Jump to content

Теодор Герцль

Статья с расширенной защитой

Теодор Герцль
Теодор Герцль
Герцль в 1897 году
Рожденный ( 1860-05-02 ) 2 мая 1860 г.
Умер 3 июля 1904 г. ) ( 1904-07-03 ) ( 44 года
Место отдыха 1904–1949: Кладбище Дёблинг , Вена.
1949 – настоящее время: гора Герцль , Иерусалим.
31 ° 46'26 "N 35 ° 10'50" E  /  31,77389 ° N 35,18056 ° E  / 31,77389; 35.18056
Другие имена Биньямин Зеев
Гражданство венгерский
Альма-матер Венский университет
Занятия
Известный Отец современного политического сионизма
Супруг
Джули Нашауэр
( м. 1889 г.)
Подпись

Теодор Герцль [а] (2 мая 1860 г. - 3 июля 1904 г.) [3] был австро-венгерским еврейским журналистом, юристом, писателем, драматургом и политическим активистом, отцом современного политического сионизма . Герцль сформировал Сионистскую организацию и способствовал еврейской иммиграции в Палестину, стремясь сформировать еврейское государство. Благодаря своей сионистской деятельности он известен на иврите как Хозе ха-Медина ( חוֹזֵה הַמְדִינָה ), букв. « Провидец государства » . [4] [5] Он особо упоминается в Декларации независимости Израиля и официально именуется «духовным отцом еврейского государства». [6]

Герцль родился в Пеште , Венгерское королевство , в зажиточной еврейской семье неологов. После недолгой юридической карьеры в Вене он стал парижским корреспондентом венской газеты Neue Freie Presse . Столкнувшись с антисемитскими событиями в Вене, он пришел к выводу, что антиеврейские настроения сделают еврейскую ассимиляцию невозможной и что единственным решением для евреев является создание еврейского государства . В 1896 году Герцль опубликовал брошюру Der Judenstaat , в которой изложил свои взгляды на еврейскую родину. Его идеи привлекли международное внимание и быстро сделали Герцля важной фигурой в еврейском мире.

В 1897 году Герцль созвал Первый сионистский конгресс в Базеле , Швейцария, и был избран президентом Сионистской организации. Он начал серию дипломатических инициатив по обеспечению поддержки еврейского государства, безуспешно апеллируя к германскому императору Вильгельму II и османскому султану Абдул-Хамиду II . На Шестом сионистском конгрессе в 1903 году Герцль представил план Уганды , одобренный министром по делам колоний Джозефом Чемберленом от имени британского правительства. Предложение, направленное на создание временного убежища для евреев в Британской Восточной Африке после кишиневского погрома , было встречено решительным сопротивлением и в конечном итоге отклонено. Герцль умер от сердечного недуга в 1904 году в возрасте 44 лет и был похоронен в Вене. В 1949 году его останки были вывезены в Израиль и перезахоронены на горе Герцля .

Ранний период жизни

Могила Симона Герцля
Могила Ривки Герцль
Могилы бабушки и дедушки Герцля Симона (1797–1879) и Ривки (1798–1888) на Земунском кладбище в Белграде.
Герцль и его семья, ок. 1866–1873 гг.
Герцль в детстве с матерью Джанет и сестрой Полиной

Теодор Герцль родился на улице Дохань ( по-немецки Табакгассе ), улице в еврейском квартале Пешта (ныне восточная часть Будапешта ), Венгерское королевство (ныне Венгрия), в еврейской семье неологов. [3] Он был вторым ребенком Жанетты и Якоба Герцлей, немецкоязычных ассимилированных евреев. Герцль заявил, что он принадлежал как к ашкенази , так и к сефардам , преимущественно по отцовской линии и в меньшей степени по материнской линии. [7] но нет никаких доказательств утверждения о сефардском происхождении. [8] Семья его отца мигрировала из Зимони (сегодня Земун , Сербия ). [9] в Богемию в 1739 году, где от них потребовали германизировать свою фамилию Лебл (от иврита лев , «сердце») до Герцль (уменьшительное от нем. Herz , «маленькое сердце»). [10]

Отец Герцля Якоб (1836–1902) был весьма успешным бизнесменом. У него была сестра Полина, которая была на год старше; она умерла от тифа 7 февраля 1878 года. [11] Теодор жил со своей семьей в доме рядом с синагогой на улице Дохань (ранее известной как синагога Табакгассе), расположенной в Бельвароше , внутреннем городе исторического старого города Пешт, в восточной части Будапешта. [12] [13]

В юности Герцль стремился пойти по стопам Фердинанда де Лессепса . [14] строитель Суэцкого канала , но не преуспел в науках и вместо этого увлекся поэзией и гуманитарными науками. Эта страсть позже переросла в успешную карьеру журналиста и менее знаменитое занятие драматургом. [15] По словам Амоса Илона , [16] В молодости Герцль был ярым германофилом , который считал немцев лучшими Kulturvolk (культурными людьми) в Центральной Европе и принял немецкий идеал Bildung , согласно которому чтение великих литературных произведений Гете и Шекспира могло позволить человеку оценить прекрасное. вещи в жизни и, таким образом, стать морально лучшим человеком ( теория Bildung имела тенденцию приравнивать красоту к добру). [17] Герцль считал, что с помощью Bildung венгерские евреи, такие как он сам, смогут избавиться от своих «позорных еврейских особенностей», вызванных долгими столетиями обнищания и угнетения, и стать цивилизованными центральноевропейцами, настоящими культурволками по немецкому образцу. [17]

В 1878 году, после смерти Полины, семья Герцлей переехала в Вену , Австро-Венгрия, и жила в 9-м округе Альзергрунд . В Венском университете Герцль изучал право. Будучи молодым студентом юридического факультета, Герцль стал членом немецкого националистического Burschenschaft (братства) Альбия, имевшего девиз Ehre, Freiheit, Vaterland («Честь, Свобода, Отечество»). [18] организации Позже он подал в отставку в знак протеста против антисемитизма . [19]

После непродолжительной юридической карьеры в Венском и Зальцбургском университетах , [20] он посвятил себя журналистике и литературе , работая журналистом венской газеты и корреспондентом Neue Freie Presse в Париже, время от времени совершая специальные поездки в Лондон и Стамбул . Позже он стал литературным редактором Neue Freie Presse и написал несколько комедий и драм для венской сцены. Его ранние работы не были посвящены еврейской жизни. Это был фельетон , скорее описательный, чем политический. [21]

Сионистский интеллектуал и активист

Герцль (сидит в центре) с членами Сионистской организации в Вене , 1896 год.
Теодор Герцль в Базеле, фотография во время Пятого сионистского конгресса в декабре 1901 года Эфраима Мозеса Лилиена . [22]

В качестве парижского корреспондента Neue Freie Presse Герцль следил за делом Дрейфуса , политическим скандалом, который разделял Третью Французскую республику с 1894 года до ее разрешения в 1906 году. Это был печально известный антисемитский инцидент во Франции, в ходе которого капитан французской армии-еврей был ложно осужден. шпионажа в пользу Германии . Герцль был свидетелем массовых митингов в Париже после суда над Дрейфусом. Были некоторые разногласия по поводу влияния, которое это событие оказало на Герцля и его обращение в сионизм. Сам Герцль заявил, что дело Дрейфуса превратило его в сиониста и что на него особенно повлияли скандирования «Смерть евреям!» из толпы. Некоторое время это было широко распространенное мнение. Однако некоторые современные ученые теперь полагают, что - из-за небольшого упоминания дела Дрейфуса в более ранних отчетах Герцля и, казалось бы, противоположной ссылки, которую он в них сделал на крики «Смерть предателю!» – возможно, он преувеличил влияние, которое оно оказало на него, чтобы создать дополнительную поддержку для своих целей. [23] [24]

Жак Корнберг утверждает, что влияние Дрейфуса было мифом, который Герцль не считал необходимым развенчивать и что он также считал, что Дрейфус виновен. [25] Еще одно современное утверждение заключается в том, что, хотя Герцль был расстроен антисемитизмом, очевидным во французском обществе, он, как и большинство современных наблюдателей, первоначально считал Дрейфуса виновным и утверждал, что его вдохновило это дело годы спустя, когда оно стало международным делом . Скорее всего, больший эффект на Герцля оказал приход к власти демагога-антисемита Карла Люгера в Вене в 1895 году, прежде чем кампания в поддержку Дрейфуса полностью развернулась. Именно в это время Герцль написал свою пьесу «Новое гетто», в которой показывает двойственность и отсутствие реальной безопасности и равенства эмансипированных, зажиточных евреев в Вене. Главный герой — ассимилированный еврейский юрист, который безуспешно пытается прорваться через социальное гетто, навязанное западным евреям. [26]

По словам Генри Уикхема Стида , Герцль изначально был «фанатически предан пропаганде еврейско-немецкой «либеральной» ассимиляционистской доктрины». [27] Однако Герцль отверг свои ранние идеи относительно еврейской эмансипации и ассимиляции и пришел к выводу, что евреи должны удалиться из Европы. [28] Герцль пришел к убеждению, что антисемитизм нельзя победить или вылечить, его можно только избежать, и что единственный способ избежать его - это создание еврейского государства. [29] В июне 1895 года он записал в своем дневнике: «В Париже, как я уже сказал, я добился более свободного отношения к антисемитизму... Прежде всего, я осознал пустоту и бесполезность попыток «бороться» с антисемитизмом. " Редакторы Герцля в Neue Freie Presse отказались публиковать информацию о его сионистской политической деятельности. Герцля охватило мысленное столкновение между жаждой литературного успеха и желанием выступать в качестве общественного деятеля. [30] Примерно в это же время Герцль начал писать брошюры о еврейском государстве . Герцль утверждал, что эти брошюры привели к созданию сионистского движения и сыграли большую роль в подъеме и успехе движения. [31] Его показания перед Британской королевской комиссией отражали его фундаментальный, романтический либеральный взгляд на жизнь как на «проблему евреев».

