Патриций (Древний Рим)
Патриции patricius (от латинского : в ) изначально представляли собой группу правящего класса семей Древнем Риме . Это различие было весьма значительным в Римском королевстве и ранней республике , но его актуальность ослабла после конфликта орденов (494–287 гг. До н.э.). Ко времени поздней Республики и Империи членство в патрициате имело лишь номинальное значение. Социальная структура Древнего Рима вращалась вокруг различия между патрициями и плебеями . Статус патрициев давал им больше политической власти, чем плебеям, но отношения между группами в конечном итоге вызвали Конфликт Орденов. В этот период времени произошло изменение социальной структуры Древнего Рима.
После падения Западной Империи термин «патриций» продолжал оставаться высоким почетным титулом в Восточной Империи . Во многих средневековых итальянских республиках , особенно в Венеции и Генуе , классы средневековых патрициев снова были формально определены группами ведущих семей. В Священной Римской империи семьи великих бюргеров имели аналогичное значение. Впоследствии «патриций» стал расплывчатым термином, используемым для обозначения аристократов и высшей буржуазии во многих странах.
Происхождение [ править ]
По словам Ливия сенаторами, , первые 100 человек, назначенных Ромулом назывались «отцами» (лат. patres ), а потомки этих людей стали классом патрициев. Этот рассказ также описан Цицероном . [1] Назначение этих ста человек в Сенат придало им благородный статус. [1] Именно этот статус отличал патрициев от плебеев. В некоторых источниках говорится, что сто человек были выбраны из-за их мудрости. [1] Это совпадало бы с идеей о том, что Древний Рим был основан на идеале, основанном на заслугах. [1] По другим мнениям, патрициями ( patricii ) были те, кто мог указать на отцов, т. е. те, кто входили в состав родов ( родов ), члены которых первоначально составляли весь состав граждан. [2]
В патрициат были приняты и другие знатные семьи, приехавшие в Рим во времена царей, в том числе несколько эмигрировавших из Альба-Лонги , после того как этот город был разрушен Туллом Гостилием . Последний известный случай принятия рода в патрициат до I века до н.э. произошел, когда Клавдии были добавлены в ряды патрициев после прибытия в Рим в 504 г. до н.э., через пять лет после основания республики. [3] [4] [5] [6]
Критерии того, почему Ромул выбрал определенных людей для этого класса, по-прежнему оспариваются учеными и историками, но важность различия патрициев и плебеев считается всеми первостепенной для древнеримского общества. Различие между дворянством, патрициями, и римским населением, плебеями, существовало с самого начала Древнего Рима. [7] Это различие становилось все более важным в обществе вплоть до периода поздней республики.
Патрициям был предоставлен дворянский статус при назначении в Сенат, что давало им более широкое политическое влияние, чем плебеям, по крайней мере, во времена ранней республики. [8] Патриции в Древнем Риме имели тот же статус, что и аристократы в греческом обществе . [9] Принадлежность к дворянскому сословию означала, что патриции могли участвовать в правительстве и политике, а плебеи - нет. Эта привилегия имела важное значение в древнеримской истории и в конечном итоге вызвала большой разрыв между двумя классами.
В период средней и поздней республики, когда это влияние постепенно ослабевало, плебеям были предоставлены равные права в большинстве областей, а в некоторых даже большие. Например, плебейскими трибунами могли быть только плебеи . Существовали квоты на официальные должности. Одно из двух консульств было зарезервировано для плебеев. Хотя быть патрицием оставалось престижным, практическое значение это имело минимальное. За исключением некоторых религиозных должностей, лишенных политической власти, плебеи могли баллотироваться на все должности, открытые для патрициев. Плебеи сенаторского сословия были не менее богаты, чем патриции в период расцвета республики. Первоначально патриций, Публий Клодий Пульхер охотно устроился на усыновление плебейской семьей, чтобы иметь право быть назначенным плебейским трибуном.
