арумыны
Арманджи , Раманджи | |
---|---|
Общая численность населения | |
в. 250 000 (говорящие на арумынском языке) [3] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Греция | 39 855 (перепись 1951 г.) ; [4] по оценкам до 300 000 (2002 г.) [5] |
Румыния | 26 500 (оценка 2006 г.) [6] |
Северная Македония | 8714 (перепись 2021 г.) [7] |
Албания | 2459 (перепись 2023 г.) [8] |
Болгария | 2000–3000 (оценка 2014 г.) [9] |
Сербия | 327 (перепись 2022 г.) [10] |
Языки | |
Арумын , также языки своих родных стран | |
Религия | |
Преимущественно восточно-православное христианство | |
Родственные этнические группы | |
Другие романоязычные народы; (в первую очередь истрорумыны , мегленорумыны и румыны ) |
Часть серии о |
арумыны |
---|
Арумыны Арманджи ( арумынский : , Рраманджи ) [11] Это этническая группа, проживающая на южных Балканах и говорящая на арумынском языке , восточно-романском языке . [12] Они традиционно обитают в центральной и южной Албании , юго-западной Болгарии , северной и центральной Греции и Северной Македонии , а в настоящее время их можно найти в центральной и южной Албании, юго-западной Болгарии, юго-западной и восточной Северной Македонии, северной и центральной Греции. , южная Сербия и юго-восточная Румыния ( Северная Добруджа ). проживающая Существует также арумынская диаспора, за пределами этих мест. Арумыны известны под несколькими другими именами, например, « валахи » или «македо-румыны». [13] [14] [15] (иногда также относились к мегленорумынам ). [16]
Термин «валахи» используется в Греции и других странах для обозначения арумын, причем этот термин был более широко распространен в прошлом для обозначения всех романоязычных народов Балканского полуострова и Карпат региона ( Юго-Восточная Европа ). [17]
Их разговорный язык, арумынский , является восточно-романским языком, очень похожим на румынский , который имеет множество собственных слегка различающихся диалектов. [18] Считается, что арумынский язык произошел от общерумынского языка , общей стадии всех восточно-романских разновидностей. [19] который произошел от народной латыни, на которой говорили палеобалканские народы после романизации Балканского региона, попавшего под латинскую сферу влияния. [20] Арумынский язык имеет много общих черт с албанским , болгарским и греческим языками ; однако, хотя в нем много заимствованных слов из греческого, славянского и турецкого языков , его лексика по-прежнему остается преимущественно романской по происхождению. [21]
Имена и классификация
Этнонимы
Термин «арумын» происходит непосредственно от латинского Romanus , что означает римский гражданин. Начальная буква a- - это правильная эпентетическая гласная, встречающаяся при образовании определенных групп согласных, и она не связана, как иногда предполагает народная этимология, с отрицательным или привативным a- греческого языка (также встречающимся в латинских словах греческого происхождения). . Этот термин был придуман Густавом Вейгандом в его работе «Die Aromunen» 1894 года . Первой книгой, которую многие ученые называют наиболее ценной для перевода своего этнического названия, является грамматика, напечатанная в 1813 году в Вене Михаилом Г. Бояги . Он назывался Γραμματική Ρωμαϊκή ήτοι Μακεδονοβλαχική/ Romanische oder Macedonowlachische Sprachlehre («Романтская или македоно-влахская грамматика»).
Термин влах - это экзоним , используемый со времен средневековья. Арумыны называют себя Рраман или Арман , в зависимости от того, к какой из двух диалектных групп они принадлежат, и идентифицируют себя как часть Фара Арманеаска («Арумынское племя») или Популу Арманеску («Арумынский народ»). [11] Эндоним переводится на английском языке как Aromanian , на румынском языке как Aromâni , на греческом языке как Armanoi (Αρμάνοι), на албанском языке как Arumunët , на болгарском языке как Arumani (Арумнони), на македонском языке как Aromanci (Ароманци), на сербохорватском языке как Armani и Аромат .
Термин «Влах» использовался на средневековых Балканах как экзоним для всех романоязычных (романизированных) народов региона, а также как общее название пастухов , но в настоящее время обычно используется для арумын и мегленитов , дако-румын. [22] назывались влахами только в Сербии , Болгарии и Северной Македонии . Этот термин встречается в следующих языках: греческий «Влахой» ( Βλάχοι ), албанский «Вллехет», болгарский, сербский и македонский «Власи» (Бласи), турецкий «Улахлар», венгерский. [23] «Ола». Примечательно, что термин Влах также означал «бандит» или «мятежник» в османской историографии , и что этот термин также использовался в качестве экзонима для преимущественно православных христиан на западных Балканах, находящихся под властью Османской империи (в основном обозначая сербов ), а также венецианцы (также в основном для иммигрантского славяноязычного населения внутренних районов Далмации обозначающие сербов).
Группы
Немецкий академик Теде Каль , эксперт по арумынским исследованиям , делит арумын на две основные группы: «рраманджи» и «арманджи», которые далее делятся на подгруппы. [11]
Извини
- Музачиарс из Музачии , расположенной на юго-западе центральной Албании.
- Фаршероты (или Фаршероты ), в основном сосредоточенные в Эпире , из области Фрашер (Арумынский Фаршар ) на юго-востоке Албании.
- Москополиты или москополеанцы , из города Москополе , когда-то важного городского центра на Балканах, ныне деревни на юго-востоке Албании.
Арманжи
- Пиндийцы , сконцентрированные в окрестностях Пиндских гор Северной и Центральной Греции .
- Грамустяне (или Gramosteans , гр. grammostianoi ), из гор Грамос , изолированной области на юго-востоке Албании и северо-западе Греции.
Прозвища
Арумынские общины имеют несколько прозвищ в зависимости от страны, в которой они проживают.
- Грамустян и пиндов называют куцовлахами ( греч . Κουτσόβλαχοι). Этот термин иногда воспринимается как уничижительный, поскольку первый элемент этого термина происходит от греческого koutso- (κουτσό-), что означает «хромой». Следуя турецкой этимологии, где küçük означает «маленький», они представляют собой меньшую группу влахов в отличие от более многочисленных влахов (дако-румын).
- Фаршеротов из Фрашера (Албания), Москополе и Музачии называют «фрасариотами» (греч. Frasariotes Vlachoi) или арванитовлахами (греч. Арванитовлахои), что означает «албанские влахи», в зависимости от места их происхождения. [24]
В южнославянских странах, таких как Сербия, Северная Македония и Болгария, для обозначения аромунов обычно используются прозвища Власи (южнославянское слово для влахов и валахов) и Цинцари (также пишется Цинцари, Цинкари или подобные), что происходит от так, как арумыны произносят слово, означающее пять , цинци . демоним Macedoni , Macedoni или Macedoromâni В Румынии также используется термины Вллах или Вллех («Влах») и Чобан или Чобендж (от турецкого çoban , «пастух»). . В Албании используются [25]
Население
Поселения
Арумынская община в Албании оценивается до 200 000 человек, включая тех, кто больше не говорит на этом языке. [26] По оценкам Таннера, сообщество составляет 2% населения. [26] В Албании арумынские общины населяют Москополе, их самое известное поселение, район Колонье (где они сконцентрированы), квартал Фиера (арумынский Ферака ), в то время как арумынский язык преподавали, как записано Томом Виннифритом, в начальных школах в Андон-Почи недалеко от Гирокастер , Шкалле (арумынский Скара ) возле Саранды и Боровэ возле Корчи (арумынский Курсо ) (1987). [24]
Румынская исследовательская группа в 1960-х годах пришла к выводу, что албанские арумыны мигрировали в Тирану , Стан-Карбунарэ, Скрапар , Поян , Билишт и Корчу и что они населяли Караю, Лушне , Москополе , Дренову (арумынскую Дарнова ) и Бобоштицу (арумынскую Бубуштицу ). [24] существовала важная община арумын В Черногории и Боснии и Герцеговине , которая, вероятно, была ассимилирована местными жителями. Первоначально они были христианами , но около 1000 года присоединились к богомилов / патаренов христианской секте и были сербизированы . После турецкой оккупации арумыны Боснии и Герцеговины обратились в ислам по экономическим и религиозным мотивам. [27] В Боснии и Герцеговине много артефактов арумын, в основном в их некрополях. Эти некрополи охватывают всю Боснию и состоят из погребальных памятников, как правило, без крестов.
