Кастовая система в Шри-Ланке
Кастовые системы в Шри-Ланке представляют собой системы социального расслоения, существующие среди этнических групп острова с древних времен. Эти модели аналогичны моделям континентальной Индии, но они менее обширны и важны по разным причинам. В настоящее время Шри-Ланку часто считают бескастовым обществом в Южной Азии.
Кастовые системы Шри-Ланки исторически были не привязаны к религиозному истеблишменту, а скорее были инструментом обслуживания правящей элиты – модель, больше напоминающая феодализм в Европе. В обществе Шри-Ланки существуют по крайней мере три основные параллельные кастовые системы: сингальцы , шри-ланкийские тамилы и индийские тамилы . [1]
Универсальная система социального обеспечения, ориентированная на обеспечение образования для всех, независимо от происхождения, предоставила людям из низших каст аналогичные возможности получить работу, которую раньше посещали только представители высших каст, при этом молодое поколение в основном отвергает любое давление с целью соответствовать кастовым принципам. рабочие места. Гражданская война также разрушила кастовые барьеры, которые считались препятствием на пути к этнолингвистическому единству. [1]
Обзор
[ редактировать ]Кастовая система или феодальная система сингальских и шри-ланкийских тамилов демонстрирует некоторые схожие черты: обе системы имеют сопоставимые касты со схожими занятиями и статусом. [2]
На внутренних пахотных землях в основном доминируют каста Говигама при сингальцах и Веллалар при шри -ланкийских тамилах , которые традиционно занимаются земледелием и составляют примерно половину населения соответствующих этнических групп. [3] Крестьяне тамилы под ними — сингальцы Батгама и Паллары . [4] На прибрежных территориях доминируют каравас под властью сингальцев и карайяр под властью тамилов. Обе касты имеют общее происхождение и имеют опыт мореплавания , торговли и войны . [5] [6] Ремесленники Каммалар были известны сингальцам как Наванданна, а . тамилы - [7] Они состояли из соответствующих эндогамных каст, традиционно занимавшихся кузнецами , ювелирами , медниками , плотниками и каменщиками . [8] [9] В то время как сбор тодди находился в основном в руках сингальцев Дурава и тамилов Налавар , производство неочищенного пальмового сахара находилось в руках сингальцев Вахумпура и тамильских кантаров . [6] Традиционные барабанщики обеих национальностей, сингальцы Берава и тамилы Парайяр , имеют религиозное значение в буддизме и индуизме соответственно. Домашними кастами цирюльников и дхоби были соответствующие сингальские амбаттайя и хиннава и тамильские амбаттар и ваннары . [10] [11] [12]
Политическая власть и богатство в значительной степени заменили касту как главный фактор социального расслоения Шри-Ланки, особенно в сингальской и индийской тамильской общинах. [13] Поннамбалам Раманатан под Британским Цейлоном выступал против распространения избирательных прав на людей и призывал сохранить право голоса только для мужчин касты Веллалар . [14]
Сингальские касты
[ редактировать ]В традиционном сингальском обществе на вершине стоят буддийские монахи. Независимо от касты монахов, даже король должен был оказывать им уважение.
Документированная история острова начинается с прибытия принца Виджая из Индии. Хотя происхождение общин Шри-Ланки неясно, [15] генетические исследования сингальцев показали, что большая часть сингальского сообщества генетически связана с индейцами Северной Индии, а также есть следы из Южной Индии. [16] [17] [18] [19] [20] [21] Около половины сингальского населения составляют говигамы . [22]
Древние шри-ланкийские тексты, такие как Пуджавалия , Садхармаратнавалия , Йогаратнакарая и надписи, показывают, что именно среди сингальцев существовала феодальная система. Свидетельства этой иерархии можно увидеть в британско-кандианский период XVIII века. [23] что указывает на его продолжение даже после монархии Шри-Ланки. [24] [25] Колониализм и иностранное вмешательство в династические конфликты острова на протяжении всей истории также влияли на кастовую систему, некоторые предполагают даже реорганизацию профессиональных каст. [26] [27]
Кандианские касты
[ редактировать ]В Центральном нагорье многие традиции Королевства Канди сохранились после его распада в 1818 году, после обретения независимости в 1948 году и Закона о земельной реформе 1970-х годов. Хотя крупные землевладельцы принадлежали к касте Говигама , многие из них теперь не могут владеть землей. Однако большинство Говигама были обычными фермерами и арендаторами, поскольку до британского колониального периода абсолютное владение землей принадлежало исключительно королю. [28] Важнейшей особенностью системы Канди была Раджакария («работа короля»), которая связывала каждую касту с родом занятий и требовала службы при дворе и религиозных учреждениях. [29]
