Jump to content

Абдулла Джевдет

Доктор
Абдулла Джевдет
Рожденный ( 1869-09-09 ) 9 сентября 1869 г.
Умер 29 ноября 1932 г. ( 1932-11-29 ) (63 года)
Место отдыха Кладбище Меркезефенди , Стамбул
Национальность Османская, Турецкая
Гражданство Османская империя, затем Турция
Образование Лекарство
Альма-матер Турецкая военная академия
Род занятий Врач, писатель и интеллектуал
Движение КУБОК (1895–1909), [1] Комитет Союза и прогресса (1889–1908), Демократическая партия (1908–1911)

Абдулла Джевдет ( османский турецкий : عبدالله جودت ‎; турецкий : Абдулла Джевдет Карлыдаг ; 9 сентября 1869 — 29 ноября 1932) был османским курдским интеллектуалом и врачом. [2] [3] [4] [5] Он был одним из основателей Комитета Союза и Прогресса (CUP) и писал статьи под псевдонимом «Бир Кюрд» («Курд»). [6] [7] за такие издания, как «Мешверет» , «Курдистан» и «Роджи Курд», о курдском пробуждении и национализме. [8] [9] [10] В 1908 году он вступил в Демократическую партию, которая в 1911 году объединилась с Партией свободы и согласия . [11] Он также был переводчиком, радикальным вольнодумцем и идеологом КЕП до 1908 года. [12]

Биография

[ редактировать ]

Сын врача и сам выпускник Военного колледжа в Стамбуле по специальности офтальмолог , Джевдет, изначально набожный мусульманин, находился под влиянием западной материалистической философии и был против узаконенной религии, но считал, что «хотя мусульманский Бог не имеет никакого значения». использования в современную эпоху, исламское общество должно сохранять исламские принципы». [13] С 1904 по 1932 год он издавал периодическое издание «Иктихат» , в статьях которого пропагандировал свои модернистские мысли. Он был несколько раз арестован и выслан из своей страны из-за своей политической деятельности и жил в Европе, в таких городах, как Вена, Женева и Париж. [12]

Его поэзия была связана с движением символистов во Франции, и он получил похвалы от ведущих французских авторов, таких как Гюстав Кан . [14]

Он поблагодарил и встретился с Теодором Герцлем за одно из его стихотворений, опубликованное в Neue Freie Presse в 1903 году. После этого знакомства он начал помогать Герцлю, переводя его письма на турецкий язык. [15]

Общей целью первых младотурков, таких как Джевдет, было положить конец абсолютистскому режиму султана Абдул Хамида II . Джевдет и четыре других студента-медика (включая Ибрагима Темо ) из Военно-медицинской академии в Стамбуле в 1889 году основали общество Османского прогресса, которое впоследствии стало «Комитетом Союза и Прогресса» (CUP). [16] Первоначально не имея политической программы, она была политизирована несколькими лидерами и фракциями и в 1908 году развернула младотурецкую революцию против Абдул Хамида II. Однако Абдулла Джевдет и Ибрагим Темо разорвали свои связи с КЕП вскоре после 1902 года, когда КЕП начала выступать за тюркская националистическая политика. [17] Вместо этого он продвигал свои светские идеи в своем журнале İctihat, где публиковал статьи в поддержку нескольких политик, которые позже стали частью реформ Ататюрка , таких как закрытие медресе или продвижение прав женщин. [18] В 1908 году он присоединился к Османской демократической партии ( османско-турецкий : Fırka-i İbad ; турецкий : Osmanlı Demokrat Fırkası ), которая была основана против CUP. [11] В 1912 году он и Хусейн Джахит безуспешно выступали за введение латинского алфавита в Османской империи. [19]

Джевдета несколько раз судили в Османской империи, поскольку некоторые из его сочинений считались богохульством против ислама и Мухаммеда . По этой причине его называли «вечным врагом ислама» (Зюссхайм, Э.И.) и называли «Адууллах» (враг Бога). [20] Его самое известное судебное дело произошло из-за его защиты веры Бахаи , которую он считал промежуточным шагом между исламом и окончательным отказом от религиозных убеждений, в своей статье в «Иктихат» от 1 марта 1922 года. [21] В течение короткого периода между 1921 и 1922 годами он активно выступал за независимость Курдов .

Религия и наука

[ редактировать ]
Прозаические переводы Джевдета Хайяма персидского оригинала на турецкий язык ( Rubā'iyyāt-ı Ḫayyām ve Türkçe'ye Tercümeleri ). Второе издание. Стамбул : Матбаа-и Ширкет-и Мюреттибие, 1926 г.

Джевдат хотел соединить религию и материализм, то есть под влиянием Виктора Гюго и Жана-Мари Гюйо отказаться от Бога, но сохранить религию как социальную силу. В одном стихотворении он говорит:

Мы благочестивые неверные; наша вера в то, что

Быть учеником Бога равносильно любви.