Римская республика и империя [ править ]
Статус [ править ]
Патриции исторически имели больше привилегий и прав, чем плебеи. Эта разница в статусе была отмечена в начале республики : патриции были лучше представлены в римских ассамблеях , и только патриции могли занимать высокие политические должности, такие как диктатор , консул и цензор , а все священства (например, Pontifex Maximus ) были закрыты. непатрициям. Существовало поверье, что патриции лучше общались с римскими богами , поэтому только они могли совершать священные обряды и принимать покровительство .
Кроме того, патриции не только имели более высокий статус на политических должностях, но и владели лучшей землей в Древнем Риме. [10] Наличие лучшей земли давало классу патрициев больше возможностей, например, возможность производить лучшее сельское хозяйство. Эта точка зрения имела политические последствия, поскольку в начале года или перед военной кампанией римские магистраты советовались с богами. Ливий сообщает, что первый прием плебеев в жреческую коллегию произошел в 300 г. до н.э. с принятием Закона Огулнии , когда Коллегия авгуров увеличила их число с четырех до девяти. После этого плебеев принимали в другие религиозные коллегии. К концу Республики только священства с ограниченным политическим значением, такие как Салии , Фламины и Rex Sacrorum , были заполнены исключительно патрициями.
Хотя плебей не имел права баллотироваться на политические посты, у плебея не было бы поддержки, необходимой для получения места. [11] Поскольку общество было организовано таким образом, класс патрициев по сути контролировал правительство Древнего Рима. [11] В рассказах Кассия о Древнем Риме он подробно описывает, насколько важным и преимущественным был класс патрициев по сравнению с классом плебеев. [12] Он указывает на разницу в статусе между патрициями и плебеями, подробно описывая конкретную обувь, которую носили патриции. Кассий утверждает: «Ибо обувь, которую носили патриции в городе, была украшена зашнурованными ремешками и рисунком буквы, что означало, что они произошли от первой сотни человек, которые были сенаторами». [12] Из рассказа Кассия становится ясно, что эти детали имели значение и отражали различие между классами.
Лишь немногие плебейские имена фигурируют в списках римских магистратов времен ранней республики. Два закона, принятые в четвертом веке до нашей эры, положили начало постепенному открытию магистратов для плебеев: Lex Licinia Sextia 367 г. до н.э., который установил право плебеев занимать консульство; и Генукийский закон 342 г. до н.э., который требовал, чтобы хотя бы один из консулов был плебеем (хотя этот закон часто нарушался в течение нескольких десятилетий).
Многие из древних патрицианских родов, члены которых фигурируют в легендах об основании Рима, исчезли, когда Рим приобрел свою империю, и новые плебейские семьи приобрели известность. Ряд патрицианских семей, таких как Горации, Лукреции, Вергинии и Менении, редко появлялись на важных постах во время поздней республики. Многие старые семьи имели патрицианские и плебейские ветви, из которых патрицианские линии часто уходили в безвестность и затмевались своими плебейскими тезками.
Упадок ускорился к концу республики, главным образом из-за гражданских войн, от Социальной войны до запретов триумвиров , которые нанесли им тяжелый урон. В результате несколько прославленных патрицианских домов оказались на грани исчезновения в I веке до нашей эры, иногда выживая только за счет усыновления, например:
Однако крупные нации с несколькими родословными , похоже, справились лучше; Эмилии , , Клавдий , Корнелий , Фабий властью Сульпиций и Валерий продолжали процветать под принципата .
