Вакханалия
Религия в Древний Рим |
---|
Практики и убеждения |
Священство |
Божества |
Связанные темы |
Вакханалии римскими были неофициальными, частными популярными праздниками Вакха , основанными на различных экстатических элементах греческой Дионисии . в Риме Они почти наверняка были связаны с местным культом Либера и, вероятно, прибыли в сам Рим около 200 г. до н. э. Как и все мистические религии древнего мира, об их обрядах известно очень мало. Похоже, они были популярны и хорошо организованы по всему центральному и южному итальянскому полуострову. [ 1 ] [ 2 ]
Ливий , написавший примерно через 200 лет после этого события, предлагает скандальное и чрезвычайно красочное описание вакханалии с безумными обрядами, сексуально-насильственными инициациями обоих полов, всех возрастов и всех социальных классов; он представляет культ как убийственный инструмент заговора против государства. Ливи утверждает, что семь тысяч лидеров и последователей культа были арестованы, и большинство из них казнены. Ливий считал скандал с вакханалией одним из нескольких признаков неумолимого морального разложения Рима. Современный ученый скептически относится к утверждениям Ливия. [ 1 ]
Культ не был запрещен. Сенаторский закон о реформировании вакханалий в 186 г. до н. э. пытался контролировать их размер, организацию и духовенство под угрозой смертной казни. Возможно, это было мотивировано не столько мрачными и драматическими слухами, которые описывает Ливий, сколько решимостью Сената утвердить свою гражданскую, моральную и религиозную власть над Римом и его союзниками после длительного социального, политического и военного кризиса Второй Пунической войны. Война (218–201 до н.э.). Реформированные обряды Вакханалии, возможно, были объединены с фестивалем Либералии . Вакх, Либер и Дионис стали практически взаимозаменяемыми с поздней республиканской эпохи (133 г. до н.э. и далее), и их мистические культы сохранялись вплоть до принципата эпохи Римской империи .
Предыстория и развитие
[ редактировать ]Вакханалии — римские праздники Вакха, греко-римского бога вина, свободы, опьянения и экстаза. Они были основаны на греческой Дионисии и Дионисийских мистериях и, вероятно, прибыли в Рим ок. 200 г. до н.э. через греческие колонии на юге Италии и из Этрурии , северного соседа Рима. Тенни Франк предполагает, что некоторая форма поклонения Дионису могла быть привезена в Рим пленниками из бывшего греческого города Тарент на юге Италии, захваченными у карфагенян в 209 г. до н.э. [ 1 ] Как и все мистические культы , вакханалии проводились в строгой секретности, и посвященные были обязаны хранить тайну; то немногое, что известно о культе и его обрядах, взято из греческой и римской литературы, пьес, скульптур и картин. Одним из самых ранних источников является греческого драматурга Еврипида » «Вакханки , выигравшие конкурс афинских Дионисов в 405 году до нашей эры. Вакханалия могла иметь элементы мистерии и публичности; религиозные драмы, которые разыгрывались публично, и частные обряды, исполняемые прислужниками и жрецами божества. [ 3 ] [ 1 ] [ 4 ]
Ливий , главный римский литературный источник о ранней вакханалии, называет Пакуллу Аннию , кампанскую жрицу Вакха, основателем частного неофициального культа вакханалий в Риме, базирующегося в роще Стимулы , где находится западный склон Авентинского холма. спускается к Тибру . Авентин был этнически смешанным районом, тесно связанным с плебейским классом Рима и проникновением новых и иностранных культов. [ 5 ] Бог вина и плодородия Liber Pater («Свободный Отец»), божественный покровитель плебейских прав, свобод и предсказаний , имел давний официальный культ в соседнем храме, который он делил с Церерой и Либерой . [ 2 ] Большинство римских источников описывают его как римский эквивалент Диониса и Вакха, которых иногда называли Элевтериосом (освободителем). [ 6 ]
