Jump to content

Антиармянские настроения в Азербайджане

антиармянские настроения или армянофобия широко распространены В Азербайджане . [9] главным образом из-за конфликта вокруг Нагорного Карабаха . [10] По данным Европейской комиссии против расизма и нетерпимости (ECRI), армяне являются «наиболее уязвимой группой в Азербайджане в сфере расизма и расовой дискриминации». [11] Опрос общественного мнения 2012 года показал, что 91% азербайджанцев воспринимают Армению как «самого большого врага Азербайджана». [12] Слово «армянин» (erməni) широко используется в Азербайджане как оскорбление. [13] Стереотипные мнения, циркулирующие в средствах массовой информации, имеют глубокие корни в общественном сознании. [14]

На протяжении 20 века армяне и тюркоязычные мусульмане (шииты и сунниты; тогда известные как «кавказские татары», позже — азербайджанцы ) [а] жители Закавказья были вовлечены в многочисленные конфликты. Погромы , резня и войны укрепили оппозиционную этническую идентичность между двумя группами и способствовали развитию национального сознания как среди армян, так и среди азербайджанцев. [16] С 1918 по 1920 год в Азербайджане происходили организованные убийства армян, особенно в армянских культурных центрах в Баку и Шуши . [17]

Современная армянофобия в Азербайджане уходит корнями в последние годы Советского Союза , когда армяне потребовали от советских властей передать преимущественно армянонаселенную Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО) в Азербайджанской ССР составе Армянской ССР . [18] В ответ на эти требования в различных городах прошли антиармянские митинги, где азербайджанские националистические группировки разжигали антиармянские настроения, приведшие к погромам в Сумгаите , Кировабаде и Баку . По оценкам, с 1988 по 1990 год около 300 000–350 000 армян либо бежали под угрозой насилия, либо были депортированы из Азербайджана, а примерно 167 000 азербайджанцев были вынуждены бежать из Армении, часто при насильственных обстоятельствах. [19] Растущая напряженность в отношениях между двумя странами в конечном итоге переросла в крупномасштабный военный конфликт из-за Нагорного Карабаха . [1] в котором Азербайджан потерял контроль над примерно 14% [20] территории страны самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республике . [18] Постоянно растущая напряженность из-за потери территории вызвала еще больше антиармянских настроений. [11]

Армянская сторона обвинила правительство Азербайджана в проведении антиармянской политики внутри и за пределами страны, которая включает пропаганду ненависти к Армении и армянам и уничтожение армянского культурного наследия . [21] [22] [23] По мнению Федора Лукьянова , , Россия главного редактора журнала « в глобальной политике» «арменофобия является институциональной частью современной азербайджанской государственности, а Карабах находится в ее центре». [24] В 2011 году в отчете ECRI по Азербайджану говорилось, что «постоянный негативный дискурс официальных лиц и средств массовой информации» против Армении способствует «негативному климату мнений в отношении людей армянского происхождения, которые остаются уязвимыми для дискриминации». [25] По словам историка Джереми Смита , « национальная идентичность в постсоветском Азербайджане во многом опирается на культ Алиев , наряду с чувством воинственности и виктимизации, а также яростной ненавистью к Армении и армянам». [26] [27]

Ранний период

[ редактировать ]

На протяжении всей истории в Азербайджане были многочисленные случаи антиармянства . Между 1905 и 1907 годами армяно-татарская резня привела к гибели тысяч армян и азербайджанцев. По мнению историка Фируза Каземзаде , писавшего в 1951 году: «невозможно возлагать вину за массовые убийства на ту или иную сторону. Похоже, что в одних случаях ( Баку , Елизаветполь ) первые выстрелы производили азербайджанцы, в других случаях ( Шуша , Тифлис) ) армяне». [28]

Руины армянского квартала Шуши после разрушения азербайджанской армией в 1920 году.

Волна антиармянских убийств на территориях, контролируемых Азербайджаном, началась в 1918 году и продолжалась до 1920 года, когда Армения и Азербайджан присоединились к Советскому Союзу . В сентябре 1918 года произошла резня бакинских армян , ныне известная как « Сентябрьские дни» , в результате которой, по оценкам, от 10 000 до 30 000 этнических армян были убиты в отместку за убийство около 12 000 мусульман во время столкновений в мартовские дни . [29] [30] [31] убито до 700 армян В Хайбалыкене [32] [33] в резне, организованной 5–7 июня 1919 года Хосровым генерал-губернатором Карабаха беком Султановым и руководимой его братом Султаном беком Султановым. [34] [35] В результате мусульманских восстаний в Карсе и Шарур-Нахичевани в течение 1919 года было убито около 10 000 армян в 45 деревнях Нахчывана . В марте 1920 года произошел погром армян Шуши в ответ на нападение на Новруз, совершенное армянами против местных азербайджанцев в качестве ответной меры. а также азербайджанская армия. Оценки числа жертв неопределенны и варьируются от нескольких сотен. [34] до 20 000 жертв. [36] [37] До и во время русской революции 1917 года антиармянизм был основой азербайджанского национализма , а при советском режиме армяне оставались козлами отпущения, ответственными за государственные, социальные и экономические недостатки в Азербайджане. [38] В советское время советское правительство пыталось способствовать мирному сосуществованию между двумя этническими группами, но многие азербайджанцы возмущались высоким социальным статусом армян в Азербайджане, поскольку многие армяне считались частью азербайджанской интеллигенции . жестокий конфликт вокруг Нагорного Карабаха , общественное мнение в обеих странах по отношению друг к другу ужесточилось. Однако, когда разразился [39]

Культурное подавление в советский период

[ редактировать ]

В период с 1921 по 1990 год, находясь под контролем Азербайджанской ССР в составе СССР, армяне региона столкнулись с экономической маргинализацией и культурной дискриминацией, что привело к значительному исходу населения. [40] [41] Тем временем власти поощряли приток азербайджанцев из-за пределов Нагорного Карабаха. [42] Эту политику иногда называют « белым геноцидом ». [43] [44] [45] [46] [47] [48] – были направлены на «деарменизацию» территории в культурном, а затем и физическом плане и следовали той же схеме, что и обращение Азербайджана с армянами в Нахчыване . [49] Подавление армянского языка и культуры было широко распространено; многие армянские церкви, кладбища и школы были закрыты или разрушены, священнослужители арестованы, а армянское историческое образование было запрещено. [50] Оставшиеся армянские учебные заведения находились в ведении Министерства образования Азербайджана, которое ввело запрет на преподавание истории Армении и использование армянских материалов, что привело к созданию учебной программы, которая значительно отличалась от учебной программы в самой Армении. [49] [51] [52] Более того, ограничения ограничили культурный обмен и общение между армянами Нагорного Карабаха и Арменией, при этом серьезно пренебрегая транспортной и коммуникационной инфраструктурой. [40] Постановление правительства Азербайджана от 1957 года о том, что азербайджанский язык должен быть основным языком, и изменение содержания образования в пользу азербайджанской истории, а не армянской, служат примером системных усилий по культурной ассимиляции армянского населения. [53] «Закон НКАО» 1981 года отрицал дополнительные права, ограничивал культурные связи между Нагорным Карабахом и Арменией и удалял положения, в которых армянский прямо указывался в качестве рабочего языка, используемого местными властями. [54] В 1960-х, 1970-х и 1980-х годах армяне протестовали против культурной и экономической маргинализации, с которой они столкнулись в регионе. [55] В 1980-х годах недовольство тем, что воспринималось как насильственная кампания по «азерификации», привело к массовому движению за воссоединение с Арменией . [56] [57] [58]

Во время Первой Нагорно-Карабахской войны

[ редактировать ]

Нагорно -Карабахский конфликт начался с демонстрации в феврале 1988 года в Ереване с требованием присоединения Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР к Армянской ССР . Региональный совет Нагорного Карабаха проголосовал за отделение от Азербайджана и присоединение к Армянской ССР . [59] Эти события спровоцировали антиармянские беспорядки, кульминацией которых стал Сумгаитский погром , в ходе которого 32 человека, в том числе 26 этнических армян, [б] были убиты. Погром ознаменовался множеством зверств: азербайджанские погромщики подвергли нападениям квартиры армян (которые были отмечены заранее), а жильцов без разбора убили, насиловали и калечили. [61] [62] [63] Совершались также грабежи, поджоги и уничтожение армянской собственности. [64] Власти Азербайджана и местная полиция не предприняли никаких мер, чтобы остановить зверства. [65] Российский политический писатель Рой Медведев и Союз журналистов СССР назвали произошедшее геноцидом армянского населения. [66] [67]

После нескольких дней продолжающихся беспорядков советские власти оккупировали город с помощью десантников и танков. После погрома почти все 14 тысяч армян Сумгаита бежали из города. [68] В феврале 1988 года на заседании Политбюро ЦК в Москве было официально признано, что массовые погромы и убийства в Сумгаите осуществлялись по национальному признаку. [64] Именно тогда академик Зия Буньядов , которого Томас де Ваал британский журналист в своей книге « Черный сад » называет «главным армянофобом Азербайджана» , прославился своей статьей «Почему Сумгаит?» в котором он обвинил армянских жертв в организации погрома. [69] По данным «Мемориала» , тщательное расследование массового убийства советскими властями не было проведено своевременно, а виновники так и не были привлечены к ответственности за свои преступления. [70] [71] что привело к эскалации межэтнической напряженности. [72] Многие азербайджанские демонстранты провозгласили участников резни национальными героями. [73] [74] [75]

Со временем напряженность между двумя странами быстро росла, что привело к новым погромам, происходящим один за другим. В ноябре 1988 года Кировабадский погром , что привело к постоянной миграции армян из Азербайджана. советские войска подавили [76] В январе 1990 года азербайджанские националисты организовали армянский погром в Баку , убив по меньшей мере 90 армян и вытеснив почти 200 000 армянского населения. [16] [77] Народный фронт Азербайджана (предшественник более поздней Партии Народного фронта Азербайджана ), поскольку они кричали: «Да здравствует Баку без армян!» Де Ваал заявил, что ответственность за массовый погром несет [78]

В июле 1990 года 130 интеллектуалов и ученых со всего мира подписали «Открытое письмо международному общественному мнению об антиармянских погромах в Советском Союзе», в котором говорилось: [79]

Сам факт повторения этих погромов и того, что они повторялись по одной и той же схеме, заставляет нас думать, что эти трагические события не являются случайностью или стихийным взрывом... мы вынуждены признать, что преступления против армянского меньшинства стали последовательной практикой. – если бы не последовательная политика – в Советском Азербайджане.

