Хиспала Фаецения
Хиспала Фецения была вольноотпущенницей и богатой куртизанкой из Древнего Рима , участвовавшей в даче показаний, которые помогли положить конец вакханальному скандалу 186 г. до н.э. [ 1 ] Роль Хиспалы в вакханалии заключалась в том, чтобы предоставить информацию о том, что именно произошло во время вакханалии. [ 2 ]
Источники
[ редактировать ]Большая часть того, что известно об Hispala Faecenia, исходит от Ливия в книге 39 его «Истории Рима» . Ливий описывает ее как вольноотпущенницу и богатую куртизанку, которая самостоятельно распоряжалась своим богатством после того, как ее освободили из рабства. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Профессия
[ редактировать ]Ливий утверждает, что Хиспала была известной куртизанкой. [ 1 ] и не скрывает своих отношений клиент/проститутка с Эбутием. [ 3 ] Однако Хиспала поддерживает Эбутия, платя ему за сексуальные услуги. [ 3 ] [ 4 ] Причина, по которой Хиспала была благородна в глазах Ливия, несмотря на ее профессию, заключалась в том, что она исповедовалась перед консулом с соответствующим отношением, а это, в свою очередь, спровоцировало подавление вакханалии. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Это объясняет, почему Ливий представляет ее как благосклонно известную ( nobile ). [ 3 ]
Отношения
[ редактировать ]Хиспала познакомилась и полюбила Публия Эбутия , известного человека из высшего сословия, жившего по соседству, благодаря ее работе куртизанкой. [ 1 ] Ливи говорит, что у пары была очень глубокая связь друг с другом. Далее он говорит, что Хиспала была щедрой женщиной, которая заботилась об Эбутии. [ 1 ] Упоминается, что покровительница Хиспалы скончалась, оставив ее без присмотра. Говорят также, что из-за любви пары друг к другу, Хиспала пыталась договориться с трибунами и преторами о временном опекуне при составлении ее завещания; женщины не могли составить завещание без мужчины. После этого Хиспала сделала Эбутия своим наследником, то есть все перешло к нему, когда она должна была умереть. [ 1 ] Вслед за этим Эбуций рассказывает Хиспале о плане его матери и отчима, согласно которым он хотел, чтобы он присоединился к Культу Вакха в качестве посвященного. [ 1 ] Поскольку Хиспала якобы любила Эбутия, Ливий говорит, что она воскликнула: «Пусть боги будут благосклоннее!» и «твой отчим спешит разрушить этим поступком твое целомудрие, твой характер, твои надежды и твою жизнь», когда она узнала об этом испытании. [ 1 ] Хиспала объяснила Эбутию, что раньше она была служанкой своей любовницы Пакуллы Аннии в культе, но заслужила свободу и ни разу не вернулась. [ 1 ] Хиспала не переставала пытаться убедить Эбутия не принимать участия в посвящении, пока он не пообещал ей, что не будет участвовать в ритуалах/обрядах. [ 1 ]
С другой стороны, Нусек утверждает, что отношения Эбутия и Хипалы могли возникнуть из римской драмы. [ 6 ]
Роль в вакханальном скандале
[ редактировать ]Ливий утверждает, что после того, как Хиспала отказался остановиться, пока Эбуций не пообещал, что не будет участвовать в вакханалии, он пошел домой и сказал родителям, что не присоединится в качестве посвященного. [ 1 ] Эбутия выгнали из дома, в результате чего он пошел в дом своей тети Эбутии. [ 1 ] И Эбутий, и Эбутия идут рассказать консулу Спурию Постумию о том, что происходит во время посвящений Культа Вакха. [ 1 ] После этого Постумиус противостоит Сульпиции, тете Эбутия, и отправляет за Хипалой, чтобы прояснить точные вещи, которые происходили в обрядах инициации. [ 1 ] Хиспала нервничает и очень беспокоится о том, что ее зовут, потому что Сульпиция — женщина высокого класса. [ 1 ] По прибытии в дом Сульпиция, Постумиус и Хиспала уходят в другое место дома, чтобы обсудить обряды инициации; Постумиус требует от Хипалы информации о вакханалии. Ливи утверждает, что Хиспала в своих показаниях сказала следующие слова:
