аль-Ашас ибн Кайс
аль-Ашас ибн Кайс | |
---|---|
Рожденный | 599 Восточный Хадрамаут |
Умер | 661 Умереть , Ирак |
Верность | Рашидунский халифат (636–657) |
Услуга/ | Рашидунская армия |
Битвы/войны | Битва при Кадисии (636 г.) Битва при Ктесифоне (637 г.) Битва при Джалуле (637) Битва при Нихаванде (642) Битва при Сиффине (657) |
Супруг (а) | Умм Фарва, сестра Абу Бакра |
Дети | |
Отношения |
|
Другая работа | Губернатор Адхарбайджана Губернатор Мосула |
Абу Мухаммад Мадикариб ибн Кайс ибн Мадикариб (599–661), более известный как аль-Ашас ( араб . الأشعث ), был вождем племени Хадрамаута кинда и основателем ведущего знатного арабского дома в Куфе , одном из двух главных гарнизонные города и административные центры Ирака под Рашидуном (632–661) и Омейядов (661–750) халифы.
Аль-Ашас принял ислам в присутствии исламского пророка Мухаммеда только для того, чтобы оставить веру после смерти последнего в 632 году. Он повел своих соплеменников против мусульман во время войн Ридда , но сдался во время осады его крепости, после чего многие Киндиты были казнены. Он был заключен в тюрьму, но помилован халифом Абу Бакром ( годы правления 632–634 ) после его покаяния. Аль-Ашас присоединился к мусульманским завоеваниям Месопотамии и Персии , приняв участие в нескольких битвах между 636 и 642 годами. Он поселился в недавно основанном гарнизонном городе Куфа и стал там лидером своих соплеменников. При халифе Усмане ( годы правления 644–656 ) аль-Ашас правил Адхарбайджаном . В 657 году он сражался в качестве полководца в битве при Сиффине на стороне халифа Али ( годы правления 656–661 ) против Муавии , но поддержал прекращение битвы через арбитраж, за что в целом проалидские источники считают его предателем. Когда Муавия стал халифом после убийства Али в 661 году, позиции аль-Ашаса и его семьи укрепились в Куфе, где он вскоре умер.
Ему наследовал его сын Мухаммед на посту лидера куфанских киндитов, а его внук, известный в его честь как Ибн аль-Ашас , возглавил неудавшееся массовое иракское восстание против Омейядов в 701 году. Более поздние потомки Аль-Ашаса Ашаиты . не имели влияния своих предков, но продолжали играть политическую, военную или культурную роль в Ираке даже в первые десятилетия Аббасидов правления (750–1258). Среди них был знаменитый философ IX века аль-Кинди .
Происхождение
[ редактировать ]Имя Аль-Ашаса было Мадикариб ибн Кайс. [ а ] [ 2 ] Он получил прозвище аль-Ашас («растрёпанный»), потому что, как известно, у него были растрепанные волосы. [ 3 ] Его прозвище, возможно, произошло от его статуса воина, которого не заботил его внешний вид и роскошь. [ 4 ] Он также известен, хотя и реже, под эпитетами аль-Ашадж , «со шрамом на лице», и «Урф ан-Нар» , предположительно южноаравийский термин, обозначающий «предатель». [ 5 ] Он родился около 599 г. н.э. в восточном регионе Хадрамаут в Южной Аравии . Его отец, Кайс ибн Мадикариб, принял иудаизм , который в его время получил широкое распространение в Южной Аравии, в том числе среди племени аль-Ашаса, кинда . [ 6 ] Аль-Ашас, вероятно, также был евреем до своего последующего обращения в ислам. [ 7 ]
Как и его отец и дед, аль-Ашас был главой дома Бану Джабала, клана основного подразделения Кинда, Бану Муавия. Выдающейся ветвью Бану Муавия в доисламский период была Бану Амр. К последним принадлежали дома Бану Акил аль-Мурара, вожди которых служили королями Маада в центральной Аравии в ок. 450–550 гг. , и Бану Валиа, самый известный клан Киндитов в сердце племени Хадрамаут. Бану Джабала принадлежала к менее важной ветви Бану Муавия, Бану Харит аль-Асгар, но ее звезда начала восходить при аль-Ашасе или его отце. [ 8 ] Мать Аль-Ашаса, Кабша бинт Шурахбиль ибн Язид ибн Имри аль-Кайс ибн Амр аль-Максур, принадлежала к Бану Акил аль-Мурар, а его жена принадлежала к родительскому клану Бану Валиа; оба отношения обеспечили ему связи с основными семьями Бану Амр. [ 9 ]
