Jump to content

Моисей в раввинской литературе

Обсуждения в раввинской литературе библейского персонажа Моисея , который вывел израильтян из Египта и их странствий по пустыне , содержат различные расширения, уточнения и выводы, выходящие за рамки того, что представлено в тексте самой Библии.

Из всех библейских персонажей Моисей чаще всего выбирался в качестве героя более поздних легенд; и его жизнь подробно описана в мидраше в поэтической Агаде . [ 1 ] Как освободитель, законодатель и вождь детей Израиля , превращенных им из неорганизованной орды в нацию, он занимает в народных легендах более важное место, чем Патриархи и все другие национальные герои. [ 2 ] Его многогранная деятельность также давала более широкие возможности для творческих украшений. [ 2 ] Почти каждая черта его характера и каждое событие его жизни оплетены целым циклом легенд; и с его карьерой связаны группы самых разных и часто противоречивых историй. [ 2 ]

Биография

[ редактировать ]

Влияние и деятельность Моисея восходят к дням Сотворения мира . Только ради него были созданы небо и земля. [ 3 ] Таким образом, рассказ о сотворении воды на второй день не завершается обычной формулой: «И увидел Бог, что это хорошо», потому что Бог предвидел, что Моисей будет страдать из-за воды. [ 4 ] Хотя Ной не был достоин спасения от Потопа, тем не менее, он был спасен, потому что Моисею суждено было произойти от него. [ 5 ] Ангелы, которых Иаков видел в своем ночном видении восходящими на небо и нисходящими с него, на самом деле были Моисей и Аарон . [ 6 ]

Рождение Моисея как освободителя народа Израиля было предсказано фараону его прорицателями, вследствие чего он издал жестокий приказ бросить всех детей мужского пола в реку. [ 7 ] Позже Мириам также предсказала своему отцу Амраму , что у него родится сын, который освободит Израиль от ига Египта . [ 8 ]

Моисей родился Адара . 7 [ 9 ] в 2377 году после сотворения мира. [ 10 ] Он родился обрезанным , [ 11 ] и смог ходить сразу после своего рождения; [ 12 ] но по другому рассказу он был обрезан на восьмой день после рождения. [ 13 ] При его рождении необычный и славный свет наполнил весь дом. [ 14 ] указывая на то, что он был достоин дара пророчества. [ 15 ] Он разговаривал со своими отцом и матерью в день своего рождения и пророчествовал в трехлетнем возрасте. [ 16 ] Его мать хранила тайну о его рождении три месяца, пока фараону не сообщили, что она родила сына. Мать положила ребенка в гроб, который спрятала среди морского камыша до того, как к ней пришли царские офицеры. [ 17 ] Семь дней мать его приходила к нему по ночам, чтобы нянчить его, а сестра Мириам днем ​​защищала его от птиц. [ 18 ]

Спасение дочери фараона

[ редактировать ]
Нахождение младенца Моисея, картина Константина Дмитриевича Флавицкого.

И наслал Бог на Египет лютый зной, [ 19 ] и дочь фараона Вифия , [ 20 ] больной проказой , пошел купаться в реке. Услышав детский плач, она увидела в камышах гроб. Она велела принести его ей, и, прикоснувшись к нему, исцелилась от проказы. [ 21 ] По этой причине она была благосклонна к ребенку. Когда она открыла гроб, она была поражена его красотой. [ 22 ] и увидел с ним Шекину . [ 23 ] Заметив, что ребенок был обрезан, она знала, что родители, должно быть, были евреями. [ 24 ]

Гавриил ударил Моисея, чтобы заставить его заплакать и вызвать жалость царевны. [ 23 ] Она хотела спасти ребенка; но, поскольку служанки сказали ей, что она не должна преступать приказов отца, она снова усадила его. [ 25 ] Тогда Гавриил сбросил всех ее служанок; [ 26 ] и исполнил Бог Вифию милосердием, [ 27 ] и заставил ребенка обрести расположение в ее глазах. [ 28 ] После этого она взяла ребенка на руки, спасла его и очень полюбила его. [ 29 ] Это было в шестой день месяца Сивана ; [ 24 ] по другой версии, 21 нисана . [ 30 ]

Когда прорицатели сообщили фараону, что искупитель Израиля родился и был брошен в воду, жестокий указ, предписывающий бросить детей в реку, был отменен. [ 31 ] Таким образом, изгнание Моисея спасло Израиль от дальнейших преследований. По другой версии, в реку уже было брошено 600 000 детей, но все они были спасены благодаря Моисею. [ 32 ]

Его воспитание

[ редактировать ]

Вития, дочь фараона, взяла ребенка и кормила его; но он отказался от груди. [ 33 ] Затем она отдала его на кормление другим египтянкам, но он отказался принимать пищу ни от одной из них. [ 34 ] Уста, которым суждено было говорить с Богом, не могли принимать нечистое молоко. [ 35 ] Поэтому Вифия отдала его на кормление своей матери.

Другая легенда гласит, что он не брал молока из груди. [ 12 ] Затем Вифия усыновила его как своего сына. [ 36 ] Помимо имени «Моисей», которое дала ему Вифия, [ 37 ] у него было семь имен, [ 38 ] или, согласно другим историям, десять других имен, данных ему его матерью, его отцом, его братом Аароном, его сестрой Мириам, его кормилицей, его дедом Кеатом и Израилем. [ 39 ] Этими именами были: Иаред, Аби Гедор, Хевер, Аби Соко, Иекуфиил, Аби Заноах и Шемаия («Шама Йах», что означает «Бог услышал»), последнее из которых было дано ему Израилем. Его еще называли «Хеман». [ 40 ]

Моисей был очень крупным ребенком в возрасте трех лет. [ 41 ] В этом возрасте, сидя за царским столом в присутствии нескольких князей и советников, он снял корону с головы фараона и возложил ее на себя. [ 42 ] Принцы были в ужасе от поступка мальчика; и прорицатель сказал, что это тот самый мальчик, который, в соответствии с их прежними предсказаниями, разрушит царство фараона и освободит Израиль. [ 43 ] Валаам и Иофор были в то время также среди советников царя. [ 44 ] Валаам посоветовал царю немедленно убить мальчика; но Иофор (другие источники [ 19 ] говорят, что это был Гавриил в образе одного из царских советников) сказал, что мальчика следует сначала осмотреть, чтобы увидеть, хватит ли у него ума совершить такой поступок намеренно. Все согласились с этим советом. Перед мальчиком на тарелке клали блестящий кусок золота или драгоценный камень вместе с горящим углем, чтобы посмотреть, какой из двух он выберет. Затем ангел Гавриил подвел руку к углю, взял его и положил в рот. Это обожгло ему язык, из-за чего ему было трудно говорить; [ 45 ] но это спасло ему жизнь. [ 46 ]

Моисей оставался в доме фараона еще пятнадцать лет. [ 47 ] Согласно Книге Юбилеев, он научился письму Ашури у своего отца Амрама . Во время своего пребывания в царском дворце он часто заходил к своим братьям, рабам фараона, разделяя их печальную участь. Он помогал каждому, кто носил слишком тяжёлое бремя или был слишком слаб для его работы. Он напомнил фараону, что раб имеет право на отдых, и попросил его предоставить израильтянам один свободный день в неделю. Фараон выполнил эту просьбу, и Моисей соответственно установил Шаббат как день отдыха для израильтян. [ 48 ]

Бегство из Египта

[ редактировать ]