Эти обряды совершали женщины. Раньше ни одного мужчину не допускали. У них было три установленных дня в году, в которые люди посвящались в вакханалии, в дневное время. Раньше матроны назначались жрицами поочередно. Пакулла Миниа, кампанка, будучи жрицей, вносила изменения во все детали, словно по указанию богов. Ибо она впервые представила мужчин; изменил время празднования со дня на ночь; и вместо трёх дней в году назначил 5 дней посвящения в каждом месяце. С тех пор, как обряды таким образом стали общими, мужчины смешались с женщинами и была добавлена распущенная свобода ночи, не было ничего порочного, ничего постыдного, что бы не практиковалось среди них. Чаще наблюдалось загрязнение мужчин друг с другом, чем с женщинами. Если кто-то был менее терпелив в подчинении этому бесчестию или более противился совершению порока, его приносили в жертву. Не думать ничего противозаконного было великим принципом их религии. Мужчины, словно лишенные разума, произносили предсказания, судорожно корчась телами; Женщины в вакханских одеждах, с растрепанными волосами и с горящими факелами в руках сбежали к Тибру, где, окунув факелы в воду, снова вытащили их с неугасшим пламенем, состоящим из самородной серы и древесный уголь. Их число теперь было чрезвычайно велико, они представляли собой почти второе государство, и среди них было много мужчин и женщин из знатных семей. [ 2 ]
Свидетельство Хиспалы привело к значительному реформированию вакханальных обрядов. [ 7 ] Предоставив Постумию полезную информацию, которая помогла положить конец вакхическому скандалу, Хиспала был вознагражден Сенатом. [ 7 ] Ливий говорит, что она получила 100 000 ассов , получила возможность отчуждать любое имущество, которым она владела, подарком или по акту, могла выйти замуж за патриция, выбрать опекуна, выйти замуж за патриция , на которого не обрушился бы никакой позор из-за ее статуса и должности, и наконец сказала, что действующие консулы и преторы защитят ее, чтобы она могла вести жизнь в тишине и покое; эта награда была получена за то, что она нарушила обет хранить тайну. [ 4 ] [ 7 ]
Аналогичным образом Ноусек утверждает, что во время допроса Хиспалу допрашивали для подтверждения того, что произошло во время обрядов, в то время как ответы Эбутия только что были приняты Постумием. [ 6 ]
О наградах Хиспалы
[ редактировать ]Хиспала получил награду за помощь в прекращении вакхического скандала. [ 7 ] Награду enuptio gentis Хиспала не могла получить, потому что она была рабыней. [ 8 ] По словам Уотсона, Хиспале не нужно было право выбирать своего наставника, потому что ее нынешний наставник ей не мешал; право выбирать себе наставника было бессмысленной наградой. [ 9 ] Далее Уотсон говорит, что Хиспала получила награду за то, чтобы выйти замуж за аристократа, и это не вызвало бы никакого стыда. [ 10 ] Однако эта награда означала лишь то, что если она это сделает, это устранит любое юридическое пятно, а социальная стигма все равно останется из-за ее профессии, несмотря ни на что. [ 10 ] Уотсон говорит, что награды, данные Эбутию и Хипале, были практически оскорбительными и бессмысленными. [ 11 ]
Имя и титул
[ редактировать ]По словам Ливи в статье Уолша, имя «Хиспала» может иметь испанское происхождение и, скорее всего, было дано ей ее предыдущим владельцем. [ 4 ] Ливий ссылается на титул Хиспалы scortum nobile libertina , что означает благородная вольноотпущенница-проститутка. [ 12 ]
Каянто говорит, что существует вероятность того, что женщина Хиспала Фацения родом из итальянской сельской местности. [ 13 ] Каянто также отмечает, что единственные известные возможные производные от ее имени - это Корнелий Сципион Хиспал и Хиспо, но это крайне маловероятно. [ 13 ] Он отмечает возможность того, что имя Хиспала не было зарегистрировано как женский преномен . [ 13 ]
Покровитель
[ редактировать ]Покровитель Хипалы, возможно, происходил из того же рода, что и Эбутий и его семья. Мюзиал также утверждает, что покровителя Хиспалы звали Фацений и что он не оставил после себя наследника. [ 4 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Хиспала фигурирует в книге «Свой Рим: забытые женщины Римской империи» 2023 года. Эммы Саутон [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Матисен, Ральф В. (2019). Древнеримская цивилизация: история и источники: с 753 г. до н.э. по 640 г. н.э. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 148–149. ISBN 9780190849603 .