Патриции плебеев против
Различие между патрициями и плебеями в Древнем Риме основывалось исключительно на рождении. Хотя современные писатели часто изображают патрициев как богатых и могущественных семей, которым удалось обеспечить власть над менее удачливыми плебейскими семьями, плебеи и патриции из сенаторского класса были одинаково богаты. По мере расширения гражданских прав плебеев в период Средней и поздней Римской республики многие плебейские семьи достигли богатства и власти, в то время как некоторые традиционно патрицианские семьи впали в нищету и безвестность. Однако никакое богатство не могло изменить класс человека. [13]
Брак [ править ]
Брак между патрицием и плебеем был единственным способом юридически объединить два класса. Однако после того, как были записаны Двенадцать таблиц , был принят закон, который объявил браки между двумя классами незаконными. [14] Если бы брак заключался между патрицием и плебеем, дети от этого брака получали бы статус патриция. Этот закон был создан для предотвращения смешения классов. В Древнем Риме женщины не имели власти в доме. Однако, по словам Матисена, важно было иметь признанный брак, а не вступать в незаконный брак с представителем другого класса. [14] Юридически признанный брак гарантировал, что детям, рожденным от брака, будет предоставлено римское гражданство и любое имущество, которое они могут унаследовать. [14]
Конфликт приказов [ править ]
В конце концов, плебеи стали неудовлетворены тем, что они являются низшим классом и не имеют тех же прав и привилегий, что и патриции. [15] Это время в римской истории называется Конфликтом Орденов , произошедшим между 500 и 287 годами до нашей эры. [15] Из-за того, что патриции имели политический статус, класс плебеев не имел представительства в правительстве, чтобы отстаивать свои интересы. [15] Отсутствие кого-либо, защищающего их интересы, означало также, что плебеи не всегда знали законы, которые они должны были соблюдать. [15] Поскольку патриции имели высокий социальный статус, они не хотели терять этот статус; они не были согласны с изменением структуры общества путем предоставления плебеям большего статуса. [15] Со временем класс плебеев создал свой собственный руководящий орган — Совет плебеев . [15]
Еще одним достижением, появившимся в результате Конфликта Орденов, стали Двенадцать столов. В это время в Древнем Риме была свергнута монархия. [16] Плебеи хотели знать законы, что привело к письменной форме законов: Двенадцати таблицам. [15] Даже после того, как эти законы были записаны и было создано новое собрание центуриатов, класс патрициев оставался у власти. Собрание разделило граждан на классы, однако два высших класса, всадники и патриции, контролировали большинство голосов. [15] Это означало, что, хотя плебеи могли голосовать, если классы патрициев голосовали вместе, они могли контролировать голосование. [15] Древний Рим, по словам Ральфа Матисена, автора книги « Древнеримская цивилизация: история и источники», провел политические реформы, такие как введение Совета плебеев и плебейских трибунов. Эти два политических органа были созданы, чтобы дать плебеям право голоса. После Конфликта Орденов, по мнению Матисена, плебеи смогли подняться в политике и стать членами Сената, который раньше принадлежал исключительно патрициям. [15]
Угасание различий [ править ]
Ряд законов уменьшил различие между этими двумя классами, в том числе Lex Canuleia (445 г. до н. э.; который разрешал брак — ius connubii — между патрициями и плебеями ), Leges Liciniae Sextiae (367 г. до н. э.; который вводил ограничения на владение общественными землями — ager publicus — а также следил за тем, чтобы один из консулов был плебеем), Lex Ogulnia (300 г. до н. э.; плебеи получили доступ к жреческим должностям) и Lex Hortensia (287 г. до н. э.; приговоры плебейских собраний — plebiscita — теперь обязательны для всех людей). Постепенно, к концу республики, большая часть различий между патрициями и плебеями исчезла. [17]
Ко времени Юлия Цезаря осталось так мало патрициев, что был издан специальный закон, Lex Cassia , для набора новых патрициев. За этим последовал Август согласно Lex Saenia , и продолжили более поздние императоры, такие как Клавдий . [18] Последние патрицианские семьи Республики вымерли в имперский период, и последними известными членами «первоначальных» патрицианских домов являются Сервий Корнелий Долабелла Метилиан Помпей Марцелл или, возможно, Корнелии Сципионы Сальвидиени Орфити . [19]
Наши дни [ править ]
«Патриций» и «плебей» до сих пор используются для обозначения групп людей высших и низших классов. [20]
Патрицианские семьи [ править ]
Следующие роды считались патрициями, хотя у них могли быть плебейские члены или ветви.
