Абдулла Джевдет
Доктор Абдулла Джевдет | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 29 ноября 1932 г. | (63 года)
Место отдыха | Кладбище Меркезефенди , Стамбул |
Национальность | Османская, Турецкая |
Гражданство | Османская империя, затем Турция |
Образование | Лекарство |
Альма-матер | Турецкая военная академия |
Род занятий | Врач, писатель и интеллектуал |
Движение | КУБОК (1895–1909), [1] Комитет Союза и прогресса (1889–1908), Демократическая партия (1908–1911) |
Абдулла Джевдет ( османский турецкий : عبدالله جودت ; турецкий : Абдулла Джевдет Карлыдаг ; 9 сентября 1869 — 29 ноября 1932) был османским курдским интеллектуалом и врачом. [2] [3] [4] [5] Он был одним из основателей Комитета Союза и Прогресса (CUP) и писал статьи под псевдонимом «Бир Кюрд» («Курд»). [6] [7] за такие издания, как «Мешверет» , «Курдистан» и «Роджи Курд», о курдском пробуждении и национализме. [8] [9] [10] В 1908 году он вступил в Демократическую партию, которая в 1911 году объединилась с Партией свободы и согласия . [11] Он также был переводчиком, радикальным вольнодумцем и идеологом КЕП до 1908 года. [12]
Биография
[ редактировать ]Сын врача и сам выпускник Военного колледжа в Стамбуле по специальности офтальмолог , Джевдет, изначально набожный мусульманин, находился под влиянием западной материалистической философии и был против узаконенной религии, но считал, что «хотя мусульманский Бог не имеет никакого значения». использования в современную эпоху, исламское общество должно сохранять исламские принципы». [13] С 1904 по 1932 год он издавал периодическое издание «Иктихат» , в статьях которого пропагандировал свои модернистские мысли. Он был несколько раз арестован и выслан из своей страны из-за своей политической деятельности и жил в Европе, в таких городах, как Вена, Женева и Париж. [12]
Его поэзия была связана с движением символистов во Франции, и он получил похвалы от ведущих французских авторов, таких как Гюстав Кан . [14]
Он поблагодарил и встретился с Теодором Герцлем за одно из его стихотворений, опубликованное в Neue Freie Presse в 1903 году. После этого знакомства он начал помогать Герцлю, переводя его письма на турецкий язык. [15]
Общей целью первых младотурков, таких как Джевдет, было положить конец абсолютистскому режиму султана Абдул Хамида II . Джевдет и четыре других студента-медика (включая Ибрагима Темо ) из Военно-медицинской академии в Стамбуле в 1889 году основали общество Османского прогресса, которое впоследствии стало «Комитетом Союза и Прогресса» (CUP). [16] Первоначально не имея политической программы, она была политизирована несколькими лидерами и фракциями и в 1908 году развернула младотурецкую революцию против Абдул Хамида II. Однако Абдулла Джевдет и Ибрагим Темо разорвали свои связи с КЕП вскоре после 1902 года, когда КЕП начала выступать за тюркская националистическая политика. [17] Вместо этого он продвигал свои светские идеи в своем журнале İctihat, где публиковал статьи в поддержку нескольких политик, которые позже стали частью реформ Ататюрка , таких как закрытие медресе или продвижение прав женщин. [18] В 1908 году он присоединился к Османской демократической партии ( османско-турецкий : Fırka-i İbad ; турецкий : Osmanlı Demokrat Fırkası ), которая была основана против CUP. [11] В 1912 году он и Хусейн Джахит безуспешно выступали за введение латинского алфавита в Османской империи. [19]
Джевдета несколько раз судили в Османской империи, поскольку некоторые из его сочинений считались богохульством против ислама и Мухаммеда . По этой причине его называли «вечным врагом ислама» (Зюссхайм, Э.И.) и называли «Адууллах» (враг Бога). [20] Его самое известное судебное дело произошло из-за его защиты веры Бахаи , которую он считал промежуточным шагом между исламом и окончательным отказом от религиозных убеждений, в своей статье в «Иктихат» от 1 марта 1922 года. [21] В течение короткого периода между 1921 и 1922 годами он активно выступал за независимость Курдов .