Начиная с конца 1895 года, Герцль написал книгу «Der Judenstaat» ( «Государство евреев» ), которая была опубликована в феврале 1896 года и вызвала сразу же признание и споры. В книге утверждается, что еврейский народ должен покинуть Европу и перебраться в Палестину, свою историческую родину. Евреи обладали национальностью; им не хватало только нации и собственного государства. [32] Только благодаря еврейскому государству они могли избежать антисемитизма, свободно выражать свою культуру и беспрепятственно исповедовать свою религию. [32] Идеи Герцля быстро распространились по еврейскому миру и привлекли международное внимание. [33] Сторонники существующих сионистских движений, таких как « Ховевей Сион» , сразу же присоединились к нему, но он также столкнулся с ожесточенным сопротивлением со стороны членов ортодоксальной общины и тех, кто стремился интегрироваться в нееврейское общество. [34] Его пресловутая статья «Мошель» , опубликованная сразу после первого Сионистского конгресса, изображала евреев, выступающих против сионизма, как представителей презренного типа евреев и часто описывала их как антисемитов. [35] [36] [37]

Герцль на борту корабля, достигшего берегов Палестины, 1898 год.

В «Еврейском государстве» он пишет:

«Еврейский вопрос сохраняется везде, где евреи проживают в значительном количестве. Там, где его нет, он привносится вместе с еврейскими иммигрантами. Нас естественным образом тянет в те места, где нас не преследуют, и наше появление там порождает преследования. Это так есть и неизбежно будет так везде, даже в высокоцивилизованных странах — см., например, Францию, — до тех пор, пока еврейский вопрос не будет решен на политическом уровне». [38]

Книга завершается:

Поэтому я верю, что появится чудесное поколение евреев. Маккавеи восстанут снова. Позвольте мне еще раз повторить мои вступительные слова: евреи, желающие иметь государство, получат его. Наконец мы будем жить как свободные люди на своей земле и мирно умрем в своих домах. Мир будет освобожден благодаря нашей свободе, обогащен нашим богатством, возвеличен нашим величием. И все, что мы пытаемся там сделать для нашего собственного благополучия, отразится мощно и благотворно на благо человечества. [39]

Дипломатическая связь с османами

Теодор Герцль (в центре) с сионистской делегацией в Иерусалиме, 1898 год. Справа налево: Йозеф Зайденер , Мозес Т. Шнирер , Теодор Герцль, Дэвид Вольфсон , Макс Боденхаймер.

Герцль начал энергично пропагандировать свои идеи, постоянно привлекая сторонников, как евреев, так и неевреев. По словам Нормана Роуза, Герцль «наметил для себя роль мученика… как Парнелла евреев». [40] Герцль увидел возможность в антиармянской резне в Гамидиане в середине 1890-х годов , которая серьезно запятнала общественный имидж султана в Европе. Он предположил, что в обмен на еврейские поселения в Палестине сионистское движение могло бы улучшить репутацию Абдул Хамида II и укрепить финансовое положение империи. Бернар Лазар резко раскритиковал эту позицию, заявив, что Герцль и другие делегаты Сионистского конгресса «послали свое благословение худшим из убийц». [41]

Вернувшись из Стамбула, Герцль отправился в Лондон, чтобы отчитаться перед Маккавеями , протосионистской группой авторитетных английских евреев во главе с полковником Альбертом Голдсмидом . В ноябре 1895 года они приняли его с любопытством, равнодушием и холодностью. Исраэль Зангвилл резко выступал против Герцля, но после Стамбула Гольдсмид согласился поддержать Герцля. В лондонском Ист-Энде , общине , говорящих преимущественно на идише недавних еврейских иммигрантов из Восточной Европы , Герцль выступил на массовом митинге тысяч людей 12 июля 1896 года и был принят с одобрением. Они предоставили Герцлю мандат лидера сионизма. В течение шести месяцев этот мандат был распространен на все сионистское еврейство: сионистское движение быстро росло.

10 марта 1896 года Герцля посетил преподобный Уильям Гехлер , англиканский министр британского посольства в Вене. Гехлер прочитал « Der Judenstaat» Герцля , и эта встреча стала центральной в возможной легитимизации Герцля и сионизма. [42] Позже Герцль записал в своем дневнике: «Затем мы подошли к сути дела. Я сказал ему: (Теодор Герцль преподобному Уильяму Гехлеру) Я должен вступить в прямые и общеизвестные отношения с ответственным или неответственным правителем – то есть с государственным министром или принцем. Тогда евреи поверят мне и последуют за мной. Самым подходящим человеком был бы немецкий кайзер». [43] Гехлер устроил расширенную аудиенцию у Фридриха I, великого герцога Баденского , в апреле 1896 года. Великий герцог приходился дядей германскому императору Вильгельму II . Усилиями Гехлера и великого герцога Герцль публично встретился с Вильгельмом II в 1898 году . Встреча значительно повысила легитимность Герцля и сионизма в еврейском и мировом мнении. [44]

В мае 1896 года английский перевод Der Judenstaat появился в Лондоне под названием The Jewish State . Герцль ранее признался своему другу Максу Боденхаймеру , что он «написал то, что я хотел сказать, не зная своих предшественников, и можно предположить, что я бы не написал этого [ Der Judenstaat ], если бы был знаком с литературой». [45]

В Стамбуле, Османская империя, 15 июня 1896 года Герцль увидел возможность. С помощью графа Филиппа Михаэля фон Невлинского, польского эмигранта, имевшего политические контакты при Османском дворе, Герцль попытался встретиться с султаном Абдул-Хамидом II, чтобы напрямую представить султану свое решение создания еврейского государства. [46] Ему не удалось добиться аудиенции, но удалось посетить ряд высокопоставленных лиц, в том числе Великого Визиря, который принял его как журналиста, представляющего Neue Freie Presse . Герцль представил великому визирю свое предложение: евреи выплатят внешний долг Турции и помогут Турции восстановить свое финансовое положение в обмен на Палестину как еврейскую родину. Перед отъездом из Стамбула 29 июня 1896 года Герцль был награжден символической почетной медалью. [47] Медаль «Командорский крест ордена Меджидии » стала для Герцля и еврейского мира общественным подтверждением серьезности переговоров.

1 марта 1899 года Юсеф Аль-Халиди , мэр Иерусалима, направил письмо Садоку Кану , главному раввину Франции, с намерением связаться с Герцлем и попросить сионистов покинуть территорию Палестины с миром. [б] [48] Аль-Халиди был хорошо знаком с сионистской мыслью и антисемитской средой в Европе, из которой она возникла. Он также понимал, какую опасность сионизм может подвергнуть евреям на всей территории Османской империи. [49] По мнению учёных Рашида Халиди , Александра Шольха и Доминика Перрена , Аль-Халиди был дальновидным предсказателем, что, независимо от исторических прав евреев, учитывая геополитический контекст, сионизм может спровоцировать пробуждение арабского национализма, объединяющего христиан и мусульман. [50]

Кан показал письмо Теодору Герцлю, и 19 марта 1899 года Герцль ответил аль-Халиди, утверждая, что и Османская империя, и нееврейское население Палестины выиграют от еврейской иммиграции. Что касается беспокойства аль-Халиди по поводу нееврейского большинства населения Палестины, Герцль риторически ответил: «Кто бы мог подумать об их отправке?» и двусмысленно заключил, что «если он (османский султан) не примет это, мы будем искать и, поверьте мне, найдем в другом месте то, что нам нужно». [с] Рашид Халиди отмечает, что это высказывание было написано через четыре года после того, как Герцль поделился в своем дневнике идеей увести арабское население, чтобы освободить место евреям: [49]

Мы должны мягко экспроприировать частную собственность в отведенных нам поместьях. Мы постараемся переправить бедное население через границу, обеспечив ему работу в странах транзита, лишая его работы в нашей собственной стране. Владельцы собственности перейдут на нашу сторону. И процесс экспроприации, и выселение бедняков должны осуществляться осторожно и осмотрительно».

17 мая 1901 года Герцль встретился с султаном Абдул Хамидом II . [51] который отклонил предложение Герцля консолидировать османский долг в обмен на хартию, разрешающую сионистам доступ в Палестину . [52]

Всемирный еврейский конгресс

Теодор Герцль на Втором сионистском конгрессе в Базеле , 1898 год.

В 1897 году, за счет значительных личных средств, он основал сионистскую газету « Die Welt» в Вене, Австро-Венгрия, и запланировал Первый Сионистский конгресс в Базеле , Швейцария. Он был избран президентом Конгресса (должность, которую он занимал до своей смерти в 1904 году), а в 1898 году начал серию дипломатических инициатив по обеспечению поддержки еврейской страны. Он был принят Вильгельмом II несколько раз, один из них в Иерусалиме , и присутствовал на Гаагской мирной конференции , получив теплый прием со стороны многих государственных деятелей.

