Jump to content

Хиспала Фаецения

Хиспала Фецения была вольноотпущенницей и богатой куртизанкой из Древнего Рима , участвовавшей в даче показаний, которые помогли положить конец вакханальному скандалу 186 г. до н.э. [ 1 ] Роль Хиспалы в вакханалии заключалась в том, чтобы предоставить информацию о том, что именно произошло во время вакханалии. [ 2 ]

Источники

[ редактировать ]

Большая часть того, что известно об Hispala Faecenia, исходит от Ливия в книге 39 его «Истории Рима» . Ливий описывает ее как вольноотпущенницу и богатую куртизанку, которая самостоятельно распоряжалась своим богатством после того, как ее освободили из рабства. [ 1 ]

Профессия

[ редактировать ]

Ливий утверждает, что Хиспала была известной куртизанкой. [ 1 ] и не скрывает своих отношений клиент/проститутка с Эбутием. [ 3 ] Однако Хиспала поддерживает Эбутия, платя ему за сексуальные услуги. [ 3 ] [ 4 ] Причина, по которой Хиспала была благородна в глазах Ливия, несмотря на ее профессию, заключалась в том, что она исповедовалась перед консулом с соответствующим отношением, а это, в свою очередь, спровоцировало подавление вакханалии. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Это объясняет, почему Ливий представляет ее как благосклонно известную ( nobile ). [ 3 ]

Отношения

[ редактировать ]

Хиспала познакомилась и полюбила Публия Эбутия , известного человека из высшего сословия, жившего по соседству, благодаря ее работе куртизанкой. [ 1 ] Ливи говорит, что у пары была очень глубокая связь друг с другом. Далее он говорит, что Хиспала была щедрой женщиной, которая заботилась об Эбутии. [ 1 ] Упоминается, что покровительница Хиспалы скончалась, оставив ее без присмотра. Говорят также, что из-за любви пары друг к другу, Хиспала пыталась договориться с трибунами и преторами о временном опекуне при составлении ее завещания; женщины не могли составить завещание без мужчины. После этого Хиспала сделала Эбутия своим наследником, то есть все перешло к нему, когда она должна была умереть. [ 1 ] Вслед за этим Эбуций рассказывает Хиспале о плане его матери и отчима, согласно которым он хотел, чтобы он присоединился к Культу Вакха в качестве посвященного. [ 1 ] Поскольку Хиспала якобы любила Эбутия, Ливий говорит, что она воскликнула: «Пусть боги будут благосклоннее!» и «твой отчим спешит разрушить этим поступком твое целомудрие, твой характер, твои надежды и твою жизнь», когда она узнала об этом испытании. [ 1 ] Хиспала объяснила Эбутию, что раньше она была служанкой своей любовницы Пакуллы Аннии в культе, но заслужила свободу и ни разу не вернулась. [ 1 ] Хиспала не переставала пытаться убедить Эбутия не принимать участия в посвящении, пока он не пообещал ей, что не будет участвовать в ритуалах/обрядах. [ 1 ]

С другой стороны, Нусек утверждает, что отношения Эбутия и Хипалы могли возникнуть из римской драмы. [ 6 ]

Роль в вакханальном скандале

[ редактировать ]

Ливий утверждает, что после того, как Хиспала отказался остановиться, пока Эбуций не пообещал, что не будет участвовать в вакханалии, он пошел домой и сказал родителям, что не присоединится в качестве посвященного. [ 1 ] Эбутия выгнали из дома, в результате чего он пошел в дом своей тети Эбутии. [ 1 ] И Эбутий, и Эбутия идут рассказать консулу Спурию Постумию о том, что происходит во время посвящений Культа Вакха. [ 1 ] После этого Постумиус противостоит Сульпиции, тете Эбутия, и отправляет за Хипалой, чтобы прояснить точные вещи, которые происходили в обрядах инициации. [ 1 ] Хиспала нервничает и очень беспокоится о том, что ее зовут, потому что Сульпиция — женщина высокого класса. [ 1 ] По прибытии в дом Сульпиция, Постумиус и Хиспала уходят в другое место дома, чтобы обсудить обряды инициации; Постумиус требует от Хипалы информации о вакханалии. Ливи утверждает, что Хиспала в своих показаниях сказала следующие слова:

