Jump to content

Социальный класс в Османской империи

Османская империя была одной из наиболее доминирующих империй в Средиземноморском регионе, просуществовавшей около 600 лет и контролирующей большую часть восточной и южной частей моря. Альберт Хурани описал Османскую империю как « бюрократическое государство, объединяющее различные регионы в рамках единой административной и финансовой системы». [1]

Османская империя просуществовала более шестисот лет (1299–1923 гг.) и охватывала современную Турцию, Балканы и Плодородный полумесяц . Таким образом, Империя включала в себя чрезвычайно разнообразное население: от мусульманского большинства ( турки , арабы , боснийцы , албанцы и т. д.) до различных меньшинств, в частности христиан и евреев , которых мусульмане называли « людями Книги ». Будучи имперским / колониальным предприятием, Османская система позволяла некоторым грекам , татарам , итальянцам , албанцам , сербам , венграм , грузинам , болгарам , русинам и черкесам , кулам и азадам достигать высоких должностей в качестве солдат , визирей или членов императорской семьи. .

Это был социальный класс, состоящий в основном из военных, всех государственных служащих и членов их семей. Доходы этого класса зависели от султана и поэтому не включались в налогообложение. Однако они не считались аристократами, поскольку членство зависело от желания султана. [2] Аскери сохраняли свой класс, если только они не были специально уволены султаном или если они не выполняли неправительственную роль. [3] Кроме того, согласно некоторым источникам, только немусульманам разрешалось присоединиться к этому классу, чтобы обеспечить лояльность только султану. [4]

Солдаты и их командир принадлежали к подклассу, называемому «кул», и считались рабами султана. [5]

С другой стороны, существовал политический подкласс, называемый «аскери кассам». Чьи поместья часто подлежали конфискации султаном. [6]

Некоторые источники вместо этого делят аскери на несколько ветвей: калемия, сейфие и илмие.

Калемие были ветвью писцов, илмие занимались религиозными и судебными службами, а сейфие были военной и административной ветвью. [7]

Одними из наиболее заметных ролей, подпадающих под класс аскери, были люди, которые выполняли следующие функции: молитва, проповедь, писцовское служение, надзор, сбор налогов и арендной платы, попечительство, курьеры, сокольничие, стражи мостов и перевалов, изготовление палаток, торговцы нефтью. масло, кувшины для палаток, добытчики меди, производители риса, судьи, окружные судьи и городские старосты, а также сыновья и жены членов аскери и освобожденные рабы. [8]

Альтернативно пишется как «рея». [9] Считается классом, которым управляют. Состояли из купцов, ремесленников и крестьян и были облагаемым налогом классом. [10] Эта группа была в основном мусульманской, хотя их христианские коллеги также относились к тому же ярлыку. [5] Османские чиновники стремились разоружить этот класс и помешать им достичь какого-либо военного статуса в шестнадцатом и семнадцатом веках. [5] Обычно их считали низшим классом и называли неправительственными. [11]

Класс райя в значительной степени разделялся по религии: каждая религиозная группа делилась на а. внутренне автономное сообщество, называемое просо . Этим группам было разрешено соблюдать свои собственные традиционные законы и иметь внутренние административные организации, возглавляемые их собственным религиозным лидером.

Мусульманское просо считалось выше других просо, поскольку оно придерживалось тех же законов и религии, что и правящий класс империи. [12]

Социально-экономические подразделения

[ редактировать ]

Османская система традиционно основывалась на разделении между четырьмя социально-экономическими группами: военные, ученые, купцы и крестьяне. [13] Каждая группа имела свой собственный набор навыков и социальных ролей, которые сопровождались разными привилегиями и социальным статусом: в то время как военные и интеллектуальные классы были довольно влиятельными в политике, крестьянство было гораздо более лишено избирательных прав от центральной власти. [13] К 19 й века эта система распалась с постепенным появлением аяев , [3] группа городских знатных людей. [13]

Это был класс местной знати, который часто играл ту или иную роль в управлении, особенно начиная с семнадцатого века. [14] Также временами играл роль военачальников, появляясь чаще всего в Анатолии , Сирии и Египте . [15] В середине 18 века в Румелии и Анатолии этот титул стал титулом для окружной знати, которая избиралась своей общиной для ведения переговоров от ее имени и управления налогами и обеспечения безопасности. [16]

