Арумынский национализм
Часть серии о |
арумыны |
---|
Арумынский национализм ( арумынский : Nationalismu Armãneascu ) — идеология, утверждающая арумын как отдельную нацию . Большое количество арумын отошли от националистических тем, таких как создание национального государства собственного или достижение этнической автономии в странах, в которых они живут. Несмотря на это, в них преобладает этническая идентичность и гордость. [1] В истории арумынские националисты часто оказывались разделенными на прогреческие и прорумынские фракции. [2]
Неоднократные преследования, нападения и убийства арумын со стороны греческих и болгарских банд в Османской империи подогревали национализм арумын, которому в дальнейшем способствовали труды некоторых арумын в Румынии . [3] В 1917 году, во время присутствия итальянских войск в Греции во время Первой мировой войны , группа арумынских националистов предприняла попытку создания арумынского государства при поддержке Румынии . Однако итальянские войска в конце концов отошли, и власти Греции впоследствии начали преследовать этих фигур. [4]
Такой проект был возрожден во время Второй мировой войны после вторжения стран Оси в Грецию , и в 1941 году было создано Княжество Пинд под руководством арумынского националиста Алкивиада Диаманди . Несмотря на отсутствие какой-либо реальной политической власти, это княжество имело свои собственные вооруженные силы, Римский легион , который сотрудничал с фашистскими силами Италии и нацистской Германии . Арумынский язык стал официальным языком, использование греческого языка было запрещено, и была предпринята попытка сформировать арумынский парламент. Однако силы Оси отступили, и в 1944 году греческое сопротивление с несколькими арумынскими членами захватило регион. [5]
Арумынский национализм в значительной степени сосредоточился в Москополе . Москополе был процветающим городом в Османской империи с многочисленным арумынским населением, которое было в значительной степени опустошено и разрушено во второй половине 18 века. С зарождением арумынской литературы многие арумынские писатели, преимущественно молодые арумыны, получившие образование в румынских школах , начали писать о Москополе в утопическом ключе, с такими чувствами и элементами, как любовь, ностальгия, суеверия, менталитет, эмоции и повседневные аспекты жизни. являющийся преобладающим. Депрессия и ностальгия по городу стали главными чувствами в этом арумынском литературном явлении. Румынский историк Сорин Антохи описал арумынскую элиту, участвующую в этом утопическом литературном дискурсе о Москополе, как испытывающую возвышенное чувство обретения «магнетической красоты и без каких-либо недостатков блестящего города», который «вызывает сказочный образ». Основоположником этого арумынского литературного направления был Леон Бога , но оно включает и произведения Николае Константин Бацария , Николае Каратанэ , Ион Фоти , Кира Манцу и Николае Вело . [6]
Сегодня распространенной арумынской фразой, выражающей этническую гордость, является S-bãneadzã Armãnamea («Да здравствует арумынское государство »). [7] Другая известная фраза - Armãnlu nu cheari («Арумынский [человек] не погибает»). [8] [9] [10]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Новицка, Ева (2016). «Этническая идентичность арумынов/валахов в 21 веке» (PDF) . Res Historica . 41 : 213–235. дои : 10.17951/rh.2016.0.213 .
- ^ Крегулеску, Владимир Константин (2021). «Арумынская этническая принадлежность в отчетах британских путешественников по Балканам (ок. 1800–1860)» . Гиперборея . 8 (1): 38–58. дои : 10.5325/гиперборея.8.1.0038 . JSTOR 10.5325/гиперборея.8.1.0038 . S2CID 236719881 .
- ^ Кларк, Роланд (2015). «Требования об этнических привилегиях: арумынские иммигранты и румынская фашистская политика» . Современная европейская история . 24 (1). Издательство Кембриджского университета : 37–58. дои : 10.1017/S0960777314000411 . JSTOR 43299461 . S2CID 154589916 .
- ^ Туша, Эначе (2013). «Бухарестский мир 1913 года: политические последствия и демографические реалии в Южной Добрудже» . Румынский журнал евразийских исследований . 9 (1–2): 43–52.
- ^ Мотта, Джузеппе (2011). «Борьба за балканскую латынь. Арумыны до Первой мировой войны» (PDF) . Средиземноморский журнал социальных наук . 2 (3): 252–260. дои : 10.5901/mjss.2011.v2n3p252 . ISSN 2039-2117 .
- ^ Ламбру, Стелиу (2001). «Повествование о национальной утопии. Случай Мосхополиса в арумынском национальном дискурсе» (PDF) . Ксенополиана . 9 (1–4): 54–81.
- ^ Вулкан, Питер (1996). «Армана» (на арумынском языке). Издательство Cartea Aromână. ISBN 9789739636094 .
- ^ Розновяну, Мирела (2021). Влачика: вершины гор над бурным морем соперничающих империй . Кслибрис . ISBN 9781664168053 .
- ^ Попеску, Адам (4 октября 2010 г.). « Лали Василий пробыл на земле 20 дней после смерти » . Событие дня (на румынском языке).
- ^ Думитреску, Андрей Кэлин (2016). «Смешанные браки и передача арумынского языка из поколения в поколение на Центральных Балканах» (PDF) . В Макарцев Максим; Вальстрем, Макс (ред.). В поисках центра и периферии: лингвистические установки, меньшинства и ландшафты на Центральных Балканах . Славица Хельсингенсия. Том. 49. Хельсинкский университет . стр. 103–114. ISBN 9789515125200 .