азербайджанский национализм
Азербайджанский национализм ( азербайджанский : Azərbaycan milliyətçiliyi ), также называемый азербайджанизмом (азербайджанский: Azərbaycançılıq ), возник в результате пантюркистской программы, выраженной во время Октябрьской революции и историографии в Советском Союзе.
Азербайджанский национализм характеризуется ирредентизмом, направленным против Ирана, Нагорного Карабаха и некоторых частей Армении, особенно Сюникской области .
Характеристика
Азербайджанский национализм характеризуется ирредентизмом . В то время как претензии и гнев армянских националистов направлены на Турцию из-за геноцида армян , азербайджанские националисты сосредоточены на Иране, Нагорном Карабахе и некоторых частях Армении, особенно на Сюникской области . Еще одним аспектом национализма в Азербайджане является чувство виктимности. Убеждение в том, что азербайджанцы были и продолжают быть жертвами иранцев и армян, прививается детям посредством государственной пропаганды и промывания мозгов в школах. Таким образом, чтобы создать чувство национальной идентичности , особенно среди молодого поколения, азербайджанский национализм смешивает историю виктимизации с изображением армянского противника. Особенно ясно это видно в школьных учебниках, которые также приписывают армянам депортации, убийства и «геноциды». С 2020 года риторика становится все более ирредентистской и экспансионистской. [2]
Концепция « Всего Азербайджана », претендующая на значительные части территории как Армении, так и Ирана, стала государственной политикой после армяно-азербайджанских столкновений в сентябре 2022 года . [3]
Фон
Исторически название «Азербайджан» относилось к региону к югу от реки Аракс, на территории современного северо-западного Ирана . [4] [5] [6] Историческое название нынешней Азербайджанской Республики — Арран и Ширван . [4] [7] Азербайджанское национальное сознание является недавним явлением. [8] До 20-го века азербайджанцы едва представляли собой этническую группу, а тем более нацию. Люди, проживавшие на территории современной страны Азербайджана, идентифицировали себя либо как мусульмане уммы ( сообщества), либо как турки, разделявшие языковую семью, распространенную на значительной части Центральной Азии, либо как персы. [9] В отличие от армян и грузин, они использовали персидский алфавит , поскольку у них не было собственного. [10]
Запоздалое формирование азербайджанской национальной идентичности имеет несколько причин. Персидская культура доминировала на территории, которая впоследствии стала современным Азербайджаном, на протяжении большей части его истории, вплоть до 1820-х годов. Этот регион так и не сформировал отдельное, единое государство до тех пор, пока русские не завершили его завоевание в 1828 году, и даже когда этим регионом правил Иран, восточная часть Южного Кавказа состояла из многочисленных феодальных ханств . Этническое разнообразие во многих из этих ханств стало еще одним препятствием на пути национального объединения. [11] В октябре 1917 года жители Баку все еще не были заинтересованы в том, чтобы называть регион Южного Кавказа «Азербайджаном». Местное население часто включалось в такие термины, как Тюрк миллети и Кафказия мюсалман Халки («мусульманский народ Кавказа»). Даже первое Учредительное собрание, созданное 29 апреля 1917 года в Баку, называлось «Генеральное собрание мусульман Кавказа». [12] Лишь с 1918 года в публичной речи стали использоваться этноним и эндоним «азербайджанец». Азербайджанская национальная идентичность сформировалась на широко распространенном уровне в советское время в результате их политики. [8] [13] До того, как Советский Союз установил свою власть над Азербайджаном, азербайджанский национализм не выделялся как политическая и социальная сила. [8] [14]
История
По отношению к Ирану
При Советском Союзе (1920–1991)