Во время войны, 10 апреля 1992 года, азербайджанцы устроили Марагинскую резню , убив по меньшей мере 40 армян. [80]

Эпоха после 1994 года

[ редактировать ]
Окончательные границы конфликта после подписания соглашения о прекращении огня в 1994 году. Армянские силы Нагорного Карабаха оккупировали часть территории Азербайджана за пределами бывшей Нагорно-Карабахской автономной области.

С 1991 по 1994 год межэтнический конфликт перерос в широкомасштабные военные действия по оккупации Нагорного Карабаха и некоторых прилегающих регионов. В мае 1994 года было подписано соглашение о прекращении огня , но оно не привело к окончательному урегулированию территориального спора к удовлетворению всех сторон. Армянские силы оккупировали значительные территории за пределами границ самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики (НКР), вопрос беженцев до сих пор не решен, а Азербайджан продолжает осуществлять экономическую блокаду на сепаратистской территории. Европейская комиссия против расизма и нетерпимости (ECRI), антидискриминационная организация Совета Европы , заявила, что «общий негативный климат» в Азербайджане является следствием «конфликта вокруг Нагорного Карабаха». [11]

Влияние на азербайджанскую национальную идентичность

[ редактировать ]

Российский историк и публицист Андрей Полонский , исследовавший формирование азербайджанской национальной идентичности в конце 1980-х — начале 1990-х годов, отмечал, что «карабахский кризис и рост армянофобии способствовали формированию устойчивого образа враг, который в значительной степени повлиял на характер новой идентичности (в первую очередь основанной на агрессии и победе)». [81]

Владимир Казимиров , представитель России в Нагорном Карабахе с 1992 по 1996 год и сопредседатель Минской группы ОБСЕ , неоднократно обвинял определенные силы в Азербайджане, вплоть до уровня государственной власти, в разжигании антиармянских настроений. [82] В начале 2004 года, характеризуя десятилетие после заключения режима прекращения огня, Казимиров заявил:

Оказавшись в положении длительного дискомфорта, Баку фактически начал проводить политику тотальной «холодной войны» против армян. Все виды экономических «демпферов», а также любые контакты с армянами (даже на общественном уровне) изначально отвергаются, а те, кто поддерживает эти контакты, подвергаются преследованию. В просвещенном советском государстве кто-то вполне охотно насаждал бы такие настроения, как фундаментализм, реваншизм и армянофобия, которые как таковые лишь мешают устранению как причин, так и последствий конфликта. В настоящее время растет фанатизм и экстремизм даже на уровне неправительственных организаций. [83]

На конкурсе «Евровидение-2009 » службы безопасности Азербайджана вызвали на допрос 43 азербайджанца, проголосовавших за Армению на «Евровидении», обвинив их в отсутствии патриотизма и «этнической гордости», о чем широко сообщили международные СМИ. [84] [85] [86]

ECRI отмечает, что ведущие СМИ Азербайджана очень критично настроены по отношению к Армении и не проводят «четкого различия между этим государством и лицами армянского происхождения, подпадающими под юрисдикцию Азербайджана». [25] Это также вовлекает определенные телеканалы, известных граждан, политиков, а также местные и национальные власти в «разжигание негативных чувств в обществе по отношению к армянам». [11] По мнению организации, антиармянские предубеждения настолько глубоко укоренились в сознании людей, что описание кого-либо как армянина может рассматриваться как настолько сильное оскорбление, что оправдывает возбуждение исков о клевете , что в некоторых случаях справедливо, даже если человек, которого называют таким образом, это армянин. [25] Также широко освещаются в СМИ некоторые заявления азербайджанских общественных и государственных деятелей, демонстрирующие нетерпимость. [87] [88] Например, в 2008 году Аллахшукюр Пашазаде , религиозный лидер ( Великий муфтий ) мусульман Кавказа, сделал заявление, что «ложь и предательство у армян в крови». [89] [90] [91]

Индоктринация в школах

[ редактировать ]

Азербайджанский историк Ариф Юнус заявил, что в различных азербайджанских школьных учебниках армян называют такими эпитетами, как «бандиты», «агрессоры», «предатели» и «лицемерные». [92] Он и его жена были заключены в тюрьму по обвинению в шпионаже в пользу Армении . [93]

Ясемин Килит Аклар в своем исследовании « Нация и история в азербайджанских школьных учебниках» приходит к следующему выводу:

Официальные азербайджанские учебники злоупотребляют историей для поощрения ненависти и чувства этнического и национального превосходства. Армяне... представлены как исторические враги и высмеиваются очень резко. [Учебник истории для пятого класса] Ата Юрду стимулирует прямую враждебность к армянам и русским. Даже если усилия по установлению мира в Нагорном Карабахе окажутся успешными, как можно ожидать, что он выживет? Как может новое поколение жить с армянами в мирном сосуществовании после привития таких предрассудков? На данный момент гражданский национализм, о котором говорят азербайджанские официальные лица, кажется далеким мифом или простым риторическим приемом. [94]

Уничтожение культурного наследия

[ редактировать ]

По данным Министерства юстиции США :

Несмотря на конституционные гарантии против религиозной дискриминации, по всему Азербайджану зарегистрированы многочисленные акты вандализма против Армянской Апостольской Церкви. Эти действия явно связаны с антиармянскими настроениями, вызванными войной между Арменией и Азербайджаном. [95]

Начиная с 1998 года, Армения начала обвинять Азербайджан в начале кампании по уничтожению кладбища резных хачкаров на армянском кладбище в Джульфе . [96] Как армянскими, так и международными организациями было подано несколько обращений, осуждающих правительство Азербайджана и призывающих его воздержаться от подобной деятельности. В 2006 году Азербайджан запретил членам Европейского парламента расследовать претензии, обвинив их в «предвзятом и истерическом подходе» к вопросу и заявив, что он примет делегацию только в том случае, если эта делегация также посетит оккупированную Арменией территорию. [97] Весной 2006 года приезжий журналист из Института освещения войны и мира сообщил, что от армянского кладбища не осталось никаких видимых следов. [98] В том же году фотографии, сделанные в Иране, показали, что кладбище было превращено в военный полигон . [99]

В ответ на то, что Азербайджан запретил сторонним группам проводить расследование на месте, 8 декабря 2010 года Американская ассоциация содействия развитию науки (AAAS) опубликовала анализ спутниковых фотографий Джульфинского кладбища в высоком разрешении, сделанных в 2003 и 2009 годах. AAAS пришло к выводу, что спутниковые снимки соответствуют отчетам наземных наблюдателей, что в период с 2003 по 2009 год произошли «значительные разрушения и изменения рельефа местности », и что территория кладбища «вероятно была разрушена, а затем сровнена с землей». с помощью землеройной техники». [100]

В 2019 году уничтожение Азербайджаном армянского культурного наследия было названо «худшим культурным геноцидом 21 века» в журнале «Гипераллергия » , что превысило разрушение культурного наследия ИГИЛ . Разрушения включали 89 средневековых церквей, 5840 хачкаров сложной формы и 22 000 надгробий. [101] [102]

Азербайджанские силы обстреляли исторический собор Казанчецоц XIX века в Шуше во время Нагорно-Карабахской войны 2020 года . [103] Собор был построен в 1887 году и является резиденцией Арцахской епархии Армянской Апостольской церкви. [104] [105] [ нужен лучший источник ]

Случаи насилия и ненависти

[ редактировать ]

В 2004 году азербайджанский лейтенант Рамиль Сафаров армянского лейтенанта Гургена Маркаряна убил во сне Партнерство ради мира во время программы НАТО « » . В 2006 году Сафаров был приговорен в Венгрии к пожизненному заключению с минимальным сроком заключения 30 лет. По его запросу в соответствии со Страсбургской конвенцией он был экстрадирован . [106] 31 августа 2012 года в Азербайджан, где огромная толпа приветствовала его как героя. [107] [108] [109] помилован президентом Азербайджана, несмотря на противоположные заверения, данные Венгрии, [110] произведен в майоры, получил квартиру и задолженность по зарплате за восемь лет. [111] После этого инцидента Армения разорвала все дипломатические отношения с Венгрией. [106] 19 сентября 2013 года президент Алиев заявил, что «Азербайджан вернул на родину Рамиля Сафарова — своего офицера, дал ему свободу и восстановил справедливость». [112]

