Армянское культурное наследие в Азербайджане
Армянское культурное наследие в Азербайджане – это исторические здания и культурные традиции армян , живших на территории, которая сегодня соответствует территории Азербайджана . Историческое присутствие армян в Азербайджане восходит, по крайней мере, ко II веку до нашей эры в Нахчыване , который был частью нового Армянского царства, основанного Арташесом I. [ 1 ] Армяне также присутствовали в Баку еще в 7 веке нашей эры. До призывов к независимости от Азербайджана со стороны армян Нагорного Карабаха на территории, которая сейчас называется Республикой Арцах , и последовавшей за этим Первой Нагорно-Карабахской войны , около 500 000 армян проживали в Советском Азербайджане. [ 2 ] [ 3 ] где они имели активное культурное присутствие. Большинство армян бежали во время войны, и их численность в Азербайджане сегодня (исключая спорный регион Нагорный Карабах) составляет менее 1% от довоенного показателя. [ 4 ] После прекращения огня во время Первой Нагорно-Карабахской войны в Азербайджане наблюдается заметный рост антиармянских настроений в сочетании с сообщениями об уничтожении там армянских памятников культуры. [ 5 ] [ 6 ]
Эта статья исключает армянское культурное наследие в Нагорном Карабахе из-за территориального спора в этом регионе. После Первой Нагорно-Карабахской войны значительная культурная деятельность армян в Азербайджане не велась.
Армянские общины в Азербайджане
[ редактировать ]Армянские общины в Азербайджане – это армяне , которые в большом количестве проживали в современном Азербайджанском государстве и его предшественнике, Советском Азербайджане. По статистике, до начала Первой Нагорно-Карабахской войны в 1988 году в Советском Азербайджане проживало около 500 000 армян. [ 2 ] [ 3 ] Однако большинству армяно-азербайджанцев пришлось бежать во время событий, приведших к Первой Нагорно-Карабахской войне , в результате продолжающегося армяно-азербайджанского конфликта. За исключением Нагорного Карабаха, азербайджанцы армянского происхождения исторически проживали в Баку , Нахчыване , Сумгаите и Гяндже . Они построили церкви, кладбища, школы и оставили богатое культурное наследие, которое было в значительной степени разрушено. [ 5 ] [ 7 ]
Сырой
[ редактировать ]


В VII веке армянский философ, математик, географ, астроном и алхимик Анания Ширакаци в своем самом известном труде «Ашхарацуйц» («География») перечислил Алты-Багаван как один из 12 районов провинции Пайтакаран (одна из 15 провинций Армении), которая лингвист и востоковед Керовбе Патканов в своем переводе называет Баку. [ 8 ]
Востоковед и академик Василий Бартольд, ссылаясь на персидского историка XV века Хамдаллу Муставфи , говорит о существовании старой армянской церкви в Баку. [ 9 ] Многие армяне Баку жили в армянском квартале старого города под названием Эрменикенд. [ 10 ] ( армянский : Արմենիքենդ ; азербайджанский : Ermənikənd ; русский : Арменикенд , буквально «армянское село» в Азербайджане) — район, расположенный в Насиминском районе города Баку. [ 10 ] и устроился на работу торговцами, промышленными менеджерами и государственными администраторами. [ 11 ] Официально район входил в состав более крупного района, названного «Шаумян» в честь армянских большевиков лидера Степана Шаумяна , жившего в Баку.
Армяне основали в городе общину с церквями, школами и стали ареной оживленной литературной культуры. Они сформировали значительную общину в Баку после большого притока армян после присоединения города к Российской империи в 1806 году. Армянское население еще больше увеличилось, когда Баку стал крупным центром добычи нефти и предложил другие экономические возможности предприимчивым инвесторам и бизнесменам. После советизации Азербайджана армянам удалось восстановить в Баку большую и динамичную общину, состоящую из квалифицированных специалистов, ремесленников и интеллигенции и интегрированную в политическую, экономическую и культурную жизнь Азербайджана. Армяне были второй по численности группой в судебной системе. [ 12 ]
В советский период бакинские армяне были частью многоэтнической русскоязычной городской субкультуры, в которой этническая идентичность начала терять почву под ногами и с которой имели тенденцию идентифицировать себя поколения урбанизированных бакинцев после Второй мировой войны, независимо от их этнического происхождения или религиозной принадлежности. [ 13 ] [ 14 ] К 1980-м годам армянская община Баку стала в значительной степени русифицированной .
