Социальный класс в Шри-Ланке
Социальный класс на Шри-Ланке часто называют бескастовым , хотя касты на острове все еще присутствуют как в символическом, так и в практическом смысле. Каста также используется в аналогичном смысле для обозначения новых социальных классовых различий, появившихся в последние десятилетия. Сочетание этнических националистических движений, которые рассматривали касту как инструмент разделения всего острова, сильный упор на обеспечение доступа к образованию и здравоохранению независимо от происхождения, а также историческое отсутствие дискриминации среди колониальной государственной службы сыграли факторы в искоренении кастовой системы в большинстве стран. секторов островного общества. Хотя буддийская культура активно боролась со всеми формами классовой дискриминации , многие буддийские организации использовали кастовую принадлежность как метод извлечения излишков из храмовой собственности. [1]
История [ править ]
Ланка [ править ]
Кастовая система [ править ]
Буддизм отвергает кастовость как основополагающий принцип своего мировоззрения, и это влияет на снижение строгости кастовой системы на острове. Примечательно, что высшая кастовая группа в обеих общинах острова также составляла популярное большинство в обеих общинах.
Кастовые системы в Шри-Ланке были организованы аналогично системам Джати, существовавшим в Южной Индии. История кастовой системы в Шри-Ланке неясна, поскольку исторических свидетельств очень мало, а многие исследования, проведенные по этому вопросу, подвергались критике как предвзятые. [2] Кастовые позиции не коррелировали с богатством. [3]
Гойигама была самой распространенной кастой в сингальской общине, насчитывающей около 50%. Эти люди в основном были фермерами-землевладельцами, но монополизировали высокие посты в политике и королевских дворах. Веллала — это термин, используемый для обозначения аналогичного сообщества среди тамилов. [3] Брамины не имели такого большого влияния на острове, как на материке, а наиболее политически влиятельная каста принадлежит земледельцам. [4]
Документированная история острова начинается с прибытия принца Виджая из Индии. Сообщается, что в то время остров был населен четырьмя племенами: дева , наги , якка и ракша . Хотя происхождение общин Шри-Ланки неясно, [5] генетические исследования сингальцев показали, что большая часть сингальского сообщества генетически связана с южными индейцами и бенгальцами . [6] [5] [7] [8] [9] [10] Около половины сингальского населения составляют говигамы . [11] Считается, что из трех местных племен дэва входят в состав сингальской касты.
Древние шри-ланкийские тексты, такие как Пуджавалия , Садхармаратнавалия , Йогаратнакарая четыре кастовых категории, а именно Раджа, Бамуну, Веланда и Гови и надписи, показывают, что среди сингальцев существовала . Свидетельства этой иерархии можно увидеть в британско-кандийский период XVIII века. [12] что указывает на его продолжение даже после монархии Шри-Ланки. [13] [14] Колониализм и иностранное вмешательство в династические конфликты острова на протяжении всей истории также влияли на кастовую систему, некоторые предполагают даже реорганизацию профессиональных каст. [15] [16] В настоящее время среди сингальцев обычно встречаются 13 каст, а именно. Радала , Говигама , Батгама , Дева , Некати , Бодхиванша , Раджака , Кумбал , Хуну , Дурава , Карава , Салагама и Наванданна , причем более мелкие касты поглощаются более крупными кастами.
Кандианские editкасты
В Центральном нагорье многие традиции Королевства Канди сохранились после его распада в 1818 году, после обретения независимости в 1948 году и Закона о земельной реформе 1970-х годов. Однако большинство Говигама были обычными фермерами и арендаторами, поскольку до британского колониального периода абсолютное владение землей принадлежало исключительно королю. [17] Помимо говигамы, существовало несколько слоев профессиональных каст. Вахумпура или Дева были кастой, которая традиционно производила неочищенный пальмовый сахар и занималась сельским хозяйством. Каста Батгама также занималась сельским хозяйством и имела доступ к некоторой земле. Каста Наванданна (Ачари) принадлежала к ремесленникам. были Члены Рады стирщиками, и эта каста до сих пор преобладает в прачечной Шри-Ланки. Берава были традиционными барабанщиками и наемными сельскохозяйственными рабочими. Каста Киннара выполняла черную работу и была изолирована от остального сообщества. [18] Важнейшей особенностью системы Канди была Раджакария («царская работа»), которая связывала каждую касту с родом занятий и требовала службы при дворе и религиозных учреждениях. [19]
Южные касты [ править ]
Существовали различия между кастовыми структурами горной местности и низменностей, хотя некоторые группы обслуживания были общими для обоих в древней Шри-Ланке. На юго-западном побережье жили еще три касты ( салагама , дурава и карава ) в дополнение к большинству говигам, которое было распространено по всему региону. Считается, что предки некоторых из этих каст мигрировали из Южной Индии и заняли важное место в сингальской социальной системе. первого века до нашей эры, Надпись Анурадхапура Абаягири относящаяся к карава-навике, может быть первым упоминанием специализированного занятия. [20] [21]
Тамильские касты [ править ]
Толкаппиям Порулатикарам , указывающий на четырехчленное деление, является самой ранней тамильской литературой, в которой упоминается каста. [22] Однако в литературе сангама упоминаются только пять куди, связанных с пятью тинаями . [22] [23] Колониализм также повлиял на кастовую систему. [24] [25]
Их кастовая система имела более сильные религиозные связи, чем ее сингальский аналог, хотя обе системы имеют сопоставимые касты. [26] В наблюдаемой кастовой системе существовали различия между северными и восточными обществами, а также земледельческими и прибрежными обществами.