Современный азербайджанский национализм берет свое начало в историографии советской эпохи, за исключением пантюркистской программы, выраженной во время Октябрьской революции . «коренная история» азербайджанского народа и Нагорно-Карабахский конфликт . Среди «догматов этой советско-националистической мифологии азербайджанской истории и культуры» особо упоминаются [15] С 1918 года политические элиты с пантюркистскими настроениями на территории современной Азербайджанской Республики полагались на концепцию этнического национализма для создания антииранского чувства этнической принадлежности среди иранских азербайджанцев . За последнее столетие иранский национализм эффективно справился с военными, политическими и спорными угрозами, направленными против иранского Азербайджана . [16] Иранские азербайджанцы демонстрируют более сильные проиранские и интеграционистские националистические чувства и действия в отличие от сильного национализма, наблюдаемого в Азербайджане. [17] По инициативе Советов азербайджанские националисты создали «азербайджанский» алфавит взамен персидского письма, чтобы создать азербайджанскую национальную историю и идентичность, основанную на территориальном определении нации, и уменьшить влияние ислама и Ирана. [18]
Несколько мифов об истории Азербайджана и его связях с Ираном были созданы между моментом завоевания Азербайджанской Демократической Республики большевиками в 1920 году и периодом, когда ее наследие вновь появилось в качестве поддержки для новых националистов страны в 1980-х годах. Эти мифы существенно повлияли на развитие постсоветской идентичности Азербайджана. [19] Один из мифов заключался в том, что турки были колонизированы и порабощены персами. По мнению Эльдара Мамедова, это «противоречит исторической реальности. Именно различные тюрко-монгольские группы несколько раз вторгались в Иран, убивали миллионы иранцев и правили ими в течение нескольких столетий. Если какая-либо колонизация, включая лингвистические изменения, это сделали турки». [20] Именно Советский Союз первоначально популяризировал идею «персидского колониализма» после того, как в 1946 году он был вынужден вывести свои войска из иранской провинции Азербайджана из-за неспособности создать там независимую республику. [21] Утвердился еще один миф о едином Азербайджане, «разделенном вероломными персами». Однако южный и северный Азербайджан в исторических отчетах не упоминаются. Существование двух Азербайджанов не упоминается ни в каких исторических или географических трудах ни в Российской империи , ни в остальной Европе. [22]
Согласно более поздней ревизионистской теории, Россия и Иран планировали разделить Азербайджан в 19 веке. Комментируя это, Мамедов заявляет: «Учитывая, что Иран вел две опустошительные войны с Россией (1803–1813 и 1824–1828 годы), идея русско-иранского заговора против Азербайджана совершенно абсурдна». Это утверждение повторяет азербайджанский поэт-националист Бахтияр Вагабзаде в своем стихотворении «Гюлюстан» . Сегодня такого мнения придерживается большинство азербайджанских националистов. В результате постсоветская национальная идентичность Азербайджана является резко антииранской и в первую очередь тюркоцентрической. Он был построен различными способами, чтобы противостоять Ирану как «другому», не только как стране, но и как культурному и историческому субъекту. Сегодня быть азербайджанцем означает отказаться от любых связей с Ираном. [22]
Призыв пантюркистов к единству азербайджанского народа был использован советскими властями во время Второй мировой войны для ослабления Ирана. Вместе с британцами Советский Союз вторгся и завоевал северную часть Ирана в августе – сентябре 1941 года. Азербайджанцы составляли большую часть советского контингента, дислоцированного в Иране. Советские азербайджанцы, особенно интеллигенция из Баку, руководили Главным управлением политической пропаганды Красной Армии. Именно здесь концепции дестабилизации Ирана были определены в двух спонсируемых Советским Союзом публикациях: «Ватан Йолунда» («По дороге на родину») и «Азербайджан» . В ноябре 1945 года Советы также помогли создать марионеточное Народное правительство Азербайджана в Иранском Азербайджане. Правительство официально призвало «Азербайджанский народ» получить автономию внутри границ Ирана. Тем не менее, ее президент Джафар Пишевари время от времени угрожал независимости Ирану. [23]
