Комиссия Соулбери
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2024 г. ) |
Комиссия Соулбери ( сингальский : සෝල්බරි කොමිෂන් සභාව Солбари Комишан Сабхава ; тамильский : சோல்பரி ஆணைக் குழு ) был основным инструментом конституционной реформы на Британском Цейлоне (современная Шри-Ланка ), пришедшим на смену Комиссии Донохмора . О нем было объявлено в 1944 году, и его возглавил Хервальд Рамсботэм, 1-й виконт Соулбери . Непосредственным основанием для назначения комиссии по конституционным реформам стал проект конституции Совета министров 1944 года, возглавляемый Д.С. Сенанаяке . Эта комиссия положила начало Конституции Соулбери и независимости Доминиона Цейлона в 1948 году. Ее конституционные рекомендации в значительной степени соответствовали проекту Совета министров 1944 года, документу, отражающему влияние Сенанаяке и его главного советника сэра Айвора Дженнингса . [1]
Предыстория назначения комиссии
[ редактировать ]Борьба за независимость на Цейлоне велась на «конституционалистских» началах, а не на решительно конфронтационном подходе, который сложился в Британской Индии. Только марксисты, крошечное меньшинство, попытались создать условия конфронтации, которые, по их мнению, были предвестниками надвигающейся пролетарской революции против империализма. Д.С. Сенанаяке был лидером «конституционалистского» крыла движения за независимость Шри-Ланки. Он начал развивать «цейлонское» видение Шри-Ланки, то есть сотрудничество всех этнических и религиозных групп. С этой целью он организовал назначение Аруначалама Махадевы , уважаемого тамильского политика, министром внутренних дел. [1] : с. 560 Сенанаяке начал формулировать проект конституции в соответствии с условиями, установленными государственным секретарем по делам колоний в 1943 году. В этих усилиях было три аспекта. Первым был отказ от Донахморской конституции и разработка Вестминстерской модели . Второе заключалось в том, что резервные полномочия губернатора и другие меры контроля над имперским правительством будут отменены, и на него будет возложена полная ответственность во внутренних гражданских делах. Однако резервные полномочия короны будут сохранены, особенно в отношении ограничений, налагаемых на законодательный орган Цейлона в отношении религиозных и этнических меньшинств. Корона также сохранит оборону и внешние дела. Третьим стала ратификация новой конституции большинством в 3/4 Государственного совета Цейлона.
Проект конституции Совета министров
[ редактировать ]Сенанаяке и его советники сработали быстро, и проект был готов для подачи в Уайтхолл в 1944 году. Группы, выступавшие против движения к независимости, особенно британские бизнес-группы [ ВОЗ? ] и некоторые церковные сановники [ ВОЗ? ] [ нужна ссылка ] раскритиковали быстрые шаги, которые они назвали «отсутствием консультаций». Обсуждения министра по делам колоний 1943 года предусматривали, что проект конституции будет рассмотрен «подходящей комиссией или конференцией» после победы над державами оси. Однако Сенанаяке настаивал на немедленном рассмотрении их предложений. Колониальное управление проявляло большое сопротивление и не чувствовало срочности. Однако Сенанаяке, Оливер Гунетиллеке и другие установили впечатляющие контакты с лордом Маунтбаттеном , который в качестве Верховного главнокомандующего объединенными силами союзников в Юго-Восточной Азии работал из Коломбо . Телеграмма от лорда Маунтбеттена [2] Считается, что они сыграли решающую роль в преодолении проволочек Колониального управления и уступке требованиям Сенанаяке. Назначение комиссии было произведено 5 июля 1944 года.
