Jump to content

Управление данными коренных народов

Управление данными в контексте данных коренных народов предполагает поддержку интересов, пробелов и приоритетов коренных народов в области данных, чтобы обеспечить им возможность самоопределения . [1] Как правило, управление данными означает, кто владеет, контролирует и имеет доступ к использованию данных. [1] Управление данными коренных народов требует, чтобы данные окружали коренные народы, а их цель отражала потребности и приоритеты коренных народов, а не исключала коренные народы при производстве данных о коренных народах. [2]

Управление данными коренных народов имеет ключевое значение для обеспечения самоопределения коренных народов и восстановления сильных коренных народов. [ редакция ] Зачастую коренные народы не имеют доступа к соответствующим данным о коренных народах. В настоящее время [ когда? ] В Канаде большая часть информации о коренных народах считается государственными данными, на которые распространяется авторское право Короны , что ограничивает доступ к соответствующим данным, таким как археологические памятники, которые имеют значение для коренных народов. [3] Таким образом, данные о коренных народах, в которых отсутствует четкое управление данными, часто искажают коренные народы, помогают информировать политику, которая оказывает дискриминационное воздействие на коренные народы, и поддерживают колониальную практику. [2]

Определение данных о коренных народах

[ редактировать ]

Данные о коренных народах могут включать в себя знания и информацию о переписи населения, состоянии здоровья и другие административные данные о коренных народах, информацию об окружающей среде, нечеловеческих существах и ресурсах, а также информацию о культурном наследии, такую ​​как устные предания, клановые знания и культурные объекты. [4] Данные о коренных народах производятся коренными народами, правительствами, другими учреждениями и корпорациями. [4] С точки зрения восстановления коренных народов, данные коренных народов могут быть полезны племенным правительствам при принятии решений об их ресурсах и сообществах. [5]

Суверенитет данных коренных народов

[ редактировать ]

Компании и государства часто имеют право решать, какие данные собираются и для каких целей. [6] Суверенитет данных в контексте данных коренных народов заключается в обеспечении того, чтобы коренные народы имели право голоса в отношении данных, которые о них производятся, в том, как эти данные передаются, и в целях обмена данными. [6] Суверенитет данных имеет важное значение для коренных народов как маргинализированных групп людей, поскольку позволяет им защищать свою землю, культурное наследие и знания. [6]

Суверенитет данных коренных народов получил официальное признание со стороны Организации Объединенных Наций в Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов (UNDRIP). [7] UNDRIP была создана ООН в 2007 году. [4] ДПКН обеспечивает универсальную структуру стандартов в области прав человека, которые должны соблюдаться в отношении коренных народов в дополнение к существующим стандартам в области прав человека. [8]

Принципы CARE

[ редактировать ]

Ранней структурой, которая решала проблему отсутствия полномочий коренных народов в производстве данных о коренных народах, были принципы коренных народов OCAP . [9] Совсем недавно принципы управления данными коренных народов CARE в качестве основы для инициатив в области открытых данных с целью обеспечения суверенитета данных коренных народов. Глобальным альянсом по данным коренных народов (GIDA 2019) были разработаны [7] Принципы CARE являются расширением принципов открытых данных FAIR, которые направлены на расширение обмена данными и их доступности без исторического контекста и динамики власти. [10] В отличие от принципов открытых данных FAIR, принципы CARE ориентированы на людей и цели, а не на данные, и основаны на мировоззрении коренных народов. [7] [10]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Кукутай Т. и Тейлор Дж. (редакторы), Суверенитет данных коренных народов: на пути к повестке дня. Издательство Австралийского национального университета, Канберра, с. 154
  2. ^ Jump up to: а б Китчин, Роб (2022). Революция данных: критический анализ больших данных, открытых данных и инфраструктур данных (2-е изд.). Лос-Анджелес, Калифорния. п. 92. ИСБН  978-1-5297-3375-4 . OCLC   1285687714 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  3. ^ Гупта, Неха; Блэр, Сью; Николас, Рамона (20 февраля 2020 г.). «Что мы видим, чего не видим: управление данными, археологические пространственные базы данных и права коренных народов в эпоху больших данных» . Журнал полевой археологии . 45 (sup1): S39–S50. дои : 10.1080/00934690.2020.1713969 . ISSN   0093-4690 . S2CID   213024460 .
  4. ^ Jump up to: а б с Кэрролл, Стефани Руссо; Гарба, Ибрагим; Фигероа-Родригес, Оскар Л.; Холбрук, Джарита; Ловетт, Рэймонд; Матеречера, Симеон; Парсонс, Марк; Расерока, Кей; Родригес-Одинокий Медведь, Дези; Роу, Робин; Сара, Родриго; Уокер, Дженнифер Д.; Андерсон, Джейн; Хадсон, Мауи (04 ноября 2020 г.). «Принципы CARE по управлению данными коренных народов» . Журнал науки о данных . 19:43 . doi : 10.5334/dsj-2020-043 . ISSN   1683-1470 . S2CID   228468384 .
  5. ^ Кэрролл, Стефани Руссо; Родригес-Одинокий Медведь, Дези; Мартинес, Эндрю (08 июля 2019 г.). «Управление данными коренных народов: стратегии коренных народов США» . Журнал науки о данных . 18 (1): 31. doi : 10.5334/dsj-2019-031 . ISSN   1683-1470 . ПМЦ   8580324 . ПМИД   34764990 .
  6. ^ Jump up to: а б с Китчин, Роб (2022). Революция данных: критический анализ больших данных, открытых данных и инфраструктур данных (2-е изд.). Лос-Анджелес, Калифорния. п. 294. ИСБН  978-1-5297-3375-4 . OCLC   1285687714 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  7. ^ Jump up to: а б с Китчин, Роб (2022). Революция данных: критический анализ больших данных, открытых данных и инфраструктур данных (2-е изд.). Лос-Анджелес, Калифорния. п. 295. ИСБН  978-1-5297-3375-4 . OCLC   1285687714 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  8. ^ «Декларация ООН о правах коренных народов» . Организация Объединенных Наций в интересах коренных народов . Проверено 7 декабря 2022 г.
  9. ^ Уолтер, Мэгги; Суина, Мишель (04 мая 2019 г.). «Данные коренных народов, методологии коренных народов и суверенитет данных коренных народов» . Международный журнал методологии социальных исследований . 22 (3): 233–243. дои : 10.1080/13645579.2018.1531228 . ISSN   1364-5579 . S2CID   149962887 .
  10. ^ Jump up to: а б «Принципы управления данными коренных народов CARE — Глобальный альянс данных коренных народов» . 27 августа 2021 г. Архивировано из оригинала 27 августа 2021 г. Проверено 7 декабря 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 94c551c10792c73ba354fc339358af60__1697710260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/94/60/94c551c10792c73ba354fc339358af60.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Indigenous data governance - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)