Религия и наука
[ редактировать ]Джевдат хотел соединить религию и материализм, то есть под влиянием Виктора Гюго и Жана-Мари Гюйо отказаться от Бога, но сохранить религию как социальную силу. В одном стихотворении он говорит:
Мы благочестивые неверные; наша вера в то, что
Быть учеником Бога равносильно любви.
На нашей попойке мы пьем
Жажда бесконечности. [22]
«Начиная от Нового Завета до Корана, от Платона до Абу аль-Ала аль-Маарри, он создал эклектичную философию, примиряя науку, религию и философию друг с другом», [23] и чтобы конкретно построить «исламский материализм» (он был переводчиком Людвига Бюхнера , одного из главных популяризаторов научного материализма в конце XIX века), он использовал средневековых авторов-мистиков, таких как Аль-Маарри , Омар Хайям и Руми , и пытаются найти в своих произведениях переписку с современными авторами, такими как Вольтер , Чезаре Ломброзо , Витторио Альфьери и барон Д'Гольбах . [24] Его «последним шагом было представить современные научные теории, от дарвинизма до генетики , как повторения исламских священных текстов или заимствования из сочинений мусульманских мыслителей», пытаясь согласовать Коран или хадисы с идеями таких людей, как Теодюль Арман Рибо или Жан-Батист Массильон . Он обнаружил, что «Коран одновременно ссылается на теорию эволюции и обобщает ее ». [25]
Разочарованный вялой реакцией улемов на его роль «материалистического муджтахида » (как он это называл), он обратился к инославию, бекташи (он называл «турецким стоицизмом »), а затем к бахаизму . Будучи бесплодным и в этом отношении, он потратил свои последние усилия как чисто интеллектуальные. [26]
Смерть
[ редактировать ]Оставшись один в свои последние годы, Абдулла Джевдет умер в возрасте 63 лет 29 ноября 1932 года. Его тело было доставлено для религиозной панихиды в собор Святой Софии все еще использовался как мечеть , который в то время . Однако никто не потребовал его гроб, и некоторые религиозные консерваторы заявили, что он «не заслужил» исламской погребальной молитвы . По призыву известного писателя Пейами Сафа был совершен поминальный молебен. Затем городские служащие перевезли его тело на кладбище Меркезефенди для захоронения. [27]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Биографический словарь истории Албании, Роберт Элси, 2012, стр. 436
- ^ Джонгерден, Дж. (2012). Социальные отношения в Османском Диярбекире, 1870-1915: Том 51 Османской империи и ее наследия . Брилл. ISBN 978-9004225183 .
- ^ Курды . Вена: Федеральное министерство внутренних дел Австрии. 2015. ISBN 978-3-9503643-6-1 .
- ^ «Томлинсон-Онлайн - конкурирующие идеологии в поздней Османской империи и ранней Турецкой республике» .
- ^ Февзи Билгин и Али Сарихан, Понимание курдского вопроса в Турции , Lexington Books (2013), стр. 13
- ^ Кляйн, Джанет (2011). Границы империи: курдские ополчения в зоне османских племен . Издательство Стэнфордского университета. п. 275. ИСБН 9780804775700 .
- ^ Молодежь (2012), стр.169.
- ^ Баджалан, Д. (2021). Кембриджская история курдов: курдское движение и конец Османской империи, 1880–1923 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 104–137. дои : 10.1017/9781108623711.005 . S2CID 235541303 .