Вакханальный скандал
[ редактировать ]Ливий утверждает, что самая ранняя версия вакханалии была открыта только для женщин и проводилась три дня в году при дневном свете; в то время как в соседней Этрурии, к северу от Рима, «грек скромного происхождения, сведущий в жертвоприношениях и гаданиях» установил ночную версию, добавил к этой смеси вино и пиршества и, таким образом, приобрел восторженных последователей среди женщин и мужчин. [ 2 ] Ночная версия вакханалии включала в себя чрезмерное употребление вина, пьянство и свободное смешение полов и классов; в обрядах также использовалась громкая музыка. [ 7 ] [ 2 ]
Согласно рассказу Ливия, Публия Эбутия из племени Эбутия предостерегала от культа и его эксцессов куртизанка Хиспала Фецения . Сенат поручил Спурию Постумию Альбину и Квинту Марцию Филиппу расследовать культ. [ 7 ] [ 3 ] [ 2 ] [ 8 ] В ходе расследования утверждалось, что под прикрытием религии священники и служители безнаказанно нарушали гражданские, моральные и религиозные законы; слабоумных людей можно было убедить совершить ритуальные или политические убийства незамеченными по приказу тех, кто тайно контролировал культ, прямо в сердце Рима. Ливий утверждает, что культ имел особую привлекательность для людей с необразованным и непостоянным умом ( levitas animi ), таких как молодежь, плебеи, женщины и «мужчины, больше всего похожие на женщин», и что в него была вовлечена большая часть населения города, даже некоторые члены Высший класс Рима.
Реформа
[ редактировать ]Законодательство 186 г. сохранилось в виде надписи. Известный как Senatus Consultum de Bacchanalibus , он поставил вакханалию под контроль Сената и, следовательно, римских понтификов . Существующие культовые отделения и коллегии были демонтированы. Собрания смешанного пола были разрешены, но их число ограничивалось не более чем двумя мужчинами и тремя женщинами, и любое собрание вакханалии должно было получить предварительное разрешение Сената. Мужчинам было запрещено священство Вакха.
Несмотря на официальное подавление, незаконные вакханалии тайно существовали в течение многих лет, особенно в Южной Италии, их вероятном месте происхождения. [ 2 ] [ 9 ] Реформированные, официально одобренные вакхические культы мало походили на прежние многолюдные, экстатические и раскованные вакханалии. Подобное истощение, возможно, произошло и с культами Либера; его предполагаемая или фактическая связь с Вакханалией может быть причиной того, что его Liberalia ludi от 17 марта были временно перенесены в Цереалию Cerealia от 12–19 апреля. Они были восстановлены, когда свирепость реакции утихла, но в одобренной, значительно измененной форме. [ 10 ]
Интерпретации
[ редактировать ]Рассказ Ливи о вакханалии был описан как «по меньшей мере тенденциозный». [ 5 ] Будучи политическим и социальным консерватором, он испытывал глубокое недоверие к мистическим религиям и, вероятно, считал любую форму вакханалии признаком вырождения Рима. [ 11 ] Хотя большинство его драматических персонажей — известные исторические личности, их речи невероятно обстоятельны, а его персонажи, образы и развитие сюжета больше заимствованы из пьес римских сатиров , чем из самих вакханалий. [ 6 ] Пакулла Анния вряд ли привнесла все те изменения, которые он ей приписывает. [ 5 ] [ 12 ] [ 6 ]