Происхождение
Было предложено выделить этот раздел в другую статью под названием «Происхождение арумын» . ( Обсудить ) (сентябрь 2023 г.) |
Язык
Арумынский язык связан с народной латынью, на которой говорили на Балканах в римский период. [28] Трудно установить историю валахов на Балканах, поскольку существует разрыв между варварскими нашествиями и первыми упоминаниями о валахах в XI и XII веках. [29] Византийские хроники бесполезны, и только в 13, 14 и 15 веках термин влахи становится более частым, хотя различать виды влахов оказывается проблематично, поскольку он использовался для различных субъектов, таких как империя династии Асен, Фессалия. и Румыния через Дунай. [29] Предполагалось, что влахи являются потомками римских солдат или латинизированного коренного населения (греков, иллирийцев, фракийцев или даков) из-за исторического римского военного присутствия на территории, населенной этим сообществом. [28] [30] Многие румынские ученые утверждают, что арумыны были частью дако-румынской миграции с севера Дуная между VI в. [31] и X веков, что подтверждает теорию о том, что «великое румынское» население происходит от древних даков и римлян. [32] Греческие ученые рассматривают арумын как потомков римских легионеров, женившихся на греческих женщинах. [31] Ни одна из теорий не имеет доказательств, и Виннифрит считает их маловероятными. [31] Небольшое количество существующих свидетельств указывает на то, что родина влахов (арумын) находилась в сфере латинского влияния на Северных Балканах, к северу от линии Иречека , которая примерно разграничивала области влияния латыни и греческого языка. [20] С прорывом славян на границу Дуная в VII веке латиноязычные жители были вытеснены дальше на юг. [20] Основываясь на лингвистических соображениях, Ольга Томич приходит к выводу, что арумыны переселились из Фракии на свои нынешние места после славянского вторжения во Фракию, хотя и раньше мегленорумын . [33]
Генетические исследования
Было предложено разделить этот раздел на другую статью под названием « Генетические исследования арумын» . ( Обсудить ) (сентябрь 2023 г.) |
В 2006 году Бош и др. попытались определить, являются ли арумыны потомками латинизированных даков , греков , иллирийцев , фракийцев или их комбинации, но было показано, что они генетически неотличимы от других балканских популяций. Лингвистические и культурные различия между балканскими группами считались слишком слабыми, чтобы предотвратить поток генов между группами. [34]
Выборочная совокупность | Размер выборки | Р1б | Р1а | я | E1b1b | E1b1a | Дж | Г | Н | Т | л | Другое (Y-ДНК) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Арумыны из Дукаса , Албания. [34] | 39 | 2.56% (1/39) | 2.56% (1/39) | 17.95% (7/39) | 17.95% (7/39) | 0.0 | 48.72% (19/39) | 10.26% (4/39) | 0.0 | 0.0 | 0.0 | |
Арумыны из Андон-Почи, Албания [34] | 19 | 36.84% (7/19) | 0.0 | 42.11% (8/19) | 15.79% (3/19) | 0.0 | 5.26% (1/19) | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | |
Арумыны из Крушево, Северная Македония [34] | 43 | 27.91% (12/43) | 11.63% (5/43) | 20.93% (9/43) | 20.93% (9/43) | 0.0 | 11.63% (5/43) | 6.98% (3/43) | 0.0 | 0.0 | 0.0 | |
Арумыны из Штипа, Северная Македония [34] | 65 | 23.08% (15/65) | 21.54% (14/65) | 16.92% (11/65) | 18.46% (12/65) | 0.0 | 20.0% (13/65) | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 0.0 | |
Арумыны в Румынии [34] | 42 | 23.81% (10/42) | 2.38% (1/42) | 19.05% (8/42) | 7.14% (3/42) | 0.0 | 33.33% (14/42) | 0.0 | — | — | — | – 14.29% (6/42) |
Арумыны на Балканском полуострове | 39+ 19+ 43+ 65+ 42= 208 | 21.63% (45/208) | 10.1% (21/208) | 20.67% (43/208) | 16.35% (34/208) | 0.0 | 25% (52/208) | 3.37% (7/208) | — | — | — | – 2.88% (6/208) |
Гаплогруппа R1b является наиболее распространенной гаплогруппой среди двух или трех из пяти протестированных арумынских популяций, которая не показана в качестве ведущего признака локуса Y-ДНК в других регионах или этнических группах на Балканском полуострове . По 16 маркерам Y-STR из пяти арумынских популяций предсказатель Джима Каллена предполагает, что более половины средней частоты 22% R1b арумынских популяций с большей вероятностью принадлежат к ветви L11. [34] Субклады L11 составляют большую часть гаплогруппы R1b в Италии и Западной Европе, тогда как восточные субклады R1b преобладают в популяциях восточных Балкан. [35]
История и самоидентификация
Арумыны или влахи впервые появляются в средневековых византийских источниках в XI веке, в Стратегиконе Кекаумена и Анны Комнины , Алексиаде в районе Фессалии . [36] В XII веке еврейский путешественник Вениамин Туделинский записывает существование округа «Влахия» возле Хальмироса в восточной Фессалии , а византийский историк Никита Хониат помещает « Великую Влахию » возле Метеоры . Фессалийская Влахия, по-видимому, также была известна как «Влахия в Элладе ». [37] Более поздние средневековые источники также говорят о «Верхней Влахии» в Эпире и «Маленькой Влахии» в Этолии-Акарнании , но после конца 13 века «Великая Влахия» больше не упоминается. [36]
Средневековые влахи (арумыны) Герцеговины считаются авторами знаменитых погребальных памятников с петроглифами ( по-сербски stecci ) Герцеговины и соседних стран. Теорию происхождения валахов предложили Богумил Грабак (1956) и Мариан Венцель. [38] а в последнее время было подтверждено археологическими и антропологическими исследованиями останков скелетов из могил под Стеччи. Эта теория намного старше и впервые была предложена Артуром Эвансом в его работе «Антикварные исследования в Иллирике» (1883). Проводя исследование с Феликсом фон Лушаном могил стечаков вокруг Конавле , он обнаружил, что большое количество черепов не было славянского происхождения, но было похоже на черепа древних иллирийских и албанских племен , а также отметил, что мемориалы Дубровника фиксируют те части, населенные влахами до 15 век. [39]
Арумыны в рамках балканских национализмов XIX и XX веков.
