Алиды
Алиды | |
---|---|
Потомки Али ибн Аби Талиба | |
Нисба | аль-Алави |
Происходил от | Али ибн Аби Талиб |
Филиалы | |
Религия | ислам |
Часть серии о |
Но |
---|
Алиды Али - это те, кто заявляют о своем происхождении от ибн Аби Талиба ( арабский : عَلِيّ بْن أَبِي طَالِب ; ок. 600–661 гг. Н. Э. ), четвертого халифа Рашидун ( годы правления 656–661 ) и первого имама в шиитском исламе . Али также был двоюродным братом и зятем исламского пророка Мухаммеда . Основные ветви — Хасаниды и Хусейниды , названные в честь Хасана и Хусейна , старших сыновей Али от его брака с Фатимой , дочерью Мухаммеда. Как потомки Мухаммеда, они почитаются всеми мусульманами . Алиды возглавляли различные движения в исламе , а линия из двенадцати Алидов является имамами шиитов-двунадесятников , крупнейшей шиитской ветви.
Дети Али
[ редактировать ]Помимо семнадцати дочерей, различные источники сообщают, что у Али было одиннадцать, то четырнадцать, то восемнадцать сыновей. [ 1 ] Его первый брак был с Фатимой , дочерью исламского пророка Мухаммеда , которая родила Али трех сыновей, а именно, Хасана , Хусейна и Мухсина , хотя последний не упоминается в некоторых источниках. [ 1 ] Мухсин либо умер в младенчестве, [ 2 ] или произошел выкидыш после того, как Фатима была ранена во время рейда на ее дом с целью арестовать Али, который отказался от присяги на верность первому халифу Рашидун Абу Бакру ( годы правления 632–634 ). [ 3 ] Первое сообщение появляется в суннитских источниках, а второе - в шиитских источниках. Хасан и Хусейн признаны вторым и третьим имамами в шиитском исламе , а их потомки известны как Хасаниды и Хусейниды соответственно. [ 4 ] Они почитаются всеми мусульманами как потомки Мухаммеда и удостаиваются дворянских титулов, таких как Шариф и Сайид . [ 5 ] У Али и Фатимы также было две дочери, а именно, Зайнаб и Умм Кульсум . [ 6 ] После смерти Фатимы в 632 году Али женился повторно и у него родились еще дети. Среди них род Али продолжился через Мухаммада ибн аль-Ханафию , Аббаса ибн Али и Умара аль-Атрафа , их потомки удостоились титула алави ( букв. « Али » ). Соответственно, они родились у Хавлы аль-Ханафии , Умм аль-Банина и Умм Хабиб бинт Рабиа (ас-Сахба). [ 1 ]
Алиды в истории
[ редактировать ]Umayyads era ( r. 661–750 )
[ редактировать ]Муавия захватил власть после убийства Али в 661 году и основал Халифат Омейядов . [ 7 ] во время которого Алиды и их сторонники подверглись жестоким преследованиям. [ 6 ] После Али его последователи ( шииты ) признали своим имамом его старшего сына Хасана. После его смерти в 670 году они обратились к его брату Хусейну, но он и его небольшой караван были убиты Омейядами в битве при Кербеле в 680 году. [ 4 ] Вскоре последовало шиитское восстание аль-Мухтара в 685 году от имени Мухаммада ибн аль-Ханафии. [ 4 ] После этого последовало еще много шиитских восстаний, возглавляемых не только Алидами, но и другими родственниками Мухаммеда. [ 4 ] [ 8 ]
Основными движениями в этот период были ныне вымершие кайсаниты и имамиты. Назван в честь командира аль-Мухтара. [ 9 ] Кайсаниты энергично выступали против Омейядов и возглавлялись различными родственниками Мухаммеда. Их большинство последовало за Абу Хашимом , сыном Ибн аль-Ханафии. Когда Абу Хашим умер около 716 года, эта группа последовала за Мухаммадом ибн Али ибн Абдаллахом , правнуком дяди Мухаммеда Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба . [ 10 ] Таким образом, кайсанитское движение присоединилось к Аббасидам, то есть потомкам Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба. [ 4 ] [ 11 ] С другой стороны, имамитами руководили молчаливые потомки Хусейна через его единственного выжившего сына Али Зейна аль-Абидина ( ум. 713 ), их четвертого имама. Его сын Зайд ибн Али был исключением, поскольку около 740 года он возглавил неудавшееся восстание против Омейядов. [ 4 ] Последователи Зайда сформировали зайдитов , для которых имамом считался любой ученый Хасанид или Хусейнид, восставший против тирании. [ 12 ]
Эпоха Аббасидов ( годы правления 750–1258 ).
