Управление данными коренных народов
Управление данными в контексте данных коренных народов предполагает поддержку интересов, пробелов и приоритетов коренных народов в области данных, чтобы обеспечить им возможность самоопределения . [1] Как правило, управление данными означает, кто владеет, контролирует и имеет доступ к использованию данных. [1] Управление данными коренных народов требует, чтобы данные окружали коренные народы, а их цель отражала потребности и приоритеты коренных народов, а не исключала коренные народы при производстве данных о коренных народах. [2]
Обзор
[ редактировать ]Управление данными коренных народов имеет ключевое значение для обеспечения самоопределения коренных народов и восстановления сильных коренных народов. [ редакция ] Зачастую коренные народы не имеют доступа к соответствующим данным о коренных народах. В настоящее время [ когда? ] В Канаде большая часть информации о коренных народах считается государственными данными, на которые распространяется авторское право Короны , что ограничивает доступ к соответствующим данным, таким как археологические памятники, которые имеют значение для коренных народов. [3] Таким образом, данные о коренных народах, в которых отсутствует четкое управление данными, часто искажают коренные народы, помогают информировать политику, которая оказывает дискриминационное воздействие на коренные народы, и поддерживают колониальную практику. [2]
Определение данных о коренных народах
[ редактировать ]Данные о коренных народах могут включать в себя знания и информацию о переписи населения, состоянии здоровья и другие административные данные о коренных народах, информацию об окружающей среде, нечеловеческих существах и ресурсах, а также информацию о культурном наследии, такую как устные предания, клановые знания и культурные объекты. [4] Данные о коренных народах производятся коренными народами, правительствами, другими учреждениями и корпорациями. [4] С точки зрения восстановления коренных народов, данные коренных народов могут быть полезны племенным правительствам при принятии решений об их ресурсах и сообществах. [5]
Суверенитет данных коренных народов
[ редактировать ]Компании и государства часто имеют право решать, какие данные собираются и для каких целей. [6] Суверенитет данных в контексте данных коренных народов заключается в обеспечении того, чтобы коренные народы имели право голоса в отношении данных, которые о них производятся, в том, как эти данные передаются, и в целях обмена данными. [6] Суверенитет данных имеет важное значение для коренных народов как маргинализированных групп людей, поскольку позволяет им защищать свою землю, культурное наследие и знания. [6]
Суверенитет данных коренных народов получил официальное признание со стороны Организации Объединенных Наций в Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов (UNDRIP). [7] UNDRIP была создана ООН в 2007 году. [4] ДПКН обеспечивает универсальную структуру стандартов в области прав человека, которые должны соблюдаться в отношении коренных народов в дополнение к существующим стандартам в области прав человека. [8]
Принципы CARE
[ редактировать ]Ранней структурой, которая решала проблему отсутствия полномочий коренных народов в производстве данных о коренных народах, были принципы коренных народов OCAP . [9] Совсем недавно принципы управления данными коренных народов CARE в качестве основы для инициатив в области открытых данных с целью обеспечения суверенитета данных коренных народов. Глобальным альянсом по данным коренных народов (GIDA 2019) были разработаны [7] Принципы CARE являются расширением принципов открытых данных FAIR, которые направлены на расширение обмена данными и их доступности без исторического контекста и динамики власти. [10] В отличие от принципов открытых данных FAIR, принципы CARE ориентированы на людей и цели, а не на данные, и основаны на мировоззрении коренных народов. [7] [10]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кукутай Т. и Тейлор Дж. (редакторы), Суверенитет данных коренных народов: на пути к повестке дня. Издательство Австралийского национального университета, Канберра, с. 154
- ^ Jump up to: а б Китчин, Роб (2022). Революция данных: критический анализ больших данных, открытых данных и инфраструктур данных (2-е изд.). Лос-Анджелес, Калифорния. п. 92. ИСБН 978-1-5297-3375-4 . OCLC 1285687714 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гупта, Неха; Блэр, Сью; Николас, Рамона (20 февраля 2020 г.). «Что мы видим, чего не видим: управление данными, археологические пространственные базы данных и права коренных народов в эпоху больших данных» . Журнал полевой археологии . 45 (sup1): S39–S50. дои : 10.1080/00934690.2020.1713969 . ISSN 0093-4690 . S2CID 213024460 .
- ^ Jump up to: а б с Кэрролл, Стефани Руссо; Гарба, Ибрагим; Фигероа-Родригес, Оскар Л.; Холбрук, Джарита; Ловетт, Рэймонд; Матеречера, Симеон; Парсонс, Марк; Расерока, Кей; Родригес-Одинокий Медведь, Дези; Роу, Робин; Сара, Родриго; Уокер, Дженнифер Д.; Андерсон, Джейн; Хадсон, Мауи (04 ноября 2020 г.). «Принципы CARE по управлению данными коренных народов» . Журнал науки о данных . 19:43 . doi : 10.5334/dsj-2020-043 . ISSN 1683-1470 . S2CID 228468384 .
- ^ Кэрролл, Стефани Руссо; Родригес-Одинокий Медведь, Дези; Мартинес, Эндрю (08 июля 2019 г.). «Управление данными коренных народов: стратегии коренных народов США» . Журнал науки о данных . 18 (1): 31. doi : 10.5334/dsj-2019-031 . ISSN 1683-1470 . ПМЦ 8580324 . ПМИД 34764990 .
- ^ Jump up to: а б с Китчин, Роб (2022). Революция данных: критический анализ больших данных, открытых данных и инфраструктур данных (2-е изд.). Лос-Анджелес, Калифорния. п. 294. ИСБН 978-1-5297-3375-4 . OCLC 1285687714 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Китчин, Роб (2022). Революция данных: критический анализ больших данных, открытых данных и инфраструктур данных (2-е изд.). Лос-Анджелес, Калифорния. п. 295. ИСБН 978-1-5297-3375-4 . OCLC 1285687714 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Декларация ООН о правах коренных народов» . Организация Объединенных Наций в интересах коренных народов . Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ Уолтер, Мэгги; Суина, Мишель (04 мая 2019 г.). «Данные коренных народов, методологии коренных народов и суверенитет данных коренных народов» . Международный журнал методологии социальных исследований . 22 (3): 233–243. дои : 10.1080/13645579.2018.1531228 . ISSN 1364-5579 . S2CID 149962887 .
- ^ Jump up to: а б «Принципы управления данными коренных народов CARE — Глобальный альянс данных коренных народов» . 27 августа 2021 г. Архивировано из оригинала 27 августа 2021 г. Проверено 7 декабря 2022 г.