Купол Скалы
Купол Скалы | |
---|---|
Куббат аш-Шахра Купол Скалы | |
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Расположение | |
Расположение | Иерусалим |
Администрация | Министерство вакафов (Иордания) |
Географические координаты | 31 ° 46'41 ″ с.ш. 35 ° 14'07 ″ в.д. / 31,7780 ° с.ш. 35,2354 ° в.д. |
Архитектура | |
Тип | Храм |
Стиль | Омейяды (с более поздним османским украшением ) |
Дата установления | в. 685–692 [а] |
Купол (ы) | 1 |
Купол Скалы ( араб . قبة الصخرة , латинизированный : Куббат аш-Сахра ) — исламская святыня в центре комплекса мечети Аль-Акса на Храмовой горе в Старом городе Иерусалима . Это старейшее в мире сохранившееся произведение исламской архитектуры , самое раннее археологически подтвержденное религиозное сооружение, построенное мусульманским правителем, а его надписи содержат самые ранние эпиграфические провозглашения ислама и исламского пророка Мухаммеда. [1] [2]
Его первоначальное строительство было предпринято Омейядским халифатом по приказу Абд аль-Малика во время Второй Фитны в 691–692 годах нашей эры, и с тех пор оно расположено на месте Второго еврейского храма (построенного примерно в 516 году до нашей эры). на замену разрушенного Храма Соломона и восстановленного Иродом Великим ), разрушенного римлянами в 70 году н.э. [ нужна ссылка ] Первоначальный купол рухнул в 1015 году и был восстановлен в 1022–1023 годах. [ нужна ссылка ]
Его архитектура и мозаика были созданы по образцу близлежащих византийских церквей и дворцов . [3] Его внешний вид был значительно изменен в раннеосманский период яркая, в основном сине-белая плитка в стиле Изника . , когда на фасад была нанесена [4] [5] и снова в современный период, особенно с добавлением позолоченной крыши, в 1959–61 и снова в 1993 году. На восьмиугольный план сооружения, возможно, повлияла византийской эпохи церковь Престола Марии (также известный как Кафизма по -гречески и аль-Кадисму по-арабски), который был построен между 451 и 458 годами на дороге между Иерусалимом и Вифлеемом . [3]
Камень основания (или Благородная скала), на котором был построен храм, имеет большое значение в авраамических религиях как место, где Бог создал мир, а также первого человека, Адама . [6] Также считается, что это место, где Авраам пытался принести в жертву своего сына , и место, где божественное присутствие Бога проявляется больше, чем любое другое место, к которому евреи обращаются во время молитвы. этого места для мусульман проистекает из традиций, связывающих его с сотворением мира , и веры в то, что Ночное путешествие Мухаммеда Большое значение началось со скалы в центре сооружения. [7] [8]
Внесенный ЮНЕСКО в список Всемирного наследия , он был назван «самой узнаваемой достопримечательностью Иерусалима». [9] а также два близлежащих сооружения Старого города: Стена Плача и «Ротонда Воскресения» в Храме Гроба Господня . [10] Его исламские надписи оказались важной вехой, поскольку впоследствии они стали обычным явлением в исламских структурах и почти всегда упоминают Мухаммеда. [1] Купол Скалы остается «уникальным памятником исламской культуры практически во всех отношениях», в том числе как «произведение искусства и как культурный и религиозный документ». По словам искусствоведа Олега Грабаря , [11]
Архитектура
Базовая структура
Основной план Купола Скалы по существу восьмиугольный. В центре он увенчан куполом диаметром около 20 м (66 футов), установленным на приподнятом круглом барабане, стоящем на 16 опорах (4 яруса и 12 колонн). [13] Этот круг окружает восьмиугольная аркада из 24 опор и колонн. [14] Внутренний круговой ряд опор для барабанов и восьмиугольная аркада создают внутренний амбулаторий, окружающий священную скалу.
Внешние стены также восьмиугольные. Каждый из них имеет ширину примерно 18 м (60 футов) и высоту 11 м (36 футов). [13] Внутренний и внешний восьмиугольник образуют второй, внешний амбулаторий, окружающий внутренний.
И круглый барабан, и внешние стены содержат множество окон. [13]
Внутренняя отделка
Внутренняя часть купола щедро украшена мозаикой , фаянсом и мрамором , большая часть которых была добавлена через несколько столетий после его завершения. Он также содержит надписи Корана. Они отличаются от сегодняшнего стандартного текста (в основном меняется от первого лица к третьему) и смешаны с благочестивыми надписями, которых нет в Коране. [15]
Посвятительная надпись куфическим письмом, размещенная вокруг купола, содержит дату, которая, как полагают, соответствует году первого завершения строительства Купола , 72 г. хиджры (691/2 г. н.э.), а имя соответствующего халифа и строителя Купола аль-Малика был удален и заменен именем аббасидского халифа Аль-Мамуна ( годы правления 813–833 ), во время правления которого проводились ремонтные работы.
Внешняя отделка
Отделка внешних стен прошла два основных этапа: первоначальная схема Омейядов включала мрамор и мозаику, как и внутренние стены. [16] Османский султан XVI века Сулейман Великолепный заменил его украшением из османской плитки . [16] Эта плитка была выполнена в самых разных стилях и техниках, включая плитку cuerda seca , разноцветную подглазурную плитку и сине-белую плитку. [5] напоминающие плитки Изника , которые производились для османской столицы. [4] Небольшое количество плиток было настоящим производством Изника и было импортировано в Иерусалим. [17] Оригинальные плитки были заменены в 1960-х годах точными копиями, произведенными в Италии. [16]
Сура Я-Син («Сердце Корана») начертана в верхней части плитки и была заказана в 16 веке Сулейманом Великолепным. [18] Над ним написана сура 17 «Аль-Исра» , в которой рассказывается история Исры или ночного путешествия.
