Jump to content

арумыны

Страница полузащищенная

арумыны
Арманджи , Раманджи
Флаг , чаще всего ассоциирующийся с арумынами, [1] неофициальный, но с традиционными корнями [2]
Общая численность населения
в. 250 000 (говорящие на арумынском языке) [3]
Регионы со значительной численностью населения
 Греция 39 855 (перепись 1951 г.) ; [4] по оценкам до 300 000 (2002 г.) [5]
 Румыния 26 500 (оценка 2006 г.) [6]
 Северная Македония 8714 (перепись 2021 г.) [7]
 Албания 2459 (перепись 2023 г.) [8]
 Болгария 2000–3000 (оценка 2014 г.) [9]
 Сербия 327 (перепись 2022 г.) [10]
Языки
Арумын ,
также языки своих родных стран
Религия
Преимущественно восточно-православное христианство
Родственные этнические группы
Другие романоязычные народы;
(в первую очередь истрорумыны , мегленорумыны и румыны )

Арумыны Арманджи ( арумынский : , Рраманджи ) [11] Это этническая группа, проживающая на южных Балканах и говорящая на арумынском языке , восточно-романском языке . [12] Они традиционно обитают в центральной и южной Албании , юго-западной Болгарии , северной и центральной Греции и Северной Македонии , а в настоящее время их можно найти в центральной и южной Албании, юго-западной Болгарии, юго-западной и восточной Северной Македонии, северной и центральной Греции. , южная Сербия и юго-восточная Румыния ( Северная Добруджа ). проживающая Существует также арумынская диаспора, за пределами этих мест. Арумыны известны под несколькими другими именами, например, « валахи » или «македо-румыны». [13] [14] [15] (иногда также относились к мегленорумынам ). [16]

Термин «валахи» используется в Греции и других странах для обозначения арумын, причем этот термин был более широко распространен в прошлом для обозначения всех романоязычных народов Балканского полуострова и Карпат региона ( Юго-Восточная Европа ). [17]

Их разговорный язык, арумынский , является восточно-романским языком, очень похожим на румынский , который имеет множество собственных слегка различающихся диалектов. [18] Считается, что арумынский язык произошел от общерумынского языка , общей стадии всех восточно-романских разновидностей. [19] который произошел от народной латыни, на которой говорили палеобалканские народы после романизации Балканского региона, попавшего под латинскую сферу влияния. [20] Арумынский язык имеет много общих черт с албанским , болгарским и греческим языками ; однако, хотя в нем много заимствованных слов из греческого, славянского и турецкого языков , его лексика по-прежнему остается преимущественно романской по происхождению. [21]

Имена и классификация

Этнонимы

Термин «арумын» происходит непосредственно от латинского Romanus , что означает римский гражданин. Начальная буква a- - это правильная эпентетическая гласная, встречающаяся при образовании определенных групп согласных, и она не связана, как иногда предполагает народная этимология, с отрицательным или привативным a- греческого языка (также встречающимся в латинских словах греческого происхождения). . Этот термин был придуман Густавом Вейгандом в его работе «Die Aromunen» 1894 года . Первой книгой, которую многие ученые называют наиболее ценной для перевода своего этнического названия, является грамматика, напечатанная в 1813 году в Вене Михаилом Г. Бояги . Он назывался Γραμματική Ρωμαϊκή ήτοι Μακεδονοβλαχική/ Romanische oder Macedonowlachische Sprachlehre («Романтская или македоно-влахская грамматика»).

Термин влах - это экзоним , используемый со времен средневековья. Арумыны называют себя Рраман или Арман , в зависимости от того, к какой из двух диалектных групп они принадлежат, и идентифицируют себя как часть Фара Арманеаска («Арумынское племя») или Популу Арманеску («Арумынский народ»). [11] Эндоним переводится на английском языке как Aromanian , на румынском языке как Aromâni , на греческом языке как Armanoi (Αρμάνοι), на албанском языке как Arumunët , на болгарском языке как Arumani (Арумнони), на македонском языке как Aromanci (Ароманци), на сербохорватском языке как Armani и Аромат .

Термин «Влах» использовался на средневековых Балканах как экзоним для всех романоязычных (романизированных) народов региона, а также как общее название пастухов , но в настоящее время обычно используется для арумын и мегленитов , дако-румын. [22] назывались влахами только в Сербии , Болгарии и Северной Македонии . Этот термин встречается в следующих языках: греческий «Влахой» ( Βλάχοι ), албанский «Вллехет», болгарский, сербский и македонский «Власи» (Бласи), турецкий «Улахлар», венгерский. [23] «Ола». Примечательно, что термин Влах также означал «бандит» или «мятежник» в османской историографии , и что этот термин также использовался в качестве экзонима для преимущественно православных христиан на западных Балканах, находящихся под властью Османской империи (в основном обозначая сербов ), а также венецианцы (также в основном для иммигрантского славяноязычного населения внутренних районов Далмации обозначающие сербов).

Группы

Немецкий академик Теде Каль , эксперт по арумынским исследованиям , делит арумын на две основные группы: «рраманджи» и «арманджи», которые далее делятся на подгруппы. [11]

Извини

  • Музачиарс из Музачии , расположенной на юго-западе центральной Албании.
  • Фаршероты (или Фаршероты ), в основном сосредоточенные в Эпире , из области Фрашер (Арумынский Фаршар ) на юго-востоке Албании.
  • Москополиты или москополеанцы , из города Москополе , когда-то важного городского центра на Балканах, ныне деревни на юго-востоке Албании.

Арманжи

  • Пиндийцы , сконцентрированные в окрестностях Пиндских гор Северной и Центральной Греции .
  • Грамустяне (или Gramosteans , гр. grammostianoi ), из гор Грамос , изолированной области на юго-востоке Албании и северо-западе Греции.

Прозвища

Арумынские общины имеют несколько прозвищ в зависимости от страны, в которой они проживают.

  • Грамустян и пиндов называют куцовлахами ( греч . Κουτσόβλαχοι). Этот термин иногда воспринимается как уничижительный, поскольку первый элемент этого термина происходит от греческого koutso- (κουτσό-), что означает «хромой». Следуя турецкой этимологии, где küçük означает «маленький», они представляют собой меньшую группу влахов в отличие от более многочисленных влахов (дако-румын).
  • Фаршеротов из Фрашера (Албания), Москополе и Музачии называют «фрасариотами» (греч. Frasariotes Vlachoi) или арванитовлахами (греч. Арванитовлахои), что означает «албанские влахи», в зависимости от места их происхождения. [24]

В южнославянских странах, таких как Сербия, Северная Македония и Болгария, для обозначения аромунов обычно используются прозвища Власи (южнославянское слово для влахов и валахов) и Цинцари (также пишется Цинцари, Цинкари или подобные), что происходит от так, как арумыны произносят слово, означающее пять , цинци . демоним Macedoni , Macedoni или Macedoromâni В Румынии также используется термины Вллах или Вллех («Влах») и Чобан или Чобендж (от турецкого çoban , «пастух»). . В Албании используются [25]

Население

Поселения

Москополе , некогда культурный и торговый центр арумын, 1742 год.

