Мириам
Мириам | |
---|---|
Пророчица, Праведница | |
Заслуженный в | иудаизм христианство ислам |
Праздник | 15 или 17 декабря |
Покровительство | Aden , Yemen; Kragujevac , Serbia; Ташкент , Узбекистан; Ужгород , Украина |
Мириам ( иврит : מרים Мирьям , букв. «Восстание») [ 1 ] [ 2 ] описывается в еврейской Библии как дочь Амрама и Иохаведы и старшая сестра Моисея и Аарона . Она была пророчицей и впервые появляется в Книге Исхода .
Тора . называет ее «Мириам Пророчица» [ 3 ] и Талмуд [ 4 ] называет ее одной из семи главных женщин-пророков Израиля. Писание описывает ее наряду с Моисеем и Аароном как спасающую евреев из египетского плена: «Ибо Я вывел вас из земли Египетской и искупил вас из дома рабства, и послал пред вами Моисея, Аарона и Мариам». . [ 5 ] Согласно Мидрашу , [ 6 ] как Моисей вывел мужчин из Египта и научил их Торе, так и Мириам вела женщин и учила их Торе.
Библейское повествование
[ редактировать ]Мириам была дочерью Амрама и Иохаведа и сестрой Аарона и Моисея, вождя израильтян в Древнем Египте. [ 7 ] Повествование о детстве Моисея в Торе описывает неназванную сестру Моисея, наблюдающую, как его помещают в Нил ( Исход 2:4 ); ее традиционно называют Мириам. [ 8 ] : 71
В библейском повествовании «Исход » Мириам описывается как « пророчица », когда она возглавляет израильтян в « Песне моря» после того, как армия фараона была уничтожена у Ям Суфа . [ 8 ] : 71
Когда израильтяне разбили лагерь в Ацероте после ухода с горы Синай , Мириам и Аарон выступают против Моисея, потому что он женился на неназванной «эфиопской» или «кушитской» женщине (переводы различаются). Бог сходит в столпе облачном и упрекает их, подчеркивая высший пророческий авторитет Моисея. После ухода Бога Мириам появляется белой с кожной болезнью ( цараат , традиционно переводимой как « проказа »). Аарон просит прощения и исцеления Мириам, а Моисей передает молитву Богу, который говорит, что Мириам следует исключить из израильского стана на семь дней, что и делается. [ 9 ] [ 8 ] : 79
Что касается смерти Мириам, Тора гласит: «Все общество детей Израиля прибыло в пустыню Цин в первый месяц, и люди поселились в Кадеше . Мириам умерла и была похоронена там». [ 10 ]
Интерпретации и разработки
[ редактировать ]Кушитская жена
[ редактировать ]Мидраш [ 11 ] объясняет всю историю так: Мириам и Аарону стало известно, что Моисей расстался с женой Ципорой . Они не одобряли это разделение, поскольку считали ее выдающейся праведницей, подобно тому, как темнокожий человек выделяется среди светлокожих - отсюда и упоминание Ципоры как «кушитянки». Такое использование слова «кушит» не является уничижительным и часто используется в еврейских источниках как термин для обозначения кого-то уникального и выдающегося. [ 12 ] На самом деле, царь Саул [ 13 ] и даже еврейский народ [ 14 ] обозначаются термином «кушит». Таким образом, их жалоба была не на союз Моисея и Ципоры, а на их разлуку . Единственное оправдание безбрачию Моисея они могли найти в том, чтобы сохранить его пророческое состояние. Это объясняет их утверждение, что Бог говорил не только с Моисеем, но и с ними, но они не расстались со своими супругами.
Но Бог упрекнул их, вызвав их всех «внезапно», вызвав у Мириам и Аарона сильное жжение, поскольку им не хватило погружения в микву после супружеских отношений. Таким образом, Бог продемонстрировал им уникальный уровень пророчества Моисея, к которому он должен был быть готов всегда, тем самым оправдывая свое отделение от Ципоры. После этого «гнев Божий вспыхнул на них». [ 15 ] Раввин Луи Гинзберг написал им гнев Божий.
… Я Сам повелел ему воздерживаться от супружеской жизни, и полученное им слово было открыто ему ясно, а не в темных речах, он видел Божественное присутствие сзади, когда Оно проходило мимо него. Почему же вы не побоялись говорить против такого человека, как Моисей, который, кроме того, является Моим слугой? Ваше порицание обращено ко Мне, а не к нему , ибо «приемник не лучше вора», и если Моисей не достоин своего звания, то Я, его Учитель, заслуживаю порицания.
