Диссертация Газы
История Османская империя |
---|
Хронология |
Историография ( Газа , Упадок ) |
Тезис Газы ġazā или Гази (от османского турецкого языка : غزا , ) , «священная война» или просто «набег» [номер 1] - это с тех пор дискредитированная историческая парадигма, впервые сформулированная Паулем Виттеком , которая использовалась для интерпретации природы Османской империи в самый ранний период ее истории, четырнадцатого века. [2] и его последующая история. В диссертации рассматривается вопрос о том, как османы смогли превратиться из небольшого княжества на границе Византийской империи в централизованную межконтинентальную империю. Согласно тезису Газы, османы добились этого, привлекая рекрутов для борьбы за них во имя исламской священной войны против неверующих . Такой воин был известен в османском турецком языке как гази , и поэтому этот тезис рассматривает раннее Османское государство как «государство Гази», определяемое идеологией священной войны. Тезис о Газе доминировал в ранней османской историографии на протяжении большей части двадцатого века, прежде чем подвергся растущей критике, начиная с 1980-х годов. [2] Историки теперь в целом отвергают тезис о Газе и, следовательно, идею о том, что османская экспансия в первую очередь была подпитана священной войной, но расходятся во мнениях относительно того, какой гипотезой ее заменить. [3] [4]
Формирование тезиса Газы
[ редактировать ]Тезис о Газе был впервые сформулирован в 1930-х годах турецким историком Фуатом Кёпрюлю и австрийским историком Паулем Виттеком . Частично в ответ на высказывания современных историков- востоковедов , которые пытались маргинализировать роль турок в формировании османского государства, Кёпрюлю сформулировал то, что впоследствии стало национализированным взглядом на раннюю османскую историю. Согласно Кёпрюлю, Османское государство было сформировано турецкими племенами, бежавшими от наступления Монгольской империи , построено на рабочей силе турецких племен и управлялось людьми из внутренних районов Анатолии, имеющими опыт тюрко-мусульманской политической традиции сельджуков .
Пауль Виттек, отвечая на утверждения Кёпрюлю, принял тюрко-мусульманскую основу раннего османского государства, согласившись с тем, что оно выросло из уже высокоразвитой цивилизации Сельджукской Анатолии и фундаментально сформировалось под уникальными условиями византийской границы. Однако, вместо турецкой этнической принадлежности и племенных связей, он сделал основной упор на роль ислама. Для Виттека османы были прежде всего исламскими святыми воинами. Его основным свидетельством этого были титулы, принятые ранними османскими правителями, в том числе надпись, установленная в Бурсе в 1337 году, описывающая Орхана , второго османского правителя, как «гази, сына гази». Виттек также опирался на работы османского поэта начала пятнадцатого века Ахмеди, который также называл первых османских правителей гази. Таким образом, в этой формулировке раннее османское государство было построено на «идеологии священной войны» и могло стать могущественным за счет привлечения воинов для участия в завоевании христиан Анатолии и Балкан. Первые османы использовали религиозную и военную энергию приграничья ( uc ) между распадающимися византийскими и сельджукскими государствами с целью завоевать империю. [5] Именно формулировка Виттека стала общепринятой (хотя и не единогласной) среди западных историков Османской империи на протяжении большей части двадцатого века. [6]
Ревизионизм
[ редактировать ]Фундаментальной проблемой изучения османов четырнадцатого века является отсутствие сохранившихся документов того периода. Не обнаружено ни одного подлинного османского письменного документа времен Османа I , первого османского правителя. [2] Таким образом, историки вынуждены полагаться на источники, созданные спустя много времени после событий, которые они призваны описать. Таким образом, османские исследования извлекли выгоду из методов литературной критики , что позволило историкам должным образом анализировать османские литературные произведения более поздних периодов. [7]