Арумынская община в Албании оценивается до 200 000 человек, включая тех, кто больше не говорит на этом языке. [26] По оценкам Таннера, сообщество составляет 2% населения. [26] В Албании арумынские общины населяют Москополе, их самое известное поселение, район Колонье (где они сконцентрированы), квартал Фиера (арумынский Ферака ), в то время как арумынский язык преподавали, как записано Томом Виннифритом, в начальных школах в Андон-Почи недалеко от Гирокастер , Шкалле (арумынский Скара ) возле Саранды и Боровэ возле Корчи (арумынский Курсо ) (1987). [24]

Румынская исследовательская группа в 1960-х годах пришла к выводу, что албанские арумыны мигрировали в Тирану , Стан-Карбунарэ, Скрапар , Поян , Билишт и Корчу и что они населяли Караю, Лушне , Москополе , Дренову (арумынскую Дарнова ) и Бобоштицу (арумынскую Бубуштицу ). [24] существовала важная община арумын В Черногории и Боснии и Герцеговине , которая, вероятно, была ассимилирована местными жителями. Первоначально они были христианами , но около 1000 года присоединились к богомилов / патаренов христианской секте и были сербизированы . После турецкой оккупации арумыны Боснии и Герцеговины обратились в ислам по экономическим и религиозным мотивам. [27] В Боснии и Герцеговине много артефактов арумын, в основном в их некрополях. Эти некрополи охватывают всю Боснию и состоят из погребальных памятников, как правило, без крестов.

Происхождение

Карта Римской империи в период ее расцвета при Траяне (годы правления 98–117).
Линия Иречека — это воображаемая линия, которая показывает, где латинское и греческое влияние встречаются на Балканах, согласно эпиграфическим археологическим данным.

Язык

Арумынский язык связан с народной латынью, на которой говорили на Балканах в римский период. [28] Трудно установить историю валахов на Балканах, поскольку существует разрыв между варварскими нашествиями и первыми упоминаниями о валахах в XI и XII веках. [29] Византийские хроники бесполезны, и только в 13, 14 и 15 веках термин влахи становится более частым, хотя различать виды влахов оказывается проблематично, поскольку он использовался для различных субъектов, таких как империя династии Асен, Фессалия. и Румыния через Дунай. [29] Предполагалось, что влахи являются потомками римских солдат или латинизированного коренного населения (греков, иллирийцев, фракийцев или даков) из-за исторического римского военного присутствия на территории, населенной этим сообществом. [28] [30] Многие румынские ученые утверждают, что арумыны были частью дако-румынской миграции с севера Дуная между VI в. [31] и X веков, что подтверждает теорию о том, что «великое румынское» население происходит от древних даков и римлян. [32] Греческие ученые рассматривают арумын как потомков римских легионеров, женившихся на греческих женщинах. [31] Ни одна из теорий не имеет доказательств, и Виннифрит считает их маловероятными. [31] Небольшое количество существующих свидетельств указывает на то, что родина влахов (арумын) находилась в сфере латинского влияния на Северных Балканах, к северу от линии Иречека , которая примерно разграничивала области влияния латыни и греческого языка. [20] С прорывом славян на границу Дуная в VII веке латиноязычные жители были вытеснены дальше на юг. [20] Основываясь на лингвистических соображениях, Ольга Томич приходит к выводу, что арумыны переселились из Фракии на свои нынешние места после славянского вторжения во Фракию, хотя и раньше мегленорумын . [33]

Генетические исследования

В 2006 году Бош и др. попытались определить, являются ли арумыны потомками латинизированных даков , греков , иллирийцев , фракийцев или их комбинации, но было показано, что они генетически неотличимы от других балканских популяций. Лингвистические и культурные различия между балканскими группами считались слишком слабыми, чтобы предотвратить поток генов между группами. [34]

Y-ДНК Гаплогруппы [34]
Выборочная совокупность Размер выборки Р1б Р1а я E1b1b E1b1a Дж Г Н Т л Другое (Y-ДНК)
Арумыны из Дукаса , Албания. [34] 39 2.56% (1/39) 2.56% (1/39) 17.95% (7/39) 17.95% (7/39) 0.0 48.72% (19/39) 10.26% (4/39) 0.0 0.0 0.0
Арумыны из Андон-Почи, Албания [34] 19 36.84% (7/19) 0.0 42.11% (8/19) 15.79% (3/19) 0.0 5.26% (1/19) 0.0 0.0 0.0 0.0
Арумыны из Крушево, Северная Македония [34] 43 27.91% (12/43) 11.63% (5/43) 20.93% (9/43) 20.93% (9/43) 0.0 11.63% (5/43) 6.98% (3/43) 0.0 0.0 0.0
Арумыны из Штипа, Северная Македония [34] 65 23.08% (15/65) 21.54% (14/65) 16.92% (11/65) 18.46% (12/65) 0.0 20.0% (13/65) 0.0 0.0 0.0 0.0
Арумыны в Румынии [34] 42 23.81% (10/42) 2.38% (1/42) 19.05% (8/42) 7.14% (3/42) 0.0 33.33% (14/42) 0.0 – 14.29% (6/42)
Арумыны на Балканском полуострове 39+
19+
43+
65+
42=
208
21.63% (45/208) 10.1% (21/208) 20.67% (43/208) 16.35% (34/208) 0.0 25% (52/208) 3.37% (7/208) 2.88% (6/208)

Гаплогруппа R1b является наиболее распространенной гаплогруппой среди двух или трех из пяти протестированных арумынских популяций, которая не показана в качестве ведущего признака локуса Y-ДНК в других регионах или этнических группах на Балканском полуострове . По 16 маркерам Y-STR из пяти арумынских популяций предсказатель Джима Каллена предполагает, что более половины средней частоты 22% R1b арумынских популяций с большей вероятностью принадлежат к ветви L11. [34] Субклады L11 составляют большую часть гаплогруппы R1b в Италии и Западной Европе, тогда как восточные субклады R1b преобладают в популяциях восточных Балкан. [35]

История и самоидентификация

Арумынская овчарка в традиционной одежде, фото 1899 года, Архив: Братья Манаки .