Эти обряды совершали женщины. Раньше ни одного мужчину не допускали. У них было три установленных дня в году, в которые люди посвящались в вакханалии, в дневное время. Раньше матроны назначались жрицами поочередно. Пакулла Миниа, кампанка, будучи жрицей, вносила изменения во все детали, словно по указанию богов. Ибо она впервые представила мужчин; изменил время празднования со дня на ночь; и вместо трёх дней в году назначил 5 дней посвящения в каждом месяце. С тех пор, как обряды таким образом стали общими, мужчины смешались с женщинами и была добавлена ​​распущенная свобода ночи, не было ничего порочного, ничего постыдного, что бы не практиковалось среди них. Чаще наблюдалось загрязнение мужчин друг с другом, чем с женщинами. Если кто-то был менее терпелив в подчинении этому бесчестию или более противился совершению порока, его приносили в жертву. Не думать ничего противозаконного было великим принципом их религии. Мужчины, словно лишенные разума, произносили предсказания, судорожно корчась телами; Женщины в вакханских одеждах, с растрепанными волосами и с горящими факелами в руках сбежали к Тибру, где, окунув факелы в воду, снова вытащили их с неугасшим пламенем, состоящим из самородной серы и древесный уголь. Их число теперь было чрезвычайно велико, они представляли собой почти второе государство, и среди них было много мужчин и женщин из знатных семей. [ 2 ]

Свидетельство Хиспалы привело к значительному реформированию вакханальных обрядов. [ 7 ] Предоставив Постумию полезную информацию, которая помогла положить конец вакхическому скандалу, Хиспала был вознагражден Сенатом. [ 7 ] Ливий говорит, что она получила 100 000 ассов , получила возможность отчуждать любое имущество, которым она владела, подарком или по акту, могла выйти замуж за патриция, выбрать опекуна, выйти замуж за патриция , на которого не обрушился бы никакой позор из-за ее статуса и должности, и наконец сказала, что действующие консулы и преторы защитят ее, чтобы она могла вести жизнь в тишине и покое; эта награда была получена за то, что она нарушила обет хранить тайну. [ 4 ] [ 7 ]

Аналогичным образом Ноусек утверждает, что во время допроса Хиспалу допрашивали для подтверждения того, что произошло во время обрядов, в то время как ответы Эбутия только что были приняты Постумием. [ 6 ]

О наградах Хиспалы

[ редактировать ]

Хиспала получил награду за помощь в прекращении вакхического скандала. [ 7 ] Награду enuptio gentis Хиспала не могла получить, потому что она была рабыней. [ 8 ] По словам Уотсона, Хиспале не нужно было право выбирать своего наставника, потому что ее нынешний наставник ей не мешал; право выбирать себе наставника было бессмысленной наградой. [ 9 ] Далее Уотсон говорит, что Хиспала получила награду за то, чтобы выйти замуж за аристократа, и это не вызвало бы никакого стыда. [ 10 ] Однако эта награда означала лишь то, что если она это сделает, это устранит любое юридическое пятно, а социальная стигма все равно останется из-за ее профессии, несмотря ни на что. [ 10 ] Уотсон говорит, что награды, данные Эбутию и Хипале, были практически оскорбительными и бессмысленными. [ 11 ]

Имя и титул

[ редактировать ]

По словам Ливи в статье Уолша, имя «Хиспала» может иметь испанское происхождение и, скорее всего, было дано ей ее предыдущим владельцем. [ 4 ] Ливий ссылается на титул Хиспалы scortum nobile libertina , что означает благородная вольноотпущенница-проститутка. [ 12 ]

Каянто говорит, что существует вероятность того, что женщина Хиспала Фацения родом из итальянской сельской местности. [ 13 ] Каянто также отмечает, что единственные известные возможные производные от ее имени - это Корнелий Сципион Хиспал и Хиспо, но это крайне маловероятно. [ 13 ] Он отмечает возможность того, что имя Хиспала не было зарегистрировано как женский преномен . [ 13 ]

Покровитель

[ редактировать ]

