Jump to content

аль-Ашас ибн Кайс

аль-Ашас ибн Кайс
Рожденный 599
Восточный Хадрамаут
Умер 661
Умереть , Ирак
Верность Рашидунский халифат (636–657)
Услуга/ ветвь Рашидунская армия
Битвы/войны Битва при Кадисии (636 г.)
Битва при Ктесифоне (637 г.)
Битва при Джалуле (637)
Битва при Нихаванде (642)
Битва при Сиффине (657)
Супруг (а) Умм Фарва, сестра Абу Бакра
Дети
Отношения
Другая работа Губернатор Адхарбайджана
Губернатор Мосула

Абу Мухаммад Мадикариб ибн Кайс ибн Мадикариб (599–661), более известный как аль-Ашас ( араб . الأشعث ), был вождем племени Хадрамаута кинда и основателем ведущего знатного арабского дома в Куфе , одном из двух главных гарнизонные города и административные центры Ирака под Рашидуном (632–661) и Омейядов (661–750) халифы.

Аль-Ашас принял ислам в присутствии исламского пророка Мухаммеда только для того, чтобы оставить веру после смерти последнего в 632 году. Он повел своих соплеменников против мусульман во время войн Ридда , но сдался во время осады его крепости, после чего многие Киндиты были казнены. Он был заключен в тюрьму, но помилован халифом Абу Бакром ( годы правления 632–634 ) после его покаяния. Аль-Ашас присоединился к мусульманским завоеваниям Месопотамии и Персии , приняв участие в нескольких битвах между 636 и 642 годами. Он поселился в недавно основанном гарнизонном городе Куфа и стал там лидером своих соплеменников. При халифе Усмане ( годы правления 644–656 ) аль-Ашас правил Адхарбайджаном . В 657 году он сражался в качестве полководца в битве при Сиффине на стороне халифа Али ( годы правления 656–661 ) против Муавии , но поддержал прекращение битвы через арбитраж, за что в целом проалидские источники считают его предателем. Когда Муавия стал халифом после убийства Али в 661 году, позиции аль-Ашаса и его семьи укрепились в Куфе, где он вскоре умер.

Ему наследовал его сын Мухаммед на посту лидера куфанских киндитов, а его внук, известный в его честь как Ибн аль-Ашас , возглавил неудавшееся массовое иракское восстание против Омейядов в 701 году. Более поздние потомки Аль-Ашаса Ашаиты . не имели влияния своих предков, но продолжали играть политическую, военную или культурную роль в Ираке даже в первые десятилетия Аббасидов правления (750–1258). Среди них был знаменитый философ IX века аль-Кинди .

Происхождение

[ редактировать ]

Имя Аль-Ашаса было Мадикариб ибн Кайс. [ а ] [ 2 ] Он получил прозвище аль-Ашас («растрёпанный»), потому что, как известно, у него были растрепанные волосы. [ 3 ] Его прозвище, возможно, произошло от его статуса воина, которого не заботил его внешний вид и роскошь. [ 4 ] Он также известен, хотя и реже, под эпитетами аль-Ашадж , «со шрамом на лице», и «Урф ан-Нар» , предположительно южноаравийский термин, обозначающий «предатель». [ 5 ] Он родился около 599 г. н.э. в восточном регионе Хадрамаут в Южной Аравии . Его отец, Кайс ибн Мадикариб, принял иудаизм , который в его время получил широкое распространение в Южной Аравии, в том числе среди племени аль-Ашаса, кинда . [ 6 ] Аль-Ашас, вероятно, также был евреем до своего последующего обращения в ислам. [ 7 ]

Как и его отец и дед, аль-Ашас был главой дома Бану Джабала, клана основного подразделения Кинда, Бану Муавия. Выдающейся ветвью Бану Муавия в доисламский период была Бану Амр. К последним принадлежали дома Бану Акил аль-Мурара, вожди которых служили королями Маада в центральной Аравии в ок. 450–550 гг. , и Бану Валиа, самый известный клан Киндитов в сердце племени Хадрамаут. Бану Джабала принадлежала к менее важной ветви Бану Муавия, Бану Харит аль-Асгар, но ее звезда начала восходить при аль-Ашасе или его отце. [ 8 ] Мать Аль-Ашаса, Кабша бинт Шурахбиль ибн Язид ибн Имри аль-Кайс ибн Амр аль-Максур, принадлежала к Бану Акил аль-Мурар, а его жена принадлежала к родительскому клану Бану Валиа; оба отношения обеспечили ему связи с основными семьями Бану Амр. [ 9 ]