Вожди киндитов считались «королями» в свете предыдущего господства их племени над арабами Центральной Аравии, но к моменту принятия ислама в 620-х годах их отдельные владения были ограничены отдельными долинами или фортами в Хадрамауте. [ 10 ] Семья Аль-Ашаса со времен его деда Мадикариба владела фортом ан-Нуджайр на крайнем севере Хадрамаута. [ 11 ] Перед принятием ислама в конце 631 года аль-Ашас начал экспедицию против племени Мурада , члены которого убили его отца Кайса. Однако его атака была отбита, и он был взят в плен. В обмен на свое освобождение он заплатил Мураду в качестве выкупа 3000 верблюдов. [ 12 ] Историк Майкл Лекер считает это преувеличением, целью которого было продемонстрировать статус аль-Ашаса в Южной Аравии, заплатив выкуп, в три раза превышающий выкуп типичного короля. [ 13 ]
Восстание в войнах Ридда
[ редактировать ]В 631 году аль-Ашас возглавил делегацию киндитов к исламскому пророку Мухаммеду и принял ислам. [ 14 ] [ б ] После смерти Мухаммеда в 632 году аль-Ашас и его племя отказались от обычных выплат зарождающемуся мусульманскому государству и отступили от войн во время войн Ридда , серии восстаний и отступничества от мусульманского государства со стороны племен Аравии . [ 16 ] Губернатор Хадрамаута Зияд ибн Лабид аль-Ансари устроил засаду Бану Амр, нанеся им серьезный удар, и приступил к победе над другими кланами киндитов в мелких стычках. [ 17 ] Позже в ходе войны все вожди Бану Валиа были убиты, в результате чего Бану Амр передал лидерство аль-Ашасу в обмен на его поддержку, что сделало его самым могущественным вождем Кинда. [ 18 ]
Аль-Ашас мобилизовал киндитов из своей ветви племени против мусульманских сил Зияда, которые к тому времени были усилены другой армией во главе с Мухаджиром ибн Аби Умайей . Несмотря на свою меньшую численность, киндиты под командованием аль-Ашаса разгромили мусульман возле Тарима , а затем осадили их там. После того, как он выразил свое одобрение убийству посланника Зияда молодым киндитом, многие из его сторонников-киндитов покинули его. Тем не менее, он разбил более крупную мусульманскую армию, в ряды которой входило множество киндитов из большой дивизии Сакун, в долине Зуркан. [ 17 ] После этого прибытие новых мусульманских сил под командованием Икримы ибн Аби Джахля побудило аль-Ашаса повести своих людей и их семьи забаррикадироваться в крепости ан-Нуджайр. [ 19 ] где они были осаждены мусульманами. [ 20 ] Аль-Ашас обеспечил безопасный проход ряду своих родственников, но остальные осажденные боевики были казнены. [ 21 ] Его пощадили, но взяли в плен и отправили к халифу Абу Бакру ( годы правления 632–634 ), который согласился освободить его после того, как он раскаялся. После этого он поселился в Медине , столице халифата, где женился на сестре Абу Бакра, Умм Фарве. [ 22 ] Это была редкая честь, и ни к одному из других лидеров войн Ридда не относились подобным образом. [ 6 ] Как главная жена аль-Ашаса, Умм Фарва родила ему пятерых детей, включая его старшего сына Мухаммеда . [ 6 ]
Карьера при первых халифах
