Суверенитет коренных народов Австралии
Суверенитет австралийских коренных народов , также недавно названный суверенитетом Блэка , включает в себя различные права, на которые претендуют островов Торресова пролива аборигены и жители в пределах Австралии . Утверждается, что такие права вытекают из оккупации и владения коренными народами Австралии до колонизации , а также из-за их продолжающейся духовной связи с землей. Суверенитет коренных народов не признается ни Конституцией Австралии , ни австралийским законодательством .
Политические движения возникли в 20-м и 21-м веках вокруг суверенитета коренных народов, добиваясь различных политических, экономических и культурных прав как внутри, так и за пределами австралийского штата. К ним относятся права на землю , [1] право коренных народов на то, чтобы на них обращались как на отдельное государство со своими собственными законами и институтами, [2] культурной и и различные права интеллектуальной собственности . [3] [4] Эти права не являются фиксированными, а право на суверенитет данных коренных народов возникает в контексте более широкого сбора данных правительствами. [5] По мнению некоторых сторонников, признание прежней оккупации и владения Австралией означает признание суверенитета коренных народов и открывает путь для заключения договоров между ними и правительствами как Содружества , так и штатов и территорий.
Обсуждение этой концепции было заметным в различных кампаниях вокруг неудавшегося референдума 14 октября 2023 года , в ходе которого в Конституцию были внесены поправки, предписывающие голос коренных народов в парламенте . Лидеры движения за суверенитет Блэка, такие как Майкл Мэнселл в Тасмании и сенатор Лидия Торп в Виктории, не поддержали «Голос» на том основании, что это повлияет на суверенитет и что вместо этого сначала необходимо заключить договоры, чтобы участвовать в дискуссиях между суверенитетами. [6]
Фон
[ редактировать ]Аборигены оккупировали материковую Австралию не менее 65 000 лет. [7] Когда британцы начали колонизацию Австралии с прибытием губернатора Артура Филлипа и Первого флота не было подписано никакого официального договора с аборигенами Порт-Джексона . , в то время [8] [1] Однако Патентная грамота, учреждающая провинцию Южная Австралия 1836 года (в отличие от Закона о Южной Австралии 1834 года ), включала признание потенциальных прав, которыми обладают аборигены Южной Австралии . [9] К 1840 году всем губернаторам Австралии и Новой Зеландии было приказано заменить все обычное право аборигенов британским законодательством, и впоследствии существующим законам и обычаям коренных народов уделялось мало внимания. [10]
Значение
[ редактировать ]Сегодня суверенитет коренных народов обычно относится к «неотъемлемым правам, вытекающим из духовной и исторической связи с землей». [1] Академик по исследованиям коренных народов Эйлин Мортон-Робинсон написала, что первыми владельцами земли были предки аборигенов, и «поскольку духовная вера полностью интегрирована в повседневную деятельность человека, считается, что силы, которые направляют и направляют землю, существуют со всеми человеческая жизнь». [1] 2017 года В « Заявлении Улуру от всего сердца» суверенитет также выражается как «духовное понятие», которое является «родовой связью между землей или «матерью-природой» и аборигенами и жителями островов Торресова пролива, родившимися на ней». [11] Мортон-Робинсон говорит, что для таких людей, как капитан Кук и Джозеф Бэнкс, эта концепция суверенитета была невидимой, поскольку она «бросает вызов философским предпосылкам государственного суверенитета», не разделяя ту же онтологию , что и европейцы. Другими важными компонентами этой концепции суверенитета были системы родства аборигенов , а границы, основанные на языках и обычных соглашениях (эквивалент договоров), также были неотъемлемыми компонентами суверенитета коренных народов. Утверждается, что эта концепция суверенитета не может быть отменена урегулированием или силой. [12]
Однако это значение термина не является универсальным: некоторые общины и отдельные лица коренных народов также подчеркивают элементы традиционной западной концепции суверенитета , такие как абсолютная власть группы над определенной территорией и взаимное признание равенства между суверенными органами. Этот акцент виден в сенатора Лидии Торп . концепции «суверенитета Блэка» [12]
Правовая позиция Австралии