Вожди киндитов считались «королями» в свете предыдущего господства их племени над арабами Центральной Аравии, но к моменту принятия ислама в 620-х годах их отдельные владения были ограничены отдельными долинами или фортами в Хадрамауте. [ 10 ] Семья Аль-Ашаса со времен его деда Мадикариба владела фортом ан-Нуджайр на крайнем севере Хадрамаута. [ 11 ] Перед принятием ислама в конце 631 года аль-Ашас начал экспедицию против племени Мурада , члены которого убили его отца Кайса. Однако его атака была отбита, и он был взят в плен. В обмен на свое освобождение он заплатил Мураду в качестве выкупа 3000 верблюдов. [ 12 ] Историк Майкл Лекер считает это преувеличением, целью которого было продемонстрировать статус аль-Ашаса в Южной Аравии, заплатив выкуп, в три раза превышающий выкуп типичного короля. [ 13 ]

Восстание в войнах Ридда

[ редактировать ]

В 631 году аль-Ашас возглавил делегацию киндитов к исламскому пророку Мухаммеду и принял ислам. [ 14 ] [ б ] После смерти Мухаммеда в 632 году аль-Ашас и его племя отказались от обычных выплат зарождающемуся мусульманскому государству и отступили от войн во время войн Ридда , серии восстаний и отступничества от мусульманского государства со стороны племен Аравии . [ 16 ] Губернатор Хадрамаута Зияд ибн Лабид аль-Ансари устроил засаду Бану Амр, нанеся им серьезный удар, и приступил к победе над другими кланами киндитов в мелких стычках. [ 17 ] Позже в ходе войны все вожди Бану Валиа были убиты, в результате чего Бану Амр передал лидерство аль-Ашасу в обмен на его поддержку, что сделало его самым могущественным вождем Кинда. [ 18 ]

Аль-Ашас мобилизовал киндитов из своей ветви племени против мусульманских сил Зияда, которые к тому времени были усилены другой армией во главе с Мухаджиром ибн Аби Умайей . Несмотря на свою меньшую численность, киндиты под командованием аль-Ашаса разгромили мусульман возле Тарима , а затем осадили их там. После того, как он выразил свое одобрение убийству посланника Зияда молодым киндитом, многие из его сторонников-киндитов покинули его. Тем не менее, он разбил более крупную мусульманскую армию, в ряды которой входило множество киндитов из большой дивизии Сакун, в долине Зуркан. [ 17 ] После этого прибытие новых мусульманских сил под командованием Икримы ибн Аби Джахля побудило аль-Ашаса повести своих людей и их семьи забаррикадироваться в крепости ан-Нуджайр. [ 19 ] где они были осаждены мусульманами. [ 20 ] Аль-Ашас обеспечил безопасный проход ряду своих родственников, но остальные осажденные боевики были казнены. [ 21 ] Его пощадили, но взяли в плен и отправили к халифу Абу Бакру ( годы правления 632–634 ), который согласился освободить его после того, как он раскаялся. После этого он поселился в Медине , столице халифата, где женился на сестре Абу Бакра, Умм Фарве. [ 22 ] Это была редкая честь, и ни к одному из других лидеров войн Ридда не относились подобным образом. [ 6 ] Как главная жена аль-Ашаса, Умм Фарва родила ему пятерых детей, включая его старшего сына Мухаммеда . [ 6 ]

Карьера при первых халифах

[ редактировать ]

При халифе Умаре ( годы правления 634–644 ) самые ранние новообращенные мусульмане имели приоритет в администрации и составляли мусульманскую элиту. Вожди племен, которые обладали властью и престижем до ислама, включая аль-Ашаса, возмущались потерей своего влияния в новом порядке. [ 23 ] Когда шли первые мусульманские завоевания , Умар запретил бывшим отступникам, таким как аль-Ашас, участвовать в этих усилиях и получать долю в добыче. Тем не менее, запрет в конечном итоге был снят, и аль-Ашас присоединился к армии Саада ибн Аби Ваккаса , которая была отправлена ​​​​для завоевания Ирака у Сасанидской империи . [ 24 ] Во время этой кампании он сражался в битвах при Кадисии , Ктесифоне , Джалуле и Нихаванде , между 636 и 642 годами. [ 14 ]

Благодаря своему участию в завоеваниях аль-Ашас повысил свой статус в мусульманском сообществе и получил власть в Ираке, к вероятному неудовольствию первых мусульманских поселенцев. [ 25 ] Он получил участок земли и дом в Куфе , одном из двух главных арабских гарнизонных городов Ирака. Город был организован по племенному принципу, и аль-Ашас жил в районе Киндит. [ 14 ] Он соперничал за главенство над киндитами в Куфе с другим видным членом Бану Джабала, Шурахбилем ибн Симтом . [ 2 ] Шурахбил завоевал расположение Саада ибн Аби Ваккаса, основателя и губернатора Куфы, что побудило аль-Ашаса завязать интриги с видным армейским лидером Джариром аль-Баджали , который подал жалобы на Шурахбиля Умару. Последний впоследствии приказал Шурахбилю отправиться в Сирию , и таким образом было обеспечено лидерство аль-Ашаса над куфанскими киндитами. [ 26 ]

