Ибн аль-Ашас
Ибн аль-Ашас | |
---|---|
Родное имя | Абдул Рахман бин Мухаммад бин Аль-Ашас |
Умер | 704 Руххадж |
Верность | Омейядский халифат |
Лет службы | 680–700 |
Битвы/войны |
|
Отношения |
|
Абд ар-Рахман ибн Мухаммад ибн аль-Ашас ( араб . Абд ар-Рахман ибн Мухаммад ибн аль-Ашас , латинизированный : Абд ар-Рахман ибн Мухаммад ибн аль-Ашас ; умер в 704 г.), широко известный как Ибн аль -Ашас в честь своего деда , [ 1 ] был выдающимся арабским дворянином и военачальником во времена Омейядского халифата , наиболее известен тем, что возглавил неудавшееся восстание против омейядского наместника востока аль-Хаджаджа ибн Юсуфа в 700–703 годах.
Ибн аль-Ашас был потомком знатной семьи племени Кинда поселившегося в арабском гарнизонном городе Куфа , в Ираке . Он играл второстепенную роль во Второй Фитне (680–692), а затем занимал пост губернатора Рэя . После назначения аль-Хаджаджа губернатором Ирака и восточных провинций Халифата в 694 году отношения между аль-Хаджаджем и иракской племенной знатью быстро обострились, поскольку политика базирующегося в Сирии режима Омейядов была направлена на сокращение численности иракцев. ' привилегии и статус. Тем не менее, в 699 году аль-Хаджадж назначил Ибн аль-Ашаса командующим огромной иракской армией, так называемой «Армией павлина», чтобы подчинить беспокойное княжество Забулистан , правитель которого Зунбиль энергично сопротивлялся арабской экспансии. . В 700 году властное поведение аль-Хаджаджа вызвало восстание Ибн аль-Ашаса и армии. Заключив соглашение с Зунбилем, армия двинулась обратно в Ирак. По пути мятеж против аль-Хаджаджа перерос в полноценный антиомейядский мятеж и приобрел религиозную окраску.
Аль-Хаджадж сначала отступил перед превосходящими силами повстанцев, но быстро победил и вытеснил их из Басры . Тем не менее повстанцы захватили Куфу, куда начали стекаться сторонники. Восстание получило широкую поддержку среди тех, кто был недовольен режимом Омейядов, особенно среди религиозных фанатиков, известных как Курра (« читатели Корана »). Халиф Абд аль-Малик пытался обсудить условия, включая увольнение аль-Хаджаджа, но сторонники жесткой линии среди руководства повстанцев оказали давление на Ибн аль-Ашаса, чтобы тот отклонил условия халифа. В последующей битве при Дайр-эль-Джамаджиме повстанческая армия потерпела решительное поражение от сирийских войск аль-Хаджаджа. Аль-Хаджадж преследовал выживших, которые под командованием Ибн аль-Ашаса бежали на восток. Большая часть повстанцев была захвачена правителем Хорасана , а сам Ибн аль-Ашас бежал в Забулистан. Его судьба неясна, поскольку некоторые источники утверждают, что Зунбил казнил его после того, как аль-Хаджадж потребовал его сдачи, в то время как большинство источников утверждают, что он покончил жизнь самоубийством, чтобы не быть переданным своим врагам.
Подавление восстания Ибн аль-Ашаса ознаменовало конец власти племенной знати Ирака, которая отныне перешла под прямой контроль стойко лояльных сирийских войск режима Омейядов. Более поздние восстания под руководством Язида ибн аль-Мухаллаба в 720 году и Зайда ибн Али в 740 году также потерпели неудачу, и только после успеха революции Аббасидов сирийское господство в Ираке было сломлено.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Происхождение и семья
[ редактировать ]Абд ар-Рахман ибн Мухаммад ибн аль-Ашас был членом знатной семьи из племени Кинда в Хадрамауте в восточном Йемене . [ 2 ] [ 3 ] Его дед, Ма'дикариб ибн Кайс, более известный под своим прозвищем аль-Ашас ( букв. « Он с растрепанными волосами » ), был важным вождем, который подчинился Мухаммеду , но восстал во время войн Ридда . Потерпев поражение, аль-Ашас, тем не менее, был помилован и женился на халифа Абу Бакра , Умм Фарве, которая стала его главной женой. сестре [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] Он продолжал участвовать в решающих сражениях первых мусульманских завоеваний , Ярмука и Кадисии , и занимал посты губернатора в недавно завоеванной провинции Адхарбайджан . [ 2 ] [ 4 ] [ 6 ] Его роль в переговорах в битве при Сиффине привела к его широкому осуждению в более поздних источниках, в основном прошиитских , за то, что он убедил Али отказаться от своего военного преимущества и подчиниться арбитражу, который в конечном итоге подорвал его положение. Реальные события остаются неясными, но хотя аль-Ашас также был близок к соперникам Али из Омейядов - две его дочери вышли замуж за дом Омейядов. [ 7 ] — он, тем не менее, остался верен Али, и другая дочь вышла замуж за сына Али аль-Хасана . [ 2 ] [ 8 ] Позже Аль-Ашас возглавил квартал Киндитов в гарнизонном городе Куфа , где и умер в 661 году. [ 2 ] [ 4 ]
Отец Ибн аль-Ашаса, Мухаммад (сын Умм Фарвы [ 2 ] ) был менее выдающимся, неудачно прослужил на посту омейядского губернатора Табаристана и участвовал во Второй Фитне как сторонник антиомейядского мятежника Ибн аз-Зубайра , убитого в 686/7 году в кампании , которая свергла про-Омейядов Лидер шиитских повстанцев Мухтар аль-Сакафи . Как и его отец в Сиффине, прошиитские источники очерняют его за его неоднозначную роль в битве при Кербеле в 680 году, считая его ответственным за аресты Муслима ибн Акиля и Хани ибн Урва , видных сторонников сына Али, Аль -Хусейн . [ 7 ] [ 9 ]