Его работа об автоэмансипации была предвосхищена аналогичным выводом, сделанным другом Маркса Моисеем Гессом в Риме и Иерусалиме (1862 г.). Леон Пинскер еще никогда не читал ее, но знал о далеком и далеком Хиббат-Ционе . Философское наставление Герцля высветило слабости и уязвимости. Для Герцля каждый диктатор или лидер имел националистическую идентичность, вплоть до ирландцев, начиная с Вулфа Тона . Его привлекала сентиментальность иудаизма, явно изображаемого как немецкий. Но он оставался убежденным, что центром (Hauptsitz) антисемитизма является Германия, а не Франция. В часто цитируемом высказывании он отметил: «Если и есть что-то, чем я хотел бы быть, так это член старой прусской знати». [53] Герцль обратился к дворянству еврейской Англии — Ротшильдам , сэру Сэмюэлю Монтегю , впоследствии члену кабинета министров, главным раввинам Франции и Вены, немецкому финансисту Морису де Хиршу, создавшему в 1891 году Еврейскую колонизационную ассоциацию для поощрения массовой эмиграции русских. евреев в Северную и Южную Америку, а позже в 1924 году она будет переименована в Палестинскую еврейскую колонизационную ассоциацию , и особенно французский филантроп и коллекционер произведений искусства Эдмон Джеймс де Ротшильд , который уже независимо финансировал создание еврейских колоний в Османской Палестине и которому доверял Герцль. написал 65-страничную презентацию в 1895 году. [54]

Лучше всего он показал себя с Исраэлем Зангвиллем и Максом Нордау . Оба они были известными писателями или «литераторами» — воображение, порождающее понимание. Переписка с Хиршем, умершим в 1896 году, ни к чему не привела. Барон Альберт Ротшильд имел мало общего с евреями. [55] Банкиры (Finanzjuden) не любили Герцля и ненавидели их. Герцль бросал вызов их социальному авторитету. Он также разделял пессимистическое мнение Пинскера о том, что у евреев нет будущего в Европе; что они слишком антисемитские, чтобы их можно было терпеть, потому что каждая страна Европы пробовала антисемитскую ассимиляцию. В Берлине говорили Juden raus заезженной фразой. Поэтому Герцль выступал за массовый исход из Европы в Judenstaat . Манифест Пинскера был криком о помощи; предупреждение другим Манруфа , призыв обратить внимание на их тяжелое положение. Видение Герцля заключалось не столько в ментальном состоянии еврейства, сколько в предоставлении предписывающих ответов о земле. «Идея, которую я разработал, очень старая: это восстановление еврейского государства» [56] был продолжением ранней, более слабой версии Пинскера . Предупреждающий призыв к его соплеменникам от еврея Насиха . [57]

Сионизм и Святая Земля

Последняя фотография Герцля (1904 г.)

Герцль впервые посетил Иерусалим в октябре 1898 года. [58] Он намеренно скоординировал свой визит с визитом Вильгельма II, чтобы добиться того, что, по его мнению, было заранее подготовлено с помощью преподобного Уильяма Гехлера , а именно, публичного признания себя и сионизма мировой державой. [59] Герцль и Вильгельм II впервые публично встретились 29 октября в Микве Исраэль , недалеко от современного Холона , Израиль. Это была короткая, но историческая встреча. [42] У него была вторая официальная публичная аудиенция у императора в палаточном лагере последнего на улице Пророков в Иерусалиме 2 ноября 1898 года. [44] [60] [61] Английская сионистская федерация, местное отделение Всемирной сионистской организации, была основана в 1899 году, после того как Герцль обосновался в Австрии в 1897 году. [62]

В 1902–03 Герцля пригласили дать показания перед Британской королевской комиссией по иммиграции иностранцев. Его появление привело его к тесному контакту с членами британского правительства, особенно с министром по делам колоний Джозефом Чемберленом, через которого он вел переговоры с египетским правительством о хартии поселения евреев в Аль-Арише на Синайском полуострове , граничащем с южной Палестиной. Проект был заблокирован как непрактичный лордом Кромером , генеральным консулом в Египте.

В 1903 году Герцль попытался заручиться поддержкой еврейской родины от Папы Пия X , и эта идея была выдвинута на VI Сионистском конгрессе . Палестина могла бы стать безопасным убежищем для тех, кто спасается от преследований в России. [63] Кардинал Рафаэль Мерри дель Валь постановил, что политика Церкви в таких вопросах разъясняется non possumus , постановив, что, пока евреи отрицают божественность Христа, католики не могут делать заявления в их пользу. [64]

В 1903 году, после кишиневского погрома , Герцль посетил Санкт-Петербург и был принят Сергеем Витте , тогдашним министром финансов, и Вячеславом Плеве , министром внутренних дел, причем последний официально зафиксировал отношение своего правительства к сионистскому движению. По этому случаю Герцль представил предложения по улучшению положения евреев в России.

В то же время Джозеф Чемберлен выдвинул идею создания еврейской колонии на территории нынешней Кении. План стал известен как « Угандийский проект », и Герцль представил его на Шестом сионистском конгрессе (Базель, август 1903 г.), где большинство (295:178, 98 воздержавшихся) согласилось изучить это предложение. Это предложение встретило сильную оппозицию, особенно со стороны российской делегации, которая покинула встречу. [65] В 1905 году VII Сионистский конгресс после расследования решил отклонить британское предложение и твердо взял на себя обязательство создать еврейскую родину в Палестине. [66] Хаймштатте . — родина еврейского народа в Палестине, охраняемая публичным правом [67]

26 января 1904 года Герцль был принят Папой Пием X на аудиенции в Святом Престоле в Риме в надежде убедить Ватикан поддержать сионистское движение. Пий X уважительно относился к Герцлю, но решительно отказывался каким-либо образом поддерживать сионизм. [68]

Смерть и погребение

Герцль не дожил до отклонения плана Уганды. В 17:00 3 июля 1904 года в Эдлахе, деревне внутри Райхенау-ан-дер-Ракс , Нижняя Австрия , Теодор Герцль, у которого ранее в том же году было диагностировано заболевание сердца, умер от сердечного склероза . За день до своей смерти он сказал преподобному Уильяму Х. Гехлеру : «Поприветствуйте от меня Палестину. Я отдал кровь своего сердца за свой народ». [69]

В его завещании было указано, что ему должны быть похороны самого бедного класса, без речей и цветов, и он добавил: «Я хочу, чтобы меня похоронили в склепе рядом с моим отцом и лежали там, пока еврейский народ не заберет мои останки в Израиль». [70] Тем не менее, за катафалком Герцля последовало около шести тысяч человек, а похороны были долгими и хаотичными. Несмотря на просьбу Герцля не произносить речей, краткую панегирик произнес Дэвид Вольфсон . Ганс Герцль, которому тогда было тринадцать лет, который по решению отца не был обрезан при рождении и сделал это только позже по указанию сионистских лидеров, прочитал Кадиш . [71] [72]

Впервые похоронен на венском кладбище в районе Дёблинг . [73] его останки были перевезены в Израиль в 1949 году и захоронены на горе Герцля в Иерусалиме , названной в его честь. Гроб был задрапирован бело-голубым покрывалом, украшенным звездой Давида, окаймляющей льва Иуды , и семью золотыми звездами, напоминающими первоначальное предложение Герцля о флаге еврейского государства. [74]

Наследие и память

Давид Бен-Гурион провозглашает создание Государства Израиль в Тель-Авиве, 14 мая 1948 года, под большим портретом Теодора Герцля.

День Герцля ( иврит : יום הרצל ) — национальный праздник Израиля, отмечаемый ежегодно десятого числа еврейского месяца Ияр , в ознаменование жизни и видения сионистского лидера Теодора Герцля. [75]

Семья

Джули Нашауэр
Герцль и его дети в 1900 году.
Герцль и его дети в путешествии, 1900 год.

Дедушки Герцля, которых он знал, были более тесно связаны с традиционным иудаизмом, чем его родители. В Зимони (Землине) его дед Симон Леб Герцль «держал в руках» один из первых экземпляров работы Иуды Алкалаи 1857 года, предписывающей «возвращение евреев в Святую Землю и обновленную славу Иерусалима». Современные ученые приходят к выводу, что эти отношения, несомненно, повлияли на реализацию Герцлем современного сионизма. Могилы бабушки и дедушки Герцля в Землине все еще можно посетить. Сам Алкалай был свидетелем возрождения Сербии от османского владычества в начале и середине 19 века и был вдохновлен сербским восстанием и последующим воссозданием Сербии.

25 июня 1889 года он женился на Джули Нашауэр, 21-летней дочери богатого еврейского бизнесмена из Вены. [76] Брак оказался несчастливым, хотя в нем родилось трое детей: Паулина, Ганс и Маргарита (Труде). Один из его биографов [77] предполагает, что Герцль заразил свою жену гонореей , которой он заразился в 1880 году. [78] [79] Герцль имел сильную привязанность к своей матери, которая не могла ужиться с женой. Эти трудности усугублялись политической деятельностью его последних лет, которой его жена мало интересовалась. Джули умерла в 1907 году, через 3 года после Герцля, в возрасте 39 лет. [80]

Герцль воображал себя великим государственным деятелем, создающим династию для своей семьи в Палестине, как только будет создано еврейское государство, где его отец будет его основным сенатором, а его сын - дожем . [81]

Его дочь Полина страдала психическим заболеванием и наркозависимостью. Она умерла в 1930 году в возрасте 40 лет от передозировки героина . [82] Его единственный сын Ганс получил светское воспитание, и Герцли отказались позволить ему сделать обрезание. [83] [84] После ранней смерти Герцля, после того, как, как сообщается, на него оказали давление его сионистские смотрители, Ганс, тогдашний подопечный , 29 мая 1905 года подвергся обрезанию; [83] [85] [86] впоследствии он превратился, [87] возмущаясь тем, как его уговорили сделать обрезание, [88] и стал последовательно баптистом, затем католиком и флиртовал с другими протестантскими конфессиями. Он, как и его отец, искал личного спасения для своих религиозных нужд и универсального решения еврейских страданий, вызванных антисемитизмом. Ганс застрелился в день похорон своей сестры Полины; ему было 39 лет. [89]

Ганс оставил предсмертную записку, объясняя свои причины.