[ редактировать ]При халифе Умаре ( годы правления 634–644 ) самые ранние новообращенные мусульмане имели приоритет в администрации и составляли мусульманскую элиту. Вожди племен, которые обладали властью и престижем до ислама, включая аль-Ашаса, возмущались потерей своего влияния в новом порядке. [ 23 ] Когда шли первые мусульманские завоевания , Умар запретил бывшим отступникам, таким как аль-Ашас, участвовать в этих усилиях и получать долю в добыче. Тем не менее, запрет в конечном итоге был снят, и аль-Ашас присоединился к армии Саада ибн Аби Ваккаса , которая была отправлена для завоевания Ирака у Сасанидской империи . [ 24 ] Во время этой кампании он сражался в битвах при Кадисии , Ктесифоне , Джалуле и Нихаванде , между 636 и 642 годами. [ 14 ]
Благодаря своему участию в завоеваниях аль-Ашас повысил свой статус в мусульманском сообществе и получил власть в Ираке, к вероятному неудовольствию первых мусульманских поселенцев. [ 25 ] Он получил участок земли и дом в Куфе , одном из двух главных арабских гарнизонных городов Ирака. Город был организован по племенному принципу, и аль-Ашас жил в районе Киндит. [ 14 ] Он соперничал за главенство над киндитами в Куфе с другим видным членом Бану Джабала, Шурахбилем ибн Симтом . [ 2 ] Шурахбил завоевал расположение Саада ибн Аби Ваккаса, основателя и губернатора Куфы, что побудило аль-Ашаса завязать интриги с видным армейским лидером Джариром аль-Баджали , который подал жалобы на Шурахбиля Умару. Последний впоследствии приказал Шурахбилю отправиться в Сирию , и таким образом было обеспечено лидерство аль-Ашаса над куфанскими киндитами. [ 26 ]
Халиф Усман ( годы правления 644–656 ) назначил аль-Ашаса губернатором Адхарбайджана , а его дочь Хаббана была замужем за старшим ныне живущим сыном Усмана. [ 3 ] Другая его дочь, Кариба, также была замужем за членом семьи Усмана. Брачные отношения между семьей аль-Ашаса и семьей халифов свидетельствовали о его высоком социальном положении. [ 2 ] По рекомендации Усмана аль-Ашас обменял свою землю в Хадрамауте на принадлежавшее халифу поместье в деревне Тизнабад в плодородном Саваде , недалеко от Куфы. [ 27 ] Обогащение и расширение прав и возможностей тех, кто поздно обратился к вере, таких как аль-Ашас, спровоцировало первых новообращенных в Куфе, которые стали известны как курра ( читатели Корана ), выступить против Усмана. [ 28 ]
Противостояние Усману достигло кульминации с его убийством в 656 году. Его преемник, халиф Али ( годы правления 656–661 ), вызвал сопротивление ключевых курайшитских лидеров, которые мобилизовались против него в Басре , другом крупном гарнизонном городе Ирака. Чтобы лучше справиться с этой проблемой, Али обосновался в Куфе. По мнению историка Хью Н. Кеннеди , Али «помогло» то, что аль-Ашас и другие ключевые вожди племен были размещены в Иране в то время и вернулись в Куфу только после того, как Али получил там широкое признание. [ 29 ]
Роль в арбитраже между Али и Муавией
[ редактировать ]Аль-Ашас и его многочисленные последователи из племени служили под началом Али и командовали правым крылом армии халифа в битве при Сиффине против Муавии ибн Аби Суфьяна , губернатора Сирии и противника халифата Али, в 657 году. [ 30 ] [ 29 ] Битва завершилась соглашением о проведении арбитража по поводу руководства халифатом. Иракские сторонники Али получили значительную поддержку урегулирования спора, в том числе со стороны аль-Ашаса. Он выразил тревогу, что враги мусульман воспользуются их внутренними раздорами. Кеннеди отмечает, что непосредственный опыт аль-Ашаса в Иране, который еще не был умиротворен, определял его поддержку арбитража, а также желание не усиливать Али, учитывая его сильную зависимость от курры и его покровительство сопернику. лидер куфанских киндитов Худжр ибн Ади . [ 31 ]