История
Доисламское происхождение
Купол Скалы расположен в центре Храмовой горы, на месте Храма Соломона и Второго еврейского храма , который был значительно расширен при Ироде Великом в I веке до нашей эры. Храм Ирода был разрушен римлянами в 70 году нашей эры , а после восстания Бар-Кохбы римский храм Юпитеру Капитолийскому построил на этом месте в 135 году нашей эры император Адриан . [19]
Иерусалим находился под властью Византийской империи на протяжении IV-VI веков. В это время христианское паломничество в Иерусалим. начало развиваться [20] Храм Гроба Господня был построен при Константине в 320-х годах, но Храмовая гора осталась незастроенной после неудачного проекта восстановления еврейского Храма при императоре Юлиане . [21]
В 638 году византийский Иерусалим был завоеван арабскими армиями Умара ибн аль-Хаттаба . [22] второй халиф Рашидунского халифата . Умару посоветовал Кааб аль-Ахбар , еврейский раввин, принявший ислам. [23] что это место идентично месту бывших еврейских храмов в Иерусалиме. [24] Среди первых мусульман Иерусалим назывался Мадинат бейт аль-Макдис («Город Храма»). [25]
Омейяды
Оригинальная конструкция
Первоначальная восьмиугольная структура Купола Скалы и его круглый деревянный купол имели в основном ту же форму, что и сегодня. [13] Он был построен по приказу омейядского халифа Абд аль-Малика ( годы правления 685–705 ). [26] Согласно Сибту ибн аль-Джаузи (1185–1256), строительство началось в 685/6 году, тогда как ас-Суюти (1445–1505) считает, что год его начала был 688. [27] дарственная надпись куфическим Внутри купола сохранилась письмом. Дата записана как 72 г. хиджры (691/2 г. н.э.), год, когда большинство историков считают, что строительство первоначального Купола было завершено. [28] Альтернативная интерпретация надписи утверждает, что она указывает на год начала строительства. [29] В этой надписи имя «аль-Малика» было удалено и заменено именем аббасидского халифа аль -Мамуна ( годы правления 813–833 ). Это изменение оригинальной надписи было впервые отмечено Мельхиором де Воге в 1864 году. [30] Некоторые ученые предполагают, что купол был добавлен к существующему зданию, построенному Муавией I ( годы правления 661–680 ), [31] или даже византийское здание, построенное еще до мусульманского завоевания при Ираклии ( годы правления 610–641 ). [32]
Архитектура и мозаика Купола Скалы были созданы по образцу близлежащих византийских церквей и дворцов. [3] Руководителем и инженером, ответственным за проект, были Раджа ибн Хайва , Язид ибн Салам и сын последнего Баха. [33] [3] [34] Раджа был мусульманским богословом и уроженцем Бейсана , а Язид и Баха были мавали (неарабами, обращенными в мусульманство; клиентами) Абд аль-Малика из Иерусалима. Абд аль-Малика в руководстве строительством представлял его сын Саид аль-Хайр . [33] Халиф использовал экспертные работы со всего своего владения, в то время ограниченного Сирией и Египтом . [33] которые, предположительно, были христианами. [34] Сообщается, что стоимость строительства в семь раз превышала годовой налоговый доход Египта. [35] Историк К. А. К. Кресвелл отметил, что те, кто строил святыню, использовали размеры Храма Гроба Господня . Диаметр купола святыни составляет 20,20 м (66,3 фута), а высота - 20,48 м (67,2 фута), а диаметр купола храма Гроба Господня - 20,90 м (68,6 фута), а высота - 21,05 м. (69,1 фута).
Мотивы для строительства
Рассказы средневековых источников о мотивах Абд аль-Малика при строительстве Купола Скалы различаются. [11] Во время его строительства халиф вел войну с христианской Византией и ее сирийскими христианскими союзниками , с одной стороны, и с конкурирующим халифом Абдаллой ибн аз-Зубайром , который контролировал Мекку , ежегодное место паломничества мусульман, с другой. другая рука. [11] [36] Таким образом, одна из серий объяснений заключалась в том, что Абд аль-Малик намеревался сделать Купол Скалы религиозным памятником победы над христианами, который бы отличал уникальность ислама в общей авраамической религиозной среде Иерусалима, дома двух старых авраамических религий. , иудаизм и христианство. [11] [37] Историк Шеломо Дов Гойтейн утверждал, что Купол Скалы был призван составить конкуренцию множеству прекрасных культовых сооружений других религий: «Сама форма ротонды, данная Куббату ас-Сахре , хотя и была чужда исламу. , было суждено соперничать со многими христианскими куполами». [38] - а точнее, Храм Гроба Господня, по мнению других. [39]
Другое основное объяснение гласит, что Абд аль-Малик в разгар войны с Ибн аз-Зубайром стремился построить структуру, чтобы отвлечь внимание мусульман в его царстве от Каабы в Мекке, где Ибн аль-Зубайр Зубайр публично осудил Омейядов во время ежегодного паломничества к святилищу. [11] [36] [37] Хотя большинство современных историков отвергают последнее сообщение как продукт антиомейядской пропаганды в традиционных мусульманских источниках и сомневаются, что Абд аль-Малик попытается изменить священное требование мусульман о совершении паломничества к Каабе, другие историки признают, что это нельзя окончательно отвергнуть. [11] [36] [37]
Аббасиды и Фатимиды
Здание было серьезно повреждено землетрясениями в 808 и 846 годах. [40] Купол обрушился во время землетрясения в 1015 году и был восстановлен в 1022–1023 годах. Мозаики на барабане ремонтировались в 1027–1028 гг. [41] Землетрясение 1033 года привело к использованию деревянных балок для укрепления купола. [42]
Крестоносцы
На протяжении веков христианские паломники могли приходить и осматривать Храмовую гору, но эскалация насилия против паломников в Иерусалим ( Аль-Хаким би-Амр Аллах , который приказал разрушить Гроба Господня примером был ) привела к крестовым походам . [43] Крестоносцы захватили Иерусалим в 1099 году, и Купол Скалы был отдан августинцам , которые превратили его в церковь, а расположенный неподалеку главный молитвенный зал Аль-Акса или мечеть Кибли сначала на некоторое время стал королевским дворцом, а затем и на долгое время. XII века штаб-квартира тамплиеров . Тамплиеры, действовавшие с ок. 1119 год определил Купол Скалы как место расположения Храма Соломона . [ нужны разъяснения ] Templum Domini , как они называли Купол Скалы, фигурировал на официальных печатях Великих Магистров Ордена (таких как Эверар де Баррес и Рено де Вишье ) и вскоре стал архитектурной моделью круглых церквей тамплиеров по всей Европе. [44]
Айюбиды и мамлюки
Иерусалим был отвоеван Саладином 2 октября 1187 года, а Купол Скалы был вновь освящен как мусульманская святыня. Крест на вершине купола заменили полумесяцем , а вокруг скалы внизу поставили деревянный экран. Племянник Саладина аль-Малик аль-Муаззам Иса провел другие реставрации внутри здания и добавил крыльцо к Джамиа Аль-Акса.