«Дурайя» представляла собой свободную классификацию низших каст Канди, включающую касты Вахумпура, Пуда, Панна, Велли, Берава, возможно, Хеная и другие. Группа интерпретировалась британцами для своих административных целей и использовалась свободно. [4]
Южные касты
[ редактировать ]До сих пор существуют различия между кастовыми структурами горных и низинных стран, хотя некоторые группы обслуживания были общими для обоих в древней Шри-Ланке. На юго-западном побережье проживают еще три касты ( салагама , дурава и карава ) в дополнение к большинству древних говигам, которые распространены по всему региону. Считается, что предки некоторых из этих каст мигрировали из Южной Индии и заняли важное место в сингальской социальной системе. первого века до нашей эры, Надпись Анурадхапура Абаягири относящаяся к Карава Девике , может быть первым упоминанием специализированного занятия. [30] [31]
Тамильские касты Шри-Ланки
[ редактировать ]Кастовая система имеет более сильные религиозные связи, чем ее сингальский аналог, хотя обе системы имеют сопоставимые касты. [32] В кастовой системе тамилов Шри-Ланки существуют различия между северными и восточными обществами, а также между сельскохозяйственными, прибрежными и ремесленными обществами.
В сельскохозяйственном обществе представлены в основном касты шри -ланкийских панаров , шри-ланкийских веллаларов , налаваров и ковияров , где касты веллаларов и ковияров являются доминирующими, особенно в Северной Шри-Ланке. Они составляют примерно половину тамильского населения Шри-Ланки и являются основной кастой землевладельцев и земледельцев. [33] [34]
В северных и западных прибрежных обществах доминируют караияры , которые традиционно представляют собой касту мореплавателей и воинов. [35] Паравар также входят в число прибрежных общин , и Тимилар занимающихся рыболовством. Паравары или бхараты традиционно проживают в западной части острова в районе Маннар , многие из которых также являются потомками южноиндийских торговцев и моряков Паравара, поселившихся там под властью Португалии . [36] Муккувары . , традиционные ловцы жемчуга на западе Шри-Ланки, доминируют на большей части восточной Шри-Ланки , где они являются основными землевладельцами, а также занимаются сельским хозяйством [37] [38] Муккувары в основном мусульмане или католики в регионе Путталам в западной части острова и преимущественно индуисты в восточной части острова. [39]
В число ремесленников, известных как Каммалар или Вишвакарма, входят Каннар (латунные мастера), Коллар (кузнецы), Таттар (ювелиры), Татчар (плотники), Картачар (скульптор). [40] [41] Наряду с каммаларами были Амбаттар (парикмахеры), Кадайяр (обжигатели извести), Ковиар (фермеры), Кусавар (гончары), Марайяр (дуватели раковин), Наттувар (музыкант), Налавар (собиратели пунша), Паллар (фермеры), Парайяр (барабанщики и ткачи), Турумбар (дхоби) и Ваннар (дхоби), домашние слуги, которых называли Кудимаккал . [42] Кудимаккал придавал ритуальное значение бракосочетанию, похоронам и другим храмовым церемониям. [43] [44]
Также существует несколько каст рабов. Одна каста, называемая Демалагаттару, представляла собой древнюю касту тамильских пленников во время войны между сингальцами и тамилами. [45]
Другими важными тамильскими кастами Шри-Ланки являются кантар (давильщики масла), айер (священники), мадапалли (бывшие королевские повара), сирпадар (земледельцы), сенияр (ткачи хлопка), сивияр (носители королевского паланкина). [46] [47] и Маравар (Воин). [48] [49] [50] Шри -ланкийские четти , традиционные торговцы, наряду с народом Бхарата , традиционными морскими торговцами, являются колониальными кастами мигрантов из Южной Индии и внесены в перепись населения Шри-Ланки как отдельные этнические группы. [51] Береговые ведды , обитающие главным образом на востоке Шри-Ланки, считаются тамильской кастой среди тамилов Шри-Ланки . [52]
Деревенские божества тамилов Шри-Ланки также сформированы кастовой структурой. Мавры Шри-Ланки не практикуют кастовую систему, однако следуют матриклановой системе, которая является продолжением тамильской традиции. [53]
Индийские тамильские касты
[ редактировать ]Толкаппиям Порулатикарам , указывающий на четырехчленное деление, является самой ранней тамильской литературой, в которой упоминается каста. [54] Однако в литературе сангама упоминаются только пять куди, связанных с пятью тинаями . [54] [55] Колониализм также повлиял на кастовую систему. [56] [57]
Индийские тамилы или тамилы индийского происхождения ( тамилы горной страны , индейцы, привезенные на остров британцами в качестве наемной рабочей силы ) и группа индийских тамилов, мигрировавших в Шри-Ланку в качестве торговцев, также следуют форме индийской кастовой системы , которая называется джати . Их кастовая структура напоминает деревню Тамил Наду .
