Jump to content

Армянское культурное наследие в Азербайджане

Армянское культурное наследие в Азербайджане – это исторические здания и культурные традиции армян , живших на территории, которая сегодня соответствует территории Азербайджана . Историческое присутствие армян в Азербайджане восходит, по крайней мере, ко II веку до нашей эры в Нахчыване , который был частью нового Армянского царства, основанного Арташесом I. [ 1 ] Армяне также присутствовали в Баку еще в 7 веке нашей эры. До призывов к независимости от Азербайджана со стороны армян Нагорного Карабаха на территории, которая сейчас называется Республикой Арцах , и последовавшей за этим Первой Нагорно-Карабахской войны , около 500 000 армян проживали в Советском Азербайджане. [ 2 ] [ 3 ] где они имели активное культурное присутствие. Большинство армян бежали во время войны, и их численность в Азербайджане сегодня (исключая спорный регион Нагорный Карабах) составляет менее 1% от довоенного показателя. [ 4 ] После прекращения огня во время Первой Нагорно-Карабахской войны в Азербайджане наблюдается заметный рост антиармянских настроений в сочетании с сообщениями об уничтожении там армянских памятников культуры. [ 5 ] [ 6 ]

Эта статья исключает армянское культурное наследие в Нагорном Карабахе из-за территориального спора в этом регионе. После Первой Нагорно-Карабахской войны значительная культурная деятельность армян в Азербайджане не велась.

Армянские общины в Азербайджане

[ редактировать ]

Армянские общины в Азербайджане – это армяне , которые в большом количестве проживали в современном Азербайджанском государстве и его предшественнике, Советском Азербайджане. По статистике, до начала Первой Нагорно-Карабахской войны в 1988 году в Советском Азербайджане проживало около 500 000 армян. [ 2 ] [ 3 ] Однако большинству армяно-азербайджанцев пришлось бежать во время событий, приведших к Первой Нагорно-Карабахской войне , в результате продолжающегося армяно-азербайджанского конфликта. За исключением Нагорного Карабаха, азербайджанцы армянского происхождения исторически проживали в Баку , Нахчыване , Сумгаите и Гяндже . Они построили церкви, кладбища, школы и оставили богатое культурное наследие, которое было в значительной степени разрушено. [ 5 ] [ 7 ]

Армянская девушка в Баку из публикации The Illustrated London News 1873 года.
Армянский собор Святых Фаддея и Варфоломея в Баку , открытый в 1910 году, но разрушенный в 1930-х годах.
Церковь Святого Григория Просветителя в Баку (в настоящее время недействующая)

В VII веке армянский философ, математик, географ, астроном и алхимик Анания Ширакаци в своем самом известном труде «Ашхарацуйц» («География») перечислил Алты-Багаван как один из 12 районов провинции Пайтакаран (одна из 15 провинций Армении), которая лингвист и востоковед Керовбе Патканов в своем переводе называет Баку. [ 8 ]

Востоковед и академик Василий Бартольд, ссылаясь на персидского историка XV века Хамдаллу Муставфи , говорит о существовании старой армянской церкви в Баку. [ 9 ] Многие армяне Баку жили в армянском квартале старого города под названием Эрменикенд. [ 10 ] ( армянский : Արմենիքենդ ; азербайджанский : Ermənikənd ; русский : Арменикенд , буквально «армянское село» в Азербайджане) — район, расположенный в Насиминском районе города Баку. [ 10 ] и устроился на работу торговцами, промышленными менеджерами и государственными администраторами. [ 11 ] Официально район входил в состав более крупного района, названного «Шаумян» в честь армянских большевиков лидера Степана Шаумяна , жившего в Баку.

Армяне основали в городе общину с церквями, школами и стали ареной оживленной литературной культуры. Они сформировали значительную общину в Баку после большого притока армян после присоединения города к Российской империи в 1806 году. Армянское население еще больше увеличилось, когда Баку стал крупным центром добычи нефти и предложил другие экономические возможности предприимчивым инвесторам и бизнесменам. После советизации Азербайджана армянам удалось восстановить в Баку большую и динамичную общину, состоящую из квалифицированных специалистов, ремесленников и интеллигенции и интегрированную в политическую, экономическую и культурную жизнь Азербайджана. Армяне были второй по численности группой в судебной системе. [ 12 ]

В советский период бакинские армяне были частью многоэтнической русскоязычной городской субкультуры, в которой этническая идентичность начала терять почву под ногами и с которой имели тенденцию идентифицировать себя поколения урбанизированных бакинцев после Второй мировой войны, независимо от их этнического происхождения или религиозной принадлежности. [ 13 ] [ 14 ] К 1980-м годам армянская община Баку стала в значительной степени русифицированной .