«Еврей остается евреем, как бы охотно он ни подчинялся дисциплинам своей новой религии, как бы смиренно он ни возлагал на свои плечи искупительный крест ради своих бывших единоверцев, чтобы спасти их от вечного проклятия: Еврей остается евреем... Я не могу дальше жить. Я потерял всякое доверие к Богу. Всю свою жизнь я пытался стремиться к истине, и должен признать сегодня, в конце пути, что нет ничего. но разочарование сегодня вечером я произнес кадиш за своих родителей - и за себя, последнего потомка семьи. Нет никого, кто скажет кадиш за меня, который вышел искать покой - и кто может скоро обрести покой... Мой. инстинкт в последнее время дал сбой, и я совершил одну из тех непоправимых ошибок, которые ставят под угрозу всю жизнь. Тогда лучше всего отказаться от нее. [90] [91]

В 2006 году останки Паулины и Ганса были перевезены из Бордо (Франция) и перезахоронены недалеко от отца на горе Герцля. [89] [92] [93]

Паулина и Ганс мало общались со своей младшей сестрой Трудой (Маргарет, 1893–1943). Она вышла замуж за Ричарда Ноймана, мужчину на 17 лет старше ее. Нойман потерял свое состояние во время Великой депрессии . Финансовая жизнь Нейманов была нестабильной из-за огромных затрат на госпитализацию Труде, которая страдала от тяжелых приступов депрессивного заболевания, требовавших повторной госпитализации. Нацисты , отправили Труде и Рихарда в концентрационный лагерь Терезиенштадт где они и умерли. Ее тело было сожжено . [89] Ее мать, умершая в 1907 году, была кремирована, а прах затерян случайно.

По просьбе своего отца Рихарда Ноймана, сын Труде (единственный внук Герцля), Стефан Теодор Нойман (1918–1946), был отправлен в целях его безопасности в Англию в 1935 году к базирующимся там венским сионистам и сионистскому исполнительному органу в Израиле. [94] Нойманы глубоко опасались за безопасность своего единственного ребенка, поскольку яростный австрийский антисемитизм распространялся. В Англии он много читал о своем дедушке. Сионизм не составлял значительной части его биографии в Австрии, но Стефан стал ярым сионистом и был единственным потомком Теодора Герцля, который стал им. Англируя свое имя Стивену Норману, во время Второй мировой войны Норман поступил на службу в британскую армию, дослужившись до звания капитана Королевской артиллерии . В конце 1945 и начале 1946 года он воспользовался возможностью посетить Палестину, находящуюся под британским мандатом , «чтобы увидеть, что начал мой дед». Он подробно писал в своем дневнике о своей поездке. Больше всего его впечатлил «выражение свободы» на лицах детей, которые не были похожи на желтоватый взгляд выходцев из концентрационных лагерей Европы. Покидая Израиль, он написал: «Мой визит в Израиль окончен... Говорят, что уйти — значит немного умереть. И я знаю, что, когда я ушел из Эрец-Исраэль, я немного умер. Но конечно, тогда , вернуться — значит как-то возродиться. И я вернусь». [95]

Норман планировал вернуться в Израиль после увольнения из армии. Сионистский руководитель в течение многих лет работал через Л. Лаутербаха, чтобы убедить Нормана приехать в Израиль как символ возвращения Герцля. [96]

Операция «Агата» 29 июня 1946 года исключила такую ​​возможность: местные военные и полиция рассредоточились по территории мандата и арестовали еврейских активистов. Было арестовано около 2700 человек. 2 июля Норман написал г-же Штибовиц-Кан в Хайфу. Ее отец, Якоб Кан, до войны был хорошим другом Герцля и известным голландским банкиром. Норман написал: «Я намерен поехать в Израиль с длительным визитом в будущем, фактически, как только это позволят паспортные и разрешительные правила. Но ужасные новости последних двух дней никак не облегчили ситуацию». [97] Он так и не вернулся в Израиль.

Уволенный из армии в конце весны 1946 года, без денег и работы и разочарованный своим будущим, Норман последовал совету Селига Бродецкого . Х. Розенблюм , редактор Хабокер» тель-авивской газеты « , которая позже стала «Едиот Ахронот» , отметил в конце 1945 года, что Хаим Вейцман глубоко возмутился внезапным вторжением и приемом Нормана, когда он прибыл в Великобританию. Норман выступил на сионистской конференции в Лондоне. Хабокер сообщал: «Нечто подобное произошло на сионистской конференции в Лондоне. Председатель внезапно объявил собравшимся, что в зале находится внук Герцля, который хочет сказать несколько слов. Представление было сделано в абсолютно сухой и официальной форме. Чувствовалось, что председатель искал — и нашел — некую стилистическую формулу, которая удовлетворила бы посетителя, но при этом не показалась бы никому из публики слишком сердечным. Несмотря на это, в зале царило сильное волнение, когда Норман поднялся на трибуну президиума. .В этот момент доктор Вейцман повернулся спиной к говорящему и оставался в таком телесном и душевном положении до тех пор, пока гость не закончил свою речь». [98] В статье 1945 года далее отмечалось, что Вейцман и некоторые люди в Израиле пренебрежительно отнеслись к Норману во время его визита из-за эгоизма, ревности, тщеславия и их собственных личных амбиций. Бродецкий был главным союзником и сторонником Хаима Вейцмана в Великобритании.

Вейцман обеспечил Норману желательную, но второстепенную должность в Британской экономической и научной миссии в Вашингтоне, округ Колумбия. В конце августа 1946 года, вскоре после прибытия в Вашингтон, он узнал, что его семья погибла. Норман восстановил контакт со своей старой няней в Вене Вут, которая рассказала ему, что произошло. [99] Норман был глубоко подавлен судьбой своей семьи и своей неспособностью помочь еврейскому народу, «томящемуся» в европейских лагерях. Не в силах больше терпеть свои страдания, он прыгнул насмерть с моста на Массачусетс-авеню в Вашингтоне, округ Колумбия, 26 ноября 1946 года.

Садовый маркер Стивена Нормана на горе Герцля в Иерусалиме

Норман был похоронен Еврейским агентством в Вашингтоне, округ Колумбия. На его надгробии было написано просто: «Стивен Теодор Норман, капитан королевской артиллерии британской армии, внук Теодора Герцля, 21 апреля 1918 г. - 26 ноября 1946 г.». [100] Норман был единственным потомком Герцля, который был сионистом, побывал в Израиле и открыто заявил о своем желании вернуться.

5 декабря 2007 года, через шестьдесят один год после его смерти, он был перезахоронен вместе со своей семьей на горе Герцля, в «Заговоре сионистских лидеров». [101] [102] [103] [104] [105]

Сад Стивена Нормана на горе Герцля в Иерусалиме — единственный в мире памятник Герцлю, кроме Теодора Герцля, — был открыт 2 мая 2012 года Иерусалимским фондом и Американским еврейским обществом охраны исторического наследия. [106]

Сочинения

Титульный лист книги « Еврейское государство» (1896 г.)
Титульный лист Альтнойланда (1902 г.)

Начиная с конца 1895 года Герцль написал «Der Judenstaat» ( «Государство евреев» ). Небольшая книга была первоначально опубликована 14 февраля 1896 года в Лейпциге, Германия, и Вене, Австрия, издательством М. Брайтенштайна Verlags-Buchhandlung. Он имеет подзаголовок « Versuch einer Modernen Lösung der Judenfrage » («Предложение современного решения еврейского вопроса»). Der Judenstaat предложил структуру и убеждения того, что такое политический сионизм. [107]

Решением Герцля было создание еврейского государства. В книге он изложил свои доводы в пользу необходимости восстановления исторического еврейского государства.

«Идея, которую я развил в этой брошюре, древняя: это восстановление еврейского государства…»

«Решающим фактором является наша движущая сила. И что это за сила? Тяжелое положение евреев... Я глубоко убежден, что я прав, хотя сомневаюсь, что доживу до того, чтобы увидеть, что это доказано. Те, кто сегодня открывает это, движение вряд ли доживет до своей славной кульминации, но одного инаугурации достаточно, чтобы вселить в них высокую гордость и радость внутреннего освобождения своего существования...»

«План показался бы достаточно безумным, если бы его осуществил один человек; но если с ним одновременно согласятся многие евреи, это вполне разумно, и его достижение не представляет никаких трудностей, о которых стоит упомянуть. Идея зависит только от числа ее приверженцев. Возможно, наши честолюбивые молодые люди, которым сейчас закрыты все пути продвижения и которым еврейское государство открывает светлую перспективу свободы, счастья и чести, возможно, они позаботятся о том, чтобы эта идея распространилась...»