- Легенды евреев т. III [ 16 ]
После этого Мириам остается телесный царат , который, согласно еврейским источникам, является божественным наказанием за клевету. [ 17 ] Это произошло потому, что именно она, а не Аарон, была инициатором жалобы на Моисея. [ 18 ] Несмотря на намерение Мириам помочь Ципоре, ей следовало благосклонно оценить Моисея и обратиться к Моисею от имени Ципоры в частном порядке. Аарон просит Моисея заступиться за Мириам, Моисей молится Богу исцелить ее, и Бог уступает, требуя семидневного карантина.
И Мириам, и Аарон выступили против Моисея, но только Мириам заключила цараат . Было высказано предположение, что, поскольку, согласно еврейской Библии, любой, у кого был цараат, был тамеем ( Левит 13–14 ), Аарон был избавлен от этого наказания, чтобы не прерывать свои обязанности Первосвященника . [ нужна ссылка ] Однако, учитывая формулировку стиха: «Гнев Божий вспыхнул против них [т. е. как Аарона, так и Мириам]», Талмуд, по-видимому, приходит к выводу, что Аарон сначала также был поражен цараатом , но затем был немедленно излечен. [ 19 ]
Альтернативные объяснения
[ редактировать ]Было высказано предположение, что Иосиф Флавий [ 20 ] и Ириней [ 21 ] (который просто цитирует Иосифа Флавия) идентифицирует кушитскую женщину как Тарбис , «дочь царя эфиопов». Однако, хотя Иосиф Флавий действительно описывает легенду (которая не записана в Торе), согласно которой Моисей женится на этой принцессе во время военной кампании, которую он возглавляет в Эфиопии, по словам Иосифа Флавия, этот брак происходит, когда Моисей еще был царственным принцем Египта, задолго до его перевоплощения. -обнаруживает своих угнетенных еврейских братьев. После этого, бежав в одиночестве из Египта, [ 22 ] Моисей женится на Ципоре, дочери Итро Мадианитянина, как записано в Торе. [ 23 ] Таким образом, Иосиф Флавий [ 24 ] сам записывает брак Моисея с Ципорой как отдельный и последовавший за его предыдущим браком с Тарбисом. Более того, согласно заключению легенды о Тарбисе, Моисей изготовил чудесное кольцо, благодаря которому она забыла свою любовь к нему, а затем вернулся в Египет один. [ 25 ] Таким образом, даже согласно Иосифу Флавию, первый брак Моисея с Тарбисом как военачальником Египта распался задолго до его более позднего брака с Ципорой как беглецом из Египта, так что кушитская жена Моисея, упомянутая в Торе после Исхода, по-видимому, была Ципорой, поскольку объяснено выше.
Ричард Э. Фридман пишет, что, поскольку под Кушем обычно понимают «Эфиопию», вполне возможно, что «кушитская женщина» не является Ципорой. Но он добавляет, что, поскольку есть место под названием Кушан, которое является областью Мадиама, а жена Моисея Ципора уже была идентифицирована как мадианитянка, вполне возможно, что термин «кушитка» относится к тому, что Ципора была родом из Кушана. [ 26 ] Однако основной интерес Фридмана заключается не в личности кушитской женщины, а скорее в исходе этой истории, которая устанавливает превосходство Моисея над Аароном как пример его утверждения о том, что конкурирующие священства создавали или публиковали сказки, чтобы узаконить свои соответствующие претензии на привилегии и власть. Он описывает священство Ааронидов в Иудейском царстве , которое заявляло о своем происхождении от Аарона и контролировало Храм в Иерусалиме , в отличие от священства, которое заявляло о своей верности Моисею и базировалось в Силоме в Израильском царстве. Используя интерпретации документальной гипотезы , он отмечает, что эта история, которую он называет «Белоснежной Мириам», была написана Элохистом, который , как он утверждает, принадлежал к священству Силом или поддерживал его, и таким образом продвигал эту историю, чтобы утвердить превосходство Моисея. над Аароном и тем самым умалить священство Ааронидов в Иудее. Однако личность кушитской женщины, упомянутой в этой истории, не имеет никакого отношения к Фридману, и его мнение остается неубедительным.
Колодец Мириам
[ редактировать ]Смерть Мириам описана в Числах 20:1, а в следующем стихе описывается, как израильтяне жалуются на нехватку воды в Кадеше . В тексте говорится: «Мириам умерла там и была похоронена там. И не было воды для собрания».