19 й век также стал свидетелем возникновения нового политического и социально-экономического класса: современной бюрократии. [13] В 1826 году Махмуд II закрыл янычар, упразднил тулумбачи и объединил религиозные ордена Бектаси и Наксибенди . [13] С точки зрения султана, это означало потерю многих поддерживающих фондов: быстро возникла новая бюрократия как символ османской современности, эфенди , которую нельзя было критиковать и в конечном итоге она взяла на себя контроль над правительством. [13]

Этнорелигиозные разногласия

[ редактировать ]

мусульмане

[ редактировать ]

Мусульманам был предоставлен более высокий социальный статус, чем другим религиозным группам в Османской империи: они считались «подданными первого сорта» в отличие от немусульман, которым был присвоен ярлык «подданных второго сорта». [17] Статус мусульманина сопровождался рядом привилегий: многие высокие посты были зарезервированы для мусульман, мусульмане часто пользовались привилегиями по закону, немусульманин не мог быть порабощен и т. д. [5] Категория мусульман была гибкой: многие члены других религиозных групп обратились в ислам, чтобы получить доступ к определенным льготам. [18]

Более того, мусульмане не были однородной группой: многие различные этнические группы, такие как арабы, курды, албанцы, боснийцы и турки, исповедовали суннитский ислам. [19] Даже среди мусульман разные группы пользовались разными уровнями привилегий: турки как «завоевающее» население имели некоторую степень превосходства над арабами, курдами, албанцами и боснийцами, которые были завоеваны против их воли. [20] Тем не менее, побежденные группы сохраняли значительную свободу действий: например, боснийцы-мусульмане и албанцы участвовали в управлении империей и входили в состав янычарских отрядов. [21]

Система Милле

[ редактировать ]

С падения Константинополя до девятнадцатого века этнорелигиозные разделения были воплощены в милле — системе автономных религиозных общин, которая позволяла правителям организовывать население в этнорелигиозные группы и передавать власть местным элитам и лидерам. [22] Существовало три основных миллета: греческая, еврейская и армянская общины: хотя существовало множество других этнических и религиозных общин, большинство из них были включены в одну из трех основных миллетов и управлялись ею. [22]

В частности, было три области, в которых автономия была важна для немусульман. [23] Первым из них была религиозная теория и практика: хотя мусульмане не вмешивались напрямую в богословские вопросы, они все же налагали религиозные ограничения. [23] Например, религиозные здания немусульман не могли возвышаться над мечетями , наличие определенных товаров, таких как вино, кошерное мясо или облатки для причастия, определялось по усмотрению мусульманских властей, а немусульманам запрещалось носить зеленую и белую одежду. тюрбаны. [23] Второй важной областью автономии была сфера управления и налогообложения: светские лидеры, обычно избираемые своим сообществом, отвечали за административные вопросы, такие как принятие мер по сбору налогов. [23] Третий домен касался юридической юрисдикции немусульман. [23] В частности, евреям и христианам было разрешено выносить решения по юридическим спорам между членами их группы: в еврейских общинах раввинские суды могли выносить решения по уголовным делам. [23]

У Миллетов сложились внутренние классовые структуры: верхние слои этих слоев состояли из купеческой элиты, проживающей в Стамбуле, а также из высшего духовенства, тогда как низшие классы состояли из торговцев и ремесленников нового типа. [13] Этнические и религиозные различия внутри Милле не имели значения для центральных османских властей: внутри греческого Милле румыны, албанцы, сербы и т. д. могли переходить от одной идентичности к другой, не меняя своего статуса по отношению к метрополии. [24] Однако для властей Милле такие этнические и религиозные различия были важны и даже способствовали выявлению разногласий. [24]

Разногласия между милле отразились на организации таких городов, как Стамбул: до начала девятнадцатого века религиозные группы населяли их традиционные кварталы. [13] В Стамбуле греки живут в Фенере, Саматье, Чибале и в деревнях вдоль Боспоса; Армяне населяли Кумпаки и Саматью; Евреи жили в Балате, Хаске и Касымпаше. [13]

