Jump to content

Зия Гокалп

Мехмет Зия Гёкальп
Рожденный
Мехмед Зия

( 1876-03-23 ​​) 23 марта 1876 г.
Умер 25 октября 1924 г. ) ( 1924-10-25 ) ( 48 лет
Место отдыха Чемберлиташ , Фатих , Стамбул
Национальность турецкий
Образование Ветеринарная школа

Мехмет Зия Гёкальп (родившийся Мехмед Зия , 23 марта 1876 — 25 октября 1924) — турецкий социолог , писатель, поэт и политик. После младотурецкой революции 1908 года , восстановившей конституционализм в Османской империи , он принял псевдоним Гёкальп («небесный герой»), который сохранил до конца своей жизни. Как социолог Зия Гёкальп оказал влияние на отрицание исламизма , панисламизма и османизма как идеологических, культурных и социологических идентификаторов. В публикации 1936 года социолог Ниязи Беркес описал Гёкальпа как «настоящего основателя турецкой социологии , поскольку он не был простым переводчиком или интерпретатором зарубежной социологии». [ 1 ]

Работа Гёкальпа оказала особенное влияние на формирование реформ Мустафы Кемаля Ататюрка ; его влияние сыграло заметную роль в развитии кемализма и его наследия в современной Турецкой Республике . [ 2 ] Под влиянием современной европейской мысли, особенно социологических взглядов Эмиля Дюркгейма , [ 3 ] Гёкальп отверг как османизм, так и исламизм в пользу турецкого национализма . [ 4 ] Он выступал за тюркификацию Османской империи, продвигая турецкий язык и культуру среди всех граждан Османской империи. Он обнаружил, что греки , армяне и евреи являются инородными телами в национальном турецком государстве. [ 5 ] Его идеи, популяризировавшие пантюркизм и туранизм, были описаны как «культ национализма и модернизации». [ 6 ] Его националистические идеалы поддерживали деидентификацию с ближайшими арабскими соседями Османской Турции, вместо этого отстаивая наднациональную турецкую (или пантюркскую ) идентичность с «территориальной северо-восточной ориентацией [к] тюркским народам». [ 7 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Мехмет Зия родился в Диярбакыре Османской империи 23 марта 1876 года в семье Мухаммада Тефвик-бея и Зелихи Ханым. Он был вторым сыном в семье. [ 8 ] Он, особенно его материнская семья, [ 9 ] По некоторым данным, имел курдское происхождение. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Зия описал свою семью по отцовской линии как сирийских туркменов . [ 9 ] [ 13 ] Его отец был османским бюрократом и отвечал за публикацию Салнаме Диярбакыра. [ 8 ] У него были близкие отношения со своим дядей, который хотел бы, чтобы Зия женился на его дочери. [ 8 ] Его дядя был религиозным человеком и выступал против общения Зии с Абдуллой Джевдетом , который был атеистом. [ 8 ] Диярбакыр был «культурной границей», где до 16 века правили арабы и персы , и отличался «противоречивыми национальными традициями» среди местного населения, состоящего из турок, курдов и армян . [ 14 ] Часто предполагалось, что эта культурная среда сформировала его чувство национальной идентичности; позже в его жизни, когда политические недоброжелатели предположили, что он был курдского происхождения, Гёкальп ответил, что, хотя он и уверен в отцовском турецком расовом наследии, это несущественно: «Благодаря своим социологическим исследованиям я узнал, что национальность основана исключительно на воспитании». [ 14 ]

Гёкальп предпринял попытку самоубийства в начале 1895 года после экзистенциального кризиса, вызванного открытием им материализма. [ 15 ] Джевдет, который был врачом, спас его, о чем он будет сожалеть позже, когда Гёкальп станет тюркским идеологом. [ 8 ] Получив начальное и среднее образование в Диярбакыре, в 1895 году он поселился в Стамбуле. [ 16 ] Там он поступил в ветеринарную школу и стал участвовать в подпольной революционной националистической политике. [ 8 ] за что он отсидел десять месяцев в тюрьме. [ 17 ] В этот период он установил отношения со многими деятелями революционного подполья, отказался от ветеринарного обучения и стал членом подпольной революционной группы « Общество Союза и Прогресса» (CUP). [ 17 ]