- Эбутия
- Эмили
- Аквиллия
- Атерния
- Атилия
- Клаудия
- Клелия
- Корнелия
- Понравилось
- Фабия
- Фослия
- Ярость
- Гегания
- На коленях
- Герминия
- Гораций
- Юлия
- Лартия
- Лукреция
- Манлия
- Менения
- Метилия
- Минуция
- Мусия
- Наутия
- Нумиция
- Папирусы
- Пинария
- Поллия
- Постумия
- Власть
- Пять
- Пять
- Ромилия
- Семпрон
- Серджио
- Сервилия
- Сестия
- Засуха
- Сульпиция
- Тарпея
- Тарквиния
- Таркития
- Таможня
- Валерия
- Вирджиния
- Автомобиль
- Вителлия
- Волюмния
Ряд других родов первоначально принадлежали патрициям, но были известны главным образом своими плебейскими ветвями.
Большие и малые нации [ править ]
Среди патрициев некоторые семьи были известны как gentes maiores , величайшие или, возможно, самые благородные дома. Остальные патрицианские семьи назывались родами минорами . Неизвестно, имело ли это различие какое-либо юридическое значение, но было высказано предположение, что Princeps senatus , или спикер Сената, традиционно выбирался из gentes maiores .
Никакого списка gentes maiores обнаружено не было, и даже их число неизвестно. Было высказано предположение, что среди них были Эмили, Клод, Корнелия, Фаби, Мэнли и Валери. «Словарь греческой и римской биографии и мифологии» предполагает, что gentes maiores состояли из семей, поселившихся в Риме во времена Ромула по крайней мере, до разрушения Альбы-Лонги. или , Благородные албанские семьи, поселившиеся в Риме во времена Тулла Гостилия, образовали тогда ядро малых родов. В их число входили Юли, Тули, Сервили, Квинкти, Гегани, Курти и Клоэли. [4] [21]
Однако «Словарь классических древностей» Харпера предполагает, что албанские семьи также были включены в число gentes maiores, а gentes majores состояли из семей, принятых в патрициат при Тарквиниях и в первые годы республики . В любом случае это различие не могло быть полностью основано на приоритете, поскольку Клавдии прибыли в Рим только после изгнания царей. [4] [18] [22] [23]
Позднеримский период византийский и
Статус патриция все еще имел определенную степень престижа во времена ранней Римской империи возводили своих сторонников в касту патрициев , и римские императоры обычно в массовом порядке . Этот престиж постепенно падал, и к концу кризиса III века статус патриция, как он был известен в республике, перестал иметь значение в повседневной жизни. Император Константин Великий титул империи (годы правления 306–337) вновь ввел этот термин как высший почетный , не привязанный к какой-либо конкретной административной должности и с самого начала ограниченный очень небольшим числом обладателей. [24] [25] Историк Зосим утверждает, что во времена Константина обладатели этого титула стояли даже выше преторианских префектов . [26]
В поздней Западной Римской империи титул использовался умеренно и сохранял свой высокий престиж, присваиваясь, особенно в V веке, могущественным magistri militum, господствовавшим в государстве, таким как Стилихон , Констанций III , Флавий Аэций , Комес Бонифаций , и Рицимер . [24] Титул патриция иногда использовался в Западной Европе после распада Римской империи; например, папа Стефан II даровал титул «Патриций римлян» франкскому правителю Пипину Короткому . [24] Возрождение патрицианских классов в средневековых итальянских городах-государствах , а также к северу от Альп покрыто патрицианством .