Мать Ибн аль-Ашаса, Умм Амр, была дочерью вождя южноарабского племени Саида ибн Кайса аль-Хамдани . [ 3 ] У Ибн аль-Ашаса было четыре брата: Исхак, Касим, Саббах и Исмаил, из которых первые трое также участвовали в кампаниях в Табаристане. [ 10 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]
По словам историка X века ат-Табари , юный Ибн аль-Ашас сопровождал своего отца и участвовал в его политической деятельности: в 680 году он помог арестовать Муслима ибн Акиля. [ 3 ] [ 11 ] В 686/7 году он сражался под командованием губернатора Омейядов Мусаба ибн аз-Зубайра против Мухтара в кампании, в которой его отец был убит. [ 3 ] [ 12 ] После того, как Мухтар был убит во время боя вместе с другим куфанским ашрафом (арабской племенной знатью), служившим под началом Мусаба, Ибн аль-Ашас призвал казнить последователей Мухтара, которые забаррикадировались во дворце губернатора в Куфе. Это было сделано не только для того, чтобы отомстить за потерю своих родственников во время кампании, но и из-за глубоко укоренившейся враждебности ашрафов к неарабам, принявшим ислам ( мавали ), которые составляли основную часть сторонников Мухтара. В результате было казнено около 6000 людей Мухтара. [ 3 ] [ 13 ]
Ибн аль-Ашас исчезает из записей в течение следующих нескольких лет, но после того, как Мусаб потерпел поражение и был убит халифом Омейядов Абд аль-Маликом ибн Марваном в битве при Маскине в октябре 691 года, он, как и другие последователи Мусаб перешел на сторону Омейядов. [ 3 ] В начале 692 года он участвовал в походе против хариджитов- азарика в аль-Ахвазе во главе 5000 куфанского войска. После того, как хариджиты потерпели поражение, он занял пост губернатора Рея . [ 3 ] [ 14 ] [ 15 ]
Экспедиция против Шабиба аль-Шайбани
[ редактировать ]В 694 году Абд аль-Малик назначил доверенного и способного аль-Хаджаджа ибн Юсуфа новым губернатором Ирака . В 697 году его полномочия были расширены и охватили весь восточный Халифат, включая Хорасан и Систан (Сиджистан), что фактически сделало его наместником половины царства Омейядов. [ 16 ] [ 17 ] Этот пост имел особую политическую чувствительность из-за долгой истории хариджизма и политического инакомыслия в Ираке. Это особенно имело место в родном городе Ибн аль-Ашаса, Куфе, где проживали люди почти всех арабских племен, но также и многие из тех, кто нежелателен в других местах, например, побежденные в войнах Ридда. Хотя он доминировал на плодородных землях Савада , многие из последних были переданы Омейядами принцам династии, в то время как среднестатистическому куфану давали — все более незначительные — участки земли в качестве награды за военную службу. Наконец, куфаны в значительной степени остались без трофеев завоеваний на востоке; именно басранцы получили львиную долю, захватив гораздо более обширные и богатые территории, такие как Хорасан или Синд , в то время как куфанам остались горы Джибала и центральная Персия в качестве единственных владений их города. [ 18 ]
В конце 695 года аль-Хаджадж поручил Ибн аль-Ашасу 6000 всадников и кампанию против хариджитских повстанцев под командованием Шабиба ибн Язида аль-Шайбани . Хотя хариджитов насчитывалось всего несколько сотен, они воспользовались тактическим мастерством Шабиба и разгромили всех командиров Омейядов, посланных против них до сих пор. [ 3 ] [ 19 ] По совету генерала аль-Джазла Усмана ибн Саида аль-Кинди, который ранее потерпел поражение от Шабиба, [ 20 ] Ибн аль-Ашас преследовал хариджитов, но проявил большую осторожность, чтобы не попасть в ловушку. Примечательно, что каждую ночь он рыл траншею вокруг своего лагеря, тем самым срывая планы Шабиба начать внезапную ночную атаку. Не сумев застать Ибн аль-Ашаса врасплох, Шабиб вместо этого решил измотать своих преследователей, отступив перед ними в бесплодную и негостеприимную местность, ожидая, пока они их догонят, и снова отступив. [ 21 ] [ 22 ]
В результате губернатор аль-Мадаина Усман ибн Катан написал аль-Хаджаджу, критикуя руководство Ибн аль-Ашаса как робкое и неэффективное. Аль-Хаджадж в ответ отдал командование Усману, но когда последний напал на Шабиб 20 марта 696 г., правительственная армия потерпела тяжелое поражение, потеряв около 900 человек и сбежав в Куфу. Сам Усман был убит, а Ибн аль-Ашас, потерявший коня, сумел с помощью друга бежать и дошел до Куфы. Опасаясь репрессий за поражение от аль-Хаджаджа, он продолжал скрываться до тех пор, пока губернатор Ирака не даровал ему помилование. [ 3 ] [ 23 ]
Соперничество с аль-Хаджаджем