Убийство Моисея египтянина [ 49 ] не считалось убийством, поскольку египтянин заслужил смерть, потому что заставил израильтянку совершить с ним прелюбодеяние. [ 50 ] Моисею было в то время восемнадцать лет. [ 51 ] [ 52 ] По другой версии, Моисею тогда было двадцать, а возможно и сорок лет. [ 52 ] [ 53 ] Эти разные мнения относительно его возраста на момент убийства египтянина основаны на разных оценках продолжительности его пребывания в царском дворце. [ 54 ] оба они предполагают, что он бежал из Египта сразу после убийства. [ 55 ]

Дафан и Авирам были заклятыми врагами Моисея, оскорбляли его и говорили, что он не должен вести себя так, как если бы он был членом царского дома, поскольку он был сыном не Вифии , а Иохаведа . До этого они оклеветали его перед фараоном. Фараон простил Моисею все остальное, но не простил ему убийство египтянина. Он передал его палачу, который выбрал очень острый меч, чтобы убить Моисея; но шея последнего стала подобна мраморному столбу, притупляющему острие меча. [ 56 ] Тем временем ангел Михаил сошел с небес и принял образ палача, придав последнему облик Моисея и убив таким образом его. Затем он взял Моисея и понес его за пределы Египта на расстояние трех, или, по другим данным, сорока дней. [ 57 ] По другой легенде, ангел принял облик Моисея и позволил поймать себя, дав тем самым настоящему Моисею возможность спастись. [ 58 ]

Король в Эфиопии

[ редактировать ]

Беглец Моисей отправился в лагерь царя Никаноса, или Киканоса, Эфиопского , который в это время осаждал собственную столицу, предательски захваченную Валаамом и его сыновьями и сделанную ими неприступной посредством магии. Моисей присоединился к армии Никаноса, и царь и все его военачальники полюбили его, потому что он был храбр, как лев, и лицо его сияло, как солнце. [ 59 ]

Когда Моисей провел девять лет в армии, царь Никанос умер, и еврей стал генералом. Он взял город, изгнав Валаама и его сыновей Яннеса и Иамвреса , и был провозглашен царем эфиопов. Он был вынужден, из уважения к желанию народа, жениться на вдове Никаноса Адонии. [ 60 ] с которым он, однако, не сожительствовал. [ 61 ] Мириам и Аарон выступили против Моисея из-за кушитской (эфиопской) женщины, на которой он женился. Он стал королем в 27 лет и правил Эфиопией 40 лет, за это время значительно усилил могущество страны. Через сорок лет его жена, царица Адония, обвинила его перед князьями и генералами в том, что он не сожительствовал с ней в течение многих лет их брака и никогда не поклонялся эфиопским богам. Она призвала князей не допустить, чтобы чужеземец среди них стал царем, а сделать царем ее сына от Никаноса, Мунахаса или Мунакароса. Князья выполнили ее желание, но отпустили Моисея с миром, подарив ему великие сокровища. Моисей, которому сейчас 67 лет, отправился из Эфиопии в Мадиам . [ 30 ]

Согласно рассказу Иосифа Флавия об этой истории (см. Моисей в эллинистической литературе ), после женитьбы Моисея на дочери эфиопского царя он не стал царем Эфиопии, а повел свои войска обратно в Египет, где и остался. Египтяне и даже сам фараон завидовали его славным делам, опасаясь также, что он может использовать свою власть для получения власти над Египтом. Поэтому они искали, как бы убить его; и Моисей, узнав о заговоре, убежал в Мадиам. Это повествование Иосифа Флавия согласуется с двумя агадическими рассказами, согласно которым Моисей бежал из Египта прямо в Мадиам, вообще не оставаясь в Эфиопии. Эти рассказы таковы: (1) Моисей двадцать лет жил в доме фараона; затем он отправился в Мадиам, где оставался шестьдесят лет, когда, будучи восьмидесятилетним человеком, взял на себя миссию по освобождению Израиля. [ 62 ] (2) Моисей прожил сорок лет в доме фараона; оттуда он отправился в Мадиам, где пробыл сорок лет, пока ему не была поручена его миссия. [ 63 ]

В Мадиаме

[ редактировать ]

По прибытии в Мадиам Моисей рассказал всю свою историю Иофору, который узнал в нем человека, которому суждено было уничтожить египтян. Поэтому он взял Моисея в плен, чтобы передать его фараону. [ 19 ] По другой легенде, Иофор принял его за эфиопского беглеца и намеревался доставить эфиопам. [ 64 ] Он держал его в плену семь [ 19 ] или десять [ 64 ] годы.

Обе эти легенды основаны на другой легенде, согласно которой Моисею было 77 лет, когда Иофор освободил его. Согласно легенде, [ 19 ] где говорится, что он отправился в лагерь Никаноса в возрасте тридцати лет и правил Эфиопией сорок лет, в руках Иофора он находился всего семь лет (30 плюс 40 плюс 7 равно 77). По другой легенде, [ 64 ] ему было восемнадцать лет, когда он бежал из Египта; он оставался девять лет в лагере Никаноса; и был царем Эфиопии сорок лет. Следовательно, он должен был быть пленником Иофора в течение десяти лет, или до своего семидесяти седьмого года.

Моисей был заключен в глубокую темницу в доме Иофора и получал в пищу лишь небольшие порции хлеба и воды. Он бы умер от голода, если бы Сепфора , которой Моисей перед своим пленением сделал предложение руки и сердца у колодца, не разработала план, согласно которому она больше не выходила пасти овец, а оставалась дома, чтобы заниматься хозяйством. , тем самым получив возможность снабжать Моисея едой без ведома ее отца. Через десять (или семь) лет Сепфора напомнила отцу, что однажды он бросил в темницу человека, который, должно быть, давно умер; но если бы он еще был жив, он, должно быть, был справедливым человеком, которого Бог чудом сохранил в живых. Иотро пошел в темницу и позвал Моисея, который сразу же ответил. Когда Иофор нашел Моисея молящимся, он действительно поверил, что тот был спасен чудом, и освободил его.

Иофор посадил в своем саду чудесный жезл, который был создан в шестой день творения, в пятницу днем, и был дан Адаму . Этот любопытный жезл был передан через Еноха , Сима , Авраама , Исаака и Иакова Иосифу . , после смерти которого он перешел во владение двора фараона Иотро, увидевший его там, украл его и посадил в своем саду. На жезле были выгравированы тетраграмматон и инициалы десяти казней, предназначенных для Египта. Иофор просил каждого, кто хотел жениться на одной из его дочерей, вытащить жезл; но ни один поклонник еще не преуспел в этом. Моисей, будучи освобожденным, прогуливался по саду, увидел жезл и прочитал надпись. Он легко вытащил его из земли и использовал в качестве посоха. Таким образом, Иофор признал Моисея освободителем Израиля и дал ему в жены добродетельную Сепфору и много денег. [ 65 ] Иофор оговорил, что первенец от брака должен принять языческую веру Иофора, в то время как все остальные дети могут быть воспитаны как евреи; и Моисей согласился с этим. [ 66 ] По данным « Мидраша Вайоши » лк, половина детей от этого брака должна была принадлежать к иудаизму , а половина — к язычеству . Поэтому, когда у него родился сын Гирсон , который впоследствии стал отцом Ионафана, Моисей по соглашению с Иофоро не мог обрезать его. [ 64 ]

Поэтому Моисей отправился с женой и ребенком (другая версия гласит, что оба его сына тогда уже родились) в Египет. По дороге он встретил Сатану , или Мастему, как он назван в Книге Юбилеев , [ 67 ] в образе змеи, которая начала проглатывать Моисея и проглотила верхнюю часть его тела, когда он остановился. Сепфора , увидев это, пришла к выводу, что действие змея произошло потому, что ее сын не был обрезан. [ 68 ] после чего она обрезала его и смазывала кровью ноги Моисея. , Затем послышался небесный голос приказывающий змею извергнуть полупроглоченного Моисея, что он немедленно и сделал. Когда Моисей пришел в Египет, он встретил своих старых врагов Дафана и Авирама , и когда они спросили его, что он ищет в Египте, он немедленно вернулся в Мадиам. [ 56 ]