Те, кто считается принадлежащими к высшим кастам, занимают первый ряд рядных комнат, и в эту секту входят Маравар, Каллар, Агамудайяр, Мудалияр (кайколар), Мутарайяр (Сторожевые люди) и т. д. Они выполняют почетные работы, такие как фабричные работы и измельчение чай как мелкая трудовая работа, с другой стороны, они также занимаются предпринимательской деятельностью. Несмотря на то, что они принадлежали к категории рабочих во времена британского правления и после обретения страной независимости, они пользовались влиянием среди проводников, производителей чая, марганцев (или руководителей) и других чиновников. Рабочие, считающиеся низшей кастой, живут в жилищах, удаленных от центра, и эти жилища называются дальними или нижними линиями . В эту группу входят параияры , саккиляры , мойщики и парикмахеры. Дворники и сменщики одежды занимают низший ранг. [58]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Сильва, Калинга Тюдор; Шивапрагасам, ПП; Танж, Парамсоти (2009). «Кастовая дискриминация и социальная справедливость в Шри-Ланке: обзор» (PDF) . Индийский институт далитовских исследований . III . Проверено 29 июля 2014 г.
- ^ Нубин, Уолтер (2002). Шри-Ланка: текущие проблемы и историческая справка . Издательство Нова. п. 153. ИСБН 978-1-59033-573-4 .
- ^ Пиблс, Патрик (22 октября 2015 г.). Исторический словарь Шри-Ланки . Роуман и Литтлфилд. п. 65. ИСБН 978-1-4422-5585-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Мейер, Эрик П. (9 декабря 2014 г.). «Исторические аспекты каст в регионах Канди с особым упором на немойигамские касты района Кагалла» . Шри-Ланкийский журнал гуманитарных наук . 40 : 21–54. дои : 10.4038/sljh.v40i0.7229 . ISSN 2279-3321 .
- ^ Лебедь, Бернард (1987). Шри-Ланкийская мозаика: окружающая среда, человек, преемственность и перемены . Институт Марга, Центр исследований развития Шри-Ланки. п. 177.
- ^ Перейти обратно: а б Марковиц, Клод; Пушепадасс, Жак; Субрахманьям, Санджай (2006). Общество и обращение: мобильные люди и странствующие культуры в Южной Азии, 1750-1950 гг . Гимн Пресс. п. 59. ИСБН 978-1-84331-231-4 .
- ^ Махруф, МММ (2000). «Конспект тамильских кастовых систем в Шри-Ланке: вдали от паратаксиса». Социолог . 28 (12.11): 40–59. дои : 10.2307/3518280 . ISSN 0970-0293 . JSTOR 3518280 .
- ^ Цейлонский журнал детского здоровья . Цейлонская педиатрическая ассоциация. 1977. с. 9.
- ^ Сеневиратна, Анурадха; Серебро, День животных; Ланка), Мадхьяма Самскритика Арамудала ( Шри- Ланка (1999). Центральный культурный фонд. стр. 56. ISBN 978-955-613-126-0 .
- ^ https://doi.org/10.1016/S0022-0210(00)00000-0, Google Scholar Crossref, CAS 11. Пранан, Михиндукаласурья Ар Пи Сусант (2005). Ритуалы, народные верования и магическое искусство Шри-Ланки . Сьюзан Интернешнл. пп. 459–460. ISBN 978-955-96318-3-5 .
- ^ Ланка), Indian Heritage Foundation (Шри (2003). Индоланкийцы, их двухсотлетняя сага . Indian Heritage Foundation. стр. 199. ISBN 978-955-8790-00-7 .
- ^ Найроп, Ричард Ф. (1971). Справочник района Цейлона . Типография правительства США. стр. 103–108.
- ↑ Каста в Джафне и Индии, обзорная статья о книге Невилла Джаявиры «Джафна, изгоняющая прошлое и сохраняющая видение», доктор Деванесан Несия (воскресный лидер, 10 октября 2014 г.)
