Мехмет Фуат Кёпрюлю
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2021 г. ) |
Мехмет Фуат Кёпрюлю | |
---|---|
![]() | |
Министр иностранных дел Турции | |
В офисе 22 мая 1950 г. - 15 апреля 1955 г. | |
Предшественник | Неджметтин Садак |
Преемник | Аднан Мендерес |
В офисе 9 декабря 1955 г. - 20 июня 1956 г. | |
Предшественник | Аднан Мендерес |
Преемник | Фатин Рюштю Зорлу |
вице-премьер Турции | |
В офисе 29 июля 1955 г. - 9 декабря 1955 г. | |
Предшественник | Фатин Рюштю Зорлу |
Преемник | Ахмет Тевфик Нападающий |
Личные данные | |
Рожденный | Стамбул , Османская империя (современная Турция ) | 4 декабря 1890 г.
Умер | 28 июня 1966 г. Стамбул , Турция | ( 75 лет
Мехмет Фуат Кёпрюлю (5 декабря 1890 — 28 июня 1966), также известный как Кёпрюлюзаде Мехмед Фуад , был весьма влиятельным турецким социологом , тюркологом , учёным , министром иностранных дел и заместителем премьер-министра Республики Турецкой . Потомок известной семьи Кёпрюлю , Фуат Кёпрюлю был ключевой фигурой на стыке науки и политики в Турции начала 20-го века.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Фуат Кёпрюлю родился в городе Стамбуле в 1890 году как Кёпрюлюзаде Мехмед Фуад. Его отцом был Фаиз Эфенди, исламский судья. Его мать Хатидже Ханим была дочерью исламского ученого.
Его дед по отцовской линии, Ахмет Зия-бей, был бывшим послом в Бухаресте, а Ахмет Зия-бей был сыном бывшего главы Имперской государственной канцелярии (Divan-i Humayun Beylikcisi) Кёпрюлюзаде Ариф-бея. Кёпрюлюзаде Ариф-бей происходил из Кёпрюлю 17 века, исключительной династии великих визирей , чьи реформы и завоевания задержали крах Османской империи. Фуат Кёпрюлю был назван в честь первого великого визиря эпохи Кёпрюлю, Кёпрюлю Мехмед-паши .
Фуат Кёпрюлю получил формальное образование в средней школе Аясофья и средней школе Меркан, которые являются результатом османских образовательных реформ 19 века. учился в средней школе Мерджана и ему было всего 15 лет, журнал Musavver Terakki В 1905 году, когда Фуат Кёпрюлю опубликовал три стихотворения. К моменту поступления на юридический факультет Стамбульского университета в возрасте 17 лет Фуат Кёпрюлю уже превосходно владел французским , персидским и арабским языками . Его первая книга «Хаят-и Фикрийе» («Интеллектуальная жизнь») была опубликована, когда ему было 19 лет. После трех лет обучения Фуат Кёпрюлю бросил юридический факультет из-за низкого качества обучения, заявив, что диплом не стоит тех потерь времени, которые он повлечет за собой.