Начиная с 1980-х годов тезис о Газе подвергся нападкам со стороны многих ученых. [номер 2] Критики обратили внимание на тот факт, что первые османы действовали вопреки тому, чего можно было бы ожидать от ревностных религиозных воинов. Они не были строго ортодоксальными мусульманами, а скорее терпели многие неортодоксальные и синкретические верования и обычаи. Они также охотно вербовали византийцев в свои ряды и вели войны против других мусульман. Таким образом, более поздние османские писатели, которые характеризовали своих предков как гази, вместо того, чтобы описывать реальность, «украшали [их] высшими идеалами», хотя на самом деле их первоначальные мотивы были гораздо более приземленными. Для османов, писавших в пятнадцатом веке, представление более ранних османских правителей как гази служило их политическим целям. [9] [10] Подчеркивая мифичность и легендарность историй, представленных османскими писателями, историк Колин Имбер зашел так далеко, что объявил весь этот период «черной дырой», правда о которой никогда не может быть по-настоящему известна. [11]
Османы как племенная группа
[ редактировать ]Хотя многие ученые критиковали тезис о Газе, лишь немногие искали альтернативу ему. Руди Пол Линднер был первым, кто попытался это сделать в своей публикации 1983 года « Кочевники и османы в средневековой Анатолии» , в которой он утверждал, что особенности ранней османской деятельности лучше всего можно объяснить через трайбализм. Линднер рассматривал трайбализм через призму антропологии , которая рассматривает племена как организации, основанные не на общих родословных, а на общих политических интересах. [12] Ранние набеги Османской империи на византийцев были мотивированы не религиозным рвением, а потребностью кочевого племени заниматься хищничеством против оседлого общества. [13] Османы смогли объединить византийцев и сражаться против мусульман, потому что их организация была по своей сути племенной, что позволяло им ассимилировать отдельных лиц и группы различного происхождения. Ссылаясь на различные примеры их инакомыслия, Линднер даже предположил, что первые османы, возможно, были скорее язычниками, чем мусульманами. [14] По мнению Линднера, эта племенная инклюзивность начала разрушаться во время правления сына Османа Орхана (годы правления 1323/4–1362), когда османы начали переходить от кочевых скотоводов к оседлому земледельческому обществу. Впоследствии Орхан привлек в свое царство исламских ученых, которые принесли с собой идеи о газе , и именно от них он перенял идеологию газа как раз вовремя, чтобы она появилась в его надписи 1337 года в Бурсе. [15]
Газа как один из многих факторов
[ редактировать ]В своей книге 1995 года « Между двумя мирами: построение Османского государства » турецкий ученый Джемаль Кафадар обратился к критике тезиса Газы, утверждая, что предыдущие ученые проводили слишком большое различие между «ортодоксальным» и «неортодоксальным» исламом - можно было считать себя законный мусульманин, не соответствующий в точности научной ортодоксальности. [16] у ранних османов Более того, Кафадар утверждал, что сама идея Газы могла отличаться от идеи «ортодоксального» ислама. Ссылаясь на современные анатолийские легенды, он отметил, что одну и ту же фигуру можно было изображать гази, продолжая при этом сотрудничать с христианами. [17] По мнению Кафадара, газа была реальной идеологией, которая сформировала пограничных воинов как социальный класс, а не просто заимствованной мусульманскими учеными. [18] Однако термины «газа» и «гази» имели ряд различных значений, которые со временем менялись, иногда относясь к религиозно мотивированным воинам, а иногда нет. [19] Тем не менее, он всегда присутствовал и служил лишь одной из многих движущих сил османской экспансии. [20]
Газа как нерелигиозный термин
[ редактировать ]Вслед за Кафадаром следующую крупную переформулировку теории османского происхождения осуществил Хит Лоури в 2003 году. [21] Лоури подверг критике источники Виттека, утверждая, что литературное творчество Ахмеди нельзя интерпретировать как фактическую историю, а, скорее, представляет собой вымышленную идеализацию прошлого. [22] По словам Лоури, термины «гази» и «гази», когда они использовались в османском контексте четырнадцатого и пятнадцатого веков, имели совершенно нерелигиозное значение, поскольку газа была взаимозаменяема с термином «акын» , просто обозначая военный набег. Многие акынджи (налетчики) также были христианами и поэтому были бы совершенно неуместны в армии, участвующей в священной исламской войне. Таким образом, османскими воинами двигало желание завоевать грабежи и рабов, а не сражаться во имя ислама. Лишь отдельные писатели, воспитанные в исламской традиции, пытались провести связь между светской газой пограничных воинов и религиозной газой в понимании мусульманских интеллектуалов. [23]