- ^ Фаднис, Урмила ; Муни, Сукх Део; Бахадур, Калим (1986). Внутренние конфликты в Южной Азии: экономические и этнические измерения . Издательства Южной Азии. п. 128. ИСБН 9788170030713 .
- ^ Кшатрия, ГК (декабрь 1995 г.). «Генетическое сходство населения Шри-Ланки». Хм. Биол . 67 (6): 843–66. ПМИД 8543296 .
- ^ Луиджи Лука Кавалли-Сфорца, Паоло Меноцци, Альберто Пьяцца (1996). История и география человеческих генов . Принстонский университет. стр. 239–40. ISBN 978-0691029054 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Кшатрия, ГК (декабрь 1995 г.). «Генетическое сходство населения Шри-Ланки». Хм. Биол . 67 (6): 843–66. ПМИД 8543296 .
- ^ История митохондриальной ДНК этнических народов Шри-Ланки: их отношения внутри острова и с индийским субконтинентальным населением, Л. Ранавира и др.; Журнал генетики человека (2014)
- ^ Довиджайское сельское хозяйство в Шри-Ланке, проф. TW Викраманаяке
- ^ КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЛАНКИ Хамфри Уильяма Кодрингтона, ГЛАВА I; НАЧАЛО «Принцесса и ее свита/приданое (служебные касты)»
- ^ Преданный буддизм?: Религия, политика и насилие в Шри-Ланке. Стэнли Джеяраджа Тамбия, стр. 152-3
- ^ «Традиционная Шри-Ланка» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 г. Проверено 9 ноября 2011 г.
- ^ Кадайимпот - Пограничные книги
- ^ Махаванша
- ^ Сингальский Санна ха Тудапат, Ананада это Кумара, Godage Publication, второе издание, 2006, стр. 142, стр. 137
- ^ Канди борется с португальцами, К. Гастон Перера, Vijithayapa Publications, 2007
- ^ Историческая справка об острове Цейлон в Ост-Индии, Роберт Нокс, 1681, стр. 46 и 73.
- ^ Земля: Феодализм в современность .
- ^ Историческая справка об острове Цейлон в Ост-Индии Роберта Нокса . 13 декабря 2004 г.
- ^ де Сильва, Раадж. «Древний павильон Кауравов в Анурадхапуре» . Веб-сайт Де Фонсека. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г.
- ^ МММ Махруф (ноябрь – декабрь 2000 г.). «Конспект тамильских кастовых систем в Шри-Ланке: вдали от паратаксиса». Социолог . 28 (12.11): 40–59. дои : 10.2307/3518280 . JSTOR 3518280 .
- ^ Пиблс, Патрик (22 октября 2015 г.). Исторический словарь Шри-Ланки . Роуман и Литтлфилд. п. 65. ИСБН 9781442255852 .
- ^ Буш, Кеннет (9 декабря 2003 г.). Внутригрупповые аспекты этнического конфликта в Шри-Ланке: учимся читать между строк . Спрингер. п. 52. ИСБН 9780230597822 .
- ^ Дас, Соня Н. (2016). Языковое соперничество: тамильские мигранты и англо-франко-франко-конфликты . Издательство Оксфордского университета. п. 236. ИСБН 9780190461782 .
- ^ Абеясингхе, Тикири (1966). Португальское правление на Цейлоне, 1594–1612 гг . Лейк Хаус Инвестиции. стр. 62–63. ISBN 978-0-8426-0780-3 .
- ^ МакГилврей, Деннис Б. (02 сентября 1982 г.). Кастовая идеология и взаимодействие . Издательство Кембриджского университета. стр. 58–60. ISBN 9780521241458 .
- ^ (Джафна), Университетские преподаватели по правам человека (1991 год). Унижение закона и человечества и движение к тотальной войне . UTHR (Джафна), Университет Джафны, Тирунелвели. п. 31.
- ^ Хусейн, Асиф (2007). Сарандиб: этнологическое исследование мусульман Шри-Ланки . Асиф Хусейн. п. 222. ИСБН 978-955-97262-2-7 .
- ^ МакГилврей, Деннис Б. (1974). Тамилы и мавры: кастовая и матриклановая структура на востоке Шри-Ланки . Чикагский университет. п. 160.
- ^ Дэвид, Кеннет (1 января 1977 г.). Новый ветер: изменение идентичности в Южной Азии . Вальтер де Грюйтер. п. 186. ИСБН 9783110807752 .
- ^ Дэвид, Кеннет (1 января 1977 г.). Новый ветер: изменение идентичности в Южной Азии . Вальтер де Грюйтер. п. 203. ИСБН 9783110807752 .