Восточный император Зенон (годы правления 474–491) даровал его Одоакру , чтобы узаконить правление последнего в Италии после свержения им в 476 году мятежного magister militum Ореста и его сына Ромула Августула. В Восточной империи Феодосий II (годы правления 408) –450) запретил евнухам владеть им, хотя это ограничение было отменено к VI веку. При Юстиниане I (годы правления 527–565) этот титул распространился и, следовательно, был несколько обесценен, поскольку император открыл его для всех, кто выше ранга illustris , то есть для большинства членов Сената . [27]
В VIII веке в Восточной Римской империи этот титул был еще более понижен в порядке старшинства суда после магистров и антипатов . Однако он оставался одним из самых высоких в имперской иерархии до 11 века и вручался наиболее важным стратегам (губернаторам провинций и генералам, союзникам) Империи. [24] В придворной иерархии евнух- патрикий имел более высокий приоритет, опережая даже антипата-латна . [28] Титул также был предоставлен важным союзным иностранным правителям, таким как ранний болгарский правитель Кубрат , чье кольцо A было написано по-гречески XOBPATOY, а кольцо C было написано XOBPATOY ПАТПИКИОЙ, [29] указывая на достоинство Патрикия (Патриция), которого он достиг в византийском мире. [30]
Согласно Клеторологиону конца 9-го века , знаками достоинства были таблички из слоновой кости с надписью. [31] В XI веке достоинство патриция повторило судьбу других титулов: широко присуждаемое, оно утратило свой статус и исчезло в период Комнинов в начале XII века. [24] Титул протопатрикиоса ( πρωτοπατρίκιος , «первый патриций») также встречается на Востоке с 367 по 711 год, возможно, имея в виду самого старшего обладателя должности и лидера патрицианского ордена ( таксиса ). [24] [32] Женский вариант патрикиа ( πατρικία ) обозначал супругов патрикиоев ; его не следует путать с титулом zostē patrikia («препоясанная патрикия »), который был уникальным достоинством, награждаемым фрейлинами императрицы. [24]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Ботсфорд, Джордж Уиллис (1906). «Социальный состав примитивного римского населения». Политология ежеквартально . 21 (3): 498–526. дои : 10.2307/2140599 . ISSN 0032-3195 . JSTOR 2140599 .
- ^ Клэй (1911) , с. 931 цитирует Ливия II. 56
- ^ Словарь классической литературы и древностей Харпера , второе издание, Гарри Терстон Пек , редактор (1897)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Оксфордский классический словарь , 2-е изд. (1970).
- ^ Тит Ливий , Из основанного города , Книга II
- ^ Тит Ливий , Из основанного города , Книга I.
- ^ Ботсфорд, Джордж Уиллис (1906). «Социальный состав примитивного римского населения». Политология ежеквартально . 21 (3): 498–526. дои : 10.2307/2140599 . ISSN 0032-3195 . JSTOR 2140599 .
- ^ Ботсфорд, Джордж Уиллис (1906). «Социальный состав примитивного римского населения». Политология ежеквартально . 21 (3): 498–526. дои : 10.2307/2140599 . ISSN 0032-3195 . JSTOR 2140599 .
- ^ Матисен, Ральф В. (2019). Древнеримская цивилизация: история и источники, с 753 г. до н.э. по 640 г. н.э. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-084960-3 . OCLC 1137838429 .
- ^ Матисен, Ральф В. (2019). Древнеримская цивилизация: история и источники, с 753 г. до н.э. по 640 г. н.э. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-084960-3 . OCLC 1137838429 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Матисен, Ральф В. (2019). Древнеримская цивилизация: история и источники, с 753 г. до н.э. по 640 г. н.э. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-084960-3 . OCLC 1137838429 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Дион Кассий — Фрагменты книги 2» . penelope.uchicago.edu . Проверено 23 февраля 2020 г.
- ^ Матисен, Ральф В. (2019). Древнеримская цивилизация: история и источники, с 753 г. до н.э. по 640 г. н.э. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-084960-3 . OCLC 1137838429 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Матисен, Ральф В. (2019). Древнеримская цивилизация: история и источники, с 753 г. до н.э. по 640 г. н.э. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-084960-3 . OCLC 1137838429 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Матисен, Ральф В. (2019). Древнеримская цивилизация: история и источники, с 753 г. до н.э. по 640 г. н.э. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-084960-3 . OCLC 1137838429 .
- ^ Стейнберг, Майкл (1982). «Двенадцать таблиц и их происхождение: дебаты восемнадцатого века». Журнал истории идей . 43 (3): 379–396. дои : 10.2307/2709429 . ISSN 0022-5037 . JSTOR 2709429 .