«От самих евреев зависит, останется ли этот политический документ в настоящее время политическим романом. Если это поколение слишком скучно, чтобы понять его правильно, то восстанет будущее, более прекрасное, более продвинутое поколение, чтобы понять его. Евреи, которые попытаются это сделать, добьются своего состояния, и они этого заслужат...»

«Я не считаю еврейский вопрос ни социальным, ни религиозным, хотя он иногда принимает те и другие формы. Это национальный вопрос, и для его решения мы должны прежде всего сделать его международной политической проблемой, которая будет обсуждаться и обсуждаться. решено на совете цивилизованных стран мира.

«Мы народ, один народ.

«Мы искренне старались повсюду слиться с национальными сообществами, в которых живем, стремясь лишь сохранить веру наших отцов. Нам это не позволено. Напрасно мы преданные патриоты, порой сверхлояльные; напрасно мы делаем то же самое. жертвуя жизнью и имуществом как наши сограждане; напрасно мы стремимся увеличить славу нашей родной страны в искусстве и науке или ее богатство торговлей и коммерцией. В наших родных землях, где мы жили на протяжении веков, мы все еще находимся. осуждаются как чужаки, часто людьми, чьи предки еще не приехали в то время, когда еврейские вздохи уже давно были слышны в стране...»

«Угнетение и преследования не могут истребить нас. Ни одна нация на земле не пережила такой борьбы и страданий, как мы. Травля евреев просто отсеивает наших слабых; сильные среди нас демонстративно возвращаются к своим, когда вспыхивают преследования...»

«Там, где мы сохраняем политическую безопасность в течение какого-то времени, мы ассимилируемся. Я думаю, это не похвально…»

«Израиль – наша незабываемая историческая родина…»

«Позвольте мне еще раз повторить мои вступительные слова: евреи, которые этого захотят, достигнут своего государства. Мы будем наконец жить как свободные люди на нашей собственной земле и мирно умрем в наших собственных домах. Мир будет освобожден благодаря нашей свободе, обогащенные нашим богатством, преумноженные нашим величием, и все, что мы предпримем там для нашей собственной выгоды, принесет огромную и благотворную пользу на благо всего человечества». [108]

Его последнее литературное произведение «Альтнойланд» (по-английски: The Old New Land , 1902) представляет собой роман , посвященный сионизму. Герцль в течение трех лет тратил свое свободное время на то, чтобы написать то, что, по его мнению, могло быть выполнено к 1923 году. Хотя по форме это роман, это не роман, а серьезный прогноз того, что можно сделать в течение одного поколения. Ключевыми нотами этой истории являются любовь к Сиону и утверждение того факта, что предлагаемые изменения в жизни не утопичны, а должны быть достигнуты просто путем объединения всех лучших усилий и идеалов каждой расы и нации. Каждая такая попытка цитируется и упоминается таким образом, чтобы показать, что Альтнойланд , хотя и процветает благодаря таланту еврея, в действительности станет продуктом благотворительных усилий всех членов человеческой семьи.

Герцль представлял себе еврейское государство, сочетающее современную еврейскую культуру с лучшим из европейского наследия. Таким образом, в Иерусалиме будет построен «Дворец мира» для разрешения международных споров, и в то же время Храм будет перестроен на современных принципах. Герцль не считал еврейских жителей штата религиозными , но в общественной сфере существовало уважение к религии. Он также предполагал, что будут говорить на многих языках и что иврит не будет основным языком. Сторонники еврейского культурного возрождения, такие как Ахад Хаам , критиковали Альтнеуланд .

В Альтнойланде Герцль не предвидел никакого конфликта между евреями и арабами . Одним из главных героев «Альтнойланда» является хайфский инженер Решид-бей, который является одним из лидеров «Нового общества». Он очень благодарен своим еврейским соседям за улучшение экономического положения Израиля и не видит причин для конфликта. Все неевреи имеют равные права, и попытка фанатичного раввина лишить нееврейских граждан их прав терпит неудачу на выборах, которые являются центром основного политического сюжета романа. [109]

Герцль также представлял будущее еврейское государство «третьим путем» между капитализмом и социализмом, с развитой программой социального обеспечения и общественной собственностью на основные природные ресурсы. Промышленность, сельское хозяйство и торговля были организованы на кооперативной основе. Наряду со многими другими прогрессивными евреями того времени, такими как Эмма Лазарус , Луи Брандейс , Альберт Эйнштейн и Франц Оппенгеймер , Герцль желал провести земельные реформы, предложенные американским политэкономом Генри Джорджем . В частности, они призвали ввести налог на стоимость земли . [110] Он назвал свою смешанную экономическую модель «мутуализмом» — термин, заимствованный из французского утопического социалистического мышления. Женщины будут иметь равные избирательные права , как это было в сионистском движении, начиная со Второго сионистского конгресса.

В Альтнойланде Герцль изложил свое видение нового еврейского государства в Земле Израиля . Он резюмировал свое видение открытого общества:

«Она основана на идеях, которые являются общим продуктом всех цивилизованных наций... Было бы аморально, если бы мы исключали кого-либо, независимо от его происхождения, происхождения или религии, от участия в наших достижениях. Ибо мы стоим на плечи других цивилизованных народов... То, чем мы владеем, мы обязаны подготовительной работе других народов. Поэтому мы должны вернуть свой долг. Есть только один способ сделать это: высочайшая терпимость. отныне и присно: «Чувак, ты мой брат». [111]

«Если вы этого хотите, это не сон». фраза из книги Герцля « Старая Новая Земля » стала популярным лозунгом сионистского движения — стремления к созданию еврейского национального дома в Израиле. [112]

В своем романе Герцль написал об избирательной кампании в новом государстве. Он направил свой гнев против националистической партии, которая хотела сделать евреев привилегированным классом в Израиле. Герцль считал это предательством Сиона, поскольку Сион был идентичен ему гуманизмом и терпимостью – и это было верно как в политике, так и в религии. Герцль писал:

«Вопросы веры были раз и навсегда исключены из общественного влияния... Искал ли кто религиозного поклонения в синагоге, в церкви, в мечети, в художественном музее или на филармоническом концерте, это не касалось общества. Это было его [собственным] личным делом». [111]

«Альтнойланд» был написан как для евреев, так и для неевреев: Герцль хотел привлечь на свою сторону неевреев в пользу сионизма. [113] Когда он все еще думал об Аргентине как о возможном месте массовой еврейской иммиграции, он записал в своем дневнике:

«Когда мы оккупируем землю, мы принесем немедленную выгоду принимающему нас государству. Мы должны мягко экспроприировать частную собственность в закрепленных за нами поместьях. Мы постараемся переправить бедное население через границу, обеспечив ему работу в транзитных стран, лишая ее возможности трудоустройства в нашей стране. Хозяева собственности перейдут на нашу сторону. И процесс экспроприации, и выселение бедноты должны проводиться дискретно и осмотрительно... Само собой разумеется, что мы. будем с уважением терпеть лиц других вероисповеданий и защищать их собственность, их честь и их свободу самыми жестокими средствами принуждения. Это еще одна область, в которой мы подадим всему миру замечательный пример... Много ли будет таких владельцев недвижимого имущества. в отдельных областях [которые не продали бы нам свою собственность] мы просто оставим их там и будем развивать нашу торговлю в направлении других областей, принадлежащих нам». [114]

Разработанный Герцлем проект устава Еврейско-Османской земельной компании (JOLC) давал JOLC право получать землю в Израиле, предоставляя ее владельцам сопоставимые земли в других местах Османской империи .

Название «Тель-Авив» было названием, данным еврейскому переводу слова « Альтнойланд» переводчиком Наумом Соколовым . Это имя происходит из Иезекииля 3:15 и означает телл — древний курган, образовавшийся, когда город строился на своих собственных руинах в течение тысяч лет — весны. Позже это название было применено к новому городу, построенному за пределами Яффо , который стал Тель-Авив-Яффо , вторым по величине городом в Израиле . Близлежащий город на севере, Герцлия , был назван в честь Герцля.

Опубликованные работы

Мемориальная доска на месте рождения Теодора Герцля, синагога на улице Дохань , Будапешт .

Книги

Пьесы

[116] [117]

  • Работа труппы , комедия в одном действии, Вена 1880 г.
  • Die Causa Hirschkorn , комедия в одном действии, Вена, 1882 г.
  • Табарин , комедия в одном действии, Вена 1884 г.
  • Muttersöhnchen , в четырех действиях, Вена, 1885 г. (Позже: «Аустобен» Х. Юнгмана)
  • Его Высочество , комедия в трёх действиях, Вена, 1885 г.
  • Der Flüchtling , комедия в одном действии, Вена, 1887 г.
  • Wilddiebe , комедия в четырех действиях, в соавторстве с Х. Витманном, Вена 1888 г.
  • Что они скажут? , комедия в четырех действиях, Вена 1890 г.
  • Die Dame in Schwarz , комедия в четырех действиях, в соавторстве с Х. Витманом, Вена, 1890 г.
  • Prinzen aus Genieland , комедия в четырех действиях, Вена, 1891 г.
  • Die Glosse , комедия в одном действии, Вена, 1895 г.
  • Das Neue Ghetto , драма в четырех действиях, Вена 1898. Единственная пьеса Герцля с еврейскими персонажами. [117] как «Новое гетто» , Нью-Йорк, 1955 г. В переводе Хайнца Нордена
  • Unser Kätchen , комедия в четырех действиях, Вена, 1899 г.
  • Гретель , комедия в четырех действиях, Вена, 1899 г.
  • Я люблю тебя , комедия в одном действии, Вена 1900 г.
  • Солон в Лидиене , драма в трёх действиях, Вена, 1905 год.