[ редактировать ]Суверенитет коренных народов не был признан австралийским законодательством, будь то суверенитет, существовавший до колонизации или существующий до сих пор. [13] В деле Коу против Содружества (1979 г.) [14] Высокий суд Австралии отверг идею о существовании аборигенной нации, которая осуществляла даже ограниченный суверенитет. Суд выделил американское дело « Нация чероки против Джорджии» (1831 г.) , в котором индейские народы были признаны «внутренне зависимыми нациями» США, аргументируя это тем, что аборигены Австралии не организованы как «отдельное политическое общество, отделенное от другие» и что к ним никогда не относились единообразно как к государству. Позже в деле Мабо против Квинсленда (№ 2) (1992 г.) , [15] Высокий суд признал доколониальные земельные интересы коренных австралийцев в рамках общего права Австралии в форме титула коренных жителей . Однако эти права возникли не из-за продолжающегося суверенитета коренных народов; суд просто постановил, что существующие права на землю, принадлежащие группам коренных народов, не аннулируются автоматически после приобретения суверенитета Короной. В более поздних делах Высокий суд также интерпретировал это дело как постановление о том, что больше не существует какого-либо ограниченного суверенитета групп коренных народов. [16] Кроме того, суд постановил, что действительность приобретения Короной суверенитета не может быть оспорена в суде. [17] Однако, отвергая предыдущие авторитеты, которые характеризовали общества коренных народов как «без законов, без суверенитета и примитивные в своей социальной организации», решение также было принято для неявного признания существования суверенитета коренных народов до колонизации. [18] Совсем недавно в деле Лав против Содружества (2020 г.) суд оставил в силе предыдущие отказы от сохранения суверенитета коренных народов, а также основной вывод о том, что коренные австралийцы, независимо от того, являются ли они гражданами или нет, не подпадают под власть «иностранцев», предусмотренную Конституцией Австралии, и поэтому не могут быть депортирован. [19] [20]
Однако, несмотря на юридический отказ от исключительной западной точки зрения на суверенитет, Роберт Френч (писавший во внесудебном порядке) утверждал, что соглашение между коренными австралийцами и Содружеством, признающее их традиционные права и историческую связь со страной, было бы возможным «без компромиссов, символических или в противном случае, идентичность Австралии как нации» и что такое соглашение может быть заключено «с точки зрения суверенитета», если этот суверенитет находится «в соответствии с традиционным законом и обычаями» и «может иметь значение в этой вселенной дискурса». [21]
Правовая позиция Австралии не разделяется другими сопоставимыми бывшими британскими колониями. США признают сохраняющийся племенной суверенитет коренных американских народов и допускают определенный уровень самоуправления и законотворчества. [22] Канада признает определенный уровень суверенитета своих коренных народов , при этом суды поддерживают договоры, заключенные во время колонизации (например, в деле Р против Сиуи). [23] ) и другие переговоры по договорам, ведущиеся на разных уровнях правительства. [24] Хотя канадские суды признали фактическое утверждение суверенитета канадской короны, решение о приобретении де-юре было отменено, а договоры были определены как способ «примирить ранее существовавший суверенитет аборигенов с предполагаемым суверенитетом Короны». [25] [26] В Новой Зеландии Договор Вайтанги признал суверенитет коренных жителей маори , а также предполагал передачу этого суверенитета британской короне. Хотя это устоявшаяся правовая позиция в Новой Зеландии, некоторые утверждают, что суверенитет Короны в некоторой степени ограничен договором и что передача суверенитета была неэффективной из-за недоразумений и неправильных переводов между английской версией договора и версией договора маори. . [27] [28]
Активизм
[ редактировать ]20 век
[ редактировать ]Права и политические движения, связанные с суверенитетом коренных народов, значительно различаются, и нет единого мнения относительно того, что повлечет за собой признание суверенитета коренных народов. Некоторые ранее активисты поднимали вопрос о возможности полного отделения от Австралии; [29] однако большинство из них стремилось к другому уровню автономии внутри государства. Другие призывают к возмещению ущерба, самоуправлению и способности беспрепятственно жить в соответствии с традиционным правом, при этом любые будущие взаимодействия между Австралией и коренными народами должны быть сведены к минимуму. [30] Признание коренной нации в рамках Содружества сравнивают с совместной ответственностью и суверенитетом между штатами и территориями и федеральным правительством. [31]