Милле как система социального разделения по этнорелигиозному признаку потеряла свою силу на протяжении восемнадцатого и девятнадцатого веков с ростом освободительных и националистических движений, особенно в греческом Милле. [24] Начиная со второй половины восемнадцатого века, просвещенные идеалы Запада и Французская революция начали вдохновлять растущую интеллигенцию среди греческого проса, пока в 1821 году не вспыхнуло восстание. [24] Хотя некоторые историки утверждают, что такое восстание носило националистический характер, другие утверждают, что это было религиозное движение, стремившееся освободиться от мусульманского гнета, а не восстание, вызванное желанием сформировать нацию. [24] После восстания религиозные разногласия претерпели трансформацию, поскольку греки потеряли многие из своих привилегий и стали рассматриваться как группа, которую следует бояться, а не как сообщество, которое нужно уважать и приспосабливаться. [13] Православный патриарх , хотя и не участвовал в восстании, был повешен; должность драгомана (переводчика), которая с середины XVII века была закреплена за греками, была отдана турку. [13]

Удобная модель

[ редактировать ]

По словам историка Баки Тезджана, система проса не оставалась неизменной все время. Основываясь на анализе Брайана Катлоса межобщинных отношений в средневековом Средиземноморье как «следствии ряда отношений, рожденных из предполагаемой взаимной выгоды между этнорелигиозными группами большинства и меньшинства, подкрепленных формальными соглашениями, установленными законом и основанными на взаимном признал, хотя и ограниченную, легитимность». [25] Тезкан объясняет, что религиозные разделения действовали вокруг «удобства» и способности каждой группы занимать административные и экономические ниши в делах империи, при этом группа, которая хорошо выполняла свои нишевые задачи, получала больший статус, чем другая, менее эффективная группа. [26] Примерно в начале 18 й Модель удобства рухнула, и административные и военные должности в основном занимали граждане-мусульмане, принадлежащие к высшему среднему классу. [26]

[ редактировать ]

В отличие от многих европейских обществ того же периода, женщины в Османской империи считались юридическими лицами и подданными, отличными от своих мужей или отцов. Они имели возможность сохранять контроль над своей собственностью и активами после вступления в брак. [27] Женщины имели возможность наследовать имущество от родственников-мужчин и могли претендовать на имущество в случае развода. [28] Однако во многих случаях родственники-мужчины вмешивались в контроль женщины над ее активами, тем самым ограничивая юридическую автономию. Степень, в которой женщины контролировали собственность, также различалась в разных частях империи. Центральное правительство имело тенденцию конфисковывать и перераспределять землю овдовевших крестьян, не имеющих сыновей, для поддержания производительности сельского хозяйства. [27]

Исламская традиция рассматривала женскую сексуальность как силу, которую должен контролировать мужчина, обычно отец или муж. [27] Браки обычно заключались родителями юношей и девушек. Процесс бракосочетания был инициирован отцом молодого человека, который искал молодых женщин или девушек, которые могли бы повысить социально-экономический статус семьи. [27] Потенциальная невеста практически не имела никакого влияния на брак. Даже при принятии приданого невесту представлял родственник мужского пола. [27] При замужестве «обязанностью» жены было проявлять послушание мужу, а муж брал на себя ответственность за все финансы хозяйства и связи с общественностью. [27] Хотя женщина в Османской империи не могла инициировать юридический процесс развода без разрешения мужа, у нее была возможность добиваться аннулирования брака. [28] Разведенные люди обычно вступали в повторный брак, однако у женщин было больше ограничений в этом процессе, в том числе приходилось ждать «трех менструальных курсов», прежде чем вступать в новый брак. [27]

Общественные и частные пространства

[ редактировать ]

Османская империя имела патриархальную структуру, и разделение полов было обычным явлением в общественных местах. [27] Обычно мужчины в Османской империи контролировали общественные места, в то время как женщины могли удерживать власть в частных пространствах, таких как дом. [29] Вне дома мужчины не ходили рядом со своими родственницами, а женщины не могли покидать дом между закатом и восходом солнца. [27] В большинстве общественных мест для разграничения социальных групп использовалась разная одежда; различия в одежде были особенно заметны между мужчинами и женщинами. Примечательно, что женщины носили чадру с наступлением половой зрелости в общественных местах. [27] В уединении дома женщины отвечали почти за всю домашнюю деятельность. Умение хорошо выполнять домашние обязанности было признаком послушных и верных жен. [27] У крестьян семейная структура была весьма патриархальной: муж считался главой и налогоплательщиком семейной ячейки. [27] Мужчины отвечали за обработку земли и выступали в качестве представителей своих семей в общественных местах, а воспитание детей и работа по дому лежали на плечах крестьянок. [27]