Масштабное строительство и расширение города привлекли многочисленных русских и армянских архитекторов, многие из которых получили образование в России (в частности, в Санкт-Петербурге ) или других частях Европы. Среди выдающихся армянских архитекторов были Оганес Качазнуни , Фрейдун Агалян , Вардан Саркисов и Гавриил Тер-Микелов . Многие из зданий, которые они спроектировали под влиянием неоклассических тем, популярных в то время в России, а также стилей и мотивов, взятых из средневековой армянской церковной архитектуры , все еще стоят сегодня. Среди наиболее известных примеров — Азербайджанская государственная филармония и Бакинский коммерческий колледж (оба спроектированы Тер-Микеловым).

Собор Святых Фаддея и Варфоломея, построенный в 1906–1907 годах, был разрушен в 1930-е годы. Церковь Пресвятой Богородицы, не действовавшая с 1984 года из-за сильного ветхости, была снесена в начале 1990-х годов. [ 15 ] [ 16 ] Церковь Св. Григория Просветителя была подожжена во время погрома 1990 года. [ 17 ] но был восстановлен в 2004 году в ходе ремонта и преобразован в архивный отдел Управления делами администрации президента Азербайджана. [ 18 ] Во время визита Католикоса Армянской Апостольской Церкви Гарегина II в Баку в 2010 году он стал свидетелем того, как из церкви были удалены все следы армянской истории, включая колокола, алтарь, баптистерий и фрески. [ 6 ]

В период императорской России община пользовалась яркой литературной культурой, о чем свидетельствуют публикации десятков армяноязычных газет, журналов и журналов . Первым армянским периодическим изданием, издаваемым в Баку в 1877 году, был «Айкакан ашхар» («Армянский мир»), литературно-педагогический журнал, основанный и редактируемый Стефанносом Стефани, в то время как другие популярные армянские периодические издания включали «Арор » («Плуг»), иллюстрированный календарь, издаваемый с 1893–1896 — . экономико-политико-общественный журнал «Социал-Демократ» под редакцией В. Марсьяном Лазо во главе, «Банвори Дзайн» («Голос труженика», 1906, Саркис Касьян редактор ) и «Лусадемин» («На заре») — литературный сборник, изданный в 1913—14 А. Алшушяном. [ 19 ]

Армянская община Баку также создала первое Благотворительное общество Азербайджана или Мардасиракана, поддерживая самую богатую на тот момент библиотеку Закавказья. [ 20 ] но затем был закрыт советским правительством.

Все армяне покинули город в период с 1988 по январь 1990 года, и в 1990 году осталось только 50 000 армян по сравнению с четвертью миллиона в 1988 году. [ 21 ] Бакинский погром , [ 22 ] [ 23 ] который разразился 12 января 1990 года и длился семь дней, в течение которых многие армяне были избиты, подвергнуты пыткам или убиты, а их квартиры подверглись набегам, грабежам или сожжению, привели к бегству почти всех армян из города и ознаменовали фактический конец армянской общины Баку. [ 24 ] В результате погрома было убито 90 армян. [ 25 ]

Среди известных армян Баку - писатель Ширванзаде , актриса Армен Оганян , комик Евгений Петросян , [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] композитор Артемий Айвазян [ 30 ] основатель Армянского государственного джазового оркестра, композитор Алексей Екимян , [ 31 ] и американский пианист и композитор армянского происхождения Андрей Каспаров . Аниматор Роберт Саакянц , считающийся отцом армянской анимации, также родился в Баку в семье армян. [ 32 ]

Многие армянские шахматные гроссмейстеры также родились в Баку, в том числе знаменитый Гарри Каспаров , [ 33 ] Меликсет Хачиян , Элина Даниелян [ 34 ] и Владимир Акопян . [ 35 ]

Этническая карта Нахчывана 1886-1890 гг.

Армяне исторически присутствовали в Нахчыване . Согласно армянской традиции, Нахчыван был основан Ноем , представителем авраамических религий . Он стал частью сатрапии Армении при Ахеменидской Персии ок. 521 г. до н.э. В 189 г. до н.э. По словам историка Фауста Византийского (4 век), когда сасанидские персы вторглись в Армению, сасанидский царь Шапур II (310–380) изгнал тысячи армян из Нахчывана между 360–370 годами, что указывает на установленное присутствие армян в регионе в то время. . [ 36 ] В советскую эпоху в Нахчыване произошел значительный демографический сдвиг. За годы репатриации в Армению численность армянского населения значительно сократилась. Армянское население Нахчывана постепенно сократилось примерно до 0%.