В земледельческом обществе в основном присутствовали касты Веллалар , Налавар и Ковиар , где каста Веллалар является доминирующей, особенно в Северной Шри-Ланке. Они составляют примерно половину тамильского населения Шри-Ланки и являются основной землевладельческой и сельскохозяйственной кастой. [27] [28]
В северном и западном прибрежном обществе доминировали караияры , традиционно каста мореплавателей и воинов. [29] Тимилар также входили в число прибрежных общин , и Паравар занимавшихся рыболовством. Муккувары . , традиционные ловцы жемчуга , доминируют на большей части восточной Шри-Ланки , где они были крупными землевладельцами, а также занимались сельским хозяйством [30] [31]
В число ремесленников, известных как Каммалар или Вишвакарма, входят Каннар (латунные мастера), Коллар (кузнецы), Таттар (ювелиры), Татчар (плотники), Картачар (скульптор). [32] [33] Амбаттар Кадайяр (парикмахеры), ( (обжигатели извести), Ковиар (фермеры), Кусавар (гончары), Марайяр (трубодувки раковин), Наттувар (музыкант), Налавар (тодди-сборщики), Паллар (фермерские рабочие), Парайяр барабанщики) , Турумбар (мусорщики) и Ваннар (дхоби), составляющие домашнюю прислугу, называемую Кудимаккал . [34] Кудимаккал придавал ритуальное значение бракосочетанию, похоронам и другим храмовым церемониям. [35] [36]
Другими важными тамильскими кастами Шри-Ланки были Цирпатар (земледельцы), Айер (священники), Кайколар (ткачи), Мадапалли (бывшие королевские повара), Шанар (собиратели пунша) и Маравар (воины-полигары). [37] [38] Шри -ланкийские четти , традиционные торговцы, наряду с народом Бхарата , традиционными торговцами, были указаны в качестве этнической группы в переписи населения Шри-Ланки. [39] Береговые ведды , обитающие главным образом в восточной части Шри-Ланки, считались тамильской кастой среди тамилов Шри-Ланки . [40]
Деревенские божества тамилов Шри-Ланки также формировались под влиянием кастовой структуры. Мавры Шри-Ланки не практикуют кастовую систему, однако следуют матриклановой системе, которая является продолжением тамильской традиции. [41]
Цейлон [ править ]
С наступлением колониального правления в стране появились разные касты с новыми занятиями. Однако социальная мобильность присутствовала, поскольку колониальные правители не навязывали наследственных занятий, как это было в Королевстве Канди. Таким образом, установлено, что это тот момент, когда каста стала ограничиваться социальной культурой, а не профессиональной группой. На этом этапе возникли новые касты, такие как могущественный класс Мудалияр , которые преданно служили своим колониальным хозяевам.
К концу 19 века выходцы из высшего сословия Цейлона (которых британцы называли цейлонцами) сформировали группу второго сорта на своей собственной земле, служащую своим колониальным хозяевам. Лучшим примером этого могут быть знаменитые вагоны второго и третьего класса, используемые цейлонцами в поездах, поскольку первый класс предназначен только для европейцев. [ нужна ссылка ] . Этот высший класс цейлонцев получил свое богатство от земельных владений, которые передавались из поколения в поколение, а свою власть черпал из службы на постах в британской колониальной администрации. Поначалу они ограничивались специальными должностями, зарезервированными для туземцев, таких как Рате Махаттайя в центральных горных районах и прибрежных районах. в Мудалияры их английские коллеги и британские университеты были приняты на государственную службу Цейлона , другие заняли места в законодательных, а затем и в государственных советах. В этот высший класс вошли успешные торговцы, заработавшие богатство в прибыльной горнодобывающей промышленности того времени.