Проституция

[ редактировать ]

Проституция была одним из способов, с помощью которого женщины добились большей заметности и власти в общественных местах. История проституции в османском обществе сложна: правительство неоднократно предпринимало попытки регулировать или запретить эту профессию. Проститутками чаще всего оказывались женщины с более низким социально-экономическим статусом или женщины из менее известных семейных происхождений. [30] Хотя существовали законы, предписывающие суровые наказания для осужденных проституток, наиболее распространенным последствием для проститутки было изгнание из района. [30]

Городские и сельские районы

[ редактировать ]

Османское общество было разделено на два основных класса. Аскери . были правящим классом, тогда как рея , или «стадо», состояло из низших классов входили В состав реая ремесленники и торговцы из городских районов; однако самой крупной социальной группой в Османской империи были сельские фермеры. [27] Хотя кочевые группы существовали на протяжении всего существования империи, центральное правительство часто пыталось заставить такие группы селиться и обрабатывать землю. При этом они должны были платить налоги центральному правительству и имели право быть завербованными в османскую армию. [27]

Городские районы и города

[ редактировать ]

Крупные городские центры Османской империи обладали лучшими образовательными возможностями. Система медресе в империи давала молодым мусульманам образование, предоставляя потенциальную возможность занять высокий пост в юридической, религиозной, образовательной или бюрократической сфере. [29] Те, кто получил образование в медресе за пределами крупного города, часто имели более низкий рейтинг, чем те, кто получил образование в городах, поэтому внутренние провинции, как правило, привлекали большинство османских студентов. [29]

В городах купцы и ремесленники были ниже правящего класса и разделены на гильдии для управления местной коммерческой промышленностью. Городская жизнь за пределами дворца султана была сосредоточена вокруг рынков и базаров, на которых взаимодействовали люди разных религий, национальностей и финансовых классов. [27] Хотя гильдии изначально были организованы для оказания помощи ремесленникам и торговцам, правительство хотело контролировать производство и распространение товаров. Таким образом, государство имело относительно большой контроль над городскими гильдиями и даже рассматривало их как «средство контроля» над населением и деятельностью города. [27] Хотя ремесла и торговля были сосредоточены в городах, эти отрасли полагались на крестьян-фермеров, которые обеспечивали сырьем и другими необходимыми товарами. Однако ремесленные изделия редко вывозились в сельские города и деревни, поскольку большинство крестьян не могли позволить себе путешествовать или покупать их. [27]

Сельская местность

[ редактировать ]

Считалось, что все сельскохозяйственные угодья в империи принадлежали нынешнему правителю, поэтому центральное правительство организовывало и контролировало крестьянские земли и сельскохозяйственную экономику. Крестьяне-фермеры, не владевшие своей землей, считались «наследственными арендаторами» земли, которую они обрабатывали. Крестьянская земля передавалась от отца к сыну по наследству. [27] Во всех сельских общинах был сипах — представитель правительства, которому крестьянские хозяйства платили налоги. [27] Сипахи . не жили в деревне, которую он представлял Скорее, местный сельский староста служил основным связующим звеном между его деревней и городским правительством. [27]

Статус « раба » в Османской империи представлял собой очень широкую категорию и мог охватывать множество различных видов деятельности и социальных позиций. [31] Хотя рабство обычно определяется в исламских терминах как человеку, которому предоставлено право собственности на другого человека, его труд, собственность и сексуальность, рабство в османском контексте было более сложным, чем простое разделение между свободными мужчинами и женщинами и порабощенными людьми. [31] На самом деле рабство не означало более низкого статуса, чем у остального населения: не только рабы-мужчины в бюрократической и военной сферах, а также женщины в элитных гаремах имели гораздо большее влияние на дела государства, чем большинство людей, но даже некоторые Обычные домашние работники были лучше кормлены, одеты и защищены, чем многие освобожденные мужчины. [31]