В 2007 году лидер сборной Азербайджана по шахматам Теймур Раджабов на вопрос, как он относится к игре против сборной Армении , ответил: «Враг есть враг. Мы все испытываем к ним чувство ненависти». [113]

4 апреля во время армяно-азербайджанских столкновений в 2016 году сообщалось, что азербайджанские силы обезглавили армянского солдата езидского происхождения Карама Слояна , видео и фотографии его отрубленной головы были размещены в социальных сетях. [114] [115] [116]

Во время войны в Нагорном Карабахе 2020 года в Интернете появилось множество видеороликов, на которых показаны обезглавливания, пытки и увечья армянских военнопленных азербайджанскими войсками. [117] На видео видно, как азербайджанские солдаты казнят двух пленных армян; Власти Арцаха опознали одного как гражданского. [118] Bellingcat и BBC изучили эти видео и подтвердили, что видео были из Гадрута и были сняты где-то между 9 и 15 октября 2020 года. [119] [120] На другом видео видно, как двое азербайджанских солдат обезглавливают пожилого армянина, который умоляет сохранить ему жизнь на азербайджанском языке, неоднократно говоря: «Ради Аллаха ». После того, как армянину обезглавили, голову жертвы положили на находившуюся неподалеку тушу свиньи. Затем мужчины обратились к трупу на азербайджанском языке, сказав: «У вас нет чести, так мы мстим за кровь наших мучеников» и «Вот как мы мстим - отрубая головы». [121] [122] Хьюман Райтс Вотч (HRW) сообщила о физическом насилии и унижениях армянских военнопленных со стороны их азербайджанских похитителей, добавив, что большинство похитителей не боялись быть привлеченными к ответственности, поскольку их лица были видны на видео. [117] HRW поговорила с семьями некоторых военнопленных на видео, которые предоставили фотографии и другие документы, удостоверяющие их личность, и подтвердили, что эти родственники служили либо в Армии обороны Арцаха , либо в вооруженных силах Армении . [117]

Запрет на въезд в Азербайджан

[ редактировать ]

Если властями Азербайджана не будет выдана виза или официальный ордер, правительство Азербайджана осуждает любой визит иностранных граждан в сепаратистский регион Нагорный Карабах ( де-факто Республика Арцах ), прилегающие к нему территории и азербайджанские анклавы Карки . Юхары Аскипара , Бархударлы и Софулу, которые де-юре являются частью Азербайджана, но находятся под армянской оккупацией. Азербайджан считает въезд на эти территории через Армению (как это обычно бывает) нарушением своей визовой и миграционной политики. Иностранным гражданам, въехавшим на эти территории, будет навсегда запрещен въезд в Азербайджан в список лиц, являющихся персонами нон грата , и они будут включены Министерством иностранных дел Азербайджана . [123] [ соответствующий? - обсуждать ]

Помимо тех, кто был объявлен персоной нон гратае , еще нескольким посетителям был запрещен въезд в страну из-за их этнической армянской принадлежности. Диане Маркосян , журналистке американского и российского гражданства, которая также является этнической армянкой, в 2011 году не разрешили въезд в Азербайджан из-за ее национальности. [124] [125] Заферу Зояну, профессиональному армрестлеру по национальности турок , запретили въезд в Азербайджан, поскольку его фамилия напоминала армянскую. [126] [127] [128]

В мае 2016 года восьмилетнему мальчику с армянской фамилией было отказано во въезде в Азербайджан. Лука Варданян, гражданин России, находился в школьной поездке в Азербайджан из России. В аэропорту Гейдар Алиев мальчик был задержан, хотя его одноклассников пропустили через таможню. После задержания на несколько часов мать, сопровождавшая его во время поездки, решила немедленно покинуть Азербайджан. [129] В 2021 году российскому журналисту и футбольному комментатору армянского происхождения Нобелю Арустамяну было отказано в аккредитации на Евро-2020 по требованию Азербайджана. [130]

Марка «Азербайджан 2020»

[ редактировать ]
Марка с иллюстрацией, изображающей специалиста, «дезинфицирующего» Нагорный Карабах.

30 декабря 2020 года компания Azermarka , работающая при Министерстве транспорта, связи и высоких технологий Азербайджана , выпустила в обращение почтовые марки «Азербайджан 2020», которые, по данным министерства, были посвящены значимым событиям 2020 года: пандемии COVID-19 и Вторая Нагорно-Карабахская война. [131] Почтовые марки сопровождались иллюстрацией, изображающей специалиста по дезинфекции, стоящего над картой Азербайджана и окуривающего территорию Нагорного Карабаха, по-видимому, изображающего этнических армян в этом районе как вирус, нуждающийся в «искоренении». Это вызвало возмущение в социальных сетях и обвинения в антиармянских настроениях. [132]

Официальные заявления

[ редактировать ]

Третий президент Азербайджана Гейдар Алиев в своей речи, произнесенной 13 октября 1999 года в Нахичевани , сказал: «В трудные времена азербайджанский народ увидел помощь Турции и турецкого народа и благодарен за это. В 1918-1919 годах, во время борьбы за независимость под руководством великого Ататюрка , очистившего свою землю от армян и других врагов, турецкий народ и Турция предложили свою помощь Азербайджану, Нахчывану». [133]

Виктор Кривопусков, ранее служивший офицером МВД СССР и членом миротворческой миссии в Нагорном Карабахе, дает следующую оценку нынешней государственной политике Азербайджана:

"Преступникам присваивается звание героев, на местах их захоронений воздвигаются памятники, что доказывает, что правительство Азербайджана фактически продолжает политику геноцида, начатую в конце XIX - начале XX века. столетия». [134]

каски погибших армянских солдат и восковые манекены пленных армянских солдат, участвовавших в Нагорно-Карабахской войне 2020 года выставлены В Бакинском военном парке . Президент Ильхам Алиев на первом снимке во время посещения парка.

После войны 2020 года Парк военных трофеев открылся в Баку , в котором представлены каски погибших армянских солдат, а также их восковые манекены. Армения решительно осудила это, обвинив Баку в "оскорблении памяти жертв войны, пропавших без вести и военнопленных, а также в нарушении прав и достоинства их семей". [135] Защитник прав человека Армении страны , омбудсмен , назвал это «явным проявлением фашизма», заявив, что это «доказательство азербайджанской геноцидной политики и поддерживаемой государством армянофобии». [136] Кроме того, в резолюции Европарламент заявил, что парк может быть воспринят как прославление насилия (со стороны Азербайджана) и рискует спровоцировать дальнейшие враждебные настроения, разжигание ненависти или даже бесчеловечное обращение с оставшимися военнопленными и другими армянскими пленными гражданскими лицами, удерживаемыми Азербайджаном в нарушение соглашения о прекращении огня в Нагорном Карабахе от 2020 года , тем самым увековечивая атмосферу ненависти и противореча любым официальным заявлениям о примирении. Парламент ЕС также добавил, что сожалеет об открытии военного парка и призвал к его немедленному закрытию, заявив, что это углубит длительные военные действия и еще больше снизит доверие между странами. [137]

В ответ на резолюцию парламента ЕС от марта 2023 года, осуждающую крупномасштабную военную агрессию Азербайджана в сентябре, [138] [139] Парламент Азербайджана обвинил депутатов Европарламента в том, что они находятся под влиянием «Армении и армянской диаспоры, которые уже давно являются раковой опухолью Европы».

Заявления Президента Ильхама Алиева

[ редактировать ]
Распространенным рефреном, который повторял, например, президент Ильхам Алиев, было то, что столица Армении Ереван «была подарком армянам в 1918 году. Это была большая ошибка. Иреванское ханство было азербайджанской землей, армяне были здесь гостями». [140]

28 февраля 2012 г., во время своей заключительной речи на широко освещаемой конференции. [141] [142] [143] По итогам третьего года реализации государственной программы социально-экономического развития районов на 2009–2013 годы президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил:

«...есть силы, которые нас не любят, наши недоброжелатели. Их можно разделить на несколько групп. Во-первых, наши главные враги – это армяне мира и лицемерные и коррумпированные политики, находящиеся под их контролем». [144]

В ноябре 2012 года Алиев запустил в Твиттере тираду, в которой сделал антиармянские и ирредентистские заявления : [145] [146]

Наш главный враг - армянское лобби... Армения как страна не представляет никакой ценности. Фактически это колония, управляемый из-за границы форпост, искусственно созданная территория на древних азербайджанских землях.

В апреле 2023 года, на фоне продолжающейся блокады Азербайджаном Республики Арцах , президент Алиев заявил следующее: [147] [148]

«Я уверен, что большая часть армянского населения, проживающего сегодня в Карабахе, готова принять азербайджанское гражданство. Просто эти пиявки, эти дикие звери, сепаратисты [имеется в виду де-факто представители Республики Арцах] не позволяют этого .