- ^ «Хойбунская дипломатия» . Ени Озгур Политика (на турецком языке). 22 июня 2020 г. Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ Агджакулу, Али (7 ноября 2019 г.). «Молодые курды» . Ахваль (на турецком языке) . Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Хусейн Акар» 07- Абдулла Джевдет» . Архивировано из оригинала 13 февраля 2015 года . Проверено 12 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Арсланбензер, Хакан (7 июня 2019 г.). «Абдулла Джевдет: Эксцентричный, странный и непонятый» . Ежедневный Сабах . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ Шюкрю Ханиоглу, «Проекты будущего общества: поздние османские материалисты о науке, религии и искусстве» в Элизабет Оздалга, «Позднее османское общество: интеллектуальное наследие», Routledge (2005), стр. 41
- ^ Шюкрю Ханиоглу, «Проекты будущего общества: поздние османские материалисты о науке, религии и искусстве» в Элизабет Оздалга, «Позднее османское общество: интеллектуальное наследие», Routledge (2005), стр. 46
- ^ Яшар Кутлуай, «Сионизм и Турция», Бильге Каринка (2013), стр. 291
- ^ Молодежь (2012), стр.69.
- ^ Молодежь, (2012), стр.70.
- ^ Ландау, Джейкоб М. (1984). Ататюрк и модернизация Турции . Боулдер: Вествью Пресс. п. 37. ИСБН 0865319863 .
- ^ Ландау (1984), с. 135
- ^ Карл Зюссхайм , «Абдаллах Джевдет», Энциклопедия ислама (EI1; Приложение), Лейден/Лейпциг, 1938, 55–60.
- ^ Ханиоглу, М. Шюкрю (1995). Младотурки в оппозиции . п. 202. ИСБН 978-0195091151 .
- ^ Шюкрю Ханиоглу, «Проекты будущего общества: поздние османские материалисты о науке, религии и искусстве» в Элизабет Оздалга, «Позднее османское общество: интеллектуальное наследие», Routledge (2005), стр. 47
- ^ Шюкрю Ханиоглу, «Проекты будущего общества: поздние османские материалисты о науке, религии и искусстве» в Элизабет Оздалга, «Позднее османское общество: интеллектуальное наследие», Routledge (2005), стр. 49
- ^ Шюкрю Ханиоглу, «Проекты будущего общества: поздние османские материалисты о науке, религии и искусстве» в Элизабет Оздалга, «Позднее османское общество: интеллектуальное наследие», Routledge (2005), стр. 52
- ^ Шюкрю Ханиоглу, «Проекты будущего общества: поздние османские материалисты о науке, религии и искусстве» в Элизабет Оздалга, «Позднее османское общество: интеллектуальное наследие», Routledge (2005), стр. 55-56
- ^ Шюкрю Ханиоглу, «Проекты будущего общества: поздние османские материалисты о науке, религии и искусстве» в Элизабет Оздалга, «Позднее османское общество: интеллектуальное наследие», Routledge (2005), стр. 59-60
- ^ «Абдулла Джевдет» (на турецком языке). Язар Мезар. Архивировано из оригинала 18 сентября 2011 года . Проверено 18 октября 2011 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Шериф Мардин , Политические идеи младотурков, 1895–1908 , Стамбул, 1964 (1992), 221–50.
- То же, Преемственность и изменение идей младотурков, расширенный текст лекции, прочитанной в Школе делового администрирования и экономики Роберт-колледжа, 1969, 13–27.
- Фрэнк В. Крил, Программа и идеология доктора Абдуллы Джевдета: исследование истоков кемализма в Турции (неопубликованная докторская диссертация), Чикагский университет, 1978.
- М. Шюкрю Ханиоглу , Доктор Абдулла Джевдет и его период как политического мыслителя, Стамбул, 1981.
- То же, Османский комитет союза и прогресса как политическая организация и Йон Тюрклюк, Стамбул, 1986 г.
- То же, Младотурки в оппозиции , Oxford University Press, 1995.
- Неджати Алкан, «Вечный враг ислама: Абдулла Джевдет и религия бахаи» , Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , 68:1, 2005, 1-20.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Абдуллой Джевдетом Карлидагом, на Викискладе?
- 1869 рождений
- 1932 смерти
- Люди из Арапгира
- Курды из Османской империи
- Люди XIX века из Османской империи
- курдские ученые
- Курдские врачи
- Похороны на кладбище Меркезефенди.
- курдские писатели
- Молодые турки
- Курдские атеисты
- Курдские политики из Османской империи
- Турецкие атеисты
- Основатели турецкого журнала