Карьера
[ редактировать ]Становление националистического интеллектуала
[ редактировать ]
С 1910 по 1913 год Фуат Кёпрюлю преподавал османский язык и литературу в различных средних школах Стамбула, включая престижную среднюю школу Галатасарай . Фуат Кёпрюлю первоначально выступал против литературного движения, известного как «Новый язык». [ нужна ссылка ] который стремился упростить турецкий язык и писал статьи для журнала « Сервет-и Фюнун» , используя литературный стиль, понятный только самым образованным из османских интеллектуалов. Фуат Кёпрюлю изменил свой стиль письма и политику во время Балканских войн . 6 февраля 1913 года, на следующий день после того, как болгарская армия атаковала османские позиции на окраине Стамбула, журнал «Тюрк Юрду» , оплот упрощенной турецкой прозы и турецкого национализма , опубликовал первое из многих популярных и патриотических эссе 23-летнего -старый Фуат Кёпрюлю: «Надежда и решимость» (Умит ве Азим), «Скорбящая миграция» (Хикрет Матемлери), «А «Молитва тюрка» (Türk'ün Duasi) и «Турецкость, исламность, османность» (Türklük, İslamlık, Osmanlılık). В период с 1914 по 1918 год он публиковал статьи в «Ислам Мечмуасы» , одном из изданий Комитета Союза и Прогресса . [ 1 ] С 1919 по 1920 год он участвовал в деятельности Бююка Мечмуа , сторонника турецкой войны за независимость . [ 2 ]
Ближе к концу 1913 года Фуат Кёпрюлю опубликовал свою основополагающую и получившую широкое признание научную статью «Метод в истории турецкой литературы (Türk Edebiyati Tarihinde Usul)» в журнале «Bilgi Mecmuasi» . Он утверждал, что историки должны исследовать не только королей, визирей , полководцев и ученых, но и простых людей. Фуат Кёпрюлю считал, что помимо публичных и официальных отчетов историки должны также изучать искусство, археологию, литературу, язык, фольклор и устные традиции. Его призыв к историкам изучать социальную историю был настолько уникален и опережал свое время, что «Анналов» школа во Франции, [ нужна ссылка ] известный тем, что использовал аналогичный подход в журнале «Анналы экономической и социальной истории» , появился только в 1929 году, спустя целых 16 лет после публикации « Тюрк Эдебияти Тарихинде Усул ». Через месяц после публикации статьи Фуат Кёпрюлю был назначен профессором истории турецкой литературы в Дарюльфунюне. Ему было всего 23 года.
Фуат Кёпрюлю на протяжении многих лет продолжал свои научные исследования и публикации, кульминацией которых стал его выдающийся опус « Первые мистики в турецкой литературе » (Turk Edebiyatinda İlk Mutasavviflar) в 1918 году, книга, посвященная двум турецким мистикам и народным поэтам Ахмету Есеви . и Юнус Эмре . Его «Тюрк Эдебияти Тарихи» («История турецкой литературы»), опубликованная в 1920 году, стала еще одной плодотворной книгой, в которой прослеживается история турецкой литературы на протяжении тысячелетий. В 1923 году в возрасте 33 лет Фуат Кёпрюлю был назначен деканом литературного факультета Стамбульского университета. В небольшой книге под названием «История Турции » (Türkiye Tarihi), опубликованной в том же году, он рассмотрел историю турок от древней Центральной Азии до современной Османской империи, продолжая подход, который он впервые применил в своем исследовании турецкой литературы.
Отношения с Мустафой Кемалем Ататюрком
[ редактировать ]Фуат Кёпрюлю был назначен заместителем министра образования по просьбе президента Ататюрка и оставался на этом посту восемь месяцев. Кроме того, Фуат Кёпрюлю был назначен директором Института тюркологии, созданного по приказу президента Ататюрка, и начал издавать «Туркият Мекмуаси» («Журнал тюркологии»).
