Арумынская диаспора
Часть серии о |
арумыны |
---|
![]() |
Арумынская диаспора ( арумынский язык : Diaspora Armãneascã ) — любое этнически арумынское население, проживающее за пределами своей традиционной родины на Балканах . Арумыны – небольшая балканская этническая группа, проживающая в Албании , Болгарии , Греции , Северной Македонии , Румынии и Сербии . Исторически они также жили в других странах, таких как Босния и Герцеговина и Хорватия , хотя с тех пор они были ассимилированы . [1]
Большая часть арумынской диаспоры происходит из села Москополе . Раньше Москополе был важным городом и одним из крупнейших на Балканах, с ним мог конкурировать только Стамбул в составе Европейской Османской империи . Однако он был разрушен в 1788 году Али-пашой Янины . Многие арумыны были убиты или порабощены, а многие покинули Москополе и уехали в другие части Балкан, основав поселения, такие как Крушево ( Крушува ), но также покинули регион и отправились в такие места, как Будапешт (ныне в Венгрии ), Вена (в Австрии). ) или то, что сейчас является Италией . [2]
В результате этого в XIX веке Будапешт и Вена стали пунктами сбора арумынской диаспоры. Эти арумыны начали публиковать тексты на своем родном языке и пропагандировали арумынский язык и культуру . [3] Арумынская диаспора в этих городах выделяется тем, что является одной из первых арумынских групп населения, некоторые из ее членов развили строго арумынскую идентичность. [4] Некоторыми важными арумынскими деятелями из Австрии и Венгрии этой эпохи являются Михаил Г. Бояги , Георге Константин Роя и Константин Укута . Арумынская диаспора здесь также вступила в контакт с также романоязычным румынским национальным движением в Трансильвании (которая в то время также была частью Австрии или Австро-Венгрии ), что, возможно, побудило их к своим действиям. [3]
Кроме того, раньше, несмотря на то, что Москополе был в основном арумынским культурным центром, он также был преимущественно грекоязычным и находился под влиянием греческой культуры . [3] Из-за этого многие люди, которых обычно считали частью греческой диаспоры в Австрии и Венгрии, на самом деле были эллинизированными этническими арумынами. Кроме того, некоторые арумыны из этих мест выступали против греческого влияния на арумын, при этом Роя обвинял «новых греков» в том, что «как они могли осмелиться разделить мой народ и тех, кто находится по другую сторону Дуная». Он также считал румын «нашими братьями». [5]
Сегодня арумынская диаспора предпринимает важные действия по сохранению своей культуры. Те, кто, например, в Венгрии, уже давно ассимилировались, но некоторые в Австралии , Канаде , Франции , Германии и США основали арумынские культурные организации с целью продвижения арумынской культуры, самобытности и языка. Некоторыми примерами являются Ассоциация французских аромунов «Тра Арманами» (Франция), Союз арумынского языка и культуры (Германия) и Общество «Фаршароту» (США). [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Каль, Теде (2002). «Этническая принадлежность арумын после 1990 года: идентичность меньшинства, которое ведет себя как большинство» . Этнология Балканика . 6 : 145–169.
- ^ Зеана, Корнелиу (2021). Болдеа, Юлиан (ред.). «Арумыны, особый балканский народ» (PDF) . Тени глобализации. Идентичность и диалог в межкультурном мире (на румынском языке). Издательство «Архипелаг XXI»: 39–44. ISBN 978-606-93691-3-5 .
- ^ Jump up to: а б с Крегулеску, Владимир (2015). «Арумыно-румынское национальное движение (1859-1905): аналитическая модель» . Балканское Познание. Журналы и исследования 22 (1): 99–121. дои : 10.14746/bp.2015.22.8 .
- ^ Каль, Теде (2003). «Арумыны в Греции: меньшинство или греки, говорящие на влахском языке?» (PDF) . Ежегодники по истории и культуре Юго-Восточной Европы . 5 :205-219.
- ^ Сейриниду, Василики (2008). «Старая» диаспора, «новая» диаспора и греческая диаспора в Вене XVIII-XIX веков» . В Розене, Минна (ред.). Родина и диаспора. Греки, евреи и их миграции . Международная библиотека миграционных исследований. стр. 155–159. ISBN 978-1845116422 .