- ^ Jump up to: а б Матисен, Ральф В. (2019). Древнеримская цивилизация: история и источники: с 753 г. до н.э. по 640 г. н.э. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 150. ИСБН 9780190849603 .
- ^ Jump up to: а б с д Мюзиал «Данута» (2009). Речь Постумия о Ливии и вакханальном деле (PDF) . Варшава: Варшавский университет Press. стр. 100-1 7–10. ISSN 1899-9824 . Получено 23 февраля ,
- ^ Jump up to: а б с д и Уолш, П.Г. (октябрь 1996 г.). Греция и Рим . Серия 2. Издательство Кембриджского университета от имени Классической ассоциации. стр. 188–202. дои : 10.1093/gr/43.2.188 . ISSN 0017-3835 .
- ^ Ратти, Стефан (1996). «Похищение Чиомары: о смысле Ливия 38, 24» . Диалоги древней истории (на французском языке). 22 (1): 95–131 . Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Ноусек, Дебра Л. (май 2010 г.). «Отголоски Цицерона в вакханальном повествовании Ливия (39.8–19)». Классический ежеквартальный журнал . Новая серия. 60 . Издательство Кембриджского университета от имени Классической ассоциации: 156–166. дои : 10.1017/S0009838809990504 . ISSN 0009-8388 . S2CID 170404563 .
- ^ Jump up to: а б с д Матисен, Ральф В. (2019). Древнеримская цивилизация: история и источники: с 753 г. до н.э. по 640 г. н.э. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 152. ИСБН 9780190849603 .
- ^ Уотсон, Алан (2005). «ВАКХАНСКИЕ НАГРАДЫ: ПУБЛИУС ЭБУТИЙ И ИСПАЛА ФАЦЕНИЯ» (PDF) . Фундамина . стр. 411–412 . Проверено 9 марта 2020 г.
- ^ Уотсон, Алан (2005). «ВАКХАНСКИЕ НАГРАДЫ: ПУБЛИУС ЭБУТИЙ И ИСПАЛА ФАЦЕНИЯ» (PDF) . Фундамина . стр. 412–413 . Проверено 9 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Уотсон, Алан (2005). «ВАКХАНСКИЕ НАГРАДЫ: ПУБЛИУС ЭБУТИЙ И ИСПАЛА ФАЦЕНИЯ» (PDF) . Фундамина . п. 413 . Проверено 9 марта 2020 г.
- ^ Уотсон, Алан (2005). «ВАКХАНСКИЕ НАГРАДЫ: ПУБЛИУС ЭБУТИЙ И ИСПАЛА ФАЦЕНИЯ» (PDF) . Фундамина . п. 414 . Проверено 9 марта 2020 г.
- ^ Ливий, Тит «Тит Ливий, из города, основанного 39: Хиспала Фэцения» . Инструкция Миры-компаньоны . Проверено 23 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Каянто, Ииро (1972). «Пересмотр женских имен» . Arctos-Acta Philologica Fennica . 7 :13-30-13-30 . Проверено 9 марта 2020 г.
- ^ https://arstechnica.com/cultural/2023/11/the-courtesan-who-brought-down-a-cult-and-other-unsung-women-of-ancient-rome/