Арумыны или влахи впервые появляются в средневековых византийских источниках в XI веке, в Стратегиконе Кекаумена и Анны Комнины , Алексиаде в районе Фессалии . [36] В XII веке еврейский путешественник Вениамин Туделинский записывает существование округа «Влахия» возле Хальмироса в восточной Фессалии , а византийский историк Никита Хониат помещает « Великую Влахию » возле Метеоры . Фессалийская Влахия, по-видимому, также была известна как «Влахия в Элладе ». [37] Более поздние средневековые источники также говорят о «Верхней Влахии» в Эпире и «Маленькой Влахии» в Этолии-Акарнании , но после конца 13 века «Великая Влахия» больше не упоминается. [36]

Средневековые влахи (арумыны) Герцеговины считаются авторами знаменитых погребальных памятников с петроглифами ( по-сербски stecci ) Герцеговины и соседних стран. Теорию происхождения валахов предложили Богумил Грабак (1956) и Мариан Венцель. [38] а в последнее время было подтверждено археологическими и антропологическими исследованиями останков скелетов из могил под Стеччи. Эта теория намного старше и впервые была предложена Артуром Эвансом в его работе «Антикварные исследования в Иллирике» (1883). Проводя исследование с Феликсом фон Лушаном могил стечаков вокруг Конавле , он обнаружил, что большое количество черепов не было славянского происхождения, но было похоже на черепа древних иллирийских и албанских племен , а также отметил, что мемориалы Дубровника фиксируют те части, населенные влахами до 15 век. [39]

Арумыны в рамках балканских национализмов XIX и XX веков.

Отгонные пути валахских пастухов в прошлом
Карта с указанием территорий с румынскими школами для арумын и мегленорумын в Османской империи (1886 г.)

Отчетливое арумынское сознание не было развито до 19 века и находилось под влиянием подъема других национальных движений на Балканах . [40]

До этого арумыны, как восточные православные христиане , были включены вместе с другими этническими группами в более широкую этнорелигиозную группу «римлян» (по-гречески Romaioi , по названию Восточной Римской или Византийской империи), которая во времена Османской империи составляла отдельную ромовую просо. . [41] Ромовое просо возглавлялось Константинопольским Патриархатом , в котором доминировали греки , а греческий язык использовался в качестве лингва-франка среди балканских православных христиан на протяжении 17–19 веков. В результате богатые урбанизированные арумыны были культурно эллинизированы и сыграли важную роль в распространении греческого языка и культуры; действительно, первая книга, написанная на арумынском языке, была написана с использованием греческого алфавита и была нацелена на распространение греческого языка среди говорящих на арумынском языке. [42]

Однако к началу 19 века особая латинская природа арумынского языка начала изучаться в серии грамматик и языковых буклетов. [43] В 1815 году аромуны Будапешта запросили разрешение использовать свой язык в литургии , но местный митрополит отклонил его. [43]

Однако установлению отчетливого арумынского национального сознания препятствовала тенденция арумынских высших классов поглощаться доминирующими окружающими этническими группами и поддерживать свои соответствующие национальные причины как свои собственные. [44] Они настолько отождествились с принимающими странами, что балканская национальная историография изображает арумын как «лучших албанцев», «лучших греков» и «лучших болгар», что привело к тому, что исследователи назвали их « хамелеонами Балкан». [45] Следовательно, многие арумыны сыграли заметную роль в современной истории балканских народов: революционер Питу Гули , премьер-министр Греции Иоаннис Колеттис , греческий магнат Георгиос Аверофф , министр обороны Греции Евангелос Аверофф , премьер-министр Сербии Владан Дордевич , патриарх Константинопольский Афинагор I. , румынский митрополит Андрей Шагуна и др.

После создания независимой Румынии и автокефалии Румынской православной церкви в 1860-х годах арумыны все чаще стали попадать под влияние румынского национального движения . Несмотря на яростное сопротивление греческой церкви, румыны создали обширную поддерживаемую государством культурную и образовательную сеть на южных Балканах: первая румынская школа была основана в 1864 году арумыном Димитрием Атанасеску , а к началу 20 века существовало 100 румынских церквей. и 106 школ с 4000 учениками и 300 учителями. [46] В результате арумыны разделились на две основные фракции: одну прогреческую, другую прорумынскую, а также меньшую, сосредоточившуюся исключительно на своей арумынской идентичности. [41]

При поддержке великих держав , и особенно Австро-Венгрии , «арумынско-румынское движение» завершилось признанием 22 мая 1905 года арумын как отдельного проса ( просо Уллы ) османской империей с соответствующими свободами богослужение и образование на своем родном языке. [47] Тем не менее, из-за развитой ассимиляции арумын это произошло слишком поздно, чтобы привести к созданию отдельной арумынской национальной идентичности; действительно, как заметил Густав Вейганд в 1897 году, большинство арумын были не только безразличны, но и активно враждебно относились к своему собственному национальному движению. [48]

В то же время греко-румынский антагонизм по поводу арумынской лояльности усилился в результате вооруженной македонской борьбы , что привело к разрыву дипломатических отношений между двумя странами в 1906 году. греческой) стороне, но некоторые перешли на сторону « экзархистов » (проболгар). [47] Однако после Балканских войн 1912–1913 годов интерес Румынии ослабел, а когда он возродился в 1920-х годах, он был больше направлен на поощрение румынских «македонских братьев» к эмиграции в Южную Добруджу , где проживали сильные нерумынские меньшинства. [48]

В то время как румынская активность снизилась, начиная с Первой мировой войны и в связи с ее участием в Албании , Италия предприняла некоторые усилия — не очень успешные — по преобразованию прорумынских симпатий в проитальянские. [48] Во время Второй мировой войны , во время оккупации Греции странами Оси , Италия поощряла арумынских националистов сформировать «арумынскую родину», так называемое Княжество Пинд . Однако проект так и не получил особой поддержки среди местного населения. Напротив, многие ведущие деятели греческого Сопротивления против Оси, такие как Андреас Цимас , Стефанос Сарафис и Александрос Сволос , были арумынами. Проект «княжества» рухнул после заключения итальянского перемирия в 1943 году.

Современная арумынская идентичность

Дата объявления османского ирада 23 мая 1905 года была принята в последнее время арумынами в Албании, Австралии , Болгарии и Северной Македонии как « Арумынский национальный день » ( Dzua Natsionalã a Armãnjilor ), но особенно не в Греции или среди арумын в греческой диаспоре . [49] В Румынии каждый 10 мая вместо этого праздника отмечается День балканской румынности. Это соблюдение предназначено не только для арумын, но и для мегленорумын и истрорумын . [50]

В наше время арумыны, как правило, переняли доминирующую национальную культуру, часто имея двойную идентичность: арумынскую и греческую/албанскую/болгарскую/македонскую/сербскую/и т. д. [51] Арумыны также встречаются за пределами Греции. На юге Албании и в городах по всему Балканам проживает много арумын. [49] в то время как арумынов, идентифицирующих себя как румыны, все еще можно найти в районах, где действовали румынские школы. [51] Есть также много арумын, которые идентифицируют себя исключительно как арумыны (даже, как в случае с «цинкарами», когда они больше не говорят на этом языке). Такие группы можно найти в юго-западной Албании, восточных частях Северной Македонии, у арумын, иммигрировавших в Румынию в 1940 году, а также в Греции в районах Верии (арумынский Верия ) и Гревены (арумынский Гребини ) и в Афинах . [49]

Культура

Религия

Церковь Святого Николая в Москополе

Арумыны преимущественно православные христиане и следуют восточно-православному литургическому календарю . [52]

Кухня

Метсовоне , арумынский сыр из Мецово.