У горящего куста

[ редактировать ]

Будучи пастырем своего тестя, он загнал своих овец далеко в пустыню ( Исход 3:1 ), чтобы не дать овцам пастись на полях, не принадлежащих Иофору. [ 69 ] Здесь ему явился Бог и обратился к нему семь дней подряд. [ 70 ] Моисей, однако, отказался слушать, потому что не позволял, чтобы его отвлекали от работы, за которую ему заплатили. Тогда Бог вызвал пылающий куст, [ 71 ] чтобы отвлечь внимание Моисея от его работы. Подпастухи с Моисеем не видели ничего из того чудесного зрелища, которое видел один Моисей. [ 72 ] Затем Моисей прервал свою работу и подошел ближе к кусту, чтобы разобраться. [ 73 ] Поскольку Моисей был в то время совершенно неопытен в пророчествах, Бог, призывая его, подражал голосу Амрама , чтобы не напугать его. его отец Амрам Моисей, который думал, что ему является , сказал: «Чего желает мой отец?» Бог ответил: «Я Бог отца твоего», [ 74 ] и дал ему миссию по спасению Израиля. [ 30 ] Моисей не решался принять миссию [ 75 ] главным образом потому, что он боялся, что его старший брат Аарон , который до этого был единственным пророком в Израиле, может почувствовать себя униженным, если его младший брат станет спасителем народа; после чего Бог заверил его, что Аарон будет рад этому. [ 76 ] По другой версии, [ 77 ] Моисей сказал Богу: «Ты обещал Иакову, что Сам освободишь Израиль, [ 78 ] не назначая посредника». Бог ответил: «Я Сам спасу их, но ты пойди первым и объяви детям Моим, что Я сделаю это». Моисей согласился и пошел к своему тестю Иотро, [ 79 ] получить разрешение покинуть Мадиам, [ 80 ] ибо он обещал не покидать Мадиам без его разрешения.

Моисей вышел с женой и детьми и встретил Аарона , [ 81 ] который сказал ему, что было неправильно брать их в Египет, поскольку была предпринята попытка вывести израильтян из этой страны. Поэтому он отправил свою жену и детей обратно в Мадиам. [ 82 ]

Противостояние с фараоном

[ редактировать ]

Когда они пришли к фараону, Моисей шел впереди, а Аарон следовал за ним, потому что Моисей пользовался большим уважением в Египте; [ 83 ] в остальном Аарон и Моисей были одинаково выдающимися и уважаемыми. [ 84 ]

У входа в египетский царский дворец стояли два леопарда, которые не позволяли никому приближаться, пока их не успокоила охрана; но когда пришел Моисей, они играли с ним и заискивали перед ним, как будто они были его собаками. [ 85 ] По другой версии, у каждого входа стояла охрана. Однако Гавриил незаметно ввел Моисея и Аарона во дворец. [ 86 ] Поскольку появление Моисея перед фараоном привело лишь к увеличению задач детей Израиля, [ 87 ] Моисей вернулся в Мадиам; и, по одной из версий, одновременно забрал обратно жену и детей. [ 88 ]

Пробыв шесть месяцев в Мадиаме, он вернулся в Египет, [ 30 ] где он подвергся множеству оскорблений и ранений со стороны Дафана и Авирама . [ 89 ] Это, вместе со страхом, что он ухудшил положение детей Израиля , смутило его разум настолько, что он произнес неуважительные слова в адрес Бога. [ 90 ] Справедливость ( Миддат ха-Дин ) пожелала наказать его за это; но поскольку Бог знал, что печаль Моисея об Израиле побудила эти слова, он позволил Милосердию ( Миддат ха-Рахамим ) преобладать. [ 91 ] Поскольку Моисей боялся, что Миддат ха-Дин может помешать искуплению Израиля, поскольку он был недостоин искупления, Бог поклялся ему искупить народ ради Моисея. [ 92 ]

Моисей в общении с фараоном всегда выказывал ему уважение, подобающее царю. [ 93 ] Моисей действительно был избран для совершения всех чудес; но так как он сам сомневался в своем успехе, [ 94 ] некоторые из них были поручены Аарону. [ 95 ] По другой версии, Аарон, а не Моисей взялся насылать язвы и совершать все чудеса, связанные с водой и пылью. Так как вода спасла Моисея, и прах помог ему скрыть тело египтянина, [ 96 ] им не подобало быть орудием зла в руке Моисея. [ 97 ]

Когда Моисей объявил о последней казни, он не назвал точное время ее появления, сказав просто ка-хацот («около полуночи»), [ 98 ] потому что он думал, что люди могут ошибиться во времени и тогда назовут его лжецом. [ 99 ] В ночь Исхода , когда Моисей заколол своего пасхального агнца , все ветры мира дули через рай, унося его ароматы и передавая их агнцу Моисея так, что его запах можно было уловить на расстоянии сорок дней. [ 100 ] В эту ночь были убиты все первенцы, включая первенца женского пола, за исключением дочери фараона Вифии , усыновившей Моисея. Хотя она была первенцем, она была спасена по молитве Моисея. [ 101 ]

Во время Исхода, когда весь народ думал только о том, чтобы забрать золото и серебро египтян, Моисей попытался унести доски для строительства будущего Храма. [ 102 ] и вынести . гроб Иосифа [ 103 ] Сера , дочь Ашера , рассказала Моисею, что гроб спустили в Нил; после чего Моисей вышел на берег реки и крикнул: «Поднимись, Иосиф» (по другой версии, он написал имя Бога на листке бумаги, который бросил в Нил ) , как гроб тут же поднялся до поверхность. [ 104 ] Другая легенда гласит, что гроб Иосифа находился среди царских гробниц, египтяне охраняли его с помощью собак, лай которых был слышен по всему Египту; но Моисей заставил собак замолчать и вынес гроб. [ 105 ]

Придя к Красному морю , Моисей сказал Богу, когда Он повелел расколоть воду: «Ты сделал законом природы, что море никогда не пересохнет», на что Бог ответил, что при сотворении мира Он заключил соглашение с морем относительно разделения его вод в это время. [ 106 ]

Когда израильтяне увидели, как фараон и его армия тонут в Красном море, [ 107 ] они хотели вернуться в Египет и основать там царство; но Моисей воспрепятствовал им, побуждая их силой. Он также удалил идолов, которые израильтяне принесли с собой из Египта. [ 108 ]

Получение Торы

[ редактировать ]

Дарение Моисею скрижалей Закона и Торы в целом — излюбленный сюжет легенд. В отличие от лаконичного высказывания р. Хосе о том, что Моисей никогда не возносился на небеса, [ 109 ] существует множество агадот, подробно описывающих, как Моисей совершил свое вознесение и получил там Тору.

Моисей поднялся в облаке, которое полностью окутало его [ 110 ] Поскольку он не мог проникнуть в облако, Бог схватил его и поместил в него. [ 111 ] Когда он достиг небес, ангелы спросили Бога: «Чего желает среди нас этот человек, рожденный от женщины?» Бог ответил, что Моисей пришел получить Тору , после чего ангелы заявили, что Бог должен дать Тору им, а не людям. Тогда Бог сказал Моисею ответить им.