Революционные течения Константинополя того времени были чрезвычайно разнообразны; непопулярность режима Абдул Хамида II к этому времени пробудила разнообразные революционные настроения в Константинополе. В июле 1908 года он открыл первый офис CUP в Диярбакыре. [ 18 ] В сентябре 1909 года он переехал в Селаник , где в 1910 году стал членом ЦК КЕП. Там он стал соучредителем литературно-культурного журнала «Генч Калемлер» . [ 19 ] Проживая в Салониках, Талаат-паша часто бывал в его доме в гостях, где они вникали в политические дискуссии. Также во время своего пребывания в Селанике он начал использовать псевдоним Гёкальп, и его будущая роль в CUP должна была быть определена. [ 20 ] В 1912 году он вернулся в Константинополь, как и CUP. [ 21 ] Гёкальп был одним из постоянных авторов политического журнала İslam Mecmuası с 1914 по 1918 год. [ 22 ] и военный журнал Harp Mecmuası между 1915 и 1918 годами. [ 23 ]

После Первой мировой войны он был арестован за участие в работе Комитета Союза и Прогресса. [ 24 ] и сослан на Мальту на два года с 1919 по 1921 год. [ 25 ]

Находясь в изгнании на Мальте, он продолжал писать и закреплять свои идеи и разработал свои «Принципы тюркизма» , опубликованные в 1923 году. Он вернулся в Турцию весной 1921 года, но ему не вернули кафедру в Стамбульском университете. Он поселился в своем родном городе Диярбакыр, где преподавал социологию и психологию в средней школе и учительской семинарии. [ 26 ] Он начал издавать небольшой еженедельный информационный бюллетень Küçük Mecmua , который постепенно стал влиятельным и привел к публикациям в крупных ежедневных газетах Стамбула и Анкары. В конце 1922 года Гёкальпу предложили возглавить отдел публикаций и переводов Министерства просвещения . Он был выбран членом Великого национального собрания Турции до своей смерти в 1924 году и работал в Комитете по образованию. [ 27 ] который реформировал школьную систему, учебную программу и учебники в соответствии с его руководством. Он подчеркнул, что предоставляемое образование должно включать тюркизм , модернизм и исламизм . персидского и арабского языков, Корана , математики, физики и некоторых европейских языков. Помимо турецкой культуры и языка, он выступал за включение в учебную программу [ 28 ] Кроме того, он участвовал в разработке конституции 1924 года .

Зия Гёкальп был владельцем земли, включавшей 5 деревень на северо-востоке Диярбакыра. [ 29 ]

Личная жизнь и смерть

[ редактировать ]

Зия Гёкальп был женат, а его дочь назвали Хюрриет в честь революции Комитета Союза и Прогресса в 1908 году. [ 30 ] Умер 25 октября 1924 года в Стамбуле , куда уехал отдыхать после непродолжительной болезни в 1924 году.

Идеология

[ редактировать ]

Работа Гёкальпа в контексте упадка Османской империи сыграла важную роль в развитии турецкой национальной идентичности, которую он сам уже тогда называл турецкостью . Он считал, что для выживания нация должна иметь «общее сознание», что «человек становится подлинной личностью только тогда, когда он становится подлинным представителем своей культуры». [ 4 ] Он считал, что современное государство должно стать однородным с точки зрения культуры, религии и национальной идентичности. [ 31 ] Эта концепция национальной идентичности была дополнена его верой в главенство турецкости как объединяющей добродетели. В статье 1911 года он предположил, что «турки — это « сверхлюди », которых вообразил немецкий философ Ницше ». [ 31 ]

Могила Гёкальпа в Стамбуле.