Отчетливое арумынское сознание не было развито до 19 века и находилось под влиянием подъема других национальных движений на Балканах . [40]
До этого арумыны, как восточные православные христиане , были включены вместе с другими этническими группами в более широкую этнорелигиозную группу «римлян» (по-гречески Romaioi , по названию Восточной Римской или Византийской империи), которая во времена Османской империи составляла отдельную ромовую просо. . [41] Ромовое просо возглавлялось Константинопольским Патриархатом , в котором доминировали греки , а греческий язык использовался в качестве лингва-франка среди балканских православных христиан на протяжении 17–19 веков. В результате богатые урбанизированные арумыны были культурно эллинизированы и сыграли важную роль в распространении греческого языка и культуры; действительно, первая книга, написанная на арумынском языке, была написана с использованием греческого алфавита и была нацелена на распространение греческого языка среди говорящих на арумынском языке. [42]
Однако к началу 19 века особая латинская природа арумынского языка начала изучаться в серии грамматик и языковых буклетов. [43] В 1815 году аромуны Будапешта запросили разрешение использовать свой язык в литургии , но местный митрополит отклонил его. [43]
Однако установлению отчетливого арумынского национального сознания препятствовала тенденция арумынских высших классов поглощаться доминирующими окружающими этническими группами и поддерживать свои соответствующие национальные причины как свои собственные. [44] Они настолько отождествились с принимающими странами, что балканская национальная историография изображает арумын как «лучших албанцев», «лучших греков» и «лучших болгар», что привело к тому, что исследователи назвали их « хамелеонами Балкан». [45] Следовательно, многие арумыны сыграли заметную роль в современной истории балканских народов: революционер Питу Гули , премьер-министр Греции Иоаннис Колеттис , греческий магнат Георгиос Аверофф , министр обороны Греции Евангелос Аверофф , премьер-министр Сербии Владан Дордевич , патриарх Константинопольский Афинагор I. , румынский митрополит Андрей Шагуна и др.
После создания независимой Румынии и автокефалии Румынской православной церкви в 1860-х годах арумыны все чаще стали попадать под влияние румынского национального движения . Несмотря на яростное сопротивление греческой церкви, румыны создали обширную поддерживаемую государством культурную и образовательную сеть на южных Балканах: первая румынская школа была основана в 1864 году арумыном Димитрием Атанасеску , а к началу 20 века существовало 100 румынских церквей. и 106 школ с 4000 учениками и 300 учителями. [46] В результате арумыны разделились на две основные фракции: одну прогреческую, другую прорумынскую, а также меньшую, сосредоточившуюся исключительно на своей арумынской идентичности. [41]
При поддержке великих держав , и особенно Австро-Венгрии , «арумынско-румынское движение» завершилось признанием 22 мая 1905 года арумын как отдельного проса ( просо Уллы ) османской империей с соответствующими свободами богослужение и образование на своем родном языке. [47] Тем не менее, из-за развитой ассимиляции арумын это произошло слишком поздно, чтобы привести к созданию отдельной арумынской национальной идентичности; действительно, как заметил Густав Вейганд в 1897 году, большинство арумын были не только безразличны, но и активно враждебно относились к своему собственному национальному движению. [48]
В то же время греко-румынский антагонизм по поводу арумынской лояльности усилился в результате вооруженной македонской борьбы , что привело к разрыву дипломатических отношений между двумя странами в 1906 году. греческой) стороне, но некоторые перешли на сторону « экзархистов » (проболгар). [47] Однако после Балканских войн 1912–1913 годов интерес Румынии ослабел, а когда он возродился в 1920-х годах, он был больше направлен на поощрение румынских «македонских братьев» к эмиграции в Южную Добруджу , где проживали сильные нерумынские меньшинства. [48]
В то время как румынская активность снизилась, начиная с Первой мировой войны и в связи с ее участием в Албании , Италия предприняла некоторые усилия — не очень успешные — по преобразованию прорумынских симпатий в проитальянские. [48] Во время Второй мировой войны , во время оккупации Греции странами Оси , Италия поощряла арумынских националистов сформировать «арумынскую родину», так называемое Княжество Пинд . Однако проект так и не получил особой поддержки среди местного населения. Напротив, многие ведущие деятели греческого Сопротивления против Оси, такие как Андреас Цимас , Стефанос Сарафис и Александрос Сволос , были арумынами. Проект «княжества» рухнул после заключения итальянского перемирия в 1943 году.
Современная арумынская идентичность
Дата объявления османского ирада 23 мая 1905 года была принята в последнее время арумынами в Албании, Австралии , Болгарии и Северной Македонии как « Арумынский национальный день » ( Dzua Natsionalã a Armãnjilor ), но особенно не в Греции или среди арумын в греческой диаспоре . [49] В Румынии каждый 10 мая вместо этого праздника отмечается День балканской румынности. Это соблюдение предназначено не только для арумын, но и для мегленорумын и истрорумын . [50]
В наше время арумыны, как правило, переняли доминирующую национальную культуру, часто имея двойную идентичность: арумынскую и греческую/албанскую/болгарскую/македонскую/сербскую/и т. д. [51] Арумыны также встречаются за пределами Греции. На юге Албании и в городах по всему Балканам проживает много арумын. [49] в то время как арумынов, идентифицирующих себя как румыны, все еще можно найти в районах, где действовали румынские школы. [51] Есть также много арумын, которые идентифицируют себя исключительно как арумыны (даже, как в случае с «цинкарами», когда они больше не говорят на этом языке). Такие группы можно найти в юго-западной Албании, восточных частях Северной Македонии, у арумын, иммигрировавших в Румынию в 1940 году, а также в Греции в районах Верии (арумынский Верия ) и Гревены (арумынский Гребини ) и в Афинах . [49]
Культура
Религия
Арумыны преимущественно православные христиане и следуют восточно-православному литургическому календарю . [52]
Кухня
Арумынская кухня находится под сильным влиянием средиземноморской и ближневосточной кухни . [53]
Музыка
Полифоническая музыка распространена среди арумын и подчиняется общему набору правил. [54]
Литература
Существует литература на арумынском языке.
Одежда
В арумынской сельской местности одежда отличалась от одежды горожан. Форма и цвет одежды, объем головного убора, форма драгоценного камня могли указывать на культурную принадлежность, а также указывать на происхождение жителей села. Использование фустанеллы среди арумын можно проследить, по крайней мере, до 15 века, причем примечательные примеры можно увидеть в арумынском стечаке некрополя Радимля .Кроме того, арумыны считают фустанеллу своим этническим костюмом.
Спорт
Есть некоторые известные арумынские спортивные деятели, такие как теннисистка Симона Халеп и футболист Георге Хаджи . [55] В Румынии у них также есть собственная футбольная команда под названием «Арманамеа», которая с 2008 года представляет их на европейском футбольном турнире среди меньшинств « Европаада» . [56] Существует также Cupa Armânamea, соревнование по футзалу, организованное арумынами в Румынии. [57]
Арумыны сегодня
В Греции
В Греции арумыны признаются не как этническое, а как языковое меньшинство и, как и арваниты , во многих отношениях неотличимы от других греков с XIX века. [58] [59] Хотя греческие арумыны отличаются от коренных греков ( гретов ), когда говорят на арумынском языке, большинство из них по-прежнему считают себя частью более широкой греческой нации ( элини , эллины ), которая также включает в себя другие языковые меньшинства, такие как арваниты или славяноязычные жители Греческой Македонии. . [5] Греческие арумыны издавна были связаны с греческим национальным государством, активно участвовали в борьбе Греции за независимость и заняли очень важные посты в правительстве. [60] хотя в конце Первой мировой войны была попытка создать автономный арумынский кантон под защитой Италии, получивший название Княжество Пинд . Арумыны имели большое влияние в греческой политике, бизнесе и армии. Революционеры Ригас Ферайос и Гиоргакис Олимпиос , [61] Премьер-министр Джон Колеттис [62] миллиардеры и благотворители Евангелос Заппас и Константинос Заппас , бизнесмен и филантроп Джордж Аверофф , фельдмаршал, а затем премьер-министр Александрос Папагос и консервативный политик Евангелос Аверофф [63] все были либо арумынами, либо частично арумынского происхождения. Трудно оценить точное количество арумын в Греции сегодня. 1923 По Лозаннскому договору года их численность оценивалась от 150 000 до 200 000, но две последние переписи населения, проводившиеся для различения групп христианских меньшинств, в 1940 и 1951 годах, показали 26 750 и 22 736 валахов соответственно. [5] По оценкам, количество арумын в Греции колеблется от 40 000. [4] и 300 000. Каль оценивает общее количество людей арумынского происхождения, которые все еще понимают этот язык, не более чем в 300 000 человек, при этом число свободно говорящих на нем составляет менее 100 000 человек. [5]
Большая часть арумынского населения проживает в северной и центральной Греции; Эпир , Македония и Фессалия . Основными районами, населенными этими популяциями, являются горы Пинд , вокруг гор Олимпа и Вермиона , а также вокруг озер Преспа недалеко от границы с Албанией и Республикой Северная Македония. Некоторых арумын до сих пор можно встретить в изолированных сельских поселениях, таких как Самарина (арумынская Самарина , Хамарина или Сан-Марина ), Периволи (арумынский Пириволи ) и Смикси (арумынский Змикси ). Есть также арумыны (валахи) в таких городах, как Янина (арумынский Янина , Энина или Энана ), Мецово (арумынский Аминчу ), Верия. (Арумынская Верия ) Катерини , Трикала (Арумынский Триколь ), Гревена (Арумынский Гребини ) и Салоники (Арумынский Саруна )
В целом в Греции не поощряется использование языков меньшинств. [64] хотя в последнее время предпринимаются усилия по сохранению находящихся под угрозой исчезновения языков (включая арумынский) Греции.