[ редактировать ]Несмотря на эту неудачу, отношения между Ибн аль-Ашасом и аль-Хаджаджем поначалу были дружескими, и сын аль-Хаджаджа женился на одной из сестер Ибн аль-Ашаса. [ 3 ] Однако постепенно эти двое мужчин отдалились. Источники связывают это с чрезмерной гордостью Ибн аль-Ашаса как одного из выдающихся ашрафов и его стремлением к лидерству: аль-Масуди сообщает, что он принял титул насир аль-муминин («Помощник Верующие»), это неявный вызов Омейядам, которых считали ложными верующими. [ 3 ] Кроме того, он утверждал, что он Кахтани , мессианская фигура в южноарабской племенной традиции («Ямани»), которая, как ожидалось, приведет их к господству. [ 3 ]
Притязания Ибн аль-Ашаса раздражали аль-Хаджаджа, чьи враждебные замечания, такие как «Посмотрите, как он ходит! Как бы мне хотелось отрубить ему голову!», были переданы Ибн аль-Ашасу и послужили углублению их неприязнь к откровенной взаимной ненависти. [ 3 ] Ат-Табари предположил, что аль-Хаджадж полагался на страх, который он внушал, чтобы держать Ибн аль-Ашаса под контролем. [ 24 ] С другой стороны, современные ученые считают, что изображение огромной личной вражды между двумя мужчинами, вероятно, преувеличено. [ 24 ] Таким образом, историк Лаура Вечча Вальери объяснила эти сообщения тенденцией арабских источников «объяснять исторические события происшествиями, касающимися людей», а не отражать реальные отношения между двумя мужчинами, особенно с учетом того факта, что Ибн аль-Ашас добросовестно служил аль-Хаджаджу на нескольких должностях, кульминацией которых стало его назначение возглавить крупную кампанию в Систане. [ 24 ]
Бунт
[ редактировать ]Систанская кампания
[ редактировать ]В 698/9 году омейядский губернатор Систана Убайд Аллах ибн Аби Бакра потерпел жестокое поражение от полунезависимого правителя Забулистана , известного как Зунбиль . Зунбиль втянул арабов вглубь своей страны и отрезал их, так что им удалось выбраться лишь с большим трудом, понеся большие потери (особенно среди куфанского контингента), заплатив выкуп и оставив заложников для их благополучного отбытия. [ 3 ] [ 25 ] [ 26 ]
Разъяренный этой неудачей, аль-Хаджадж собрал иракскую армию из Басры и Куфы, чтобы направить ее против Зунбиля. [ 27 ] В армию численностью 20 000 человек входили многие представители самых именитых семей двух гарнизонных городов. [ 28 ] То ли из-за великолепия своего снаряжения, то ли как намек на то, что историк Г. Р. Хоутинг называет «гордой и надменной манерой куфанских солдат и ашрафов, составлявших ее», эта армия вошла в историю как «Армия Павлина» ( джайш ат-тававис ). Аль-Хаджадж последовательно назначил командовать им двух разных генералов, прежде чем вместо этого он назначил Ибн аль-Ашаса. [ 29 ] [ 27 ] [ 30 ] Источники сообщают, что ввиду их плохих отношений это назначение стало для многих неожиданностью; дядя Ибн аль-Ашаса даже подошел к аль-Хаджаджу и предположил, что его племянник может восстать, но аль-Хаджадж не отменил свое назначение. [ 31 ]
Неясно, присоединился ли сам Ибн аль-Ашас к армии с самого начала или, согласно альтернативной традиции, его изначально отправили в Кирман, чтобы наказать местного лидера Химьяна ибн Ади аль-Садуси, который отказался помочь правителям Систана и Макрана . Другая версия предполагает, что его послали сражаться с хариджитами. [ 31 ] [ 32 ] Историк А. А. Диксон высказал мнение, что рассказ Ибн А'сама 9-го века , согласно которому Ибн аль-Ашас и Армия Павлина подавили мятеж аль-Садуси на пути на восток, может быть предпочтительнее, поскольку он, по-видимому, примиряет расходящиеся отчеты. [ 32 ]
Приняв в 699 году руководство армией, Ибн аль-Ашас повел ее к Систану, где объединил местные войска ( мукатила ) с Армией Павлина. Сообщается, что к нему также присоединился контингент из Табаристана. [ 31 ] [ 33 ] Столкнувшись с таким грозным врагом, Зунбил предпринял мирные предложения. Ибн аль-Ашас отверг их и — в отличие от прямого нападения своего предшественника — начал систематическую кампанию, чтобы сначала обезопасить низины, окружающие горное сердце королевства Зунбиль: он основал оперативную базу в Бусте и медленно и методично стали захватывать деревни и крепости одну за другой, устанавливая в них гарнизоны и связывая их гонцами. Набег его брата вверх по реке Аргандаб показал, что Зунбил вывел свои войска, оставив после себя только стариков и трупы экспедиции Ибн Аби Бакры. Затем Ибн аль-Ашас отступил в Бюст, чтобы провести зиму 699/700 года и дать возможность своим войскам акклиматизироваться к незнакомым условиям этого района. [ 31 ] [ 34 ] [ 28 ]
Вспышка восстания
[ редактировать ]Как только аль-Хаджадж получил сообщения от Ибн аль-Ашаса, информирующие его о перерыве в операциях, он ответил тем, что Векча Валььери описал как «серию высокомерных и оскорбительных сообщений, приказывающих ему проникнуть в самое сердце Забулистана и там сразиться с враг смерти». В противном случае аль-Хаджадж грозил отдать командование брату Ибн аль-Ашаса, а самого Ибн аль-Ашаса понизить до звания рядового солдата. [ 31 ] [ 35 ]
«Мы не будем подчиняться врагу Божьему, который, как фараон, принуждает нас к самым дальним походам и держит нас здесь, чтобы мы никогда не могли увидеть наших жен и детей; выгода всегда его; если мы победим, завоеванная земля будет его; если мы погибнем, то он избавится от нас».