Его основная социологическая работа была направлена ​​​​на разграничение Аврупалилик («европеизм», подражание западным обществам) и Модернлик («Современность», проявляющая инициативу); его интересовала Япония как образец в этом вопросе, поскольку, по его мнению, она модернизировалась, не отказываясь от своей врожденной культурной самобытности. Гёкальп предположил, что подчинение «культуры» (нетутилитаризм, альтруизм, общественность) «цивилизации» (утилитаризм, эгоизм, индивидуализм) значило обречь государство на упадок: «цивилизация разрушила социальную солидарность и мораль». [ 32 ]

Информированный своим чтением Эмиля Дюркгейма , Гёкальп пришел к выводу, что западный либерализм как социальная система уступает солидаризму , потому что либерализм поощряет индивидуализм, который, в свою очередь, уменьшает целостность государства. [ 32 ] Дюркгейм, чью работу Гёкальп сам перевел на турецкий язык , воспринимал религию как средство социального объединения населения и даже «религию как поклонение общества самому себе». [ 33 ] Утверждение Дюркгейма о том, что жизнь группы важнее жизни отдельного человека, эту концепцию с готовностью принял Гёкальп. [ 33 ] Известный газетный обозреватель и политический деятель, Гёкальп был главным идеологом Комитета Союза и Прогресса . Его взгляды на «нацию» и то, как они повлияли на развитие современного турецкого государства, оставили противоречивое наследие. Многие историки и социологи предполагают, что его национализм способствовал геноциду армян . [ 24 ] [ 34 ] Его концепция нации заключалась в «социальной солидарности», которая требовала «культурного единства». [ 35 ] «Географический национализм», при котором все, живущие в рамках одной политической системы, были частью нации, был неприемлем для Гёкальпа, который считал нацию единой в языковом и культурном отношении. [ 35 ] Наконец, просто верить в то, что человек является частью нации, тоже было недостаточно; По его мнению, нельзя выбрать принадлежность к нации, поскольку членство в нации является принудительным. [ 35 ]

Принципы тюркизма

[ редактировать ]

Его «Принципы тюркизма» 1923 года , опубликованные всего за год до его смерти, обрисовывают в общих чертах экспансивную националистическую идентичность, которую он давно популяризировал в своих учениях и поэзии. Национализм, который он поддерживает, предполагает «нацию, [которая] не является расовой, этнической, географической, политической или волевой группой, а состоит из людей, разделяющих общий язык, религию, мораль и эстетику, то есть получивших такое же образование». [ 36 ]

Он продолжает излагать три эшелона пантюркистской идентичности, которые он себе представляет:

  • турки в Турецкой Республике — нация по культурным и другим критериям;
  • тюрки -огузы , имея в виду также туркменов Азербайджана , Ирана и Хорезма , которые... по существу имеют одну общую культуру, такую ​​же, как и у тюрков Турции - все эти четверо образуют Огузистан;
  • более отдаленные тюркоязычные народы, такие как якуты , киргизы , узбеки , кипчаки и татары , обладали традиционным языковым и этническим единством, имея близость – но не идентичность – с турецкой культурой. [ 36 ]

Вторым этапом был «огузизм», а заключительным этапом стал « туранизм », который он и другие поэты-националисты пропагандировали еще до Первой мировой войны. Хотя эта широкая концепция «тюркизма», пантюркизма часто охватывала то, что Гёкальп воспринимался как этническая общность, он не унижал другие расы, как это позже сделали некоторые из его пантюркистских преемников. [ 37 ]

Заявив, что тюркские народы в старости были и феминистками, и демократами, он сказал, что движение пантюркизма и феминизм родились вместе. Он обосновал свое происхождение, ссылаясь на шаманизм . [ 38 ] позицию он описывал Свою антивоенную тем, что боги тюркской мифологии были также богами мира и спокойствия. [ 39 ]

Тюркификация, исламизация и вестернизация

[ редактировать ]

По мнению Гёкальпа, конец Османской империи ознаменовал конец панисламизма для турок, которым тогда следует сосредоточиться на национализме, но не отвергать при этом ни свое исламское наследие, которое было неотъемлемой частью турецкой идентичности, ни западную современность, которую он считал необходимой для Турки конкурировали с другими крупными геополитическими державами, в конечном итоге для Гёкальпа. Тюркификация, исламизация и вестернизация были законными взаимосвязанными явлениями, поскольку «эти три компонента турецкой нации одновременно дополняли друг друга и отличались друг от друга», как сказал Ахмет Сейхун пишет, прежде чем резюмировать позицию Гёкальпа: «Тюркируя свою культуру, турки вернутся к своим исконным этническим нормам. Исламизацией они заявляют о своей верности своей религии, исламу. Более того, автор утверждает, что их национальность и их религия не помешают турки должны быть частью западной цивилизации ». [ 40 ]