По мнению Ливия, величайшие преступления культа возникли из-за беспорядочного смешения свободнорожденных римлян обоего пола и всех возрастов в ночное время, когда легко разжигаются страсти, особенно при наличии вина и неограниченных возможностей. По его словам, женщин на этих собраниях было больше, чем мужчин; В своем отчете консул Постумий подчеркивает преимущественно женскую природу и организацию культа. Тем не менее, сам Senatus Consultum de Bacchanalibus разрешает женщинам превосходить численностью мужчин втрое к двум на любом разрешенном собрании; и он прямо запрещает мужчинам вакхическое священство. [ 13 ] В собственном повествовании Ливи все оскорбительные лидеры культа, кроме одного, названы мужчинами, что, похоже, исключает любой предполагаемый «заговор женщин». [ 14 ] Гендер, похоже, мотивировал реакцию Сената не больше, чем любая другая причина. [ 15 ]
Последовательное негативное описание Ливием греческого происхождения и низких моральных качеств культа - даже Вакх не освобожден от этого суждения - возможно, стремилось оправдать его подавление как внезапное «проникновение слишком большого количества греческих элементов в римское богослужение». [ 16 ] Однако этот культ действовал в Риме в течение многих лет до его предположительно внезапного открытия, а вакхические и дионисийские культы были частью жизни в Риме и союзной ему грекоязычной Италии на протяжении многих десятилетий. Греческие культы и греческое влияние были частью религиозной жизни Рима с V века до нашей эры, а приобретение Римом иностранных культов — греческих или других — посредством союза, договора, захвата или завоевания было краеугольным камнем его внешней политики и важной особенностью. своей возможной гегемонии. Хотя темпы таких внедрений быстро нарастали в III веке, современные свидетельства реформы «Вакханалии» не выдают никакой антигреческой или антииностранной политики или настроений. [ 17 ]
Грюн интерпретирует Senatus Consultum как часть Realpolitik , демонстрацию власти римского сената его итальянским союзникам после Второй Пунической войны и напоминание любому римскому политику, популисту и потенциальному генералиссимусу о том, что коллективная власть Сената превосходит всю личную власть. амбиции. [ 18 ] Тем не менее, масштабы и жестокость официальной реакции на вакханалию, вероятно, были беспрецедентными и выдают некоторую форму моральной паники со стороны римских властей; Буркерт не находит «ничего подобного в религиозной истории до гонений на христиан ». [ 19 ] [ 20 ]
Современное использование
[ редактировать ]В современном обиходе вакханалия может означать любой раскованный или пьяный разгул. Вакханалия в искусстве описывает любую небольшую группу гуляк, часто включающую сатиров и, возможно, Вакха или Силена, обычно в пейзажной обстановке. Этот предмет был популярен начиная с эпохи Возрождения и обычно включал в себя большую степень наготы среди фигур.
-
Тициан , «Вакханалия Андрианов» , 1523–1526 гг.
-
Питер Пауль Рубенс , «Вакханалия» , 1615 год.
-
Николя Пуссен , Вакхическое пиршество перед сроком Пана , 1632–1633 гг.
-
Константин Маковский , Весенняя вакханалия , 1891 год.
-
Ловис Коринт , Вакханалия , 1898 г.
-
А. Мейер, фриз в Зеефельде (Цюрих) , 1900 г.
См. также
[ редактировать ]- Антестерия
- Ганачакра
- Менады , поклонницы Диониса.
- Сатурналии , римский праздник
- Триамб — гимн, исполняемый на процессиях в честь Диониса.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Уолш, П.Г. (1996). «Создание драмы из кризиса: Ливий о вакханалии». Греция и Рим . 43 (2): 188–203. дои : 10.1093/gr/43.2.188 . JSTOR 643095 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Такач, Саролта А. (2000). «Политика и религия в вакханальном деле 186 г. до н.э.». Гарвардские исследования по классической филологии . 100 : 301–310. дои : 10.2307/3185221 . JSTOR 3185221 .
- ^ Перейти обратно: а б Гилденхард, Инго; Зиссос, Эндрю (2016). «Вакханалия и римская культура». В Гильденхарде, Инго; Зиссос, Эндрю (ред.). Овидий, Метаморфозы, 3.511-733: Латинский текст с введением, комментариями, глоссарием терминов, словарным запасом и учебными вопросами . Открытое книжное издательство. стр. 65–68. ISBN 978-1-78374-085-7 . JSTOR j.ctt1fzhh5b.10 .