По данным Института по освещению войны и мира (IWPR), средневековое армянское кладбище Джуга (Джульфа) в Нахчыване со средневековыми армянскими надгробиями, называемыми хачкарами (2000 из них еще сохранились в 1980-х годах), было разрушено в 2006 году. Европейский парламент в феврале 2006 года приняла резолюцию, осуждающую разрушение кладбища, но ее делегации не разрешили посетить само место. [ 37 ]

Нахчыван был домом для многих армянских художников и интеллектуалов, таких как семья Овнатанян , Манук Абегян , Аргам Айванян , а также родители известного армянского композитора Арама Хачатуряна родились в селах Нижней Азы и Верхней Азы . [ 38 ] хотя сам Хачатурян родился в Тбилиси.

Город Агулис , исторически населенный армянами, и его собор были разрушены азербайджанскими военными с 1997 года до недавнего времени. [ 39 ]

Монастырь Святого Фомы , армянский монастырь 13-го века в Агулисе, был известным молитвенным домом для армян, живущих в городе. Он был разрушен турецкими войсками в 1918 году, когда они напали на город Агулис и убили его жителей. В настоящее время на месте монастыря находится мечеть. Аналогично, Мавзолей Ноя построен на месте древнего армянского кладбища.

находился средневековый армянский монастырь Сурп Карапет, построенный в 1381 году на руинах предыдущей церкви В Абракунисе . Он стоял нетронутым, но в ветхом состоянии, вплоть до незадолго до 2005 года, когда его снесли Азербайджан. [ 5 ] В 2013 году на этом месте была построена мечеть. Армянская церковь Сурб Акоп в Шороте XII века также была снесена к 2005 году.

Армянка из Шемахи, картина Д. Ермакова, 1870-е гг.

В Шамахе издавна проживало значительное армянское население, причем армяне составляли большинство вплоть до начала 18 века. В 1562 году англичанин Энтони Дженкинсон так описал город: «Этот город находится в пяти днях ходьбы на верблюдах от моря, теперь он сильно упал; населен преимущественно армянами...» [ 40 ] [ 41 ] Адам Олеарий , посетивший Шемаху в 1637 году, писал: «Ее жители отчасти армяне и грузины, имеющие свой особый язык; они не поняли бы друг друга, если бы не пользовались турецким языком, общим для всех и очень знакомым, не только в Ширване, но и повсюду в Персии». [ 42 ] В середине 1700-х годов население Шемахы составляло около 60 000 человек, большинство из которых составляли армяне. [ 43 ]

В Британской «Пенни-энциклопедии» в 1833 году говорилось, что «Основная часть населения Ширвана состоит из тахтарской, или, правильнее говоря, турецкой расы, с некоторой примесью арабов и персов… Помимо мусульман , которые составляют массу населения много армян, немного евреев и немного цыган. Согласно официальным отчетам 1831 года, число мужчин принадлежало к мусульманам. население составляло 62 934 человека; армян - 6 375 человек; всего мужчин - 69 641 человек; [ 44 ] В Британской энциклопедии указано, что в 1873 году в городе проживало 25 087 жителей, «из которых 18 680 были татарами и шачсевцами, 5 177 армянами и 1 230 русскими». [ 45 ]

В 1918 году в окрестностях Шамахи насчитывалось 15 сел с однородным армянским населением: Матраса, Мейсари, Каркандж, Калахан, Арпавут, Ханишен, Дара-Каркандж, Миришен, Зарху, Сагян, Пахракуш, Гюрджилар, Гаджар, Тваришен и Балишен. [ 46 ]

Производство шелка было основной продукцией Шемахы и значительной частью культурного наследия армян со 130 шелкопрядильными предприятиями, принадлежавшими в основном армянам, хотя с 1864 года промышленность значительно пришла в упадок. [ 47 ]

Шамахинский пейзаж XIX века.

По данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (т. 77, стр. 460, издан в 1903 г.), в Шамахе проживало 20 008 жителей (10 450 мужчин и 9 558 женщин), из которых 79% населения составляли мусульмане, из них 22% - сунниты. а остальные шииты; оставшиеся 21% составляли «армяно-григорианцы» (члены Армянской апостольской церкви) и «православные» (православные). [ 48 ] В Шамахе также существовала значительная армянская протестантская община, которая часто конфликтовала с Армянской Апостольской церковью. [ 49 ]

Шамахинский диалект армянского языка, подобный карабахскому диалекту , составлял значительную часть культурного наследия шамахинских армян. Он хорошо сохранился, когда армяне жили в Шамахе из-за своего статуса меньшинства, но вышел из употребления после принудительного переселения армян в 1988 году. [ 50 ]

Территории вокруг Нагорного Карабаха

[ редактировать ]

Армяне исторически присутствовали в Нагорном Карабахе и прилегающем регионе. Это присутствие не ограничивалось Нагорно -Карабахской автономной областью, и других районах а прилегающими к ней территориями в Кельбаджарском , Дашкасанском , Лачинском , Губадлинском .