Арумынская кухня находится под сильным влиянием средиземноморской и ближневосточной кухни . [53]

Музыка

Полифоническая музыка распространена среди арумын и подчиняется общему набору правил. [54]

Литература

Существует литература на арумынском языке.

Одежда

Арумыны в традиционной одежде в Македонии в начале 20 века.

В арумынской сельской местности одежда отличалась от одежды горожан. Форма и цвет одежды, объем головного убора, форма драгоценного камня могли указывать на культурную принадлежность, а также указывать на происхождение жителей села. Использование фустанеллы среди арумын можно проследить, по крайней мере, до 15 века, причем примечательные примеры можно увидеть в арумынском стечаке некрополя Радимля .Кроме того, арумыны считают фустанеллу своим этническим костюмом.

Спорт

Есть некоторые известные арумынские спортивные деятели, такие как теннисистка Симона Халеп и футболист Георге Хаджи . [55] В Румынии у них также есть собственная футбольная команда под названием «Арманамеа», которая с 2008 года представляет их на европейском футбольном турнире среди меньшинств « Европаада» . [56] Существует также Cupa Armânamea, соревнование по футзалу, организованное арумынами в Румынии. [57]

Арумыны сегодня

В Греции

Карта Балкан с регионами, населенными арумынами, выделенными желтым цветом.
Самарина , одна из самых высокогорных деревень Греции.

В Греции арумыны признаются не как этническое, а как языковое меньшинство и, как и арваниты , во многих отношениях неотличимы от других греков с XIX века. [58] [59] Хотя греческие арумыны отличаются от коренных греков ( гретов ), когда говорят на арумынском языке, большинство из них по-прежнему считают себя частью более широкой греческой нации ( элини , эллины ), которая также включает в себя другие языковые меньшинства, такие как арваниты или славяноязычные жители Греческой Македонии. . [5] Греческие арумыны издавна были связаны с греческим национальным государством, активно участвовали в борьбе Греции за независимость и заняли очень важные посты в правительстве. [60] хотя в конце Первой мировой войны была попытка создать автономный арумынский кантон под защитой Италии, получивший название Княжество Пинд . Арумыны имели большое влияние в греческой политике, бизнесе и армии. Революционеры Ригас Ферайос и Гиоргакис Олимпиос , [61] Премьер-министр Джон Колеттис [62] миллиардеры и благотворители Евангелос Заппас и Константинос Заппас , бизнесмен и филантроп Джордж Аверофф , фельдмаршал, а затем премьер-министр Александрос Папагос и консервативный политик Евангелос Аверофф [63] все были либо арумынами, либо частично арумынского происхождения. Трудно оценить точное количество арумын в Греции сегодня. 1923 По Лозаннскому договору года их численность оценивалась от 150 000 до 200 000, но две последние переписи населения, проводившиеся для различения групп христианских меньшинств, в 1940 и 1951 годах, показали 26 750 и 22 736 валахов соответственно. [5] По оценкам, количество арумын в Греции колеблется от 40 000. [4] и 300 000. Каль оценивает общее количество людей арумынского происхождения, которые все еще понимают этот язык, не более чем в 300 000 человек, при этом число свободно говорящих на нем составляет менее 100 000 человек. [5]

Большая часть арумынского населения проживает в северной и центральной Греции; Эпир , Македония и Фессалия . Основными районами, населенными этими популяциями, являются горы Пинд , вокруг гор Олимпа и Вермиона , а также вокруг озер Преспа недалеко от границы с Албанией и Республикой Северная Македония. Некоторых арумын до сих пор можно встретить в изолированных сельских поселениях, таких как Самарина (арумынская Самарина , Хамарина или Сан-Марина ), Периволи (арумынский Пириволи ) и Смикси (арумынский Змикси ). Есть также арумыны (валахи) в таких городах, как Янина (арумынский Янина , Энина или Энана ), Мецово (арумынский Аминчу ), Верия. (Арумынская Верия ) Катерини , Трикала (Арумынский Триколь ), Гревена (Арумынский Гребини ) и Салоники (Арумынский Саруна )

В целом в Греции не поощряется использование языков меньшинств. [64] хотя в последнее время предпринимаются усилия по сохранению находящихся под угрозой исчезновения языков (включая арумынский) Греции.

С 1994 года Университет Аристотеля в Салониках предлагает курсы «Куцовлах» для начинающих и продвинутых, а в Мецово регулярно проходят культурные фестивали с участием более 40 000 участников - крупнейшие арумынские культурные мероприятия в мире. [65] Тем не менее, не существует исключительно арумынских газет, а на телевидении почти полностью отсутствует арумынский язык. [65] Действительно, хотя по состоянию на 2002 год в Греции существовало более 200 влахских культурных ассоциаций, многие из них даже не использовали термин «влах» в своих названиях, и лишь немногие из них активно занимаются сохранением арумынского языка. [65]

В 1997 году Парламентская ассамблея Совета Европы приняла Рекомендацию 1333 (1997), призывающую балканские государства предпринять шаги для исправления «критической ситуации» арумынской культуры и языка. [66] под давлением Союза арумынского языка и культуры Германии Это произошло . [67] В ответ тогдашний президент Греции публично Константинос Стефанопулос призвал греческих арумын обучать этому языку своих детей.

В 2001 году 31 арумынский мэр и глава деревень подписали резолюцию протеста против доклада Госдепартамента США о ситуации с правами человека в Греции . Они жаловались «на прямую или косвенную характеристику влахских греков как этнического, языкового или другого меньшинства, заявляя, что влахские греки никогда не просили греческого государства признать их меньшинством, подчеркивая, что исторически и культурно они были и остаются неотъемлемой частью эллинизма, они были бы двуязычными, а арумынский язык был бы вторичным». [68]

Кроме того, крупнейшая арумынская группа в Греции (и во всем мире), Всегреческая федерация культурных ассоциаций валахов Греции, [65] неоднократно отвергал классификацию арумынского языка как языка меньшинства или влахов как отдельной этнической группы, отдельной от греков, считая арумын «неотъемлемой частью эллинизма». [69] [70] [71] Арумынское (Влахское) культурное общество, связанное с Сотирисом Блетсасом , представлено в Государственном комитете-члене Европейского бюро малоразговорных языков в Греции. [72]

В Албании

Арумыны в Албании:
  Арумынские эксклюзивные поселения
  Арумынское большинство или значительные поселения меньшинства