Ответ солдат Ибн аль-Ашасу относительно приказа аль-Хаджаджа [ 36 ]
Оскорбленный намеками на трусость, Ибн аль-Ашас созвал собрание руководства армии, на котором сообщил им о приказе аль-Хаджаджа о немедленном наступлении и своем решении отказаться подчиниться. Затем он подошел к собравшимся войскам и повторил инструкции аль-Хаджаджа, призывая их решить, что следует делать. Согласно другой версии событий, переданной историками IX века Баладхури и Ибн А'самом, чтобы оказать давление на своих командиров, Ибн аль-Ашас также сфабриковал письмо аль-Хаджаджа, приказывающее ему уволить или казнить некоторых из их. Как отмечают современные историки, «необходимо было небольшое обострение» (Диксон). «Перспективы долгой и трудной кампании так далеко от Ирака» (Хотинг) в сочетании с существующим недовольством жесткой администрацией аль-Хаджаджа было достаточно, чтобы настроить войска против губернатора Ирака. Собравшаяся армия осудила аль-Хаджаджа, объявив его свергнутым, и вместо этого присягнула Ибн аль-Ашасу. [ 31 ] [ 37 ] [ 38 ] Диксон далее указывает, что первыми из командиров, присягнувших на верность Ибн аль-Ашасу, как известно, были сторонники шиитов из Куфы, которые участвовали в восстании Мухтара. [ 39 ] Однако братья Ибн аль-Ашаса, а также губернатор Хорасана аль-Мухаллаб ибн Аби Суфра отказались присоединиться к восстанию. [ 40 ]
После этого открытого восстания Ибн аль-Ашас поспешно заключил соглашение с Зунбилем, согласно которому, если он одержит победу в предстоящем конфликте с аль-Хаджаджем, он будет щедро обращаться с Зунбилем, а в случае его поражения Зунбиль будет предоставить убежище. [ 31 ] [ 41 ] Обезопасив свой тыл, Ибн аль-Ашас оставил губернаторов ( амилов ) в Бусте и Зарандже , а его армия двинулась в обратный путь в Ирак, набрав больше солдат из Куфы и Басры, которые были размещены в качестве гарнизонов вдоль реки. способ. [ 31 ] [ 41 ] [ 42 ] Источники расходятся во мнениях относительно хронологии и продолжительности восстания: одна традиция утверждает, что восстание началось в 81 г. хиджры (700/1 г. н. э.), с вторжением в Ирак в 82 г. хиджры (701 г. н. э.) и окончательным подавлением. восстания в 83 г. хиджры (702 г. н.э.), в то время как другая традиция переносит все события на год позже. Современные ученые в целом отдают предпочтение первой интерпретации. [ 33 ]
К тому времени, когда армия достигла Фарса , стало ясно, что свержение аль-Хаджаджа невозможно без свержения также халифа Абд аль-Малика, и восстание переросло из мятежа в полномасштабное восстание против Омейядов, когда войска возобновляют присягу ( байат ) Ибн аль-Ашасу. [ 31 ] [ 42 ] [ 43 ]
Мотивы и движущие силы восстания
[ редактировать ]Причины восстания стали источником многочисленных дискуссий и теорий среди современных ученых. Отходя от личных отношений между аль-Хаджаджем и Ибн аль-Ашасом, Альфред фон Кремер предположил, что восстание было связано с усилиями мавали обеспечить равные права с арабскими мусульманами, движением, которое уже привело к крупное восстание под руководством Мухтара. Этой точки зрения придерживались также современники фон Кремера Август Мюллер и Герлоф ван Влотен . [ 24 ] [ 44 ] Юлиус Велльхаузен отверг эту точку зрения как главную причину восстания, интерпретируя ее вместо этого как реакцию иракцев в целом и ашрафов в частности на базирующийся в Сирии режим Омейядов, представленный властными (и особенно низкородными) аль-Хаджадж. [ 24 ] [ 44 ] [ 45 ] Исторические источники ясно показывают, что аль-Хаджадж быстро стал непопулярным среди иракцев благодаря ряду мер, которые, по словам историка Хью Кеннеди , «[кажется] почти спровоцировали иракцев на восстание», таких как ввод сирийских войск – опора династии Омейядов — в Ирак, использование иракских войск в тяжелых и неблагодарных кампаниях против хариджитов и сокращение иракских войск. зарплата военнослужащих ( ата ) до уровня ниже зарплаты сирийских войск. [ 29 ] [ 46 ] [ 47 ] Реакция против аль-Хаджаджа как основного движущего фактора восстания была поддержана К. Э. Босвортом : также [ 44 ] в то время как А.А. Диксон подчеркивает, что Ибн аль-Ашас был «подходящим лидером», вокруг которого иракцы могли сплотиться, чтобы выразить свою оппозицию аль-Хаджаджу и свое недовольство репрессивным режимом Омейядов. [ 47 ]
И Векча Валььери, и Хоутинг подчеркивают, что анализ Велльхаузена игнорирует очевидный религиозный аспект восстания, особенно участие воинствующих фанатиков, известных как Курра (« читатели Корана »). [ 24 ] [ 48 ] Приверженность Курре объяснялась рядом причин: как иракцы, они разделяли недовольство аль-Хаджаджем, но как религиозные пуристы они также подозревали аль-Хаджаджа в незаинтересованности в религии и поддерживали более эгалитарное отношение к аль-Хаджаджу. мавали , в отличие от политики аль-Хаджаджа, направленной главным образом на получение от них доходов. [ 49 ] Кроме того, Диксон обращает внимание на прошлую принадлежность к шиитам некоторых ключевых фигур восстания Ибн аль-Ашаса: [ 50 ] а также тот факт, что в Ираке к восстанию присоединились другие этнические и религиозные группы, в частности, мурджиа , зутты месопотамских болот , асавира и тюркские саябиджи, клиенты племени Бану Тамим . [ 51 ] даже участие некоторых ибади -хариджитов. Зафиксировано [ 52 ] а также один из первых Кадари лидеров Мабад аль-Джухани . [ 53 ]