В еврейской народно-религиозной традиции этот резкий переход между ее смертью и отсутствием воды объяснялся постулированием «колодца Мириам», который высох, когда она умерла. Дальнейшие разработки идентифицировали скалу, по которой Моисей ударил, чтобы получить воду в Исходе 17: 5–6, с этим колодцем, и было сказано, что камень путешествовал вместе с людьми до смерти Мириам. [ 27 ] [ 28 ] : 217–228
Талмуд [ 29 ] говорит: «Три великих вождя вели Израиль: Моисей, Аарон и Мариам. За свои заслуги они получили три великих дара: Колодец [Мириам], Облака Славы [Аарон] и Манну [Моисей]». Когда Мириам умерла, колодец убрали, о чем свидетельствует тот факт, что сразу после стиха «И умерла Мириам» в общине не было воды. [ 10 ]
Раши говорит, что этот колодец был той самой скалой, из которой Моисей извлек воду после смерти Мириам. [ 30 ] В Мидраше говорится, что, когда они разбили лагерь, вождь каждого племени поднес свой посох к колодцу и провел на песке линию, ведущую к лагерю своего племени. Вода из колодца была взята после отметки и, таким образом, обеспечила водой каждое из племен. [ 31 ]
Символизм в современной практике
[ редактировать ]Мириам – популярная фигура среди некоторых еврейских феминисток . Так, в дополнение к традиционному кубку вина, который подается для Пророка Илии, некоторые феминистские седеры ставят чашу воды для Мириам, что иногда также сопровождается ритуалом в ее честь. [ 32 ] Кубок Мириам зародился в 1980-х годах в бостонской группе Рош Ходеш ; его изобрела Стефани Лу, которая наполнила его тем, что она называла майим хаим (живой водой), и использовала в феминистской церемонии управляемой медитации . [ 33 ] Чаша Мириам связана с мидрашем колодца Мириам, описанным как «раввинская легенда, повествующая о чудесном колодце, который сопровождал израильтян в течение сорока лет их пребывания в пустыне во время исхода из Египта». [ 34 ] [ 35 ]
Некоторые современные ортодоксальные евреи возродили древний обычай [ 36 ] добавления куска рыбы на тарелку седера в честь Мириам, которая связана с водой, на основе учения Талмуда [ 29 ] что Бог дал манну (на земле) в заслугу Моисея, облака славы (на небе) в заслугу Аарона и колодец (воды) в заслугу Мариам. Соответственно, ягненок (земля), яйцо (воздух) и рыба (вода) в Седере символизируют трех пророков Моисея, Аарона и Мириам соответственно, которых Бог избрал для выкупа евреев из Египта. [ 37 ] Точно так же ягненок, яйцо и рыба также отсылают к трем мифическим существам в еврейской традиции — наземному зверю Бегемоту , [ 38 ] птица Зиз , [ 39 ] и морское существо Левиафан , [ 40 ] соответственно. Согласно Мидрашу , Левиафан и Бегемот, [ 41 ] а также Зиз, [ 42 ] должны быть поданы в Сеудат Техият ха-Метим. [ 43 ] (праздник праведников после Воскресения мертвых), на который намекает пасхальный седер, поскольку он отмечает прошлое искупление вместе с чашей Илии, возвещающей будущее, окончательное искупление. [ 44 ] [ 45 ]
Коранический аккаунт
[ редактировать ]Имя сестры Моисея конкретно не упоминается. Ее называют просто «его сестрой» или «сестрой Моисея».
В Коране , как и в еврейской Библии , Мириам подчиняется просьбе своей матери следовать за младенцем Моисеем, пока он плывет по реке в корзине, причем их мать спустила его на плаву, чтобы он не был убит слугами и солдатами фараона ( 28: 11 ). Позже Асия , жена фараона, находит Моисея у реки и усыновляет его как своего, но Моисей отказывается кормить ее грудью. Мириам просит жену фараона и ее служанок, чтобы его собственная мать была нянькой Моисея, причем личность матери неизвестна жене фараона ( 28:12-13 ).
Почитание
[ редактировать ]В Восточной Православной Церкви Мириам поминается дважды в период перед Рождеством: в Неделю Праотцев и Неделю Отцов , а также в среду после Пасхи вместе со всеми другими святыми, подвизавшимися на горе Синай. [ 46 ]
См. также
[ редактировать ]- Мириай ; Мандейская героиня, которую некоторые приравнивают к Мириам.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Еврейская симфония Стронга — 4813. Мирьям» . Библейский хаб .
- ^ «Еврейская симфония Стронга - 4805. bəmiryām» . Библейский хаб .
- ^ Исход 15:20
- ^ Мегилла 14а .
- ^ Михея 6:4 .
- ^ Таргум Михей 6:4 .
- ^ Числа 26:59
- ^ Jump up to: а б с Акерман, Сьюзен (2002). «Почему Мириам также среди пророков? (И Сепфора среди священников?)». Журнал библейской литературы . 121 (1): 47–80. дои : 10.2307/3268330 . JSTOR 3268330 .
- ^ Номера 12
- ^ Jump up to: а б Числа 20:1
- ^ Танчума, Цав 13 . См. комментарий Раши к Ну. 12:1-15 повсюду.
