Церковь Кавказской Албании
или Албанская церковь Албанская апостольская церковь была древней, кратковременно автокефальной церковью, основанной в V веке. [1] [2] В 705 году он попал под религиозную юрисдикцию Армянской Апостольской церкви как Католикосат Агванка. [3] сосредоточена в Кавказской Албании , регионе, охватывающем современный северный Азербайджан и южный Дагестан . [4]
В средние века монастырь Гандзасар служил кафедрой Агванкского Католикосата Армянской Апостольской Церкви . [1] [5] который продолжал существовать до 1828 (или 1836 г.) [6] ), когда оно было формально отменено российскими властями , [5] после насильственной уступки последних территорий на Кавказе, находившихся под властью иранских Каджаров согласно Туркменчайскому договору и русско-персидской войны (1826–1828 гг.) .
Истоки христианства в Кавказской Албании
[ редактировать ]Согласно местному фольклору, христианство проникло в Кавказскую Албанию в I веке нашей эры. Св. Елисей , ученик Фаддея Эдесского , прибыл в место под названием Гис (Գիս), где построил церковь и совершил литургию, которую сегодня принято считать [ кем? ] быть церковью Киш к северу от Шеки, современный Азербайджан. Церковь стала «духовным центром и местом просвещения народов Востока». По пути из Гиса святой Элише был убит неизвестными возле языческого алтаря в небольшой долине Зергуни. [7]
История
[ редактировать ]Первоначальное распространение христианства в Кавказской Албании
[ редактировать ]Вскоре после того, как Армения приняла христианство в качестве государственной религии (301 г. н.э.), король Урнайр отправился на кафедру Армянской Апостольской церкви, чтобы принять крещение у святого Григория Просветителя , основателя и первого католикоса Армении . [8]
После смерти Урнайра кавказские албанцы обратились с просьбой, чтобы внук Св. Григория, Св. Григорис , возглавил их церковь. [9] [10] Св. Григорис был рукоположен во епископа Кавказской Албании и Иверии в возрасте 15 лет и путешествовал по этим землям, проповедуя христианство. Он построил третью известную церковь Кавказской Албании в городе Цри, в Утике. Во время пребывания в земле маскутов на северо-востоке Кавказской Албании святой Григорис подвергся нападению разъяренной толпы идолопоклонников, привязал к лошади и расчленил. Его останки были захоронены возле монастыря Амарас (ныне в Мартунинском районе Нагорно -Карабахской Республики ), построенного его дедом в кантоне Хабанд в Арцахе . [11] [12]
Вероятно, в начале V века местный епископ по имени Джереми перевел Святую Библию на язык кавказских албанцев. [13] т.е. староудинский язык. [14] Самые ранние из сохранившихся отрывков переводов частей Библии на старый удийский язык относятся к VII веку и основаны в основном на армянских переводах. [15] Эти переводы, вероятно, были выполнены по заказу короля Джаваншира . [16]
Борьба с персидским зороастризмом
[ редактировать ]По словам армянского историка V века Егише Вардапета, в 450 году сасанидский царь Персии царь Йездигерд II приказал высшим дворянам Кавказской Албании, Армении и Грузии прийти в его столицу Ктесифон с целью принудить их принять зороастризм. . [17] Перед отъездом представители всех трех стран поклялись друг другу, что никогда не откажутся от своей веры. [18] Хотя в Ктесифоне дворяне смягчились, их осыпали подарками, [19] и отправлены обратно в свои земли в сопровождении зороастрийских священников, чтобы утвердить религию в своих странах, [20] по возвращении домой эти дворяне были побуждены народными настроениями более твердо придерживаться своей христианской веры и восстать против короля Йездигерда II под руководством армянского генерала Вардана Мамиконяна . Объединенные христианские нации Кавказской Албании, Армении и Грузии проиграли битву при Аварайре в 451 году; [21] однако, по крайней мере, часть кавказских албанцев в некоторой степени оставалась христианской даже в наше время.