Хотя, по словам Хотинга, «религиозная полемика, используемая обеими сторонами [...], стереотипна, неспецифична и встречается в других контекстах», похоже, действительно имели место конкретные религиозные претензии, в частности, обвинения в том, что Омейяды пренебрегали ритуалом . молитва . Кажется, что восстание началось как простой мятеж против властного губернатора, который предъявил войскам невыполнимые требования, но, по крайней мере, к тому времени, когда армия достигла Фарса, появился религиозный элемент, представленный Куррой . Учитывая тесное переплетение религии и политики того времени, религиозный элемент быстро стал доминирующим, о чем свидетельствует разница между присягой, принесенной в начале восстания, и той, которой обменялись армия и Ибн аль-Ашас в Истахр в Фарсе. В то время как в первом Ибн аль-Ашас заявил о своем намерении «свергнуть аль-Хаджаджа, врага Бога», во втором он призывал своих людей «[защищать] Книгу Бога и Сунну Его Пророка». свергнуть заблуждающихся имамов , бороться с теми, кто уважает [кровь родственники Пророка ] как законные». [ 48 ] Первоначально направленное главным образом против личности аль-Хаджаджа, восстание к тому времени превратилось в «восстание против халифа и правления Омейядов в целом». [ 50 ]
Действительно, хотя Ибн аль-Ашас остался во главе восстания, Вечча Валььери предположил, что после этого «складывается впечатление, что [...] контроль над восстанием ускользнул из его рук», [ 24 ] или что, как прокомментировал Вельхаузен, «его подгоняли вопреки ему самому, и даже если бы он захотел, он не смог бы изгнать духов, которых он призвал. Это было похоже на то, как будто лавина хлынула вниз, сметая все на своем пути» . [ 42 ] Эта интерпретация подтверждается различной риторикой и действиями Ибн аль-Ашаса и его последователей, как сообщается в источниках: первый был готов и желал пойти на компромисс с Омейядами и продолжал сражаться только потому, что у него не было альтернативы, в то время как большая масса его последователей, движимая недовольством режимом Омейядов, выраженным в религиозных терминах, была гораздо более бескомпромиссной и готовой вести борьбу до самой смерти. [ 54 ] Сам Аль-Хаджадж, по-видимому, осознавал это различие: подавляя восстание, он помиловал курайшитов , сирийцев и многие другие арабские кланы, но казнил десятки тысяч мавали и зуттов, перешедших на сторону повстанцы. [ 55 ]
Помимо религиозных мотивов, современные ученые видят в восстании проявление интенсивного племенного раскола между северными арабскими и южными арабскими («ямани») племенными группами, преобладавшими в то время. [ 56 ] Так, по мнению Веччиа Валььери, стихотворение известного поэта Аша Хамдана , посвященное восстанию, показывает племенную мотивацию повстанческих войск: аль-Хаджадж осуждается как отступник и «друг дьявола», а Ибн аль-Ашас изображается как защитник племен Ямани Кахтани и Хамдани против северных арабов Маади и Такафи . [ 31 ] С другой стороны, как указывает Хоутинг, это недостаточное свидетельство, чтобы приписать восстанию чисто племенные мотивы: если движение Ибн аль-Ашаса действительно возглавлялось в основном яманитами, это просто отражает тот факт, что они были доминирующим элементом в Куфа, и хотя сам аль-Хаджадж был северянином, его главный командир был южанином. [ 56 ] Более того, Диксон по-разному интерпретирует одно и то же стихотворение Аша Хамдана и противоречит Веччиа Валььери, утверждая, что «стихи ясно показывают, что и маадиты, и йеменцы (Хамдан, Мадхидж и Кахтан) объединились против аль-Хаджаджа и его племя Сакиф», подчеркнув, что это был «один из редких случаев, когда мы видим, как северные и южные арабы вместе противостоят общему врагу». [ 57 ]
Борьба за контроль над Ираком
[ редактировать ]
Узнав о восстании, аль-Хаджадж отправился в Басру и запросил у халифа подкрепление. Понимая серьезность восстания, халиф Абд аль-Малик направил в Ирак поток подкреплений. [ 31 ] [ 58 ] Пробыв некоторое время в Фарсе, повстанческая армия, насчитывающая, как сообщается, 33 000 кавалеристов и 120 000 пехотинцев, начала продвигаться в сторону Ирака. 24 или 25 января 701 года Ибн аль-Ашас разгромил авангард аль-Хаджаджа у Тустара . Узнав об этом поражении, аль-Хаджадж отступил в Басру, а затем, поскольку он не мог удержать город, также покинул его и направился в соседний аль-Завию. [ 31 ] [ 59 ]
Ибн аль-Ашас вошел в Басру 13 февраля 701 г. и был встречен восторженным приемом. Ибн аль-Ашас укрепил Басру, и в течение следующего месяца произошла серия стычек между силами Ибн аль-Ашаса и аль-Хаджаджа, в которых первый обычно одерживал верх. Наконец, в начале марта две армии встретились в генеральном сражении. Первоначально Ибн аль-Ашас одержал победу, но в конце концов сирийцы аль-Хаджаджа под командованием генерала Суфьяна ибн аль-Абрада аль-Кальби одержали победу. Многие повстанцы пали, особенно среди курра , что вынудило Ибн аль-Ашаса отступить в свой родной город Куфа, взяв с собой куфанские войска и элиту басранской кавалерии. [ 31 ] [ 60 ] [ 61 ] В Куфе Ибн аль-Ашас был хорошо принят, но обнаружил, что цитадель занята Матаром ибн Наджией, офицером из аль-Мадаина, и был вынужден взять ее штурмом. [ 31 ] [ 62 ] [ 63 ]
Ибн аль-Ашас оставил Абд ар-Рахмана ибн Аббаса аль-Хашими своим командиром в Басре. Абд ар-Рахман ибн Аббас пытался, но не смог удержать город, поскольку население открыло ворота в обмен на помилование через несколько дней . Абд ар-Рахман ибн Аббас также отступил с таким количеством жителей Басрана, которые последовали за ним, в Куфу, где силы Ибн аль-Ашаса еще больше увеличились с прибытием большого количества добровольцев, выступающих против Омейядов. [ 31 ] [ 62 ] Взяв под свой контроль Басру и казнив около 11 000 ее жителей, несмотря на свое обещание о помиловании, аль-Хаджадж двинулся на Куфу. Его армия подверглась преследованиям со стороны кавалерии Ибн аль-Ашаса под командованием Абд ар-Рахмана ибн Аббаса, но достигла окрестностей города и разбила лагерь в Дайр-Карре, на правом берегу Евфрата , чтобы обезопасить свои позиции. связь с Сирией. [ 31 ] [ 64 ] [ 62 ] В ответ Ибн аль-Ашас покинул Куфу в середине апреля 701 года и с армией численностью, как сообщается, 200 000 человек, половина из которых были мавали , подошел к армии аль-Хаджаджа и разбил лагерь в Дайр аль-Джамаджиме. Обе армии укрепили свои лагеря, выкопав траншеи, и, как и прежде, вели стычки. Какой бы ни была истинная численность сил Ибн аль-Ашаса, аль-Хаджадж находился в трудном положении: хотя подкрепления из Сирии постоянно прибывали, его армия значительно превосходила численность повстанцев, и его позицию было трудно пополнить продовольствием. [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ]