Купол Скалы был центром обширного королевского покровительства со стороны султанов в период мамлюков , который длился с 1260 по 1516 год.
Османский период (1517–1917)
В период Османской империи правление Сулеймана Великолепного ( годы правления 1520–1566 ) принесло городу османское династическое покровительство, примерно в то же время, когда султан и его жена Хасеки Хюррем Султан (Рокселана) также заказывали работы в священные города Мекка и Медина . [45] [46] Сулейман инициировал капитальную реконструкцию Купола Скалы. Наиболее заметным наследием этой работы было покрытие фасада плиткой в османском стиле , которая заменила старые мозаики Омейядов. [5] Вероятно, это было частью попытки наложить на это главное исламское святое место явный османский след. [47] Надписи на плитках датируют 952 г. хиджры (1545–6 гг. н. э.) и 959 г. хиджры (1552 г. н. э.), но работа продолжалась до конца правления Сулеймана, если не позже. [5] Документы показывают, что ко времени Мурада III ( годы правления 1574–1595 ) ремонт все еще был незавершенным, и последнему, вероятно, можно приписать завершение этой работы, которая включала ремонт передней части купола. [48]
Похоже, что плитки были изготовлены на месте, а не в таких центрах, как Изник (известный в то время производством изникской керамики ), хотя, похоже, в этом регионе не было сложного центра по производству керамики. [5] Роберт Хилленбранд отмечает, что мастерские, производившие плитки, должно быть, были посвящены только этому проекту, поскольку нет никаких свидетельств того, что подобная плитка производилась для других памятников в Иерусалиме в этот период. [4] Имя одного из мастеров записано в надписи как Абдаллах Тебризский . [5] Это может указывать на то, что плитки были заказаны в мастерской иранских мастеров из Тебриза, которые, как полагают, производили многие более ранние османские плитки. [49] [50]
Купол Цепи , отдельно стоящее сооружение рядом с Куполом Скалы, также был отремонтирован в рамках проекта Сулеймана в 1561–1562 годах. [51] Также неподалеку османы построили Купол Пророка в его нынешнем виде где-то в 16 или 17 веке. [52] [53]
Дальнейшие реставрации здания зафиксированы в 1720–1721, 1742, 1754, 1780, 1817–1818 и 1853 годах. [54] В другом крупном проекте реставрации, предпринятом в 1874–1875 годах во время правления османского султана Абдулазиза , все плитки на западной и юго-западной стенах восьмиугольной части здания были удалены и заменены копиями, изготовленными в Турции. [55] [56]
- Первая в истории фотография здания, 1842–1844 гг.
- Вид с севера, Фрэнсис Бедфорд (1862 г.)
- Западный фронт в 1862 году. К этому времени многие плитки XVI века отсутствовали.
- Интерьер с мозаичным декором (1914 г.)
- Плиточный фасад (2013 г.)
- Интерьер с изображением камня (1915)
Британский мандат
Хадж Амин аль-Хусейни , назначенный Великобританией великим муфтием в 1917 году, вместе с Якубом аль-Гусайном осуществил восстановление Купола Скалы и Джами аль-Акса в Иерусалиме.
Части Купола Скалы рухнули во время землетрясения 11 июля 1927 года , а стены остались сильно потрескавшимися. [57] повредив многие ремонтные работы, проведенные в предыдущие годы. [ нужна ссылка ]
Иорданское правление
В 1955 году правительство Иордании начало обширную программу реконструкции , средства на которую предоставили правительства арабских стран и Турции. Работы включали замену большого количества плиток времен правления Сулеймана Великолепного, которые были смещены проливным дождем. В 1965 году в рамках реставрации купол был покрыт прочным алюминиево-бронзовым сплавом итальянского производства, который заменил свинцовую внешнюю поверхность. До 1959 года купол был покрыт почерневшим свинцом . В ходе капитальной реставрации, проводившейся с 1959 по 1962 год, свинец был заменен пластинами из алюминиево-бронзы, покрытыми сусальным золотом .