В середине V века, при короле Ваче II, Кавказская Албания вскоре приняла зороастризм из-за персидского влияния. Возвращение к христианству привело к войне между Персией и Кавказской Албанией, в ходе которой Ваче II потерял своего наследника. Ни одна из сторон не выиграла; в конце концов Пероз I , царь Персии с 457 по 484 год, предложил Ваче II мир и право оставаться христианином, но только в том случае, если Ваче позволит его матери и жене, которые были персами и зороастрийками по происхождению, вернуться на родину. . Ваче подчинился и прожил остаток своей жизни в одиночестве. [22] [23]
Золотой век
[ редактировать ]Христианство достигло своего золотого века в конце V века при Вачагане Благочестивом (правил в 487–510 гг.), который начал кампанию против идолопоклонства и колдовства в Кавказской Албании и не одобрял зороастризм. Тех, кто пропагандировал идолопоклонство, подвергали физическому наказанию, порабощению или остракизму. Король Вачаган лично организовал, чтобы их детей водили в школы и воспитывали по-христиански. Он принимал активное участие в христианизации кавказских албанцев и назначении духовенства в монастыри по всему своему королевству. По его приказу было обнаружено и почитаемо место захоронения святого Григориса. [24] [25]
В 488 году король Вачаган созвал Совет Агуэна в своей летней резиденции недалеко от современного Мардакерта . В ходе собора был принят кодекс из двадцати одного параграфа, формализующий и регламентирующий важные аспекты устройства, функций, взаимоотношений с государством и правового статуса Церкви. [9] [26]
Прозелитизм среди гуннов
[ редактировать ]В VI веке нашей эры гунны обосновались на Северном Кавказе , на территории современного Дагестана . Во времена правления Джаваншира (635–669 гг.) они поддерживали дружеские отношения с Кавказской Албанией. Убийство Джаваншира в 669 году спровоцировало гуннов совершить набеги на страну в отместку за смерть своего союзника. Новый правитель Вараз-Тиридат I, который был племянником Джаваншира, поручил Израилю , епископу Мец-Колманку, убедить гуннского правителя Алпа Илуэтуэра положить конец военным действиям, поскольку народ Кавказской Албании не мог нести ответственность за содеянное. совершено «рукой одного вероломного и подлого человека». [27] Во время своего пребывания в земле гуннов в 681—682 годах Израиль осудил их языческие верования и обычаи и проповедовал христианство. Его новообращенные предложили ему основать и возглавить там патриархат по специальной просьбе, посланной Алпом Илуэтуером Элиэзеру, католикосу Кавказской Албании. [28] Запрос был отклонен, поскольку Израилю уже была выделена община в Мец-Колманке. Несмотря на то, что Израиль поддерживал дальнейшие контакты с гуннами, христианство, вероятно, просуществовало среди последних недолго.
Упадок и подчинение
[ редактировать ]После свержения Нерсеса в 705 году элита кавказских албанцев решила восстановить традицию рукоположения своих католикосов через патриарха Армении, как это было до 590 года. [29] Это событие обычно рассматривается как упразднение Церкви Кавказской Албании путем утраты ее автокефалии и понижения ее иерархического статуса до подчиненного органа в Армянской Апостольской Церкви; а именно, Католикосат Агванк. [2]
Арабское завоевание и Халкидонский кризис привели к серьезному распаду Церкви. Начиная с VIII века часть местного населения подверглась массовой исламизации . К 11 веку уже были известные мечети в Партаве, Чабале и Шеки, городах, которые были центрами христианства кавказских албанцев. [2] Кавказские албанцы, принявшие ислам, со временем ассимилировались с азербайджанским , иранским , лезгинским и цахурским этносами. [30] тогда как те, кто остался христианином, постепенно стали армянами Шеки и Варташена (Огуза) путем ассимиляции. [31]
Эрети , закавказская провинция, граничащая с грузинским государством Кахети, находившаяся под влиянием Грузинской православной церкви, была обращена в восточное православие Ишханик Эретской , царицей Эрети, в 10 веке. Религиозными делами этого небольшого княжества теперь официально управляла Грузинская Православная Церковь . В 1010 году Эрети вошло в состав соседнего грузинского царства Кахети . В конце концов, в начале XII века эти земли вошли в состав Грузинского царства при Давиде Строителе, завершив процесс их грузинизации . [11]
Кавказские албанские племена были разделены между халкидонским грузинским православным севером, сосредоточенным вокруг епископства Киш , и Армянской апостольской церковью юга. [32]