Точное присутствие арумынской общины в Албании неизвестно. В основном они сконцентрированы в некоторых частях южной и западной Албании. По переписи 2011 года 8266 человек заявили себя арумынами. [73] По поводу качества конкретных данных Консультативный комитет по Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств заявил, что «к результатам переписи следует относиться с предельной осторожностью, и призывает власти не полагаться исключительно на собранные данные о гражданстве». во время переписи населения при определении своей политики по защите национальных меньшинств». [74] По словам Тома Виннифрита в 1995 году, в Албании проживало около 200 000 человек арумынского происхождения, независимо от владения арумынским языком, или говорили на арумынском языке, не обязательно считая себя обладателями отдельной идентичности. [26] [75] По данным Франка Крессинга и Карла Казера в 2002 году, в Албании проживало от 30 000 до 50 000 арумын. [76] Таннер (2004) указал на Албанию как на единственную страну, где арумыны составляют относительно значительный процент населения, около 2%. [26]

В последние годы, похоже, наблюдается возобновление прежней политики поддержки и спонсирования румынских школ для арумын Албании. Как отмечается в недавней статье в румынских СМИ, детский сад, начальные и средние школы в албанском городе Дивьяке, где местные албанские ученики-арумыны обучаются как на арумынском, так и на румынском языках, получили существенную помощь непосредственно от румынского правительства. Одной из единственных церквей, обслуживающих арумынское меньшинство в Албании, является церковь Св. Сотира ( Айу Сутир предоставило помощь в размере 2 миллиардов леев ) в Корче, которой правительство Румынии . У них также есть политическая партия под названием «Альянс за равенство и европейскую справедливость» (ABDE; Ligãturea ti Egaliteati shi Ndrept European ), которая является единственной в мире наряду с двумя в Северной Македонии, и две общественные организации под названием Shoqata Arumunet/Vllehtë e Shqiperisë ( Общество арумын/валахов Албании) и Unioni Kombëtar Arumun Shqiptar (Арумынско-албанский национальный союз). Многие из албанских арумын (арванито влахов) иммигрировали в Грецию, поскольку в Греции они считаются частью Греческое меньшинство в Албании . [77] предпринимаются попытки наладить обучение на родном языке В городе Дивьяке . [78]

Известные арумыны, чье семейное происхождение родом из сегодняшней Албании, включают епископа Андрея Шагуна и отца Хараламбие Баламачи , тогда как известные албанцы с арумынским семейным происхождением - актеры Александр (Сандер) Проси , Маргарита Чепа , Альберт Верриа и Прокоп Мима , а также композитор Николла . Зораки [79] и певцы Эли Фара и Парашкеви Симаку .

13 октября 2017 года арумыны получили официальный статус этнического меньшинства путем голосования по законопроекту парламента Албании .

В Северной Македонии

Иорий Мучитано , первый лидер первой арумынской банды в IMRO
Распространение арумын в Северной Македонии:
  Населенные пункты, где арумыны являются официально признанным меньшинством.
  Другие населенные пункты с арумынским населением
  Районы сосредоточения мегленорумын

По официальным данным правительства (перепись 2002 г.), в Северной Македонии проживает 9695 арумын или влахов, как их официально называют. По переписи 1953 года насчитывалось 8669 валахов, в 1981 году — 6392, в 1994 году — 8467. [80] Арумыны признаны этническим меньшинством и, следовательно, представлены в парламенте и пользуются этническими, культурными, языковыми и религиозными правами, а также правом на образование на своем языке.

существуют арумынские культурные общества и ассоциации, такие как Союз арумынской культуры Северной Македонии, Арумынская лига Северной Македонии, Международная лига арумын и Comuna Armãneascã «Frats Manachi» (Арумынская община братьев Манаки). В Битоле (арумынский Битули) или Битуле ). Есть также две политические партии, представляющие арумынское меньшинство страны. Это Демократический союз влахов Македонии (DSVM; Unia Democratã a Armãnjlor dit Machiduni , UDAM ) и Партия валахов Македонии (PVM; Partia Armãnjilor ditu Machidunie , PAM ). Это единственные арумынские партии в мире наряду с ABDE в Албании.

Многие формы СМИ на румынском языке были созданы с 1990-х годов. Правительство Северной Македонии оказывает финансовую помощь газетам и радиостанциям на румынском языке. Газеты на арумынском языке, такие как Phoenix ( арумынский : Fenix ), обслуживают арумынскую общину. Арумынская телевизионная программа «Искра» ( арумынский : Scanteao ; македонский Искра (Iskra)) транслируется на втором канале Македонского радио-телевидения .

В начальных школах проводятся уроки арумынского языка, и государство финансирует некоторые опубликованные на арумынском языке произведения (журналы и книги), а также работы, посвященные арумынской культуре, языку и истории. Последнее в основном осуществляется первым арумынским научным обществом «Константин Белемаче» в Скопье (Арумынская Скопия ), которое организовывало симпозиумы по арумынской истории и публиковало их статьи. По последней переписи населения было 9596 арумын (0,48% от общей численности населения). Имеются концентрации в Крушево (арумынская Крушува ) 1020 (20%), Штипе (арумынский Штип ) 2074 (4,3%), Битоле 1270 (1,3%), Струга 656 (1%), Свети Николе (арумынский Сан Николе ) 238 (1,4% ). %), Кисела Вода 647 (1,1%) и Скопье 2557 (0,5%). [7]

В Румынии

Начиная со средних веков, из-за турецкой оккупации и разрушения их городов, таких как Москополе , Грамос , Линотопи [ бг ; эль ; МК ; sq ] (который так и не восстановился), а позже и в Крушево , многие арумыны покинули свои родные земли на Балканах, чтобы поселиться в румынских княжествах Валахии и Молдавии, которые имели схожий язык и определенную степень автономии от турок . Эти иммигранты-арумыны были ассимилированы с румынским населением.

В 1925 году, через 47 лет после того, как Добруджа была включена в состав Румынии, король Фердинанд предоставил арумынам землю и привилегии на поселение в этом регионе, что привело к значительной миграции арумын в Румынию. Сегодня 25% населения региона являются потомками арумынских иммигрантов. [ нужна ссылка ]

В настоящее время в Румынии проживает от 50 000 до 100 000 арумын, большая часть которых сосредоточена в Добрудже. [ нужна ссылка ] По данным некоторых арумынских культурных организаций в Румынии, в Румынии проживает около 100 000 арумын, и их часто называют македонцами («македонцами»). [ нужна ссылка ] Некоторые арумынские ассоциации даже оценивают общее количество людей арумынского происхождения в Румынии в 250 000 человек. [ нужна ссылка ]

Недавно, [ когда? ] В Румынии растет движение, как со стороны арумын, так и со стороны румынских законодателей, за признание арумын либо как отдельную культурную группу, либо как отдельную этническую группу и распространение на них прав других меньшинств в Румынии, таких как материнские права. языковое образование и представители в парламенте. [ нужна ссылка ]

В Румынии существует Македо-румынское культурное общество .

