Земунское кладбище
Земунское кладбище — общественное кладбище, расположенное в Земуне на холме Гардош . Он ограничен улицами Кара Душана , улица Наде Димич , улица Сибинянин Янка и улица Гроблянска, а также лестницей, ведущей к площади Бранки Радичевича , образуя таким образом северо-западную границу Старого ядра Земуна . Кладбище объявлено памятником культуры .
Введение
[ редактировать ]До 1740 года кладбище располагалось на невысоком склоне холма Гардош . В середине 18 века на плато холма Гардош образовался комплекс, состоящий из двух кладбищ трех конфессий : православного , католического и еврейского , который сохранил функционирование и по сей день. Оборонительная стена с бойницами и бастионами 1841 года, сохранившаяся как ограда кладбища, представляет собой одну из последних сохранившихся частей городских стен , окружавших весь Земун .
История
[ редактировать ]После завоевания Земуна Габсбургами в 1717 году и заключения Белградского мира в 1739 году Земун стал пограничным городом Габсбургской монархии . Это послужило причиной его превращения из простой касабы (небольшого городка) в город с современным городским дизайном. Это развитие включало определение уникального места для городского кладбища за пределами самого города, тем самым оставив средневековый обычай располагать кладбище рядом с местами отправления культа. [ 1 ] Земунское кладбище на Гардоше расположено на лесистом плато над старой частью города и берегом Дуная . Он был создан для католического населения после того, как турецкие власти были изгнаны из Земуна и город был включен в состав Австрийской империи (1717 г.). К концу XVIII века старое православное на это же плато было перенесено кладбище. Оба кладбища сегодня находятся на одном и том же месте, включая еврейское , основанное на этом месте после 1739 года. [ 2 ] К середине 20 века кладбище заполнило нынешнюю территорию, и власти планировали открыть новое кладбище. Однако эта идея была реализована после Второй мировой войны , и теперь это новое кладбище обслуживает большую часть Белграда . Использование старого кладбища было продолжено, хотя предполагалось хоронить там только тех людей, чьи семьи владели там захоронениями. Проблема по-прежнему стоит остро, особенно потому, что необходимо сохранить большое количество могил, где были похоронены выдающиеся личности, многочисленные памятники, имеющие историческую и художественную ценность.
Старое мусульманское кладбище
[ редактировать ]Старое мусульманское кладбище, основанное во времена турецкого правления, располагалось рядом с мечетью на сегодняшней Большой площади. Кладбище простиралось от мечети к реке Дунай , примерно окруженное сегодняшними улицами Змай-Йовина и Господской. После завоевания Земуна Габсбургами это кладбище исчезло. Позже на месте мечети была построена церковь , а на самом месте кладбища - общественные здания, в основном для нужд приграничного города. [ 1 ]
Старое православное кладбище
[ редактировать ]Это кладбище , также основанное во времена турецкого владычества, располагалось на склоне горы Гардош , в непосредственной близости от Николаевской церкви. Он простирался от церковного двора вверх по нынешней четной стороне улицы Синджеличева . После первых расширений нового кладбища на Гардоше территория этого кладбища была разделена и продана, начиная с подножия Гардоша и поднимаясь в гору. расположены преимущественно жилые дома В настоящее время на его территории за пределами погоста . [ 1 ]
Сегодня
[ редактировать ]Православное кладбище
[ редактировать ]На православном кладбище находятся: охраняемая благотворительная церковь Св. Димитрия купеческого рода Петрович-Хариш (1876 г.), часовня семьи Спирта (около 1911 г.), памятник павшим и погибшим сербским солдатам 1914 г. –1918 г. (1928 г.), важные могилы бывшей греческой колонии и Цинцари , могилы русских беженцев (с 1920 г.), первых пилотов югославских пассажирских самолетов, бизнесменов, филантропов, священников, ученых, писателей, художников и других, с большое количество скульптур на них, работы выдающихся скульпторов: Джордже Йовановича , Драгомира Арамбашича, Воина Бакича , Петра Палавичини, Тома Росандича , Стевана Бондарова, Периши Милича и других. На погосте также установлен памятник жителям Земуна , погибшим в 1943 году в хорватском концентрационном лагере Стара Градишка .