был назначен главным редактором Ülkü В 1936 году Кёпрюлю , официального периодического издания Народного дома Анкары , одного из культурных учреждений, созданных Ататюрком в 1932 году, которым он руководил до 1941 года. [ 3 ]
Международное признание
[ редактировать ]
Фуат Кёпрюлю также получил множество международных наград за свою стипендию. В 1925 году Академия наук СССР предоставила ему членство-корреспондент. Гейдельбергский университет удостоил его почетной степени в 1927 году. Афинский университет и Парижский университет (Сорбонна) присвоили ему степени почетного доктора в 1937 и 1939 годах соответственно. Фактически, большинство европейских восточных обществ сделали его корреспондентом или почетным членом, как это сделало Американское восточное общество в 1947 году. [ нужна ссылка ]
В 1933 году Фуат Кёпрюлю стал ординариусом профессора - звание, обозначающее профессора самого высокого ранга в Турции. В 1935 году он прочитал серию влиятельных лекций в Парижском университете (Сорбонна) о происхождении Османской империи. Фуат Кёпрюлю утверждал, что этнические турки сформировали Османскую империю, используя административные традиции Сельджуков и Ильханидов, и дискредитировал преобладающее среди западных ученых мнение о том, что Османская империя была сформирована расой преимущественно албанцев, восточноримских и славян, принявших ислам. [ нужна ссылка ]
Поздняя политическая жизнь
[ редактировать ]В 1935 году по просьбе президента Ататюрка Фуат Кёпрюлю присоединился к однопартийному режиму в турецком парламенте в качестве депутата от Карса и был избран снова в 1939 и 1943 годах. В 1945 году, когда после Второй мировой войны усилились призывы к установлению многопартийной демократии. Фуат Кёпрюлю присоединился к оппозиции и был исключен из правящей партии вместе с Аднаном Мендересом и Рефиком Коралтаном . В 1946 году Мендерес, Коралтан и Кёпрюлю вместе с Джелалем Баяром сформировали Демократическую партию . Фуат Кёпрюлю стал министром иностранных дел, когда Демократическая партия пришла к власти на выборах 1950 года, и занимал этот пост до 1955 года. [ 4 ] и Фуатом Кёпрюлю было достигнуто соглашение В 1953 году между президентом Югославии Тито , которое способствовало эмиграции албанцев из Югославии в Анатолию. [ 5 ] Что касается Кипра, он терпимо относился к спору и поддерживал линию турецкого правительства о том, что статус-кво британского правительства на острове является благоприятным. [ 6 ] Фуат Кёпрюлю также некоторое время занимал пост заместителя премьер-министра в 1955 году. 6 сентября 1957 года Фуат Кёпрюлю вышел из Демократической партии после несогласия с авторитарными тенденциями, проявленными партийным руководством; [ 7 ] в том же году он вступил в партию Свободы . После государственного переворота 1960 года его судили на процессе Ясиады, но признали невиновным. [ 8 ]
Смерть
[ редактировать ]Фуат Кёпрюлю умер 28 июня 1966 года.
Работает
[ редактировать ]Плодовитый ученый и общественный интеллектуал, Фуат Кёпрюлю написал более 1500 стихов, эссе, статей и книг. Недавно была учреждена стипендиальная программа Мехмета Фуата Копрулу для предоставления средств турецким студентам для обучения в Кембриджского аспирантуре университета . Его работы включают следующее:
- Новая османская история-и литература (1916)
- Первые суфии в турецкой литературе (1918)
- Насреддин Ходжа (1918)
- История турецкой литературы (1920)
- История Турции (1923)
- Литература сегодня (1924)
- Исследования азербайджанской литературы (1926)
- Первые представители национального литературного движения и Divan-ı Türk-i Simple (1928)
- Антология турецких поэтов-инструменталистов (1930–1940, три тома )
- Исследования турецкого языка и литературы (1934)
- Взгляд на эволюцию турецкого языка и литературы в Анатолии (1934 г.)
- Основание Османской империи (1959 г.)
- Корпус литературных исследований (1966)
- Институт исламских и турецких исследований истории права (1983 г.)
Переводы
[ редактировать ]- Истоки Османской империи , пер. Гэри Лейзер. СУНИ Пресс, 1992. [ 9 ]
- Сельджуки Анатолии: их история и культура по местным мусульманским источникам, пер. Гэри Лейзер. Университет Юты Пресс, 1992. [ 10 ]
- Ислам в Анатолии после турецкого вторжения (Пролегомены) , пер. Гэри Лейзер. Университет Юты Пресс, 1993. [ 11 ]
- Некоторые наблюдения о влиянии византийских институтов на османские институты, пер. Гэри Лейзер. Тюрк Тарих Куруму, 1999. [ 12 ]
- Ранние мистики в турецкой литературе , пер. Гэри Лейзер и Роберт Данкофф . Рутледж, 2006.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Туба Чавдар Каратепе (2001). «Журнал Ислам» . Исламская энциклопедия (на турецком языке). Том. 23.стр. 53–54.