В монастыре святых переводчиков IV века в Дашкасанском районе Месроп Маштоц и Саак Партев перевели Библию с сирийского языка в 411 году. [ 51 ] Сообщается о повреждении монастыря со стороны Азербайджана. [ 6 ]

9-го века Монастырь Дадиванк в Кельбаджарском районе является одним из самых известных образцов армянской архитектуры. Поскольку армянские войска были выведены из района после Нагорно-Карабахской войны 2020 года , возникли опасения по поводу судьбы монастыря от разрушения, когда азербайджанские силы возьмут под свой контроль район. [ 52 ] [ 39 ]

Армянское культурное наследие в Джульфе

[ редактировать ]
Фотография, сделанная в 1915 году Арамом Вруйром, на которой изображена часть средневекового армянского кладбища Джульфы.
Два хачкара XVI века в Эчмиадзине , вывезенные с Джульфинского кладбища перед его разрушением Азербайджаном.

Джульфа , административная столица Джульфинского района , была домом для крупнейшего древнего армянского кладбища в мире, на котором когда-то находилось 10 000 хачкаров , самое старое из которых датируется VI веком. [ 53 ] Место кладбища внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Хачкары – традиционные стелы из красных и желтых камней, внесенные в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО . [ 54 ] Характеристика средневекового христианского армянского искусства [ 55 ] [ 56 ] с крестом и часто с дополнительными мотивами, богатой иконографией и символикой, типичной для региона, в котором они найдены. Шотландский исследователь по имени Стивен Сим, который за 35 лет задокументировал более 80 000 слайдов и фотографий древнего армянского наследия в этом районе, утверждает, что хачкары Джульфы представляли собой сцены средневековой повседневной жизни, такие как отдых на свежем воздухе и еда, а также специфические мифические существа. в регион. В 17 веке многие армянские купцы из Джульфы основали первые кафе в Европе. [ 5 ]

К 1920 году, накануне образования СССР, в Джульфе после десятилетий разрушений ее неармянскими жителями оставалось менее 3000 хачкаров. После Первой Нагорно-Карабахской войны численность оставшихся хачкаров еще больше сократилась. 15 декабря 2005 года прелат Армянской церкви Северного Ирана епископ Ншан Топузян снял на видео уничтожение остатков хачкаров в Джульфе, когда азербайджанские солдаты загружали обломки в грузовики и сбрасывали их в реку Аракс. [ 53 ] Кадры преднамеренного разрушения были опубликованы в короткометражном фильме « Новые слезы Аракса». [ 57 ]

Журналист Института освещения войны и мира, посетивший это место в 2006 году, сообщил, что никаких видимых следов кладбища не осталось. [ 58 ] Изучив и сравнив спутниковые фотографии Джульфы, сделанные в 2003 и 2009 годах, в декабре 2010 года Американская ассоциация содействия развитию науки пришла к выводу, что кладбище было снесено и выровнено. [ 59 ]

Несмотря на многочисленные источники доказательств, правительство Азербайджана отрицает, что армяне когда-либо жили в Джульфе. The Guardian назвала недавнее разрушение кладбища частью «более широкой кампании по лишению Нахичевани ее коренного армянского христианского прошлого». [ 53 ] Разрушение кладбища широко описывается армянскими и некоторыми неармянскими источниками как акт « культурного геноцида ». [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ]

В период с 1964 по 1987 год уроженец Нахчывана исследователь Аргам Айвазян , ныне находящийся в изгнании в Армении, задокументировал 89 армянских церквей, 5840 хачкаров и 22 000 надгробий в своем родном Нахчыване. В отчете, опубликованном в онлайн-журнале об искусстве Hyperallergic, говорится, что все задокументированное армянское наследие Айвазяна было уничтожено. [ 5 ] Акрам Айлисли , азербайджанский писатель, драматург и бывший член парламента, раскритиковал правительство Азербайджана за уничтожение армянского культурного наследия Нахчывана, назвав это «злым вандализмом». [ 53 ]

В период с 1997 по 2006 год в Джульфе Азербайджаном было разрушено в общей сложности 89 церквей, 5840 хачкаров и 22 000 надгробий армянского прошлого Нахчывана. [ 39 ] Во время разрушений этот район никогда не был зоной боевых действий. Многие местные азербайджанцы были возмущены разрушениями, считая армянское кладбище частью своей культурной истории. [ 15 ]

Древний город Тигранакерт.

[ редактировать ]
На фотографии 2012 года изображена часть древнего города Тигранакерт.