Моисей боялся, что ангелы могут сжечь его дыханием своих уст; но Бог сказал ему ухватиться за престол славы. Затем Моисей доказал ангелам, что Тора им не подходит, поскольку у них нет страстей, которые можно было бы с ее помощью обуздать. После этого ангелы очень подружились с Моисеем, каждый из них что-то дал ему.

Ангел смерти сообщил ему, что благовония предотвратят чуму. [ 112 ] Впоследствии Моисей заставил Аарона применить эту превентивную меру. [ 113 ] Моисей, следуя обычаю ангелов, ничего не ел во время своего сорокадневного пребывания на небесах. [ 114 ] питаясь только великолепием Шекины . Он отличал день от ночи тем, что Бог днем ​​наставлял его в Торе , а ночью в Мишне . [ 115 ] Бог научил его также всему, что каждый ученик обнаружит с течением времени. [ 95 ] Когда Моисей впервые выучил Тору, он вскоре забыл ее; затем оно было преподнесено ему в дар, и он больше не забывал его. [ 116 ]

Народ поклоняется Золотому тельцу

[ редактировать ]
Поклонение золотому тельцу : Никола Пуссена образы под влиянием греко-римской вакханалии

Тора изначально предназначалась только для Моисея и его потомков; но он был достаточно щедр, чтобы отдать его народу Израиля, и Бог одобрил этот дар. [ 117 ] По другой версии, Бог дал Тору израильтянам ради Моисея. [ 118 ] Обожженный язык Моисея был исцелен, когда он получил Закон. [ 119 ]

Когда Моисей записывал Тору, дойдя до отрывка «Сотворим человека», [ 120 ] он сказал Богу: «Почему Ты даешь еретикам возможность истолковать эти слова как означающие множество богов?» на что Бог ответил: «Пусть заблуждаются те, кто хочет». [ 121 ] Когда Моисей увидел, как Бог написал слова «эрех аппаим » («долготерпение»; Исход 34:6), и спросил, долготерпелив ли Бог только к благочестивым, Бог ответил: «И к грешникам». Когда Моисей сказал, что грешники должны погибнуть, Бог ответил: «Ты сам скоро будешь просить меня о долготерпении к грешникам». [ 122 ] Это произошло вскоре после того, как Израиль сделал золотого тельца . Прежде чем вознестись на небо, Моисей сказал, что спустится утром сорок первого дня. В тот день сатана смутил мир так, что израильтянам показалось, что наступил полдень. Сатана сказал им, что Моисей умер и, таким образом, не смог точно выполнить свое обещание. Он показал им форму, напоминающую Моисея, подвешенную в воздухе, после чего люди сделали золотого тельца. [ 123 ] Когда вследствие этого Моисей был вынужден спуститься с небес, он увидел ангелов разрушения, готовых уничтожить его. Он боялся их; ибо он потерял свою власть над ангелами, когда люди сделали золотого тельца. Однако Бог защитил его. [ 124 ]

Когда Моисей сошел со столами и увидел теленка, [ 125 ] он сказал себе: «Если я теперь дам людям скрижали, на которых написан запрет на идолопоклонство, [ 126 ] они заслуживают смерти за то, что сделали золотого тельца и поклонялись ему ». Из сострадания к израильтянам он разбил скрижали, чтобы они не несли ответственности за нарушение заповеди против идолопоклонства. [ 127 ] Теперь Моисей начал молиться за народ, показывая тем самым свою героическую, бескорыстную любовь к нему. Сбор из слов «Дай мне» [ 128 ] что судьба Израиля зависела от него и его молитвы, он стал защищать их. [ 129 ] Он сказал, что Израиль, проживавший в Египте, где процветало идолопоклонство, привык к такому поклонению, и его нелегко заставить отказаться от него. [ 130 ] Более того, Сам Бог предоставил людям возможность сделать золотого тельца, поскольку дал им много золота и серебра. [ 131 ] Более того, Бог не запрещал Израилю практиковать идолопоклонство, поскольку в Исходе 20:2-5 использовалось единственное, а не множественное число, что, следовательно, относится только к Моисею. [ 118 ]

Моисей и Израиль

[ редактировать ]

Моисей отказался от предложения Бога сделать его прародителем великого народа. [ 128 ] поскольку он боялся, что скажут, что вождь Израиля искал своей славы и выгоды, а не славы народа. Он, по сути, предал себя смерти за народ. [ 131 ] Из любви к израильтянам он зашел так далеко, что причислил себя к грешникам, [ 132 ] говоря Богу: «Этот телец может быть помощником Бога и помощником в управлении миром». Когда Бог упрекнул его в том, что он сам сбился с пути и в вере в золотого тельца, он сказал: «Господи, почему воспламеняется гнев Твой на народ Твой». [ 133 ] Моисей искупил грех создания тельца; он даже искупил все грехи человечества до своего времени, освободив людей от бремени греха. [ 134 ]

Моисей любил народ, [ 135 ] проявляя свою привязанность при каждом удобном случае. Во время битвы с Амаликом он сидел на камне, а не на подушке, которую он легко мог добыть, потому что, поскольку Израиль находился в то время в беде, он намеревался этим показать, что он страдает вместе с ними. [ 136 ] Когда перед смертью он умолял Бога вспомнить клятву, что он (Моисей) никогда не войдет в землю Израиля , Бог ответил: «Если я вспомню эту клятву, я также вспомню клятву никогда не уничтожать Израиль», после чего Моисей сказал: : «Лучше пусть погибнет Моисей и тысяча ему подобных, чем погибнет один из народа Израилева». [ 137 ] Моисей просил, чтобы Шехина могла покоиться в Израиле только для того, чтобы таким образом Израиль можно было выделить среди всех народов; [ 138 ] что если бы они согрешили и раскаялись, их умышленные грехи можно было бы рассматривать просто как преступления; [ 139 ] и что, когда Израиль пострадает под игом народов, Бог защитит благочестивых и святых Израиля. [ 140 ] Все обиды и клеветы, обрушенные на Моисея со стороны народа, не уменьшили его любви к ним.

Слова «Они присматривали за Моисеем» [ 141 ] интерпретируются по-разному. По одному мнению, народ восхвалял Моисея, говоря: «Слава матери, родившей его; во все дни жизни его Бог говорит с ним, и он посвящен служению Богу». По другому мнению, его упрекали и поносили: обвиняли в прелюбодеянии с чужой женой; и каждый мужчина завидовал и запрещал своей жене говорить с Моисеем. Они сказали: «Смотрите, каким толстым и сильным он стал; он ест и пьет то, что принадлежит евреям, и все, что у него есть, отнято у народа. Неужели человек, руководивший постройкой скинии, не станет богатым?» . [ 142 ] И все же Моисей был самым добросовестным из управляющих, [ 143 ] и хотя ему было поручено единолично руководить работой, он всегда просил, чтобы его отчеты проверяли другие. [ 144 ] Он всегда был среди рабочих, показывая им, как выполнять работу.