[ редактировать ]Чтобы свергнуть Омейядов, Аббасиды заручились поддержкой шиитов от имени Ахль аль-Байт , то есть семьи Мухаммеда. Но многие шииты разочаровались, когда Аббасид ас-Саффах ( годы правления 750–754 ) объявил себя халифом, поскольку вместо этого они надеялись на лидера Алидов. [ 13 ] Аббасиды вскоре обратились против своих бывших союзников и начали преследовать Алидов и их сторонников-шиитов. [ 4 ] [ 14 ] В ответ шииты доктринально ограничили свое руководство Алидами, многие из которых восстали против Аббасидов, включая братьев Хасанидов Мухаммада ибн Абдаллаха ( ум. 762 ) и Ибрагима. [ 1 ] [ 1 ] Вместо этого некоторые Алиды нашли убежище в отдаленных районах и основали региональные династии на южных берегах Каспийского моря , Йемене и западном Магрибе . [ 4 ] [ 15 ] Например, восстание хасанидов Хусейна ибн Али аль-Абида было подавлено в 786 году, но его брат Идрис ( ум. 791 ) бежал и основал первую династию Алидов в Марокко . [ 1 ] [ 14 ] Аналогично ряд зейдитских правил появился в северной Персии и в Йемене, последний из которых сохранился до наших дней. [ 16 ] [ 4 ]
Некоторые молчаливые имамы имамитов, вероятно, также были убиты Аббасидами. [ 17 ] Например, их седьмой имам, Муса аль-Казим ( ум. 799 ), провел годы в аббасидских тюрьмах и умер там, возможно, отравленный по приказу халифа Харуна ар-Рашида ( годы правления 786–809 ), у которого также были «сотни Алидов» убит. [ 18 ] Халиф аль-Мамун ( годы правления 813–833 ) позже предпринял попытку примирения, назначив в 816 году своим наследником Али аль-Рида , восьмого имама имамитов. Но другие Аббасиды восстали против оппозиции в Ираке , что вынудило аль-Мамуна изменить свою политику, и примерно в это же время умер Али аль-Рида, вероятно, отравленный. [ 19 ] [ 20 ] Али аль-Хади ( ум. 868 ) и Хасан аль-Аскари ( ум. 874 ), десятый и одиннадцатый имамы имамитов, содержались в столице Самарре под строгим надзором. [ 21 ] Большинство имамитских источников сообщают, что оба были отравлены Аббасидами. [ 22 ] Их последователи также верят, что рождение их двенадцатого имама, Мухаммада аль-Махди , было скрыто из-за страха перед преследованием Аббасидов и что он остается в сокрытии по божественной воле с 874 года до своего нового появления в конце времен, чтобы искоренить несправедливость и зло. [ 23 ] [ 24 ] Они стали известны как Twelvers . [ 25 ]
Между тем, единственный исторический раскол среди имамитов произошел после смерти в 765 году их шестого имама, молчаливого Джафара ас-Садика , [ 4 ] [ 25 ] сыгравший ключевую роль в формулировании имамитских доктрин. [ 26 ] Некоторые утверждали, что его назначенным преемником был его сын Исмаил , который фактически умер раньше ас-Садика. Эти последователи навсегда отделились и позже сформировали исмаилитов . [ 4 ] Некоторые из них отрицали смерть Исмаила, но большинство признало имамата его сына Мухаммада ибн Исмаила . Его смерть около 795 года отрицалась большинством его последователей, ожидавших его возвращения в качестве Махди, в то время как меньшинство прослеживало имамата в его потомках. [ 27 ] Исмаилиты активно выступали против Аббасидов. [ 28 ] и их усилия завершились созданием Фатимидского халифата ( годы правления 909–1171 ) в Северной Африке . [ 4 ] хотя некоторые подвергают сомнению исмаилитское происхождение халифов Фатимидов. [ 1 ]
Неудавшееся восстание Занджа против Аббасидов было спровоцировано в Ираке и Бахрейне в середине девятого века Али ибн Мухаммадом Сахибом аз-Занджем, который заявлял о своем происхождении от Аббаса ибн Али. Поэзия потомков Аббаса ибн Али собрана в «Аль-Авраке» , составленном тюркским ученым ас-Сули ( ум. 946–947 ). Одним из его потомков был Аббас ибн аль-Хасан аль-Алави, который прославился как поэт и ученый во времена правления Харуна ар-Рашида и аль-Мамуна. [ 29 ]
Династии Алидов
[ редактировать ]Несколько династий заявляли о своем происхождении от Али, часто через его сына Хасана. Династии Хасанидов включают Идриситов и Шарифов Магриба в Северной Африке и Хаммудидов в Андалусии , расположенной на территории современной Испании . [ 4 ] Фатимидский халифат заявлял о своем происхождении от Хусейнидов. [ 1 ]
Генеалогические таблицы
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Льюис 2012 .