Масштабное строительство и расширение города привлекли многочисленных русских и армянских архитекторов, многие из которых получили образование в России (в частности, в Санкт-Петербурге ) или других частях Европы. Среди выдающихся армянских архитекторов были Оганес Качазнуни , Фрейдун Агалян , Вардан Саркисов и Гавриил Тер-Микелов . Многие из зданий, которые они спроектировали под влиянием неоклассических тем, популярных в то время в России, а также стилей и мотивов, взятых из средневековой армянской церковной архитектуры , все еще стоят сегодня. Среди наиболее известных примеров — Азербайджанская государственная филармония и Бакинский коммерческий колледж (оба спроектированы Тер-Микеловым).
Собор Святых Фаддея и Варфоломея, построенный в 1906–1907 годах, был разрушен в 1930-е годы. Церковь Пресвятой Богородицы, не действовавшая с 1984 года из-за сильного ветхости, была снесена в начале 1990-х годов. [ 15 ] [ 16 ] Церковь Св. Григория Просветителя была подожжена во время погрома 1990 года. [ 17 ] но был восстановлен в 2004 году в ходе ремонта и преобразован в архивный отдел Управления делами администрации президента Азербайджана. [ 18 ] Во время визита Католикоса Армянской Апостольской Церкви Гарегина II в Баку в 2010 году он стал свидетелем того, как из церкви были удалены все следы армянской истории, включая колокола, алтарь, баптистерий и фрески. [ 6 ]
В период императорской России община пользовалась яркой литературной культурой, о чем свидетельствуют публикации десятков армяноязычных газет, журналов и журналов . Первым армянским периодическим изданием, издаваемым в Баку в 1877 году, был «Айкакан ашхар» («Армянский мир»), литературно-педагогический журнал, основанный и редактируемый Стефанносом Стефани, в то время как другие популярные армянские периодические издания включали «Арор » («Плуг»), иллюстрированный календарь, издаваемый с 1893–1896 — . экономико-политико-общественный журнал «Социал-Демократ» под редакцией В. Марсьяном Лазо во главе, «Банвори Дзайн» («Голос труженика», 1906, Саркис Касьян редактор ) и «Лусадемин» («На заре») — литературный сборник, изданный в 1913—14 А. Алшушяном. [ 19 ]
Армянская община Баку также создала первое Благотворительное общество Азербайджана или Мардасиракана, поддерживая самую богатую на тот момент библиотеку Закавказья. [ 20 ] но затем был закрыт советским правительством.
Все армяне покинули город в период с 1988 по январь 1990 года, и в 1990 году осталось только 50 000 армян по сравнению с четвертью миллиона в 1988 году. [ 21 ] Бакинский погром , [ 22 ] [ 23 ] который разразился 12 января 1990 года и длился семь дней, в течение которых многие армяне были избиты, подвергнуты пыткам или убиты, а их квартиры подверглись набегам, грабежам или сожжению, привели к бегству почти всех армян из города и ознаменовали фактический конец армянской общины Баку. [ 24 ] В результате погрома было убито 90 армян. [ 25 ]
Среди известных армян Баку - писатель Ширванзаде , актриса Армен Оганян , комик Евгений Петросян , [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] композитор Артемий Айвазян [ 30 ] основатель Армянского государственного джазового оркестра, композитор Алексей Екимян , [ 31 ] и американский пианист и композитор армянского происхождения Андрей Каспаров . Аниматор Роберт Саакянц , считающийся отцом армянской анимации, также родился в Баку в семье армян. [ 32 ]
Многие армянские шахматные гроссмейстеры также родились в Баку, в том числе знаменитый Гарри Каспаров , [ 33 ] Меликсет Хачиян , Элина Даниелян [ 34 ] и Владимир Акопян . [ 35 ]
Nakhchivan
[ редактировать ]
Армяне исторически присутствовали в Нахчыване . Согласно армянской традиции, Нахчыван был основан Ноем , представителем авраамических религий . Он стал частью сатрапии Армении при Ахеменидской Персии ок. 521 г. до н.э. В 189 г. до н.э. По словам историка Фауста Византийского (4 век), когда сасанидские персы вторглись в Армению, сасанидский царь Шапур II (310–380) изгнал тысячи армян из Нахчывана между 360–370 годами, что указывает на установленное присутствие армян в регионе в то время. . [ 36 ] В советскую эпоху в Нахчыване произошел значительный демографический сдвиг. За годы репатриации в Армению численность армянского населения значительно сократилась. Армянское население Нахчывана постепенно сократилось примерно до 0%.