Реакция на Комиссию
[ редактировать ]Хотя назначение комиссии, не дожидаясь окончания войны, было большой уступкой, объявление о создании комиссии во главе с лордом Соулбери было встречено с тревогой Сенанаяке и другими. Их разочарование было вызвано расширением полномочий комиссии за рамки того, что было установлено министром по делам колоний в 1943 году, и теперь она должна также консультироваться с «различными интересами, включая общины меньшинств, обеспокоенные вопросом конституционных реформ на Цейлоне». Сенанаяке был человеком, который предпочитал закулисные переговоры конфронтационным публичным слушаниям. Он чувствовал, что такие консультации просто вызовут серьезные разногласия. Фактически, политика 1930-х годов стала очень общинной или расистской: первый сингало-тамильский бунт произошел в 1939 году после подстрекательской речи Г.Г. Поннамбалама , ведущего тамильского политика. [3] Сенанаяке и Совет министров прибегли к официальному бойкоту комиссии в знак своего неодобрения расширения сферы деятельности комиссии. Однако это означало лишь то, что они не появлялись перед комиссией на публичных или «официальных» заседаниях. Сенанаяке и его соратники проводили частные встречи, на которых члены комиссии были почетными гостями. Фактически Оливер Гунетиллеке стал «неофициальным секретарем» комиссии и оказал на нее значительное влияние. Это позволило Сенанаяке и его советникам изложить свои взгляды, не вступая в конфронтационную политику с Тамильским Конгрессом , возглавляемым Г.Г. Поннамбаламом, которому было разрешено доминировать на многих официальных слушаниях.
Материалы GG Ponnambalam
[ редактировать ]Тамилы, как коренные, так и индийского происхождения, составляли около 25%. [4] населения и занимал сильную, доминирующую позицию в первых законодательных органах страны. Введение универсального избирательного права в 1931 году полностью изменило характер цейлонской политики, где тамильским политикам было очень трудно смириться с тем, что они станут меньшинством. Выдающийся историк Перадении профессор К.Мде Сильва связывает это с крахом Цейлонского национального конгресса . Это, а также другие факторы привели к развитию тамильского национализма и общинных чувств, оттеснив кастовость на второстепенное место в национальной политике. Коммунальная политика, которая включала нападки на Махавамсу , подозрительную проверку назначений на государственные должности, открытие схем колонизации и т. д., из-за общинной предвзятости, стала обычным явлением. Г.Г. Поннамбалам вырвал контроль над тамильской политикой у элитарной тамильской группы семьи Аруначалам в Коломбо и следовал резкой общинной политической программе. Это сопровождалось аналогичной националистической политикой, возглавляемой SWRD Бандаранаике. , сингальский аналог Поннамбалама. [ нужна ссылка ]
Схема представления баланса
[ редактировать ]Конгресс тамилов, возглавляемый Поннамбаламом, разработал политику 50 на 50, то есть выделение равного количества мест в законодательном органе тамилам с другими несингальцами, а также сингальцам, где 25% тамилов, 75% сингальский [ нужна ссылка ] , приведет к тому, что тамилы получат лишь около 25 мест в палате со 100 представителями ( [3] стр308). Поннамбалам, индуистский юрист, получивший образование в Англии, оправдал это, указав, что существует примерно равное количество сингальцев и тамилов, получивших английское образование (т.е. принадлежащих к высшей касте), и что это также гарантировало бы место политического паритета для тамилов. [ нужна ссылка ] Таким образом, Поннамбалам предложил, чтобы законодательный орган был: «основан на сбалансированной схеме представительства, которая позволила бы избежать опасности концентрации власти в одном сообществе, но обеспечила бы ее справедливое распределение между всеми сообществами и народом в целом» (, [5] п. 92). Поннамбалам также предложил дополнительные конституционные механизмы для «защиты прав меньшинств».
Планы Поннамбалама по обеспечению постоянного паритета статуса тамилов встретили резкое неодобрение со стороны членов комиссии. Они заявили, что «любая попытка искусственными средствами превратить большинство в меньшинство не только несправедлива, но и обречена на провал». [5] Предложения Поннамбалама рассматривались как средство обеспечения превосходства меньшинства, равнозначного фактическому правлению меньшинства, и «отрицания демократических принципов» ( [3] п. 311). « Hindu Organ» , влиятельная газета того времени, осудила его как нечто, что «можно удержать только против объединенного сопротивления сингальцев британскими штыками».
