыт прочным алюминиево-бронзовым сплавом итальянского производства, который заменил свинцовую внешнюю поверхность. До 1959 года купол был покрыт почерневшим свинцом . В ходе капитальной реставрации, проводившейся с 1959 по 1962 год, свинец был заменен пластинами из алюминиево-бронзы, покрытыми сусальным золотом .

Израильское правление

Купол Скалы в 2018 году

Через несколько часов после того, как израильский флаг был поднят над Куполом Скалы в 1967 году во время Шестидневной войны , израильтяне спустили его по приказу Моше Даяна и наделили мусульманский вакф (религиозный фонд) полномочиями управлять Храмовой горой. чтобы «сохранить мир». [58]

В 1993 году покрытие золотого купола было отремонтировано после пожертвования в размере 8,25   миллиона долларов США королем Иордании Хусейном , который продал один из своих домов в Лондоне, чтобы получить необходимые 80 килограммов (180 фунтов) золота. [59]

Доступность

Вывеска у входа посетителей на Храмовую гору

Купол обслуживается Министерством вакуфов в Аммане, Иордания. [60]

До середины 20 века немусульманам не разрешалось находиться в этом районе. С 1967 года немусульманам разрешен ограниченный доступ; однако немусульманам не разрешается молиться на Храмовой горе, приносить молитвенники или носить религиозную одежду. Израильская полиция помогает обеспечить это. [61] В 2012 году Израиль на короткое время ограничил доступ палестинских жителей Западного берега к Храмовой горе. Палестинские мужчины Западного Берега должны были быть старше 35 лет, чтобы иметь право на получение разрешения. [62] Палестинским жителям Иерусалима, имеющим израильские карты проживания, и палестинцам, имеющим израильское гражданство, разрешен неограниченный доступ.

Некоторые ортодоксальные раввины призывают евреев посетить это место, в то время как большинство запрещают вход на территорию, чтобы не было нарушения еврейского закона. Даже раввины, которые поощряют вход на Храмовую гору, запрещают вход в настоящий Купол Скалы. [63]

Религиозное значение

Храм в Иерусалиме, изображенный в виде Купола Скалы на печатной марке Марко Антонио Джустиниани, Венеция, 1545–1552 гг.

Многие мусульмане полагают, что Купол Скалы находится в месте, упомянутом в 17 Корана суре , в которой рассказывается история Исры и Мираджа , мифического ночного путешествия Мухаммеда из Великой мечети Мекки в Масджид Аль-Акса («самое дальнее место молитвы»), где он молился, а затем посетить рай , где он возглавляет молитвы и поднимается на небеса, чтобы получить наставления от Аллаха . Хотя город Иерусалим не упоминается ни под одним названием в Коране, в хадисах он упоминается как место ночного путешествия Мухаммеда. [64]

Однако, судя по ранним мусульманским источникам, это, похоже, еще не полностью сформулированная часть верований, разделяемых мусульманами во время строительства Купола в 8 веке, и надписи внутри купола приписывают здание халифу Абду. аль-Малика в 691/2 году вообще не относятся к Ночному Путешествию, а вместо этого содержат только коранический взгляд на природу пророка Исы (Иисуса). [8] Надпись на мозаичном фризе включает явное отрицание божественности Христа :

33. «Итак, мир мне в тот день, когда я родился, и в тот день, когда я умру, и в тот день, когда я буду воскрешен живым!» 34. Таков Иисус, сын Марии. Это утверждение истины, в которой они сомневаются. 35. Не подобает (величеству) Аллаха брать себе ребенка. Слава Ему! когда Он определяет дело, Он только говорит ему: «Будь», и оно бывает.

- Коран, 19:33–35.

По мнению Гойтейна, надписи, украшающие интерьер, явно отражают дух полемики против христианства, одновременно подчеркивая кораническое учение о том, что Иисус был истинным пророком. Формула ла шарика лаху («У Бога нет спутника») повторяется пять раз; стихи из суры Марьям 19:35–37, которые убедительно подтверждают пророчество Иисуса Богу, цитируются вместе с молитвой: Аллахумма салли ала расулика ваабдика 'Иса бин Марьям – «О Господь, пошли свои благословения твоему Пророку и Слуга Иисус, сын Марии». Он считает, что это показывает, что соперничество с христианским миром , а также дух мусульманской миссии среди христиан. во время строительства действовало [38]

В начале VIII века Ибн Исхак систематизировал самый ранний арабский источник, относящийся к Иерусалимской скале, как часть своей «Сират ан-Наби» , биографии исламского пророка Мухаммеда , введя представление о том, что сразу после его ночного путешествия из Мекки в Иерусалим ( исра' ), он немедленно и конкретно отправился со Скалы в свое Вознесение ( ми'радж ) на Небеса, где Бог наставлял его в доктринах новой религии. [8]