По данным Института по освещению войны и мира (IWPR), средневековое армянское кладбище Джуга (Джульфа) в Нахчыване со средневековыми армянскими надгробиями, называемыми хачкарами (2000 из них еще сохранились в 1980-х годах), было разрушено в 2006 году. Европейский парламент в феврале 2006 года приняла резолюцию, осуждающую разрушение кладбища, но ее делегации не разрешили посетить само место. [ 37 ]
Нахчыван был домом для многих армянских художников и интеллектуалов, таких как семья Овнатанян , Манук Абегян , Аргам Айванян , а также родители известного армянского композитора Арама Хачатуряна родились в селах Нижней Азы и Верхней Азы . [ 38 ] хотя сам Хачатурян родился в Тбилиси.
Город Агулис , исторически населенный армянами, и его собор были разрушены азербайджанскими военными с 1997 года до недавнего времени. [ 39 ]
Монастырь Святого Фомы , армянский монастырь 13-го века в Агулисе, был известным молитвенным домом для армян, живущих в городе. Он был разрушен турецкими войсками в 1918 году, когда они напали на город Агулис и убили его жителей. В настоящее время на месте монастыря находится мечеть. Аналогично, Мавзолей Ноя построен на месте древнего армянского кладбища.
находился средневековый армянский монастырь Сурп Карапет, построенный в 1381 году на руинах предыдущей церкви В Абракунисе . Он стоял нетронутым, но в ветхом состоянии, вплоть до незадолго до 2005 года, когда его снесли Азербайджан. [ 5 ] В 2013 году на этом месте была построена мечеть. Армянская церковь Сурб Акоп в Шороте XII века также была снесена к 2005 году.
Шемахы
[ редактировать ]
В Шамахе издавна проживало значительное армянское население, причем армяне составляли большинство вплоть до начала 18 века. В 1562 году англичанин Энтони Дженкинсон так описал город: «Этот город находится в пяти днях ходьбы на верблюдах от моря, теперь он сильно упал; населен преимущественно армянами...» [ 40 ] [ 41 ] Адам Олеарий , посетивший Шемаху в 1637 году, писал: «Ее жители отчасти армяне и грузины, имеющие свой особый язык; они не поняли бы друг друга, если бы не пользовались турецким языком, общим для всех и очень знакомым, не только в Ширване, но и повсюду в Персии». [ 42 ] В середине 1700-х годов население Шемахы составляло около 60 000 человек, большинство из которых составляли армяне. [ 43 ]
В Британской «Пенни-энциклопедии» в 1833 году говорилось, что «Основная часть населения Ширвана состоит из тахтарской, или, правильнее говоря, турецкой расы, с некоторой примесью арабов и персов… Помимо мусульман , которые составляют массу населения много армян, немного евреев и немного цыган. Согласно официальным отчетам 1831 года, число мужчин принадлежало к мусульманам. население составляло 62 934 человека; армян - 6 375 человек; всего мужчин - 69 641 человек; [ 44 ] В Британской энциклопедии указано, что в 1873 году в городе проживало 25 087 жителей, «из которых 18 680 были татарами и шачсевцами, 5 177 армянами и 1 230 русскими». [ 45 ]
В 1918 году в окрестностях Шамахи насчитывалось 15 сел с однородным армянским населением: Матраса, Мейсари, Каркандж, Калахан, Арпавут, Ханишен, Дара-Каркандж, Миришен, Зарху, Сагян, Пахракуш, Гюрджилар, Гаджар, Тваришен и Балишен. [ 46 ]
Производство шелка было основной продукцией Шемахы и значительной частью культурного наследия армян со 130 шелкопрядильными предприятиями, принадлежавшими в основном армянам, хотя с 1864 года промышленность значительно пришла в упадок. [ 47 ]

По данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (т. 77, стр. 460, издан в 1903 г.), в Шамахе проживало 20 008 жителей (10 450 мужчин и 9 558 женщин), из которых 79% населения составляли мусульмане, из них 22% - сунниты. а остальные шииты; оставшиеся 21% составляли «армяно-григорианцы» (члены Армянской апостольской церкви) и «православные» (православные). [ 48 ] В Шамахе также существовала значительная армянская протестантская община, которая часто конфликтовала с Армянской Апостольской церковью. [ 49 ]
Шамахинский диалект армянского языка, подобный карабахскому диалекту , составлял значительную часть культурного наследия шамахинских армян. Он хорошо сохранился, когда армяне жили в Шамахе из-за своего статуса меньшинства, но вышел из употребления после принудительного переселения армян в 1988 году. [ 50 ]
Территории вокруг Нагорного Карабаха
[ редактировать ]Армяне исторически присутствовали в Нагорном Карабахе и прилегающем регионе. Это присутствие не ограничивалось Нагорно -Карабахской автономной областью, и других районах а прилегающими к ней территориями в Кельбаджарском , Дашкасанском , Лачинском , Губадлинском .