Отрицание геноцида армян

[ редактировать ]

Правительство Азербайджана официально отрицает применимость слова «геноцид» к геноциду армян 1915 года . [149] [150] Тогдашний президент Азербайджана Гейдар Алиев заявил: «В истории никогда не было такого понятия, как «геноцид армян», и даже если бы он был, было бы неправильно поднимать этот вопрос спустя 85 лет». [151] Его сын Ильхам написал в Твиттере, что Турция и Азербайджан работают над тем, чтобы «развеять миф о «геноциде армян» в мире». [152]

Азербайджанский бойкот товаров и услуг, связанных с Арменией или армянами

[ редактировать ]

Из крупнейшей авиакомпании Азербайджана, государственной AZAL , уволили армянку по имени Мэри Саргсян, которая работала в нидерландской компании Kales Airline Services и продавала авиабилеты AZAL, только потому, что она была армянкой . 8 декабря 2008 года руководство АЗАЛ обратилось к руководству компании "Калес" с просьбой запретить продажу билетов лицам армянской национальности. В своем обращении AZAL отметил, что в противном случае сотрудничество с Kales будет прекращено и будет заключено соглашение с другой компанией. [153]

В 2011 году президент Армении Серж Саргсян в своем выступлении на Генеральной Ассамблее ООН сказал:

Баку превратил армянофобию в государственную пропаганду, на уровне, который далеко не опасен. Это не только наша оценка; Тревогу забили и международные структуры, специализирующиеся на борьбе с расизмом и нетерпимостью. Еще более опасно то, что армянофобские идеи распространяются среди молодого азербайджанского поколения, ставя под угрозу будущее мирного сосуществования. [154]

В мае 2011 года заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян предположил связь между высоким уровнем антиармянских настроений в Азербайджане и низким уровнем демократии в этой стране, заявив, что: «Руководство Азербайджана не смогло найти фактора, который мог бы объединить его люди вокруг наследственного режима, кроме простой армянофобии». [155]

ОБСЕ 7 октября 2008 года в заявлении Министерства иностранных дел Армении для Бюро по демократическим институтам и правам человека утверждалось, что «антиармянская пропаганда становится все более важной частью официальной политики Азербайджана». [156] В заявлении правительство Азербайджана обвиняется в «разработке и проведении широкомасштабной пропагандистской кампании, распространении расовой ненависти и предрассудков в отношении армян. Такое поведение властей Азербайджана создает серьезную угрозу региональному миру и стабильности» и сравнивается Азербайджан с нацистской Германией, заявляя, что «одна не может не провести параллелей с во многом сходной антиеврейской истерией в Третьем рейхе в 1930-х и начале 1940-х годов, где также были очевидны все вышеупомянутые элементы явной расовой ненависти». [156]

Армянская сторона также заявила, что правительство Азербайджана "активно использует академические круги" для "искажения и переписывания исторических фактов". Он также обвинил Азербайджан в «вандализме в отношении армянских культурных памятников и кладбищ на землях, исторически населенных армянами, а также в отношении памятников Геноцида армян во всем мире» и назвал разрушение армянского кладбища в Джульфе «самым ужасающим случаем». [156]

Азербайджан

[ редактировать ]

Азербайджан отрицает, что он каким-либо образом пропагандирует антиармянские настроения. Президент Ильхам Алиев, столкнувшись с обвинениями, вместо этого начал говорить о преступлениях Армении во время войны в Нагорном Карабахе. [157] Делегация Азербайджана на Обзорной конференции ОБСЕ заявила, что «Армении не следует упускать из виду, что наиболее убедительным опровержением ее лживых обвинений в адрес Азербайджана в антиармянской пропаганде и распространении ненависти, несомненно, является тот факт, что, в отличие от Армении, которая очистила свою территорию от Все азербайджанцы и другие неармяне стали уникальным моноэтническим государством. Азербайджан имеет всемирно признанный рекорд толерантности и мирного сосуществования различных этнических и религиозных групп. Эта традиция основана на географическом положении страны на перекрестке Востока. и Запад, который создал возможности для азербайджанского народа воспользоваться культурными и религиозными ценностями различных культур и религий». [158]

 Европейский Союз – 10 марта 2022 года Европейский парламент принял резолюцию об уничтожении культурного наследия в Нагорном Карабахе, осуждающую продолжающуюся политику Азербайджана по уничтожению и отрицанию армянского культурного наследия в Нагорном Карабахе и вокруг него: [159]

«Европейский парламент… решительно осуждает продолжающуюся политику Азербайджана по стиранию и отрицанию армянского культурного наследия в Нагорном Карабахе и вокруг него, в нарушение международного права и недавнего решения Международного суда…; признает, что стирание армянского культурного наследия является частью более широкой модели систематической политики армянофобии, исторического ревизионизма и ненависти к армянам на государственном уровне, пропагандируемой властями Азербайджана, включая дегуманизацию, прославление насилия и территориальные претензии к Республике Армения...; осуждает тот факт, что конфликты в регионе Нагорного Карабаха привели к разрушению, разграблению и разграблению общего культурного наследия, что усиливает дальнейшее недоверие и враждебность. [160]

 Совет Европы – Европейская комиссия против расизма и нетерпимости (ECRI) опубликовала пять докладов по Азербайджану и в каждом из них отметила общее «негативное отношение к армянам». ECRI написала:

«Политические лидеры, образовательные учреждения и средства массовой информации продолжают использовать язык вражды против армян; на этой ненавистной риторике выросло целое поколение азербайджанцев. Правозащитники, работающие, в частности, над примирением с Арменией, были приговорены к тяжелым срокам тюремного заключения по спорным обвинениям». [161]