В Болгарии

Большинство арумын Софийского региона являются потомками эмигрантов из региона Македонии и северной Греции, прибывших между 1850 и 1914 годами. [81]

В Болгарии большинство арумын было сосредоточено в районе к юго-западу от Софии, в регионе под названием Пирин , ранее входившем в состав Османской империи до 1913 года. По этой причине большое количество этих арумын переселилось в Южную Добруджу , часть Королевство Румыния после Бухарестского мира 1913 года . После повторного включения Южной Добруджи в состав Болгарии по Крайовскому договору 1940 года большинство из них было переселено в Северную Добруджу в результате обмена населением . Другая группа переехала в северную Грецию. В настоящее время самая большая группа арумын в Болгарии проживает в южной горной местности, в районе Пештеры . Большинство арумын в Болгарии происходят из гор Грамос , некоторые из Северной Македонии , гор Пинд в Греции и Москополе в Албании. [82]

После падения коммунизма в 1989 году арумыны и румыны (известные в Болгарии как «валахи») начали инициативу по организации себя в одну общую ассоциацию. [83] [84] [85]

По официальной переписи 1926 года, здесь проживало 69 080 румын, 5 324 арумына, 3 777 куцовлахов и 1 551 цинцар . [ нужна ссылка ]

В Сербии

В средние века арумыны населяли Герцеговину, регион сегодня в Боснии и Герцеговине, близкий к современной Сербии, и воздвигли знаменитые некрополи с петроглифами (Радимля, Блидинье и др.). [86] Арумыны, известные как Цинкари (Цинцари), мигрировали в Сербию в 18 и начале 19 веков. Чаще всего они говорили на греческом языке двуязычно, и их часто называли «греками» ( Грчи ). Они сыграли важную роль в формировании сербской государственности, внося свой вклад в повстанцев, торговцев и интеллектуалов. Многие греческие арумыны (Грко Цинцари) приехали в Сербию вместе с Алией Гушанац в качестве крджалий (наемников), а затем присоединились к Сербской революции (1804–1817). Среди известных повстанцев Конда Бимбаша и Папазогли. [87] Среди известных людей арумынского происхождения - драматург Йован Стерия Попович (1806–1856), писатель Бранислав Нушич (1864–1938) и политик Владан Джорджевич (1844–1930).

Большинство сербов арумынского происхождения не говорят на арумынском языке и исповедуют сербскую идентичность . Они живут в Нише , Белграде и некоторых небольших общинах на юге Сербии, таких как Княжевац . была Сербско-арумынская ассоциация «Лунина» основана в Белграде в 1991 году. Согласно переписи 2022 года , насчитывалось 327 сербских граждан, идентифицированных как этнические чинкари . [10] Однако по неофициальным оценкам, арумынское население Сербии составляет 5000 человек. [88] –15,000. [89]

Диаспора

Помимо балканских стран, существуют также общины арумынских эмигрантов, проживающие в Канаде , США , Франции и Германии . Хотя самая большая диаспора находится в некоторых крупных канадских городах, во Фрайбурге , в Германии существует одна из самых важных арумынских организаций — Союз арумынского языка и культуры . В Соединенных Штатах Общество Фаршароту является старейшей и наиболее известной ассоциацией арумын, основанной в 1903 году Николае Чиканом, арумыном, уроженцем Албании. Во Франции арумыны объединены в Ассоциацию французских аромунов «Тра Арманами» . [90]

Известные арумыны

Симона Халеп
Джордж Хаги
Джордж Аверофф , бизнесмен
Саймон Синас , банкир
Иоаннис Колеттис , бывший премьер-министр Греции

Ниже приводится список известных людей полного или частичного арумынского происхождения. Обратите внимание, что эти утверждения во многих случаях оспариваются или являются общими с предками других этнических групп.