Сегодня многие мусульмане верят, что Купол служит в честь Вознесения Мухаммеда. [8] в соответствии со взглядами, разделяемыми некоторыми исламскими учеными, Скала действительно является местом [65] откуда Мухаммед вознесся на Небеса в сопровождении ангела Гавриила . Далее, Мухаммед был доставлен сюда Гавриилом, чтобы он помолился с Авраамом , Моисеем и Иисусом . [66]

Камень основания, вид с купола. Фотография была сделана между 1900 и 1920 годами, до того, как была снята окружающая железная решетка.

Другие исламские ученые полагают, что Мухаммед вознесся на Небеса из Масджид Аль-Акса, частью которой является Купол Скалы. [67] [68]

В традиционных еврейских источниках считается, что это место, с которого началось сотворение мира. [69] Более того, многие евреи полагают, что на этом месте Авраам готовился принести в жертву своего сына Исаака . Камень основания и его окрестности, расположенные в центре купола, считаются самым святым местом в иудаизме. [ нужна ссылка ] Евреи традиционно считают местонахождение камня самым святым местом на Земле, местом нахождения Святая Первого и Святых Второго Храма . [ нужна ссылка ]

Хотя сейчас мусульмане молятся в сторону Каабы в Мекке, когда-то они смотрели на Храмовую гору, как это делают евреи; Исламская традиция гласит, что Мухаммед возносил молитвы в сторону Иерусалима до 16-го или 17-го месяца после его переселения из Мекки в Медину , когда Аллах приказал ему вместо этого повернуться к Каабе в Мекке . [70]

Институт Храма желает переместить Купол на другое место и заменить его Третьим Храмом . [71] Многие израильтяне неоднозначно относятся к желаниям Движения. [ ласковые слова ] Некоторые религиозные евреи, следуя раввинскому учению, полагают, что Храм следует перестроить только в мессианскую эпоху и что было бы самонадеянно со стороны людей принуждать Бога к действию. Однако некоторые христиане-евангелисты считают восстановление Храма предпосылкой Армагеддона и Второго пришествия . [72] Джереми Гимпель , уроженец США, кандидат от политической партии «Еврейский дом» на выборах в Израиле в 2013 году, вызвал споры, когда было записано, как он говорил евангелической группе Церкви Содружества во Флориде в 2011 году, чтобы представить себе невероятный опыт, который последовал бы, если бы Купол был построен. разрушен и началось строительство Третьего Храма. По его мнению, все евангелисты немедленно ринутся в Израиль. [73]

Влияние и изображение

Посвящения в искусстве и архитектуре

Рафаэль, Обручение Богородицы

Долгое время считалось, что Купол Скалы повторяет архитектуру Иерусалимского Храма , как это можно видеть в Рафаэля » «Браке Богородицы и в Перуджино « Браке Богородицы» . [74]

По той же причине Купол Скалы вдохновил архитектуру ряда зданий. 15-го века К ним относятся восьмиугольная церковь Св. Джакомо в Италии, восьмиугольная синагога 19-го века мавританского возрождения в стиле на улице Румбах в Будапеште , [74] а также Мавзолей Султана Сулеймана Великолепного в Стамбуле и Новая синагога в Берлине , Германия.

На банкнотах

Купол Скалы был изображен на аверсе и реверсе нескольких валют Ближнего Востока :

Изображения

Панорама Храмовой горы , включая Джами аль-Акса и купол Скалы с золотой крышей, с Елеонской горы.

См. также

Примечания

  1. ^ Подробности см. в разделе «История».