Заявления о дискриминации
[ редактировать ]В заявлениях, представленных Комиссии Соулбери, также содержались конкретные претензии цейлонских тамилов по поводу заявлений о несправедливой дискриминации в отношении их общины. К ним относятся заявления о дискриминации при назначениях на государственную службу, заявления о политике расселения в недавно открытых схемах колонизации, которые благоприятствуют сингальцам, Закон о буддийских временностях 1931 года, Постановление о сохранении Анурадхапуры 1931 года, вопрос о портах на Северном полуострове, заявил о дискриминационной предвзятости в сфере образования, медицинского обслуживания и т. д. в пользу сингальцев.
Однако комиссия пришла к выводу, что «представленные нам доказательства не дают существенных указаний на общую политику правительства Цейлона в отношении дискриминации в отношении общин меньшинств».
Обширные и длинные речи Поннамбалама были вознаграждены членами комиссии введением положения о многомандатных округах в подходящих районах, что позволило обеспечить большее представительство этнических меньшинств, таких как тамилы, мусульмане и другие группы. Члены комиссии также рекомендовали включить положения, касающиеся общинной дискриминации. Первое заключалось в том, что «парламент Цейлона не должен издавать никаких законов, налагающих на лиц какой-либо общины или религии инвалидность или ограничения, за которые лица других общин не несут ответственности...». Еще одно положение заключалось в том, что любой законопроект, который вызвал «серьезную оппозицию со стороны какой-либо расовой или религиозной общины и который, по мнению генерал-губернатора, может повлечь за собой притеснение или серьезную несправедливость по отношению к какой-либо общине, должен быть сохранен за генерал-губернатором» ( [5] п. 101).
Кандианские предложения
[ редактировать ]Сингальцы, проживающие в низинах, и кандианцы в значительной степени сотрудничали в своей политике в 1930-е годы. Брак Бандаранаике с семьей Ратватте, влиятельной в кругах Канди, также помог преодолеть разрыв между двумя группами. Однако наличие комиссии дало группам Канди возможность претендовать на некоторые полномочия для себя, в то время как Тамильский Конгресс в основном выступал за защиту интересов Тамилов. Кандианцы предложили федеральную схему, согласно которой Верхний регион, Нижняя страна и Север будут представлять собой три федеральных штата. Их предложения были отклонены членами комиссии, которые не нашли никаких достоинств в федеральных предложениях.
Принятие Конституции Соулбери
[ редактировать ]Британский историк Джейн Рассел утверждает, что официальный бойкот Комиссии Соулбери Советом министров во главе с Сенанаяке был «действием государственного деятеля, если не дипломатическим переворотом. Тот факт, что более... общинно мыслящие (политики) держались в стороне..., позволили меньшинствам беспрепятственно высказаться. Этот маневр позволил избежать повторения ситуации... Комиссии Донахмора, где наблюдался нарастание общественных требований в виде обвинений и обвинений (которые) вызвали встречные обвинения. , ... пока межобщинная напряженность не достигла ... вспышек насилия (так в оригинале). Это позволило Г. Г. Поннамбаламу беспрепятственно расхаживать по политической арене в течение нескольких месяцев», в то время как Совет министров сохранял спокойное достоинство, действуя за спиной. - политика занавеса. Таким образом, визит Комиссии Соулбери и окончательный отчет Соулбери во многом способствовали примирению общин меньшинств с сингальским руководством под руководством Д.С. Сенанаяке. Голосование в третьем чтении (в марте) законопроекта о «Свободной Ланке» в январе 1945 г. было поддержано всеми членами-мусульманами, а также Т.Г. Раджакулендраном, С.П. Витилингамом и В. Наллией. Некоторые из других членов меньшинства, которые не хотели открыто поддерживать законопроект, постарались отсутствовать или воздержаться. Наконец, дебаты и голосование за принятие соглашения 8 и 9 сентября 1945 года стали наиболее важным показателем общего примирения между этническими и региональными группами. Значительно превышая большинство в 3/4, требуемое Комиссией Соулбери, Сенанаяке имел 51 голос за и только три голоса против принятия конституции. Голосование было «во многом вотумом доверия со стороны всех общин в ... Сенанаяке», и меньшинства так же, как и большинство, стремились к самоуправлению. [3] : 317 [6] : 6