Тем временем прогресс Ибн аль-Ашаса настолько встревожил суд Омейядов, что они обратились к урегулированию путем переговоров, несмотря на противоположный совет аль-Хаджаджа. Халиф Абд аль-Малик отправил своего брата Мухаммеда и сына Абдаллу во главе армии в Ирак, но также с предложением Ибн аль-Ашасу: увольнение аль-Хаджаджа, назначение Ибн аль-Ашаса в качестве губернатора одного из иракских городов по своему выбору, а также повышение зарплаты иракцам, чтобы они получали ту же сумму, что и сирийцы. Ибн аль-Ашас был склонен согласиться, но наиболее радикальные из его последователей, особенно Курра , отказались и настаивали на полной победе. Повстанцы знали о проблемах со снабжением сирийцев и считали предложенные условия признанием слабости правительства. [ 46 ] [ 66 ] [ 68 ] Поскольку переговоры провалились, две армии продолжили стычки - источники сообщают, что стычки длились 100 дней и провели 48 боев. [ 68 ] Курра . особенно отличились своей храбростью в этот период, пока их лидер Джабала ибн Захр ибн Кайс аль-Джуфи не был убит, после чего они начали расходиться [ 68 ] [ 69 ]
Так продолжалось до конца июля 701 года, когда две армии встретились в битве при Дайр-эль-Джамаджиме . И снова Ибн аль-Ашас сначала одержал верх, но в конце концов сирийцы одержали победу: незадолго до захода солнца люди Ибн аль-Ашаса сломались и рассеялись. Поражение превратилось в бегство, чему способствовало предложение аль-Хаджаджа о помиловании сдавшимся повстанцам. Не сумев собрать свои войска, Ибн аль-Ашас с горсткой последователей бежал в Куфу, где попрощался со своей семьей. [ 68 ] [ 70 ] [ 71 ] Как прокомментировал Хоутинг, контраст «между дисциплиной и организованностью Омейядов и их преимущественно сирийской поддержкой и отсутствием этих качеств среди их противников, несмотря на или, возможно, скорее из-за более праведного и религиозного характера оппозиции» повторяющаяся картина в гражданских войнах того периода. [ 72 ]
Одержав победу, аль-Хаджадж вошел в Куфу, где судил и казнил многих повстанцев, но также помиловал тех, кто подчинился, признав, что в результате восстания они стали неверными. [ 68 ] [ 71 ] [ 56 ] Тем временем, однако, один из сторонников Ибн аль-Ашаса, Убайд Аллах ибн Абд ар-Рахман ибн Самура аль-Кураши, отбил Басру, куда теперь направлялся Ибн аль-Ашас; а другой, Мухаммад ибн Саад ибн Аби Ваккас , захватил аль-Мадаин. Аль-Хаджадж пробыл в Куфе месяц, прежде чем отправиться на встречу с Ибн аль-Ашасом. Две армии встретились у Маскина, на реке Дуджайл. После двух недель перестрелок аль-Хаджадж нанес последний удар, начав одновременную атаку на лагерь повстанцев с двух сторон: в то время как он с основной частью своей армии атаковал с одной стороны, часть его армии под руководством пастуха , пересек болота и атаковал лагерь с тыла. Застигнутая врасплох повстанческая армия была практически уничтожена, многие из ее солдат утонули в реке, пытаясь бежать. [ 68 ] [ 73 ] [ 74 ]
Бегство на восток и смерть
[ редактировать ]
После этого второго поражения Ибн аль-Ашас бежал на восток, в сторону Систана, с несколькими оставшимися в живых. Аль-Хаджадж послал войска под командованием Умары ибн аль-Тамима аль-Лахми, чтобы перехватить их. Умара догоняла их дважды, у Суса и Сабура. В первом сражении повстанцы потерпели поражение, но одержали победу во втором, позволив Ибн аль-Ашасу и его людям достичь Кирмана и оттуда двинуться к Систану. [ 68 ] [ 75 ] [ 76 ] Там им было отказано во въезде в Зарандж амилем Абдаллахом ибн Амиром аль-Бааром ат-Тамими, которого Ибн аль-Ашас сам назначил управлять городом. Переехав в Бюст, Ибн аль-Ашас был арестован местным амилем Иядом ибн Химьяном ас-Садуси, также его собственным назначенцем, который таким образом стремился завоевать расположение аль-Хаджаджа. Зунбиль, однако, остался верен своему слову: узнав об этом событии, он пришел в Бюст и добился освобождения Ибн аль-Ашаса, взяв его с собой в Забулистан и отнесся к нему с большим почетом. [ 68 ] [ 75 ] [ 77 ]
Освободившись, Ибн аль-Ашас принял на себя командование примерно 60 000 сторонников, которые тем временем собрались в Систане во главе со своими заместителями Абд ар-Рахманом ибн Аббасом аль-Хашими и Убайдаллой ибн Абд ар-Рахманом ибн Самурой аль-Хашими. Кураши. При их поддержке он захватил Зарандж, где наказал амиля . [ 68 ] [ 77 ] [ 78 ] Однако, столкнувшись с приближением сирийских войск Омейядов под командованием Умары ибн аль-Тамима, большинство последователей Ибн аль-Ашаса убеждали его отправиться в Хорасан, где они, как они надеялись, смогут набрать больше последователей и избежать преследования на обширных просторах. на просторах региона или иметь возможность переждать атаки Омейядов до тех пор, пока аль-Хаджадж или халиф Абд аль-Малик не умрут и политическая ситуация не изменится. Ибн аль-Ашас поддался их давлению, но вскоре после этого группа из 2000 человек под командованием Ибн Самуры перешла на сторону Омейядов. Разочаровавшись в непостоянстве иракцев, Ибн аль-Ашас вернулся в Забулистан с теми, кто последовал за ним туда. [ 68 ] [ 79 ] Большая часть повстанцев осталась в Хорасане, выбрав своим лидером Абд ар-Рахмана ибн Аббаса аль-Хашими и разграбив Герат . Это вынудило местного губернатора Язида ибн аль-Мухалаба послать против них армию, что привело к сокрушительному поражению повстанцев. Язид освободил тех, кто принадлежал к родственным ему племенам Ямани, а остальных отправил аль-Хаджаджу, который казнил большинство из них. [ 68 ] [ 80 ] [ 81 ] Тем временем Умара быстро добился сдачи Систана, предложив гарнизонам мягкие условия, если они сдадутся без борьбы. [ 80 ] [ 81 ]