Ссылки

Цитаты

  1. ^ Jump up to: а б Джонс 2003 , с. 416.
  2. ^ Джордж, А. (2010). Расцвет исламской каллиграфии . Саки. п. 60. ИСБН  978-0-86356-673-8 . Ответ на этот вопрос начинается с древнейшего сохранившегося исламского памятника: Купола Скалы.
  3. ^ Jump up to: а б с д Авнер, Рина (2010). «Купол Скалы в свете развития концентрических мартирий в Иерусалиме» (PDF) . Мукарнас . Том. 27: Ежегодник визуальных культур исламского мира. Лейден: Брилл. стр. 31–50 [43–44]. ISBN  978-900418511-1 . JSTOR   25769691 . Архивировано из оригинала (PDF) 25 марта 2017 года . Проверено 24 марта 2017 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Хилленбранд 2000 , с. 21.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Блэр, Шейла С.0; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама 1250-1800 гг . Издательство Йельского университета. п. 220. ИСБН  978-0-300-06465-0 . {{cite book}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  6. ^ Кэрол Делани, Авраам на суде: социальное наследие библейского мифа, Princeton University Press, 2000, стр.120.
  7. ^ М. Анварул Ислам и Заид Ф. Аль-Хамад (2007). «Купол Скалы: происхождение восьмиугольного плана». Ежеквартальный журнал исследований Палестины . 139 (2): 109–128. дои : 10.1179/003103207x194145 . ISSN   0031-0328 . S2CID   162578242 .
  8. ^ Jump up to: а б с д Раббат, Насер (1989). Олег Грабарь (ред.). «Значение Купола Скалы Омейядов» (PDF) . Мукарнас . 6 . Лейден: Э. Дж. Брилл: 12–21 [13–14]. дои : 10.2307/1602276 . JSTOR   1602276 . Архивировано из оригинала (PDF) 31 мая 2021 года . Проверено 20 марта 2021 г.
  9. ^ Голдберг, Джеффри (29 января 2001 г.). «Подарок Арафата» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 14 июля 2015 года . Проверено 11 июля 2015 г.
  10. ^ «Всемирное наследие ЮНЕСКО» . Архивировано из оригинала 4 августа 2017 года . Проверено 26 декабря 2019 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж Запись 1986 года , с. 299.
  12. ^ «Чертежи исламских зданий: Купол Скалы, Иерусалим» . Музей Виктории и Альберта . Архивировано из оригинала 9 марта 2009 года. До 1833 года Купол Скалы не измерялся и не рисовался; по словам Виктора фон Хагена , «ни один архитектор никогда не делал набросков его архитектуры, ни один антиквар не прослеживал его внутренний дизайн...» Однако 13 ноября того же года Фредерик Катервуд переоделся египетским офицером и сопровождался египетским слугой. проявив большое мужество и уверенность», вошел в здания мечети со своими чертежными материалами... «В течение шести недель я продолжал исследовать каждую часть мечети и ее территорию». Таким образом, Катервуд произвел первое полное обследование Купола Скалы и проложил путь многим другим художникам последующих лет, таким как Уильям Харви , Эрнест Ричмонд и Карл Фридрих Генрих Вернер .
  13. ^ Jump up to: а б с д «Купол Скалы» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 15 июня 2008 года . Проверено 4 апреля 2012 г.
  14. ^ Купол Скалы . Стекло Сталь и Камень. Архивировано 11 мая 2013 года в Wayback Machine.
  15. ^ Роберт Шик, Археология и Коран , Энциклопедия Корана.
  16. ^ Jump up to: а б с «Кубба аль-Сахра» . АрхНет . Архивировано из оригинала 14 августа 2019 года . Проверено 8 апреля 2020 г.
  17. ^ Хилленбранд 2000 , с. 31 (см. подпись к табличке XXIX).
  18. Палестина: Масджид аль-Акса: Купол Скалы . Архивировано 15 января 2019 г. на Wayback Machine , на сайте CatholicLandmarks.com, по состоянию на 18 февраля 2019 г.
  19. ^ Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Элия Капитолина». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 256. Лестер Л. Граббе (2010). Введение в иудаизм Второго Храма: история и религия евреев во времена Неемии, Маккавеев, Гиллеля и Иисуса. А&С Черный. п. 29.
  20. ^ Дэвидсон, Линда Кей и Дэвид Мартин Гитлиц Паломничество: от Ганга до Грейсленда: энциклопедия, том 1, ABC-CLIO, Inc, Санта-Барбара, Калифорния, 2002, стр. 274.