город эллинистического периода , расположенный в Агдамском районе Азербайджана Тигранакерт – разрушенный армянский . Это один из нескольких бывших городов на Армянском нагорье одноименных , названных в честь армянского царя Тиграна Великого (95–55 гг. до н. э.). В городе есть как языческие, так и христианские элементы, поскольку позже он стал центром раннего христианства после принятия Арменией христианства в 301 году нашей эры. На сайте есть надписи на армянском и греческом языках, датируемые V и VII веками. [ 63 ] Планировка церкви в Тигранакерте связывает его с древним Иерусалимом , а пещерные святилища — с Древней Грецией.
Город занимает площадь около 70 гектаров и расположен примерно в четырех километрах к югу от реки Хачинчай в Азербайджане. Сообщается, что он подвергся обстрелу со стороны Азербайджана во время Нагорно-Карабахской войны 2020 года. [ 63 ] со значительным ущербом, о котором сообщается на объекте [ 64 ]

Более поздние события

[ редактировать ]

Начиная с 1950-х годов, Советский Азербайджан активизировал усилия по установлению исторических связей между его тюркскими азербайджанскими жителями и регионом, которые считались ревизионистскими . [ 39 ] [ 65 ] Они утверждали, что современные азербайджанцы являются потомками кавказских албанцев, тогда как армяне пришли в регион из Анатолии и незаконно присвоили культуру кавказских албанцев как свою собственную. [ 65 ] Многие историки считают эти теории неисторическими и утверждают, что кавказские албанцы взаимодействовали и в конечном итоге интегрировались в состав армянского населения. [ 66 ] Эти усилия были также связаны с антиармянством и армянофобией в Азербайджане . [ 64 ] Многие древние кавказские албанские церкви, построенные на территории Азербайджана, когда-то несли армянские надписи и символы, прежде чем были разрушены Азербайджаном в его попытках стереть армянскую связь с кавказскими албанцами. [ 67 ] С 1950-х годов по настоящее время многие армянские памятники, существующие в Азербайджане, были намеренно изменены, чтобы скрыть их армянское происхождение и албанизировать их, например, удалив армянские надписи. [ 39 ]

История армян и албанцев тесно связана, поскольку армянский лингвист и богослов Месроп Маштоц , которому приписывают создание армянского алфавита , также создал кавказского албанца . [ 68 ] [ 69 ] [ 70 ] [ 71 ] В 1996 году открытия албанских рукописей подтвердили связь с армянским языком, и многие особенности архитектуры сохранившихся албанских церквей имеют близкое сходство с армянской церковной архитектурой . [ 67 ]

Во время и после Нагорно-Карабахской войны 2020 года , а также в связи с соглашением о прекращении огня, подписанным после войны, по которому армяне вернули территории Азербайджану, многие армяне и иностранные историки выражали обеспокоенность по поводу судьбы армянского культурного наследия в Азербайджане, ссылаясь на многие предыдущие примеры. уничтожения армянских памятников Азербайджаном с целью стереть армянское присутствие в стране, что многие сочли актом культурного геноцида. [ 6 ] Были высказаны опасения, что в своих попытках стереть армянскую историю на отвоеванных территориях Азербайджан удалит надписи и армянские символы из церквей, в соответствии со своим ревизионистским историческим повествованием кавказских албанцев. [ 67 ]

была доставлена ​​петиция, подписанная более чем 160 учеными из 23 стран, включая Армению и Грузию, 4 декабря в Государственный секретариат Святого Престола с настоятельным призывом защитить армянские памятники на захваченной Азербайджаном территории. [ 67 ]

Религиозные здания

[ редактировать ]

Армяне имели долгое историческое присутствие на территории нынешнего Азербайджана, где они строят церкви, монастыри и кладбища.

Избранный список церквей, монастырей и кладбищ

[ редактировать ]
Нет. Изображение Имя Дата основания Нынешняя структура построена Расположение
1 Св. Церковь Иоанна Предтечи (арм.: Церковь Святого Иоанна Предтечи) 13 век 1881 Мартакерт , Тертер
2 Дадиванк (арм. Дадиванк) 1 век Между 9 и 13 веками Кельбаджарский район
3 Катарованк (арм. Катарованк) 4 век 17 век Ходжавендский район
3 Монастырь Цицернаванк (арм. Цицернаванк) 5 век 10 век Китайский район
4 Гтичаванк (арм. Гтчаванк) 4 век 13 век Ходжавендский район
5 Монастырь Егише Аракял (арм. Монастырь Егише Аракял) 5 век 13 век Тертерский район
6 Ванкасарская церковь (арм. Ванкасарская церковь) 7 век Неизвестный Агдамский район
7 Нет в наличии Церковь Святой Богородицы [ 72 ] (арм.: Церковь Сурб Аствастацин) 12 век Неизвестный Кельбаджарский район
8 Монастырь Святых Переводчиков (арм.: Монастырь Святых Переводчиков) 5 век 19 век Дашкесанский район