- ^ Хюля Семиз (2008). Взгляды журналистки Сабихи Сертель на период Второй мировой войны (PDF) (магистерская диссертация) (на турецком языке). Стамбульский университет. п. 20. Архивировано (PDF) из оригинала 27 августа 2021 года . Проверено 27 августа 2021 г.
- ^ Эрдем Сёнмез (2021). «Прошлое, которое нужно забыть? Написание истории Османской империи в ранней республиканской Турции» . Британский журнал ближневосточных исследований . 48 (4): 754, 760. doi : 10.1080/13530194.2020.1714428 . S2CID 212765576 . Архивировано из оригинала 15 марта 2022 г. Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ Абу-эль-Фадл, Рим (13 декабря 2018 г.). Внешняя политика как формирование нации: Турция и Египет в холодной войне . Издательство Кембриджского университета. стр. 126–127. ISBN 9781108475044 .
- ^ Кирези, Арбен (2017). «Урегулирование спора о самоопределении Косово» . В Мехмети, Леандрит И.; Раделич, Бранислав (ред.). Косово и Сербия: спорные варианты и общие последствия . Издательство Питтсбургского университета. п. 50. ISBN 9780822981572 . Архивировано из оригинала 19 ноября 2021 г. Проверено 14 декабря 2020 г.
- ^ Пелт, Могенс (2014). Военная интервенция и кризис демократии в Турции: эпоха Мендереса и ее упадок . Издательство Блумсбери. п. 95. ИСБН 978-1-84885778-0 .
- ^ Пелт, Могенс (2014), стр.107
- ^ Карпат, Кемаль Х. (2001). Политизация ислама: реконструкция идентичности, государства, веры и сообщества в позднем Османском государстве . Издательство Оксфордского университета. п. 398. ИСБН 978-0-19-535049-4 .
- ^ «Происхождение Османской империи» . www.sunypress.edu . Архивировано из оригинала 21 января 2021 г. Проверено 21 декабря 2020 г.
- ^ Кёпрюлю, Мехмет Фуат; Лейзер, Гэри (1992). Сельджуки Анатолии: их история и культура по местным мусульманским источникам . Родные источники по истории анатолийских сельджуков на английском языке. Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты. ISBN 978-0-87480-403-4 . Архивировано из оригинала 15 марта 2022 г. Проверено 21 декабря 2020 г.
- ^ Кёпрюлю, Мехмет Фуат; Лейзер, Гэри (1993). Ислам в Анатолии после турецкого вторжения: (пролегомены) . Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты. ISBN 978-0-87480-428-7 . Архивировано из оригинала 15 марта 2022 г. Проверено 21 декабря 2020 г.
- ^ Кёпрюлю, Мехмет Фуат; Лейзер, Гэри (1999). Некоторые наблюдения о влиянии византийских институтов на османские институты . Анкара: Турецкое историческое общество. ISBN 975-16-1127-Х . OCLC 45262672 . Архивировано из оригинала 15 марта 2022 г. Проверено 18 июня 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Мехмета Фуата Кёпрюлю или о нем в Интернет-архиве
- Арсланбензер, Хакан (29 мая 2015 г.). «Мехмет Фуат Кёпрюлю: старейшина современных историков» . Daily Sabah (на турецком языке) . Проверено 17 марта 2024 г.
- Турецкие писатели-публицисты
- Писатели ХХ века из Османской империи
- Турецкие тюркологи
- Турецкие историки ХХ века
- Министры национальной обороны Турции
- Семья Кёпрюлю
- Академический состав Стамбульского университета
- Министры иностранных дел Турции
- Заместители премьер-министра Турции
- 1890 рождений
- 1966 смертей
- Выпускники Стамбульской средней школы
- Депутаты Стамбула
- Члены 19-го правительства Турции
- Члены 20-го правительства Турции
- Члены 21-го правительства Турции
- Члены 22-го правительства Турции
- Иностранные члены Академии наук СССР
- Большие кресты 1-й степени ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия».
- Писатели научно-популярной литературы 20-го века