Управление коренными народами
Управление данными в контексте данных коренных народов включает в себя поддержку интересов данных, пробелов и приоритетов коренных народов, чтобы обеспечить самоопределение коренных народов . [ 1 ] Как правило, управление данными относится к тому, кто имеет право собственности, контроль и доступ к использованию данных. [ 1 ] Управление данными коренных народов требует, чтобы данные окружали коренных народов и их целью отражать потребности и приоритеты коренных народов, а не пропускать коренных народов при производстве данных коренных народов. [ 2 ]
Обзор
[ редактировать ]Управление данными коренных народов является ключом к обеспечению самоопределения коренных народов и восстановления сильных коренных народов. [ редакция ] Часто коренные народы не имеют доступа к соответствующим данным коренных народов. В настоящее время [ когда? ] В Канаде много информации о коренных народах считается государственными данными, которые подпадают под авторские права Crown , ограничивая доступ к соответствующим данным, таким как археологические сайты, которые имеют значение для коренных народов. [ 3 ] Таким образом, данные коренных народов, в которых отсутствует сильное управление данными, часто искажают коренные народы, помогают информировать политики, которые оказывают дискриминационное воздействие на коренных народов и поддерживают колониальные практики. [ 2 ]
Определение данных коренных народов
[ редактировать ]Данные коренных народов могут включать знания и информацию о переписи, здоровье и других административных данных о коренных народах, информацию о окружающей среде, нечеловеческих и ресурсах, а также информацию о культурном наследии, такой как устные истории, знания кланов и культурные сайты. [ 4 ] Данные коренных народов производятся коренными народами, правительствами, другими учреждениями и корпорациями. [ 4 ] С точки зрения восстановления коренных народов, данные коренных народов могут быть полезны для правительств племен при принятии решений об их ресурсах и сообществах. [ 5 ]
Коренные данные суверенитет
[ редактировать ]Компании и штаты часто имеют возможность решать, какие данные создаются и для каких целей. [ 6 ] Суверенитет данных в контексте данных коренных народов заключается в обеспечении того, чтобы коренные народы имели право голоса в данных, которые создаются о них, о том, как эти данные обмениваются и целью обмена данными. [ 6 ] Суверенитет данных имеет значение для коренных народов, как маргинализированные группы людей, потому что он позволяет им защищать свою землю, культурное наследие и знания. [ 6 ]
Суверенитет данных коренных народов получил официальное признание от Организации Объединенных Наций через Декларацию Организации Объединенных Наций о правах коренных народов (UNDRIP). [ 7 ] UNDRIP был сформирован Организацией Объединенных Наций в 2007 году. [ 4 ] UndRip предоставляет универсальную структуру стандартов прав человека, которые должны соблюдаться по отношению к коренным народам, в дополнение к существующим стандартам прав человека. [ 8 ]
Принципы заботы
[ редактировать ]Ранняя структура, которая касалась отсутствия власти коренных народов в производстве данных коренных народов, была принципами OCAP первых наций . [ 9 ] В последнее время принципы управления данными коренных народов были созданы Глобальным альянсом данных коренных народов (GIDA 2019) в качестве основы для инициатив открытых данных в включении суверенитета данных коренных народов. [ 7 ] Принципы ухода являются расширением справедливых принципов открытых данных, которые сосредоточены на увеличении обмена данными и доступности данных, лишенных исторического контекста и динамики власти. [ 10 ] В отличие от справедливых принципов открытых данных, принципы заботы - это люди и ориентированные на цели, а не ориентированные на данные, и они основаны на взглядах коренных народов. [ 7 ] [ 10 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный Kukutai, T. and Taylor, J. (Eds), коренной суверенитет данных: к повестке дня. Австралийская национальная издательство университета, Канберра, с. 154
- ^ Jump up to: а беременный Китчин, Роб (2022). Революция данных: критический анализ больших данных, открытых инфраструктур данных и данных (2 -е изд.). Лос -Анджелес, Калифорния. п. 92. ISBN 978-1-5297-3375-4 Полем OCLC 1285687714 .
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ Гупта, Неха; Блэр, Сью; Николас, Рамона (2020-02-20). «То, что мы видим, чего мы не видим: управление данными, археологические пространственные базы данных и права коренных народов в эпоху больших данных» . Журнал полевой археологии . 45 (SUP1): S39 - S50. doi : 10.1080/00934690.2020.1713969 . ISSN 0093-4690 . S2CID 213024460 .
- ^ Jump up to: а беременный в Кэрролл, Стефани Руссо; Гарба, Ибрагим; Фигероа-Родригес, Оскар Л.; Холбрук, Жарита; Ловетт, Рэймонд; Матерехера, Симеон; Парсонс, Марк; Расерока, Кей; Rodriguez-Lonebear, Desi; Роу, Робин; Сара, Родриго; Уокер, Дженнифер Д.; Андерсон, Джейн; Хадсон, Мауи (2020-11-04). «Принципы ухода для управления данными коренных народов» . Data Science Journal . 19 : 43. DOI : 10.5334/DSJ-2020-043 . HDL : 1885/311806 . ISSN 1683-1470 . S2CID 228468384 .
- ^ Кэрролл, Стефани Руссо; Rodriguez-Lonebear, Desi; Мартинес, Эндрю (2019-07-08). «Управление коренными народами: стратегии от коренных государств США» . Data Science Journal . 18 (1): 31. DOI : 10.5334/DSJ-2019-031 . ISSN 1683-1470 . PMC 8580324 . PMID 34764990 .
- ^ Jump up to: а беременный в Китчин, Роб (2022). Революция данных: критический анализ больших данных, открытых инфраструктур данных и данных (2 -е изд.). Лос -Анджелес, Калифорния. п. 294. ISBN 978-1-5297-3375-4 Полем OCLC 1285687714 .
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ Jump up to: а беременный в Китчин, Роб (2022). Революция данных: критический анализ больших данных, открытых инфраструктур данных и данных (2 -е изд.). Лос -Анджелес, Калифорния. п. 295. ISBN 978-1-5297-3375-4 Полем OCLC 1285687714 .
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ «Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов» . Организация Объединенных Наций для коренных народов . Получено 2022-12-07 .
- ^ Уолтер, Мэгги; Суина, Мишель (2019-05-04). «Данные коренных народов, методологии коренных народов и суверенитет данных коренных народов» . Международный журнал методологии социальных исследований . 22 (3): 233–243. doi : 10.1080/13645579.2018.1531228 . ISSN 1364-5579 . S2CID 149962887 .
- ^ Jump up to: а беременный «Принципы заботы о управлении данными коренных народов - глобальный альянс данных коренных народов» . 2021-08-27. Архивировано из оригинала 2021-08-27 . Получено 2022-12-07 .