С 1920-х годов до референдума 1967 года борьба за права коренных австралийцев выражалась в требованиях полных прав гражданства. Закон о национальности и гражданстве 1948 года (Cth) предоставил номинальное гражданство коренным австралийцам, однако широкий спектр дискриминационных законов и практик означал, что они были гражданами только номинально. Только после движения за гражданские права в Австралии и принятия Закона о расовой дискриминации 1975 года (Cth) действие явных дискриминационных законов прекратилось. [32]
Однако использование концепции гражданства для борьбы за права не было бесспорным, поскольку эта структура неявно признавала и подтверждала власть австралийского государства. Оставалось большое подозрение, что гражданские права были предоставлены государством как часть более широкого проекта культурной ассимиляции. [33]
После референдума 1967 года больший упор был сделан на суверенитет коренных народов, чтобы призвать к большей самоавтономии и самоопределению . Появились новые активисты, бросившие вызов представлениям предыдущего поколения, концептуализируя свою борьбу как борьбу угнетенного народа, а не как группу меньшинства, стремящуюся к включению. [34]
В 1972 году , столице Австралии, было установлено палаточное посольство аборигенов на ступеньках Старого здания парламента в Канберре , чтобы потребовать признания суверенитета аборигенов Австралии . [35] Требования палаточного посольства включали права на землю и права на добычу полезных ископаемых на землях аборигенов, юридический и политический контроль над Северной территорией , а также компенсацию за украденную землю. [36]
В 1979 году писатель и активист Кевин Гилберт возглавил протест «Национального правительства аборигенов» на Кэпитал-Хилл в Канберре , призывая к признанию суверенитета аборигенов. [37] [38]
В 1988 году, в честь двухсотлетия Австралии , «Кампания по суверенному договору аборигенов '88» призвала к признанию суверенитета аборигенов и к заключению договора между Австралийским Содружеством и аборигенными народами. [39] Гилберт стал председателем кампании «Договор 88». Он определил юридические аргументы в пользу договора или договоров и суверенитета аборигенов в своей работе 1987 года « Суверенитет аборигенов, справедливость, закон и земля» . [38]
В 1990 году из Паканы юрист и академик Майкл Мэнселл стал соучредителем Временного правительства аборигенов , основанного на принципе, согласно которому аборигены «есть и всегда были суверенным народом». С тех пор APC выдает свои собственные паспорта, в которых официально ставится штамп при въезде в несколько зарубежных стран, а также на территории коренных народов. [12]
21 век
[ редактировать ]Палаточное посольство аборигенов все еще действует в честь своего 50-летия в 2022 году. [update], [40] остается символом протеста аборигенов по различным вопросам коренных народов. Там прошли акции протеста против гибели аборигенов в заключении , вмешательства правительства Говарда в 2007 году в Северную территорию и сокращения услуг. В 2020 году наиболее важными вопросами станут суверенитет аборигенов и признание права коренных народов на самоопределение . [36] В 2012 году по всей стране было разбросано семь палаточных посольств. [41]
В феврале 2012 года адвокат и лауреат премии «Австралиец года 2009» Мик Додсон обратился к парламенту по вопросу « конституционного признания коренных австралийцев ». Он поднял три вопроса: признание в Конституции того, что аборигены и жители островов Торресова пролива были в Австралии первыми, а также владели страной, когда британская корона утвердила свой суверенитет над всем континентом, и из этого следует, что земля была захвачена. без согласия; второй был посвящен вопросам уважения и защиты идентичности аборигенов в рамках Конституции и австралийского законодательства ; и третий элемент связан с равным гражданством по закону. [42]
В марте 2013 года Республика Мурраварри , включающая участки земли в Новом Южном Уэльсе и Квинсленде , объявила о своей независимости от Австралии, которая не признана и не признана правительством Австралии . [43] [12]
В 2014 году суверенное правительство йидинджи последовало этому примеру и включило в себя традиционные земли нации йидинджи в Квинсленде и Северной территории . [44] Они выпускают собственные почтовые марки и валюту. [12]