См. также

[ редактировать ]
Примечания
  1. Термин «татары», используемый русскими, относился к тюркоязычным мусульманам (шиитам и суннитам ) Закавказья . [15] В отличие от армян и грузин , татары не имели собственного алфавита и использовали персидско-арабскую письменность . [15] После 1918 года с созданием Азербайджанской Демократической Республики и «особенно в советское время» татарская группа идентифицировала себя как « азербайджанскую ». [15]
  2. источники, помимо Генерального прокурора СССР, оценивают число убитых в сотни. [60]
Ссылки
  1. ^ Перейти обратно: а б Хьюман Райтс Вотч , Разыгрывая «коммунальную карту»: общинное насилие и права человека , 1995 г., ISBN   9781564321527 «Менее чем через шесть месяцев, в сентябре 1918 года, османская «Армия ислама» при поддержке местных азербайджанских сил отбила Баку. На этот раз было убито около 10 000 армян».
  2. ^ Джон Ф.Р. Райт; Сюзанна Гольденберг; Ричард Н. Шофилд (1996). Закавказские границы . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. п. 100 . ISBN  9781857282351 . Татарская армия вошла в Шуши 4 апреля 1920 года и разграбила армянскую часть города, уничтожив жителей.
  3. ^ Закавказские границы , 1996, с. 99 «...семья Султановых продемонстрировала свой «традиционный» метод проявления власти: 5 июня 1919 года произошла резня 600 армян, сосредоточенная в армянском селе Хайбалыкенд».
  4. ^ Аллен, Тим; Ид, Джон (1999). Разделенное понимание европейцами этнических групп, находящихся в конфликте . Гаага: Kluwer Law International. п. 64. ИСБН  9789041112132 . ...во время антиармянских погромов в Кировабаде и нескольких нападений на армянские кварталы в Баку.
  5. ^ ДеРуэн, Карл (2007). Гражданские войны мира Крупнейшие конфликты со времен Второй мировой войны . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 157. ИСБН  9781851099191 . 13–15 января 1990 г. В Баку происходят антиармянские погромы.
  6. ^ Джувилер, Питер (1998). Испытание свободы: борьба за права человека и демократию в постсоветских государствах . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. п. 61. ИСБН  9780812234183 .
  7. ^ Ованнисян, Ричард Г. (1982). «Гибель Акулиса» . Республика Армения, Том. II: От Версаля до Лондона, 1919-1920 гг . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 207–238. ISBN  0-520-04186-0 .
  8. ^ де Ваал 2003 , с. 176.
  9. ^ «Отчет по Азербайджану» (PDF) . Страсбург: Европейская комиссия против расизма и нетерпимости . 15 апреля 2003 г. с. 2. Архивировано из оригинала (PDF) 21 сентября 2013 года . Проверено 22 января 2013 г. Из-за конфликта сегодня в азербайджанском обществе широко распространено негативное отношение к армянам». «В целом, разжигание ненависти и уничижительные публичные заявления в адрес армян происходят регулярно.
  10. ^ (на русском языке) Федор Лукьянов [ ru ] , главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» "Первый и неразрешимый" . Vzglyad . 2 August 2011. Archived from the original on 22 June 2014 . Retrieved 12 January 2013 . Армянофобия – институциональная часть современной азербайджанской государственности, и, конечно, Карабах в центре этого всего. "Armenophobia is the institutional part of the modern Azerbaijani statehood and Karabakh is in the center of it."
  11. ^ Перейти обратно: а б с д «Второй отчет по Азербайджану» (PDF) . Страсбург: Европейская комиссия против расизма и нетерпимости . 24 мая 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 21 сентября 2013 г. . Проверено 23 января 2013 г.
  12. ^ «Южный Кавказ между ЕС и Евразийским Союзом» (PDF) . Кавказский аналитический дайджест № 51–52 . Forschungsstelle Osteuropa, Бремен и Центр исследований безопасности, Цюрих. 17 июня 2013 г. с. 21. ISSN   1867-9323 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 октября 2013 года . Проверено 3 июля 2013 г.
  13. ^ Буртин, Шура (12 ноября 2013 г.). «Это как быть беременной всю жизнь…» rusrep.ru . Русский репортер . Слово «армянин» в Азербайджане является страшным ругательством, сродни «еврею» или «ниггеру» в других местах. Как только услышишь «ведешь себя как армянин!» – «Нет, это ты армянин!» – это верный рецепт для драки. Слово «армянин» эквивалентно слову «враг» в самом глубоком и архаичном смысле этого слова.
  14. ^ Юсифли, Элвин (15 сентября 2010 г.). «Стереотипы в национальных СМИ – взгляд поближе» . Кавказское издание: Журнал трансформации конфликтов . Архивировано из оригинала 26 декабря 2014 года . Проверено 26 декабря 2014 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б с Бурнутян, Джордж (2018). Армения и упадок империи: Ереванская губерния, 1900-1914 гг . Рутледж. п. 35 (примечание 25).
  16. ^ Перейти обратно: а б Давиша, Карен; Попугай, Брюс (1994). Международная политика Евразии . Армонк, Нью-Йорк: М. Е. Шарп. п. 242. ИСБН  9781563243530 .
  17. ^ Роберт Герварт; Джон Хорн, ред. (27 сентября 2012 г.). Война в мире: военизированное насилие в Европе после Великой войны . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780199654918 .
  18. ^ Перейти обратно: а б «Права человека в регионе ОБСЕ: Европа, Центральная Азия и Северная Америка, Отчет 2005 г. (События 2004 г.)» . Международная Хельсинкская федерация по правам человека . Архивировано из оригинала 29 апреля 2010 года . Проверено 19 января 2013 г. Неразрешенный конфликт с Арменией из-за Нагорного Карабаха стимулировал «арменофобию».
  19. ^ Хьюман Райтс Вотч (1994). Азербайджан: семь лет конфликта в Нагорном Карабахе . Нью-Йорк: Хьюман Райтс Вотч. ISBN  1-56432-142-8 .
  20. ^ де Ваал, Томас (2003). Черный сад: Армения и Азербайджан через мир и войну (PDF) . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. п. 286. ИСБН  9780814719459 . Архивировано из оригинала (PDF) 22 сентября 2013 года . Проверено 5 июля 2013 г. Это означает, что общая площадь Азербайджана под армянской оккупацией составляла примерно 11 797 км2 или 4555 квадратных миль. Общая площадь Азербайджана составляет 86,6 тыс. км2. Таким образом, оккупированная зона на самом деле составляет 13,62 процента территории Азербайджана – все еще большая цифра, но далекая от неоднократных заявлений президента Алиева.
  21. ^ «Азербайджан: Статус армян, русских, евреев и других меньшинств» (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Служба иммиграции и натурализации . 1993. с. 10 . Проверено 25 января 2013 г. Несмотря на конституционные гарантии против религиозной дискриминации, по всему Азербайджану зарегистрированы многочисленные акты вандализма против Армянской Апостольской Церкви. Эти действия явно связаны с антиармянскими настроениями, вызванными войной между Арменией и Азербайджаном.
  22. ^ Питер Дж. Стоун; Джоан Фарчах Баджалы (2008). Уничтожение культурного наследия в Ираке Вудбридж, Саффолк: Boydell Press. п. xi. ISBN  9781843833840 .
  23. ^ Адалян, Рубен Поль (2010). Исторический словарь Армении . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 95. ИСБН  9780810860964 .
  24. ^ (на русском языке) Федор Лукьянов [ ru ] , главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» "Первый и неразрешимый" . Vzglyad . 2 August 2011 . Retrieved 25 April 2014 . Армянофобия – институциональная часть современной азербайджанской государственности, и, конечно, Карабах в центре этого всего.
  25. ^ Перейти обратно: а б с «Отчет ECRI по Азербайджану (четвертый цикл мониторинга)» (PDF) . Страсбург, Франция: Европейская комиссия против расизма и нетерпимости . 31 мая 2011 г. Архивировано из оригинала (PDF) 16 марта 2013 г. . Проверено 19 января 2013 г. Альтернативный URL
  26. ^ Четериан, Викен (2018). «Использование истории и злоупотребление ею: геноцид и возникновение карабахского конфликта». Европа-Азиатские исследования . 70 (6): 884–903. дои : 10.1080/09668136.2018.1489634 . S2CID   158760921 .
  27. ^ Смит, Джереми (2013). Красные нации . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-11131-7 .
  28. ^ Каземзаде, Фируз (1951). Борьба за Закавказье, 1917–1921 . Вестпорт, Коннектикут: Hyperion Press. стр. 18–19. ISBN  9780830500765 .
  29. ^ Ованнисян, Ричард Г. (1967). Армения на пути к независимости, 1918 год . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 227 . ISBN  978-0520005747 .
  30. ^ Хьюман Райтс Вотч . Разыгрывание «коммунальной карты»: общинное насилие и права человека . Нью-Йорк: Хьюман Райтс Вотч, 1995.
  31. ^ Андреопулос, Джордж (1997). Геноцид: концептуальные и исторические аспекты . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета, ISBN   0-8122-1616-4 , с. 236.
  32. ^ Ованнисян, Ричард . Республика Армения: Том. I, Первый год, 1918–1919 . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1971, стр. 176–177, примечания 51–52.
  33. ^ (на армянском языке) Врацян, Симон . Армения Республика . Париж: Американское издательство HHD, 1928, стр. 286–87.
  34. ^ Перейти обратно: а б Ваал 2004 , с. 128.
  35. ^ Ованнисян. Республика Армения, Том. я , с. 177.
  36. ^ «Нагорно-Карабахский кризис: план разрешения» (PDF) . Группа публичного международного права и политики и Новой Англии Центр международного права и политики . Июнь 2000. с. 3. В августе 1919 года Карабахский национальный совет заключил временный договор с правительством Азербайджана. Несмотря на подписание Соглашения, правительство Азербайджана постоянно нарушало условия договора. Кульминацией этого стала резня азербайджанцами армян в марте 1920 года в бывшей столице Карабаха Шуши, в результате которой, по оценкам, было убито более 20 000 армян.