Израильское правление
Через несколько часов после того, как израильский флаг был поднят над Куполом Скалы в 1967 году во время Шестидневной войны , израильтяне спустили его по приказу Моше Даяна и наделили мусульманский вакф (религиозный фонд) полномочиями управлять Храмовой горой. чтобы «сохранить мир». [58]
В 1993 году покрытие золотого купола было отремонтировано после пожертвования в размере 8,25 миллиона долларов США королем Иордании Хусейном , который продал один из своих домов в Лондоне, чтобы получить необходимые 80 килограммов (180 фунтов) золота. [59]
Доступность
Купол обслуживается Министерством вакуфов в Аммане, Иордания. [60]
До середины 20 века немусульманам не разрешалось находиться в этом районе. С 1967 года немусульманам разрешен ограниченный доступ; однако немусульманам не разрешается молиться на Храмовой горе, приносить молитвенники или носить религиозную одежду. Израильская полиция помогает обеспечить это. [61] В 2012 году Израиль на короткое время ограничил доступ палестинских жителей Западного берега к Храмовой горе. Палестинские мужчины Западного Берега должны были быть старше 35 лет, чтобы иметь право на получение разрешения. [62] Палестинским жителям Иерусалима, имеющим израильские карты проживания, и палестинцам, имеющим израильское гражданство, разрешен неограниченный доступ.
Некоторые ортодоксальные раввины призывают евреев посетить это место, в то время как большинство запрещают вход на территорию, чтобы не было нарушения еврейского закона. Даже раввины, которые поощряют вход на Храмовую гору, запрещают вход в настоящий Купол Скалы. [63]
Религиозное значение
Многие мусульмане полагают, что Купол Скалы находится в месте, упомянутом в 17 Корана суре , в которой рассказывается история Исры и Мираджа , мифического ночного путешествия Мухаммеда из Великой мечети Мекки в Масджид Аль-Акса («самое дальнее место молитвы»), где он молился, а затем посетить рай , где он возглавляет молитвы и поднимается на небеса, чтобы получить наставления от Аллаха . Хотя город Иерусалим не упоминается ни под одним названием в Коране, в хадисах он упоминается как место ночного путешествия Мухаммеда. [64]
Однако, судя по ранним мусульманским источникам, это, похоже, еще не полностью сформулированная часть верований, разделяемых мусульманами во время строительства Купола в 8 веке, и надписи внутри купола приписывают здание халифу Абду. аль-Малика в 691/2 году вообще не относятся к Ночному Путешествию, а вместо этого содержат только коранический взгляд на природу пророка Исы (Иисуса). [8] Надпись на мозаичном фризе включает явное отрицание божественности Христа :
33. «Итак, мир мне в тот день, когда я родился, и в тот день, когда я умру, и в тот день, когда я буду воскрешен живым!» 34. Таков Иисус, сын Марии. Это утверждение истины, в которой они сомневаются. 35. Не подобает (величеству) Аллаха брать себе ребенка. Слава Ему! когда Он определяет дело, Он только говорит ему: «Будь», и оно бывает.
- Коран, 19:33–35.
По мнению Гойтейна, надписи, украшающие интерьер, явно отражают дух полемики против христианства, одновременно подчеркивая кораническое учение о том, что Иисус был истинным пророком. Формула ла шарика лаху («У Бога нет спутника») повторяется пять раз; стихи из суры Марьям 19:35–37, которые убедительно подтверждают пророчество Иисуса Богу, цитируются вместе с молитвой: Аллахумма салли ала расулика ваабдика 'Иса бин Марьям – «О Господь, пошли свои благословения твоему Пророку и Слуга Иисус, сын Марии». Он считает, что это показывает, что соперничество с христианским миром , а также дух мусульманской миссии среди христиан. во время строительства действовало [38]
В начале VIII века Ибн Исхак систематизировал самый ранний арабский источник, относящийся к Иерусалимской скале, как часть своей «Сират ан-Наби» , биографии исламского пророка Мухаммеда , введя представление о том, что сразу после его ночного путешествия из Мекки в Иерусалим ( исра' ), он немедленно и конкретно отправился со Скалы в свое Вознесение ( ми'радж ) на Небеса, где Бог наставлял его в доктринах новой религии. [8]
Сегодня многие мусульмане верят, что Купол служит в честь Вознесения Мухаммеда. [8] в соответствии со взглядами, разделяемыми некоторыми исламскими учеными, Скала действительно является местом [65] откуда Мухаммед вознесся на Небеса в сопровождении ангела Гавриила . Далее, Мухаммед был доставлен сюда Гавриилом, чтобы он помолился с Авраамом , Моисеем и Иисусом . [66]
Другие исламские ученые полагают, что Мухаммед вознесся на Небеса из Масджид Аль-Акса, частью которой является Купол Скалы. [67] [68]
В традиционных еврейских источниках считается, что это место, с которого началось сотворение мира. [69] Более того, многие евреи полагают, что на этом месте Авраам готовился принести в жертву своего сына Исаака . Камень основания и его окрестности, расположенные в центре купола, считаются самым святым местом в иудаизме. [ нужна ссылка ] Евреи традиционно считают местонахождение камня самым святым местом на Земле, местом нахождения Святая Первого и Святых Второго Храма . [ нужна ссылка ]
Хотя сейчас мусульмане молятся в сторону Каабы в Мекке, когда-то они смотрели на Храмовую гору, как это делают евреи; Исламская традиция гласит, что Мухаммед возносил молитвы в сторону Иерусалима до 16-го или 17-го месяца после его переселения из Мекки в Медину , когда Аллах приказал ему вместо этого повернуться к Каабе в Мекке . [70]
Институт Храма желает переместить Купол на другое место и заменить его Третьим Храмом . [71] Многие израильтяне неоднозначно относятся к желаниям Движения. [ ласковые слова ] Некоторые религиозные евреи, следуя раввинскому учению, полагают, что Храм следует перестроить только в мессианскую эпоху и что было бы самонадеянно со стороны людей принуждать Бога к действию. Однако некоторые христиане-евангелисты считают восстановление Храма предпосылкой Армагеддона и Второго пришествия . [72] Джереми Гимпель , уроженец США, кандидат от политической партии «Еврейский дом» на выборах в Израиле в 2013 году, вызвал споры, когда было записано, как он говорил евангелической группе Церкви Содружества во Флориде в 2011 году, чтобы представить себе невероятный опыт, который последовал бы, если бы Купол был построен. разрушен и началось строительство Третьего Храма. По его мнению, все евангелисты немедленно ринутся в Израиль. [73]
Влияние и изображение
Посвящения в искусстве и архитектуре
Долгое время считалось, что Купол Скалы повторяет архитектуру Иерусалимского Храма , как это можно видеть в Рафаэля » «Браке Богородицы и в Перуджино « Браке Богородицы» . [74]
По той же причине Купол Скалы вдохновил архитектуру ряда зданий. 15-го века К ним относятся восьмиугольная церковь Св. Джакомо в Италии, восьмиугольная синагога 19-го века мавританского возрождения в стиле на улице Румбах в Будапеште , [74] а также Мавзолей Султана Сулеймана Великолепного в Стамбуле и Новая синагога в Берлине , Германия.