Искусство и литература

Право, филантропия и коммерция

Военный

Политика

Религия

Науки, академия и инженерия

Спорт

См. также

Ссылки

  1. ^ Минахан, Джеймс Б. (2016). Энциклопедия наций без гражданства: этнические и национальные группы мира (2-е изд.). АВС-КЛИО . п. 38. ISBN  9781610699549 .
  2. ^ Эне, Мария Камелия (2016). «Пафтауа, виды украшений и символы. Аксессуары из наследия Муниципального музея Бухареста» (PDF) . Материалы истории и музеографии (на румынском языке). 30 . Бухарест : Муниципальный музей Бухареста: 136.
  3. ^ Пуиг, Луис Мария де (17 января 1997 г.). «Репортаж: Арумыны» . Парламентская ассамблея Совета Европы. Док. 7728.
  4. ^ Перейти обратно: а б По данным INTEREG - цитируется Евроменьшинством . Архивировано 3 июля 2006 г. в Wayback Machine : Арумыны в Греции. Архивировано 19 мая 2005 г. в Wayback Machine.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Каль 2002 , с. 153.
  6. ^ Гатедж, Юлиана (8 декабря 2006 г.). «Арумыны хотят статуса меньшинства» . Ежедневная газета (на румынском языке). Архивировано из оригинала 9 марта 2012 года.
  7. ^ Перейти обратно: а б «Перепись населения, домохозяйств и квартир в Республике Северная Македония, 2021 г. – первый набор данных» (PDF) . п. 8 . Проверено 2 июля 2022 г.
  8. ^ «Перепись населения и жилищного фонда 2023 года» (PDF) . Институты и статистики (ИНСТАТ).
  9. ^ Константин, Марин (2014). «Этнокультурная принадлежность арумын, валахов, католиков и липован/старообрядцев в Румынии и Болгарии (1990–2012)» (PDF) . Revista Romana de Sociologie . 25 (3–4): 255–285.
  10. ^ Перейти обратно: а б «Население по национальностям» (на сербском языке). Статистическое управление Республики Сербия . Проверено 9 мая 2023 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Каль 2002 , с. 145.
  12. ^ Через Дунай: юго-восточные европейцы и их путешествующие личности (17–19 вв.) . Брилл. 2016. с. 30. ISBN  978-90-04-33544-8 . Арумыны (валахи) — латиноязычная этническая группа, проживающая на южных Балканах.
  13. ^ Беневедес, Эли; Лалли, Оуэн; Ли, Хун-Эн; Перли, Эбигейл; Пьомбино, Эйлин (2021). Исследование воздействия землетрясений на этнические и религиозные группы: Бухарест, Румыния (PDF) (Диссертация). Вустерский политехнический институт . стр. 1–63.
  14. ^ Тудоранча, Раду (2007). «Анализ македо-румынского вопроса в румынско-греческих отношениях в первое десятилетие двадцатого века (1900–1926)» (PDF) . Евроатлантические исследования (11): 91–97.
  15. ^ Врабие, Эмиль (1993). «Арумынская этимология» . Общая лингвистика . 33 (4): 212–219. ПроКвест   1301510711 .
  16. ^ Цыркомнику, Эмиль (2009). «Некоторые темы традиционных свадебных обычаев маседо-румын (арумын и меглено-румын)» . Румынский журнал демографических исследований . 3 (3): 141–152.
  17. ^ «Влахи – европейский этнос» . Britannica.com . Проверено 9 января 2018 г.
  18. ^ «Румынский язык» . Архивировано из оригинала 20 марта 2006 года . Проверено 16 мая 2006 г.
  19. ^ Исак, Даниэла (2024). Определенность в балканском романсе . Оксфордские исследования по теоретической лингвистике. Издательство Оксфордского университета. п. 1. ISBN  9780198865704 . Термин «балканский романский язык» используется для обозначения группы языков, включая румынский, арумынский, истрорумынский и мегленорумынский. 1 Хотя точные исторические связи между этими языками до сих пор неясны (...), общепринято считать, что они имеют общего предка и, следовательно, образуют единую семью. 1 Альтернативные названия балканского романса — дако-романтика и восточный романс.
  20. ^ Перейти обратно: а б с Виннифрит 2002 , с. 115.
  21. ^ Джеймс Минахан (2002). Энциклопедия народов без гражданства: A – C. Издательская группа Гринвуд. п. 175. ИСБН  978-0-313-32109-2 . Проверено 18 апреля 2012 г. Арумынский язык имеет много общих черт с болгарским, греческим и албанским, но лексический состав, хотя и богат греческими, славянскими и турецкими заимствованиями, остается в основном романского типа.
  22. ^ «Что значит дако-румынский?» . www.definitions.net .
  23. ^ «Венгерский этнографический лексикон/» . Mek.niif.hu. Проверено 9 января 2018 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б с Виннифрит 1987 , с. 35.
  25. ^ Таннер 2004 , стр. 203–.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д Таннер 2004 , с. 209.
  27. ^ Исидор Иесан, Отцовская секта на Балканах и Траян Дакия. Институт графических искусств К. Сфети, Бухарест, 1912 г.
  28. ^ Перейти обратно: а б Таннер 2004 , с. 210.
  29. ^ Перейти обратно: а б Виннифрит 1987 , с. 39.
  30. ^ Биндер, Дэвид (2004). «Влахи, мирный балканский народ» . Средиземноморский ежеквартальный журнал . 15 (4): 115–116. дои : 10.1215/10474552-15-4-115 . ISSN   1527-1935 . S2CID   154461762 . Римская империя постепенно расширялась на территории, которая сейчас называется Балканским полуостровом, с 146 г. до н.э., с появлением первых колоний вокруг Превезы в Эпирском регионе Греции, примерно до 550 г. н.э. Иногда влахов считают романизированными потомками автохтонных этнических групп, иллирийцев, фракийцев, даков и греков, хотя связь с греками, несомненно, самая сильная.
  31. ^ Перейти обратно: а б с Виннифрит 2002 , с. 114.
  32. ^ Таннер 2004 , с. 205.
  33. ^ Томич, О.М. (2006). Морфо-синтаксические особенности Балканского Sprachbund . Спрингер. п. 39.
  34. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Бош, Э.; Калафель, Ф.; Гонсалес-Нейра, А.; Флейз, К; Матеу, Э; Шейл, Х.Г.; Хакенбек, В; Ефремовская, Л; и др. (2006). «Отцовские и материнские линии на Балканах демонстрируют однородный ландшафт, несмотря на языковые барьеры, за исключением изолированных аромунов». Анналы генетики человека . 70 (Часть 4): 459–87. дои : 10.1111/j.1469-1809.2005.00251.x . ПМИД   16759179 . S2CID   23156886 .
  35. ^ Майрес, Натали М. (2010). «Эффект основателя основной гаплогруппы Y-хромосомы R1b эпохи голоцена в Центральной и Западной Европе» . Европейский журнал генетики человека . 19 (1): 95–101. дои : 10.1038/ejhg.2010.146 . ПМК   3039512 . ПМИД   20736979 .
  36. ^ Перейти обратно: а б ODB , "Vlachs" (A. Kazhdan), pp. 2183–2184.
  37. ^ ODB , "Vlachia" (A. Kazhdan), p. 2183.
  38. ^ Мариан Венцель, Боснийские и Герцеговинские гробницы - кто их сделал и почему?" Sudost-Forschungen 21 (1962): 102–143
  39. ^ Мужич, Иван (2009). «Влахи и древнебалканская дохристианская символика оленей на стеччи». Старое хорватское образование (на хорватском языке). Сплит: Музей хорватских археологических памятников. III (36): 315–349.
  40. ^ "BJUNIORNEWBLOG: АРОМЫНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ" . 11 сентября 2019 г.
  41. ^ Перейти обратно: а б Каль 2002 , с. 146.
  42. ^ Каль 2002 , стр. 146–147.
  43. ^ Перейти обратно: а б Каль 2002 , с. 147.
  44. ^ Каль 2002 , стр. 149–150.
  45. ^ Каль 2002 , с. 150.
  46. ^ Каль 2002 , стр. 147–148.
  47. ^ Перейти обратно: а б Каль 2002 , с. 148.
  48. ^ Перейти обратно: а б с Каль 2002 , с. 149.
  49. ^ Перейти обратно: а б с Каль 2002 , с. 151.