Альп Эрен Топал, ученый из Билькентского университета , пытаясь продемонстрировать оригинальность Гёкальпа, а не как человека, который лишь «повторял» европейские идеи, также говорит о столь пренебрегаемом влиянии суфизма на мыслителя: «большое влияние на протяжении всего своего образования и роста», он восхвалял ее «военный» лексикон и восхищался солидарностью, свойственной суфийским орденам , «особенно Накшбандия », который имел не только духовное влияние, но и роль в модернизации Османской империи, а также ценил метафизику средневекового андалузского мыслителя Ибн Араби , говоря, что его идеализм , как система мышления, превосходил эту Джорджа Беркли или Иммануила Канта , которые, по его словам, переработали идеи, уже известные Ибн Араби, но не заходили в них слишком далеко – и далеки от того, чтобы быть « Гностицизм мистицизм или пантеизм », его идеи были довольно современными, перекликаясь с идеями современников, таких как Альфред Фуйе , Жан-Мари Гюйо , Ницше и Уильям Джеймс , заключив, что «во всем своем развитии идеалистическая философия не превзошла абсолютную и совершенную Арабскую философию». идеализм". [ 41 ]

Поэтические произведения

[ редактировать ]

Помимо своей социологической и политической карьеры, Гёкальп был также плодовитым поэтом. Его поэтическое творчество дополняло и популяризировало его социологические и националистические взгляды. По стилю и содержанию он возродил чувство доисламской турецкой идентичности. Главный герой книги «Кызылельма» , «Идеальная женщина». [ 42 ] предполагает: «Народ подобен саду, / мы должны быть его садовниками! / Сначала надо срезать плохие побеги, / а потом привить привой». [ 42 ] Она преподает в школе «Йени Хаят» («Новая жизнь»), где идеалы Востока и Запада встречаются и образуют «новый тюркский мир». [ 42 ]

Его поэзия отходит от его более серьезных социологических работ, хотя и в ней присутствуют националистические настроения: «Беги, возьми знамя, и пусть его снова водрузят в Плевне / Ночью и днем, пусть воды Дуная покраснеют от крови... ." [ 43 ] Возможно, его самым известным стихотворением было его «Туран» 1911 года , которое было впервые опубликовано в журнале «Генч Калемлер» и послужило дополнением его туранистских интеллектуальных произведений: «Для турков Отечество не означает ни Турцию, ни Туркестан ; Отечество — это большая и вечная страна — Туран ! " [ 44 ] Во время Первой мировой войны его Кызыл Дестан («Красный эпос») призывал к уничтожению России в интересах пантюркизма. [ 44 ]

Наследие

[ редактировать ]

Зию Гёкальпа называют «отцом турецкого национализма». [ 45 ] и даже «Великий магистр тюркизма». [ 46 ] Его мысли заняли видное место в политическом ландшафте Турецкой Республики , которая возникла на руинах Османской империи примерно во время его смерти. Его влияние нашло отклик по-разному. Например, в его «Принципах тюркизма» утверждалось, что османская классическая музыка имела византийское происхождение; это привело к тому, что в 1930-х годах государство на короткое время запретило трансляцию османской классической музыки по радио, поскольку одна лишь турецкая народная музыка «олицетворяла гений нации». [ 47 ]

За популяризацию пантюркизма и туранизма Гёкальпа поочередно считали расистом и экспансионистом, а также антирасистом и антиэкспансионистом. [ 48 ] Эти противоположные прочтения его наследия нелегко разделить на сторонников и противников, поскольку националистические элементы в Турции (такие как « Партия националистического движения ») присвоили его работы, чтобы утверждать, что он поддерживал физическую реализацию туранизма, а не просто идеологическую реализацию. пантюркистское родство. [ 48 ] Некоторые прочтения Гёкальпа, напротив, утверждают, что его туранизм и пантюркизм были лингвистическими и культурными моделями. [ 48 ] идеалы, из которых могла бы возникнуть постосманская идентичность, а не воинственный призыв к физическому расширению Турецкой Республики. [ нужна ссылка ]