Рабство, как и другие социальные разделения, развивалось с течением времени. [31] Например, система кулов кулы , класс порабощенных людей, выполняющих административную работу, столкнулась с проблемой растущего числа свободных мусульман, поступающих на государственную службу: вынужденные приспосабливаться, начали вербовать, а не порабощать, и поэтому их нельзя было назвать порабощенным классом. больше. [31] В 1855 году рабство было даже отменено, чтобы успокоить либеральные опасения в Европе, хотя на практике этот институт сохранялся до 1905 года. [32]

Возможностей для социальной мобильности в Османской империи было больше, чем во многих европейских обществах того времени. У людей скромного происхождения существовала возможность подняться в общественно-политическом положении и даже войти в правящий класс. [33] Освобождение порабощенных мужчин было нормой в империи после того, как человек прослужил своему хозяину в течение заранее определенного периода времени. Система девширме была еще одним аспектом рабства, который обеспечивал социальную мобильность небольшой группе людей. В этой системе молодые христианские мальчики продавались в рабство, обращались в ислам и получали образование, и все это с целью занять высокий государственный пост после завершения обучения. [33]

  1. ^ Хурани, Альберт Хабиб (1991). История арабских народов (переработанная ред.). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета (опубликовано в 2002 г.). п. 207. ИСБН  9780674010178 . Проверено 29 июля 2020 г. Империя представляла собой бюрократическое государство, объединявшее различные регионы в рамках единой административной и финансовой системы. Однако это было также последнее великое выражение универсальности мира ислама. [...] Это также было многоконфессиональное государство, дающее признанный статус христианским и еврейским общинам.
  2. ^ Инальчик, Халил (1954). «Османские методы завоевания» . Студия Исламика (2): 112. doi : 10.2307/1595144 . JSTOR   1595144 .
  3. ^ Инальчик, Халил (1954). «Османские методы завоевания» . Студия Исламика (2): 113. doi : 10.2307/1595144 . ISSN   0585-5292 . JSTOR   1595144 .
  4. ^ Хаббард, Гленн; Кейн, Тим (21 мая 2013 г.). Баланс: Экономика великих держав от Древнего Рима до современной Америки . Саймон и Шустер. п. 151. ИСБН  978-1-4767-0025-0 .
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Фарохи, Сурайя (28 апреля 1997 г.). Экономическая и социальная история Османской империи . Издательство Кембриджского университета. стр. 435–436. ISBN  978-0-521-57455-6 .
  6. ^ Фарохи, Сурайя (28 апреля 1997 г.). Экономическая и социальная история Османской империи . Издательство Кембриджского университета. п. 550. ИСБН  978-0-521-57455-6 .
  7. ^ Барки, Карен. «Османская империя (1299-1923): бюрократизация родовой власти». Неизвестный . Издательство Кембриджского университета. п. 111.
  8. ^ Тулувели, Гуджлу (2005). «Государство и классы в Османской империи: местные знатные люди в исторической перспективе» . Журнал средиземноморских исследований . 15 (1): 126–127. ISSN   2523-9465 .
  9. ^ Мастерс, Брюс (29 апреля 2013 г.). Арабы Османской империи, 1516-1918: социальная и культурная история . Издательство Кембриджского университета. п. 37. ИСБН  978-1-107-03363-4 .
  10. ^ Тулувели, Гуджлу (2005). «Государство и классы в Османской империи: местные знатные люди в исторической перспективе» . Журнал средиземноморских исследований . 15 (1): 123, 125. ISSN   2523-9465 .
  11. ^ Тулувели, Гуджлу (2005). «Государство и классы в Османской империи: местные знатные люди в исторической перспективе» . Журнал средиземноморских исследований . 15 (1): 139. ISSN   2523-9465 .
  12. ^ Елавич, Чарльз; Елавич, Барбара; Исследования, Центр славянских и восточноевропейских языков Калифорнийского университета. Балканы в переходный период . Издательство Калифорнийского университета. п. 61.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Карпат, Кемаль Х. (2002). Исследования по социальной и политической истории Османской империи: избранные статьи и очерки . Социальные, экономические и политические исследования Ближнего Востока и Азии. Лейден, Нидерланды ; Бостон: Брилл. ISBN  978-90-04-12101-0 .
  14. ^ Фарохи, Сурайя (28 апреля 1997 г.). Экономическая и социальная история Османской империи . Издательство Кембриджского университета. п. 565. ИСБН  978-0-521-57455-6 .
  15. ^ Фарохи, Сурайя (28 апреля 1997 г.). Экономическая и социальная история Османской империи . Издательство Кембриджского университета. п. 663. ИСБН  978-0-521-57455-6 .