  21. ^ «Юлиан задумал восстановить за непомерные деньги гордый Храм однажды в Иерусалиме и поручил эту задачу Алипию Антиохийскому . Алипий энергично приступил к работе, и его поддержал губернатор провинции, когда вырвались страшные огненные шары возле фундамента, продолжали свои атаки, пока рабочие после неоднократных ожогов не смогли больше приблизиться, и он отказался от попытки». Аммиан Марцеллин , Res Gestae , 23.1.2–3.
  22. ^ Дэн Бахат (1996). Иллюстрированный атлас Иерусалима . Карта. п. 71 . ISBN  9789652203489 .
  23. ^ Якуб из Сирии (Кааб аль-Ахбар) Последняя еврейская попытка создать комитет исламского лидерства по историческим исследованиям в исламе и иудаизме, © 2004–2012, по состоянию на июль 2013 г. Архивировано 13 мая 2015 г. в Wayback Machine. «Он продолжал следить за раввинизмом». такая традиция, что более поздние исламские историки задавались вопросом, «обращался» ли он когда-либо в ислам».
  24. ^ Коэн, Гилель (1 января 2017 г.). «Храмовая гора/Аль-Акса в сионистском и палестинском национальном сознании» . Обзор израильских исследований . 32 (1): 1–19. дои : 10.3167/isr.2017.320102 . ISSN   2159-0370 . Встреча между евреями и мусульманами на Храмовой горе/Аль-Аксе началась на заре ислама и продолжается по сей день. Все началось со смеси сотрудничества и конкуренции; еврей, принявший ислам, Кааб аль-Ахбар, привел халифа Умара к месту строительства Храма.
  25. ^ Бен-Дов, М. Исторический атлас Иерусалима . Перевод Дэвида Лувиша. Нью-Йорк: Континуум, 2002, с. 171
  26. ^ Селл 1999 , с. 45.
  27. ^ Элад 1999 , с. 44–45, примечания 98–99.
  28. ^ Неджипоглу 2008 , с. 22.
  29. ^ Шейла Блэр, «Какова дата Купола Скалы?» в Дж. Раби и Дж. Джонсе (ред.), «Байт Аль-Макдис: Иерусалим Абд аль-Малика», 1992, Часть 1, Oxford University Press: Оксфорд (Великобритания), стр. 59–87.
  30. ^ Вогуэ 1864 , с. 85 .
  31. ^ Олег Грабарь: Значение Купола Скалы.
  32. ^ Буссе, Гериберт (1991). «Об истории и интерпретации ранних исламских зданий Харам в Иерусалиме». Журнал Немецкой палестинской ассоциации (на немецком языке). 107 : 144–154. JSTOR   27931418 .
  33. ^ Jump up to: а б с Гил 1997 , с. 92.
  34. ^ Jump up to: а б Ричард Эттингхаузен; Олег Грабарь; Мэрилин Дженкинс (2001). Исламское искусство и архитектура 650–1250 гг . Издательство Йельского университета. п. 20. ISBN  978-0-300-08869-4 .
  35. ^ Ласснер 2006 , с. 176.
  36. ^ Jump up to: а б с Джонс 2003 , стр. 425–426.
  37. ^ Jump up to: а б с Хоутинг 2000 , с. 60.
  38. ^ Jump up to: а б Гойтейн, Шеломо Дов (1950). «Историческая подоплека возведения Купола Скалы». Журнал Американского восточного общества . 70 (2): 104–108. дои : 10.2307/595539 . JSTOR   595539 .
  39. ^ Ахмед, А.С.; Сонн, Т. (2010). Справочник SAGE по исламским исследованиям . Публикации SAGE. стр. 229–230. ISBN  978-1-4739-7168-4 . Вопросы визуального доминирования и преобразования были одними из важных факторов при строительстве старейшего сохранившегося исламского памятника — Купола Скалы в Иерусалиме.
  40. ^ Амиран, DHK; Арье, Э.; Теркотт, Т. (1994). «Землетрясения в Израиле и прилегающих территориях: макросейсмические наблюдения с 100 г. до н.э.». Израильский журнал исследований . 44 (3/4): 260–305 [267]. JSTOR   27926357 .
  41. ^ Неджипоглу 2008 , с. 31.
  42. ^ «Землетрясение 1033 года н.э.» . archpark.org.il . Иерусалимский археологический парк. Архивировано из оригинала 26 мая 2023 года . Проверено 22 июня 2022 г.
  43. ^ Старк, Родни. Божьи батальоны; Дело в пользу крестовых походов . Харпер Коллинз, Нью-Йорк, 2009 г., стр. 84–85.
  44. ^ Архитектура итальянского Возрождения, Джейкоб Буркхардт, Питер Мюррей, Джеймс К. Палмес, University of Chicago Press, 1986, стр. 81
  45. ^ Неджипоглу 2011 , стр. 225, 278.
  46. ^ Запись 2006 г. , с. 191.
  47. ^ Хилленбранд 2000 , стр. 2, 8.
  48. ^ Гудвин 1971 , с. 291, 485 (см. примечание 18).
  49. ^ Карсвелл 2006 , с. 73.
  50. ^ Нечипоглу, Гюльру (1990). «От международного Тимурида к Османской империи: изменение вкуса керамической плитки шестнадцатого века» . Мукарнас . 7 : 137. дои : 10.2307/1523126 . ISSN   0732-2992 . JSTOR   1523126 .