По словам ат-Табари, аль-Ашас повлиял на назначение Али Абу Мусы аль-Ашари , известного мусульманина южноаравийского происхождения, своим представителем в арбитраже вместо первоначального выбора Али, его двоюродного брата Абдаллаха ибн Аббас . [ 14 ] Поскольку арбитраж ухудшил авторитет Али и привел к его падению, более поздние источники (особенно прошиитские) обвиняют аль-Ашаса в предательстве. [ 6 ] [ 32 ] Реальные события остаются неясными. Аль-Ашас определенно был близок к соперникам Али из Омейядов и не принимал никакого участия в убийстве Усмана. Таким образом, он, вероятно, чувствовал, что может приспособиться к ним. Кроме того, соображения племенной солидарности, возможно, сыграли роль в его защите мира, поскольку южноаравийские племена были многочисленны как в Ираке, так и в Сирии и, таким образом, пострадают от продолжения конфликта. [ 6 ]
Тем не менее он остался верен Али, и его дочь Джаада вышла замуж за сына Али аль-Хасана . [ 6 ] В некоторых источниках Джаада обвиняется в отравлении и убийстве аль-Хасана, хотя историк Асад Ахмед отмечает, что это «весьма вероятно, является развитием пропаганды Алидов против аль-Ашаса». [ 33 ] После того, как Али был убит в январе 661 года, Муавия вскоре получил всеобщее признание как халиф. Кеннеди комментирует, что его «триумф был триумфом» вождей племен Куфы, особенно аль-Ашаса и его сына Мухаммеда, которые процветали при новом режиме, над их соперниками, включая Худжра ибн Ади, «которые чувствовали себя преданными и обиженными ". [ 34 ]
Смерть и потомки
[ редактировать ]Аль-Ашас умер в Куфе в 661 году. [ 14 ] Его потомки, называемые в мусульманских источниках Ашаитами , были одной из самых известных семей арабской племенной знати в Ираке. Его сыновья Кайс и Мухаммед сменили его на посту лидера куфанских киндитов. [ 2 ] Первый командовал киндитскими бойцами в армии Омейядов против Хусейна ибн Али в битве при Кербеле в 680 году, а второй был командиром под началом антиомейядского губернатора Басры Мусаба ибн аз-Зубайра . Сыновья Мухаммеда Исхак, Касим и Саббах участвовали в кампаниях в Табаристане . [ 2 ] в то время как его сын Абд ар-Рахман , более известный как Ибн аль-Ашас, возглавил массовое иракское восстание против Омейядов в 700–701 годах, которое закончилось поражением и значительно ухудшившимся статусом иракских солдат Куфы и Басры. [ 35 ] [ 36 ]
Политическое влияние семьи существенно снизилось к моменту ее четвертого поколения. Двое сыновей Исхака, Мухаммад и Усман, присоединились к антиомейядскому иракскому восстанию Язида ибн аль-Мухаллаба в 720 году. Внук Исхака, Мундхир ибн Мухаммад, возглавил киндитское подразделение армии Омейядов против алидского мятежника Зайда ибн Али в 740 году. Правнук Исхака, Тальха ибн Исхак ибн Мухаммад, был заместитель губернатора Куфы при Аббасидах в 759 г., а правнук Исмаила Исхак ибн ас-Саббах ибн Имран служил в той же должности в 778–781 гг. и недолгое время при халифе Харуне ар-Рашиде ( годы правления 786) . –809 ). Выдающийся арабский философ аль-Кинди (ум. 873) был потомком аль-Ашаса в седьмом поколении. [ 37 ]
Генеалогическая карта потомков аль-Ашаса |
---|
Примечания
[ редактировать ]- ^ Полное имя и генеалогия Аль-Ашаса: Мадикариб ибн Кайс ибн Мадикариб ибн Мухавия ибн Джабала ибн Ади ибн Рабиа ибн Мухавия аль-Акрамин ибн аль-Харит ибн Муавия ибн аль-Харис ибн Муавия ибн Саур ибн Муратти ибн Кинда. [ 1 ]
- ↑ Биограф Мухаммеда Ибн Исхак , живший в VIII веке , утверждает, что делегация киндитов состояла из восьмидесяти человек, и это число современный историк Вернер Каскель считает преувеличенным. Историк VIII века Ибн Саад оценивает делегацию киндитов примерно в дюжину человек. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ландау-Тассерон 1998 , с. 87.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кроун 1980 , с. 110.
- ^ Перейти обратно: а б Маделунг 1997 , с. 193.