- ^ https://doi.org/10.1016/S0022-0210(00)00000-0, Google Scholar Crossref, CAS 11. Пранан, Михиндукаласурья Ар Пи Сусант (2005). Ритуалы, народные верования и магическое искусство Шри-Ланки . Сьюзан Интернешнл. п. 459. ИСБН 9789559631835 .
- ^ Рагхаван, доктор медицины (1961). Карава Цейлона: общество и культура . КВГ Де Сильва. стр. 87–88.
- ^ Гилберт, Уильям Х. (1945). «Сингальская кастовая система центрального и южного Цейлона» . Журнал Вашингтонской академии наук . 35 (3): 69–87. ISSN 0043-0439 .
- ^ Филлий, Балдей (1960). Правдивое и точное описание большого острова Цейлон . Цейлонское отделение Королевского Азиатского общества. п. 371.
- ^ Пулавар М.М. и Брито К. (1999). Ялпана-вайпава-малай, или История Королевства Джафна . Азиатские образовательные услуги. п. 57. ИСБН 9788120613621 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ МакГилврей, Деннис Б. (1983). «Барабанщики парайяра из Шри-Ланки: консенсус и ограничения в касте неприкасаемых» . Американский этнолог . 10 (1): 97–115. дои : 10.1525/ae.1983.10.1.02a00060 . JSTOR 644706 .
- ^ Читти, Саймон Кэйси (1834). Цейлонский географический справочник: содержащий точные сведения о районах, провинциях, городах, поселках ... и т. д. острова Цейлон . Издательство церковной миссии Котта. п. 55.
- ^ Современные цейлонские исследования . Том. 4. Цейлонский университет. 1975. с. 28.
- ^ «Перепись населения и жилищного фонда Шри-Ланки» (PDF) . Департамент переписи и статистики. 2012. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. Проверено 20 декабря 2017 г.
- ^ Самарасингхе, SWR де А.; Исследования, Международный центр этнических проблем; utviklingshjelp, Директорат Норвегии (1990). Исчезающие аборигены: Ведды Шри-Ланки в переходный период . Международный центр этнических исследований совместно с NORAD и Vikas Pub. Дом. п. 70. ИСБН 9780706952988 .
- ^ Клем, Барт (2011). «Ислам, политика и насилие в восточной Шри-Ланке» (PDF) . Журнал азиатских исследований . 70 (3): 730–753. дои : 10.1017/S002191181100088X . JSTOR 41302391 . S2CID 27739665 .
- ^ Перейти обратно: а б Чаттопадхьяя, Браджадулал (2009). Социальная история ранней Индии . CSC и Pearson Education. стр. 30–37. ISBN 9788131719589 .
- ^ Колаппан, Б. (2015). «Раннее тамильское общество было свободным от каст» . Индус .
- ^ Фернандо, Лаксири (2013). «Филипп Балдей не видел большой этнической разницы на Цейлоне» . Коломбо Телеграф.
- ^ Шредер, Ульрике (2012). Ритуалы, касты и религия в колониальной Южной Индии . Примус. п. 72.93–113.278. ISBN 978-9380607214 .
- ^ Радхакришнан, В. «Индийское происхождение в Шри-Ланке: их тяжелое положение и борьба за выживание» . Материалы Первой международной конференции и собрания старейшин . Международный центр культурных исследований, США. Архивировано из оригинала 20 марта 2008 г. Проверено 23 января 2008 г.
Библиография
[ редактировать ]- Де Сильва, КМ (2014). История Шри-Ланки ([Исправленная] ред.). Коломбо: Публикации Виджита Япа. ISBN 978-955-8095-92-8 .
- Райан, Брайс (1953). Каста на современном Цейлоне . Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса; Нью-Джерси.
- Перера, HTD (1978). «Причины образованной безработицы в развивающихся странах: пример Шри-Ланки» (Докторская диссертация) .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Социальные изменения на Цейлоне XIX века. Патрик Пиблс. 1995, Навранг ISBN 81-7013-141-3
- Адаптирующийся крестьянин: аграрное общество на западе Шри-Ланки под властью Голландии, 1740–1800 гг., Нирмал Ранджит Девасири, ISBN 90-04-16508-8 , с. 201
- Паранавитхана С. Надписи Цейлона, 1970 г. Том I Ранние надписи брахми
- Историческая справка об острове Цейлон в Ост-Индии Роберта Нокса
- Международная сеть солидарности далитов: Кастовая система в Шри-Ланке