В Скинии

[ редактировать ]

Когда все было готово, Моисей один установил скинию . [ 145 ] Он закрепил над ним потолок шатра, так как он был единственным, кто мог это сделать, будучи ростом в десять локтей . [ 146 ] В течение семи дней посвящения он каждый день разбирал Скинию и без посторонней помощи устанавливал ее заново. Когда все было закончено, он дал подробный отчет о различных расходах. [ 147 ] В течение семи дней посвящения или (по другому описанию) сорока лет странствования по пустыне Моисей исполнял обязанности первосвященника. Он также был королем в течение всего этого периода. Когда он потребовал эти две должности для своих потомков, Бог сказал ему, что должность царя предназначалась Давиду и его дому, а должность первосвященника была предназначена для Аарона и его потомков. [ 148 ]

Невозможность войти в Землю Израиля

[ редактировать ]

Всякий раз, когда чаша вручается Моисею во время пира благочестивых в ином мире, чтобы он мог произнести милость над трапезой, он заявляет: «Я недостоин произносить милость, так как я не заслужил войти в землю Израиля. ". [ 149 ] Тот факт, что Моисей, главный вождь Израиля, который непрестанно молился за него и участвовал в его скорбях, [ 150 ] и ради которого манна пролилась с неба, и покровные облака, и чудесный колодец вернулся после смерти Аарона и Мариам , [ 151 ] нельзя позволить разделить радость Израиля и войти в землю обетованную, [ 56 ] была проблема, которая озадачивала Агаду , которой она пыталась найти различные объяснения. Моисей стремился войти в землю обетованную исключительно потому, что многие заповеди , данные Богом, можно было соблюдать только там, и он желал исполнить все заповеди. Бог, однако, сказал, что Он смотрел на Моисея как на исполнителя всех заповедей и поэтому вознаградит его соответственно. [ 152 ] Моисей тщетно молился, чтобы ему разрешили войти в землю обетованную, хотя бы ненадолго; ибо Бог постановил, что он не должен входить в страну ни живым, ни мертвым. По одному мнению, этот указ был наказанием за слова, обращенные им к Богу: «Зачем Ты так зло умолял народ сей?» [ 153 ] По другой версии, это наказание было применено к нему за то, что однажды молча отказался от своей национальности. Когда Моисей помог дочерям Иофора у колодца, они отвели его домой, позволив ему подождать снаружи, пока они вошли в дом и сказали отцу, что их защитил египтянин. [ 154 ] Моисей, подслушавший этот разговор, не стал их поправлять, скрывая, что он еврей. [ 56 ] Есть и еще одно объяснение, что славе Моисея не принесло бы славы, если бы тот, кто вывел 600 000 человек из Египта, был единственным, кто вошел бы в Израиль, а всему народу было бы суждено погибнуть в пустыне. . [ 155 ] Опять же, Моисею пришлось умереть вместе с поколением, которое он вывел из Египта, чтобы он мог снова вести их в будущем мире. [ 156 ]

Отрицая все эти причины, другое объяснение, основанное на Священном Писании, состоит в том, что Моисею и Аарону не было разрешено войти в землю обетованную, потому что они не имели должной уверенности в Боге, вызывающем воду из скалы. Моисей попросил, чтобы эта ошибка была записана в Торе (Числа 20:12), чтобы ему не приписывали никаких других ошибок или ошибок. [ 157 ] Эта история об отсутствии у него истинной уверенности в Боге, когда он призывал воду, подробно описана в легендах. Моисей был осторожен и не провоцировал народ в течение сорока лет странствования по пустыне, потому что Бог поклялся, что никто из поколения, вышедшего из Египта, не увидит землю обетованную. [ 158 ] Когда он пошел вызвать воду, он не знал точно, из какой скалы она придет. Люди стали нетерпеливыми и сказали, что между камнями нет никакой разницы и что из любой из них можно вызвать воду. Раздраженный, он ответил: «Вы, мятежники!» [ 159 ] или, согласно Мидрашу, «глупцы!» (μῶροι). Поэтому Бог сказал ему: «Поскольку ты умен, ты не войдёшь в землю вместе с глупцами». По другой легенде, Моисей разгневался, потому что некоторые из людей сказали, что, поскольку он был пастухом у Иофора, он, как и все пастухи, знал, где найти воду в пустыне, и что теперь он просто пытается обмануть людей и заставить их поверить, что он чудесным образом вызвал воду из скалы. [ 160 ]

После смерти Аарона

[ редактировать ]

Когда Моисей услышал, что Аарону также предстоит умереть, он горевал и плакал так сильно, что стал причиной своей собственной смерти. [ 161 ] Эта история, а также упоминание о его ранней смерти, [ 162 ] вероятно, был основан на Второзаконии 34:7, согласно которому он сохранил все свои способности и полную силу до конца своего пути; но они противоречат многим другим версиям его смерти (см. ниже). Когда Моисей взял Аарона на гору, где последний должен был умереть, и объявил ему о его смерти, он утешил его, сказав: «Ты, брат мой, умрешь и оставишь свою должность детям твоим; но когда я умру, чужеземец унаследуй мою должность. Когда ты умрешь, ты оставишь меня присматривать за твоими похоронами; когда я умру, я не оставлю ни брата, ни сестры, ни сына, чтобы похоронить меня». [ 163 ] — ибо сыновья Моисея умерли раньше него. [ 164 ] Когда Моисей стал свидетелем тихой и мирной смерти Аарона, он пожелал такой же смерти и себе. [ 30 ] После смерти Аарона народ обвинил Моисея в том, что он убил его из ревности; но Бог чудом очистил его от этого подозрения. [ 165 ]

Когда Моисей перед смертью собирался отомстить Мадианиту, [ 166 ] сам он не принимал участия в войне против Мадианитян , потому что одно время проживал в Мадиаме и получал льготы в этой стране. [ 167 ] Когда Зимри привел к Моисею мадианитянку Козби, [ 168 ] прося его жениться на ней, и Моисей отклонил его просьбу, Зимри упрекнул его в том, что он женился на мадианитянке Сепфоре. [ 169 ] Позднее и Моисея упрекали за этот брак, раввины говорили, что из-за него он стал предком Ионафана, жреца идола Михея. [ 170 ] Бог открыл Моисею перед его смертью все грядущие поколения, их вождей и мудрецов, а также святых и грешников. Когда Моисей увидел, как Саул и его сыновья умирают от меча, он скорбел, что первый царь Израиля постигла столь печальный конец. [ 171 ] Когда Бог показал ему ад, он начал его бояться; но Бог обещал ему, что он не пойдет туда. [ 172 ] Он также увидел рай. Подробное описание странствий Моисея по раю и аду содержится в апокалипсисе «Гедуллат Моше». [ 173 ]

Смерть Моисея

[ редактировать ]

Различные легенды сходятся во мнении, что Моисей умер 7 Адара (также в день своего рождения) в возрасте 120 лет. [ 174 ] ангела смерти нет. [ 175 ] Но более ранние и поздние легенды существенно различаются в описании и деталях этого события. Ранние представляют смерть героя как достойное завершение его жизни. Это происходит чудесным образом; и герой встречает это тихо и безропотно. Он восходит на гору Аварим в сопровождении старейшин народа, Иисуса Навина и Елеазара ; и пока он разговаривает с ними, его внезапно окружает облако, и он исчезает. Скромность побудила его сказать в Торе, что он умер естественной смертью, чтобы люди не говорили, что Бог забрал его живым на небеса из-за его благочестия. [ 176 ] Несколько иначе, но столь же просто событие описано в «Сифре» . [ 177 ]

По поводу утверждения о том, что Моисей вообще не умирал, сравните Соту 13б. «Когда ангел смерти, посланный Богом к Моисею, предстал перед ним и сказал: «Отдай мне душу твою», Моисей отругал его, сказав: «Ты не имеешь права даже появляться там, где я сижу; как ты смеешь скажи мне, что я отдам тебе свою душу? Ангел смерти передал этот ответ Богу. И когда Бог сказал ангелу во второй раз: «Принеси Мне душу Моисея», он пошел к тому месту, где был Моисей, но тот ушел. к морю, чтобы найти там Моисея. Море сказало, что не видело Моисея с тех пор, как он провел через него детей Израиля. Тогда оно пошло в горы и долины, которые сказали ему, что Бог скрыл Моисея. сохраняя его на всю жизнь в будущем мире, и ни одно существо не знало, где он находится».