С 1994 года Университет Аристотеля в Салониках предлагает курсы «Куцовлах» для начинающих и продвинутых, а в Мецово регулярно проходят культурные фестивали с участием более 40 000 участников - крупнейшие арумынские культурные мероприятия в мире. [65] Тем не менее, не существует исключительно арумынских газет, а на телевидении почти полностью отсутствует арумынский язык. [65] Действительно, хотя по состоянию на 2002 год в Греции существовало более 200 влахских культурных ассоциаций, многие из них даже не использовали термин «влах» в своих названиях, и лишь немногие из них активно занимаются сохранением арумынского языка. [65]
В 1997 году Парламентская ассамблея Совета Европы приняла Рекомендацию 1333 (1997), призывающую балканские государства предпринять шаги для исправления «критической ситуации» арумынской культуры и языка. [66] под давлением Союза арумынского языка и культуры Германии Это произошло . [67] В ответ тогдашний президент Греции публично Константинос Стефанопулос призвал греческих арумын обучать этому языку своих детей.
В 2001 году 31 арумынский мэр и глава деревень подписали резолюцию протеста против доклада Госдепартамента США о ситуации с правами человека в Греции . Они жаловались «на прямую или косвенную характеристику влахских греков как этнического, языкового или другого меньшинства, заявляя, что влахские греки никогда не просили греческого государства признать их меньшинством, подчеркивая, что исторически и культурно они были и остаются неотъемлемой частью эллинизма, они были бы двуязычными, а арумынский язык был бы вторичным». [68]
Кроме того, крупнейшая арумынская группа в Греции (и во всем мире), Всегреческая федерация культурных ассоциаций валахов Греции, [65] неоднократно отвергал классификацию арумынского языка как языка меньшинства или влахов как отдельной этнической группы, отдельной от греков, считая арумын «неотъемлемой частью эллинизма». [69] [70] [71] Арумынское (Влахское) культурное общество, связанное с Сотирисом Блетсасом , представлено в Государственном комитете-члене Европейского бюро малоразговорных языков в Греции. [72]
В Албании
Точное присутствие арумынской общины в Албании неизвестно. В основном они сконцентрированы в некоторых частях южной и западной Албании. По переписи 2011 года 8266 человек заявили себя арумынами. [73] По поводу качества конкретных данных Консультативный комитет по Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств заявил, что «к результатам переписи следует относиться с предельной осторожностью, и призывает власти не полагаться исключительно на собранные данные о гражданстве». во время переписи населения при определении своей политики по защите национальных меньшинств». [74] По словам Тома Виннифрита в 1995 году, в Албании проживало около 200 000 человек арумынского происхождения, независимо от владения арумынским языком, или говорили на арумынском языке, не обязательно считая себя обладателями отдельной идентичности. [26] [75] По данным Франка Крессинга и Карла Казера в 2002 году, в Албании проживало от 30 000 до 50 000 арумын. [76] Таннер (2004) указал на Албанию как на единственную страну, где арумыны составляют относительно значительный процент населения, около 2%. [26]
В последние годы, похоже, наблюдается возобновление прежней политики поддержки и спонсирования румынских школ для арумын Албании. Как отмечается в недавней статье в румынских СМИ, детский сад, начальные и средние школы в албанском городе Дивьяке, где местные албанские ученики-арумыны обучаются как на арумынском, так и на румынском языках, получили существенную помощь непосредственно от румынского правительства. Одной из единственных церквей, обслуживающих арумынское меньшинство в Албании, является церковь Св. Сотира ( Айу Сутир предоставило помощь в размере 2 миллиардов леев ) в Корче, которой правительство Румынии . У них также есть политическая партия под названием «Альянс за равенство и европейскую справедливость» (ABDE; Ligãturea ti Egaliteati shi Ndrept European ), которая является единственной в мире наряду с двумя в Северной Македонии, и две общественные организации под названием Shoqata Arumunet/Vllehtë e Shqiperisë ( Общество арумын/валахов Албании) и Unioni Kombëtar Arumun Shqiptar (Арумынско-албанский национальный союз). Многие из албанских арумын (арванито влахов) иммигрировали в Грецию, поскольку в Греции они считаются частью Греческое меньшинство в Албании . [77] предпринимаются попытки наладить обучение на родном языке В городе Дивьяке . [78]
Известные арумыны, чье семейное происхождение родом из сегодняшней Албании, включают епископа Андрея Шагуна и отца Хараламбие Баламачи , тогда как известные албанцы с арумынским семейным происхождением - актеры Александр (Сандер) Проси , Маргарита Чепа , Альберт Верриа и Прокоп Мима , а также композитор Николла . Зораки [79] и певцы Эли Фара и Парашкеви Симаку .
13 октября 2017 года арумыны получили официальный статус этнического меньшинства путем голосования по законопроекту парламента Албании .
В Северной Македонии
По официальным данным правительства (перепись 2002 г.), в Северной Македонии проживает 9695 арумын или влахов, как их официально называют. По переписи 1953 года насчитывалось 8669 валахов, в 1981 году — 6392, в 1994 году — 8467. [80] Арумыны признаны этническим меньшинством и, следовательно, представлены в парламенте и пользуются этническими, культурными, языковыми и религиозными правами, а также правом на образование на своем языке.
существуют арумынские культурные общества и ассоциации, такие как Союз арумынской культуры Северной Македонии, Арумынская лига Северной Македонии, Международная лига арумын и Comuna Armãneascã «Frats Manachi» (Арумынская община братьев Манаки). В Битоле (арумынский Битули) или Битуле ). Есть также две политические партии, представляющие арумынское меньшинство страны. Это Демократический союз влахов Македонии (DSVM; Unia Democratã a Armãnjlor dit Machiduni , UDAM ) и Партия валахов Македонии (PVM; Partia Armãnjilor ditu Machidunie , PAM ). Это единственные арумынские партии в мире наряду с ABDE в Албании.
Многие формы СМИ на румынском языке были созданы с 1990-х годов. Правительство Северной Македонии оказывает финансовую помощь газетам и радиостанциям на румынском языке. Газеты на арумынском языке, такие как Phoenix ( арумынский : Fenix ), обслуживают арумынскую общину. Арумынская телевизионная программа «Искра» ( арумынский : Scanteao ; македонский Искра (Iskra)) транслируется на втором канале Македонского радио-телевидения .