В речи Сенанаяке, в которой предлагалось предложение о принятии, упоминались меньшинства и говорилось, что «на протяжении всего этого периода министры преследовали только одну цель - достижение максимальной свободы. Выдвигались обвинения в сингальском доминировании. Мы можем позволить себе игнорировать их, поскольку всем должно быть ясно, что мы стремились к господству не сингальцев, а цейлонцев. Мы разработали схему, которая придавала меньшинствам большой вес. Мы сознательно защищали их от дискриминационного законодательства. Мы наделили генерал-губернатора важными полномочиями. ... Мы решили создать Независимую комиссию по государственной службе, чтобы гарантировать отсутствие коммунализма в государственной службе. Я обычно не говорю как сингальец, и я не думаю, что лидеру этого Совета следует думать об этом. себя как сингальского представителя, но на этот раз мне хотелось бы говорить как сингальец и утверждать со всей силой, которой я располагаю, что интересы одной общины являются интересами всех. Мы друг для друга, независимо от расы или вероисповедания». [7]
Когда война закончилась, сержант Сенанаяке был готов отправиться с миссией в Уайтхолл, чтобы добиться статуса полного доминиона вместо статуса, обсуждавшегося в отчете министра по делам колоний 1943 года. В августе – сентябре 1945 года Сенанаяке утверждал, что ограничения внешнего суверенитета Цейлона (оборона и внешние дела), установленные в отчете Соулбери, неработоспособны и ненужны. Сенанаяке предложил подтвердить статус Доминиона приказом Совета и передал проект Г.Х. Холлу, новому секретарю колоний. Хотя новое лейбористское правительство было готово принять отчет Соулбери, оно было категорически против предоставления статуса доминиона. Британцы были готовы рассмотреть статус Доминиона через шесть лет после принятия конституции Соулбери, скажем, в 1953–1954 годах, хотя цейлонским политикам об этом не было сообщено. В 1947 году, когда всеобщие выборы в новый парламент были назначены на август – сентябрь 1947 года, Сенанаяке снова потребовал от Уайтхолла более точной даты получения статуса доминиона. Артур Кри-Джонс, преемник Холла в колониальном офисе, был гораздо более восприимчив к просьбе Сенанаяке. Независимость Индии была объявлена кабинетом лейбористов 20 февраля 1947 года. Оливер Гунатиллеке, который вел переговоры в Уайтхолле от имени Сенанаяке, утверждал, что немедленное предоставление статуса доминиона было срочно необходимо, поскольку умеренные находились под растущим давлением со стороны левых сил. крыло и националистические экстремистские группировки. 18 июня 1947 года британское правительство сделало официальное заявление о том, что остров получит «полностью ответственный статус в Британском Содружестве Наций».
Г.Г. Поннамбалам в 1930-х годах начал заявлять, что он «гордый дравидец». [8] и в то время отверг «цейлонскую концепцию» Сенанаяке и других. По окончании представлений Соулбери он решил смягчить свою политику и публично выступил за «ответственное сотрудничество» с сингальскими лидерами. Он вошел в кабинет Д.С. Сенанаяке, который стал первым премьер-министром независимого Цейлона в 1948 году. SWRD Бандаранаике , сингальский националистический аналог Поннамбалама, также вошел в кабинет, оставив оппозицию марксистам и небольшим националистическим группам.