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Хьюсен, Роберт Х. Армения: Исторический атлас . Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2001.
  2. ^ Jump up to: а б Меморандум Комитета юристов по правам человека Джону Д. Эвансу, Ресурсный информационный центр, 13 июня 1993 г.
  3. ^ Jump up to: а б «Реализация Хельсинкских соглашений: права человека и демократизация в новых независимых государствах бывшего Советского Союза» (Вашингтон, округ Колумбия: Конгресс США, Комиссия по безопасности и сотрудничеству в Европе, январь 1993 г.), стр. 118.
  4. ^ Этнический состав Азербайджана (по переписи 1999 года) Archived 2013-08-21 at the Wayback Machine (in Russian)
  5. ^ Jump up to: а б с д и Магакян, Симон; Пикман, Сара (18 февраля 2019 г.). «Режим скрывает уничтожение коренной армянской культуры» . Гипераллергический . Проверено 30 июня 2020 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д II, Католическая церковь (17 ноября 2020 г.). «Призыв спасти армянское наследие Арцаха» . Христианство сегодня Получено 21 декабря.
  7. ^ «Прекращение огня между Арменией и Азербайджаном ставит под угрозу «сокровища человеческой истории»» . Корнеллский университет . Корнелльский университет, Колледж искусств и наук. 11 ноября 2020 г. Проверено 21 декабря 2020 г. .
  8. ^ Армянская география VII века” Анании Ширакаци. Пер. К. Патканяна. СПб 1877 г., 50, 51
  9. ^ В.В. Бартольд "Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира". Курс лекций. Баку 1925 г. http://armenianhouse.org/arustamyan/town-ru.html
  10. ^ Jump up to: а б Черный сад: Армения и Азербайджан через мир и войну, Томас Де Ваал – 2003, с. 30, цит. «Армянский квартал Арменикенд»
  11. ^ Восточная Европа, Россия и Центральная Азия 2004 . Европа Публикации Лимитед. Азербайджан .
  12. ^ Альтштадт, Одри Л. (1992). Азербайджанские тюрки: сила и идентичность под властью России . Гувер Пресс. п. 31. ISBN  9780817991838 .
  13. ^ (in Russian) Rumyantsev, Sergei. " Столица, город или деревня. Об итогах урбанизации в отдельно взятой республике на Южном Кавказе ." Demoscope Weekly . 10–23 October 2005.
  14. ^ (in Russian) Mamardashvili, Merab. " «Солнечное сплетение» Евразии ."
  15. ^ Jump up to: а б Чаппл, Амос (10 декабря 2020 г.). «Когда мир отвернулся: разрушение Джульфинского кладбища» . Радио Свободная Европа . Проверено 21 декабря 2020 г. .
  16. ^ Давид Самвелян. Армянские церкви Баку .
  17. ^ Реализация Хельсинкских соглашений: «Права человека и демократизация в новых независимых государствах бывшего Советского Союза» . Вашингтон, округ Колумбия: Конгресс США, Комиссия по безопасности и сотрудничеству в Европе, январь 1993 г., с. 116.
  18. ^ Ени Мусават: "Храм, находящийся на балансе Президентской библиотеки, до сих пор ремонтируется; соответствующие органы заявляют, что эта церковь не будет восстановлена..." Гюнай Мусаева. 5 августа 2011 г. Архивировано 6 апреля 2012 г. в Wayback Machine (на азербайджанском языке).
  19. ^ Полный список армянских периодических изданий, издаваемых в Баку, см. Петросян, Оганес (1954–1957). Библиография армянской периодической печати (3 тома) (на армянском языке). Ереван: Литературный дворец Армянской ССР. стр. 319–327. .
  20. ^ SSSR., Soi︠u︡z pisateleĭ. Театр и Драматургия. Орган Союза советских писателей СССР. год изд. 1-4. июль 1933-дек. 1936 . OCLC  504160025 .
  21. ^ «Буква.моби» . Архивировано из оригинала 16 ноября 2018 г. Проверено 22 декабря 2020 г.
  22. ^ Британика: Азербайджан - Советский и постсоветский периоды.
  23. ^ Азербайджан: Статус армян, русских, евреев и других меньшинств, отчет, 1993, Информационный центр ресурсов INS, стр.6
  24. ^ Кауфман, Стюарт Дж. (2001). Современные ненависти: символическая политика этнической войны . Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 67. ИСБН  978-0-8014-8736-1 .
  25. ^ де Ваал, Томас (2003). Черный сад: Армения и Азербайджан через мир и войну . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. п. 90. ИСБН  978-0-8147-1945-9 . В бакинских погромах погибло около девяноста армян.