Народное правительство Азербайджана рухнуло в ноябре 1946 года в результате (колеблющегося) ухода Советского Союза из Ирана, массовых местных протестов и иранской военной интервенции. [24] Из-за того, что им не удалось завоевать иранский Азербайджан, советские историки начали называть этот регион «Южным Азербайджаном», утверждая, что он был отделен от «Северного Азербайджана». [25] Азербайджанская Советская Социалистическая Республика институционализировала то, что стало «Южным вопросом», который включал в себя множество процедур и вариантов. В Советском Азербайджане были тепло приняты «прогрессивные» иранские азербайджанские культурные и политические эмигранты . [26]
Были также опубликованы работы советских азербайджанцев об освободительной борьбе Иранского Азербайджана. Союз писателей Азербайджана , в частности, печатал произведения иранских азербайджанских писателей и приветствовал их с распростертыми объятиями. Это объединение вместе с Азербайджанским обществом культурных связей с зарубежными странами встретилось в декабре 1947 года и обсудило иранскую азербайджанскую литературу. Секция истории стран Зарубежного Востока была преобразована Президиумом Академии наук Советского Союза в институт иранистики, который впоследствии был отремонтирован и переименован в Институт востоковедения. Целью проекта было изучение освободительных движений на Ближнем Востоке , с особым упором на Иран. Для издания и исследования иранской азербайджанской литературы в 1976 году в Институте литературы имени Низами Академии наук Азербайджанской ССР был создан отдельный филиал. [26]
Для изучения «Южного вопроса» в Советском Азербайджане также были созданы научные отделы. Вещания, нацеленные на иранских азербайджанцев, начались в середине 1950-х годов. После 1975 года их материал и тон становятся все более экстремальными. В целом при решении «Южного вопроса» приоритет отдавался Союзу писателей Азербайджана. По словам Стефана Х. Астуряна; «Здесь достаточно заявить, что Советы разработали, культивировали и продвигали тему «Южный Азербайджан»». [26] Основным литературным отражением «Южного вопроса», помимо исторических произведений, была литература «тоски» ( хасрат ). Поэзия, драматургия и художественная литература скорбели о том, что река Аракс , которая обозначала границу между Советским Союзом и Ираном, отделяла азербайджанцев друг от друга. [26] Курсы литературы и истории в Азербайджане включили эти темы. Ярко выраженные антииранские настроения были важным побочным продуктом этого литературного жанра. Советское руководство терпело эти антииранские настроения и даже поддерживало их. [27] В этой литературе и культуре «тоски» можно выделить три различных периода, которые также изображаются через музыку. [26] Между 1941 и 1950 годами у него появились основные символы и стиль, и он стал «политически и эстетически приемлемым». [28]
С 1950 по 1979 год, когда Ираном правила династия Пехлеви , исторические дискуссии относительно идентичности, географии и языка азербайджанцев приобрели известность в Советском Азербайджане. [29] Любая форма сотрудничества с Ираном была чрезвычайно сложной для Советского Азербайджана, отчасти из-за взаимного недоверия и строгого контроля за телефонной и почтовой перепиской. Другой серьезной причиной недоверия между двумя странами был национализм Советского Азербайджана и его связи с ирредентизмом в северном Иране. [27] Поэзия «тоски» расцвела в Азербайджане и Адэбийят ва Иньясанат («Литература и тоска») после падения династии Пехлеви в 1979 году, что ознаменовало начало новой эры. Например, в июне 1981 года Гейдар Алиев , тогдашний первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана , выступил на VII съезде Союза писателей Азербайджана; [29]
Товарищи! Я хочу затронуть один вопрос. В Союзе писателей республики плодотворно работают писатели Южного Азербайджана. Руководство творческого союза должно всегда обращать на них внимание и распространять их произведения как внутри республики, так и за ее пределами. В целом мы должны подумать об укреплении литературных связей с Южным Азербайджаном, развитии широких связей во всех отраслях культурного и духовного творчества, передаче нашим товарищам по перу богатого эстетико-художественного опыта, который мы накопили.