В монастыре святых переводчиков IV века в Дашкасанском районе Месроп Маштоц и Саак Партев перевели Библию с сирийского языка в 411 году. [ 51 ] Сообщается о повреждении монастыря со стороны Азербайджана. [ 6 ]
9-го века Монастырь Дадиванк в Кельбаджарском районе является одним из самых известных образцов армянской архитектуры. Поскольку армянские войска были выведены из района после Нагорно-Карабахской войны 2020 года , возникли опасения по поводу судьбы монастыря от разрушения, когда азербайджанские силы возьмут под свой контроль район. [ 52 ] [ 39 ]
Армянское культурное наследие в Джульфе
[ редактировать ]
Джульфа , административная столица Джульфинского района , была домом для крупнейшего древнего армянского кладбища в мире, на котором когда-то находилось 10 000 хачкаров , самое старое из которых датируется VI веком. [ 53 ] Место кладбища внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .
Хачкары – традиционные стелы из красных и желтых камней, внесенные в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО . [ 54 ] Характеристика средневекового христианского армянского искусства [ 55 ] [ 56 ] с крестом и часто с дополнительными мотивами, богатой иконографией и символикой, типичной для региона, в котором они найдены. Шотландский исследователь по имени Стивен Сим, который за 35 лет задокументировал более 80 000 слайдов и фотографий древнего армянского наследия в этом районе, утверждает, что хачкары Джульфы представляли собой сцены средневековой повседневной жизни, такие как отдых на свежем воздухе и еда, а также специфические мифические существа. в регион. В 17 веке многие армянские купцы из Джульфы основали первые кафе в Европе. [ 5 ]
К 1920 году, накануне образования СССР, в Джульфе после десятилетий разрушений ее неармянскими жителями оставалось менее 3000 хачкаров. После Первой Нагорно-Карабахской войны численность оставшихся хачкаров еще больше сократилась. 15 декабря 2005 года прелат Армянской церкви Северного Ирана епископ Ншан Топузян снял на видео уничтожение остатков хачкаров в Джульфе, когда азербайджанские солдаты загружали обломки в грузовики и сбрасывали их в реку Аракс. [ 53 ] Кадры преднамеренного разрушения были опубликованы в короткометражном фильме « Новые слезы Аракса». [ 57 ]
Журналист Института освещения войны и мира, посетивший это место в 2006 году, сообщил, что никаких видимых следов кладбища не осталось. [ 58 ] Изучив и сравнив спутниковые фотографии Джульфы, сделанные в 2003 и 2009 годах, в декабре 2010 года Американская ассоциация содействия развитию науки пришла к выводу, что кладбище было снесено и выровнено. [ 59 ]
Несмотря на многочисленные источники доказательств, правительство Азербайджана отрицает, что армяне когда-либо жили в Джульфе. The Guardian назвала недавнее разрушение кладбища частью «более широкой кампании по лишению Нахичевани ее коренного армянского христианского прошлого». [ 53 ] Разрушение кладбища широко описывается армянскими и некоторыми неармянскими источниками как акт « культурного геноцида ». [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ]
В период с 1964 по 1987 год уроженец Нахчывана исследователь Аргам Айвазян , ныне находящийся в изгнании в Армении, задокументировал 89 армянских церквей, 5840 хачкаров и 22 000 надгробий в своем родном Нахчыване. В отчете, опубликованном в онлайн-журнале об искусстве Hyperallergic, говорится, что все задокументированное армянское наследие Айвазяна было уничтожено. [ 5 ] Акрам Айлисли , азербайджанский писатель, драматург и бывший член парламента, раскритиковал правительство Азербайджана за уничтожение армянского культурного наследия Нахчывана, назвав это «злым вандализмом». [ 53 ]
В период с 1997 по 2006 год в Джульфе Азербайджаном было разрушено в общей сложности 89 церквей, 5840 хачкаров и 22 000 надгробий армянского прошлого Нахчывана. [ 39 ] Во время разрушений этот район никогда не был зоной боевых действий. Многие местные азербайджанцы были возмущены разрушениями, считая армянское кладбище частью своей культурной истории. [ 15 ]
Древний город Тигранакерт.
[ редактировать ] город эллинистического периода , расположенный в Агдамском районе Азербайджана Тигранакерт – разрушенный армянский . Это один из нескольких бывших городов на Армянском нагорье одноименных , названных в честь армянского царя Тиграна Великого (95–55 гг. до н. э.). В городе есть как языческие, так и христианские элементы, поскольку позже он стал центром раннего христианства после принятия Арменией христианства в 301 году нашей эры. На сайте есть надписи на армянском и греческом языках, датируемые V и VII веками. [ 63 ] Планировка церкви в Тигранакерте связывает его с древним Иерусалимом , а пещерные святилища — с Древней Грецией.