  16. ^ А́гостон, Га́бор; Мастерс, Брюс Алан (21 мая 2010 г.). Энциклопедия Османской империи . Издательство информационной базы. п. 65. ИСБН  978-1-4381-1025-7 .
  17. ^ Фарохи, Сурайя (2019). Османская империя и Империя Великих Моголов: социальная история в раннем современном мире . Лондон (Великобритания): IB Tauris. ISBN  978-1-78831-366-7 .
  18. ^ Баер, Марк (август 2004 г.). «Рассказы женщин об исламском обращении: социальные изменения и гендерная религиозная иерархия в османском Стамбуле раннего Нового времени» . Пол и история . 16 (2): 425–458. дои : 10.1111/j.0953-5233.2004.00347.x . ISSN   0953-5233 .
  19. ^ Мастерс, Брюс Алан (2013). Арабы Османской империи, 1516-1918: социальная и культурная история . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-107-03363-4 .
  20. ^ Мастерс, Брюс Алан (2013). Арабы Османской империи, 1516-1918: социальная и культурная история . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-107-03363-4 .
  21. ^ Мастерс, Брюс Алан (2013). Арабы Османской империи, 1516-1918: социальная и культурная история . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-107-03363-4 .
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Барки, Карен; Гаврилис, Георгий (январь 2016 г.). «Османская система проса: нетерриториальная автономия и ее современное наследие» . Этнополитика . 15 (1): 24–42. дои : 10.1080/17449057.2015.1101845 . ISSN   1744-9057 .
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Лонгва, Ань Нга; Роальд, Энн Софи (2012). Религиозные меньшинства на Ближнем Востоке: доминирование, расширение прав и возможностей, приспособление . Социальные, экономические и политические исследования Ближнего Востока и Азии. Лейден Бостон: Брилл. ISBN  978-90-04-20742-4 .
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Рудометоф, Виктор (1998). «От ромового проса к греческой нации: Просвещение, секуляризация и национальная идентичность в османском балканском обществе, 1453–1821» . Журнал современных греческих исследований . 16 (1): 11–48. ISSN   1086-3265 .
  25. ^ Катлос, Брайан (8 июля 2009 г.). « Conveniencia» или «Принцип удобства: Механика этнорелигиозного разнообразия в средневековом Средиземноморье». Общество средневекового Средиземноморья .
  26. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вудхед, Кристина, изд. (2012). Османский мир . Миры Рутледжа. Милтон-Парк, Абингдон, Оксон ; Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  978-0-415-44492-7 .
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Киа, Мехрдад (2011). Повседневная жизнь в Османской империи . Серия "Повседневная жизнь через историю" Greenwood Press. Санта-Барбара, Калифорния: Гринвуд. ISBN  978-0-313-06402-9 .
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Османские женщины как юридические и супружеские субъекты: Башак Туг» , Османский мир , Routledge, стр. 376–391, 15 декабря 2011 г., ISBN  978-0-203-14285-1 , получено 5 мая 2024 г.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Яса, Фират (2019). Другие лица Империи: Обычная жизнь против социального порядка и иерархии . Перевод Тасделен, Эсра. Стамбул: Издательство Университета Коч. ISBN  6057685687 .
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Семерджян, Элиза (2008). «Проститутки, солдаты и люди: мониторинг морали с помощью обычного права». «С прямого пути»: незаконный секс, закон и сообщество в османском Алеппо . Издательство Сиракузского университета. стр. 94–137. {{cite book}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Толедано, Эхуд Р. (1998). Рабство и его отмена на Османском Ближнем Востоке . Публикации по Ближнему Востоку. Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN  978-0-295-97642-6 .
  32. ^ Ханиоглу, М. Шюкрю (2010). Краткая история поздней Османской империи (4. пр., 1. пбк. пред.). Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-14617-1 .
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фарохи, Сурайя (2019). Османская империя и Империя Великих Моголов: социальная история в мире раннего Нового времени . Лондон: Bloomsbury Academic.

Библиография

[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 625d2544b666741f7a41b66fe4de92b6__1716404040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/b6/625d2544b666741f7a41b66fe4de92b6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Social class in the Ottoman Empire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)