Азербайджанская Республика (1991 – настоящее время)
Менее страстные антииранские настроения проявились и в Азербайджане. Абульфаз Эльчибей , лидер Народного фронта Азербайджана , сделал заявление о своих пантюркистских и антироссийских взглядах во время своего выступления на первом съезде организации в июле 1991 года, заявив, что «Причина, по которой Иран сегодня больше всего напуган, - это идея тюркизма, пришедшего с Севера». и «Занимая антиазербайджанскую позицию, Иранская империя объединяется с Российской империей». Поэт Балаш Азароглу в своих стихах, посвященных жизни иранских азербайджанцев, выразил гнев по поводу политики шаха, направленной против изучения азербайджанского языка. [30] Аналогичный гнев Бахтияр Вагабзаде проявил в отношении иранских азербайджанских матерей, которые не смогли научить своих детей «родному языку», задаваясь вопросом, действительно ли они заслуживают того, чтобы их называли матерями. [31]
Пантюркистский пыл немного поутих после того, как Гейдар Алиев вернулся к власти в июне 1993 года и Эльчибей ушел с поста президента. Алиев признал, что крайние меры тюркизации в Азербайджане могут вызвать недовольство нетюркских этнических меньшинств страны (включая такие группы, как талыши и лезгины ) , а также ее образованных русскоязычных граждан, некоторые из которых являются этническими азербайджанцами. Он также осознавал, насколько эти действия разозлили Россию и Иран. [32] Использовалось более широкое понятие азербайджанизма, [33] которая рассматривала Азербайджан как многоэтническое государство, находящееся внутри международно признанных границ. [34] Однако сокращение пантюркистского дискурса не означало ослабления тюркизма, который остается краеугольным камнем постсоветской национальной идентичности Азербайджана и одним из основных усилий по построению нации. Идея «объединения» «северного» и «южного Азербайджана», а также ататюркистский секуляризм входят в число других принципов философии НФА, которые сохраняются при Алиевых, хотя и в разной степени. Одновременно Азербайджан предпринимает масштабные попытки искоренить любые следы персидского культурного влияния. Это включает в себя удаление плиток с персидской надписью с мавзолея Низами , запрет на публикацию произведений азербайджанских поэтов на персидском языке в оригинале, а также удаление дополнительных персидских надписей с исторических построек. По словам Мамедова; «По иронии судьбы, создавая историю и культуру Азербайджана, его лидеры присвоили историческое и культурное наследие Ирана, одновременно утверждая, что они имеют тюркский характер». [33]
Миф о «разделении Азербайджана» между Россией и Ираном, а также ирредентизм по отношению к «Южному» Азербайджану основательно вошли в образовательные программы азербайджанских школ со второй половины 1990-х годов. [31] Хотя сын и преемник Гейдара Алиева Ильхам Алиев попытался опровергнуть утверждения о том, что его правительство занимает какие-либо антииранские этнические националистические позиции, иранское правительство и такие группы, как иранские националистические круги, особенно иранские азербайджанцы, с сомнением относятся к намерениям азербайджанского правительства из-за к продолжающимся действиям ирредентистских элементов, таких как Конгресс азербайджанцев мира или Движение национального пробуждения Южного Азербайджана , и поддержке, которую они получают от азербайджанских властей, как государственных, так и негосударственных . [35]
По отношению к Армении
Другой фундаментальной составляющей азербайджанского национализма являются антиармянские настроения , уходящие корнями в исторические события прошлого и нагорно-карабахский конфликт. В советском Азербайджане антиармянские настроения уже были устоявшимися. [31] Самой важной темой был Карабах, существовавший до начала Нагорно-Карабахского конфликта в 1988 году. Он важен для националистического нарратива Азербайджана по двум различным причинам. Во-первых, Карабах является «родиной азербайджанской культуры, в частности музыки». Во-вторых, армяне «неправомерно называют его своим». [36] До 1988 года азербайджанские эксперты не оспаривали историческое армянское присутствие в Нагорном Карабахе. Чтобы защитить антиармянскую политику своего правительства в Нагорном Карабахе, азербайджанские политики, журналисты и ученые утверждали, что этот регион никогда не был частью исторической Армении и что армянские жители региона были иммигрантами, которые медленно переселились туда после 1828 года. [37]