В начальных школах проводятся уроки арумынского языка, и государство финансирует некоторые опубликованные на арумынском языке произведения (журналы и книги), а также работы, посвященные арумынской культуре, языку и истории. Последнее в основном осуществляется первым арумынским научным обществом «Константин Белемаче» в Скопье (Арумынская Скопия ), которое организовывало симпозиумы по арумынской истории и публиковало их статьи. По последней переписи населения было 9596 арумын (0,48% от общей численности населения). Имеются концентрации в Крушево (арумынская Крушува ) 1020 (20%), Штипе (арумынский Штип ) 2074 (4,3%), Битоле 1270 (1,3%), Струга 656 (1%), Свети Николе (арумынский Сан Николе ) 238 (1,4% ). %), Кисела Вода 647 (1,1%) и Скопье 2557 (0,5%). [7]
В Румынии
Начиная со средних веков, из-за турецкой оккупации и разрушения их городов, таких как Москополе , Грамос , Линотопи (который так и не восстановился), а позже и в Крушево , многие арумыны покинули свои родные земли на Балканах, чтобы поселиться в румынских княжествах Валахии и Молдавии, которые имели схожий язык и определенную степень автономии от турок . Эти иммигранты-арумыны были ассимилированы с румынским населением.
В 1925 году, через 47 лет после того, как Добруджа была включена в состав Румынии, король Фердинанд предоставил арумынам землю и привилегии на поселение в этом регионе, что привело к значительной миграции арумын в Румынию. Сегодня 25% населения региона являются потомками арумынских иммигрантов. [ нужна ссылка ]
В настоящее время в Румынии проживает от 50 000 до 100 000 арумын, большая часть которых сосредоточена в Добрудже. [ нужна ссылка ] По данным некоторых арумынских культурных организаций в Румынии, в Румынии проживает около 100 000 арумын, и их часто называют македонцами («македонцами»). [ нужна ссылка ] Некоторые арумынские ассоциации даже оценивают общее количество людей арумынского происхождения в Румынии в 250 000 человек. [ нужна ссылка ]
Недавно, [ когда? ] В Румынии растет движение, как со стороны арумын, так и со стороны румынских законодателей, за признание арумын либо как отдельную культурную группу, либо как отдельную этническую группу и распространение на них прав других меньшинств в Румынии, таких как материнские права. языковое образование и представители в парламенте. [ нужна ссылка ]
В Румынии существует Македо-румынское культурное общество .
В Болгарии
Большинство арумын Софийского региона являются потомками эмигрантов из региона Македонии и северной Греции, прибывших между 1850 и 1914 годами. [81]
В Болгарии большинство арумын было сосредоточено в районе к юго-западу от Софии, в регионе под названием Пирин , ранее входившем в состав Османской империи до 1913 года. По этой причине большое количество этих арумын переселилось в Южную Добруджу , часть Королевство Румыния после Бухарестского мира 1913 года . После повторного включения Южной Добруджи в состав Болгарии по Крайовскому договору 1940 года большинство из них было переселено в Северную Добруджу в результате обмена населением . Другая группа переехала в северную Грецию. В настоящее время самая большая группа арумын в Болгарии проживает в южной горной местности, в районе Пештеры . Большинство арумын в Болгарии происходят из гор Грамос , некоторые из Северной Македонии , гор Пинд в Греции и Москополе в Албании. [82]
После падения коммунизма в 1989 году арумыны и румыны (известные в Болгарии как «валахи») начали инициативу по организации себя в одну общую ассоциацию. [83] [84] [85]
По официальной переписи 1926 года, здесь проживало 69 080 румын, 5 324 арумына, 3 777 куцовлахов и 1 551 цинцар . [ нужна ссылка ]
В Сербии
В средние века арумыны населяли Герцеговину, регион сегодня в Боснии и Герцеговине, близкий к современной Сербии, и воздвигли знаменитые некрополи с петроглифами (Радимля, Блидинье и др.). [86] Арумыны, известные как Цинкари (Цинцари), мигрировали в Сербию в 18 и начале 19 веков. Чаще всего они говорили на греческом языке двуязычно, и их часто называли «греками» ( Грчи ). Они сыграли важную роль в формировании сербской государственности, внося свой вклад в повстанцев, торговцев и интеллектуалов. Многие греческие арумыны (Грко Цинцари) приехали в Сербию вместе с Алией Гушанац в качестве крджалий (наемников), а затем присоединились к Сербской революции (1804–1817). Среди известных повстанцев Конда Бимбаша и Папазогли. [87] Среди известных людей арумынского происхождения - драматург Йован Стерия Попович (1806–1856), писатель Бранислав Нушич (1864–1938) и политик Владан Джорджевич (1844–1930).
Большинство сербов арумынского происхождения не говорят на арумынском языке и исповедуют сербскую идентичность . Они живут в Нише , Белграде и некоторых небольших общинах на юге Сербии, таких как Княжевац . была Сербско-арумынская ассоциация «Лунина» основана в Белграде в 1991 году. Согласно переписи 2022 года , насчитывалось 327 сербских граждан, идентифицированных как этнические чинкари . [10] Однако по неофициальным оценкам, арумынское население Сербии составляет 5000 человек. [88] –15,000. [89]
Диаспора
Помимо балканских стран, существуют также общины арумынских эмигрантов, проживающие в Канаде , США , Франции и Германии . Хотя самая большая диаспора находится в некоторых крупных канадских городах, во Фрайбурге , в Германии существует одна из самых важных арумынских организаций — Союз арумынского языка и культуры . В Соединенных Штатах Общество Фаршароту является старейшей и наиболее известной ассоциацией арумын, основанной в 1903 году Николае Чиканом, арумыном, уроженцем Албании. Во Франции арумыны объединены в Ассоциацию французских аромунов «Тра Арманами» . [90]
Известные арумыны
Ниже приводится список известных людей полного или частичного арумынского происхождения. Обратите внимание, что эти утверждения во многих случаях оспариваются или являются общими с предками других этнических групп.
Искусство и литература
- Александру Арсинель - комик и актер
- Константин Белимаче - поэт
- Ион Лука Караджале — драматург, автор рассказов, поэт, театральный менеджер, политический обозреватель и журналист.
- Тома Караджиу — актер театра, телевидения и кино
- Константин Чому — оператор кино
- Елена Георге - певица
- Йован Четиревич Грабован — иконописец
- Стере Гулеа — кинорежиссер и сценарист
- Кира Хаги — актриса
- Димитриос Лалас — композитор и музыкант
- Пойнт Начич - актер
- Серджиу Николаеску — кинорежиссер, актер и политик
- Константин Нойка —философ, эссеист и поэт
- Бранислав Нушич — драматург, сатирик, публицист, прозаик.
- Штефан Октавиан Иосиф — поэт и переводчик
- Дэн Пита — кинорежиссер и сценарист
- Аурел Плазари - писатель
- Йован Стерия Попович — драматург, поэт, юрист, философ и педагог.
- Флорика Превенда - художник
- Тоше Проески - певец
- Сандер Прози - актер
- Камиль Рессу — художник и академик
- Константинос Цеханис —философ, математик и поэт
- Нуши Туллиу — поэт и прозаик
- Альберт Верриа — актер
- Лика Янко —художник
- Йован Йованович Змай — поэт [91]
- Братья Манаки — кинорежиссёры
Право, филантропия и коммерция
- Джордж Аверофф — бизнесмен и филантроп
- Джиджи Бекали — бизнесмен и политик
- Эманойл Году - юрист
- Петар Ичко - торговец
- Семья Мочиони — бароны, филантропы и банкиры.
- Теодорос Модис — торговец лесом и ученый
- Стерджо Наков — бизнесмен
- Саймон Синас — банкир, аристократ, благотворитель и дипломат
- Георгиос Синас — предприниматель, банкир и национальный благотворитель.
- Михаил Тосицас — благотворитель
- Евангелис Заппас — филантроп и бизнесмен
- Константинос Заппас — предприниматель и национальный благотворитель.