Хотя он часто придерживался совершенно разных идей, арабский националист Сати аль-Хусри находился под глубоким влиянием Гёкальпа. [ 4 ]

Утверждается, что Мустафа Кемаль Ататюрк однажды сказал: «Отец моего мяса и костей - Али Риза Эфенди, а отец моей мысли - Зия Гёкальп». [ 49 ] [ 50 ]

Реджеп Тайип Эрдоган был заключен в тюрьму за то, что в 1997 году он прочитал стихотворение Гёкальпа, которое считалось «исламистским» по своей сути и тем самым угрожало секуляризму страны. [ 51 ]

По мнению Гёкальпа о геноциде армян , «не было никакой армянской резни, была турецко-армянская договоренность. Они нанесли нам удар в спину, мы нанесли им ответный удар». Эта точка зрения была широко распространена среди младотурков . [ 52 ]

Дом, где он родился, в 1956 году был преобразован в музей Зии Гёкальпа . [ 53 ]

Работает

[ редактировать ]
  • Принципы тюркизма . [ 54 ]
  • История турецкой цивилизации
  • Красное яблоко (стихи)
  • Тюркизм, исламизм и модернизм
  • Социологические исследования курдских племен . [ 55 ]
  1. ^ Беркес, Ниязи (1936). «Социология в Турции». Американский журнал социологии . 42 (2): 238–246. дои : 10.1086/217392 . JSTOR   2768789 . S2CID   145804422 .
  2. ^ Говори, Таха. (1980) Социальная и политическая мысль Зии Гокалпа . Лейден: Э.Дж. Брилл, с. 7, ISBN   978-90-04-49163-2 .
  3. ^ Тюркай Салим Нефес (май 2013 г.). «Адаптация Зией Гёкальпом социологии Эмиля Дюркгейма в его формулировке современной турецкой нации». Международная социология . 28 (3): 335–350. дои : 10.1177/0268580913479811 . S2CID   143694790 .
  4. ^ Jump up to: а б с Моаддел, Мансур. (2005). Исламский модернизм, национализм и фундаментализм. Эпизод и дискурс . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета , с. 157, ISBN   978-0-226-53333-9 .
  5. ^ Кирнан, Бен (2007). Кровь и почва: всемирная история геноцида и истребления от Спарты до Дарфура . Издательство Йельского университета . п. 402 . ISBN  978-0-300-10098-3 .
  6. ^ Эриксон, Эдвард Дж. (2001). Приказано умереть: история османской армии в Первой мировой войне . Greenwood Press, Вестпорт, Коннектикут, с. 97, ISBN   978-0-313-31516-9
  7. ^ Мигран Дабаг (2005). «Современные общества и коллективное насилие: рамки междисциплинарных исследований геноцида» . У Грэма Чарльза Кинлоха; Радж П. Мохан (ред.). Геноцид: подходы, тематические исследования и меры реагирования . Нью-Йорк: Издательство Алгора. п. 50. ISBN  978-0-87586-379-5 .
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж Узер, Умут (2016). Интеллектуальная история турецкого национализма: между турецкой этнической принадлежностью и исламской идентичностью . Университет Юты Пресс . стр. 63–66. ISBN  978-1-60781-465-8 .
  9. ^ Jump up to: а б Парла, Таха (1 января 1985 г.). Социально-политическая мысль Зии Гёкальпа: 1876-1924 гг . БРИЛЛ. ISBN  978-90-04-07229-9 .
  10. ^ Узер, Умут (2013). «Курдская идентичность турецких мыслителей-националистов: Зия Гёкалп и Ахмет Арваси между турецкой идентичностью и курдской этнической принадлежностью» (PDF) 14 (2): 394–409.
  11. ^ Наси Кутай, Союз и прогресс и курды , Издательство Корал, 1991, ISBN   978-975-8245-69-7 , с. 38.