По отношению к армянам иногда выражается сильная неприязнь. В 1991 году член Союза журналистов СССР Ариф Мансуров опубликовал книгу. В нем утверждалось, что «единственные люди, которые успешно ассимилировали цыган, - это армяне семитского происхождения» и что «жадные и напуганные армяне также имеют определенные общие черты с евреями из-за своих семитских черт». В распространении этого негативного образа армян участвуют и некоторые историки из Азербайджана. [38] Бахтияр Наджафов резюмировал некоторые основные положения своей книги в интервью газете «Миллат» в день публикации своей книги «Лицо врага: история армянского национализма в Закавказье в конце XIX и начале XIX в.». Начало ХХ века»: «Армяне – враги человечества и сродни паразитам»; «Армянский национализм хуже нацизма»; «Геноцид армян – это фикция»; "фактически армяне совершили геноцид против азербайджанцев". [39]
Такое изображение армян стало нормой в учебниках истории Азербайджана. В учебнике истории для пятиклассников менее чем на 400 страницах армяне упоминаются как «враги» 187 раз. Их описывают как «бандитов», «хитрых», «коварных» или «кровавых». Их также называют «неверными в черных одеждах», что создает стереотипы и в религиозном смысле. В девяти главах учебников истории для десятых и одиннадцатых классов речь идет об армянах. С ними ассоциируются такие слова, как «террорист», «фашист», «бандит», «сепаратист», «варварство» или «мерзость». [40]
Антиармянские настроения в Азербайджане спровоцировали процесс, повторяющий то, через что прошла Армения. Так, 26 марта 1998 года Президент Азербайджанской Республики Гейдар Алиев издал закон, согласно которому 31 марта ежегодно объявляется «Днем геноцида азербайджанцев». [40] Эта дата намекает на гражданскую войну, известную как «Мартовские дни» , которая вспыхнула в Баку в конце марта 1918 года между партией «Мусават» и Кавказской туземной кавалерийской дивизией , а также большевиками и Армянской революционной федерацией . [41] В ходе этой борьбы погибли тысячи татар. Азербайджан также обвинил Армению в геноциде за гибель нескольких сотен азербайджанцев в городе Ходжалы в конце февраля 1992 года. [42]
Кроме того, на сайтах «Административного управления президента Азербайджанской Республики» утверждается, что 150 000 азербайджанцев, проживавших в Советской Армении, были насильственно переселены в Советский Азербайджан армянами в период с 1948 по 1953 год. Однако на самом деле причиной этого переселения послужила совместная просьба к Иосифу Сталину от 3 декабря 1947 года Мир Джафара Багирова и Григория Арутинова , лидеров коммунистических партий Азербайджана и Армении соответственно. Целью этого переселения было предоставление земли в Армении тысячам вернувшихся работников из диаспоры и одновременное развитие производства хлопка в Мингячевирском районе Азербайджана, где ощущалась нехватка рабочей силы. [43]
Эта официальная история жертв сочетается с культурой поминовения. Азербайджан с 1998 года призывает мир вспомнить то, что он считает геноцидом. Чтобы привлечь внимание к трудностям азербайджанцев, также были созданы многочисленные веб-сайты. [44]
Лоуренс Броерс, директор кавказской программы Conciliation Resources, объясняет воспроизведение динамики, ранее характеризовавшей линию соприкосновения вокруг Нагорного Карабаха вдоль международно признанной армяно-азербайджанской границы, в политическом контексте усилий Азербайджана по обеспечению мира на своих условиях после победы в Война в Нагорном Карабахе 2020 года , выдвигающая ряд территориальных претензий, которые с мая 2021 года формулируются с возрастающей интенсивностью. Он рассматривает размещение азербайджанских войск на участках территории Армении вдоль границы между двумя государствами как «бордеризацию»: трансформацию линии фактический контроль над международной границей или будущая уступка в принудительной переговорной игре. Другой набор претензий касается эксклавов советской эпохи – трех азербайджанских эксклавов в Армении и армянского в Азербайджане – которые были де-факто включены в состав окружающего государства во время конфликта в 1990-х годах. [45]
Однако самой крупной претензией является возрождение исторического территориального обозначения региона Зангезур как утраченного азербайджанского этнопространства, заимствующее эту концепцию из названия Зангезурского уезда (право транзита через южную Армению, изложенное в 2020 году, Нагорный Карабах). Соглашение о прекращении огня широко называют в Азербайджане « Зангезурским коридором », который президент Азербайджана Ильхам Алиев пригрозил захватить силой, если он не будет предоставлен добровольно. 7 июля 2021 года Азербайджан реорганизовал свои внутренние экономические регионы, создав новый регион, граничащий с Сюником . «Зангезур Восточный», подразумевая, что существует «Зангезур Западный» – то есть Сюник). [45]
Ссылки
- ^ Братья 2019 , с. 9.