- Тома Фила — юрист и политик
Военный
- Питу Гули — революционер
- Христодулос Хаципетрос — военачальник
- Анастасиос Манакис — революционер
- Гиоргакис Олимпиос — военачальник
- Александрос Папагос — армейский офицер [92]
- Анастасиос Пичион — педагог и боец
- Стефанос Сарафис — армейский офицер
- Константинос Смоленскис — армейский офицер
- Леонидас Смоленц — армейский офицер
- Митра Влах — революционер
Политика
- Апостол Арсаш —политик и филантроп
- Евангелос Аверофф —политик и писатель
- Николае Константин Бацария — политик, активист и писатель
- Марко Белло —политик, дипломат и преподаватель
- Яннис Бутарис —политик и бизнесмен
- Костикэ Каначеу — политик и бизнесмен
- Ион Кэрамитру - политик и актер
- Алкивиад Диаманди — политик
- Майкл Дукакис — политик
- Владан Джорджевич — политик, дипломат, врач, плодовитый писатель, организатор Государственной санитарной службы.
- Ригас Ферайос — писатель, политический мыслитель и революционер.
- Таки Фити —политик
- Иоаннис Колеттис -политик
- Хелена Ангелина Комнене
- Спиридон Ламброс —политик и профессор
- Апостол Маргарит — писатель
- Николаос Матуссис — политик
- Георгиос Модис — юрист, политик и писатель
- Александрос Папагос - политик и армейский офицер
- Александрос Сволос — политик
- Андреас Цимас —политик
- Петрос Заппас —предприниматель и политик
Религия
- Кирилл Болгарский — патриарх
- Иоаким III Константинопольский — вселенский патриарх.
- Теодор Каваллиотис — священник и учитель
- Андрей Шагуна - митрополит епископ
- Нектарий Терпос — учёный и монах
Науки, академия и инженерия
- Сотирис Блетсас
- Эли Карафоли
- Иоанн Халкей
- Стери Диаманди
- Нягу Джувара
- Йован Карамата
- Мине Миновичи
- Теодор Модис
- Джордж Модис
- Дэниел Москополитес
- Джордж Мурну
- Опасные попугаи
- Николае Малакса
Спорт
- Георге Хаджи — футбольный тренер и бывший игрок
- Янис Хаги - футболист
- Симона Халеп — теннисистка
- Кристиан Гацу — гандболист
- Рафаил Дишница крякнул — боксер
- Теодор Стон — боксер
- Доминик Мочану — гимнаст
Галерея
- Арумынские пастухи в Греции (Аманд Швайгер из Лерхенфельда, 1887 г.)
- Арумынские арматолесы в 1907 году в Верии.
- Арумынские мужчины Македонии , около 1914 года.
- Арумыны в 1915 году
См. также
Ссылки
- ^ Минахан, Джеймс Б. (2016). Энциклопедия наций без гражданства: этнические и национальные группы мира (2-е изд.). АВС-КЛИО . п. 38. ISBN 9781610699549 .
- ^ Эне, Мария Камелия (2016). «Пафтауа, виды украшений и символы. Аксессуары из наследия Муниципального музея Бухареста» (PDF) . Материалы истории и музеографии (на румынском языке). 30 . Бухарест : Муниципальный музей Бухареста: 136.
- ^ Пуиг, Луис Мария де (17 января 1997 г.). «Репортаж: Арумыны» . Парламентская ассамблея Совета Европы. Док. 7728.
- ^ Перейти обратно: а б По данным INTEREG - цитируется Евроменьшинством . Архивировано 3 июля 2006 г. в Wayback Machine : Арумыны в Греции. Архивировано 19 мая 2005 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с д Каль 2002 , с. 153.
- ^ Гатедж, Юлиана (8 декабря 2006 г.). «Арумыны хотят статуса меньшинства» . Ежедневная газета (на румынском языке). Архивировано из оригинала 9 марта 2012 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Перепись населения, домохозяйств и квартир в Республике Северная Македония, 2021 г. – первый набор данных» (PDF) . п. 8 . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ «Перепись населения и жилищного фонда 2023 года» (PDF) . Институты и статистики (ИНСТАТ).
- ^ Константин, Марин (2014). «Этнокультурная принадлежность арумын, валахов, католиков и липован/старообрядцев в Румынии и Болгарии (1990–2012)» (PDF) . Revista Romana de Sociologie . 25 (3–4): 255–285.
- ^ Перейти обратно: а б «Население по национальностям» (на сербском языке). Статистическое управление Республики Сербия . Проверено 9 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Каль 2002 , с. 145.
- ^ Через Дунай: юго-восточные европейцы и их путешествующие личности (17–19 вв.) . Брилл. 2016. с. 30. ISBN 978-90-04-33544-8 .
Арумыны (валахи) — латиноязычная этническая группа, проживающая на южных Балканах.
- ^ Беневедес, Эли; Лалли, Оуэн; Ли, Хун-Эн; Перли, Эбигейл; Пьомбино, Эйлин (2021). Исследование воздействия землетрясений на этнические и религиозные группы: Бухарест, Румыния (PDF) (Диссертация). Вустерский политехнический институт . стр. 1–63.
- ^ Тудоранча, Раду (2007). «Анализ македо-румынского вопроса в румынско-греческих отношениях в первое десятилетие двадцатого века (1900–1926)» (PDF) . Евроатлантические исследования (11): 91–97.
- ^ Врабие, Эмиль (1993). «Арумынская этимология» . Общая лингвистика . 33 (4): 212–219. ПроКвест 1301510711 .
- ^ Цыркомнику, Эмиль (2009). «Некоторые темы традиционных свадебных обычаев маседо-румын (арумын и меглено-румын)» . Румынский журнал демографических исследований . 3 (3): 141–152.
- ^ «Влахи – европейский этнос» . Britannica.com . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ «Румынский язык» . Архивировано из оригинала 20 марта 2006 года . Проверено 16 мая 2006 г.
- ^ Исак, Даниэла (2024). Определенность в балканском романсе . Оксфордские исследования по теоретической лингвистике. Издательство Оксфордского университета. п. 1. ISBN 9780198865704 .
Термин «балканский романский язык» используется для обозначения группы языков, включая румынский, арумынский, истрорумынский и мегленорумынский. 1 Хотя точные исторические связи между этими языками до сих пор неясны (...), общепринято считать, что они имеют общего предка и, следовательно, образуют единую семью. 1 Альтернативные названия балканского романса — дако-романтика и восточный романс.
- ^ Перейти обратно: а б с Виннифрит 2002 , с. 115.
- ^ Джеймс Минахан (2002). Энциклопедия народов без гражданства: A – C. Издательская группа Гринвуд. п. 175. ИСБН 978-0-313-32109-2 . Проверено 18 апреля 2012 г.
Арумынский язык имеет много общих черт с болгарским, греческим и албанским, но лексический состав, хотя и богат греческими, славянскими и турецкими заимствованиями, остается в основном романского типа.
- ^ «Что значит дако-румынский?» . www.definitions.net .
- ^ «Венгерский этнографический лексикон/» . Mek.niif.hu. Проверено 9 января 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Виннифрит 1987 , с. 35.
- ^ Таннер 2004 , стр. 203–.
- ^ Перейти обратно: а б с д Таннер 2004 , с. 209.
- ^ Исидор Иесан, Отцовская секта на Балканах и Траян Дакия. Институт графических искусств К. Сфети, Бухарест, 1912 г.
- ^ Перейти обратно: а б Таннер 2004 , с. 210.
- ^ Перейти обратно: а б Виннифрит 1987 , с. 39.
- ^ Биндер, Дэвид (2004). «Влахи, мирный балканский народ» . Средиземноморский ежеквартальный журнал . 15 (4): 115–116. дои : 10.1215/10474552-15-4-115 . ISSN 1527-1935 . S2CID 154461762 .