- ^ Бюлер 2014 , с. 186.
- ^ Хетия 2013 , с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Регистрация 2008 года .
- ^ Наср и Афсаруддин 2023 .
- ^ Перейти обратно: а б Уарт 2012 .
- ^ Маделунг 2003 .
- ^ Момент 1985 , с. 64.
- ^ МакХьюго 2018 , с. 104.
- ^ Дафтари 2013 , с. 39.
- ^ Момент 1985 , с. 69.
- ^ Момент 1985 , с. 49.
- ^ Доннер 1999 , стр. 24–25.
- ^ Перейти обратно: а б Момент 1985 , с. 71.
- ^ Доннер 1999 , с. 26.
- ^ Момент 1985 , с. 50.
- ^ Пирс 2016 , с. 44.
- ^ Момент 1985 , стр. 39–40.
- ^ Маделунг 1985 .
- ^ Момент 1985 , стр. 41–42.
- ^ Момент 1985 , с. 162.
- ^ Момент 1985 , с. 44.
- ^ Амир-Моэцци 1998 .
- ^ МакХьюго 2018 , с. 108.
- ^ Перейти обратно: а б МакХьюго 2018 , с. 107.
- ^ МакХьюго 2018 , с. 105.
- ^ Хайдер 2014 , с. 124.
- ^ Дафтари 2013 , с. 5.
- ^ Бахрамян и Булукбаши 2015 .
Ссылки
[ редактировать ]- Амир-Моэцци, Мохаммад Али (1998). «Эсхатология iii. Имамитский шиизм» . Энциклопедия Ираника Том. VIII/6 стр. 100-1 575–581.
- Бахрамян, Али; Блокбаши, Али А. (2015). «Аль-Аббас б. Али » В Маделунге, Уилферд; Блокнот, Фархад (ред.). Исламская энциклопедия Перевод Негабана, Фарзина. дои : 10.1163/1875-9831_island_COM_0009 .
- Бличфельдт, Ян-Олаф (1985). Ранний махдизм: политика и религия в период становления ислама . Э. Дж. Брилл. ISBN 9789004076433 .
- Бюлер, Артур Ф. (2014). «Фатима (ум. 632)» . В Фитцпатрике, Коэли; Уокер, Адам Хани (ред.). Мухаммед в истории, мысли и культуре: Энциклопедия Пророка Божьего . Том. 1. АВС-КЛИО. стр. 182–187. ISBN 9781610691772 .
- Дафтари, Фархад (2008). « Алиды» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Стюарт, Девин Дж. (ред.). Энциклопедия ислама (Три изд.). дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_26329 . ISBN 9789004171374 .
- Дафтари, Фархад (2013). История шиитского ислама . ИБ Таурис. ISBN 9781780768410 .
- Доннер, Фред М. (1999). «Мухаммед и Халифат» . В Эспозито, Джон Л. (ред.). Оксфордская история ислама . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–62. ISBN 0195107993 .
- Хайдер, Наджам (2014). Шиитский ислам: Введение . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107625785 .
- Уарт, Кл. (2012). «Алиды» . Ин Хоутсма, магистр естественных наук; Арнольд, ТВ; Бассет, Р.; Хартманн, Р. (ред.). Энциклопедия ислама (Первое изд.). дои : 10.1163/2214-871X_ei1_SIM_0645 . ISBN 9789004082656 .
- Хетия, Винай (2013). Фатима как мотив раздора и страдания в исламских источниках (Тезис). Университет Конкордия.
- Льюис, Б. (2012). « Алиды» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_0543 . ISBN 9789004161214 .
- Маделунг, Уилферд (1985). «АЛИ АЛ-РЕЖА» . Энциклопедия Ираника . Том. Я/8. стр. 877–880.
- Маделунг, Уилферд (2003). «Сасан Б. Али Б. Аби Талеб » Энциклопедия Ираника Том. XV/3 стр. 100-1 327–328.
- МакХьюго, Джон (2018). Краткая история суннитов и шиитов . Издательство Джорджтаунского университета. ISBN 97816261-65878 .
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300035315 .
- Наср, Сейед Хосейн ; Афсаруддин, Асма (2023). «Али» . Британская энциклопедия .
- Пирс, Мэтью (2016). Двенадцать непогрешимых людей: имамы и становление шиизма . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674737075 .