В этот период возник средний класс из буржуазии , получившей свой статус благодаря профессии или бизнесу.
Шри-Ланка [ править ]
XX век принес несколько изменений в социальную структуру. К 1940-м годам, когда Цейлон получил независимость от Великобритании (в 1948 году), существовало четыре социальные группы. Высший класс состоит в основном из землевладельцев, верхний средний класс - из образованных профессионалов, занимающих традиционные должности, таких как юристы, врачи, армейские офицеры, ученые, старшие государственные служащие и полицейские; и торговцы. Политические лидеры нового Доминиона Цейлона происходили из этих двух классов. Нижний средний класс состоял из людей, которые были образованы, но занимали менее престижные, но уважаемые должности, такие как государственные служащие низшего звена, полицейские и учителя.
Этот порядок резко изменился в 1970-х годах из-за земельной реформы, проведенной правительством Сиримаво Бандаранаике , которое ограничило частную собственность на землю до 50 акров (20 га), а владение частными домами - до двух (позже это было изменено), лишняя земля была национализирована вдоль со многими отраслями. Это сделало самых богатых, составлявших высший класс и верхний средний класс, в значительной степени зависимыми от вторичного дохода, лишившегося их доходов, а вместе с ними и их власти. После провала социалистической экономической кампании 1970-х годов новое правительство Дж. Р. Джаевардена открыло экономику страны для свободных рыночных реформ. Это, наряду с гражданской войной, привело к серьезным изменениям в социальной структуре.
Прямой результат перемен 1970-х и 1980-х годов стал наблюдаться только в конце 20-го и начале 21-го века. Сегодня; [42]
Общество [ править ]
Высший класс [ править ]
Высший класс в Шри-Ланке статистически очень мал и состоит из промышленников, бизнесменов, руководителей высшего звена и действующих министров правительства. Эти люди являются самыми богатыми в стране: в некоторых случаях они унаследовали деньги и положение, а в других случаях заработали их сами. Их уровень образования может быть разным, но обычно они отправляют своих детей в национальные, частные или международные школы для получения образования на английском языке, а затем отправляют их в зарубежные университеты. [2]
Высший средний класс [ править ]
Верхний средний класс в Шри-Ланке состоит из образованных профессионалов. Традиционные профессии включают юристов, преподавателей университетов, врачей, инженеров, старших военных офицеров, старших государственных служащих, менеджеров и бизнесменов, которые обычно имеют образованное происхождение и получили образование в государственных или частных школах, а также в местных или зарубежных университетах. Они ведут собственный бизнес, который приносит высокий доход. Обычно они отправляют своих детей (в зависимости от дохода семьи, традиций и места жительства) в национальные, частные или международные школы для получения образования на английском или местном языке. Для получения университетского образования их могут отправить в зарубежные университеты или местные частные высшие учебные заведения (в зависимости от дохода семьи). [2]
Средний класс [ править ]
Средние классы включают государственных служащих, таких как учителя, и работников государственных ведомств, а также управляют малым бизнесом, таким как предприятия розничной торговли и поставщики услуг. Некоторые могут позволить себе отдать своих детей в частные национальные школы, но воздерживаются от посещения более дорогих частных международных школ. Национальные университеты Шри-Ланки предназначены в основном для среднего класса. Студенты университетов среднего класса выезжают за границу по университетским стипендиям. [2]
Нижний средний класс [ править ]
Нижний средний класс в Шри-Ланке состоит из рабочих, живущих в менее благополучных пригородах. Этот класс составляет самую большую из социальных групп Шри-Ланки. Обычно они не имеют университетского образования и отправляют своих детей в национальные или провинциальные школы для обучения на местных языках (в зависимости от места жительства семьи или стипендии). Для получения университетского образования, если они выбраны, они могут быть отправлены в местные государственные университеты, если не в местные частные высшие учебные заведения. [2]
Низший класс [ править ]
Эти люди обычно имеют низкие доходы и зависят от государственных пособий. Многие проживают в трущобах или трущобах городов или в слаборазвитых сельских районах. Они отправляют своих детей в провинциальные школы, чтобы они получали образование на местных языках. [2]
Дискриминация [ править ]
Хотя кастовая дискриминация все еще наблюдается в Шри-Ланке (особенно в сельской местности), границы каст размываются. [43] Политическая власть и богатство в значительной степени заменили касту как главный фактор социального расслоения Шри-Ланки, особенно в сингальской и индийской тамильской общинах. [44] Поннамбалам Раманатан под Британским Цейлоном выступал против распространения избирательных прав на людей и призывал сохранить избирательное право только для мужчин касты Веллалар . [45]
В 1951 году Кандианская крестьянская комиссия писала: «...В качестве первого шага в борьбе с кастой необходимо отменить повинность». (РКПК 1951, стр. 180.) Нур Ялман [46] столкнулся с кастовым разделением в цейлонской деревне Терутенне в 1954 году. По данным Лакшмана и др., [47] «Закон о социальных инвалидах 1957 года имел целью объявить вне закона дискриминацию по кастовому признаку» (стр. 68, примечание 16).