  26. ^ Евгений Петросян много шутил, но проиграл Интернету
  27. ^ "Interview with Vladimir Vinokur" [Актеры и режиссеры - Знай Наших - Центральный Еврейский Ресурс] (in Russian). Archived from the original on 4 March 2016 . Retrieved 3 February 2016 .
  28. ^ «ФХМ РОССИЯ — FHM.RU —» . Архивировано из оригинала 6 марта 2012 года . Проверено 3 февраля 2016 г.
  29. ^ "Yevgeny Petrosyan on sem40.ru" [Центральный Еврейский Ресурс. Сайт русскоязычных евреев всего мира. Еврейские новости. Еврейские фамилии.] (in Russian) . Retrieved 3 February 2016 .
  30. ^ Биография Айвазяна в Русской Джазовой Энциклопедии.
  31. ^ (на русском языке) Биография Екимяна на Peoples.Ru.
  32. ^ Памяти Роберта Саакянца , Анимационная студия Роберта Саакянца, заархивировано из оригинала 5 января 2012 года , получено 29 января 2012 года.
  33. Гарри Каспаров , The Moscow Times.
  34. ^ Шахматная жизнь . Том 61, выпуски 1–6 - Шахматная федерация США, стр.29.
  35. ^ Дхилавала, Сакина. Армения, 2-е изд . Культуры мира. Нью-Йорк: Маршалл Кавендиш, 2007, с. 100.
  36. ^ АРМЕНИЯ, Ричард Готтейль, Герман Розенталь, Луи Гинзберг
  37. ^ Азербайджан: Исчезает знаменитое средневековое кладбище, Институт освещения войны и мира, 2006 г.
  38. ^ «Генеалогическое древо» . Виртуальный музей Арама Хачатуряна . Проверено 25 сентября 2012 г.
  39. ^ Jump up to: а б с д и Сава, Дейл Бернинг (19 ноября 2020 г.). «Соглашение о прекращении огня с Азербайджаном сопряжено с большими рисками для Армении» . Хранитель . Проверено 21 декабря 2020 г. .
  40. ^ Извѣстiя Англичанъ о Россiи во второй половинѣ XVI вѣка. Переводъ съ Англiйскаго, съ предисловiемъ С. М. Середонина, p. 63
  41. ^ Ричард Хаклайт (1972). Путешествия и открытия (2-е изд.). Лондон: Penguin Books Limited. стр. 91–101 . ISBN  978-0-14-043073-8 .
  42. ^ [Адам Олеарий. Сообщение о путешествии Адама Олеария по Московии, Татарии и Персии..., т. 1, перевод с немецкого А. де Викфора, Париж, 1666, стр. 405–406]
  43. ^ «Шамаки, считающийся столицей этой провинции, стоит на реке, впадающей в Каспийское море, и находится примерно в шестидесяти шести милях от Дербента на юг и в девяноста двух милях от Ганги на юго-восток. Этот город был один из лучших и самых густонаселенных городов Персии до того, как он был разрушен землетрясением. Однако предполагается, что в нем проживает около 60 000 жителей, в основном армян и иностранцев, которых привлекает красота этой страны. и движение пригласило туда » («Всеобщая история: от самых ранних отчетов до наших дней», Джордж Сейл , Джордж Псалманазар , Арчибальд Бауэр , Джордж Шелвок , Джон Кэмпбелл , Джон Суинтон , т. 43, Лондон, 1765, стр. 138). )
  44. ^ Пенни-циклопедия Общества распространения полезных знаний, том. XI, Лондон, 1833 г., стр. 174–175.
  45. ^ Британская энциклопедия, том. 21, Филадельфия, 1894 г., с. 831, статья "Ширван".
  46. ^ Карапетян, С (1997). «Армянские лапидарные надписи Бун-Агванка». Ереван: Гитутьюн: 46. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  47. ^ Британская энциклопедия, том. 21, Филадельфия, 1894 г., с. 831, статья "Ширван".
  48. ^ Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Шемаха
  49. ^ Амбарцумов, Иван (2018). «Армянский протестантизм и религиозный кризис в Шемахе (1840–1860-е годы): к вопросу о российском имперском конфессионализме» . Государственная религия и церковь в России и мире . 36 . Государство, религия, церковь в России и за рубежом 36(1): 229–252. дои : 10.22394/2073-7203-2018-36-1-229-252 .
  50. ^ Наринэ Власян (5 февраля 2019 г.). «Шамахы: утраченный диалект, утраченная идентичность» . evnreport.com .
  51. ^ Краткая история искусства и архитектуры Арцаха - Нагорного Карабаха.
  52. ^ «Пока армяне сжигают дома, защитит ли Азербайджан церкви?» . 15 ноября 2020 г.
  53. ^ Jump up to: а б с д Сава, Дейл Бернинг (1 марта 2019 г.). «Монументальная утрата: Азербайджан и «худший культурный геноцид XXI века» » . Хранитель . Проверено 21 декабря 2020 г. .
  54. ^ «Армянское хачкарное искусство. Символизм и мастерство хачкаров» . Сектор культуры ЮНЕСКО . Проверено 20 ноября 2010 г.