На банкнотах
Купол Скалы был изображен на аверсе и реверсе нескольких валют Ближнего Востока :
- Реверс банкноты номиналом 1000 иранских риалов (1992 г.).
- Реверс банкноты номиналом 1 иорданский динар (1959 г.). С 1992 года на банкноте в 20 динаров изображен Купол.
- Аверс банкноты номиналом 50 саудовских риалов (1983 г.).
- Аверс банкноты номиналом 1 палестинский фунт (1939 г.).
Изображения
- Вид с воздуха
- Общий вид на Старый город с Елеонской горы
- Общий вид с юго-запада
- Стереокарта Купола Скалы (конец 19 века)
- Купол скалы , Самуэль Хирзенберг , 1908 ( Тель-Авивский художественный музей ); с qas
- Вид через ворота торговцев хлопком
- В дождливый день с Куполом цепи
- Купол цепи: потолок
- Купол Скалы из Купола Цепи
- Внешний вид с севера
- Внешний вид: северная дверь
- Внешний вид со стороны S
- Внешний вид: деталь южного фасада, дверь, позолоченный купол.
- Внешний вид: деталь южного фасада с дверью.
- Внешний вид: позолоченный купол.
- Экстерьер: деталь, турецкая плитка.
- Экстерьер: деталь, турецкая плитка.
- Экстерьер: деталь, турецкая плитка.
- Внешний вид: окно с черепичной решеткой.
- Внешний вид: свод западного входа.
- Интерьер: внутренняя колоннада, купол.
- Интерьер: барабан и купол
- Интерьер: детально декорированный барабан и купол.
- Интерьер: барабанная мозаика, сосуд с цветочным мотивом.
- Интерьер: деталь купола
См. также
- Аблак
- История средневековых арабских и западноевропейских куполов
- Список старейших мечетей
- Новый Иерусалим
- Колодец душ
Примечания
- ^ Подробности см. в разделе «История».
Ссылки
Цитаты
- ^ Jump up to: а б Джонс 2003 , с. 416.
- ^ Джордж, А. (2010). Расцвет исламской каллиграфии . Саки. п. 60. ИСБН 978-0-86356-673-8 .
Ответ на этот вопрос начинается с древнейшего сохранившегося исламского памятника: Купола Скалы.
- ^ Jump up to: а б с д Авнер, Рина (2010). «Купол Скалы в свете развития концентрических мартирий в Иерусалиме» (PDF) . Мукарнас . Том. 27: Ежегодник визуальных культур исламского мира. Лейден: Брилл. стр. 31–50 [43–44]. ISBN 978-900418511-1 . JSTOR 25769691 . Архивировано из оригинала (PDF) 25 марта 2017 года . Проверено 24 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Хилленбранд 2000 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Блэр, Шейла С.0; Блум, Джонатан М. (1995). Искусство и архитектура ислама 1250-1800 гг . Издательство Йельского университета. п. 220. ИСБН 978-0-300-06465-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Кэрол Делани, Авраам на суде: социальное наследие библейского мифа, Princeton University Press, 2000, стр.120.
- ^ М. Анварул Ислам и Заид Ф. Аль-Хамад (2007). «Купол Скалы: происхождение восьмиугольного плана». Ежеквартальный журнал исследований Палестины . 139 (2): 109–128. дои : 10.1179/003103207x194145 . ISSN 0031-0328 . S2CID 162578242 .
- ^ Jump up to: а б с д Раббат, Насер (1989). Олег Грабарь (ред.). «Значение Купола Скалы Омейядов» (PDF) . Мукарнас . 6 . Лейден: Э. Дж. Брилл: 12–21 [13–14]. дои : 10.2307/1602276 . JSTOR 1602276 . Архивировано из оригинала (PDF) 31 мая 2021 года . Проверено 20 марта 2021 г.
- ^ Голдберг, Джеффри (29 января 2001 г.). «Подарок Арафата» . Житель Нью-Йорка . Архивировано из оригинала 14 июля 2015 года . Проверено 11 июля 2015 г.
- ^ «Всемирное наследие ЮНЕСКО» . Архивировано из оригинала 4 августа 2017 года . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Запись 1986 года , с. 299.
- ^ «Чертежи исламских зданий: Купол Скалы, Иерусалим» . Музей Виктории и Альберта . Архивировано из оригинала 9 марта 2009 года.
До 1833 года Купол Скалы не измерялся и не рисовался; по словам Виктора фон Хагена , «ни один архитектор никогда не делал набросков его архитектуры, ни один антиквар не прослеживал его внутренний дизайн...» Однако 13 ноября того же года Фредерик Катервуд переоделся египетским офицером и сопровождался египетским слугой. проявив большое мужество и уверенность», вошел в здания мечети со своими чертежными материалами... «В течение шести недель я продолжал исследовать каждую часть мечети и ее территорию». Таким образом, Катервуд произвел первое полное обследование Купола Скалы и проложил путь многим другим художникам последующих лет, таким как Уильям Харви , Эрнест Ричмонд и Карл Фридрих Генрих Вернер .