- ^ см. Мужество Катан 16б .
- ^ Псалмы 7:1 .
- ^ Амос 9:7 .
- ^ Нет. 12:9 .
- ^ Гинзберг, Луи (1909). том. III (Перевод Генриетты Сольд). Филадельфия: Еврейское издательское общество.
- ^ Шаббат 97а; Рамбам, Цараат 15:10.
- ^ Махарша, Шаббат 97а .
- ^ Шаббат 97а. Это согласуется с мнением Р'Акивы, хотя Р'Йегуда бен Бетейра утверждает, что, поскольку в стихе цараат явно упоминается только в отношении Мириам, гнев Бога на Аарона ограничивался одним упреком без царата .
- ^ Древний 2:10: 2
- ^ «Фрагменты из утраченных сочинений Иринея, XXXII» .
- ^ Бывший. 1:15 .
- ^ Бывший. 1:21 .
- ^ Древности 2:11:2 .
- ^ Рэли, сэр Уолтер . Всемирная история : Раздел IV, «О Моисее, вылетевшем из Египта», издание 1829 года.
- ^ Ричард Э. Фридман (май 1997 г.). Кто написал Библию . Сан-Франциско: Харпер. п. 78 . ISBN 0-06-063035-3 .
- ^ Терванотко, Ханна К. (2016). Отрицая свой голос: образ Мириам в древней еврейской литературе . Ванденхук и Рупрехт. п. 257. ИСБН 9783647551050 .
- ^ ван ден Бош, Ян Виллием (2016). «Глава 13 Колодец Мириам и его мифологические предки» . В Хаутмане, Альбердина; Кадари, Тамар; Поортуис, Марсель; Тохар, Веред (ред.). Религиозные истории в трансформации: конфликт, пересмотр и рецепция . БРИЛЛ. ISBN 9789004334816 .
- ^ Jump up to: а б Таанит 9а .
- ^ Песахим 54а .
- ^ Танчума, Чукат 21 .
- ^ Чаша Мириам: Ритуалы Чаши Мириам для семейного пасхального седера. Архивировано 4 мая 2015 г. в Wayback Machine . Мириамскап.com. Проверено 18 октября 2011 г.
- ^ «Почему Кубок Мириам? Потому что без Мириам еврейская жизнь не существовала бы | Еженедельник еврейских новостей Северной Калифорнии» . Дж . Jweekly.com. 2 апреля 2015 г. Проверено 13 апреля 2015 г.
- ^ Эссерман, Рэйчел (1 сентября 2006 г.). «Размораживание иудаизма: взгляд на веб-сайт Ritualwell» (PDF) . Репортер . Бингемтон, Нью-Йорк. Еврейская федерация Большого Бингемтона. п. 5. Архивировано из оригинала (Печать) 7 апреля 2014 года . Проверено 29 января 2014 г.
- ^ «Кубок Мириам» . Мое еврейское образование. 22 января 2014 г. Проверено 13 апреля 2015 г.
- ↑ Рав Шерира Гаон в ночь Седера, цитируется Р'Элазаром из Вормса (ок. 1176–1238) в « 17, ок. 19) » . (от доктора Яэля Левина) Маасе Рокич (Саник, 1772, стр .
- ^ Михей 6:4 – «Ибо Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства, и послал пред тобой Моисея, Аарона и Мариам» .
- ^ Пс. 50:10; Баба Батра 74б .
- ^ Пс. 50:11, 80:13-14; Баба Батра 73б .
- ^ Быт. 1:21, см. Раши; Является. 27:1; Баба Батра 74б. Доктор Яэль Левин цитирует Р'Хаима Паладжи (1788-1869): «Моэд л'Холь Чай, Измир, 1861 г., глава 4, раздел 23, стр. 24б» . который также упоминает, что ставит рыбу на стол Седера и произносит: «Да будет Твоя воля, чтобы Ты удостоил нас поесть с пиршества Левиафана».
- ^ Баба Батра 74б .
- ^ Ялкотт Шимон 1:94. См. также Махараль, Гур Арье 21:1 .
- ^ Песахим 119б и там Эйц Йосеф .
- ^ Доктор Яэль Левин. «Где Мириам на тарелке Седера?»
- ^ Левин, доктор Яэль (2001). «Помещение приготовленной еды на стол седера в память Мириам». В Шварце, Ребекка (ред.). Все женщины последовали за ней: Сборник сочинений о Мириам Пророке и женщинах Исхода . Маунтин-Вью, Калифорния, стр. 235–251.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ "Пророчица Мариа́м, сестра пророка Моисе́я" . Православный Церковный календарь (in Russian) . Retrieved 2022-06-25 .