Активист-абориген Майкл Мэнселл выступает за создание седьмого штата, включающего в себя титульные земли аборигенов, а также структуру, аналогичную правительствам штатов. [12]
Заявление Улуру и голос парламента
[ редактировать ]В 2017 году было опубликовано « Заявление Улуру от всего сердца» , в котором говорилось, что аборигены и племена жителей островов Торресова пролива были первоначальными суверенными нациями на земле Австралии. Этот суверенитет имеет духовную природу и никогда не уступался и не прекращался, а сосуществовал с суверенитетом Короны . [45]
Документ также призывает к конституционным изменениям и реформам, чтобы «этот древний суверенитет мог проявиться как более полное выражение государственности Австралии». Требуемые реформы включают в себя поправку к конституции, обеспечивающую голос коренных народов в парламенте , комиссию Макаррата для участия в заключении соглашений между правительствами и коренными народами, а также процесс установления истины . [45]
Референдум по созданию «Голоса парламента» , необходимого для внесения любых поправок в конституцию, был объявлен правительством Альбаны и запланирован на 14 октября 2023 года. [46] В рамках дебатов по поводу «Голоса» Лидия Торп , независимый сенатор, первоначально избранная от партии «зеленых» , выразила обеспокоенность тем, что модель «Голоса» повлияет на суверенитет коренных народов. [47] Однако министры правительства, исследователи конституционного и международного права, а также сторонники «Голоса», такие как Меган Дэвис и Ноэл Пирсон, говорят, что эти опасения беспочвенны. [1]
Блэк суверенитет
[ редактировать ]После ухода из австралийских зеленых в феврале 2023 года перед референдумом Лидия Торп заявила, что желает возглавить движение «Блэкский суверенитет», и призвала подписать договор с коренными народами до реализации «Голоса». [48] [49] [50] [51] Ее идея суверенитета Блэков включает в себя создание Республики Блэк (в качестве замены нынешней конституционной монархии) с общим суверенитетом и равной властью между коренными и некоренными австралийцами в качестве конечной цели. [52] [53] Ее концепция суверенитета относится не только к «определению местного титула, согласно которому наш суверенитет является духовным понятием», но также и к «положению власти в этой стране, которое у нас всегда было и которое мы всегда будем иметь, пока не придем к миру». соглашение, чтобы иметь возможность объединить эту страну раз и навсегда». [12]
Связанные вопросы
[ редактировать ]Договоры и конституционное признание
[ редактировать ]Договор – это юридический документ, определяющий отношения между двумя суверенными образованиями. По состоянию на 2020 год [update] нет договоров ; между правительством Австралии и коренными народами Австралии [54] продолжаются переговоры В некоторых штатах и территориях Австралии о возможной разработке договоров между коренными народами и правительствами .
страны Договор между австралийским правительством и первыми народами как минимум символически признает суверенитет коренных народов, признавая их независимыми субъектами, которые в настоящее время не полностью представлены штатом Австралия. [55]
Также были предприняты шаги в сторону конституционных изменений, направленных как на признание прежней оккупации и собственности (и, следовательно, суверенитета), так и на голосование коренных народов в парламенте, закрепленное в Конституции.
Символическое признание связи с землей
[ редактировать ]Многие публичные мероприятия в Австралии, включая церемонии, выступления, конференции и фестивали, начинаются с приветствия в стране или признания страны, призванного подчеркнуть культурное значение окружающей территории для определенного клана или языковой группы аборигенов. Их часто делают старейшины народа, на традиционных землях которого происходит каждое мероприятие. С 2008 года «Добро пожаловать в страну» включено в церемонию открытия парламента Австралии , событие, которое происходит после каждых федеральных выборов . [56]
См. также
[ редактировать ]- Заявление Барунги
- Лагерь Суверенитет
- Традиционная опека коренных народов Австралии
- Движения коренных народов за суверенитет в других странах:
- Ничья земля § Австралия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Что такое суверенитет коренных народов и может ли Голос погасить его?» . Сидней Морнинг Геральд . 9 февраля 2023 г. Проверено 25 февраля 2023 г.