  55. ^ Энциклопедия средневекового искусства и архитектуры Grove. - Издательство Оксфордского университета , 2012. - Том. 2. — С. 222. «Хацкар» [арм.: «крест-камень»] Типичный армянский каменный памятник, представляющий собой вертикальную плиту (высота 1—3 м), вырезанную в виде креста, обычно установленную на постаменте. или прямоугольное основание».
  56. ^ Гоф М., Истоки христианского искусства , Лондон, 1973.
  57. ^ «Виртуальный мемориал и музей Джульфы» .
  58. ^ Аббасов, Идрак; Рзаев, Шахин; Мамедов, Джасур; Мурадян, Седа; Аветян, Наринэ; Тер-Саакян, Карине (27 апреля 2006 г.). «Азербайджан: исчезает знаменитое средневековое кладбище» . Институт освещения войны и мира .
  59. ^ «Спутниковые снимки высокого разрешения и уничтожение культурных артефактов в Нахчыване, Азербайджан» . Американская ассоциация содействия развитию науки . 8 декабря 2010 г.
  60. ^ Антонян Юлия; Секерский, Конрад (2014). «Неоязыческое движение в Армении: дети Ара». В Айтамурто — Каарина; Симпсон, Скотт (ред.). Современные языческие и туземные религиозные движения в Центральной и Восточной Европе . Рутледж. п. 280 . По аналогии, другие трагические события или угрожающие процессы обозначаются сегодня армянами как «культурный геноцид» (например, разрушение азербайджанцами армянского кладбища в Джульфе)...
  61. ^ Газинян, Арис (13 января 2006 г.). «Культурная война: Систематическое уничтожение хачкаров Старой Джульфы привлекает международное внимание» . АрменияСейчас . Архивировано из оригинала 25 ноября 2015 года . Проверено 22 декабря 2020 г. ...очередной «культурный геноцид, совершаемый Азербайджаном».
  62. ^ Угур Юмит Унгёр (2015). «Культурный геноцид: Уничтожение материальной и нематериальной человеческой культуры». В Кармайкле, Кэти; Магуайр, Ричард С. (ред.). Рутледжская история геноцида . Рутледж. п. 250 . ISBN  9781317514848 .
  63. ^ Jump up to: а б Магакян, Саймон (3 октября 2020 г.). «Археолог бьет тревогу в связи с обстрелом Азербайджаном древнего города» . Гипераллергический . Проверено 21 декабря 2020 г. .
  64. ^ Jump up to: а б «Совместное письмо Иком Армения и Икомос Армения в ЮНЕСКО» . 16 ноября 2020 г.
  65. ^ Jump up to: а б Черный сад: Армения и Азербайджан через мир и войну, Томас Де Ваал – 2003, с. 156, цит. «Не было почти никаких подтверждающих доказательств обвинения в том, что армяне намеренно уничтожили албанскую литературу».
  66. ^ Рональд Г. Суни: Что произошло в Советской Армении? Доклад по Ближнему Востоку, № 153, Ислам и государство. (июль-август 1988 г.), стр. 37-40.
  67. ^ Jump up to: а б с д Дорфманн-Лазарев, Игорь (11 декабря 2020 г.). «Арцаху грозит культурный геноцид» . Двойной ноль . Проверено 21 декабря 2020 г. .
  68. ^ Глен Уоррен Бауэрсок ; Питер Роберт Ламонт Браун ; Олег Грабарь , ред. (1999). Поздняя античность: Путеводитель по постклассическому миру . Издательство Гарвардского университета. ISBN  0-674-51173-5 .
  69. ^ Гренобль, Ленор А. (2003). Языковая политика в Советском Союзе . Дордрехт [ua]: Клювер Акад. Опубл. п. 116. ИСБН  1402012985 .
  70. ^ Бауэрсок, Джорджия; Браун, Питер; Грабарь, Олег, ред. (1999). Поздняя античность: путеводитель по постклассическому миру (2-е изд.). Кембридж, Массачусетс: Belknap Press Гарвардского университета. Нажимать. п. 289 . ISBN  0-674-51173-5 .
  71. ^ Йост, Гипперт (2011). «Сценарий кавказских албанцев в свете синайских палимпсестов» . Создание кавказских алфавитов как феномен истории культуры: Презентации международного симпозиума (Вена, 1-4 декабря 2005 г.) = Создание кавказских алфавитов как феномен истории культуры . Вена: Издательство Австрийской академии наук. стр. 39–50. ISBN  9783700170884 .
  72. ^ «Церкви Арцаха» . Архивировано из оригинала 13 июня 2021 г. Проверено 22 декабря 2020 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: faf08e03c37b35de26fe0e9ab30f7ec6__1719666060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/c6/faf08e03c37b35de26fe0e9ab30f7ec6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Armenian cultural heritage in Azerbaijan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)