Другой

  • Герцль, Теодор. Теодор Герцль: Отрывки из его дневников (2006), отрывок и текстовый поиск. Архивировано 8 июля 2014 года в Wayback Machine.
  • Герцль, Теодор. Философские рассказы Философские рассказы (1900), изд. Карстена Шмидта. новое изд. Лексикус, 2011 г., ISBN   978-3-940206-29-9 .
  • Герцль, Теодор (1922): Дневники Теодора Герцля, 1895–1904, Том: 1
  • Герцль, Теодор (1922): Дневники Теодора Герцля, 1895–1904, Том: 2

См. также

Примечания

  1. ^ / ˈ h ɜːr t s el , ˈ h ɛər t s el / HURT -sel, HAIRT -sel , [1] Немецкий: [ˈheʁtsl̩] ; Венгерский : Герцль Тивадар ; Иврит : תֵּאוֹדוֹר הֶרְצְל , латинизированный : Теодор Герцель ; Еврейское имя и его брит-мила : Бенджамин Зеев. [2]
  2. ^

    «Я льщу себе мысль, что мне не нужно говорить о своих чувствах к Твоему народу. Что касается израильтян [...], я действительно считаю их родственниками нас, арабов; для нас они двоюродные братья; мы действительно у нас один и тот же отец, Авраам, от которого мы также произошли. Между двумя расами есть много общего, у нас почти один и тот же язык. друг друга, если они хотят противостоять захватчикам других рас. Именно эти чувства позволяют мне откровенно говорить с Вами о великом вопросе, который в настоящее время волнует ваш народ.

    Вы хорошо знаете, что я говорю о сионизме. Идея сама по себе естественна, прекрасна и справедлива. Кто может оспаривать права евреев на Палестину? Боже мой, исторически это Твоя страна! И какое это было бы чудесное зрелище, если бы евреи, столь одаренные, были бы снова воссозданы как независимая нация, уважаемая, счастливая, способная оказывать услуги бедному человечеству в моральной сфере, как это было в прошлом!

    К сожалению, судьбы наций управляются не только этими абстрактными понятиями, какими бы чистыми и благородными они ни были. Мы должны считаться с реальностью, с установленными фактами, с силой, да, с жестокой силой обстоятельств. Но реальность такова, что Палестина сейчас является неотъемлемой частью Османской империи и, что еще серьезнее, ее населяют не только израильтяне. Эта реальность, эти приобретенные факты, эта жестокая сила обстоятельств не оставляют сионизму географически никакой надежды на реализацию».

    Выдержки из письма Юсуфа Дия аль-Халиди Теодору Герцлю от 1 марта 1899 года.

  3. ^

    «Сионистская идея, смиренным слугой которой я являюсь, не имеет враждебной тенденции по отношению к Османскому правительству, а как раз наоборот, это движение озабочено открытием новых ресурсов для Османской империи. Разрешение иммиграции ряду евреев, привозящих их интеллект, их финансовая хватка и их средства предпринимательства в стране, никто не может сомневаться в том, что благополучие всей страны будет счастливым результатом. Необходимо понять это и сделать это известным всем.

    Как очень хорошо заметило Ваше Превосходительство в своем письме великому раввину, за евреями нет никакой воинственной державы, и сами они не воинственны по своей природе. Это совершенно миролюбивый элемент, и они очень довольны, если их оставить в покое. Поэтому опасаться их иммиграции совершенно нечего.

    Вопрос о святых местах?

    Но никто и не думает их трогать. Как я говорил и писал много раз: эти места навсегда утратили способность принадлежать исключительно одной вере, одной расе или одному народу. Святые места есть и останутся святыми для всего мира, как для мусульман, так и для христиан и для евреев. Всеобщий мир, на который горячо надеются все люди доброй воли, будет иметь своим символом братский союз в Святых местах.

    Вы видите еще одну трудность, Ваше Превосходительство, в существовании нееврейского населения в Палестине. Но кому придет в голову отослать их? Именно их благосостояние, их личное богатство мы увеличим, привнося свое собственное. Думаете ли вы, что араб, владеющий землей или домом в Палестине стоимостью три или четыре тысячи франков, будет очень рассержен, увидев, что цена его земли за короткое время вырастет в цене в пять или десять раз, возможно, за один год? несколько месяцев? Более того, это обязательно произойдет с приходом евреев. Вот что должно осознать коренное население: они приобретут прекрасных братьев, как и султан обретет верных и хороших подданных, которые сделают процветание этой провинции — этой провинции, которая является их исторической родиной».

    Выдержки из письма Теодора Герцля Юсуфу Дия-уддину аль-Халиди от 19 марта 1899 г.