Новый консенсус
[ редактировать ]Хотя эти новые взгляды на раннюю историю Османской империи различаются во многих деталях, их объединяет убеждение в том, что ранняя османская экспансия не была в первую очередь подпитана идеологией исламской священной войны. Историки теперь обычно рассматривают Газу как «гораздо более подвижное мероприятие, иногда подразумевающее действия, которые были не чем иным, как набегами, иногда означающими преднамеренную священную войну, но чаще всего сочетающими в себе смесь этих элементов». [4] Эта точка зрения также появляется в научном обзоре истории Османской империи Кэролайн Финкель « Мечта Османа» 2005 года . [24]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Кембриджская история Турции определяет газу как «набег с целью грабежа, который позже стал означать священную войну за ислам». [1]
- ^ Среди таких ранних критиков были Г. Калди-Надь, Р. К. Дженнингс, Колин Хейвуд, Колин Имбер, Шинаси Текин и Феридун Эмецен . [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кейт Флит, изд. (2009). Кембриджская история Турции . Том. 1, Византия в Турцию, 1071–1453 гг. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 424.
- ^ Jump up to: а б с Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . п. xi-xii.
- ^ Линднер, Руди Пол (2009). «Анатолия, 1300–1451». В Кейт Флит (ред.). Кембриджская история Турции . Том. 1, Византия в Турцию, 1071–1453 гг. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 104.
Ученые, идущие по стопам Виттека, отошли от его сильной формулировки [...] Вероятно, можно с уверенностью предположить, что на данный момент не существует согласованной точки отсчета, вокруг которой сходится большинство ученых, и что существует более эклектичный подход, опирающийся на больше на источниках, чем на научной традиции.
- ^ Jump up to: а б Агостон, Габор (2009). «Газа (Газа)». В Агостоне, Габор; Брюс Мастерс (ред.). Энциклопедия Османской империи . п. 231 . ISBN 9780816062591 .
Ранняя военная деятельность Османской империи, называемая газой, теперь считается гораздо более изменчивой, иногда подразумевая действия, которые были не чем иным, как набегами, иногда подразумевая преднамеренную священную войну, но чаще всего сочетающую в себе смесь этих элементов.
- ^ Для этого краткого изложения их взглядов, Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . С. 10–11, 35–41, 48. Работы этих авторов см. Виттек, Пол (1938). Возвышение Османской империи . ; и Кёпрюлю, Мехмет Фуат (1935). Les origines de l'empire тахта . Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . п. 41.
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . п. xiii.
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . п. 166н56.
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . стр. 11–2, 49–51.
Основная цель критики заключалась в том, чтобы подчеркнуть определенные действия первых османов, которые теперь считались противоречащими духу священной войны, и, следовательно, доказать, что они не могли быть мотивированы духом гази. [...] Скорее, утверждают критики тезиса Газы, то, что когда-то было простыми политическими и/или материальными мотивами, было украшено более высокими идеалами в более поздних источниках, написанных идеологами, служившими Османской династии (стр. 49-50).
- ^ Лоури, Хит (2003). Природа раннего османского государства . СУНИ Пресс. стр. 9–11.
В 1984 году венгерский тюрколог Пал Фодор открыл новую страницу в дискуссии важной статьей, в которой он убедительно продемонстрировал, что идеи газы и гази в творчестве Ахмеди (важнейшего источника Виттека) были литературным приемом, при этом «Ахмеди представляет османских правителей как гази таким образом, чтобы это служило четко определенным политическим целям».