Римская империя постепенно расширялась на территории, которая сейчас называется Балканским полуостровом, с 146 г. до н.э., с появлением первых колоний вокруг Превезы в Эпирском регионе Греции, примерно до 550 г. н.э. Иногда влахов считают романизированными потомками автохтонных этнических групп, иллирийцев, фракийцев, даков и греков, хотя связь с греками, несомненно, самая сильная.
- ^ Перейти обратно: а б с Виннифрит 2002 , с. 114.
- ^ Таннер 2004 , с. 205.
- ^ Томич, О.М. (2006). Морфо-синтаксические особенности Балканского Sprachbund . Спрингер. п. 39.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Бош, Э.; Калафель, Ф.; Гонсалес-Нейра, А.; Флейз, К; Матеу, Э; Шейл, Х.Г.; Хакенбек, В; Ефремовская, Л; и др. (2006). «Отцовские и материнские линии на Балканах демонстрируют однородный ландшафт, несмотря на языковые барьеры, за исключением изолированных аромунов». Анналы генетики человека . 70 (Часть 4): 459–87. дои : 10.1111/j.1469-1809.2005.00251.x . ПМИД 16759179 . S2CID 23156886 .
- ^ Майрес, Натали М. (2010). «Эффект основателя основной гаплогруппы Y-хромосомы R1b эпохи голоцена в Центральной и Западной Европе» . Европейский журнал генетики человека . 19 (1): 95–101. дои : 10.1038/ejhg.2010.146 . ПМК 3039512 . ПМИД 20736979 .
- ^ Перейти обратно: а б ODB , "Vlachs" (A. Kazhdan), pp. 2183–2184.
- ^ ODB , "Vlachia" (A. Kazhdan), p. 2183.
- ^ Мариан Венцель, Боснийские и Герцеговинские гробницы - кто их сделал и почему?" Sudost-Forschungen 21 (1962): 102–143
- ^ Мужич, Иван (2009). «Влахи и древнебалканская дохристианская символика оленей на стеччи». Старое хорватское образование (на хорватском языке). Сплит: Музей хорватских археологических памятников. III (36): 315–349.
- ^ "BJUNIORNEWBLOG: АРОМЫНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ" . 11 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Каль 2002 , с. 146.
- ^ Каль 2002 , стр. 146–147.
- ^ Перейти обратно: а б Каль 2002 , с. 147.
- ^ Каль 2002 , стр. 149–150.
- ^ Каль 2002 , с. 150.
- ^ Каль 2002 , стр. 147–148.
- ^ Перейти обратно: а б Каль 2002 , с. 148.
- ^ Перейти обратно: а б с Каль 2002 , с. 149.
- ^ Перейти обратно: а б с Каль 2002 , с. 151.
- ^ Вушкан, Кэтэлин (13 мая 2021 г.). «День Балканской Румынии был принят Палатой депутатов. Наши братья с юга будут отмечаться ежегодно 10 мая. Бюст в Корча, Албания, отцу-мученику Хараламбие Баламаче, убитому греками штыками за то, что он служил в Румынии. " . ActiveNews (на румынском языке).
- ^ Перейти обратно: а б Каль 2002 , с. 152.
- ^ Каль 2003 .
- ^ Дарэбуш, Кармен (2013). «Питание как аллювиальная система в культуре аромунов» (PDF) . Acta Iassyensia Comparationis (на итальянском языке). 11 (1): 85–90.
- ^ Каль, Теде (2008). «Многоголосное пение у арумын (валахов)». В Ахмедадже – Адриан; Хайд, Герлинда (ред.). Европейские голоса I: Многочастное пение на Балканах и в Средиземноморье . Бёлау Верлаг . стр. 267–280. ISBN 9783205780908 .
- ^ Геринг, Сильвиу (23 мая 2020 г.). «23 мая — день Симоны Халеп и Гикэ Хаджи. И всех арумын в мире. Какие македонцы у нас еще есть в румынском спорте» . Fanatik.ro (на румынском языке).
- ^ «Арманамеа» . Европаада .
- ^ Бокай, Мариан (17 декабря 2013 г.). «Хаги, Симона Халеп и Элиза Самара приглашены на финал «Кубка Арманамеа» (фотогалерея)» . Зиуа де Констанца (на румынском языке).
- ^ Элизабет Контогиорги, Обмен населением в Греческой Македонии, сельское поселение беженцев 1922–1930, с. 22
- ^ Виктор Мейер (1999). Югославия: история ее упадка . Рутледж. п. 184. ИСБН 978-0-415-18596-7 .
Проблема языковых меньшинств в Греции сложна... Они оба считают себя греками.
- ^ Джон С. Колиопулос, Разграбленная оккупация Оси в греческой Западной Македонии 1941–1949, страницы 81–85
- ^ Леонтис, Артемида (2009). Культура и обычаи Греции . Гринвуд Пресс. п. 13. ISBN 9780313342967 .
- ^ Мерри, Брюс (2004). Энциклопедия современной греческой литературы . Издательская группа Гринвуд. п. 163. ИСБН 9780313308130 .
- ^ Браун, Джеймс Ф. (2001). Пути перемен: Восточная Европа на рубеже тысячелетий . Издательство Университета Дьюка. п. 261 . ISBN 9780822326526 .
- ^ Греческий монитор прав человека и меньшинств, том I. № 3, декабрь 1995 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Каль 2002 , с. 155.
- ^ «Рекомендация 1333 (1997) об арумынской культуре и языке» . 1997. Архивировано из оригинала 18 ноября 2002 года . Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ Байку, Корнел (29 августа 2003 г.). « Румыния для нас – второй дом» ( на немецком языке). Немецкая волна .
- ^ Каль 2003 , с. 217.
- ^ Вынесение резолюции протеста против Госдепа (на греческом языке). 28 февраля 2001 г. Архивировано из оригинала 15 сентября 2004 г. Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ Публикация пресс-релиза по организации конференции греческого отделения неправительственной организации E.V.LUL в Салониках. (на греческом языке). 14 ноября 2002 года. Архивировано из оригинала 10 сентября 2004 года . Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ Вынесение резолюции протеста против доклада американской организации Freedom House (на греческом языке). 18 августа 2003 г. Архивировано из оригинала 15 сентября 2004 г. Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ «Изучай иностранный язык» . eblul.org . 29 марта 2023 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Перепись населения и жилищного фонда (основные итоги) – 2011 г. (PDF) (Отчет). Институт статистики (Албания) . 2012. с. 71 . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ «Третье заключение по Албании, принятое 23 ноября 2011 г.» . Консультативный комитет по основам защиты национальных меньшинств . Проверено 29 июня 2017 г.
- ^ Шванднер-Зиверс, Стефани (март 1999 г.). «Пробуждение албанских арумын: политика идентичности и конфликты в посткоммунистической Албании» . www.ecmi.de. Европейский центр по вопросам меньшинств . стр. 1–2. Архивировано из оригинала 26 января 2020 года . Проверено 17 августа 2021 г.
Виннифрит увеличил эти цифры после неоднократных путешествий по Южной Албании. В свою последнюю оценку в 200 000 человек он включает всех тех, кто считает себя влахами/арумынами с точки зрения происхождения, со знанием языка или без него, а также тех, кто говорит на этом языке, но не указывает на определенную идентичность.
- ^ Крессинг, Фрэнк; Казер, Карл (2002). Албания — страна переходного периода: аспекты изменения идентичности в стране Юго-Восточной Европы . Номос. п. 12.
от 5 000 до 15 000 македонцев и черногорцев на севере и востоке; от 30 000 до 50 000 влахов или арумын
- ^ Стефани Шванднер-Зиверс. Пробуждение албанских арумын: политика идентичности и конфликты в посткоммунистической Албании. Архивировано 18 февраля 2015 г. в Wayback Machine , стр. 12-13.