- ^ Астуриан 2023 , с. 234.
- ^ Астуриан 2023 , с. 236.
- ^ Борноутиан 2018 , стр. xiv.
- ^ Бехруз 2023 , с. 16.
- ^ Morozova 2005 , p. 85 (note 1).
- ^ Перейти обратно: а б с Астуриан 2023 , с. 206.
- ^ Фаукс 2002 , с. 14.
- ^ Борноутиан 2018 , с. 35 (примечание 25).
- ^ Астуриан 2023 , с. 207.
- ^ Он останется 2001 , с. 72.
- ^ Беннигсен и Уимбуш 1986 , с. 136.
- ^ Энтессар 1993 , с. 116.
- ^ Астуриан 2023 , с. 216.
- ^ Ахмади 2016 , с. 106.
- ^ Ахмадоглу 2020 , с. 563.
- ^ Борнутиан 2016 , стр. xvi.
- ^ Mamedov 2017 , p. 28.
- ^ Mamedov 2017 , p. 30.
- ^ Mamedov 2017 , pp. 30–31.
- ^ Перейти обратно: а б Mamedov 2017 , p. 31.
- ^ Астуриан 2023 , с. 217.
- ^ Астуриан 2023 , стр. 217–218.
- ^ Борнутиан 2021 , с. 249 (примечание 4).
- ^ Перейти обратно: а б с д и Астуриан 2023 , с. 218.
- ^ Перейти обратно: а б Гасымов 2022 , с. 49.
- ^ Астуриан 2023 , стр. 218–219.
- ^ Перейти обратно: а б Астуриан 2023 , с. 219.
- ^ Астуриан 2023 , с. 221.
- ^ Перейти обратно: а б с Астуриан 2023 , с. 222.
- ^ Mamedov 2017 , p. 33.
- ^ Перейти обратно: а б Mamedov 2017 , p. 34.
- ^ Братья 2019 , с. 105.
- ^ Ахмади 2016 , с. 135.
- ^ Астуриан 2023 , с. 223.
- ^ Борнутиан 2011 , стр. 427.
- ^ Астуриан 2023 , с. 224.
- ^ Астуриан 2023 , стр. 224–225.
- ^ Перейти обратно: а б Астуриан 2023 , с. 225.
- ^ Астуриан 2023 , стр. 225–226.
- ^ Астуриан 2023 , с. 226.
- ^ Астуриан 2023 , с. 227.
- ^ Астуриан 2023 , с. 228.
- ^ Перейти обратно: а б Лоуренс Боерс, « Расширенный Азербайджан? Возвращение азербайджанского ирредентизма », Eurasianet.org, 5 августа 2021 г.
Источники
- Ахмади, Хамид (2016). «Столкновение национализмов: ответ Ирана на ирредентизм Баку». В Камраве, Мехран (ред.). Большая игра в Западной Азии: Иран, Турция и Южный Кавказ . Издательство Оксфордского университета. стр. 102–140. ISBN 978-0190673604 .