Ибн аль-Ашас оставался в безопасности под защитой Зунбиля, но аль-Хаджадж, опасаясь, что он может поднять новое восстание, отправил Зунбилю несколько писем, сочетая угрозы и обещания, чтобы добиться его капитуляции. Наконец, в 704 году Зунбил сдался в обмен на отмену ежегодной дани на 7 или 10 лет. [ 68 ] [ 82 ] [ 83 ] Сведения о конце Ибн аль-Ашаса различаются: по одной версии, он был казнен самим Зунбилем или умер от чахотки . Однако в более распространенной версии утверждается, что в ожидании экстрадиции в Аль-Хаджадж он был заключен в отдаленный замок в Руххадже и прикован цепью к своему надзирателю, но, чтобы его не выдали, он бросился с вершины замка. замок (вместе со своим надзирателем) до своей смерти. Ему отрубили голову и отправили в Аль-Хаджадж в Ираке. [ 68 ] [ 84 ] По словам ат-Табари, аль-Хаджадж затем отправил его Абд аль-Малику, который, в свою очередь, отправил его своему брату Абд аль-Азизу , губернатору Египта. Согласно одной традиции, там была похоронена голова Ибн аль-Ашаса, а по другой - ее отвезли в Хадрамаут и бросили в колодец. [ 85 ]
Наследие
[ редактировать ]Провал восстания Ибн аль-Ашаса привел к ужесточению контроля Омейядов над Ираком. Аль-Хаджадж основал постоянный гарнизон для сирийских войск в Васите , расположенном между Басрой и Куфой, и иракцы, независимо от социального статуса, были лишены какой-либо реальной власти в управлении регионом. [ 86 ] Это сопровождалось реформой системы заработной платы, проведенной аль-Хаджаджем: если до сих пор зарплата рассчитывалась на основе роли предков в первых мусульманских завоеваниях, то теперь она стала ограничиваться теми, кто активно участвовал в кампаниях. Поскольку большая часть армии теперь состояла из сирийцев, эта мера серьезно нанесла ущерб интересам иракцев, которые расценили это как еще одно нечестивое нападение на священные институты. [ 86 ] Кроме того, в Саваде были проведены обширные мелиоративные и ирригационные работы, но они ограничивались в основном районом Васита, а доходы шли Омейядам и их клиентам, а не иракской знати. В результате политическая власть некогда могущественной куфанской элиты вскоре была сломлена. [ 87 ]
Аль-Хаджадж также принял ответные меры против отдельных лиц и целых общин, которых он подозревал в поддержке восстания Ибн аль-Ашаса. Мавали были изгнаны из иракских городов-гарнизонов. [ 88 ] в то время как арабы-христиане из деревни Наджран недалеко от Куфы увидели, как им подняли дань, [ 89 ] и асавиры из Басры увидели, что их дома разрушены, их зарплата уменьшена, а многие были сосланы. [ 90 ] Чтобы наказать коренную персидскую аристократию дихканов , сохранившуюся с доисламских времен и находившуюся в союзе с арабским ашрафом , аль-Хаджадж намеренно не ремонтировал бреши в системе каналов вокруг Кашкара на западном берегу Тигра. . Это разрушило экономическую основу дихканов , а основание Васита на восточном берегу Тигра ускорило упадок старых поселений. [ 91 ] Еще в 712 году аль-Хаджадж записан как казнивший Саида ибн Джубайра, одного из курра , бежавшего в Мекку. [ 92 ]
Лишь в 720 году иракцы снова восстали под предводительством Язида ибн аль-Мухаллаба, «последнего из иракских чемпионов старого образца» (Хью Кеннеди), и даже тогда поддержка была двойственной, и восстание потерпело поражение. [ 93 ] Двое племянников Ибн аль-Ашаса, Мухаммад ибн Исхак и Усман ибн Исхак, поддержали восстание, но большинство из них оставались молчаливыми и довольными своей ролью местных сановников. Некоторые из них занимали посты в Куфе при первых Аббасидах . Пожалуй, самым известным из более поздних членов семьи является философ аль-Кинди ( ок. 801–873 ). [ 94 ] Другое восстание, восстание Зейда ибн Али , правнука Али, вспыхнуло в 740 году . Зайд также пообещал исправить несправедливость (восстановление ата , распределение доходов от Савада, прекращение отдаленных кампаний) и восстановить правление «в соответствии с Кораном и Сунной». И снова куфаны покинули его в критический момент, и восстание было подавлено Омейядами. [ 95 ] Недовольство правительством Омейядов продолжало нарастать, и во время революции Аббасидов Ирак поднялся в поддержку восстания. Куфа сверг правление Омейядов и приветствовал армию Аббасидов в октябре 749 года, после чего немедленно последовало провозглашение ас-Саффы первым халифом Аббасидов. [ 96 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Веллхаузен 1927 , с. 233.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бланкиншип 2009 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Векча Валььери 1971 , с. 715.
- ^ Jump up to: а б с Рекендорф 1960 , стр. 696–697.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 54, 56.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 67, 73.
- ^ Jump up to: а б Кроун 1980 , с. 110.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 77–79.
- ^ Хоутинг 1993 , стр. 107-1. 400–401.
- ^ Кроун 1980 , стр. 110–111.
- ^ Ховард 1990 , с. 21.
- ^ Фишбейн 1990 , стр. 99–100, 106–108, 116.
- ^ Фишбейн 1990 , стр. 115–117.
- ^ Фишбейн 1990 , стр. 203–204.
- ^ Диксон 1971 , стр. 176, 181.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 100–101.
- ^ Хоутинг 2000 , с. 66.
- ^ Бланкиншип 1994 , стр. 57–67.
- ^ Роусон 1989 , стр. xii, 32–81.
- ^ Роусон 1989 , стр. 53–63, 81.
- ^ Роусон 1989 , стр. 81–84.
- ^ Диксон 1971 , с. 186.
- ^ Роусон 1989 , стр. 84–90.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Векча Валььери 1971 , с. 718.