- ^ Бальдини, Кьяра (2015). «Политика экстази: случай вакханалии в Древнем Риме». У Люка, Дэвид; Кинг, Дэйв (ред.). Нейротрансмиссии: очерки психоделиков от нарушения конвенции . МТИ Пресс. ISBN 978-1-907222-43-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Орлин, Эрик М. (2002). «Иностранные культы в республиканском Риме: переосмысление поморского правления». Мемуары Американской академии в Риме . 47 : 1–18. дои : 10.2307/4238789 . JSTOR 4238789 .
- ^ Перейти обратно: а б с Руссель, Роберт (1987). «Либер-Дионис в раннеримской драме». Классический журнал . 82 (3): 193–198. JSTOR 3297899 .
- ^ Перейти обратно: а б Матисен, Ральф В. (2019). Древнеримская цивилизация: история и источники, 753 г. до н.э. – 640 г. н.э. Издательство Оксфордского университета. п. 147. ИСБН 978-0-19-084960-3 .
- ^ Ридл, М. (2012). «Сдерживание Диониса: религия и политика в деле вакханалии 186 г. до н.э.». Международная политическая антропология . 5 (2): 113–133.
- ^ Бирд, М., Прайс, С., Норт, Дж., Религии Рима: Том 1, История , иллюстрировано, Cambridge University Press, 1998, стр. 93–96.
- ^ Т.П. Уайзман , Ремус: римский миф , Cambridge University Press, 1995, стр.133.
- ^ Уолш, П.Г. (октябрь 1996 г.). «Создание драмы из кризиса: Ливий о вакханалии». Греция и Рим . 43 (2): 188–203. дои : 10.1093/gr/43.2.188 .
- ↑ Об изменениях, приписываемых Пакулле Аннии как маловероятных, см. Эрих С. Грюн, Исследования греческой культуры и римской политики , University of California Press, 1996, стр. 48–54: Hispala Faecina - стандартная «проститутка с золотым сердцем», чья смелость и лояльность перевешивают ее низкое происхождение и профессию, а также ее страх перед репрессиями, см. Виктория Эмма Паган , Рассказы о заговоре в римской истории , University of Texas Press, 2004, стр. 61–65.
- ^ см. более поздние описания «старых жриц» Либера , приносящих жертвы на фестивале Либералии .
- ^ Грюн, Э. Исследования греческой культуры и римской политики , Калифорнийский университет Press, 1996, гл. 2.
- ^ Шульц, К., Религиозная деятельность женщин в Римской республике , UNC Press Books, 2006, стр. 93.
- ^ Орлин, Эрик (2007). В Рюпке, Дж (ред.). Спутник римской религии . Издательство Блэквелл. п. 64 . ISBN 978-1-4051-2943-5 .
- ^ Орлин, Эрик (2007). «Городская религия в Средней и Поздней республике». Спутник римской религии . стр. 58–70. дои : 10.1002/9780470690970.ch5 . ISBN 978-0-470-69097-0 .
- ^ Эрих С. Грюн, Исследования греческой культуры и римской политики , Калифорнийский университет Press, 1996, гл. 2.
- ^ Уолтер Буркерт , Древние мистические религии , издательство Гарвардского университета, 1987, стр. 52.
- ^ Грюн, Эрих С. (1990). «Вакханальное дело» . Исследования греческой культуры и римской политики . БРИЛЛ. стр. 34–78. ISBN 978-90-04-09051-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сенат консультировался по поводу вакханалий на латыни в Латинской библиотеке.
- Декрет Сената об обрядах Вакха [узурпировал] ( Senatus Consultum de Bacchanalibus ), на английском языке на forumromanum.org.
- Описание вакханалии и постановления Сената из Фордхэма.