Его желание избежать смерти

[ редактировать ]

Когда Бог сказал Моисею, что он должен умереть, Моисей ответил: «Должен ли я умереть теперь, после всех бед, которые я пережил с народом? Я видел их страдания; почему бы мне также не увидеть их радости? Ты написал в Тора: «В его день ты отдашь ему его плату» [ 178 ] почему ты не даешь мне награды за труд мой?» [ 179 ] Бог заверил его, что он получит свою награду в будущем мире. Затем Моисей спросил, почему он вообще должен умереть, после чего Бог перечислил некоторые грехи, за которые он заслужил смерть, одним из которых было убийство египтянина. [ 180 ]

По другой версии, Моисею пришлось умереть, чтобы его не приняли за бога. [ 30 ] Тогда Моисей начал волноваться: [ 181 ] говоря, что он будет жить, как звери полевые и птицы, которые получают ежедневную пищу только ради того, чтобы остаться в живых. [ 182 ] Он пожелал отказаться от входа в землю обетованную и остаться с коленами Рувима и Гада в стране к востоку от Иордана , лишь бы он мог остаться в живых. Бог сказал, что этого сделать нельзя, так как народ оставит Иисуса Навина и вернется к нему. [ 183 ]

Затем Моисей попросил, чтобы один из его детей или один из детей его брата Аарона мог стать его преемником. [ 184 ] Бог ответил, что его дети не посвятили себя Закону, тогда как Иисус Навин верно служил Моисею и учился у него; поэтому он заслуживал того, чтобы стать преемником своего учителя. [ 30 ]

Тогда Моисей сказал: «Возможно, я должен умереть только потому, что пришло время Иисусу Навину вступить в должность лидера Израиля. Если Иисус Навин теперь станет лидером, я буду относиться к нему как к своему учителю и буду служить ему, если только Возможно, я останусь жив». Затем Моисей начал служить Иисусу Навину и оказывать ему честь, причитающуюся учителю, от своего ученика. Он продолжал делать это тридцать семь дней, с первого Швата до седьмого Адара . В последний день он провел Иисуса Навина в шатер собрания. Но когда он увидел, как Иисус Навин вошел внутрь, а ему самому пришлось остаться снаружи, он позавидовал и сказал, что во сто крат лучше умереть, чем однажды страдать от таких мук ревности. Тогда сокровища мудрости были взяты у Моисея и переданы Иисусу Навину. [ 185 ] сказал Небесный голос : «Учитесь у Иисуса Навина!» Иисус Навин произнес речь, в которой Моисей ничего не понял. Затем, когда люди спросили, чтобы Моисей завершил Тору , он ответил: «Я не знаю, что вам ответить», пошатнулся и упал. Затем он сказал: «Господь мира, до сих пор я желал жить, но теперь я готов умереть». Поскольку ангел смерти боялся забрать его душу, за ней спустился Сам Бог в сопровождении Гавриила , Михаила и Загзиила, бывшего учителя Моисея. Моисей благословил людей, попросил у них прощения за любые обиды, которые он мог им причинить, и попрощался с ними, заверив, что снова увидит их при воскресении из мертвых .

Гавриил устроил ложе, Михаил расстелил на нем шелковое покрывало, а Загзиил положил шелковую подушку под голову Моисея. По повелению Бога Моисей скрестил руки на груди и закрыл глаза, и Бог поцелуем забрал его душу ( митат нешика ). Тогда небо и земля и звездный мир начали оплакивать Моисея. [ 186 ]

Хотя Моисей умер на территории колена Рувима , он был похоронен на территории колена Гада , в четырех милях от места его смерти. Это расстояние его перенесла Шехина , а ангелы сказали ему, что он исполнял Божье правосудие (Второзаконие 33:22). В то же время летучий кол кричал в стане народа: «Моисей, великий учитель Израиля, умер!» [ 187 ]

Сам Бог похоронил Моисея [ 188 ] в могиле, приготовленной для него в сумерках пятницы, шестого дня творения. [ 189 ] Эта гробница напротив Беф-Феора, [ 190 ] во искупление греха, который совершил Израиль с идолом Феором . [ 152 ] Однако его невозможно обнаружить; ибо человеку, стоящему на горе, кажется, что он находится в долине; и если спуститься в долину, то окажется, что он находится на горе. [ 152 ]

Личные качества

[ редактировать ]

Все различные циклы легенд сходятся во мнении, что Моисей был очень богат, вероятно, на основании Чисел 16:15; [ 191 ] однако они расходятся во мнениях относительно источника его богатства. По одной из версий, он получил ее из подарков и сокровищ, подаренных ему эфиопами, когда они отобрали у него корону. [ 19 ] По другой версии, Иофор дал ему в приданое большую сумму денег, когда он женился на Сепфоре. [ 56 ] Еще одна история повествует о том, что Моисей получил большую часть добычи, захваченной у фараона, а затем у Сигона и Ога . [ 192 ] В двух других версиях Моисей чудом разбогател. Одни говорят, что Моисей разбогател, разбив скрижали, сделанные из сапфиров ; [ 116 ] в другом Бог создал сапфировый карьер в шатре Моисея. [ 193 ]

Моисей также отличался силой и красотой. Он был, как уже говорилось выше, ростом в десять локтей и очень силен. В битве против Ога Моисей был единственным, кто смог убить этого царя. [ 194 ] Лицо его было окружено ореолом ; [ 195 ] это было дано ему в награду за то, что он скрыл свое лицо при первой встрече с Богом в горящем кусте . [ 196 ] или он достал его из пещеры в расщелине скалы [ 197 ] или от скрижалей, которые он схватил, в то время как Бог держал одну сторону, а ангелы - другую. Другая легенда гласит, что на ручке осталась капля чудесных чернил, которыми он писал Тору; и когда он коснулся пером своей головы, он получил нимб. [ 198 ]

Моисея называли «отцом мудрости» из-за его великой прозорливости. [ 199 ] Он обладал сорока девятью из пятидесяти степеней мудрости. [ 200 ] Для него был решен вопрос, почему благочестивым иногда не везет, а грешникам повезло. [ 138 ] Он желал знать также, как вознаграждаются в будущем мире добрые дела, но это ему не открылось. [ 201 ]

Благочестие не было для него бременем. [ 202 ] Его молитвы были немедленно услышаны. [ 203 ] Он был настолько выдающейся фигурой, что его авторитет был равен авторитету целого синедриона, состоящего из семидесяти одного члена. [ 204 ] или даже всего Израиля. [ 205 ]

Его пророческая сила

[ редактировать ]

Помимо Торы , Моисей написал также Книгу Иова и несколько псалмов , а также ввел множество постановлений и институтов. [ 206 ] За превосходство своего пророчества его называют «отцом», «главой», «учителем» и «избранным из пророков». [ 207 ] В то время как все другие пророки через какое-то время перестали пророчествовать, Моисей продолжал говорить с Богом и пророчествовать на протяжении всей своей жизни; [ 208 ] и в то время как все остальные пророки видели свои видения как через девять очков ( espaklarya ) или через тусклые, Моисей видел свои видения как через одно чистое, тонко отшлифованное стекло. [ 209 ] Валаам превзошел его в пророчестве в двух отношениях: (1) Валаам всегда знал, когда Бог собирался поговорить с ним, тогда как Моисей не знал заранее, когда Бог будет говорить с ним; и (2) Валаам мог говорить с Богом, когда бы он ни пожелал, чего Моисей не мог сделать. По другой традиции, [ 210 ] однако Моисей также мог говорить с Богом так часто, как ему хотелось. Тот факт, что Бог хотел поговорить с ним врасплох, побудил Моисея отказаться от семейной жизни и жить отдельно от своей жены. [ 211 ]