В начале правления Сефевидов в провинциях Варташен , Габала , Гах , Закатала , Мингечавур, Шеки проживало 200 тысяч кавказских албанцев-христиан . ханство Шекинское После того, как в регионе было основано , как Халкидонская , так и Армянская церкви подверглись жестоким гонениям в 17 и 18 веках, а большая часть племен обратилась в ислам, к 19 веку Грузинская православная церковь полностью вымерла, за исключением некоторых Ингилой . осталось 17 миафизитских сел Армянской церкви В Шеки , а также исламизированные села Киш, Файзит, Партез, Кунгут (Баш и Чшлаг), Турецко-Орбан. Многие из миафизитских деревень подверглись резне в 1918–1920 годах и мигрировали в село Сабатло в Грузии . В районе Варташена ( Огуза ) осталось 13 миафизитских селений, большая часть мусульманского населения которых была исламизированными удинами . [32] [33]
Современная Кавказская Албано-Удинская Церковь
[ редактировать ]

В 2003 году Албано-удинская христианская община базирующаяся в Ниже была зарегистрирована в Госкомитете по делам религиозных организаций Азербайджана. [34] По оценкам, 4500 из 10 000 удинов во всем мире проживают в Азербайджане. [ нужна ссылка ]
Структура Церкви
[ редактировать ]Теология
[ редактировать ]Церковь Кавказской Албании была представлена на первых Вселенских соборах и, в отличие от других Восточных Православных Церквей , в целом принимала Халкидонский Символ веры (доктрину, осуждающую монофизитство и пропагандирующую двойственную природу Иисуса Христа ), принятую на Четвертом Вселенском Халкидонском Соборе в 451 году. , что рассматривалось как возврат к несторианству. [2] другими восточными церквями.
Тем не менее, в 491 году кавказские албанские епископы вместе с армянским католикосом Бабгеном I и грузинскими епископами в Вагаршапате решили отклонить Халкидонский собор. Проблема заключалась не столько в догматической формуле Халкидона (вероучение было принято), сколько в правилах безбрачия и других элементах, которые, казалось, утверждали римскую гегемонию, вызывали беспокойство у христиан, живших под властью Сасанидов, а затем арабов. Позднее Второй Двинский собор, состоявшийся в 551 году, также осудил Халкидонский собор. [35]
На Первом Двинском соборе, состоявшемся в 506 году, без ратификации Халкидона, Кавказская Албанская, Армянская и Грузинская церкви заявили о доктринальном единстве друг с другом. [36] а также с диофизитской восточно-православной и римско-католической церквями. [37] В частности, на этом соборе Церковь Кавказской Албании отвергла как несторианство, так и легитимность и условия Четвертого Вселенского Халкидонского Собора. [36] В конце VI века как несторианские, так и халкидонские верования были достаточно популярны в Кавказской Албании, что спровоцировало письмо с беспокойством, датированное где-то между 568 и 571 годами, от армянского католикоса Ованнеса, адресованное епископу Вртанесу и князю Мир-Арташиру из Сюникской области. . [38] Примерно в то же время представители Восточно-православного патриарха Иерусалима активно пропагандировали халкидонские практики в Кавказской Албании. [39] Действительно, вполне вероятно, что из-за такой пропаганды и возможного принудительного давления епархии Церкви Кавказской Албании, расположенные в Иерусалиме, уже приняли халкидонские практики и начали пропагандировать их у себя дома. [40] Однако, вероятно, к первому десятилетию VII века Церковь Кавказской Албании уже вернулась в общение с Армянской Апостольской церковью как нехалкидонская Восточная Православная Церковь. [41]
В конце VII века католикос Нерсес попытался ввести халкидонские указы в Кавказской Албании. По данным Каганкатваци, Нерсес был епископом Гардмана, примкнувшим к Халкидонскому собору , как и царица-супруга Кавказской Албании Спрам, жена Вараз-Тирдата I. В 688 году с помощью Спрама Нерсесу удалось быть назначенным на должность Патриарх, планирующий привести страну в соответствие с халкидонской практикой. Многие представители правящего класса и духовенства приняли его идеи, тогда как те, кто остался верен первоначальному учению Церкви (в том числе Израильский епископ Мец-Колманский), подверглись репрессиям. Рост халкидонизма противоречил интересам арабов, захвативших к началу VIII века большую часть Кавказа , поскольку, хотя и подтверждая человечность Христа, которую приветствовали арабы, халкидонизм все же был римским по своей сути и, таким образом, его ратификация была связана с Территориальные притязания Византийской империи . В 705 году антихалкидонское духовенство Кавказской Албании созвало собор и предал анафеме Нерсеса и его сторонников. Элиас, Католикос Армении, написал письмо халифу Абд аль-Малику, уведомив его о политической угрозе, которую халкидонство представляет для региона. Абд аль-Малик организовал арест Нерсеса и Спрама, которых затем заковали в кандалы и сослали. [42] [43]
В свете того, что лидеры современной Кавказской Албанской Церкви рассматривают возможность отправки потенциальных священнослужителей на обучение в Россию, [44] его будущее может быть за диофизитским восточно-православным христианством, а не за восточным православием.