  12. ^ Сабина Адатепе, «Османский образец: ранний идеал М. Зия» (Гёкальп) на основе избранных статей в еженедельнике « Пейман » в Хендрике Фенце, Структурные ограничения - личные свободы: османы, турки, мусульмане: размышления о социальных потрясениях. Памятный том в честь Петры Капперт, Вальтер де Грюйтер, 2009 г., ISBN   978-3-11-020055-3 , с. 31.
  13. ^ Кириши, Кемаль; Уинроу, Гарет М. (5 ноября 2013 г.). Курдский вопрос и Турция: пример трансгосударственного этнического конфликта . Рутледж. ISBN  978-1-135-21770-9 .
  14. ^ Jump up to: а б Парла, Таха. Социально-политическая мысль Зии Гёкальпа . 1980, стр. 10.
  15. ^ Избиратель 2018 , с. 100.
  16. ^ Йост Йонгерден (2012), с. 68.
  17. ^ Jump up to: а б Парла, Таха. Социально-политическая мысль Зии Гокалпа . 1980, стр. 12.
  18. ^ Унгор, Угур Умит (2012). Йорнгерден, Йост; Верхей, Йелле (ред.). Социальные отношения в Османском Диярбакыре, 1870-1915 гг . Брилл. п. 272. ИСБН  9789004225183 .
  19. ^ Мурат Бельге (2010). «Генч Калемлер и турецкий национализм». У Селии Керслейк (ред.). Взаимодействие Турции с современностью . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 27–37. дои : 10.1057/9780230277397_3 . ISBN  978-1-349-31326-6 .
  20. ^ Кизер, Ханс-Лукас (26 июня 2018 г.). Талаат-паша: отец современной Турции, архитектор геноцида . Издательство Принстонского университета. стр. 98–99. ISBN  978-1-4008-8963-1 .
  21. ^ Кизер, Ханс-Лукас (2018), с. 99.
  22. ^ Туба Чавдар Каратепе (2001). «Журнал Ислам» . Исламская энциклопедия (на турецком языке). Том. 23.стр. 53–54.
  23. ^ Эяль Гинио (осень 2005 г.). «Представление пустыни османам во время Первой мировой войны: взгляд на Харб Мекмуасы». Новые взгляды на Турцию . 33 : 48–50. дои : 10.1017/S0896634600004234 . S2CID   148448446 .
  24. ^ Jump up to: а б Мел, Фрэнк и Джонассон, Курт. История и социология геноцида: анализ и тематические исследования . стр. 249.
  25. ^ Молодежь (2012), с. 72.
  26. ^ Парла, Таха (1 января 1985 г.). Социально-политическая мысль Зии Гёкальпа: 1876-1924 гг . БРИЛЛ. ISBN  978-9004072299 .
  27. ^ Шисслер, Ада Холланд (2003). Между двумя империями: Ахмет Агаоглу и Новая Турция . ИБТаурис. п. 23. ISBN  186064855X .
  28. ^ Юнгор, Угур Юмит (март 2012 г.). Создание современной Турции: нация и государство в Восточной Анатолии, 1913-1950 гг . ОУП Оксфорд. п. 172. ИСБН  978-0-19-965522-9 .
  29. ^ Йост Йонгерден (2012), с. 69.
  30. ^ Доган Гюрпинар (2012). «Что в имени? Рост тюркских личных мужских имен в Турции (1908–38)». Ближневосточные исследования . 48 (5): 691. дои : 10.1080/00263206.2012.703617 . S2CID   144784853 .
  31. ^ Jump up to: а б Акчам, Танер. Позорный поступок . 2006, стр. 88.
  32. ^ Jump up to: а б Парла, Таха. Социально-политическая мысль Зии Гёкальпа . 1980, стр. 31.
  33. ^ Jump up to: а б Йылмаз, Ихсан. Мусульманские законы, политика и общество в современных национальных государствах . 2005, стр. 101.
  34. ^ Ованнисян, Ричард Г. Геноцид армян в перспективе . 1986, стр. 77.
  35. ^ Jump up to: а б с Парла, Таха. Социально-политическая мысль Зии Гёкальпа . 1980, стр. 36.