Халиф Усман ( годы правления 644–656 ) назначил аль-Ашаса губернатором Адхарбайджана , а его дочь Хаббана была замужем за старшим ныне живущим сыном Усмана. [ 3 ] Другая его дочь, Кариба, также была замужем за членом семьи Усмана. Брачные отношения между семьей аль-Ашаса и семьей халифов свидетельствовали о его высоком социальном положении. [ 2 ] По рекомендации Усмана аль-Ашас обменял свою землю в Хадрамауте на принадлежавшее халифу поместье в деревне Тизнабад в плодородном Саваде , недалеко от Куфы. [ 27 ] Обогащение и расширение прав и возможностей тех, кто поздно обратился к вере, таких как аль-Ашас, спровоцировало первых новообращенных в Куфе, которые стали известны как курра ( читатели Корана ), выступить против Усмана. [ 28 ]

Противостояние Усману достигло кульминации с его убийством в 656 году. Его преемник, халиф Али ( годы правления 656–661 ), вызвал сопротивление ключевых курайшитских лидеров, которые мобилизовались против него в Басре , другом крупном гарнизонном городе Ирака. Чтобы лучше справиться с этой проблемой, Али обосновался в Куфе. По мнению историка Хью Н. Кеннеди , Али «помогло» то, что аль-Ашас и другие ключевые вожди племен были размещены в Иране в то время и вернулись в Куфу только после того, как Али получил там широкое признание. [ 29 ]

Роль в арбитраже между Али и Муавией

[ редактировать ]

Аль-Ашас и его многочисленные последователи из племени служили под началом Али и командовали правым крылом армии халифа в битве при Сиффине против Муавии ибн Аби Суфьяна , губернатора Сирии и противника халифата Али, в 657 году. [ 30 ] [ 29 ] Битва завершилась соглашением о проведении арбитража по поводу руководства халифатом. Иракские сторонники Али получили значительную поддержку урегулирования спора, в том числе со стороны аль-Ашаса. Он выразил тревогу, что враги мусульман воспользуются их внутренними раздорами. Кеннеди отмечает, что непосредственный опыт аль-Ашаса в Иране, который еще не был умиротворен, определял его поддержку арбитража, а также желание не усиливать Али, учитывая его сильную зависимость от курры и его покровительство сопернику. лидер куфанских киндитов Худжр ибн Ади . [ 31 ]

По словам ат-Табари, аль-Ашас повлиял на назначение Али Абу Мусы аль-Ашари , известного мусульманина южноаравийского происхождения, своим представителем в арбитраже вместо первоначального выбора Али, его двоюродного брата Абдаллаха ибн Аббас . [ 14 ] Поскольку арбитраж ухудшил авторитет Али и привел к его падению, более поздние источники (особенно прошиитские) обвиняют аль-Ашаса в предательстве. [ 6 ] [ 32 ] Реальные события остаются неясными. Аль-Ашас определенно был близок к соперникам Али из Омейядов и не принимал никакого участия в убийстве Усмана. Таким образом, он, вероятно, чувствовал, что может приспособиться к ним. Кроме того, соображения племенной солидарности, возможно, сыграли роль в его защите мира, поскольку южноаравийские племена были многочисленны как в Ираке, так и в Сирии и, таким образом, пострадают от продолжения конфликта. [ 6 ]

Тем не менее он остался верен Али, и его дочь Джаада вышла замуж за сына Али аль-Хасана . [ 6 ] В некоторых источниках Джаада обвиняется в отравлении и убийстве аль-Хасана, хотя историк Асад Ахмед отмечает, что это «весьма вероятно, является развитием пропаганды Алидов против аль-Ашаса». [ 33 ] После того, как Али был убит в январе 661 года, Муавия вскоре получил всеобщее признание как халиф. Кеннеди комментирует, что его «триумф был триумфом» вождей племен Куфы, особенно аль-Ашаса и его сына Мухаммеда, которые процветали при новом режиме, над их соперниками, включая Худжра ибн Ади, «которые чувствовали себя преданными и обиженными ". [ 34 ]

Смерть и потомки

[ редактировать ]

Аль-Ашас умер в Куфе в 661 году. [ 14 ] Его потомки, называемые в мусульманских источниках Ашаитами , были одной из самых известных семей арабской племенной знати в Ираке. Его сыновья Кайс и Мухаммед сменили его на посту лидера куфанских киндитов. [ 2 ] Первый командовал киндитскими бойцами в армии Омейядов против Хусейна ибн Али в битве при Кербеле в 680 году, а второй был командиром под началом антиомейядского губернатора Басры Мусаба ибн аз-Зубайра . Сыновья Мухаммеда Исхак, Касим и Саббах участвовали в кампаниях в Табаристане . [ 2 ] в то время как его сын Абд ар-Рахман , более известный как Ибн аль-Ашас, возглавил массовое иракское восстание против Омейядов в 700–701 годах, которое закончилось поражением и значительно ухудшившимся статусом иракских солдат Куфы и Басры. [ 35 ] [ 36 ]