Литургия
[ редактировать ]Литургическим языком Церкви, вероятно, был один из местных племенных языков, скорее всего, гаргарский или кавказский албанский , которые, вероятно, на самом деле были одним и тем же языком. [45] Кавказская Албания упоминается Мовсесом Каганкатваци как имеющая собственную литературную традицию, начиная с V века. [46] В своем письме персидским христианам в 506 году Католикос Армении Бабген I заявил, что все три церкви Кавказа идеологически едины, несмотря на то, что каждая из них имеет свой собственный язык. [47] О том, что кавказские албанцы, вероятно, использовали свой национальный язык в качестве литургического языка в своей церкви, свидетельствует двуязычный грузино-древнеудийский манускрипт- палимпсест, датируемый не позднее VII века, который был обнаружен в 1997 году в монастыре Святой Екатерины в Египте грузинским историком. Заза Алексидзе. [48] [49] По мере отмены автокефалии Церкви она все больше становилась лингвистически арменизированной. Среди факторов, которые могли этому способствовать, — постоянные набеги хазар и «беззаконников», сжигавших церкви, а вместе с ними и большую часть религиозной литературы кавказских албанцев. [50] [51]
Иерархия
[ редактировать ]Архиепископ считался главой Церкви Кавказской Албании и традиционно был рукоположен армянским католикосом до 590 года, когда Кавказская Албания провозгласила свой собственный патриархат, рукоположенный на местном уровне. [2] В общем, место католикоса передавалось от дяди к племяннику. [52] Так продолжалось до отмены церковной автокефалии в 706 году. Город Чола (возможно, современный Дербент, Россия) изначально был выбран кафедрой Церкви Кавказской Албании. Однако в 551 году из-за грабительских набегов «хазар» (кутригуров) на Кавказскую Албанию резиденция архиепископа была перенесена в Партав . [11] [53]
В различных источниках упоминаются епархии Партав, Амарас , Сюник (временно переданные от Армянской Апостольской Церкви в 590 г.), [2] Утик , Баласакан , Гардман , Шеки , Кабалака , Хашо и Колманк внесены в список епархий Церкви Кавказской Албании. [2] [26] [54]
Список католикосов кавказских албанцев
[ редактировать ]Линия была установлена святым апостолом Елисеем, также известным как Егише (умер около 79 г.), и считалась отцом Церкви Кавказской Албании. Род продолжился святым Григорисом, внуком Григория Просветителя . Григорис был приглашен албанским королем Урнайром сесть на трон и продолжал править до 343 года нашей эры. Урнейр обратился в христианство в руках Григория Просветителя.Род продолжался до 1836 года, когда он был упразднен российскими властями и с этого дня учреждена должность митрополита.
Наследие
[ редактировать ]В последней главе второй книги Мовсес Каганкатваци перечисляет монастыри, основанные кавказскими албанцами. [ нужны разъяснения ] в Иерусалиме. [55]
- Монастырь Панд
- Монастырь Мрув
- Монастырь Пресвятой Богородицы Партава
- Монастырь Каланкатуйк
- Монастырь Пресвятой Богородицы Арцахской
- Монастырь Святого Григория Амараса
- Четыре других безымянных монастыря, захваченные арабами во времена Каганкатваци.