Ссылки [ править ]
- ^ http://idsn.org/wp-content/uploads/user_folder/pdf/New_files/Publications_from_network/Caste_discrimination_and_social_justice_in_Sri_Lan [ мертвая ссылка ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Рисван, М. «Исторический обзор социальных классов и кастовой системы в Шри-Ланке» (PDF) . КАЛАМ . 8 (1): 40–47. Архивировано из оригинала (PDF) 28 августа 2017 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Кастовая система Шри-Ланки | Азиатские рецепты» . www.asian-recipe.com . Проверено 21 ноября 2018 г.
- ^ «Виртуальная библиотека WWW Шри-Ланки: Кастовая система Шри-Ланки» . lankalibrary.com . Проверено 21 ноября 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кшатрия, ГК (декабрь 1995 г.). «Генетическое сходство населения Шри-Ланки». Хм. Биол . 67 (6): 843–66. ПМИД 8543296 .
- ^ Луиджи Лука Кавалли-Сфорца, Паоло Меноцци, Альберто Пьяцца (1996). История и география человеческих генов . Принстонский университет. стр. 239–40. ISBN 978-0691029054 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Ранавира, Ланка; Каевсутти, Супанни; Вин Тун, Аунг; Буньярит, Хатайханоке; Пулсуван, Самерчай; Лертрит, Патчари (2014). «История митохондриальной ДНК этнических народов Шри-Ланки: их отношения внутри острова и с индийским субконтинентальным населением» . Журнал генетики человека . 59 (1): 28–36. дои : 10.1038/jhg.2013.112 . ПМИД 24196378 .
- ^ «Довиджайское сельское хозяйство в Шри-Ланке, профессор Т.В. Викраманаяке» .
- ^ Кодрингтон, HW (22 мая 1995 г.). «ГЛАВА I; НАЧАЛО 'Принцесса и ее свита/приданое (служебные касты)». Краткая история Цейлона . Азиатские образовательные услуги. ISBN 9788120609464 – через Google Книги.
- ^ Тамбия, Стэнли Джеяраджа (15 июля 1992 г.). Буддизм предан?: Религия, политика и насилие в Шри-Ланке . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226789491 – через Google Книги.
- ^ «Традиционная Шри-Ланка» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 9 ноября 2011 г.
- ^ Кадайимпот - Пограничные книги
- ^ Махаванша
- ^ Сингальский Санна ха Тудапат, Ананада Тиса Кумара, Godage Publication, второе издание, 2006, стр. 142, стр. 137
- ^ Канди борется с португальцами, К. Гастон Перера, Vijithayapa Publications, 2007
- ^ Историческая справка об острове Цейлон в Ост-Индии, Роберт Нокс, 1681, стр. 46 и 73.
- ^ Тилакартна, Гаян. "Земля" . Фонд Следопытов .
- ^ «Кастовая система на Цейлоне» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 10 сентября 2014 г.
- ^ Историческая справка об острове Цейлон в Ост-Индии Роберта Нокса . 13 декабря 2004 г.
- ^ де Сильва, Раадж. «Древний павильон Кауравов в Анурадхапуре» . Веб-сайт Де Фонсека. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чаттопадхьяя, Браджадулал (2009). Социальная история ранней Индии . CSC и Pearson Education. стр. 30–37. ISBN 9788131719589 .
- ^ КОЛАППАН, Б (2015). «Раннее тамильское общество было свободным от каст» . Индус .
- ^ Фернандо, Лаксири (2013). «Филипп Балдей не видел большой этнической разницы на Цейлоне» . Коломбо Телеграф.
- ^ Шредер, Ульрике (2012). Ритуалы, касты и религия в колониальной Южной Индии . Примус. п. 72,93–113,278. ISBN 978-9380607214 .
- ^ МММ Махруф (ноябрь – декабрь 2000 г.). «Конспект тамильских кастовых систем в Шри-Ланке: вдали от паратаксиса». Социолог . 28 (12.11): 40–59. дои : 10.2307/3518280 . JSTOR 3518280 .