- ^ Jump up to: а б с д «Купол Скалы» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 15 июня 2008 года . Проверено 4 апреля 2012 г.
- ^ Купол Скалы . Стекло Сталь и Камень. Архивировано 11 мая 2013 года в Wayback Machine.
- ^ Роберт Шик, Археология и Коран , Энциклопедия Корана.
- ^ Jump up to: а б с «Кубба аль-Сахра» . АрхНет . Архивировано из оригинала 14 августа 2019 года . Проверено 8 апреля 2020 г.
- ↑ Палестина: Масджид аль-Акса: Купол Скалы . Архивировано 15 января 2019 г. на Wayback Machine , на сайте CatholicLandmarks.com, по состоянию на 18 февраля 2019 г.
- ^ Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Элия Капитолина». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 256. Лестер Л. Граббе (2010). Введение в иудаизм Второго Храма: история и религия евреев во времена Неемии, Маккавеев, Гиллеля и Иисуса. А&С Черный. п. 29.
- ^ Дэвидсон, Линда Кей и Дэвид Мартин Гитлиц Паломничество: от Ганга до Грейсленда: энциклопедия, том 1, ABC-CLIO, Inc, Санта-Барбара, Калифорния, 2002, стр. 274.
- ^ «Юлиан задумал восстановить за непомерные деньги гордый Храм однажды в Иерусалиме и поручил эту задачу Алипию Антиохийскому . Алипий энергично приступил к работе, и его поддержал губернатор провинции, когда вырвались страшные огненные шары возле фундамента, продолжали свои атаки, пока рабочие после неоднократных ожогов не смогли больше приблизиться, и он отказался от попытки». Аммиан Марцеллин , Res Gestae , 23.1.2–3.
- ^ Дэн Бахат (1996). Иллюстрированный атлас Иерусалима . Карта. п. 71 . ISBN 9789652203489 .
- ^ Якуб из Сирии (Кааб аль-Ахбар) Последняя еврейская попытка создать комитет исламского лидерства по историческим исследованиям в исламе и иудаизме, © 2004–2012, по состоянию на июль 2013 г. Архивировано 13 мая 2015 г. в Wayback Machine. «Он продолжал следить за раввинизмом». такая традиция, что более поздние исламские историки задавались вопросом, «обращался» ли он когда-либо в ислам».
- ^ Коэн, Гилель (1 января 2017 г.). «Храмовая гора/Аль-Акса в сионистском и палестинском национальном сознании» . Обзор израильских исследований . 32 (1): 1–19. дои : 10.3167/isr.2017.320102 . ISSN 2159-0370 .
Встреча между евреями и мусульманами на Храмовой горе/Аль-Аксе началась на заре ислама и продолжается по сей день. Все началось со смеси сотрудничества и конкуренции; еврей, принявший ислам, Кааб аль-Ахбар, привел халифа Умара к месту строительства Храма.
- ^ Бен-Дов, М. Исторический атлас Иерусалима . Перевод Дэвида Лувиша. Нью-Йорк: Континуум, 2002, с. 171
- ^ Селл 1999 , с. 45.
- ^ Элад 1999 , с. 44–45, примечания 98–99.
- ^ Неджипоглу 2008 , с. 22.
- ^ Шейла Блэр, «Какова дата Купола Скалы?» в Дж. Раби и Дж. Джонсе (ред.), «Байт Аль-Макдис: Иерусалим Абд аль-Малика», 1992, Часть 1, Oxford University Press: Оксфорд (Великобритания), стр. 59–87.
- ^ Вогуэ 1864 , с. 85 .
- ^ Олег Грабарь: Значение Купола Скалы.
- ^ Буссе, Гериберт (1991). «Об истории и интерпретации ранних исламских зданий Харам в Иерусалиме». Журнал Немецкой палестинской ассоциации (на немецком языке). 107 : 144–154. JSTOR 27931418 .
- ^ Jump up to: а б с Гил 1997 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б Ричард Эттингхаузен; Олег Грабарь; Мэрилин Дженкинс (2001). Исламское искусство и архитектура 650–1250 гг . Издательство Йельского университета. п. 20. ISBN 978-0-300-08869-4 .
- ^ Ласснер 2006 , с. 176.
- ^ Jump up to: а б с Джонс 2003 , стр. 425–426.
- ^ Jump up to: а б с Хоутинг 2000 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б Гойтейн, Шеломо Дов (1950). «Историческая подоплека возведения Купола Скалы». Журнал Американского восточного общества . 70 (2): 104–108. дои : 10.2307/595539 . JSTOR 595539 .
- ^ Ахмед, А.С.; Сонн, Т. (2010). Справочник SAGE по исламским исследованиям . Публикации SAGE. стр. 229–230. ISBN 978-1-4739-7168-4 .
Вопросы визуального доминирования и преобразования были одними из важных факторов при строительстве старейшего сохранившегося исламского памятника — Купола Скалы в Иерусалиме.
- ^ Амиран, DHK; Арье, Э.; Теркотт, Т. (1994). «Землетрясения в Израиле и прилегающих территориях: макросейсмические наблюдения с 100 г. до н.э.». Израильский журнал исследований . 44 (3/4): 260–305 [267]. JSTOR 27926357 .
- ^ Неджипоглу 2008 , с. 31.
- ^ «Землетрясение 1033 года н.э.» . archpark.org.il . Иерусалимский археологический парк. Архивировано из оригинала 26 мая 2023 года . Проверено 22 июня 2022 г.
- ^ Старк, Родни. Божьи батальоны; Дело в пользу крестовых походов . Харпер Коллинз, Нью-Йорк, 2009 г., стр. 84–85.
- ^ Архитектура итальянского Возрождения, Джейкоб Буркхардт, Питер Мюррей, Джеймс К. Палмес, University of Chicago Press, 1986, стр. 81
- ^ Неджипоглу 2011 , стр. 225, 278.