Ссылки

  1. ^ «Герцль» . Dictionary.com Полный (онлайн). нд . Проверено 17 октября 2018 г.
  2. ^ Эсор Бен-Сорек (18 октября 2015 г.). «Трагическая история семьи Герцлей» . Времена Израиля . На брит-миле ему дали еврейское имя Биньямин Зеев.
  3. ^ Jump up to: а б Коэн, Израиль (1959). Теодор Герцль, основатель политического сионизма . Т. Йоселов. п. 19.
  4. ^ «Госконтракт на английском языке | Толкование государственного контракта на иврите» . Словарь Морфикса (на иврите) . Проверено 17 августа 2022 г.
  5. ^ «Теодор Герцль» . www.nli.org.il. ​Проверено 29 марта 2024 г.
  6. ^ «Декларация о создании Государства Израиль» . Министерство иностранных дел Израиля . 14 мая 1948 года. Архивировано из оригинала 28 декабря 2015 года.
  7. ^ Перес 1999 , с. 123.
  8. ^ Робертсон 2004 , с. 63.
  9. Отец и дед Теодора родились в Земуне. Видеть Локер, Цви (2007). «Земун» . В Беренбауме, Майкл; Скольник, Фред (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 1 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan. стр. 507–508. Архивировано из оригинала 2 ноября 2013 года . Проверено 1 ноября 2013 г.
  10. ^ Корнберг, Жак (1993). Теодор Герцль: От ассимиляции к сионизму . Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0-253-11259-0 . Проверено 17 августа 2022 г. - через Google Книги.
  11. ^ «Теодор Герцль – Предыстория» . Об Израиле. Архивировано из оригинала 3 августа 2016 года . Проверено 26 октября 2011 г.
  12. ^ Герцль, Теодор (14 января 1898 г.). «Автобиография» . Еврейская хроника . № 1. с. 20 . Проверено 1 апреля 2017 г. Я родился в 1860 году в Будапеште в доме рядом с синагогой, где недавно раввин очень резко обличил меня с кафедры (...)
  13. ^ Герцль, Теодор (1960). «Герцль говорит: его мысли о проблемах, событиях и людях» . Брошюра Института Герцля . 16 . Архивировано из оригинала 19 ноября 2005 года. Я пошел... в синагогу [в Париже] и нашел службы снова торжественными и трогательными. Многое напомнило мне мою юность и синагогу Табакгассе в Пеште.
  14. ^ Шураки, Андре. Одинокий человек: Жизнь Теодора Герцля . Кетер Букс, 1970, стр. 11.
  15. ^ Илон, Амос (1975). Герцль , стр. 21–22, Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN   978-0-03-013126-4 .
  16. ^ Илон, Амос (1975). Герцль , с. 23, Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN   978-0-03-013126-4
  17. ^ Jump up to: а б Бурума, Ян Англомания: Европейский любовный роман , Нью-Йорк: Винтажные книги, 1998, стр. 180.
  18. ^ Хельге Дворжак (1999). «Герцль, Теодор». Биографический лексикон немецкого братства (на немецком языке). Том I: Политики. Часть 2: FH. Гейдельберг: Университетское издательство К. Винтер. стр. 317–318. ISBN  978-3-8253-0809-4 .
  19. ^ «Герцль, человек своего времени» . Herzl.org . Архивировано из оригинала 8 сентября 2013 года . Проверено 17 августа 2022 г.
  20. ^ «Теодор Герцль (1860–1904)» . Еврейское агентство Израиля . Архивировано из оригинала 30 сентября 2009 года . Проверено 8 августа 2009 г. Он получил степень доктора права в 1884 году и некоторое время работал в судах Вены и Зальцбурга.
  21. ^ М. Райх-Раницки, Моя жизнь (Мюнхен, 2001, DTV GmbH & Co. - ISBN   978-3-423-12830-8 ), с. 64.
  22. ^ «Фотография с подписью Теодора Герцля, Базель, Швейцария | Фонд рукописей Шапелля» . Шапелл . Проверено 10 мая 2023 г.
  23. ^ Кон, Генри Дж., «Обращение Теодора Герцля в сионизм» , Еврейские социальные исследования , Том. 32, № 2 (апрель 1970 г.), стр. 101–110, Издательство Индианского университета.
  24. Хоар, Лиам, «Действительно ли дело Дрейфуса вдохновило Герцля? » The Forward , 26 февраля 2014 г.
  25. ^ Жак Корнберг, «Теодор Герцль: переоценка» . Журнал современной истории , Том. 52, № 2 (июнь 1980 г.), стр. 226–252. Опубликовано издательством Чикагского университета.
  26. ^ « Новое гетто » . Архивировано из оригинала 8 августа 2018 года . Проверено 1 февраля 2018 г.
  27. ^ Габсбургская монархия (Лондон, 1914 г.), с. 188
  28. ^ Рубинштейн, Ричард Л. и Рот, Джон К. (2003). Подходы к Освенциму: Холокост и его наследие , с. 94. Луисвилл. Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN   978-0-664-22353-3 .
  29. ^ Корнберг, Жак (1993). Теодор Герцль: От ассимиляции к сионизму . Еврейская литература и культура. Блумингтон, Индиана : Издательство Университета Индианы . стр. 193–194. ISBN  978-0-253-33203-5 . Проверено 8 августа 2009 г. «Таким образом, антисемитизм пока чужд французскому народу, и он не способен его постичь…
    Напротив, несколько месяцев спустя... Герцль предложил совершенно иную оценку антисемитизма в Австрии как силового и основного движения, идущего по восходящему курсу. Более того, его ярость по поводу австрийского антисемитизма не имела аналогов в его реакции на французский антисемитизм.
  30. ^ Vital, A People Apart , vol. 2, с. 439
  31. ^ Королевская комиссия по иммиграции иностранцев, «Протоколы доказательств», 7 июля 1902 г., стр. 211
  32. ^ Jump up to: а б Кливленд, Уильям Л. История современного Ближнего Востока . Боулдер, Колорадо: Вествью, 2004. Печать. п. 224
  33. ^ Главный раввин Вены Мориц Гудеманн, «После разрушения Второго Храма евреи перестали быть политико-национальной идентичностью», из Гудемана, National Judentum (1897); М. Граенс, «Еврейство в современный период», под ред., Франкелл и Зипперштейн, с. 162
  34. ^ «Герцль и раввины» , Гаарец.
  35. ^ Дэниел Боярин , Негероическое поведение: рост гетеросексуальности и изобретение еврея, University of California Press , 1997. ISBN   978-0-520-21050-9 стр. 299–300.
  36. Жак Корнберг, Теодор Герцль: от ассимиляции к сионизму, Indiana University Press, 1993. ISBN   978-0-253-11259-0 стр. 164–165.
  37. ^ Ричи Робертсон , «Проблема «еврейской ненависти к себе» у Герцля, Крауса и Кафки», Oxford German Studies , Vol. 16, No. 1, стр. 81–102 [90]: «Некоторым современникам, в том числе Краусу , «Мошель» казался образцом еврейского антисемитизма».
  38. ^ Герцль, Der Judenstaat , цитируется CD Smith, Израиль и арабо-израильский конфликт , 2001, 4-е изд., стр. 53
  39. ^ Электронная книга «Проект Гутенберга о еврейском государстве» Теодора Герцля . 2 мая 2008 г. – через Gutenberg.org.
  40. ^ Норман Роуз, Бессмысленная, убогая война: голоса из Израиля, 1945–1948 , The Bodley Head, Лондон, 2009, стр. 2)
  41. ^ Аурон, Яир (2001). «Сионистское и израильское отношение к Геноциду армян». В Бартове, Омер; Мак, Филлис (ред.). Во имя Бога: геноцид и религия в двадцатом веке . Книги Бергана. стр. 268–269. ISBN  978-1-57181-302-2 .
  42. ^ Jump up to: а б Джерри Клингер (июль 2010 г.). «Преподобный Уильям Х. Гехлер — христианский священник, узаконивший Теодора Герцля» . Еврейский журнал . Архивировано из оригинала 18 апреля 2014 года . Проверено 26 октября 2011 г.
  43. ^ Дневники Теодора Герцля , под редакцией Марвина Ловенталя, Глостер, Массачусетс, паб Питера Смита, 1978, стр. 105
  44. ^ Jump up to: а б Лондонская Daily Mail, пятница, 18 ноября 1898 г. «Восточный сюрприз: важный результат поездки кайзера: султан и император пришли к согласию в Палестине: сионистскому движению дана доброжелательная санкция. Один из наиболее важных, если не самый важный, результатов визита кайзера в Палестину — это огромный импульс, который он дал сионизму, движению за возвращение евреев в Палестину. Выгода для этого дела тем больше, поскольку она немедленная, но, возможно, еще более важным является широкое политическое влияние, которое оказало это имперское действие. Обычно не сообщалось, что, когда кайзер посетил Константинополь, доктор Герцль, глава сионистского движения, снова был там, когда кайзер вошел в Иерусалим, и нашел там доктора Герцля; совпадения, а видимые признаки свершившихся фактов». Герцль добился политической легитимности.
  45. ^ Рубен Р. Хехт, Когда звучит шофар , 2006, с. 43
  46. ^ Герцль, Теодор (2012). Еврейское государство . Курьерская компания. ISBN  978-0-486-11961-8 . Проверено 17 августа 2022 г. - через Google Книги.
  47. ^ «Линия времени» . Герцль.орг. Архивировано из оригинала 18 января 2012 года . Проверено 26 октября 2011 г.
  48. ^ «МонБалаган - 1899: 1 марта - Письмо Юсуфа Дия аль-Халиди Герцлю: первое противостояние сионизму» . monbalagan.com . Проверено 5 мая 2022 г.
  49. ^ Jump up to: а б Халиди, Рашид Исмаил (2020). Столетняя война с Палестиной: история поселенческого колониализма и сопротивления, 1917–2017 гг . Нью-Йорк: Metropolitan Books, Генри Холт и компания. ISBN  978-1-62779-855-6 .
  50. ^ Шёльх, Александр (2005). «Османский Бисмарк из Иерусалима: Юсуф Дия аль-Халиди (1842-1906)». Иерусалим Ежеквартальный (24).
  51. ^ «Линия времени» . Герцль.орг. Архивировано из оригинала 18 января 2012 года . Проверено 26 октября 2011 г.
  52. ^ Фридман, Исайя. «Герцль, Теодор». Энциклопедия иудаики . Эд. Майкл Беренбаум и Фред Сколник. 2-е изд. Том. 9. Детройт: Macmillan Reference USA, 2007. 63. Виртуальная справочная библиотека Гейла . Веб. 22 января 2016 г.
  53. ^ «Полное собрание дневников Теодора Герцля» изд. Рафаэль Патай, пер. Гарри Зон, в 5 томах (Нью-Йорк, 1960 г.), 5 июля 1896 г. и 28 июня 1895 г., я, стр. 190
  54. ^ Трой, Гил (22 сентября 2022 г.). «Герцль представляет Der Jundenstaat — еврейское государство» . Проверено 20 января 2023 г.
  55. ^ Виталь, с. 442
  56. ^ в «Еврейском государстве: попытка современного решения еврейского вопроса».
  57. ^ перевод. Срочное предупреждение российского еврея своим родственникам
  58. ^ «Теодор Герцль в Иерусалиме, незадолго до встречи с германским императором Вильгельмом II...» Фонд рукописей Шэпелла . Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 года . Проверено 26 октября 2011 г.
  59. Герцль записал в своем дневнике о необходимости признания мировой державы. 11 марта 1896 г.»
  60. ^ Гинзберг, Майкл Пелед; Рон, Моше (2004). Разрушенные сосуды: память, идентичность и творение в работах Дэвида Шахара . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  978-0-7914-5919-5 .
  61. Кайзер Вильгельм II заверил Герцля в своей поддержке еврейского протектората под Германией, когда они встретились в частном порядке в Стамбуле неделей ранее. Ко времени их публичных встреч в Микве Исраэль и Иерусалиме кайзер передумал. Герцль думал, что потерпел неудачу. В глазах общественного мнения он этого не сделал.
  62. ^ Шнеер, Декларация Бальфура, стр. 111
  63. ^ Шнеер, с. 112
  64. Католицизм, Франция и сионизм: 1895–1904. Архивировано 13 июля 2007 года в Wayback Machine.
  65. ^ Лакер, Уолтер. История сионизма. Лондон: Таурис Парк в мягкой обложке, 2003. с. 111
  66. ^ Шнеер, стр. 113–14.
  67. ^ Дэвид Виталь, Народ и государство (1999), с. 448
  68. ^ Герцль, Теодор (26 января 1904 г.). «ТЕОДОР ГЕРЦЛ: Аудиенция у Папы Пия X (1904)» . Совет центров еврейско-христианских отношений .
  69. ^ Илон, Амос (1975). Герцль , стр. 400–401, Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN   978-0-03-013126-4 .
  70. ^ «Некролог», The Times , четверг, 7 июля 1904 г.; п. 10; Выпуск 37440; полковник Б.
  71. ^ Илон, Амос (1975). Герцль , с. 402, Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN   978-0-03-013126-4 .
  72. ^ Майкл Станиславский, Сионизм и конец века: космополитизм и национализм от Нордау до Жаботинского, University of California Press , ISBN   978-0-520-93575-4 2001 г. стр. 11.
  73. ^ Корбетт, Тим (2016). « То, чем я был для евреев, в ближайшее время будет лучше оценено...» – Миф и память на первоначальном захоронении Теодора Герцля в Вене» . С:ИМОН Шоа: Вмешательство. Методы. Документация . 3 (1): 64–88. ISSN   2408-9192 .
  74. Тайна раскрыта: пропавший Герцль Парочет найден в доме ККЛ-ЕНФ в Тель-Авиве , «Джерузалем Пост».
  75. ^ «Кнессет учредил День Герцля» .
  76. ^ Десмонд Стюарт (1974) Теодор Герцль. Художник и политик. Хэмиш Гамильтон SBN 241 02447 1 стр.109
  77. ^ Стюарт (1974), стр. 323,339.
  78. ^ Илон, Амос (1975) Герцль . Холт, Райнхарт и Уинстон . ISBN   978-0-03-013126-4 с. 49
  79. ^ Бейлин, Йоси (1992) Израиль. Краткая политическая история. Вайденфельд и Николсон , Лондон. ISBN   0-297-82126-1 . с.2, Бейлин упоминает также Герцля, «обремененного неудачным браком» и «его шаткие отношения со сварливой женой» (с.4), не намекая на какую-либо связь.
  80. ^ Стюарт стр.339
  81. ^ Дерек Пенслар , Теодор Герцль: харизматический лидер, издательство Йельского университета ISBN   978-0-300-18250-7 2020 стр. 75: «В июньских дневниковых записях Герцль представлял себя великим государственным деятелем, диктующим условия Хиршу и другим богатым евреям, которым он всегда завидовал и презирал. Он писал, что будет всемогущим лидером и будет подчиняться беспрекословно в будущем еврейском государстве. Дочерей банкиров будут выдавать замуж за «энергичных молодых людей» ради блага государства и «самооплодотворения нации». «Хорошо управляемая тайная полиция» обеспечит безопасность Герцля. Еврейским государством будет управлять династия Герцлиев; его отец Якоб станет первым сенатором еврейского государства, а его сын Ганс — его дожем. Герцль представлял себе церемонию коронации с участием кирасиров, артиллеристов и пехоты, «марширующих в украшенных золотом парадных мундирах». «Сам дож будет носить позорную одежду еврея средневекового гетто: остроконечную шляпу и желтый значок. ... Только внутри храма мы накидываем ему на плечи княжеский плащ и возлагаем ему на голову корону». Герцль плакал от величия своего видения и от перспективы короновать собственного сына догом. «Люблю и целую моего Отца-Короля», — написал Герцль в телеграмме своему сыну в день его четвертого дня рождения».
  82. ^ Илон, Амос (1975). Герцль , с. 403, Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN   978-0-03-013126-4 .
  83. ^ Jump up to: а б Шалом Гольдман, Рвение к Сиону: христиане, евреи и идея земли обетованной, UNC Press , 2009 г. ISBN   978-0-807-83344-5 стр. 134.
  84. ^ Стюарт, Д., Теодор Герцль (Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday, 1974), стр. 202
  85. Шалом Гольдман, «Проклятые дети» Теодора Герцля, Табличка 2 мая 2022 г.
  86. ^ Принцы без дома: современный сионизм и странная судьба детей Теодора Герцля , Ильза Штернбергер, с. 125
  87. ^ «Эйнштейн о сыне Теодора Герцля, обращении Ганса и самоубийстве» . Коллекция рукописей Шапелла . СМФ. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 26 ноября 2013 г.
  88. «Он рассказал любопытный факт: ему не делали обрезание при рождении, но он подвергся обрезанию, когда ему было 13 лет, когда он жил в Лондоне. Он заявил, что возмущается этим, что, по его словам, настраивает его против синагоги». «Ганс Герцль, сын Теодора Герцля, совершает самоубийство после похорон сестры Паулины», Еврейское телеграфное агентство, 18 сентября 1930 года.
  89. ^ Jump up to: а б с Раввин Кен Спиро (2 февраля 2002 г.). «Ускоренный курс еврейской истории, часть 63 - Современный сионизм» . Айш ха-Тора. Архивировано из оригинала 8 августа 2018 года . Проверено 26 октября 2011 г.
  90. ^ Принцы без дома, автор Айл Штернбергер
  91. ^ «Манта – заново откройте для себя малый бизнес Америки» . Манта . Голиаф.ecnext.com . Проверено 26 октября 2011 г.
  92. Дети Герцля будут обнаружены во вторник в Бордо, Франция. haaretz.com. Архивировано 5 сентября 2008 г. в Wayback Machine.
  93. Осуществление исторической справедливости: дети Герцля возвращаются домой, jewishagency.org. Архивировано 8 января 2009 г. на Wayback Machine.
  94. Письма Рихарда Ноймана из сионистского архива.
  95. ^ Стивен Норман, «Воздушная остановка в Израиле» azure.org.il
  96. ^ Центральный сионистский архив - обширный обмен документальными фильмами между Лаутербахом и Норманом 1936–1946 гг.
  97. Центральный сионистский архив, Иерусалим, «Документы Стивена Нормана», 2 июля 1946 г., письмо г-же Штибовиц-Кан.
  98. Хабокер, 26 октября 1945 года. Документ среди бумаг Стивена Нормана в Центральном сионистском архиве в Иерусалиме.
  99. Центральный сионистский архив, Иерусалим, август 1946 г.,
  100. ^ «Эти дети несли знак свободы», Джерри Клингер, Фонд Теодора Герцля, в Midstream , еврейском обзоре, выходящем два раза в месяц, май/июнь 2007 г., стр. 21–24, ISSN   0026-332X
  101. ^ Аншель Пфеффер и служба «Гаарец» (5 декабря 2007 г.). «Единственный внук Теодора Герцля перезахоронен на кладбище Йлем» . Haaretz.com .
  102. Ричард Гринберг, Washington Jewish Week, 27 июня 2007 г., «Сионист собирается вернуться« домой »: внука Герцля планируется перезахоронить в Израиле»
  103. ^ Джерри Клингер,«Сионист, который заслуживает возвращения домой», «Джерузалем пост», 12 февраля 2003 г. Ускоренный курс еврейской истории, часть 63 - Современный сионизм. Архивировано 8 августа 2018 г. на Wayback Machine на сайте www.aish.com.
  104. ^ Гуттман, Натан (29 августа 2007 г.). «Иерусалим планирует похороны героя давно умершего внука Герцля» . Еврейская ежедневная газета Форвард .
  105. Джерри Клингер, президент Американского еврейского общества охраны исторического наследия, был главным организатором пятилетних усилий по перезахоронению.
  106. ^ «Еврейско-американское-общество-для-исторического-сохранения.org» . Американское еврейское общество охраны исторического наследия. 5 декабря 2007 года . Проверено 26 октября 2011 г.
  107. ^ Кливленд, Уильям Л. История современного Ближнего Востока . Боулдер, Колорадо: Вествью, 2004. с. 223 [ ISBN отсутствует ]
  108. ^ «Jewishvirtuallibrary.org» . Сайт Jewishvirtuallibrary.org . Проверено 26 октября 2011 г.
  109. ^ Авинери, Шломо (2 сентября 2009 г.). «Видение расизма Герцлем» . Гаарец . Архивировано из оригинала 17 апреля 2009 года . Проверено 8 августа 2009 г.
  110. ^ «Генри Джордж и сионизм» . Еврейские течения . Архивировано из оригинала 18 октября 2015 года . Проверено 24 февраля 2015 г.
  111. ^ Jump up to: а б «Сион и еврейская национальная идея», в книге «Пересмотр сионизма» , Macmillan, 1970 PB, стр.185.
  112. ^ «Брандейс.еду» . Brandeis.edu. 24 мая 2010 года . Проверено 26 октября 2011 г.
  113. ^ LCM ван дер Хувен Леонхард, «Шломо и Давид, Израиль, 1907», в «От гавани к завоеванию» , 1971, В. Халиди (редактор), стр. 118–119.
  114. ^ «Полное собрание дневников Теодора Герцля», том. 1 (Нью-Йорк: Herzl Press и Thomas Yoseloff, 1960), стр. 88, 90, далее — дневники Герцля.
  115. ^ «Теодор Герцль 1880-1889 | Еврейское агентство» . archive.jewishagency.org . 5 ноября 2007 года . Проверено 17 августа 2022 г.
  116. ^ «Теодор Герцль 2004» . Департамент еврейского сионистского образования. Архивировано из оригинала 14 января 2005 года . Проверено 8 августа 2009 г.
  117. ^ Jump up to: а б Бальзам, Машав. «Теодор Герцль: от сцены театра к сцене жизни» . Все о еврейском театре . Архивировано из оригинала 12 июня 2010 года . Проверено 8 августа 2009 г.