Последствия
[ редактировать ]Важным законодательным актом, принятым в 1948 году и измененным в 1949 году, был Закон об индийском гражданстве, который ограничивал гражданство индийскими рабочими , прожившими в стране не менее 10 лет. [9] Это было похоже на требование, которое тогда действовало в большинстве европейских стран. Хотя Сенанаяке последовательно поддерживал их гражданство на менее строгих условиях еще в 1923 году и даже в 1941 году на индо-цейлонских переговорах, [10] это изменение отношения было реакцией на растущее волнение марксистских профсоюзных активистов, власть которых была неправильно оценена колониальной администрацией, а также большинством политиков той эпохи. Таким образом, Сенанаяке поддержали многие тамильские лидеры, включая Поннамбалама, и конституционалисты, такие как доктор Айвор Дженнингс, в отношении закона о индийском гражданстве. Комиссия Соулбери также рекомендовала сохранить «статус-кво» в отношении индийских рабочих. Однако это подверглось критике со стороны сенатора Натесана, SJV Челванаягама и последователей, которые представляли зарождающуюся тамильско-националистическую маргинализацию.
Хотя Поннамбалам модерировал свою политику и переместился в центр, таким образом, не было недостатка в ультранационалистах или воинствующих группах, которые атаковали синтез Сенанаяке всех умеренных групп в его Объединенной национальной партии Цейлона. Поскольку «конституционалистский» подход Сенанаяке и других привел к независимости без огня и насилия, свойственных индийской программе, многие утверждали, что «независимость» была иллюзорной. Опасения высказывались, в основном марксистами, по поводу секретных статей и скрытого договора. События должны были доказать, что эти утверждения были ложными. [1] : 569
Ультранационалистическое тамильское движение, которое ранее группировалось как Лига тамильских федераций, осудило Поннамбалама и других тамилов как «предателей» и сформировало Федеральную партию . Эта партия будет представлять глубоко сепаратистскую программу в своих публикациях на тамильском языке. [ нужна ссылка ] , но представила более умеренную картину в своих англоязычных презентациях, где она была известна как Федеральная партия. Федеральная партия и марксистские партии начали нападать на правительство Сенанаяке, но на тот момент их поддержка в стране была минимальной. Самая большая угроза политике Сенанаяке возникла, когда Бандаранаике покинул кабинет Сенанаяке и сформировал сингальскую националистическую Партию свободы Шри-Ланки (Шри-Ланка Нидахас Пакшая) (SLFP). Сенанаяке погиб в результате несчастного случая во время верховой езды в 1952 году, и после этого сдержанный, закулисный подход Сенанаяке был заменен прямой общественной агитацией за языковые и другие требования двух общин, возглавляемой ШЛПС и Федеральной партией. . Сидячие забастовки Федеральной партии «сатьяграха» переросли в жестокую конфронтацию, которая со временем привела к возникновению Тамильского объединенного фронта освобождения TULF , который в 1976 году провозгласил в городе Ваддуккоддеи политику отдельного государства для тамилов. . Эта идея была частью мышления Федеральной партии с момента ее создания, хотя она не выходила на передний план до 1976 года. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Профессор К.М. де Сильва, История Шри-Ланки, Penguin, 1995 г.
- ↑ Телеграмма Маунтбеттена №: SAC 2626 от 22 мая 1944 г. с пометкой «Совершенно секретно» для военного кабинета.
- ^ Jump up to: а б с д Доктор Джейн. Рассел, Коммунальная политика в соответствии с Конституцией Донахмора, 1931–1947, Tissara Publishers, Коломбо, 1982 г.
- ^ https://web.archive.org/web/20121113190517/http://www.statistics.gov.lk/Abstract2011/CHAP2/AB2-10.pdf .
- ^ Jump up to: а б с Отчет Соулбери, Лондон, 1945 г.
- ^ Айвор Дженнингс, Конституция Цейлона, Oxford University Press, 1949 г.
- ^ Хансард, Государственный совет Цейлона, 1945 г.
- ^ Хансард 1935 г.
- ^ «С.М. Бандара, Подробности закона о гражданстве» . Архивировано из оригинала 31 мая 2001 года.
- ^ См. речь сенатора Натесана, Хансард, 1948 г.