Город занимает площадь около 70 гектаров и расположен примерно в четырех километрах к югу от реки Хачинчай в Азербайджане. Сообщается, что он подвергся обстрелу со стороны Азербайджана во время Нагорно-Карабахской войны 2020 года. [ 63 ] со значительным ущербом, о котором сообщается на объекте [ 64 ]
Более поздние события
[ редактировать ]Начиная с 1950-х годов, Советский Азербайджан активизировал усилия по установлению исторических связей между его тюркскими азербайджанскими жителями и регионом, которые считались ревизионистскими . [ 39 ] [ 65 ] Они утверждали, что современные азербайджанцы являются потомками кавказских албанцев, тогда как армяне пришли в регион из Анатолии и незаконно присвоили культуру кавказских албанцев как свою собственную. [ 65 ] Многие историки считают эти теории неисторическими и утверждают, что кавказские албанцы взаимодействовали и в конечном итоге интегрировались в состав армянского населения. [ 66 ] Эти усилия были также связаны с антиармянством и армянофобией в Азербайджане . [ 64 ] Многие древние кавказские албанские церкви, построенные на территории Азербайджана, когда-то несли армянские надписи и символы, прежде чем были разрушены Азербайджаном в его попытках стереть армянскую связь с кавказскими албанцами. [ 67 ] С 1950-х годов по настоящее время многие армянские памятники, существующие в Азербайджане, были намеренно изменены, чтобы скрыть их армянское происхождение и албанизировать их, например, удалив армянские надписи. [ 39 ]
История армян и албанцев тесно связана, поскольку армянский лингвист и богослов Месроп Маштоц , которому приписывают создание армянского алфавита , также создал кавказского албанца . [ 68 ] [ 69 ] [ 70 ] [ 71 ] В 1996 году открытия албанских рукописей подтвердили связь с армянским языком, и многие особенности архитектуры сохранившихся албанских церквей имеют близкое сходство с армянской церковной архитектурой . [ 67 ]
Во время и после Нагорно-Карабахской войны 2020 года , а также в связи с соглашением о прекращении огня, подписанным после войны, по которому армяне вернули территории Азербайджану, многие армяне и иностранные историки выражали обеспокоенность по поводу судьбы армянского культурного наследия в Азербайджане, ссылаясь на многие предыдущие примеры. уничтожения армянских памятников Азербайджаном с целью стереть армянское присутствие в стране, что многие сочли актом культурного геноцида. [ 6 ] Были высказаны опасения, что в своих попытках стереть армянскую историю на отвоеванных территориях Азербайджан удалит надписи и армянские символы из церквей, в соответствии со своим ревизионистским историческим повествованием кавказских албанцев. [ 67 ]
была доставлена петиция, подписанная более чем 160 учеными из 23 стран, включая Армению и Грузию, 4 декабря в Государственный секретариат Святого Престола с настоятельным призывом защитить армянские памятники на захваченной Азербайджаном территории. [ 67 ]
Религиозные здания
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Армяне имели долгое историческое присутствие на территории нынешнего Азербайджана, где они строят церкви, монастыри и кладбища.
Избранный список церквей, монастырей и кладбищ
[ редактировать ]Нет. | Изображение | Имя | Дата основания | Нынешняя структура построена | Расположение |
---|---|---|---|---|---|
1 | ![]() |
Св. Церковь Иоанна Предтечи (арм.: Церковь Святого Иоанна Предтечи) | 13 век | 1881 | Мартакерт , Тертер |
2 | ![]() |
Дадиванк (арм. Дадиванк) | 1 век | Между 9 и 13 веками | Кельбаджарский район |
3 | ![]() |
Катарованк (арм. Катарованк) | 4 век | 17 век | Ходжавендский район |
3 | ![]() |
Монастырь Цицернаванк (арм. Цицернаванк) | 5 век | 10 век | Китайский район |
4 | ![]() |
Гтичаванк (арм. Гтчаванк) | 4 век | 13 век | Ходжавендский район |
5 | Монастырь Егише Аракял (арм. Монастырь Егише Аракял) | 5 век | 13 век | Тертерский район | |
6 | Ванкасарская церковь (арм. Ванкасарская церковь) | 7 век | Неизвестный | Агдамский район | |
7 | Нет в наличии | Церковь Святой Богородицы [ 72 ] (арм.: Церковь Сурб Аствастацин) | 12 век | Неизвестный | Кельбаджарский район |
8 | ![]() |
Монастырь Святых Переводчиков (арм.: Монастырь Святых Переводчиков) | 5 век | 19 век | Дашкесанский район |
См. также
[ редактировать ]- Культура Армении
- Культура Арцаха
- Армянская архитектура
- Армянская Апостольская Церковь
- Армения
- Армяне в Азербайджане
- Список азербайджанских армян
- Список армянских церквей в Азербайджане
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хьюсен, Роберт Х. Армения: Исторический атлас . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2001.