- ^ Запись 2006 г. , с. 191.
- ^ Хилленбранд 2000 , стр. 2, 8.
- ^ Гудвин 1971 , с. 291, 485 (см. примечание 18).
- ^ Карсвелл 2006 , с. 73.
- ^ Нечипоглу, Гюльру (1990). «От международного Тимурида к Османской империи: изменение вкуса керамической плитки шестнадцатого века» . Мукарнас . 7 : 137. дои : 10.2307/1523126 . ISSN 0732-2992 . JSTOR 1523126 .
- ^ Хилленбранд 2000 , с. 8.
- ^ Прюитт, Дженнифер А. (2020). Строительство халифата: строительство, разрушение и сектантская идентичность в ранней фатимидской архитектуре . Издательство Йельского университета. п. 147. ИСБН 978-0-300-24682-7 .
- ^ Запись 2006 г. , с. 200.
- ^ Клермон-Ганно 1899 , с. 179 .
- ^ Сен-Лоран, Беатрис; Ридлмайер, Андраш (1993). «Реставрация Иерусалима и Купола Скалы и их политическое значение, 1537–1928 гг.» (PDF) . В Неджипоглу, Гюльру (ред.). Мукарнас . Том. 10: Очерки в честь Олега Грабаря. Лейден: Брилл. стр. 76–84. дои : 10.2307/1523174 . JSTOR 1523174 . Архивировано из оригинала (PDF) 24 марта 2017 года . Проверено 23 марта 2017 г.
- ^ Площадь Палестины (11 июля 2016 г.). «И земля двинулась вперед: вспоминая Иерихонское землетрясение 1927 года» . Институт палестинских исследований (IPS) . Проверено 8 апреля 2020 г.
- ^ «Письмо из Иерусалима: борьба за священную территорию Сандры Шам» . Археология.орг. Архивировано из оригинала 19 января 2012 года . Проверено 4 апреля 2012 г.
- ^ Лоран, Беатрис Стр.; Ридльмайер, Андрас (1993). «Восстановление Иерусалима и Купола Скалы и их политическое значение, 1537-1928» . Мукарнас . 10 : 76–84. дои : 10.2307/1523174 . ISSN 0732-2992 . JSTOR 1523174 .
- ^ «Хашимитская реставрация исламских святых мест в Иерусалиме» . Kinghussein.gov.jo . Архивировано из оригинала 23 февраля 2008 года . Проверено 4 апреля 2012 г.
- ↑ Святые места Иерусалима и мирный процесс. Архивировано 5 октября 2006 года в Wayback Machine. Маршалл Дж. Брегер и Томас А. Идинопулос, Вашингтонский институт ближневосточной политики , 1998.
- ^ Браунинг, Ной (15 августа 2012 г.). «Палестинцы стекаются в Иерусалим, поскольку израильские ограничения ослабляются – Yahoo! News» . Новости.yahoo.com. Архивировано из оригинала 18 августа 2012 года . Проверено 31 октября 2012 г.
- ^ Животофский. «Царь Июн: Хар ха-Баит – ОУ Тора» . ОУ Тора . Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 16 ноября 2015 г.
- ^ Босворт, Клиффорд Эдмунд (ред.). «Исторические города исламского мира», с. 226.
- ^ Брасуэлл, Г. Ислам – его пророки, люди, политика и власть . Нэшвилл, Теннесси: Издательство Broadman and Holman Publishers. 1996. с. 14
- ^ Али, А. Священный Коран – перевод и комментарии . Бронкс, Нью-Йорк: Международный центр исламской пропаганды. 1946. стр. 1625–31.
- ^ «Ме'радж – Ночное Вознесение» . Аль-ислам.орг. 27 сентября 2012 г. Архивировано из оригинала 14 ноября 2012 г. Проверено 31 октября 2012 г.
- ^ «Статья Мерадж» . Дуас.орг. Архивировано из оригинала 25 октября 2012 года . Проверено 31 октября 2012 г.
- ^ Танхума Кедошим 10
- ^ Бьюкенен, Аллен (2004). Государства, нации и границы: этика установления границ . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-52575-6 .
- ^ Раиса (30 июля 2014 г.). « План краудфандинга «Третьего храма» направлен на перенос Купола Скалы в Иерусалим» (текст) . The Stream – Аль-Джазира на английском языке . Проверено 25 ноября 2017 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Стивен Спектор, Евангелисты и Израиль: история американского христианского сионизма , Oxford University Press, 2008, стр. 202.
- ↑ Эндрю Эсенстен, уроженец США, кандидат в Кнессет Джереми Гимпель и его «шутка о Куполе Скалы». Архивировано 20 января 2013 года в Wayback Machine , Гаарец , 20 января 2013 года.
- ^ Jump up to: а б Буркхардт, Джейкоб (1986). Питер Мюррей (ред.). Архитектура итальянского Возрождения . Перевод Джеймса К. Палмеса. Издательство Чикагского университета. п. 81. ИСБН 0226080498 .
Цитируемые работы
- Кресвелл, KAC (1924). Происхождение плана Купола Скалы (2 тома) . Лондон: Британская школа археологии в Иерусалиме. OCLC 5862604 .
- Петерсон, Эндрю (1994). Словарь исламской архитектуры . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-06084-2
- Брасвелл, Г. (1996). Ислам – его пророки, люди, политика и власть . Нэшвилл, Теннесси: Издательство Broadman and Holman Publishers.
- Карсуэлл, Джон (2006). Изникская керамика (Второе изд.). Издательство Британского музея. ISBN 9780714124414 .
- Клермон-Ганно, Шарль (1899). «Глава VIII Куббет эс Сахра» . Археологические исследования в Палестине в 1873–1874 годах . Том. 1. Лондон: Комитет Фонда исследования Палестины. стр. 179–227.