  37. ^ Гуайта, Джованни (2001). «Армения между большевистским молотом и кемалистской наковальней» . 1700 лет верности: история Армении и ее церквей . Москва: ФАМ. ISBN  5-89831-013-4 .
  38. ^ Александр Беннигсен , С. Эндерс Уимбуш (1986). Мусульмане Советской империи: Путеводитель . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 145. ИСБН  9780253339584 . Армянское присутствие традиционно сильно ощущается азербайджанцами, азербайджанская элита рассматривает армян как соперников. До и во время революции этот антиармянизм был основой азербайджанского национализма, а при советском режиме армяне остаются козлами отпущения, ответственными за все неудачи.
  39. ^ Диллер, Дэниел К. (1993). Россия и независимые государства . Вашингтон, округ Колумбия: Ежеквартальный журнал Конгресса. п. 270 . ISBN  978-0871878625 .
  40. ^ Перейти обратно: а б Ямсков, АН (1991). «Этнический конфликт в Закавказье: случай Нагорного Карабаха» . Теория и общество . 20 (5): 631–660. дои : 10.1007/BF00232663 . ISSN   0304-2421 . JSTOR   657781 . S2CID   140492606 .
  41. ^ Лаурила, Юхани. «Силовая политика и нефть как определяющие факторы переходного периода: пример Азербайджана». (1999). «Азербайджанцев можно обвинить в том, что они лишили 130 000 армян, проживающих в Нагорном Карабахе, возможности смотреть телепередачи из Еревана, права изучать историю Армении и доступа к армянской литературе. Правительство Азербайджана тоже может быть обвинено. утверждается, что осуществлял расовую, культурную и экономическую дискриминацию армян Нагорного Карабаха. Более 80 000 жителей Нагорного Карабаха подписали обращение с просьбой о присоединении Нагорного Карабаха к Армении. На основании этого обращения Совет представителей Нагорного Карабаха обратился к нему. Верховный Совет СССР, Азербайджана и Армении с просьбой передать Нагорный Карабах под власть Армении».
  42. ^ Старовотова, Галина Васильевна. Суверенитет после империи: движения за самоопределение в бывшем Советском Союзе . Том. 31. № 19. Институт мира США, 1997. «Ограниченные возможности трудоустройства и дискриминация армян способствовали постепенной эмиграции армянского населения из региона, в то время как республиканские власти поощряли приток азербайджанцев из-за пределов Нагорного Карабаха».
  43. ^ New Times , Издательство New Times, 1994 «Это неизбежно приведет к «окончательному решению», новой резне карабахских армян или, в лучшем случае, если будет установлен международный контроль, к «белому геноциду», то есть к разрушению подъём и вытеснение национальной группы экономическими средствами...».
  44. ^ Цыпылма Дариева, Вольфганг Кашуба. Репрезентации на окраинах Европы: политика и идентичности в странах Балтии и Южного Кавказа , Campus Verlag GmbH, 2007, ISBN   9783593382418 , с. 111 «Таким образом, понятие «геноцид» в понимании народа включало в себя выражения «белый геноцид» (имея в виду пример этнической чистки Нахичевани и Нагорного Карабаха от армян)...».
  45. ^ Оле Хойрис, Сефа Мартин Юрюкель. Контрасты и решения на Кавказе , Орхусский ун-т. Пресс, 1998, ISBN   9788772887081 , с. 234 «...азербайджанизацию Нахичевани называют «белым геноцидом», то есть геноцидом, осуществляемым путем уничтожения свидетельств армянского проживания»
  46. ^ Марк Малкасян, Гара-баг!: Возникновение национально-демократического движения в Армении , с. 56
  47. ^ Стюарт Дж. Кауфман, Современная ненависть: символическая политика этнической войны , с. 55
  48. ^ Джеймс Сперлинг, С. Виктор Папакосма, Ограничивающие институты?: Проблема управления евразийской безопасностью , с. 51
  49. ^ Перейти обратно: а б Уокер, Кристофер Дж., изд. (1991). Армения и Карабах: борьба за единство . Публикации по правам меньшинств. Лондон: Группа по правам меньшинств. ISBN  978-1-873194-00-3 . [Исход многих армян] не случайность, а обусловлен настойчивой политикой Баку, целью которой является «нахичеванизация» территории, деарменизация ее сначала культурно, а затем физически.
  50. ^ Чорбаджян, Левон. Становление Нагорного Карабаха: от отделения к республике . Springer, 2001. «Существовали неопровержимые доказательства существования антиармянской политики в Нагорном Карабахе, санкционированной Азербайджаном. Сообщения о вынужденной миграции и переселении были подтверждены уменьшением и увеличением процентного содержания армян и азербайджанцев соответственно в населении.61 отсутствие экономического развития и демографические манипуляции сопровождались культурным подавлением. В 1930-е годы были закрыты 118 армянских церквей, арестованы священнослужители, а в школах запрещены учебники по истории. В 1960-е годы были закрыты 28 армянских школ, церкви и кладбища. был уничтожен, и азербайджанский язык был навязан в качестве официального языка республики. В конце 1960-х - начале 1970-х годов культурные связи с Арменией были разорваны, и азербайджанцы стали назначаться в правоохранительные и экономические органы Нагорного Карабаха».
  51. ^ «Этническая принадлежность, национализм и конфликты на Южном Кавказе: Нагорный Карабах и наследие советской национальной политики» . Рутледж и CRC Press . Проверено 29 января 2024 г. Армянские школы были подчинены Министерству образования Азербайджана, и им было запрещено преподавать историю Армении. Нанятый персонал был азербайджанцем. Армянские книги и журналы из соседней Армении и армянской диаспоры были полностью запрещены. Эти меры были приняты, чтобы «препятствовать развитию армянской культуры» в Нагорном Карабахе.
  52. ^ «Этническая принадлежность, национализм и конфликты на Южном Кавказе: Нагорный Карабах и наследие советской национальной политики» . Рутледж и CRC Press . Проверено 29 января 2024 г. 80 процентов населения Нагорного Карабаха составляют армяне и составляют около 130 тысяч человек. Площадь региона составляет около 4500 квадратных километров. Есть 187 армянских школ, которые, к сожалению, находятся в ведении не Министерства образования Армении, а Азербайджана, в которых нет ни одного инспектора или ни одного человека, знающего армянский язык. Это очень опасная вещь и она нам вредит.
  53. ^ Малкасян, Марк. Гара-баг!: Возникновение национально-демократического движения в Армении . Издательство Государственного университета Уэйна, 1996 г.
  54. ^ «Этническая принадлежность, национализм и конфликты на Южном Кавказе: Нагорный Карабах и наследие советской национальной политики» . Рутледж и CRC Press . п. 109 . Проверено 29 января 2024 г.
  55. ^ Броерс, Лоуренс, изд. Пределы лидерства: Элиты и общества в мирном процессе по Нагорному Карабаху . Ресурсы примирения, 2005. стр.93.
  56. ^ «Армения и Азербайджан: Между войной и миром | Аналитический центр | Европейский парламент» . www.europarl.europa.eu . Проверено 7 февраля 2024 г.
  57. ^ Палмер, Джеймс (12 февраля 2024 г.). «Почему Армения и Азербайджан идут к войне?» . Внешняя политика . Проверено 7 февраля 2024 г.
  58. ^ «Конфликт на Кавказе» . www.ft.com . Проверено 7 февраля 2024 г.
  59. ^ Ваал 2004 , стр. 10–12.
  60. ^ Кенез, Питер (2006). История Советского Союза от начала до конца (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 272.
  61. ^ Файнэншл Таймс. 16 марта 1988 г.
  62. ^ Нью-Йорк Таймс. 22 мая 1988 года.
  63. Журнал «Родина» (№ 4, 1994, стр. 82–90).
  64. ^ Перейти обратно: а б Ваал 2004 , с. 31.
  65. ^ Шахмуратян. Сумгаитская трагедия , Интервью с Римой Аванесян, стр. 233–237.
  66. ^ Гласность: : Том. 2, выпуск 1, Центр демократии (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк) – 1990, с. 62, цит. «Резня армян в Сумгаите, чудовищные убийства в Тбилиси — эти убийства являются примерами геноцида, направленного советским режимом против собственного народа», — заявление Союза журналистов СССР.
  67. ^ Время перемен: взгляд изнутри на трансформацию России, Рой Медведев, Джульетто Кьеза – 1991 – с. 209
  68. ^ Ваал 2004 , с. 40.
  69. ^ Ваал 2004 , с. 42.
  70. ^ Асланян, Андраник Эдуард (11 ноября 2019 г.). Энергетические и геополитические игроки на Южном Кавказе: Нагорно-Карабахский конфликт в поле напряженности (1991 – 2015 гг.) (на немецком языке). Издательство Спрингер. стр. 62–63. ISBN  978-3-658-28516-6 .
  71. ^ Четериан, Викен (2008). Война и мир на Кавказе: неспокойный фронтир России . Лондон: Hurst & Co., с. 111. ИСБН  978-1-85065-929-7 . OCLC   243545841 .
  72. ^ МЕМОРИАЛ. ХРОНОЛОГИЯ КОНФЛИКТА Archived 5 March 2012 at the Wayback Machine "Своевременного расследования обстоятельств погромов, установления и наказания виновных не было проведено, что привело к эскалации конфликта."
  73. ^ Khazanov, Anatoly M. (1993). "Samvel Shakhmuradian, Sumgaitskaia Tragedia v Svidetel'stvakh Ochevidtzev ("Sumgait Through the Eyes of the Victims"). Erevan: Armianskii Fond Kul'tury, 1989" . Nationalities Papers . 21 (2): 230–232. doi : 10.1017/S0090599200021760 . ISSN  0090-5992 . S2CID  189221116 .
  74. ^ Кауфман, Стюарт Дж. (2001). Современная ненависть: символическая политика этнической войны . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. стр. 65, 205. ISBN.  978-1-5017-0199-3 . OCLC   1160511946 .
  75. ^ Ваал 2004 , с. 41.