Дальнейшее чтение

Первичные и вторичные источники

Биографии Теодора Герцля

  • Пенслар, Дерек Джонатан. Теодор Герцль (Yale University Press, 2020) онлайн .

Статьи

  • Пенслар, Дерек Дж. «Герцль и палестинские арабы: миф и контрмиф». Журнал истории Израиля 24.1 (2005): 65–77. онлайн
  • Пенслар, Дерек Дж. «Теодор Герцль, раса и империя». в книге «Сделаем историю еврейской» (Brill, 2020). 185–209. онлайн
  • Пенслар, Дерек Джонатан. «Герцль, сионизм и истоки еврейской социальной политики». в книге «Теодор Герцль: Провидец еврейского государства» под редакцией Гидеона Шимони и Роберта Вистриха (1999), стр. 215–226. онлайн .
  • Пенслар, Дерек Джонатан. «При чем здесь любовь? Эмоциональный язык раннего сионизма». Журнал истории Израиля 38.1 (2020): 25–52. онлайн
  • Пенслар, Дерек Дж. «Декларации (не) зависимости: напряженность в сионистском управлении государством, 1896–1948». Журнал левантийских исследований 8.1 (2018): 13+ онлайн .

Фильмы

Внешние ссылки

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f17ccc08463598055ce1e077c0af13a5__1719173820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/a5/f17ccc08463598055ce1e077c0af13a5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theodor Herzl - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)