- ^ Вкусно 1995 , с. 639, 20 класс.
- ^ Рекендорф 1960 , с. 696.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бланкиншип 2009 .
- ^ Вкусно 1995 , с. 642.
- ^ Tasty 1994 , стр. 334–337, 346–347.
- ^ Вкусно 1994 , с. 348.
- ^ Вкусно 1994 , с. 337.
- ^ Вкусно 1994 , с. 334.
- ^ Рекендорф 1960 , стр. 696–697.
- ^ Вкусно 1995 , с. 639.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ландау-Тассерон 1998 , с. 88.
- ^ Каскел 1966 , с. 49.
- ^ Доннер 1993 , стр. 179–180.
- ^ Перейти обратно: а б Вкусно 1994 , с. 343.
- ^ Вкусно 1994 , с. 346.
- ^ Вкусно 1994 , с. 344.
- ^ Доннер 1993 , стр. 182–183.
- ^ Доннер 1993 , стр. 185–186.
- ^ Доннер 1993 , с. 188.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 57–58.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 66–67.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 71.
- ^ Ахмед 2011 , стр. 24–25.
- ^ Ибрагим 1990 , с. 141.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 73.
- ^ Перейти обратно: а б Кеннеди 2004 , с. 77.
- ^ Маделунг 1997 , с. 219.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 78.
- ^ Рекендорф 1960 , с. 697.
- ^ Ахмед 2011 , с. 143.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 84.
- ^ Вечча Валььери 1971 , стр. 715–719.
- ^ Хоутинг 2000 , стр. 107-1. 67–70.
- ^ Кроун 1980 , с. 111.
Библиография
[ редактировать ]- Ахмед, Асад К. (2011). Религиозная элита раннего исламского Хиджаза: пять просопографических тематических исследований . Оксфорд: Отдел просопографических исследований колледжа Линакр Оксфордского университета. ISBN 978-1-900934-13-8 .
- Бланкиншип, Халид Яхья (2009). «аль-Ашас б. Кайс» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Каскель, Вернер (1966). Гамхарат ан-Насаб: Генеалогический труд Хисама ибн Мухаммада аль-Калби, Том II (на немецком языке). Лейден: Брилл.
- Кроун, Патрисия (1980). Рабы на лошадях: эволюция исламского государства . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-52940-9 .
- Доннер, Фред М. , изд. (1993). История ат-Табари, Том X: Завоевание Аравии, 632–633 гг. Н.э./11 хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-1071-4 .
- Хоутинг, Джеральд Р. (2000). Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661–750 гг. Н.э. (второе изд.). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-24072-7 .
- Ибрагим, Махмуд (1990). Торговый капитал и ислам . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-74118-8 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Ландау-Тассерон, Элла, изд. (1998). История ат-Табари, том XXXIX: Биографии сподвижников Пророка и их преемников: Дополнение ат-Табари к его истории . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-2819-1 .
- Лекер, Майкл (ноябрь 1994 г.). «Как бы в канун ислама и во время «Ридды» » . Журнал Королевского азиатского общества . 4 (3): 333–356. дои : 10.1017/S1356186300005964 . JSTOR 25182938 . S2CID 162695659 .
- Лекер, Майкл (октябрь – декабрь 1995 г.). «Иудаизм среди своего рода и Ридда своего рода». Журнал Американского восточного общества . 115 (4): 635–650. дои : 10.2307/604732 . JSTOR 604732 .
- Маделунг, Уилферд (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-64696-3 .
- Рекендорф, Х. (1960). «аль-Ас̲х̲ʿат̲х̲» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 696–697. OCLC 495469456 .
- Векча Валььери, Л. (1971). «Ибн аль-Асахатат » В Льюисе, Б .; Зверинец, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 100-1 715–719. OCLC 495469525 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Леубе, Георг (2023). «Разрешение двойственности посредством (заявленного) отлучения от церкви: изображение аль-Ашаса бен Кайса в ранней и классической арабо-исламской историографии». Аль-Масак: Журнал средневекового Средиземноморья . 35 (1): 34–53. дои : 10.1080/09503110.2022.2118504 . S2CID 253299562 .