- ^ Лэнгтон, Марсия (2020). «Понимание суверенитета» . Соглашения, договоры и урегулирования путем переговоров . Проверено 4 января 2024 г.
- ^ Янке, Терри (1998). Наша культура: наше будущее: отчет о культурной и интеллектуальной собственности коренных народов Австралии (отчет). Австралийский институт исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива . ISBN 0-646-38084-2 – через Аустлий .
- ^ «Самоопределение аборигенов и жителей островов Торресова пролива» . Австралийский институт управления коренными народами . Проверено 4 января 2024 г.
- ^ Кукутай, Тофу; Тейлор, Джон (25 ноября 2016 г.). Суверенитет данных коренных народов: на пути к повестке дня . АНУ Пресс. ISBN 9781760460303 .
- ^ Ом, Джейсон (4 октября 2023 г.). «Движение Блэк Суверен» Ни один из участников кампании не настаивает на договоре вместо «Голоса» . Новости АВС .
- ^ Кларксон, Крис; Джейкобс, Зенобия; Марвик, Бен; и др. (2017). «Человеческая оккупация северной Австралии 65 000 лет назад» (PDF) . Природа . 547 (7663): 306–310. Бибкод : 2017Natur.547..306C . дои : 10.1038/nature22968 . hdl : 2440/107043 . ISSN 0028-0836 . ПМИД 28726833 . S2CID 205257212 . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ Фрост, Алан (2012). Первый флот: реальная история . Коллингвуд: ISBN Black Inc. 9781863955614 .
- ^ «Возведение колонии Южная Австралия» . Центр демократии . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ Додсон, Майкл; Робин Макнэми (2008). «Признание коренных народов Австралии и их прав» . В Хинтоне, Мартин; Ригни, Дэрил; Джонстон, Эллиотт (ред.). Коренные австралийцы и закон . Рутледж. п. 234. ИСБН 978-1135314392 . Проверено 11 октября 2015 г.
- ^ «Улуру Заявление от всего сердца» . http://referendumcouncil.org.au . Совет референдума. Архивировано из оригинала 6 марта 2019 года . Проверено 14 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Латимор, Джек (9 февраля 2023 г.). «Что такое суверенитет коренных народов и может ли Голос погасить его?» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 23 мая 2023 г.
- ^ «Суверенитет и юрисдикция судов» . Законы Австралии . Вестлоу. 1 июня 2018 г. п. [1.1.140] . Проверено 27 февраля 2023 г.
- ^ Коу против Содружества [1979] HCA 68 в [12], (1979) 53 ALJR 403, Высокий суд (Австралия)
- ^ Мабо против Квинсленда (№ 2) [1992] HCA 23 , (1992) 175 CLR 1, Высокий суд (Австралия)
- ^ Коу против Содружества [1993] HCA 42 в [27], (1993) 118 ALR 193, Высокий суд (Австралия)
- ^ Мабо против Квинсленда (№ 2) [1992] HCA 23 в [83], (1992) 175 CLR 1, Высокий суд (Австралия)
- ^ «Суверенитет и юрисдикция судов». Законы Австралии . Вестлоу. 1 июня 2018 г. п. [1.1.150].
- ^ Уильямс, Джордж; Хоббс, Гарри (2020). Договор (2-е изд.). Александрия, Новый Южный Уэльс: Federation Press. стр. 155–7. ISBN 978-1-76002-239-6 .
- ^ Любовь против Содружества [2020] HCA 3 , пункты 25, 102, 199, 264, 356, 270 CLR 152
- ^ Френч, Роберт (24 марта 2009 г.). «Титул коренных жителей – конституционный сдвиг?» (PDF) . hcourt.gov.au . п. 23.