- ^ «Арумыны в Албании» (PDF) . Ecmi.de. Архивировано из оригинала (PDF) 18 февраля 2015 года . Проверено 9 августа 2014 г.
- ^ Чоллаку, Роберт (июль – август 2011 г.). Гушо, Джани (ред.). «Фрация (Братство)» . Календарь 2011 года . Арумыны Албании. п. 2.
- ↑ Влахи Македонии. Архивировано 27 октября 2010 года в Wayback Machine , Том Дж. Виннифрит.
- ^ Совет Европы. Парламентская ассамблея. Очередная сессия (1997 год). Документы сессии . Совет Европы. п. XXI. ISBN 978-92-871-3239-0 .
- ^ Арумыны в Болгарии (на болгарском языке). Архитектурно-этнографический комплекс "Этер" - Габрово. Архивировано из оригинала 30 января 2009 года . Проверено 15 января 2009 г.
- ^ «Министерство иностранных дел» . МАЭ.ро. 23 июля 2014 года . Проверено 9 августа 2014 г.
- ^ «Магазин Люмеа» . 5 сентября 2005 г. Архивировано из оригинала 5 сентября 2005 г.
- ^ «Romanian Global News – единственное информационное агентство румын во всем мире» . 7 октября 2007 года. Архивировано из оригинала 7 октября 2007 года . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ Мариан Венцель, Боснийские и Герцеговинские гробницы - кто их сделал и почему?» Sudost-Forschungen 21 (1962): 102–143.
- ^ Мифологическая антология . Том. 7–8. Центр мифологических исследований Сербии. 2002 г. до н.э. 35.
Многие греки-цинчары приехали в Сербию вместе с Гушанецом в качестве крахалии, а позже присоединились к повстанцам. К этой группе относятся Конда и Папазолья. В армии Гушанча Конда был булюбашей до 1806 года, когда повстанцы...
- ^ Йокич Стаменкович, Драгана (30 января 2017 г.). «Чинкари – кровь Балкан» . Политика (на сербском языке).
- ^ Ружица, Мирослав (2006). «Пробуждение балканских влахов/арумын, национальная политика, ассимиляция». Труды по глобализации, национализму и этническим конфликтам на Балканах и в региональном контексте : 28–30. S2CID 52448884 .
- ^ Каль 2002 , с. 163.
- ^ Алексов, Боян (23 января 2013 г.). Йован Йованович Змай и сербская идентичность между поэзией и историей . Коллекция CEUP. Издательство Центральноевропейского университета. стр. 273–305. ISBN 9786155211669 .
- ^ Йовановский, Далибор; Минов, Никола (2017). «Иоаннис Колеттис. Влах из правящей элиты Греции» . Балканика Познаниения . 24 (1). Университет Адама Мицкевича в Познани : 222–223. ISSN 2450-3177 . Архивировано из оригинала 18 марта 2020 года . Проверено 8 мая 2017 г.
Библиография
- Атанасова, Катя (1998). «Арумыны». Сообщества и идентичности в Болгарии : 1000–1012.
- Козару, Г.К., А.К. Папари и М.Л. Санду. «Соображения относительно этнокультурной идентичности арумын Добруджи». Традиции и реформы, социальная реконструкция Европы (2013): 121.
- Иосиф, Корина (2011). «Арумыны между национальностью и этнической принадлежностью: история формирования идентичности». Трансильванский обзор . 20 : 133–148.
- Каль, Теде (2002). «Этническая принадлежность арумын после 1990 года: идентичность меньшинства, которое ведет себя как большинство» . Этнология Балканика . Том. 6. С. 145–169.
- Каль, Теде (2003). «Арумыны в Греции. Меньшинство или влахские греки?» . Ежегодники по истории и культуре Юго-Восточной Европы . 5 :205-219.
- Каждан, Александр , изд. (1991). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-504652-6 .
- Коцой Э., Наследие без наследников? Материальное и религиозное культурное наследие валахского меньшинства в Европе в контексте междисциплинарного исследовательского проекта (вклад в тему), Balcanica Posnaniensia», Познань, 2015, стр. 137–147.
- Коцой Э., История невидимого города. Культурное наследие Москополе в Албании. Возрождение города, культурная память и управление пространством [в:] Нематериальное наследие города. Музееализация, сохранение, образование, под ред. М. Квециньска, Краков, 2016, с. 267–280.
- Коцой Э. Артефакты прошлого как следы памяти. Арумынское культурное наследие на Балканах, Res Historica, 2016, стр. 175–195.
- Мотта, Джузеппе (2011). «Борьба за балканскую латынь. Арумыны до Первой мировой войны». Средиземноморский журнал социальных наук . 2 (3): 252–260.
- Мотта, Джузеппе (2012). «Борьба за балканскую латинность (II). Арумыны после мировой войны». Средиземноморский журнал социальных наук . 3 (11): 541–550.
- Новицка, Ева (29 сентября 2016 г.). «Этническая идентичность арумын/валахов в XXI веке» . Res Historica . 41 : 213. doi : 10.17951/rh.2016.41.213 .
- Прендергаст, Эрик (2017). Происхождение и распространение пропусков локативных определителей в балканском языковом ареале (доктор философии). Калифорнийский университет в Беркли.
- Ружица, Мирослав (2006). «Пробуждение балканских влахов/арумын, национальная политика, ассимиляция» (PDF) . Труды по глобализации, национализму и этническим конфликтам на Балканах и в их региональном контексте . Белград. Архивировано из оригинала (PDF) 28 мая 2015 года . Проверено 16 ноября 2016 г.
- Шванднер-Зиверс, Стефани (1999), Пробуждение албанских арумын: политика идентичности и конфликты в посткоммунистической Албании , Фленсбург: Европейский центр по вопросам меньшинств
- Таннер, Арно (2004). «Влахи – спорная идентичность» . Забытые меньшинства Восточной Европы: история и сегодня избранных этнических групп в пяти странах . Книги Востока-Запада. стр. 203–. ISBN 978-952-91-6808-8 .
- Цыркомнику, Эмиль (2009). «Некоторые темы традиционных свадебных обычаев македо-румын (арумын и меглено-румын)» . Приложение к Румынскому журналу демографических исследований . 3 (Приложение): 141–152.
- Виннифрит, Том (1995). Расколотые орлы, Балканские фрагменты . Дакворт. ISBN 978-0-7156-2635-1 .
- Виннифрит, Том (1987). Влахи: история балканского народа . Дакворт. ISBN 978-0-7156-2135-6 .
- Виннифрит, Том (2002). «Влахи» . В Клогге, Ричард (ред.). Меньшинства в Греции: аспекты плюралистического общества . Издательство C. Hurst & Co. стр. 112–121. ISBN 978-1-85065-705-7 .
Дальнейшее чтение
- «Отчет: Влахи» . Греческий наблюдатель за правами человека и меньшинств . 1 (3). Декабрь 1995 г. [май – июнь 1994 г.]. Архивировано из оригинала 16 января 2015 года . Проверено 27 мая 2013 г.
- Гика, Александру (2009–2011). «Новейшая история арумын Юго-Восточной Европы» (PDF) . Информационный бюллетень Общества Фаршароту . 24–25 (1–2): 1–22.
Внешние ссылки
- СМИ, связанные с арумынами, на Викискладе?
- арумыны
- Восточные романские люди
- Этнические группы в Албании
- Этнические группы в Болгарии
- Этнические группы в Греции
- Этнические группы в Северной Македонии
- Этнические группы в Румынии
- Этнические группы в Сербии
- Этнические группы на Балканах
- Романтические народы
- Этнические группы, разделенные международными границами