- ^ Jump up to: а б Меморандум Комитета юристов по правам человека Джону Д. Эвансу, Ресурсный информационный центр, 13 июня 1993 г.
- ^ Jump up to: а б «Реализация Хельсинкских соглашений: права человека и демократизация в новых независимых государствах бывшего Советского Союза» (Вашингтон, округ Колумбия: Конгресс США, Комиссия по безопасности и сотрудничеству в Европе, январь 1993 г.), стр. 118.
- ^ Этнический состав Азербайджана (по переписи 1999 года) Archived 2013-08-21 at the Wayback Machine (in Russian)
- ^ Jump up to: а б с д и Магакян, Симон; Пикман, Сара (18 февраля 2019 г.). «Режим скрывает уничтожение коренной армянской культуры» . Гипераллергический . Проверено 30 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д II, Католическая церковь (17 ноября 2020 г.). «Призыв спасти армянское наследие Арцаха» . Христианство сегодня Получено 21 декабря.
- ^ «Прекращение огня между Арменией и Азербайджаном ставит под угрозу «сокровища человеческой истории»» . Корнеллский университет . Корнелльский университет, Колледж искусств и наук. 11 ноября 2020 г. Проверено 21 декабря 2020 г. .
- ^ Армянская география VII века” Анании Ширакаци. Пер. К. Патканяна. СПб 1877 г., 50, 51
- ^ В.В. Бартольд "Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира". Курс лекций. Баку 1925 г. http://armenianhouse.org/arustamyan/town-ru.html
- ^ Jump up to: а б Черный сад: Армения и Азербайджан через мир и войну, Томас Де Ваал – 2003, с. 30, цит. «Армянский квартал Арменикенд»
- ^ Восточная Европа, Россия и Центральная Азия 2004 . Европа Публикации Лимитед. Азербайджан .
- ^ Альтштадт, Одри Л. (1992). Азербайджанские тюрки: сила и идентичность под властью России . Гувер Пресс. п. 31. ISBN 9780817991838 .
- ^ (in Russian) Rumyantsev, Sergei. " Столица, город или деревня. Об итогах урбанизации в отдельно взятой республике на Южном Кавказе ." Demoscope Weekly . 10–23 October 2005.
- ^ (in Russian) Mamardashvili, Merab. " «Солнечное сплетение» Евразии ."
- ^ Jump up to: а б Чаппл, Амос (10 декабря 2020 г.). «Когда мир отвернулся: разрушение Джульфинского кладбища» . Радио Свободная Европа . Проверено 21 декабря 2020 г. .
- ^ Давид Самвелян. Армянские церкви Баку .
- ^ Реализация Хельсинкских соглашений: «Права человека и демократизация в новых независимых государствах бывшего Советского Союза» . Вашингтон, округ Колумбия: Конгресс США, Комиссия по безопасности и сотрудничеству в Европе, январь 1993 г., с. 116.
- ^ Ени Мусават: "Храм, находящийся на балансе Президентской библиотеки, до сих пор ремонтируется; соответствующие органы заявляют, что эта церковь не будет восстановлена..." Гюнай Мусаева. 5 августа 2011 г. Архивировано 6 апреля 2012 г. в Wayback Machine (на азербайджанском языке).
- ^ Полный список армянских периодических изданий, издаваемых в Баку, см. Петросян, Оганес (1954–1957). Библиография армянской периодической печати (3 тома) (на армянском языке). Ереван: Литературный дворец Армянской ССР. стр. 319–327. .
- ^ SSSR., Soi︠u︡z pisateleĭ. Театр и Драматургия. Орган Союза советских писателей СССР. год изд. 1-4. июль 1933-дек. 1936 . OCLC 504160025 .
- ^ «Буква.моби» . Архивировано из оригинала 16 ноября 2018 г. Проверено 22 декабря 2020 г.
- ^ Британика: Азербайджан - Советский и постсоветский периоды.
- ^ Азербайджан: Статус армян, русских, евреев и других меньшинств, отчет, 1993, Информационный центр ресурсов INS, стр.6
- ^ Кауфман, Стюарт Дж. (2001). Современные ненависти: символическая политика этнической войны . Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 67. ИСБН 978-0-8014-8736-1 .
- ^ де Ваал, Томас (2003). Черный сад: Армения и Азербайджан через мир и войну . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. п. 90. ИСБН 978-0-8147-1945-9 .