- ^ Министерство юстиции (9 сентября 2014 г.). «Политика Министерства юстицииПолитика Министерства юстиции в отношении суверенитета Индии и межправительственных отношений с индийскими племенамиBES» . Архивы Министерства юстиции . Архивировано из оригинала 20 декабря 2022 года . Проверено 27 февраля 2023 г.
- ^ Р против Сиуи [1990] 1 SCR 1025
- ^ Канадская энциклопедия. «Договоры с коренными народами Канады» . Канадская энциклопедия .
- ^ Нация Хайда против Британской Колумбии (министр лесов) [2004] SCC 73 ; [2004] 3 SCR 511, параграф 20.
- ^ Уильямс, Джордж; Хоббс, Гарри (2020). Договор (2-е изд.). Александрия, Новый Южный Уэльс: Federation Press. п. 157. ИСБН 978-1-76002-239-6 .
- ^ «Выпущен отчет о первом этапе расследования дела Те Папарахи о Те Раки» . Трибунал Вайтанги . Правительство Новой Зеландии . 14 ноября 2014 года . Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ Уильямс, Джордж; Хоббс, Гарри (2020). Договор (2-е изд.). Александрия, Новый Южный Уэльс: The Federation Press. стр. 159–60. ISBN 978-1-76002-239-6 .
- ^ МакГрегор, Рассел (19 августа 2009 г.). «Другая нация: активизм аборигенов в конце 1960-х - начале 1970-х годов». Австралийские исторические исследования . 40 (3): 343–360. дои : 10.1080/10314610903105217 . S2CID 144227935 .
- ^ Мэддисон, Сара (2019). Изображение на обложке книги «Колониальная фантазия: почему белая Австралия не может решить проблемы черных». Колониальная фантазия: почему белая Австралия не может решить проблемы черных . Аллен и Анвин. п. 212. ИСБН 9781760295820 .
- ^ Мэддисон, Сара (2019). Изображение на обложке книги «Колониальная фантазия: почему белая Австралия не может решить проблемы черных». Колониальная фантазия: почему белая Австралия не может решить проблемы черных . Аллен и Анвин. п. 9. ISBN 9781760295820 .
- ^ Мэддисон, Сара (2019). Изображение на обложке книги «Колониальная фантазия: почему белая Австралия не может решить проблемы черных». Колониальная фантазия: почему белая Австралия не может решить проблемы черных . Аллен и Анвин. стр. 3–4. ISBN 9781760295820 .
- ^ Мэддисон, Сара (2019). Изображение на обложке книги «Колониальная фантазия: почему белая Австралия не может решить проблемы черных». Колониальная фантазия: почему белая Австралия не может решить проблемы черных . Аллен и Анвин. п. 5. ISBN 9781760295820 .
- ^ МакГрегор, Рассел (январь 2011 г.). Безразличное включение: аборигены и австралийская нация . Канберра: Издательство по изучению аборигенов. стр. 163–4. ISBN 9780855757793 . Проверено 26 февраля 2023 г.
- ^ Лиза Мартин (24 января 2012 г.). «Палаточному посольству аборигенов исполнилось 40 лет» . Сидней Морнинг Геральд . Фэрфакс Медиа . Проверено 26 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Палаточное посольство аборигенов» . Национальный музей Австралии . 13 апреля 2018 года . Проверено 19 июля 2020 г.
- ^ «Кевин Гилберт» . МКА Австралия . 1 апреля 2022 г. Проверено 29 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Гилберт, Кевин (1987) Суверенитет аборигенов: справедливость, закон и земля, ISBN 978-0-9876030-1-2 (iBook) ISBN 0 9588019 1 6 (печать)
- ^ «Договор 88 года» . Австралийский институт исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива . 19 ноября 2015 года . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ Эванс, Стив (25 января 2022 г.). «26 января палаточное посольство аборигенов в старом здании парламента отмечает 50-летие» . Канберра Таймс . Проверено 27 января 2022 г.