- ^ Имбер, Колин (1991). «Легенда об Османе Гази». В Элизабет Захариаду (ред.). Османский эмират (1300–1389) . Ретимно: Издательство Критского университета . п. 75.
Почти все традиционные сказки об Османе Гази являются вымышленными. Лучшее, что может сделать современный историк, — это откровенно признать, что самая ранняя история Османской империи — это черная дыра. Любая попытка заполнить эту дыру приведет просто к появлению новых басен.
- ^ Линднер, Руди П. (1983). Кочевники и османы в средневековой Анатолии . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. VII–VIII.
- ^ Линднер, Руди П. (1983). Кочевники и османы в средневековой Анатолии . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 23–5 . ISBN 9780933070127 .
- ^ Линднер, Руди П. (1983). Кочевники и османы в средневековой Анатолии . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 6–7 . ISBN 9780933070127 .
- ^ Линднер, Руди П. (1983). Кочевники и османы в средневековой Анатолии . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 29–37 . ISBN 9780933070127 .
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . стр. 50–3.
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . стр. 70–5.
В мои намерения здесь не входит предоставление дополнительных доказательств сотрудничества между анатолийскими воинами-мусульманами и византийцами, распространенность которого не подлежит сомнению. Цель скорее состоит в том, чтобы показать, что литература, созданная гази или среди гази для прославления их деяний, не нашла противоречия в представлении своих героев-гази в сотрудничестве с христианами.
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . стр. 109–113.
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . п. 91.
Таким образом, было бы неуместно концептуализировать газу, предполагая, подобно Виттеку и его критикам, что это было одно и то же понятие «войны за веру» от ее самого раннего возникновения до конца империи. Другой способ взглянуть на это — заметить, что концепция газа претерпела трансформацию в османской мысли.
- ^ Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . п. 120.
- ^ Имбер, Колин (2003). «Обзор книги Хита Лоури « Природа раннего османского государства ». Журнал Ассоциации тюркских исследований . 27 : 108.
Книга Хита Лоури «Природа раннего османского государства» — последняя из серии работ, появившихся с 1920-х годов и пытающихся объяснить происхождение Османской империи и ее последующий приход к власти.
- ^ Лоури, Хит (2003). Природа раннего османского государства . Олбани: SUNY Press. стр. 15–23.
- ^ Лоури, Хит (2003). Природа раннего османского государства . Олбани: SUNY Press. стр. 45–7, 51–2.
- ^ Финкель, Кэролайн (13 февраля 2006 г.). Мечта Османа: История Османской империи, 1300–1923 гг . Основные книги. п. 10. ISBN 978-0-465-02396-7 .
Библиография
[ редактировать ]- Агостон, Габор; Брюс Мастерс, ред. (2009). Энциклопедия Османской империи . Нью-Йорк: факты в архиве. ISBN 978-0-8160-6259-1 .
- Финкель, Кэролайн (2005). Мечта Османа: История Османской империи, 1300–1923 гг . Основные книги. ISBN 978-0-465-02396-7 .
- Имбер, Колин (1991). «Легенда об Османе Гази». В Элизабет Захариаду (ред.). Османский эмират (1300–1389) . Ретимно: Издательство Критского университета. стр. 67–76.
- Дженнингс, Рональд К. «Некоторые мысли по поводу диссертации о гази». Венский журнал для клиентов страны будущего 76 (1986): 151–161 онлайн .
- Кафадар, Джемаль (1995). Между двумя мирами: строительство Османского государства . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-20600-7 .
- Кёпрюлю, Мехмет Фуат (1935). Les origines de l'empire тахта . Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Линднер, Руди П. (1983). Кочевники и османы в средневековой Анатолии . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-933070-12-7 .
- Лоури, Хит (2003). Природа раннего османского государства . Олбани: SUNY Press. ISBN 978-0-7914-5636-1 .
- Виттек, Пол (1938). Возвышение Османской империи . Королевское азиатское общество.