Католическое кладбище
[ редактировать ]На католическом кладбище сохранились: часовня 1763 года с несколькими мемориальными досками на фасаде, стилизованная часовня 1909 года аптекарей Трещик, памятник воинам 1914–1918 годов, неоготическое металлическое распятие ИНРИ, кладбище монахини, работавшие в больницах (с 1887 г.) и школах (с 1928 г.), мемориальные надгробия купеческих семей: Мозера, Гнуса, Штрайхера, Альбрехта, Кулунджича, Филиповича; семьи строителей и архитекторов: Енч, Капус, Цимерман, Катинчич, Краус; из дьяконов и приходских священников Нижнего Срема: писатель Вилим Кораяц (1899 г.), Маато Штрак (1911 г.), доктор Алоизие Винчетич (1930 г.), Иван Шульц (1946 г.); писатель и юрист доктор Живко Бертич , писатель проф. Казимир Супичич (1938), штурманы DDSG и другие. В одной части кладбища находится общий мемориал Жертвам фашистского террора, где собрано большое количество узников фашистского лагеря на ярмарочной площади Старого Белграда (Staro sajmište), на левом берегу реки Савы. . [ 3 ]
Еврейское кладбище
[ редактировать ]
Еврейское кладбище , одно из старейших в Сербии, является местом захоронения с момента прибытия евреев в австрийский Земун (1739 г.) и до настоящего времени. Каменные памятники имеют характерные формы: от вотивных плит до современных и репрезентативных, таких как надгробие бизнесмена Габриэля Полгара (1915 г.). Они носят такие фамилии, как: Брандайс, Леви, Герцль, Саламон, Коэн, Гольдштейн, Хиршль, Хайм, Шер, Векслер и др. Здесь в 1993 году похоронен писатель и публицист Ото Бихали-Мерин, в 1941 году — его брат Павле. , промышленник Маавро Биндер в 1927 году, Мозес Альбахари в 1897 году и врач Исак Исара в 1912 году. [ 1 ] На видном месте стоит плита с надписью: Жертвам фашизма 1941–1945 годов. Он посвящен памяти 540 членов еврейской общины Земуна, погибших в концентрационных лагерях Ясеновац и Стара Градишка . Большое количество надгробий различных стилистических и иконографических особенностей имеет решающее значение для хронологического изучения культурного развития этой части города на протяжении двух столетий. Бесспорно, что могилы выдающихся личностей и надгробия должны быть защищены, особенно могилы семей, не имеющих потомков. Институт охраны культурного наследия города Белграда составил Каталог важных могил и могильных памятников и представил его властям города, района и кладбища. Кое-что за это время уже сделано, например, реконструкция разрушенной часовни Спирта в 2007 году. Необходима постоянная реконструкция и восстановление гробниц. Опасность оползни и мины, выкопанные под землей во времена австрийского и австро-венгерского правления и которые больше не используются по своему первоначальному назначению, увеличивают нестабильность местности. [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д 1,3 М. Дабижич. Земунское кладбище , Институт охраны культурного наследия города Белграда, 2015 г. ISBN 978-8689779240
- ^ Миодраг Дабижич, Земунское кладбище на холме Гардош, Ежегодник Белградского музея. XXIII, Белград, 1976 г.
- ^ Иодраг Дабижич, Земунское кладбище на холме Гардош (II), Наследие 8, Институт охраны культурного наследия города Белграда, Белград, 2008 г.
- ↑ Д. Буквич, «Проблема места упокоения Земуна», Politika , 28 октября 2012 г. ISSN 0350-4395
Литература
[ редактировать ]- Петар ул. Маркович, Земун с древнейших времен до наших дней , Типография Йовы Караматы, Земун, 1896 г.
- Гойко Десница, Земун и первое сербское восстание (1804–1813) , Литературный клуб «Земун», Земун, 1975.
- Д. Буквич, «Проблема места упокоения Земуна», «Политика» , 28 октября 2012 г., ISSN 0350-4395
- Желько Шкаламера, «Старое ядро Земуна», том 5, Институт охраны культурного наследия города Белграда, 1966.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с кладбищем Земун, на Викискладе?
44 ° 50'55 "с.ш. 20 ° 24'27" в.д. / 44,8485 ° с.ш. 20,4075 ° в.д.