  51. ^ Хилленбранд 2000 , с. 8.
  52. ^ Прюитт, Дженнифер А. (2020). Строительство халифата: строительство, разрушение и сектантская идентичность в ранней фатимидской архитектуре . Издательство Йельского университета. п. 147. ИСБН  978-0-300-24682-7 .
  53. ^ Запись 2006 г. , с. 200.
  54. ^ Клермон-Ганно 1899 , с. 179 .
  55. ^ Сен-Лоран, Беатрис; Ридлмайер, Андраш (1993). «Реставрация Иерусалима и Купола Скалы и их политическое значение, 1537–1928 гг.» (PDF) . В Неджипоглу, Гюльру (ред.). Мукарнас . Том. 10: Очерки в честь Олега Грабаря. Лейден: Брилл. стр. 76–84. дои : 10.2307/1523174 . JSTOR   1523174 . Архивировано из оригинала (PDF) 24 марта 2017 года . Проверено 23 марта 2017 г.
  56. ^ Площадь Палестины (11 июля 2016 г.). «И земля двинулась вперед: вспоминая Иерихонское землетрясение 1927 года» . Институт палестинских исследований (IPS) . Проверено 8 апреля 2020 г.
  57. ^ «Письмо из Иерусалима: борьба за священную территорию Сандры Шам» . Археология.орг. Архивировано из оригинала 19 января 2012 года . Проверено 4 апреля 2012 г.
  58. ^ Лоран, Беатрис Стр.; Ридльмайер, Андрас (1993). «Восстановление Иерусалима и Купола Скалы и их политическое значение, 1537-1928» . Мукарнас . 10 : 76–84. дои : 10.2307/1523174 . ISSN   0732-2992 . JSTOR   1523174 .
  59. ^ «Хашимитская реставрация исламских святых мест в Иерусалиме» . Kinghussein.gov.jo . Архивировано из оригинала 23 февраля 2008 года . Проверено 4 апреля 2012 г.
  60. Святые места Иерусалима и мирный процесс. Архивировано 5 октября 2006 года в Wayback Machine. Маршалл Дж. Брегер и Томас А. Идинопулос, Вашингтонский институт ближневосточной политики , 1998.
  61. ^ Браунинг, Ной (15 августа 2012 г.). «Палестинцы стекаются в Иерусалим, поскольку израильские ограничения ослабляются – Yahoo! News» . Новости.yahoo.com. Архивировано из оригинала 18 августа 2012 года . Проверено 31 октября 2012 г.
  62. ^ Животофский. «Царь Июн: Хар ха-Баит – ОУ Тора» . ОУ Тора . Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 16 ноября 2015 г.
  63. ^ Босворт, Клиффорд Эдмунд (ред.). «Исторические города исламского мира», с. 226.
  64. ^ Брасуэлл, Г. Ислам – его пророки, люди, политика и власть . Нэшвилл, Теннесси: Издательство Broadman and Holman Publishers. 1996. с. 14
  65. ^ Али, А. Священный Коран – перевод и комментарии . Бронкс, Нью-Йорк: Международный центр исламской пропаганды. 1946. стр. 1625–31.
  66. ^ «Ме'радж – Ночное Вознесение» . Аль-ислам.орг. 27 сентября 2012 г. Архивировано из оригинала 14 ноября 2012 г. Проверено 31 октября 2012 г.
  67. ^ «Статья Мерадж» . Дуас.орг. Архивировано из оригинала 25 октября 2012 года . Проверено 31 октября 2012 г.
  68. ^ Танхума Кедошим 10
  69. ^ Бьюкенен, Аллен (2004). Государства, нации и границы: этика установления границ . Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-52575-6 .
  70. ^ Раиса (30 июля 2014 г.). « План краудфандинга «Третьего храма» направлен на перенос Купола Скалы в Иерусалим» (текст) . The Stream – Аль-Джазира на английском языке . Проверено 25 ноября 2017 г. [ мертвая ссылка ]
  71. ^ Стивен Спектор, Евангелисты и Израиль: история американского христианского сионизма , Oxford University Press, 2008, стр. 202.
  72. Эндрю Эсенстен, уроженец США, кандидат в Кнессет Джереми Гимпель и его «шутка о Куполе Скалы». Архивировано 20 января 2013 года в Wayback Machine , Гаарец , 20 января 2013 года.
  73. ^ Jump up to: а б Буркхардт, Джейкоб (1986). Питер Мюррей (ред.). Архитектура итальянского Возрождения . Перевод Джеймса К. Палмеса. Издательство Чикагского университета. п. 81. ИСБН  0226080498 .

Цитируемые работы

Дальнейшее чтение

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 147017c92db2dfba239b3d6f6b475efc__1721760240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/14/fc/147017c92db2dfba239b3d6f6b475efc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dome of the Rock - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)