- ^ Диксон 1971 , стр. 151–152.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 231–232.
- ^ Jump up to: а б Диксон 1971 , с. 152.
- ^ Jump up to: а б Хойланд 2015 , с. 152.
- ^ Jump up to: а б Хоутинг 2000 , с. 67.
- ^ Вечча Валььери 1971 , стр. 715–716.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Векча Валььери 1971 , с. 716.
- ^ Jump up to: а б Диксон 1971 , с. 153.
- ^ Jump up to: а б Диксон 1971 , с. 154.
- ^ Диксон 1971 , стр. 154–155.
- ^ Диксон 1971 , с. 155.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 233–234.
- ^ Диксон 1971 , стр. 155–156.
- ^ Хоутинг 2000 , стр. 107-1. 67–68.
- ^ Диксон 1971 , стр. 155–156, 166.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 234–235.
- ^ Jump up to: а б Диксон 1971 , с. 156.
- ^ Jump up to: а б с Веллхаузен 1927 , с. 234.
- ^ Диксон 1971 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б с Диксон 1971 , с. 164.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 243–249.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2004 , с. 101.
- ^ Jump up to: а б Диксон 1971 , с. 165.
- ^ Jump up to: а б Хоутинг 2000 , стр. 101-1. 68, 69–70.
- ^ Диксон 1971 , стр. 166–167.
- ^ Jump up to: а б Диксон 1971 , с. 166.
- ^ Диксон 1971 , с. 167.
- ^ Диксон 1971 , с. 167 (примечание 108).
- ^ Мороний 1984 , с. 483.
- ^ Вечча Валььери 1971 , стр. 718–719.
- ^ Векча Валььери 1971 , с. 719.
- ^ Jump up to: а б с Хоутинг 2000 , с. 69.
- ^ Диксон 1971 , стр. 156–157.
- ^ Диксон 1971 , с. 157.
- ^ Диксон 1971 , с. 158.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 235–236.
- ^ Диксон 1971 , стр. 158–159.
- ^ Jump up to: а б с Диксон 1971 , с. 159.
- ^ Веллхаузен 1927 , с. 236.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 236–237.
- ^ Вечча Валььери 1971 , стр. 716–717.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1927 , с. 237.
- ^ Диксон 1971 , стр. 159–160.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Векча Валььери 1971 , с. 717.
- ^ Диксон 1971 , с. 160.
- ^ Диксон 1971 , стр. 160–161.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1927 , с. 238.
- ^ Хоутинг 2000 , стр. 107-1. 68–69.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 238–239.
- ^ Диксон 1971 , с. 161.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1927 , с. 239.
- ^ Диксон 1971 , стр. 161–162.
- ^ Jump up to: а б Диксон 1971 , с. 162.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 239–240.
- ^ Диксон 1971 , стр. 162–163.
- ^ Jump up to: а б Веллхаузен 1927 , с. 240.
- ^ Jump up to: а б Диксон 1971 , с. 163.
- ^ Диксон 1971 , стр. 154, 163.
- ^ Веллхаузен 1927 , стр. 240–241.
- ^ Диксон 1971 , стр. 163–164.
- ^ Хиндс 1990 , с. 80 (особенно примечание 307).
- ^ Jump up to: а б Кеннеди 2004 , с. 102.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 102–103.
- ^ Мороний 1984 , с. 177.
- ^ Мороний 1984 , стр. 113–114.
- ^ Мороний 1984 , с. 208.
- ^ Мороний 1984 , стр. 158, 205–206.
- ^ Мороний 1984 , с. 467.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 107–108.
- ^ Кроун 1980 , с. 111.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 111–112.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 114–115, 127.
Источники
[ редактировать ]- Бланкиншип, Халид Яхья (1994). Конец государства джихада: правление Хишама ибн Абд аль-Малика и крах Омейядов . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-1827-7 .
- Бланкиншип, Халид Яхья (2009). «аль-Ашас б. Кайс» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_23009 . ISSN 1873-9830 .
- Кроун, Патрисия (1980). Рабы на лошадях: эволюция исламского государства . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-52940-9 .
- Диксон, Абд аль-Амир (1971). Халифат Омейядов, 65–86/684–705: (Политическое исследование) . Лондон: Лузак. ISBN 978-0718901493 .
- Фишбейн, Майкл, изд. (1990). История ат-Табари, Том XXI: Победа Марванидов, 685–693 гг. Н. Э. / 66–73 гг . Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0221-4 .
- Хоутинг, Джеральд Р. (1993). «Мухаммад ибн аль-Ас̲х̲ʿат̲х̲» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 400–401. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_5348 . ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Хоутинг, Джеральд Р. (2000). Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661–750 гг. Н.э. (второе изд.). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-24072-7 .
- Ховард, IKA, изд. (1990). История ат-Табари, том XIX: Халифат Язида ибн Мухавии, 680–683 гг. Н. Э. / 60–64 гг . Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0040-1 .
- Хойланд, Роберт Г. (2015). На пути Бога: арабские завоевания и создание исламской империи . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199916368 .
- Хиндс, Мартин , изд. (1990). История ат-Табари, том XXIII: Зенит дома Марванидов: последние годы Абд аль-Малика и халифата аль-Валида, 700–715 гг. Н. Э. / 81–95 гг. Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-721-1 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Морони, Майкл Г. (1984). Ирак после мусульманского завоевания . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0691053952 .
- Рекендорф, Х. (1960). «аль-Ас̲х̲ʿат̲х̲» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 696–697. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_0782 . OCLC 495469456 .
- Роусон, Эверетт К. , изд. (1989). История ат-Табари, Том XXII: Восстановление Марванидов: Халифат Абд аль-Малика, 693–701 гг. Н.э./74–81 хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-975-8 .
- Векча Валььери, Л. (1971). «Ибн аль-Асахатат » В Льюисе, Б .; Зверинец, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 100-1 715–719. дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0317 . OCLC 495469525 .
- Веллхаузен, Юлиус (1927). Арабское королевство и его падение . Перевод Маргарет Грэм Вейр. Калькутта: Калькуттский университет. OCLC 752790641 .