- ^ « Статья «Межконтинентальный крик» о движении за суверенитет Австралии» . Суверенный союз: первые нации, утверждающие суверенитет . 1 января 2010 года . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ Додсон, Мик (февраль 2012 г.). «Конституционное признание коренных австралийцев» . Парламент Австралии . Документы о парламенте № 57 . Проверено 19 июля 2020 г.
Этот документ был представлен в виде лекции в серии периодических лекций Сената в здании парламента Канберры 5 августа 2011 года.
- ^ Нойбауэр, Ян Ллойд (30 мая 2013 г.). «Аборигены Австралии начинают смелую юридическую борьбу за независимость» . Журнал «Тайм» . Архивировано из оригинала 30 июля 2013 года . Проверено 23 июля 2013 г.
- ^ Хауден, Шафран (2 ноября 2015 г.). «Мурруму Валубара Йидинджи отказывается от гражданства, чтобы вернуть себе Австралию» . Возраст . Проверено 5 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Национальный конституционный съезд коренных народов. «Заявление Улуру от всего сердца» (PDF) . Проверено 17 мая 2023 г.
- ^ Морс, Дана; Росс, Джессика (28 декабря 2022 г.). «Энтони Альбанезе обещает провести референдум «Голоса» к декабрю 2023 года» . Новости АВС . Проверено 25 февраля 2023 г.
- ^ «Что такое «черный суверенитет» и как он противоречит «Голосу»?» . Новости АВС . 6 февраля 2023 г. Проверено 11 февраля 2023 г.
- ^ « На столе»: «Зеленые» хотят заключить договор, прежде чем поддержать «Голос в парламенте» . Канберра Таймс . 9 августа 2022 г.
- ^ Батлер, Дэн (7 февраля 2023 г.). « Я здесь не просто так»: дерзкая Лидия Торп говорит, что останется на месте, чтобы добиться Договора и Суверенитета» . НИТВ . Проверено 17 мая 2023 г.
- ^ Мерфи-Оутс, Лора; Карп, Пол; Герберт, Майлз; Конинг, Джо (14 февраля 2023 г.). «Лидия Торп о суверенитете Блэка и выходе из зеленых» (подкаст) . Хранитель . Проверено 17 мая 2023 г.
- ^ «Что такое «черный суверенитет» и как он противоречит «Голосу»?» . Новости АВС . 6 февраля 2023 г.
- ^ Торп, Лидия (декабрь 2022 г.). « Больше, чем голос»: сенатор Лидия Торп о том, почему пришло время «черной республики» . Джанки (Интервью). Беседовала Мерриана Салем. Австралия: Junkee Media . Проверено 10 июня 2023 г.
- ^ Ревелл, Джек (10 февраля 2023 г.). «Какое движение Blak Sovereign хочет возглавить Лидия Торп?» . Защелка . Проверено 17 мая 2023 г.
- ^ «Австралия движется к договорам с аборигенами» . Новости Би-би-си . Британская радиовещательная корпорация. 8 июня 2018 года . Проверено 14 июля 2019 г.
- ^ «Отсутствие договора: добираемся до сути проблемы» . Австралийцы вместе . Проверено 19 июля 2020 г.
- ^ «Первое историческое событие: традиционное приветствие коренных народов начинается в парламенте» . Австралийская радиовещательная корпорация. 12 февраля 2008 года . Проверено 2 августа 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Отто, Дайанна (1995). «Вопрос права или политики: претензии коренных народов на суверенитет в Австралии» . Сиракузский журнал международного права и торговли . 21 (65) – через Хайнлайна.
- Проховник, Рая (июнь 2015 г.). «От суверенитета Австралии к суверенитету Австралии» (PDF) . Политология . 63 (2): 412–430. CiteSeerX 10.1.1.699.5961 . дои : 10.1111/1467-9248.12069 . S2CID 143104153 .
- Уильямс, Джордж; Хоббс, Гарри (2020). Договор (2-е изд.). Александрия, Новый Южный Уэльс: Federation Press. ISBN 978-1-76002-239-6 .