В бакинских погромах погибло около девяноста армян.
- ^ Евгений Петросян много шутил, но проиграл Интернету
- ^ "Interview with Vladimir Vinokur" [Актеры и режиссеры - Знай Наших - Центральный Еврейский Ресурс] (in Russian). Archived from the original on 4 March 2016 . Retrieved 3 February 2016 .
- ^ «ФХМ РОССИЯ — FHM.RU —» . Архивировано из оригинала 6 марта 2012 года . Проверено 3 февраля 2016 г.
- ^ "Yevgeny Petrosyan on sem40.ru" [Центральный Еврейский Ресурс. Сайт русскоязычных евреев всего мира. Еврейские новости. Еврейские фамилии.] (in Russian) . Retrieved 3 February 2016 .
- ^ Биография Айвазяна в Русской Джазовой Энциклопедии.
- ^ (на русском языке) Биография Екимяна на Peoples.Ru.
- ^ Памяти Роберта Саакянца , Анимационная студия Роберта Саакянца, заархивировано из оригинала 5 января 2012 года , получено 29 января 2012 года.
- ↑ Гарри Каспаров , The Moscow Times.
- ^ Шахматная жизнь . Том 61, выпуски 1–6 - Шахматная федерация США, стр.29.
- ^ Дхилавала, Сакина. Армения, 2-е изд . Культуры мира. Нью-Йорк: Маршалл Кавендиш, 2007, с. 100.
- ^ АРМЕНИЯ, Ричард Готтейль, Герман Розенталь, Луи Гинзберг
- ^ Азербайджан: Исчезает знаменитое средневековое кладбище, Институт освещения войны и мира, 2006 г.
- ^ «Генеалогическое древо» . Виртуальный музей Арама Хачатуряна . Проверено 25 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Сава, Дейл Бернинг (19 ноября 2020 г.). «Соглашение о прекращении огня с Азербайджаном сопряжено с большими рисками для Армении» . Хранитель . Проверено 21 декабря 2020 г. .
- ^ Извѣстiя Англичанъ о Россiи во второй половинѣ XVI вѣка. Переводъ съ Англiйскаго, съ предисловiемъ С. М. Середонина, p. 63
- ^ Ричард Хаклайт (1972). Путешествия и открытия (2-е изд.). Лондон: Penguin Books Limited. стр. 91–101 . ISBN 978-0-14-043073-8 .
- ^ [Адам Олеарий. Сообщение о путешествии Адама Олеария по Московии, Татарии и Персии..., т. 1, перевод с немецкого А. де Викфора, Париж, 1666, стр. 405–406]
- ^ «Шамаки, считающийся столицей этой провинции, стоит на реке, впадающей в Каспийское море, и находится примерно в шестидесяти шести милях от Дербента на юг и в девяноста двух милях от Ганги на юго-восток. Этот город был один из лучших и самых густонаселенных городов Персии до того, как он был разрушен землетрясением. Однако предполагается, что в нем проживает около 60 000 жителей, в основном армян и иностранцев, которых привлекает красота этой страны. и движение пригласило туда » («Всеобщая история: от самых ранних отчетов до наших дней», Джордж Сейл , Джордж Псалманазар , Арчибальд Бауэр , Джордж Шелвок , Джон Кэмпбелл , Джон Суинтон , т. 43, Лондон, 1765, стр. 138). )
- ^ Пенни-циклопедия Общества распространения полезных знаний, том. XI, Лондон, 1833 г., стр. 174–175.
- ^ Британская энциклопедия, том. 21, Филадельфия, 1894 г., с. 831, статья "Ширван".
- ^ Карапетян, С (1997). «Армянские лапидарные надписи Бун-Агванка». Ереван: Гитутьюн: 46.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Британская энциклопедия, том. 21, Филадельфия, 1894 г., с. 831, статья "Ширван".
- ^ Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Шемаха
- ^ Амбарцумов, Иван (2018). «Армянский протестантизм и религиозный кризис в Шемахе (1840–1860-е годы): к вопросу о российском имперском конфессионализме» . Государственная религия и церковь в России и мире . 36 . Государство, религия, церковь в России и за рубежом 36(1): 229–252. дои : 10.22394/2073-7203-2018-36-1-229-252 .
- ^ Наринэ Власян (5 февраля 2019 г.). «Шамахы: утраченный диалект, утраченная идентичность» . evnreport.com .
- ^ Краткая история искусства и архитектуры Арцаха - Нагорного Карабаха.
- ^ «Пока армяне сжигают дома, защитит ли Азербайджан церкви?» . 15 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Сава, Дейл Бернинг (1 марта 2019 г.). «Монументальная утрата: Азербайджан и «худший культурный геноцид XXI века» » . Хранитель . Проверено 21 декабря 2020 г. .