Покровитель Хипалы, возможно, происходил из того же рода, что и Эбутий и его семья. Мюзиал также утверждает, что покровителя Хиспалы звали Фацений и что он не оставил после себя наследника. [ 4 ]

[ редактировать ]

Хиспала фигурирует в книге «Свой Рим: забытые женщины Римской империи» 2023 года. Эммы Саутон [ 14 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Матисен, Ральф В. (2019). Древнеримская цивилизация: история и источники: с 753 г. до н.э. по 640 г. н.э. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 148–149. ISBN  9780190849603 .
  2. ^ Jump up to: а б Матисен, Ральф В. (2019). Древнеримская цивилизация: история и источники: с 753 г. до н.э. по 640 г. н.э. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 150. ИСБН  9780190849603 .
  3. ^ Jump up to: а б с д Мюзиал «Данута» (2009). Речь Постумия о Ливии и вакханальном деле (PDF) . Варшава: Варшавский университет Press. стр. 100-1 7–10. ISSN   1899-9824 . Получено 23 февраля ,
  4. ^ Jump up to: а б с д и Уолш, П.Г. (октябрь 1996 г.). Греция и Рим . Серия 2. Издательство Кембриджского университета от имени Классической ассоциации. стр. 188–202. дои : 10.1093/gr/43.2.188 . ISSN   0017-3835 .
  5. ^ Ратти, Стефан (1996). «Похищение Чиомары: о смысле Ливия 38, 24» . Диалоги древней истории (на французском языке). 22 (1): 95–131 . Проверено 24 марта 2024 г.
  6. ^ Jump up to: а б Ноусек, Дебра Л. (май 2010 г.). «Отголоски Цицерона в вакханальном повествовании Ливия (39.8–19)». Классический ежеквартальный журнал . Новая серия. 60 . Издательство Кембриджского университета от имени Классической ассоциации: 156–166. дои : 10.1017/S0009838809990504 . ISSN   0009-8388 . S2CID   170404563 .
  7. ^ Jump up to: а б с д Матисен, Ральф В. (2019). Древнеримская цивилизация: история и источники: с 753 г. до н.э. по 640 г. н.э. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 152. ИСБН  9780190849603 .
  8. ^ Уотсон, Алан (2005). «ВАКХАНСКИЕ НАГРАДЫ: ПУБЛИУС ЭБУТИЙ И ИСПАЛА ФАЦЕНИЯ» (PDF) . Фундамина . стр. 411–412 . Проверено 9 марта 2020 г.
  9. ^ Уотсон, Алан (2005). «ВАКХАНСКИЕ НАГРАДЫ: ПУБЛИУС ЭБУТИЙ И ИСПАЛА ФАЦЕНИЯ» (PDF) . Фундамина . стр. 412–413 . Проверено 9 марта 2020 г.
  10. ^ Jump up to: а б Уотсон, Алан (2005). «ВАКХАНСКИЕ НАГРАДЫ: ПУБЛИУС ЭБУТИЙ И ИСПАЛА ФАЦЕНИЯ» (PDF) . Фундамина . п. 413 . Проверено 9 марта 2020 г.
  11. ^ Уотсон, Алан (2005). «ВАКХАНСКИЕ НАГРАДЫ: ПУБЛИУС ЭБУТИЙ И ИСПАЛА ФАЦЕНИЯ» (PDF) . Фундамина . п. 414 . Проверено 9 марта 2020 г.
  12. ^ Ливий, Тит «Тит Ливий, из города, основанного 39: Хиспала Фэцения» . Инструкция Миры-компаньоны . Проверено 23 февраля 2020 г.
  13. ^ Jump up to: а б с Каянто, Ииро (1972). «Пересмотр женских имен» . Arctos-Acta Philologica Fennica . 7 :13-30-13-30 . Проверено 9 марта 2020 г.
  14. ^ https://arstechnica.com/cultural/2023/11/the-courtesan-who-brought-down-a-cult-and-other-unsung-women-of-ancient-rome/
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 60e9b5d352fb35f1f1db7a33b9267ce3__1726325820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/e3/60e9b5d352fb35f1f1db7a33b9267ce3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hispala Faecenia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)