  76. ^ Кауфман, Стюарт Дж. (2001). Современная ненависть: символическая политика этнической войны . Итака: Издательство Корнельского университета. п. 77. ИСБН  9780801487361 .
  77. ^ Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин.
  78. ^ Ваал 2004 , с. 91.
  79. ^ Открытое письмо об антиармянских погромах в Советском Союзе. Жак Деррида, Исайя Берлин и др., выпуск от 27 сентября 1990 г.
  80. ^ Ваал 2004 , с. 176.
  81. ^ Полонский, Андрей. Ислам в контексте общественной жизни современного Азербайджана (in Russian). Газета "История". № 28/1999. Издательский дом "Первое сентября". Archived from the original on 22 June 2014 . Retrieved 22 January 2013 . Обстоятельства благоприятствовали абстрактным размышлениям интеллектуалов о национальных корнях, об истории и традиции, о своем месте и миссии в мире. Впрочем, в Азербайджане расслабленного гуманизма было меньше, чем в большинстве республик СССР. Карабахский кризис и нарастающая армянофобия способствовали формированию устойчивого образа врага, который в известной степени повлиял на характер новой идентичности (первоначально агрессивно-победительной).
  82. ^ Что делать?! А не "Кто виноват?": ответ Владимира Казимирова армянским НПО (in Russian). Regnum . 13 December 2005 . Retrieved 19 January 2013 . ...в Азербайджане больше раскручивают кампанию неприязни и даже ненависти к армянам, чем наоборот; больше угроз вернуться к силовому решению, пренебрежения к обязательствам и обещаниям. Но всё это идёт вовсе не от азербайджанского народа и не от НПО, а именно от руководства Азербайджана.
  83. ^ Владимир Казимиров: Опиум для своего народа: Как пропагандисты вредят урегулированию по Карабаху (in Russian). Regnum . 17 March 2004 . Retrieved 19 January 2013 . Очутившись надолго в дискомфортном положении, Баку практически взял курс на тотальную "холодную войну" против армян. Отвергаются с порога и экономические "амортизаторы", и любые контакты с армянами (даже по линии общественности); травят тех, кто поддерживает эти контакты. В просвещенном светском государстве кое-кто рад был бы насадить подобие фундаментализма, реваншизма и армянофобии, что лишь мешает устранению как причин, так и последствий конфликта. Все больше проявлений фанатизма и экстремизма даже на уровне общественных организаций.
  84. ^ "Спецслужбы вызвали на допрос азербайджанцев, голосовавших на Евровидении за Армению" [Special services summoned Azerbaijanis who voted for Armenia at Eurovision for interrogation]. InoSMI (in Russian). 19 August 2009.
  85. ^ Майклс, Шон (18 августа 2009 г.). «Власти Азербайджана допрашивают любителей музыки в рамках расследования Евровидения» . Хранитель . Проверено 10 февраля 2022 г.
  86. ^ «Власти Азербайджана допрашивают меломана по поводу голосования в Армении» . Радио Свободная Европа . 24 августа 2009 года . Проверено 10 февраля 2022 г.
  87. ^ «ОТЧЕТ ECRI ПО АЗЕРБАЙДЖАНУ» . Совет Европы. 7 июня 2016. стр. 9, 17.
  88. ^ «Консультативный комитет по Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств» . Совет Европы. 3 сентября 2013 г. стр. 15–16.
  89. ^ «Азербайджанская политика ненависти и враждебности по отношению к армянам как коренные причины этнической мотивации» (PDF) . Правозащитник Армении . Февраль 2022. с. 38. Архивировано (PDF) из оригинала 4 февраля 2022 года . Проверено 4 февраля 2022 г.
  90. ^ «Хаджи Аллахшукюр Пашазаде: «Ложь и предательство течет в крови армян» » . Today.az. 22 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 22 июня 2014 г. . Проверено 25 января 2013 г. Мы прилагаем все усилия для мирного решения этой проблемы и проводим с этой целью встречи, но не видим результатов этих встреч, потому что ложь и предательство у армян в крови. Они ели наш хлеб, но, уходя, выступили против нас».
  91. ^ Глава Духовного управления мусульман Кавказа: "Ложь и предательство в крови у армян" [Head of the Spiritual Board of Muslims of the Caucasus: "Lies and betrayal in the blood of Armenians"] (in Russian). Day.az . 22 July 2008. Archived from the original on 22 June 2014 . Retrieved 20 January 2013 . "Мы делаем все возможное для урегулирования конфликта мирным путем. С этой целью проводим встречи. Однако не видим результатов этих встреч. Потому что ложь и предательство в крови у армян. Они сидели за нашим столом и ели наш хлеб, а, выйдя на улицу, говорили против нас".
  92. ^ Юнусов, Ариф. Мифы и образы "врага" в исторической науке и учебниках по истории независимого Азербайджана (PDF) (in Russian). Georg-Eckert-Institut. pp. 6–8. Archived from the original (PDF) on 8 January 2014 . Retrieved 25 January 2013 . В дальнейших разделах учебника авторы все больше и больше внимание уделяют армянам, которые и начинают восприниматься как "главные неверные в черных одеяниях". При этом, в отношении армян также используются все возможные негативные эпитеты ("бандиты", "агрессоры", "коварные", "лицемерные" и т.д.). Именно "коварные" армяне помогли России в покорении Азербайджана, именно в результате "восстания армянских бандитов" в Карабахе в 1920 г. основные силы азербайджанской армии оказались оттянуты от северных границ, чем воспользовалась 11-ая Красная Армия и вторглась в Азербайджан. Таким образом, "неверные в черных одеяниях вновь сделали свое черное дело".
  93. ^ «Азербайджанская правозащитница Лейла Юнус задержана» . Новости Би-би-си . 29 апреля 2014 г.
  94. ^ Ясемин Килит Аклар. НАЦИЯ И ИСТОРИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ. Ab Imperio 2005, Выпуск 2, с. 469
  95. ^ «АЗЕРБАЙДЖАН: СТАТУС АРМЯН, РУССКИХ, ЕВРЕЕВ И ДРУГИХ МЕНЬШИНСТВ» (PDF) . службы иммиграции и натурализации Информационный центр . п. 10 . Проверено 1 сентября 2013 г.
  96. ^ Харрис, Люциан (25 мая 2006 г.). «Мир молча наблюдает, как Азербайджан уничтожает армянскую культуру» . Художественная газета . Архивировано из оригинала 11 сентября 2006 года . Проверено 23 января 2013 г.
  97. ^ Касл, Стивен. « Азербайджан «сравнял с землей» священное армянское место ». Независимый . 16 апреля 2006 г. Проверено 16 апреля 2007 г.
  98. ^ Сотрудники IWPR в Нахчыване, Баку и Ереване (19 апреля 2006 г.). «Азербайджан: исчезает знаменитое средневековое кладбище» . Институт освещения войны и мира .
  99. ^ Магакян, Симон. « Священные камни в Азербайджане замолчали. Архивировано 24 марта 2008 года в Wayback Machine ». История сегодня . Том. 57, ноябрь 2007 г., стр. 4–5.
  100. ^ «Спутниковые снимки высокого разрешения и уничтожение культурных артефактов в Нахчыване, Азербайджан» . Американская ассоциация содействия развитию науки . Проверено 23 января 2013 г.
  101. ^ Сиддики, Ясмин (18 февраля 2019 г.). «Режим скрывает уничтожение коренной армянской культуры» . Гипераллергический . Проверено 28 августа 2020 г.
  102. ^ Сава, Дейл Бернинг (1 марта 2019 г.). «Монументальная утрата: Азербайджан и «худший культурный геноцид XXI века» » . Хранитель . Проверено 28 августа 2020 г.
  103. ^ Как выглядит культурный геноцид армян в Нагорном Карабахе, Time, 2023 г.
  104. ^ «Европейский парламент «решительно осуждает» уничтожение Азербайджаном армянского наследия» . 29 марта 2022 г.
  105. ^ «Азербайджан нацелился на Армянскую церковь и Дом культуры в Арцахе (ВИДЕО)» . 9 октября 2020 г.
  106. ^ Перейти обратно: а б «Армения разрывает связи с Венгрией из-за солдатского спора» . Голос Америки. 31 августа 2012 года . Проверено 2 сентября 2012 г.
  107. ^ «Азербайджанский убийца Рамиль Сафаров: Обеспокоенность по поводу гнева армян» . Новости Би-би-си. 3 сентября 2012 года . Проверено 3 сентября 2012 г. Рамиля Сафарова встретили как героя . По возвращении в Азербайджан на прошлой неделе
  108. ^ «Героический прием азербайджанского убийцы с топором» . Аль Джазира . 2 сентября 2012 года . Проверено 2 сентября 2012 г.
  109. ^ «Армения разрывает связи с Венгрией из-за помилования азербайджанского убийцы» . Новости Би-би-си . 31 августа 2012 года . Проверено 1 сентября 2012 года .
  110. ^ «Азербайджанский военный, отбывающий пожизненный срок за убийство в Венгрии, освобожден после отправки домой» . Вашингтон Пост. 31 августа 2012 года. Архивировано из оригинала 11 декабря 2018 года . Проверено 2 сентября 2012 г.
  111. ^ «Пока Армения протестует против помилования убийцы, Азербайджан продвигает его» . Радио Свободная Европа. 31 августа 2012 года . Проверено 2 сентября 2012 г.
  112. ^ «Выступление президента Ильхама Алиева» .
  113. ^ «Теймур Раджабов: Враг есть враг – мы все ненавидим армян» . Новости Chessbase. Архивировано из оригинала 22 июня 2014 года . Проверено 19 января 2013 г.
  114. ^ «Карабахский конфликт: азербайджанские солдаты обезглавливают езидов из Армении – EzidiPress English» . 4 апреля 2016 г.
  115. ^ «Иракские езиды выражают солидарность с армянами» . mediamax.am .
  116. Азербайджанские солдаты обезглавили армянского курда-езида: Карабахский конфликт, 4 апреля 2016 г., редакция , Ekurd.net
  117. ^ Перейти обратно: а б с «Азербайджан: жестокое обращение с армянскими военнопленными» . Хьюман Райтс Вотч . 2 декабря 2020 г. Проверено 2 декабря 2020 г.
  118. ^ «Азербайджанские войска расстреливают армянских военнопленных» . Панармян . Проверено 15 октября 2020 г.
  119. ^ «Казнь в Гадруте» . Беллингкэт . 15 октября 2020 г. Проверено 16 октября 2020 г.
  120. ^ «Нагорно-Карабахский конфликт: видео «Казнь» побуждает к расследованию военных преступлений» . Новости Би-би-си . 24 октября 2020 г.