  36. ^ Jump up to: а б Ландау, Джейкоб М. Пантюркизм: от ирредентизма к сотрудничеству . страница 38.
  37. ^ Ландау, Джейкоб М. Пантюркизм: от ирредентизма к сотрудничеству . стр. 184.
  38. ^ Гёкальп, Зия (2019). Основы тюркизма (на турецком языке). CIP-Центр библиотеки и документации Университета Анадолу. стр. 160, 165. ISBN  978-975-06-3567-0 .
  39. ^ Гёкальп, Зия (2019). Основы тюркизма (на турецком языке). CIP-Центр библиотеки и документации Университета Анадолу. стр. 37–39. ISBN  978-975-06-3567-0 .
  40. ^ Сейхун, Ахмет (2021). Конкурирующие идеологии в поздней Османской империи и ранней Турецкой республике: избранные сочинения исламистских, тюркистских и западнических интеллектуалов . Издательство Блумсбери. п. 56.
  41. ^ Альп Эрен Топал, «Против влияния: Зия Гёкалп в контексте и традициях» в Журнале исламских исследований 28 (3): 298–299 (2017)
  42. ^ Jump up to: а б с Карпат, Кемаль Х. Османское прошлое и сегодняшняя Турция . 2000, стр. 235.
  43. ^ Акчам, Танер. (2006). Позорный поступок . п. 117.
  44. ^ Jump up to: а б Ландау, Джейкоб М. Пантюркизм: от ирредентизма к сотрудничеству . страница 37.
  45. ^ Мелсон, Роберт . Революция и геноцид . 1996, стр. 164.
  46. ^ Кая, Ибрагим. Социальная теория и более поздняя современность: турецкий опыт . 2004, стр. 61.
  47. ^ Хьюстон, Кристофер. Ислам, курды и турецкое национальное государство . 2001, стр. 39.
  48. ^ Jump up to: а б с Парла, Таха. Социально-политическая мысль Зии Гокалпа . 1980, стр. 126–7.
  49. Кемаль, Хасан Хусейн, «Незабываемые объяснения»
  50. ^ Лимончуоглу, Алихан «Эволюция турецкого национализма между 1904 и 1980 годами».
  51. ^ Фридман, Ури (26 апреля 2016 г.). «Самый тонкокожий президент в мире» . Атлантика . Проверено 14 июня 2023 г.
  52. ^ Суни, Рональд Григор (2015). «Геноцид армян» . 1914-1918-онлайн . дои : 10.15463/ie1418.10646 .
  53. ^ Молодежь, Йост (3 августа 2012 г.). Верхей, Йелле; Молодежь, Йост (ред.). Социальные отношения в Османском Диярбекире, 1870-1915 гг . БРИЛЛ. п. 68. ИСБН  978-90-04-23227-3 .
  54. ^ «Принципы тюркизма [Türkçülüğün esaslari]: перевод с турецкого и аннотации Р. Деверо». Принципы тюркизма [Türkçülüğün esaslari] . Брилл. Январь 1968 года. ISBN.  9789004007314 .
  55. ^ Генри Дж. Барки (2000). Курдский вопрос Турции . п. 90.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Таха Парла: Социальная и политическая мысль Зии Гёкальпа: 1876–1924 гг . Лейден 1985 г.
  • Мигран Дабаг: Видения молодых турок и геноцид армян , в: Дабаг / Платт: Геноцид и современность (Том 1), Opladen 1998. ISBN   3-8100-1822-8
  • Кэти Шредер: Турция в тени национализма . Гамбург, 2003 г., ISBN   3-8311-4266-1 , С. 50–54.
  • Александр Сафарян: Зия Гёкалп о национальном образовании, «Иран и Кавказ», том 8.2, Брилл, Лейден – Бостон, 2004, стр. 219–229.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3f2f7c1d4bba82f114530c8bdb3299be__1724189940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3f/be/3f2f7c1d4bba82f114530c8bdb3299be.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ziya Gökalp - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)