- ^ Теллеген-Куперус, OE (1993). Краткая история римского права . Психология Пресс.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Словарь греческой и римской биографии и мифологии , Уильям Смит , редактор.
- ^ Хаммонд, Мейсон (1957). «Состав Сената, 68–235 гг. н. э.» . Журнал римских исследований . 47 (1/2): 74–81. дои : 10.2307/298569 . ISSN 0075-4358 . JSTOR 298569 . S2CID 162954014 .
- ^ Матисен, Ральф В. (2019). Древнеримская цивилизация: история и источники, с 753 г. до н.э. по 640 г. н.э. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-084960-3 . OCLC 1137838429 .
- ^ Гринидж, Абель Хенди Джонс, Римская общественная жизнь (Лондон: MacMillan, 1901), стр. 12.
- ^ Тит Ливий , Из основанного города , т.е. 30, ii. 16.
- ^ Словарь классической литературы и древностей Харпера , второе издание, Гарри Терстон Пек , редактор (1897)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Kazhdan (1991), p. 1600
- ^ Пол Стивенсон, Константин, римский император, Кристиан Виктор , 2010: 240.
- ^ Зосима, Новая история , II.40.2
- ^ Бери (1911), с. 27
- ^ Бери (1911), с. 124
- ^ Кардар 2018 , с. 99-100.
- ^ Вачкова 2008 , с. 343.
- ^ Бери (1911), с. 22
- ^ Бери (1911), с. 28
Источники [ править ]
- Бери, Дж. Б. (1911). Имперская административная система девятого века – с пересмотренным текстом Клеторологиона Филофея . Лондон: Издательство Оксфордского университета. OCLC 1046639111 .
- Клей, Агнес Мюриэль (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 20 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 931–933. . В
- Каждан, Александр, изд. (1991). Оксфордский словарь Византии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-504652-6 .
- Кардарас, Георгиос (2018). Византия и авары VI-IX веков нашей эры . Брилл. стр. 99–100. ISBN 9789004382268 .
- Вачкова, Веселина (2008). «Дунайская Булгария и Хазария в составе Византийской ойкумены» . Ин Курта, Флорин ; Ковалёв, Роман (ред.). Другая Европа в средние века: авары, булгары, хазары и половцы . Брилл. стр. 339–362. ISBN 9789004163898 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Ференци, Эндре. 1976. От патрицианского государства к патрицио-плебейскому государству. Амстердам: AM Хаккерт.
- Форсайт, Гэри (2005). Критическая история раннего Рима . Издательство Калифорнийского университета.
- Митчелл, Ричард Э. 1990. Патриции и плебеи: происхождение римского государства. Итака, Нью-Йорк: Корнельский университет. Нажимать.
- Раафлауб, Курт А., изд. 2004. Социальная борьба в архаическом Риме: новые взгляды на конфликт порядков. 2-е изд. Оксфорд: Блэквелл.
- Раафлауб, Курт, изд. (2005). Социальная борьба в архаическом Риме: новые взгляды на конфликт орденов . Издательство Блэквелл .
- Розенштейн, Натан и Роберт Морштейн-Маркс. 2010. Спутник Римской республики. Чичестер, Западный Суссекс: Уайли-Блэквелл.
- Стюарт, Роберта. 1998. Государственная должность в раннем Риме: ритуальная процедура и политическая практика. Анн-Арбор: Univ. Мичиган Пресс.
- Татум, В. Джеффри. 1999. Патрицианский трибун: Публий Клодий Пульхер. Чапел-Хилл: Univ. из Северной Каролины Пресс.
- Уильямсон, Кэлли. 2005. Законы римского народа: публичное право в расширении и упадке Римской республики. Анн-Арбор: Univ. Мичиган Пресс.
Внешние ссылки [ править ]
- Тексты в Wikisource:
- « Патриции ». Американская энциклопедия . 1920.
- « Патриций ». Новая энциклопедия Кольера . 1921.