Его скромность

[ редактировать ]

Скромность Моисея [ 212 ] иллюстрируется множеством прекрасных примеров в Агаде . Когда Бог указал на рабби Акиву и его учёность, Моисей сказал: «Если у Тебя есть такой человек, почему Ты открываешь Тору через меня?». [ 213 ] Когда Моисей сошел с небес, сатана пришел спросить его, где находится Тора , которую дал ему Бог. Моисей сказал: «Кто я? Достоин ли я получить Тору от Бога?» Когда Бог спросил его, почему он отрицает дарование Торы, он ответил: «Как я могу претендовать на что-то, что принадлежит Тебе и является Твоим возлюбленным?» Тогда Бог сказал ему: «Поскольку ты такой скромный и смиренный, Тору назовут в честь тебя «Торой Моисея». [ 214 ]

Скромность Моисея никогда не позволяла ему проявить себя (например, при освобождении Израиля, при разделе моря, а затем и в связи со Скинией), пока Бог не сказал ему: «Доколе ты будешь считать себя таким униженным? Время пришло. готов для тебя; ты человек для этого». [ 215 ] Когда Моисей допустил ошибку или что-то забыл, он не стыдился признать это. [ 216 ] В своих молитвах он всегда ссылался на заслуги других, хотя все давалось ему за его собственные заслуги. [ 217 ]

См. также

[ редактировать ]

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «МОИСЕЙ» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.