- Элад, Амикам (1999). Средневековый Иерусалим и исламское поклонение: святые места, церемонии, паломничество (2-е изд.). Лейден: Брилл. ISBN 90-04-10010-5 .
- Гил, Моше (1997). История Палестины, 634–1099 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-59984-9 . Архивировано из оригинала 6 марта 2017 года . Проверено 30 августа 2017 г.
- Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры . Темза и Гудзон. ISBN 0-500-27429-0 .
- Грабарь, О. (1986). «Куббат аш-Шахра» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Льюис, Б. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том V: Кхе-Махи . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 298–299. ISBN 978-90-04-07819-2 .
- Грабарь, Олег (2006). Купол Скалы . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press. ISBN 978-0-674-02313-0 .
- Хоутинг, Джеральд Р. (2000). Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661–750 гг. Н. Э. (Второе изд.). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-24072-7 .
- Хилленбранд, Роберт (2000). «Введение: Структура, стиль и контекст памятников Османского Иерусалима». В Олде, Сильвия Дж.; Хилленбранд, Роберт (ред.). Османский Иерусалим. Живой город: 1517-1917 . Лондон: Альтажирский мир ислама. стр. 21, ил. XXIX. ISBN 1901435032 . Проверено 23 июня 2024 г. - через academia.edu.
- Джонс, Джереми (январь 2003 г.). «Археология и история ислама: первые семьдесят лет». Журнал экономической и социальной истории Востока . 46 (4): 411–436. дои : 10.1163/156852003772914848 .
- Ласснер, Джейкоб (2006). «Мусульмане о святости Иерусалима: предварительные мысли о поиске концептуальных рамок». Иерусалимские исследования арабского языка и ислама . 31 : 176.
- Неджипоглу, Гюльру (2008). «Купол Скалы как палимпсест: грандиозное повествование Абд аль-Малика и глоссы султана Сулеймана». В Неджипоглу, Гюльру; Бейли, Джулия (ред.). Мукарнас: Ежегодник визуальной культуры исламского мира . Том. 25. Лейден: Брилл. стр. 17–105. ISBN 978-900417327-9 . Проверено 16 июля 2020 г.
- Нечипоглу, Гюльру (2011) [2005]. Эпоха Синана: архитектурная культура в Османской империи (пересмотренная ред.). Книги реакции. ISBN 9781861892539 .
- Али, А. (1946). Священный Коран – перевод и комментарии . Бронкс, Нью-Йорк: Международный центр исламской пропаганды.
- Ислам, М. Анварул; Аль-Хамад, Заид (2007). «Купол Скалы: происхождение восьмиугольного плана». Ежеквартальный журнал исследований Палестины . 139 (2): 109–128. дои : 10.1179/003103207x194145 . S2CID 162578242 .
- Кристоф Люксенберг: Переосмысление арабской надписи на Куполе Скалы в Иерусалиме. В: Карл-Хайнц Олиг / Герд-Р. Пуин (ред.): Темное начало. Новое исследование возникновения и ранней истории ислама , Берлин (Verlag Hans Schiler), 2005, стр. 124–147. Английская версия: «Новая интерпретация арабской надписи на Куполе скалы в Иерусалиме». В: Карл-Хайнц Олиг / Герд-Р. Пуин (ред.): Скрытые истоки ислама: новые исследования его ранней истории , Амхерст, Нью-Йорк (Prometheus Books), 2010 г.
- Вогюэ, Мельхиор де (1864). Иерусалимский храм: монография Харам-эх-Шериф, за которой следует очерк топографии Священного города (на французском языке). Париж: Нобле и Бодри.
Дальнейшее чтение
- Флуд, Финбарр Б. (2000). «Османские окна в Куполе Скалы и мечети Аль-Акса» (PDF) . В Олде, Сильвия; Хилленбранд, Роберт (ред.). Османский Иерусалим: Живой город: 1517–1917 гг . Том. 1. Лондон: Альтажирский мир исламского фонда. стр. 431–463. ISBN 978-1-901435-03-0 .
- Кесслер, Кристель (1964). «Над потолком внешнего амбулатории Купола Скалы в Иерусалиме». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 96 (3/4): 83–94. дои : 10.1017/S0035869X00123111 . JSTOR 25202759 . S2CID 163146618 .
- Кесслер, Кристель (1970). « Надпись Абд аль-Малика на Куполе Скалы: пересмотр». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 102 (1): 2–14. дои : 10.1017/S0035869X00127947 . JSTOR 25203167 . S2CID 162711475 .
- Ричмонд, Эрнест Тэтэм (1924). Купол Скалы в Иерусалиме: описание его строения и убранства . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Сен-Лоран, Беатрис (1998). «Купол Скалы и политика реставрации» . Обзор Бриджуотера . 17 (2): 14–20.
Внешние ссылки
- «Кубба аль-Сахра, Иерусалим» . Цифровой архив Archnet.
- Купола Скалы Священные места
- Купол Скалы в Иерусалиме Шедевры исламской архитектуры
- Окс, Кристоф (2010). «Купол Скалы» . Библедекс в Израиле . Брэди Харан из Ноттингемского университета .
- Аллен, Терри (2014). «Мраморная облицовка опор Купола Скалы» . Запад, Калифорния: Solipsist Press . Проверено 26 марта 2017 г.
- Здания мечети с куполами
- Мечети VII века
- Арабская архитектура
- Замки и укрепления тамплиеров
- Исламская архитектура
- Ислам в Иерусалиме
- Восьмиугольные здания
- Святыни в Иерусалиме
- Храмовая гора
- Укладка плитки
- Архитектура Омейядов в Государстве Палестина
- Войти в рай живым
- Заведения VII века в халифате Омейядов
- 691 заведение
- Религиозные здания и сооружения, построенные в 690-х годах.
- Национальные символы Государства Палестина