  121. ^ «Армения/Азербайджан: Обезглавливание и военные преступления в ужасных видеороликах должны быть срочно расследованы» . Международная амнистия . 10 декабря 2020 г. Проверено 10 февраля 2022 г.
  122. ^ «Азербайджанский солдат зверски казнит пожилого армянина, умоляющего сохранить ему жизнь» . Новости Аль-Масдара . 8 декабря 2020 года. Архивировано из оригинала 19 декабря 2020 года . Проверено 9 декабря 2020 г.
  123. ^ «Визовый отдел посольства» . Посольство Азербайджанской Республики в Румынии . Проверено 7 июня 2013 г.
  124. ^ «Азербайджан запрещает фотожурналистам ссылаться на национальность» . Комитет по защите журналистов. 7 июля 2011 года . Проверено 23 января 2013 г.
  125. ^ «Фотожурналист Bloomberg депортирован из Баку» . Asbarez.com. 28 июня 2011 года . Проверено 23 января 2013 г.
  126. ^ «Его не представили Азербайджану, потому что его фамилия была «армянской»» (на турецком языке). Последние новости. 29 мая 2014 г.
  127. ^ «Его не пустили в Азербайджан, потому что его фамилия армянская!» (по-английски). Звездная газета. 29 мая 2014 г.
  128. ^ «Его не представили Азербайджану, потому что его фамилия была «армянской»» (на турецком языке). Новости. Новости. 29 мая 2014 г.
  129. ^ "МИД РФ: Баку должен прекратить дискриминацию россиян с армянскими фамилиями" . Regnum . 5 July 2017.
  130. ^ "Нобель Арустамян не аккредитован на Евро-2020. Его блокировал оргкомитет в Азербайджане" . Championat.com . 8 June 2021 . Retrieved 8 June 2021 .
  131. ^ «Выпущены почтовые марки, посвященные героям Азербайджана» . aztv.az. ​Проверено 13 ноября 2022 г.
  132. ^ де ла Торре, Люсия. «Азербайджанские почтовые марки обвиняются в распространении антиармянской пропаганды» . Журнал Калверта . Проверено 23 марта 2022 г.
  133. ^ «Речь Гейдара Алиева» . Архивировано из оригинала 14 июля 2010 года.
  134. ^ Виктор Кривопусков: Преступники в Азербайджане возносятся в ранг национальных героев "Преступники возводятся в ранг героев, там где они захоронены, возводятся монументы и памятники, что свидетельствует о том, что азербайджанское государство продолжает по сути дела политику геноцида, заложенную в конце 19 – начале 20 веков."
  135. ^ «Ярость в Армении, когда Азербайджан демонстрирует военные трофеи» . Аль Джазира . 13 апреля 2021 г. Проверено 15 апреля 2021 г.
  136. ^ «Парк»,Баку%20%20апреля%2012%2С%202021. «Недавно открывшийся в Баку «парк» является доказательством поддержки армянофобии со стороны государства – омбудсмен» . Армянское Общественное Радио . 13 апреля 2021 г. Проверено 15 апреля 2021 г.
  137. ^ «Резолюция Парламента ЕС от 19 мая 2021 г.» .
  138. ^ «Надежды ЕС на использование Азербайджана в качестве заправочной станции рискуют взорваться» . ПОЛИТИКА . 10 апреля 2023 г. Проверено 12 мая 2023 г.
  139. ^ «Тексты приняты – Отношения ЕС-Азербайджан – среда, 15 марта 2023 г.» . www.europarl.europa.eu . Проверено 12 мая 2023 г.
  140. ^ USHoRCoFA 2008 , с. 49.
  141. ^ Адамс, Уильям Ли (11 марта 2012 г.). «Как Армения и Азербайджан ведут войну посредством Евровидения» . Время . Проверено 19 января 2013 г.
  142. ^ «Армения отказывается от участия в конкурсе «Евровидение», проводимом в Азербайджане» . Новости Би-би-си. 7 марта 2012 года . Проверено 19 января 2013 г.
  143. ^ Маршалл, Сон Ин (10 апреля 2012 г.). «Оружие и гламур, снайперы и блестки: Евровидение 2012 — это больше, чем просто песни и танцы» . Центр стратегических и международных исследований . Архивировано из оригинала 4 сентября 2012 года . Проверено 19 января 2013 г.
  144. ^ «Заключительное слово Ильхама Алиева на конференции по итогам третьего года реализации «Государственной программы социально-экономического развития районов на 2009–2013 годы» » . Официальный сайт Президента Азербайджанской Республики. 28 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 22 июня 2014 года . Проверено 8 января 2013 г.
  145. ^ «Президент Азербайджана говорит, что Армения – страна, «не имеющая никакой ценности» » . Рейтер . 20 ноября 2012 года . Проверено 8 октября 2022 г.
  146. ^ Фелан, Джессика (20 ноября 2012 г.). «Президент Азербайджана начал в Твиттере разглагольствования против Армении» . Мир .
  147. ^ Ахмедбейли, Самира (19 апреля 2023 г.). «Ильхам Алиев: «Либо они будут жить под флагом Азербайджана, либо уйдут» » . Английский Джемньюс . Проверено 20 апреля 2023 г.
  148. ^ «Ильхам Алиев дал интервью Азербайджанскому телевидению в городе Сальян » Официальный сайт Президента Азербайджанской Республики» . президент.аз . Архивировано из оригинала 12 мая 2023 года . Проверено 12 мая 2023 г. Я уверен, что большая часть армянского населения, проживающего сейчас в Карабахе, готова принять азербайджанское гражданство. Проще говоря, эти пиявки, эти хищные животные, не дадут им этого сделать. Они не дадут этим людям жить комфортно, удерживая их в качестве заложников 30 лет.
  149. ^ Азербайджан отрицает Геноцид армян со ссылкой на Генпрокуратуру Великобритании (на русском языке). Регнум . 22 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 16 декабря 2013 года . Проверено 9 февраля 2013 г.
  150. ^ Геноцид армян: Турцией и Азербайджаном не признан (in Russian). Radio Free Europe/Radio Liberty . Retrieved 9 February 2013 . Азербайджан, как и Турция, геноцид армян отрицает.
  151. ^ «Черный сад с.79».
  152. ^ «Отрицание президентом Алиевым геноцида армян» .
  153. ^ «В Брюсселе уволили с работы армянку, которая продавала авиабилеты АЗАЛу» .
  154. ^ «Полная стенограмма выступления Саркисяна на Генеральной Ассамблее ООН» . Армянский еженедельник . 25 сентября 2011 года . Проверено 22 января 2013 г.
  155. ^ «Интервью заместителя министра иностранных дел Армении Шаварша Кочаряна Panorama.am» . Министерство иностранных дел. 12 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. . Проверено 22 января 2013 г.
  156. ^ Перейти обратно: а б с Карине Суджян (Министерство иностранных дел Армении) (7 октября 2008 г.). «Антиармянская пропаганда и распространение ненависти, проводимые Азербайджаном, являются серьезным препятствием переговорному процессу» . Офис по демократическим институтам и правам человека . стр. 3–4. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 19 января 2013 г. Альтернативный URL
  157. ^ "Ильхам Алиев и президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу дали совместную пресс-конференцию" . Официальный сайт Президента Азербайджанской Республики. 22 июня 2011 года . Проверено 22 января 2013 г.
  158. ^ «Заявление делегации Азербайджанской Республики об осуществлении своего права на ответ» . ОБСЕ. 28 ноября 2010 года . Проверено 22 января 2013 г.
  159. ^ «Парламент ЕС осуждает уничтожение армянского наследия в Нагорном Карабахе» . ОК Медиа . 10 марта 2022 г. Проверено 21 марта 2022 г.
  160. ^ «Приняты тексты – Уничтожение культурного наследия в Нагорном Карабахе – четверг, 10 марта 2022 года» . www.europarl.europa.eu . Проверено 21 марта 2022 г.
  161. ^ «ECRI — Мониторинг страны в Азербайджане — Европейская комиссия против расизма и нетерпимости (ECRI) — publi.coe.int» . Европейская комиссия против расизма и нетерпимости (ECRI) . Проверено 12 марта 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • А. Адибекян, А. Элибегова. « Арменофобия в Азербайджане » (2018): 261 с.
  • Эбрахими, Шахруз и Мостафа Хейри. «Анализ интересов России в Кавказском регионе (на примере Карабахского кризиса)». Исследования Центральной Евразии 11.2 (2018): 265–282. онлайн
  • Эрдениз, Гизем Айше. «Нагорно-карабахский кризис и проблемы безопасности ЧЭС». (2019). онлайн [ мертвая ссылка ]
  • Ходаяри, Джавад, Мортеза Эбрахеми и Мохаммадреза Мулайи. «Социально-политический контекст национально-государственного строительства в Азербайджанской Республике после обретения независимости с акцентом на нагорно-карабахский кризис». Докторская диссертация, Университет Мохагеха Ардабили, 2018. онлайн.
  • Лэйкок, Джо, «Миф о древней ненависти Нагорного Карабаха». История сегодня (октябрь 2020 г.) онлайн
  • Озкан, Бехлюл. «Кто выигрывает от ситуации «нет войны – нет мира»? Критический анализ нагорно-карабахского конфликта». Геополитика 13 № 3 (2008): 572–99. https://doi.org/10.1080/14650040802203919
  • Пол, Аманда и Деннис Саммут. «Нагорный Карабах и дуга кризисов на границах Европы. Аналитическая записка EPC, 3 февраля 2016 г.». (2016). онлайн
  • Валиголизаде, Али и Махди Карими. «Географическое объяснение факторов, вызывающих споры в карабахском геополитическом кризисе». Журнал евразийских исследований 7.2 (2016): 172–180. онлайн
  • Ваал, Томас де (2004). Черный сад: Армения и Азербайджан через мир и войну . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. п. 42. ИСБН  9780814719459 .
  • Кавказ: замороженные конфликты и закрытые границы: слушания в Комитете по иностранным делам Палаты представителей, вторая сессия сто десятого Конгресса (PDF) . Типография правительства США. 2008. Архивировано из оригинала (PDF) 3 февраля 2010 года . Проверено 12 января 2013 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fb476ac275742f0e52aec033c384e671__1712603640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fb/71/fb476ac275742f0e52aec033c384e671.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anti-Armenian sentiment in Azerbaijan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)