  50. ^ Вушкан, Кэтэлин (13 мая 2021 г.). «День Балканской Румынии был принят Палатой депутатов. Наши братья с юга будут отмечаться ежегодно 10 мая. Бюст в Корча, Албания, отцу-мученику Хараламбие Баламаче, убитому греками штыками за то, что он служил в Румынии. " . ActiveNews (на румынском языке).
  51. ^ Перейти обратно: а б Каль 2002 , с. 152.
  52. ^ Каль 2003 .
  53. ^ Дарэбуш, Кармен (2013). «Питание как аллювиальная система в культуре аромунов» (PDF) . Acta Iassyensia Comparationis (на итальянском языке). 11 (1): 85–90.
  54. ^ Каль, Теде (2008). «Многоголосное пение у арумын (валахов)». В Ахмедадже – Адриан; Хайд, Герлинда (ред.). Европейские голоса I: Многочастное пение на Балканах и в Средиземноморье . Бёлау Верлаг . стр. 267–280. ISBN  9783205780908 .
  55. ^ Геринг, Сильвиу (23 мая 2020 г.). «23 мая — день Симоны Халеп и Гикэ Хаджи. И всех арумын в мире. Какие македонцы у нас еще есть в румынском спорте» . Fanatik.ro (на румынском языке).
  56. ^ «Арманамеа» . Европаада .
  57. ^ Бокай, Мариан (17 декабря 2013 г.). «Хаги, Симона Халеп и Элиза Самара приглашены на финал «Кубка Арманамеа» (фотогалерея)» . Зиуа де Констанца (на румынском языке).
  58. ^ Элизабет Контогиорги, Обмен населением в Греческой Македонии, сельское поселение беженцев 1922–1930, с. 22
  59. ^ Виктор Мейер (1999). Югославия: история ее упадка . Рутледж. п. 184. ИСБН  978-0-415-18596-7 . Проблема языковых меньшинств в Греции сложна... Они оба считают себя греками.
  60. ^ Джон С. Колиопулос, Разграбленная оккупация Оси в греческой Западной Македонии 1941–1949, страницы 81–85
  61. ^ Леонтис, Артемида (2009). Культура и обычаи Греции . Гринвуд Пресс. п. 13. ISBN  9780313342967 .
  62. ^ Мерри, Брюс (2004). Энциклопедия современной греческой литературы . Издательская группа Гринвуд. п. 163. ИСБН  9780313308130 .
  63. ^ Браун, Джеймс Ф. (2001). Пути перемен: Восточная Европа на рубеже тысячелетий . Издательство Университета Дьюка. п. 261 . ISBN  9780822326526 .
  64. ^ Греческий монитор прав человека и меньшинств, том I. № 3, декабрь 1995 г.
  65. ^ Перейти обратно: а б с д Каль 2002 , с. 155.
  66. ^ «Рекомендация 1333 (1997) об арумынской культуре и языке» . 1997. Архивировано из оригинала 18 ноября 2002 года . Проверено 21 февраля 2015 г.
  67. ^ Байку, Корнел (29 августа 2003 г.). « Румыния для нас – второй дом» ( на немецком языке). Немецкая волна .
  68. ^ Каль 2003 , с. 217.
  69. ^ Вынесение резолюции протеста против Госдепа (на греческом языке). 28 февраля 2001 г. Архивировано из оригинала 15 сентября 2004 г. Проверено 21 февраля 2015 г.
  70. ^ Публикация пресс-релиза по организации конференции греческого отделения неправительственной организации E.V.LUL в Салониках. (на греческом языке). 14 ноября 2002 года. Архивировано из оригинала 10 сентября 2004 года . Проверено 21 февраля 2015 г.
  71. ^ Вынесение резолюции протеста против доклада американской организации Freedom House (на греческом языке). 18 августа 2003 г. Архивировано из оригинала 15 сентября 2004 г. Проверено 21 февраля 2015 г.
  72. ^ «Изучай иностранный язык» . eblul.org . 29 марта 2023 г. [ мертвая ссылка ]
  73. ^ Перепись населения и жилищного фонда (основные итоги) – 2011 г. (PDF) (Отчет). Институт статистики (Албания) . 2012. с. 71 . Проверено 24 августа 2021 г.
  74. ^ «Третье заключение по Албании, принятое 23 ноября 2011 г.» . Консультативный комитет по основам защиты национальных меньшинств . Проверено 29 июня 2017 г.
  75. ^ Шванднер-Зиверс, Стефани (март 1999 г.). «Пробуждение албанских арумын: политика идентичности и конфликты в посткоммунистической Албании» . www.ecmi.de. Европейский центр по вопросам меньшинств . стр. 1–2. Архивировано из оригинала 26 января 2020 года . Проверено 17 августа 2021 г. Виннифрит увеличил эти цифры после неоднократных путешествий по Южной Албании. В свою последнюю оценку в 200 000 человек он включает всех тех, кто считает себя влахами/арумынами с точки зрения происхождения, со знанием языка или без него, а также тех, кто говорит на этом языке, но не указывает на определенную идентичность.
  76. ^ Крессинг, Фрэнк; Казер, Карл (2002). Албания — страна переходного периода: аспекты изменения идентичности в стране Юго-Восточной Европы . Номос. п. 12. от 5 000 до 15 000 македонцев и черногорцев на севере и востоке; от 30 000 до 50 000 влахов или арумын
  77. ^ Стефани Шванднер-Зиверс. Пробуждение албанских арумын: политика идентичности и конфликты в посткоммунистической Албании. Архивировано 18 февраля 2015 г. в Wayback Machine , стр. 12-13.
  78. ^ «Арумыны в Албании» (PDF) . Ecmi.de. Архивировано из оригинала (PDF) 18 февраля 2015 года . Проверено 9 августа 2014 г.
  79. ^ Чоллаку, Роберт (июль – август 2011 г.). Гушо, Джани (ред.). «Фрация (Братство)» . Календарь 2011 года . Арумыны Албании. п. 2.
  80. Влахи Македонии. Архивировано 27 октября 2010 года в Wayback Machine , Том Дж. Виннифрит.
  81. ^ Совет Европы. Парламентская ассамблея. Очередная сессия (1997 год). Документы сессии . Совет Европы. п. XXI. ISBN  978-92-871-3239-0 .
  82. ^ Арумыны в Болгарии (на болгарском языке). Архитектурно-этнографический комплекс "Этер" - Габрово. Архивировано из оригинала 30 января 2009 года . Проверено 15 января 2009 г.
  83. ^ «Министерство иностранных дел» . МАЭ.ро. 23 июля 2014 года . Проверено 9 августа 2014 г.
  84. ^ «Магазин Люмеа» . 5 сентября 2005 г. Архивировано из оригинала 5 сентября 2005 г.
  85. ^ «Romanian Global News – единственное информационное агентство румын во всем мире» . 7 октября 2007 года. Архивировано из оригинала 7 октября 2007 года . Проверено 9 января 2018 г.
  86. ^ Мариан Венцель, Боснийские и Герцеговинские гробницы - кто их сделал и почему?» Sudost-Forschungen 21 (1962): 102–143.
  87. ^ Мифологическая антология . Том. 7–8. Центр мифологических исследований Сербии. 2002 г. до н.э. 35. Многие греки-цинчары приехали в Сербию вместе с Гушанецом в качестве крахалии, а позже присоединились к повстанцам. К этой группе относятся Конда и Папазолья. В армии Гушанча Конда был булюбашей до 1806 года, когда повстанцы...
  88. ^ Йокич Стаменкович, Драгана (30 января 2017 г.). «Чинкари – кровь Балкан» . Политика (на сербском языке).
  89. ^ Ружица, Мирослав (2006). «Пробуждение балканских влахов/арумын, национальная политика, ассимиляция». Труды по глобализации, национализму и этническим конфликтам на Балканах и в региональном контексте : 28–30. S2CID   52448884 .
  90. ^ Каль 2002 , с. 163.
  91. ^ Алексов, Боян (23 января 2013 г.). Йован Йованович Змай и сербская идентичность между поэзией и историей . Коллекция CEUP. Издательство Центральноевропейского университета. стр. 273–305. ISBN  9786155211669 .
  92. ^ Йовановский, Далибор; Минов, Никола (2017). «Иоаннис Колеттис. Влах из правящей элиты Греции» . Балканика Познаниения . 24 (1). Университет Адама Мицкевича в Познани : 222–223. ISSN   2450-3177 . Архивировано из оригинала 18 марта 2020 года . Проверено 8 мая 2017 г.

Библиография

Дальнейшее чтение

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fc6d53bd89ab3017513feb99a1ceb105__1719921300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/05/fc6d53bd89ab3017513feb99a1ceb105.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aromanians - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)