Политическое влияние семьи существенно снизилось к моменту ее четвертого поколения. Двое сыновей Исхака, Мухаммад и Усман, присоединились к антиомейядскому иракскому восстанию Язида ибн аль-Мухаллаба в 720 году. Внук Исхака, Мундхир ибн Мухаммад, возглавил киндитское подразделение армии Омейядов против алидского мятежника Зайда ибн Али в 740 году. Правнук Исхака, Тальха ибн Исхак ибн Мухаммад, был заместитель губернатора Куфы при Аббасидах в 759 г., а правнук Исмаила Исхак ибн ас-Саббах ибн Имран служил в той же должности в 778–781 гг. и недолгое время при халифе Харуне ар-Рашиде ( годы правления 786) . –809 ). Выдающийся арабский философ аль-Кинди (ум. 873) был потомком аль-Ашаса в седьмом поколении. [ 37 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Полное имя и генеалогия Аль-Ашаса: Мадикариб ибн Кайс ибн Мадикариб ибн Мухавия ибн Джабала ибн Ади ибн Рабиа ибн Мухавия аль-Акрамин ибн аль-Харит ибн Муавия ибн аль-Харис ибн Муавия ибн Саур ибн Муратти ибн Кинда. [ 1 ]
  2. Биограф Мухаммеда Ибн Исхак , живший в VIII веке , утверждает, что делегация киндитов состояла из восьмидесяти человек, и это число современный историк Вернер Каскель считает преувеличенным. Историк VIII века Ибн Саад оценивает делегацию киндитов примерно в дюжину человек. [ 15 ]
  1. ^ Ландау-Тассерон 1998 , с. 87.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Кроун 1980 , с. 110.
  3. ^ Перейти обратно: а б Маделунг 1997 , с. 193.
  4. ^ Вкусно 1995 , с. 639, 20 класс.
  5. ^ Рекендорф 1960 , с. 696.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бланкиншип 2009 .
  7. ^ Вкусно 1995 , с. 642.
  8. ^ Tasty 1994 , стр. 334–337, 346–347.
  9. ^ Вкусно 1994 , с. 348.
  10. ^ Вкусно 1994 , с. 337.
  11. ^ Вкусно 1994 , с. 334.
  12. ^ Рекендорф 1960 , стр. 696–697.
  13. ^ Вкусно 1995 , с. 639.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и Ландау-Тассерон 1998 , с. 88.
  15. ^ Каскел 1966 , с. 49.
  16. ^ Доннер 1993 , стр. 179–180.
  17. ^ Перейти обратно: а б Вкусно 1994 , с. 343.
  18. ^ Вкусно 1994 , с. 346.
  19. ^ Вкусно 1994 , с. 344.
  20. ^ Доннер 1993 , стр. 182–183.
  21. ^ Доннер 1993 , стр. 185–186.
  22. ^ Доннер 1993 , с. 188.
  23. ^ Кеннеди 2004 , стр. 57–58.
  24. ^ Кеннеди 2004 , стр. 66–67.
  25. ^ Кеннеди 2004 , с. 71.
  26. ^ Ахмед 2011 , стр. 24–25.
  27. ^ Ибрагим 1990 , с. 141.
  28. ^ Кеннеди 2004 , с. 73.
  29. ^ Перейти обратно: а б Кеннеди 2004 , с. 77.
  30. ^ Маделунг 1997 , с. 219.
  31. ^ Кеннеди 2004 , с. 78.
  32. ^ Рекендорф 1960 , с. 697.
  33. ^ Ахмед 2011 , с. 143.
  34. ^ Кеннеди 2004 , с. 84.
  35. ^ Вечча Валььери 1971 , стр. 715–719.
  36. ^ Хоутинг 2000 , стр. 107-1. 67–70.
  37. ^ Кроун 1980 , с. 111.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Леубе, Георг (2023). «Разрешение двойственности посредством (заявленного) отлучения от церкви: изображение аль-Ашаса бен Кайса в ранней и классической арабо-исламской историографии». Аль-Масак: Журнал средневекового Средиземноморья . 35 (1): 34–53. дои : 10.1080/09503110.2022.2118504 . S2CID   253299562 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b9621a9aa3bd5f3de76041671d1ecab7__1717536540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/b7/b9621a9aa3bd5f3de76041671d1ecab7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
al-Ash'ath ibn Qays - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)