  1. ^ Хандельман, Сьюзен (2012). Появление раввинистической интерпретации в современной теории литературы . Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 284. ИСБН  978-1438405643 . Проверено 14 августа 2014 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с JewishEncyclepedia.com - МОИСЕЙ
  3. ^ Левит Раба 36:4
  4. ^ Бытие Раба 4:8
  5. Бытие Раба 26:15.
  6. ^ Бытие Раба 68:16.
  7. ^ Исход 1:22
  8. ^ Сота 11б, 12а; Мегилла 14а; Исход Раба 1:24; Сефер ха-Яшар Шмот, стр. 111а, 112б; сравните Иосифа Флавия, «Древности» 2:9, § 3.
  9. ^ Талмуд Мегила 13б.
  10. Книга юбилеев, 47:1.
  11. ^ Сота 12а
  12. ^ Перейти обратно: а б Ялкут Шимони, Вайелек, 940
  13. ^ Пиркей Де-Рабби Элиэзер 48
  14. ^ там же; Сефер ха-Яшар с. 112б
  15. ^ Сота ЖК
  16. Мидраш Петират Моше, в Еллинеке, «BH» 1:128.
  17. ^ Юбилеи, lc 47; Летопись Моисея в Еллинеке, «БХ» 2:3; Сефер ха-Яшар с. 112б
  18. ^ Юбилеи, ЖК 4
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хроника Моисея lc
  20. ^ сравните 1 Паралипоменон 4:18; Тармут [Термутис], согласно Иосифу Флавию, LC и Юбилеям, LC.
  21. ^ Исход Раба 1:27
  22. ^ Филон, «Жизнь Моисея», 2.
  23. ^ Перейти обратно: а б Исход Раба 1:28
  24. ^ Перейти обратно: а б Сота 12б
  25. ^ Мидраш Абкир , в Ялкут Шимони, Исход 166.
  26. ^ Сота 12б; Исход Раба 1:27
  27. ^ Ялкут Шимони, ЖК
  28. ^ Мидраш Вайоша в Еллинеке, lc 1:41.
  29. ^ Исход Раба LC
  30. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г а.
  31. ^ Исход Раба 1:29; Сота ЛК
  32. ^ Бытие Раба 97:5
  33. ^ Мидраш Вайоша LC
  34. ^ Иосиф Флавий, Луки 2:9, § 5; Сефер ха-Яшар с. 112б; Второзаконие 12б; Летопись Моисея с. 3
  35. ^ Сота ЖК; Хроника Моисея lc
  36. ^ Сефер ха-Яшар с. 113б
  37. ^ Исход 2:10
  38. ^ Левит Раба 1:3
  39. ^ Хроника Моисея с. 3; Сефер ха-Яшар с. 112б; Мегилла 13а
  40. ^ [т. е. лояльный; Числа 12:7] Бава Батра 15а
  41. ^ Исход Раба 1:32; сравните Иосифа Флавия; там; Фило, ЖК
  42. ^ Хроника Моисея LC; другую версию см. в Мидраше Вайоша LC.
  43. ^ Джозефус, ЖК; Мидраш Вайоша ЖК
  44. ^ Глава 11а; Синедрион 106
  45. ^ сравните Исход 4:10.
  46. ^ Мидраш Вайоша LC; Летопись Моисея lc; ЖК «Сефер ха-Яшар»; Исход Раба 1:31
  47. ^ Хроника Моисея LC; Мидраш Вайоша ЖК
  48. ^ Исход Раба 1:32; Сефер и-Яшар с. 115а
  49. ^ Исход 2:12
  50. ^ Исход Раба 1:33
  51. ^ Хроника Моисея LC; ООО « Мидраш Вайоша »; ЖК " Книга Джашера "
  52. ^ Перейти обратно: а б «Исход » Глава 2» . Архивировано из оригинала 2 октября 2015 г.
  53. ^ Исход Раба 1:32, 35.
  54. ^ Ялкут Шимони, Шмот, 167; Бытие Раба 11
  55. ^ Исход 2:15
  56. ^ Перейти обратно: а б с д и ООО " Мидраш Вайоша "
  57. ^ Хроника Моисея LC; « Книга Джашера » с. 115б
  58. ^ Мехилта, Итро. 1 [ред. Вайс. 66а]; Исход Раба 1:36
  59. ^ " Книга Джашера " с. 116а; сравнить Бава Батра 75а
  60. ^ сравнить числа 12
  61. ^ Хроника Моисея LC; « Книга Джашера » с. 116б
  62. Ялкут Шимони, Шмот, 167.
  63. ^ Бытие Рабба 11; сравните Сифре, Второзаконие 34:7 ).
  64. ^ Перейти обратно: а б с д ЖК " Книга Джашера "
  65. ^ « Книга Джашера », «Хроника Моисея» и « Мидраш Вайоша » LC.
  66. ^ Мехилта, Джетро, ​​1 [изд. Вайс, с. 65б]
  67. ^ Юбилеи 48:2
  68. ^ Недарим 31б-32а; Исход Раббы 5
  69. ^ Исход Раба 1.3
  70. ^ Исход Раба 3:20
  71. ^ Исход 3: 2–3.
  72. ^ Исход Раба 2:8
  73. ^ Исход Раба 2:11
  74. ^ Исход 3:6
  75. ^ Сравните Исход 3:11.
  76. ^ Исход Раба 3: 21-22.
  77. Исход Раба 15:15.
  78. ^ Сравните Бытие 46:4.
  79. ^ Исход 4:18
  80. ^ Недарим 65а; Исход Раба 4:1-4
  81. ^ Сравните Исход 4:27.
  82. ^ " Книга Джашера " с. 123а; Мехилта, Итро, 1 [изд. Вайс, с. 65б]
  83. ^ Исход Раба 9:3
  84. ^ Мехилта, Бо, 1 [изд. Вайс, с. 1а]
  85. ^ Хроника Моисея LC; ЖК " Книга Джашера "
  86. ^ Ялкут Шимони, Шмот, 175
  87. ^ сравните Исход 5
  88. ^ Исход Раба 5:23
  89. ^ один. 5:24
  90. ^ Исход 5:22
  91. ^ один. 6:1
  92. ^ один. 6:3-5, 15:4
  93. ^ я. 7:2
  94. ^ один. 6:12
  95. ^ Перейти обратно: а б а. 1
  96. ^ один. 2:12
  97. ^ один. 9:9, 10:5, 20:1
  98. ^ один. 11:4
  99. ^ Берахот 3б, 4а
  100. ^ Исход Раба 19:6
  101. ^ " Книга Джашера " с. 125б
  102. ^ Сравните Бытие Раба 94:4 и Иудей. Энцикл. 7:24, св Иаков
  103. ^ Исход Раба 18:8
  104. ^ Сота 13а; Исход Раба 20:17; Летопись Моисея lc; « Книга Джашера » с. 126
  105. ^ Сота ЖК; Исход Раба LC; сравнить Иосифа в раввинской литературе
  106. ^ Исход Раба 21:16; сравните « Мидраш Вайоша » с. 38
  107. ^ Исход 14:30-31.
  108. ^ Исход Раба 24:2
  109. ^ Сукка 5а
  110. ^ Yoma 4a
  111. ^ Yoma 4b
  112. ^ Шаббат 88б-89а; Исход Раба 28
  113. ^ Числа 17: 11–13.
  114. ^ Бава Меция 87б
  115. ^ Исход Раба 47:9
  116. ^ Перейти обратно: а б Я не жертвую 35а
  117. ^ Талмуд Недарим 38а.
  118. ^ Перейти обратно: а б Исход Раба 47:14
  119. ^ Второзаконие Раба 1:1
  120. ^ Бытие 1:26
  121. ^ Бытие Раба 8:7
  122. ^ Синедрион 111а
  123. ^ Шаббат 89а; Исход Раба 61
  124. Исход Раба 41:12.
  125. ^ Исход 32:15-20.
  126. ^ Исход 20: 2-5.
  127. ^ Авот раввина Натана 2
  128. ^ Перейти обратно: а б Исход 32:10
  129. ^ Берахот 32а; Мегилла 24а
  130. ^ Ялкут Шимони, Ки Тисса , 397
  131. ^ Перейти обратно: а б Берахот 32а
  132. ^ сравните Исайя 53:12.
  133. ^ Исход 32:11; Числа Раба 2:14; Второзаконие Раба 1:2
  134. ^ Ялкут Шимони, Ки Тисса, 388 лет, из Танна дебе Элияху
  135. ^ Менахот 65а, б
  136. ^ Вставка 11а
  137. Мидраш Петират Моше, в Еллинеке, «BH» 1:121.
  138. ^ Перейти обратно: а б Берахот 7а
  139. ^ Йома 36б
  140. ^ Бава Батра 8а
  141. ^ Исход 33:8
  142. ^ Синедрион 110а; Кидушина 33б; Исход Раба 51,4; Шех. 5:13
  143. ^ Берахот 44а
  144. ^ Исход Раба 51:1
  145. ^ Исход Раба 52:3
  146. ^ Талмуд Шаббат 92а
  147. ^ Исход Раба 51.4
  148. ^ Исход Раба 2.13; Левит Раба 11,6; Зеб. 102а
  149. ^ Песахим 119б
  150. ^ Числа Раба 18:5
  151. ^ Таанит 9а
  152. ^ Перейти обратно: а б с Сота 14а
  153. ^ Исход 5:22; Исход Раба 5:27
  154. ^ Исход 2:19
  155. ^ Сравните Числа 14:28-37.
  156. ^ Числа Раба 19:6
  157. ^ Числа Рабба ЖК
  158. ^ Второзаконие 1:35
  159. ^ Числа 20:10
  160. ^ Мидраш Петират Аарон, в Еллинеке, lc 1:93 и след.; Числа Раба 19:5; Ялкут Шимони, Хухат, 763 г.
  161. ^ Мидраш Петират Аарон, LC
  162. ^ Йома 87а
  163. ^ Мидраш Петират Аарон, LC; Числа Раба 19:11; Ялкут Шимони, №1. 763, 787
  164. ^ сравните примечание в «Зайит Раанане» с Ялкут Шимони, Числ. 787
  165. ^ Ялкут Шимони, Num. 764
  166. ^ сравнить числа 31
  167. ^ Числа Раба 22:4
  168. ^ Числа 25:6
  169. ^ Синедрион 82а
  170. ^ Судей 18:30; Бава Батра 109б
  171. ^ Левит Раба 26:7
  172. ^ Числа Раба 23:4
  173. ^ Салоники, 1727 г.
  174. ^ Мегилла 13б; Мехилта, Бешалач , Ваясса, 5 [ред. Вайс, с. 60а]; сравните Иосифа Флавия, Лк 4:8, § 49.
  175. ^ Бава Батра 17а
  176. ^ Джозефус , ЖК
  177. ^ Sifre Второзаконие 305 (изд. Фридмана, стр. 129b)
  178. ^ Второзаконие 24:15.
  179. ^ Ялкут Шимони, Второзаконие 940; Мидраш Петират Моше, в Еллинеке, ЖК 1:115-129.
  180. ^ Исход 2:12; Мидраш Петират Моше, LC
  181. ^ Ялкут Шимони, Ваэтчанан , 814 г.
  182. Ялкут Шимони, Второзаконие 940 г.
  183. ^ Мидраш Петират Моше, LC
  184. ^ там же. и Числа Раба 21:15
  185. ^ сравнить Сота 13б
  186. ^ Мидраш Петрат Моше, LC; Ялкут Шимони, Второзаконие 940; Второзаконие Раба 11:6
  187. ^ Сота 13б
  188. ^ Глава 14а; Синедрион 39а
  189. ^ Песахим 54а
  190. ^ Второзаконие 34:6
  191. ^ Сравните Недарим 35а, где эта интерпретация считается неопределенной.
  192. ^ Левит Раба 28.4
  193. ^ Ялкут Шимони, Ки Тисса , 392
  194. ^ Берахот 54б
  195. ^ Сравните Исход 34:29-35.
  196. ^ Исход 3:2-6; Берахот 7а
  197. ^ Сравните Исход 33:22.
  198. ^ Исход Раба 47:11
  199. ^ Мегилла 13а; Левит Раба 1:15
  200. ^ Рош ха-Шана 21б; Недарим 35а
  201. ^ Ялкут Шимони, Ки Тисса , 395
  202. ^ Берахот 33б
  203. ^ Бытие Раба 60:4
  204. ^ Синедрион 16б.
  205. ^ Мехилта, Бешалач , Шир, 1 [изд. Вайс, с. 41а]
  206. ^ Талмуд Шаббат 30а; сравните Берахот 54; Таанит 27; Талмуд Мегилла 4; Ебамот 79; Мак. 24
  207. ^ Левит Раба 1.3; Эстер Рабба 1; Исход Раба 21:4; Бытие Раввин 76:1
  208. ^ Исход Раба 2:12.
  209. ^ Евамот 49б; Левит Раба 1:14
  210. ^ Числа Раба 14:34
  211. ^ Шаббат 87а
  212. ^ Числа 12:3
  213. ^ Менахот 29б
  214. ^ Шаббат 89а; сравни Малахии 3:22
  215. ^ Левит Раба 1:15.
  216. ^ Зевахим 101а
  217. ^ Берахот 10б
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6f749c76ad4b7c2d45f68b6f731fe6a9__1715345220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6f/a9/6f749c76ad4b7c2d45f68b6f731fe6a9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Moses in rabbinic literature - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)