- ^ Пиблс, Патрик (22 октября 2015 г.). Исторический словарь Шри-Ланки . Роуман и Литтлфилд. п. 65. ИСБН 9781442255852 .
- ^ Буш, Кеннет (9 декабря 2003 г.). Внутригрупповые аспекты этнического конфликта в Шри-Ланке: учимся читать между строк . Спрингер. п. 52. ИСБН 9780230597822 .
- ^ Дас, Соня Н. (2016). Языковое соперничество: тамильские мигранты и англо-франко-франко-конфликты . Издательство Оксфордского университета. п. 236. ИСБН 9780190461782 .
- ^ МакГилврей, Деннис Б. (2 сентября 1982 г.). Кастовая идеология и взаимодействие . Издательство Кембриджского университета. стр. 58–60. ISBN 9780521241458 .
- ^ (Джафна), Университетские преподаватели по правам человека (1991 год). Унижение закона и человечества и движение к тотальной войне . UTHR (Джафна), Университет Джафны, Тирунелвели. п. 31.
- ^ МакГилврей, Деннис Б. (1974). Тамилы и мавры: кастовая и матриклановая структура на востоке Шри-Ланки . Чикагский университет. п. 160.
- ^ Дэвид, Кеннет (1 января 1977 г.). Новый ветер: изменение идентичности в Южной Азии . Вальтер де Грюйтер. п. 186. ИСБН 9783110807752 .
- ^ Дэвид, Кеннет (1 января 1977 г.). Новый ветер: изменение идентичности в Южной Азии . Вальтер де Грюйтер. п. 203. ИСБН 9783110807752 .
- ^ https://doi.org/10.1016/S0022-0210(00)00000-0, Google Scholar Crossref, CAS 11. Пранан, Михиндукаласурья Ар Пи Сусант (2005). Ритуалы, народные верования и магическое искусство Шри-Ланки . Сьюзан Интернешнл. п. 459. ИСБН 9789559631835 .
- ^ Рагхаван, доктор медицины (1961). Карава Цейлона: общество и культура . КВГ Де Сильва. стр. 87–88.
- ^ МакГилврей, Деннис Б. (1983). «Барабанщики парайяра из Шри-Ланки: консенсус и ограничения в касте неприкасаемых» . Американский этнолог . 10 (1): 97–115. дои : 10.1525/ae.1983.10.1.02a00060 . JSTOR 644706 .
- ^ Читти, Саймон Кэйси (1834). Цейлонский географический справочник: содержащий точные сведения о районах, провинциях, городах, поселках ... и т. д. острова Цейлон . Издательство церковной миссии Котта. п. 55.
- ^ «Перепись населения и жилищного фонда Шри-Ланки» (PDF) . Департамент переписи и статистики. 2012.
- ^ Самарасингхе, SWR де А.; Исследования, Международный центр этнических проблем; utviklingshjelp, Директорат Норвегии (1990). Исчезающие аборигены: Ведды Шри-Ланки в переходный период . Международный центр этнических исследований совместно с NORAD и Vikas Pub. Дом. п. 70. ИСБН 9780706952988 .
- ^ КЛЕМ, БАРТ (2011). «Ислам, политика и насилие в восточной Шри-Ланке» (PDF) . Журнал азиатских исследований . 70 (3): 730–753. дои : 10.1017/S002191181100088X . JSTOR 41302391 . S2CID 27739665 .
- ^ «Сегодняшний средний класс: взгляд на современный средний класс Шри-Ланки» . «Санди Таймс» Шри-Ланка .
- ^ Сильва, Калинга Тюдор; Шивапрагасам, ПП; Танж, Парамсоти (2009). «Кастовая дискриминация и социальная справедливость в Шри-Ланке: обзор» (PDF) . Индийский институт далитовских исследований . III . Проверено 29 июля 2014 г.
- ^ Доктор Деванесан Несия (28 сентября 2014 г.). «Каста в Джафне и Индии» . Воскресный лидер .
- ^ Фаднис, Урмила ; Муни, Сукх Део; Бахадур, Калим (1986). Внутренние конфликты в Южной Азии: экономические и этнические измерения . Издательства Южной Азии. п. 128. ИСБН 9788170030713 .
- ^ Под деревом Бо - исследования каст, родства и брака во внутренних районах Цейлона, 1967, 1971, Univ. из Калифорнии Пресс
- ^ «Развитие Шри-Ланки с момента обретения независимости: социально-экономические перспективы и анализ», Нью-Йорк, 2000 г.