На нашей попойке мы пьем

Жажда бесконечности. [22]

«Начиная от Нового Завета до Корана, от Платона до Абу аль-Ала аль-Маарри, он создал эклектичную философию, примиряя науку, религию и философию друг с другом», [23] и чтобы конкретно построить «исламский материализм» (он был переводчиком Людвига Бюхнера , одного из главных популяризаторов научного материализма в конце XIX века), он использовал средневековых авторов-мистиков, таких как Аль-Маарри , Омар Хайям и Руми , и пытаются найти в своих произведениях переписку с современными авторами, такими как Вольтер , Чезаре Ломброзо , Витторио Альфьери и барон Д'Гольбах . [24] Его «последним шагом было представить современные научные теории, от дарвинизма до генетики , как повторения исламских священных текстов или заимствования из сочинений мусульманских мыслителей», пытаясь согласовать Коран или хадисы с идеями таких людей, как Теодюль Арман Рибо или Жан-Батист Массильон . Он обнаружил, что «Коран одновременно ссылается на теорию эволюции и обобщает ее ». [25]

Разочарованный вялой реакцией улемов на его роль «материалистического муджтахида » (как он это называл), он обратился к инославию, бекташи (он называл «турецким стоицизмом »), а затем к бахаизму . Будучи бесплодным и в этом отношении, он потратил свои последние усилия как чисто интеллектуальные. [26]

Оставшись один в свои последние годы, Абдулла Джевдет умер в возрасте 63 лет 29 ноября 1932 года. Его тело было доставлено для религиозной панихиды в собор Святой Софии все еще использовался как мечеть , который в то время . Однако никто не потребовал его гроб, и некоторые религиозные консерваторы заявили, что он «не заслужил» исламской погребальной молитвы . По призыву известного писателя Пейами Сафа был совершен поминальный молебен. Затем городские служащие перевезли его тело на кладбище Меркезефенди для захоронения. [27]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Биографический словарь истории Албании, Роберт Элси, 2012, стр. 436
  2. ^ Джонгерден, Дж. (2012). Социальные отношения в Османском Диярбекире, 1870-1915: Том 51 Османской империи и ее наследия . Брилл. ISBN  978-9004225183 .
  3. ^ Курды . Вена: Федеральное министерство внутренних дел Австрии. 2015. ISBN  978-3-9503643-6-1 .
  4. ^ «Томлинсон-Онлайн - конкурирующие идеологии в поздней Османской империи и ранней Турецкой республике» .
  5. ^ Февзи Билгин и Али Сарихан, Понимание курдского вопроса в Турции , Lexington Books (2013), стр. 13
  6. ^ Кляйн, Джанет (2011). Границы империи: курдские ополчения в зоне османских племен . Издательство Стэнфордского университета. п. 275. ИСБН  9780804775700 .
  7. ^ Молодежь (2012), стр.169.
  8. ^ Баджалан, Д. (2021). Кембриджская история курдов: курдское движение и конец Османской империи, 1880–1923 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 104–137. дои : 10.1017/9781108623711.005 . S2CID   235541303 .
  9. ^ «Хойбунская дипломатия» . Ени Озгур Политика (на турецком языке). 22 июня 2020 г. Проверено 11 августа 2021 г.
  10. ^ Агджакулу, Али (7 ноября 2019 г.). «Молодые курды» . Ахваль (на турецком языке) . Проверено 11 августа 2021 г.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Хусейн Акар» 07- Абдулла Джевдет» . Архивировано из оригинала 13 февраля 2015 года . Проверено 12 апреля 2015 г.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Арсланбензер, Хакан (7 июня 2019 г.). «Абдулла Джевдет: Эксцентричный, странный и непонятый» . Ежедневный Сабах . Проверено 24 апреля 2020 г.
  13. ^ Шюкрю Ханиоглу, «Проекты будущего общества: поздние османские материалисты о науке, религии и искусстве» в Элизабет Оздалга, «Позднее османское общество: интеллектуальное наследие», Routledge (2005), стр. 41
  14. ^ Шюкрю Ханиоглу, «Проекты будущего общества: поздние османские материалисты о науке, религии и искусстве» в Элизабет Оздалга, «Позднее османское общество: интеллектуальное наследие», Routledge (2005), стр. 46
  15. ^ Яшар Кутлуай, «Сионизм и Турция», Бильге Каринка (2013), стр. 291
  16. ^ Молодежь (2012), стр.69.
  17. ^ Молодежь, (2012), стр.70.
  18. ^ Ландау, Джейкоб М. (1984). Ататюрк и модернизация Турции . Боулдер: Вествью Пресс. п. 37. ИСБН  0865319863 .
  19. ^ Ландау (1984), с. 135
  20. ^ Карл Зюссхайм , «Абдаллах Джевдет», Энциклопедия ислама (EI1; Приложение), Лейден/Лейпциг, 1938, 55–60.
  21. ^ Ханиоглу, М. Шюкрю (1995). Младотурки в оппозиции . п. 202. ИСБН  978-0195091151 .
  22. ^ Шюкрю Ханиоглу, «Проекты будущего общества: поздние османские материалисты о науке, религии и искусстве» в Элизабет Оздалга, «Позднее османское общество: интеллектуальное наследие», Routledge (2005), стр. 47
  23. ^ Шюкрю Ханиоглу, «Проекты будущего общества: поздние османские материалисты о науке, религии и искусстве» в Элизабет Оздалга, «Позднее османское общество: интеллектуальное наследие», Routledge (2005), стр. 49
  24. ^ Шюкрю Ханиоглу, «Проекты будущего общества: поздние османские материалисты о науке, религии и искусстве» в Элизабет Оздалга, «Позднее османское общество: интеллектуальное наследие», Routledge (2005), стр. 52
  25. ^ Шюкрю Ханиоглу, «Проекты будущего общества: поздние османские материалисты о науке, религии и искусстве» в Элизабет Оздалга, «Позднее османское общество: интеллектуальное наследие», Routledge (2005), стр. 55-56
  26. ^ Шюкрю Ханиоглу, «Проекты будущего общества: поздние османские материалисты о науке, религии и искусстве» в Элизабет Оздалга, «Позднее османское общество: интеллектуальное наследие», Routledge (2005), стр. 59-60
  27. ^ «Абдулла Джевдет» (на турецком языке). Язар Мезар. Архивировано из оригинала 18 сентября 2011 года . Проверено 18 октября 2011 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5f96e39d038b440ba6be8d1b69aeae40__1721073060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5f/40/5f96e39d038b440ba6be8d1b69aeae40.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Abdullah Cevdet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)