- ^ «Армянское хачкарное искусство. Символизм и мастерство хачкаров» . Сектор культуры ЮНЕСКО . Проверено 20 ноября 2010 г.
- ^ Энциклопедия средневекового искусства и архитектуры Grove. - Издательство Оксфордского университета , 2012. - Том. 2. — С. 222. «Хацкар» [арм.: «крест-камень»] Типичный армянский каменный памятник, представляющий собой вертикальную плиту (высота 1—3 м), вырезанную в виде креста, обычно установленную на постаменте. или прямоугольное основание».
- ^ Гоф М., Истоки христианского искусства , Лондон, 1973.
- ^ «Виртуальный мемориал и музей Джульфы» .
- ^ Аббасов, Идрак; Рзаев, Шахин; Мамедов, Джасур; Мурадян, Седа; Аветян, Наринэ; Тер-Саакян, Карине (27 апреля 2006 г.). «Азербайджан: исчезает знаменитое средневековое кладбище» . Институт освещения войны и мира .
- ^ «Спутниковые снимки высокого разрешения и уничтожение культурных артефактов в Нахчыване, Азербайджан» . Американская ассоциация содействия развитию науки . 8 декабря 2010 г.
- ^ Антонян Юлия; Секерский, Конрад (2014). «Неоязыческое движение в Армении: дети Ара». В Айтамурто — Каарина; Симпсон, Скотт (ред.). Современные языческие и туземные религиозные движения в Центральной и Восточной Европе . Рутледж. п. 280 .
По аналогии, другие трагические события или угрожающие процессы обозначаются сегодня армянами как «культурный геноцид» (например, разрушение азербайджанцами армянского кладбища в Джульфе)...
- ^ Газинян, Арис (13 января 2006 г.). «Культурная война: Систематическое уничтожение хачкаров Старой Джульфы привлекает международное внимание» . АрменияСейчас . Архивировано из оригинала 25 ноября 2015 года . Проверено 22 декабря 2020 г.
...очередной «культурный геноцид, совершаемый Азербайджаном».
- ^ Угур Юмит Унгёр (2015). «Культурный геноцид: Уничтожение материальной и нематериальной человеческой культуры». В Кармайкле, Кэти; Магуайр, Ричард С. (ред.). Рутледжская история геноцида . Рутледж. п. 250 . ISBN 9781317514848 .
- ^ Jump up to: а б Магакян, Саймон (3 октября 2020 г.). «Археолог бьет тревогу в связи с обстрелом Азербайджаном древнего города» . Гипераллергический . Проверено 21 декабря 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б «Совместное письмо Иком Армения и Икомос Армения в ЮНЕСКО» . 16 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Черный сад: Армения и Азербайджан через мир и войну, Томас Де Ваал – 2003, с. 156, цит. «Не было почти никаких подтверждающих доказательств обвинения в том, что армяне намеренно уничтожили албанскую литературу».
- ^ Рональд Г. Суни: Что произошло в Советской Армении? Доклад по Ближнему Востоку, № 153, Ислам и государство. (июль-август 1988 г.), стр. 37-40.
- ^ Jump up to: а б с д Дорфманн-Лазарев, Игорь (11 декабря 2020 г.). «Арцаху грозит культурный геноцид» . Двойной ноль . Проверено 21 декабря 2020 г. .
- ^ Глен Уоррен Бауэрсок ; Питер Роберт Ламонт Браун ; Олег Грабарь , ред. (1999). Поздняя античность: Путеводитель по постклассическому миру . Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-51173-5 .
- ^ Гренобль, Ленор А. (2003). Языковая политика в Советском Союзе . Дордрехт [ua]: Клювер Акад. Опубл. п. 116. ИСБН 1402012985 .
- ^ Бауэрсок, Джорджия; Браун, Питер; Грабарь, Олег, ред. (1999). Поздняя античность: путеводитель по постклассическому миру (2-е изд.). Кембридж, Массачусетс: Belknap Press Гарвардского университета. Нажимать. п. 289 . ISBN 0-674-51173-5 .
- ^ Йост, Гипперт (2011). «Сценарий кавказских албанцев в свете синайских палимпсестов» . Создание кавказских алфавитов как феномен истории культуры: Презентации международного симпозиума (Вена, 1-4 декабря 2005 г.) = Создание кавказских алфавитов как феномен истории культуры . Вена: Издательство Австрийской академии наук. стр. 39–50. ISBN 9783700170884 .
- ^ «Церкви Арцаха» . Архивировано из оригинала 13 июня 2021 г. Проверено 22 декабря 2020 г.