- Ахмадоглу, Рамин (2020). «Светская националистическая революция и построение азербайджанской идентичности, нации и государства». Нации и национализм . 27 (2). Уайли : 548–565. дои : 10.1111/нана.12682 .
- Астурян, Стефан Х. (2023). «Истоки, основные темы и глубинная психологическая установка азербайджанского национализма». Дорфманн-Лазарев, Игорь; Хачадурян, Арутюн (ред.). Памятники и идентичности в Кавказском Карабахе, Нахичевани и Азербайджане в современном геополитическом конфликте . Брилл. стр. 206–236. ISBN 978-90-04-67738-8 .
- Атабаки, Турай (2001). «Переработка себя, отказ от другого: пантюркизм и иранский национализм». Ван Шендель, Виллем; Цюрхер, Эрик Дж. (ред.). Политика идентичности в Центральной Азии и мусульманском мире: национализм, этническая принадлежность и труд в двадцатом веке . ИБ Таурис. стр. 65–84. ISBN 978-1860642616 .
- Бехруз, Мазиар (2023). Иран в войне: взаимодействие с современным миром и борьба с имперской Россией . ИБ Таурис. ISBN 978-0-7556-3737-9 .
- Беннигсен, Александр ; Уимбуш, С. Эндерс (1986). Мусульмане Советской империи: Путеводитель . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0253339584 .
- Бурнутян, Джордж (2011). Русское обследование Карабахской провинции 1823 года. Первоисточник по демографии и экономике Карабаха в первой половине XIX века . Издательство Мазда. ISBN 978-1-56859-173-5 .
- Бурнутян, Джордж (2016). Российское исследование Ширванского ханства 1820 года: основной источник по демографии и экономике иранской провинции до ее аннексии Россией . Мемориальный фонд Гибба. ISBN 978-1909724808 .
- Бурнутян, Джордж (2018). Армения и упадок империи: Ереванская губерния, 1900–1914 гг . Милтон-Парк, Абингдон, Оксон: Рутледж. ISBN 978-1-351-06260-2 . OCLC 1037283914 .
- Бурнутян, Джордж (2021). От Куры до Аракса: Военная история продвижения России на Южный Кавказ и первая русско-иранская война, 1801–1813 гг . Брилл . ISBN 978-90-04-44515-4 .
- Броерс, Лоуренс (2019). Армения и Азербайджан: анатомия соперничества . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1-4744-5052-2 .
- Энтессар, Н. (1993). «Азербайджанский национализм в бывшем Советском Союзе и Иране». В книге Янга, Кроуфорд (ред.). Растущая волна культурного плюрализма: национальное государство в страхе? . Университет Висконсина Пресс. ISBN 978-0299138806 .
- Фаукс, Б. (2002). Этничность и этнические конфликты в посткоммунистическом мире . Спрингер. ISBN 978-0-333-79256-8 .
- Гасымов, Заур (2022). «Наблюдение за Ираном из Баку: иранские исследования в советском и постсоветском Азербайджане». Иранские исследования . 55 (1). Кембриджский университет : 37–59. дои : 10.1080/00210862.2020.1865136 .
- Мамедов, Эльдар (2017). «Азербайджан двадцать пять лет после независимости: достижения и недостатки». В Хантере, Ширин Т. (ред.). Новая геополитика Южного Кавказа: перспективы регионального сотрудничества и разрешения конфликтов . Лексингтонские книги . стр. 27–64. ISBN 978-1498564960 .
- Морозова, Ирина (2005). «Современная азербайджанская историография по проблеме «Южного Азербайджана» после Второй мировой войны». Иран и Кавказ . 9 (1): 85–120. дои : 10.1163/1573384054068114 .
- Несколько авторов (1987). «Азербайджан» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, Том III/2: Аваэль аль-макалат – Азербайджан IV . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 205–257. ISBN 978-0-71009-114-7 .