В результате продолжающегося нагорно-карабахского конфликта Армянская Апостольская Церковь не имеет официального представительства в Азербайджане за пределами Нагорного Карабаха с начала 1990-х годов. Даже в 1997 году церкви в населенных пунктах удинов были закрыты в результате большевистской антирелигиозной кампании 1930-х годов. [2]
Исследования и знакомства
[ редактировать ]
В 2000–2003 годах Министерство иностранных дел Норвегии профинансировало совместный проект Азербайджанского университета архитектуры и строительства и Норвежского гуманитарного предприятия по археологическим исследованиям и реставрации церкви Киш. Директором раскопок был Вилаят Каримов из Бакинского института археологии и этнографии, а археологическим консультантом проекта был Дж. Бьёрнар Сторфьель . Радиоуглеродный анализ различных предметов, найденных на этом месте, показал, что культовое место, обнаруженное под алтарем церкви, датируется примерно 3000 годом до нашей эры, а строительство существующего церковного здания датируется примерно 12 веком (990–1160 годы нашей эры). [56]
Существующее здание церкви не может быть датировано временем святого Елисея, но археологические данные показывают, что церковь расположена на древнем культовом месте. Очень маловероятно, чтобы святой Елисей построил в Кише церковь в современном понимании этого слова. Даже если этот человек действительно существовал, вполне вероятно, что он построил только алтарь или использовал существующее языческое культовое сооружение. [57]
Бьорнар Сторфьель заявил, что есть явные доказательства того, что эта церковь была построена как церковь диофизитов . Раскопки показали, что церковь представляла собой два разных периода использования с двумя разными уровнями этажей. По мнению Сторфьеля, поскольку архитектура апсиды первоначальной церкви в Кише предполагает диофизитскую христологию , и поскольку Грузинская церковь была единственной диофизитской церковью, существовавшей на Кавказе в период позднего средневековья, кажется разумным предположить, что Кишская церковь был построен как грузинская церковь и позже был захвачен монофизитами . [56]
Святой Варфоломей
[ редактировать ]По сообщению архиепископа и историка VI века святителя Софрония Кипрского, в 71 году святой апостол Варфоломей проповедовал христианство в городе Альбане или Альбанополисе, [58] связанный с нынешним Баку [59] или Дербент , [60] оба расположены на берегу Каспийского моря . Св. Варфоломею удалось обратить в свою веру даже членов местной царской семьи, поклонявшихся идолу Астароту , но позднее он был замучен, с него содрали кожу заживо и распяли голову вниз по приказу языческого царя Астиага. [61] Останки святого Варфоломея были тайно перенесены в Месопотамию . [62] В начале XIX века, когда Русская Православная Церковь утвердилась на Южном Кавказе , на месте старой кавказско-албанской церкви в Баку, у Девичьей башни, считавшейся местом пребывания Варфоломея, была построена часовня. мученичество. Часовню снесли еще в советское время, в 1936 году, в разгар большевистской кампании против религии. [63]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Суни, Рональд Григор (1993). Взгляд в сторону Арарата: Армения в современной истории . Издательство Университета Индианы . п. 193. ИСБН 978-0-253-20773-9 – через Google Книги .
...Карабах в древности и в средние века входил в состав царства кавказских албанцев. Эта эторелигиозная группа, ныне давно вымершая, обратилась в христианство в IV веке и сблизилась с армянской церковью. Со временем его высшие классы были фактически арменизированы. С вторжением сельджуков в Закавказье в XI веке начался процесс исламизации, результатом которого стало обращение народов равнины к востоку от Карабаха в ислам. Этот народ, прямые предки современных азербайджанцев, перенял тюркский язык своих завоевателей и принял шиитскую ветвь ислама, господствовавшую в соседнем Иране. Горы оставались в основном христианскими, и со временем карабахские албанцы слились с армянами. Центральная резиденция Албанской церкви в Гандзасаре стала одной из епархий Армянской церкви, а память о некогда независимой национальной религии сохранилась в статусе местного предстоятеля, которого называли Католикосом.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час (на русском языке) Игорь Кузнецов. Удис
- ^ Хьюсен, Роберт Х. (2001). Армения: Исторический атлас . Чикаго: Издательство Чикагского университета . стр. 40, 72, 80.
- ^ Минорский, Владимир (1953). «Кавказик IV». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 15 (3). Лондонский университет : 504–529. дои : 10.1017/S0041977X00111462 . S2CID 246637768 .
- ^ Jump up to: а б Хаджикян, Агоп Джек; Басмаджян, Габриэль; Франчук, Эдвард С.; Узунян, Нурхан (2002). Наследие армянской литературы: с шестого по восемнадцатый век . Издательство Государственного университета Уэйна . п. 169. ИСБН 978-0-8143-3023-4 – через Google Книги .
- ^ Карни, Йоав (2000). Горцы: путешествие на Кавказ в поисках памяти . Макмиллан. п. 384. ИСБН 978-0-374-22602-2 – через Google Книги .
- ^ Мовсес Каганкатваци. История Албании. Книга 1, Глава VI
- ^ М.Л. Шомон, «Албания», Иранская энциклопедия, I/8, стр. 806–810; обновленная версия доступна на сайте http://www.iranicaonline.org/articles/albania-iranian-aran-arm (по состоянию на 17 мая 2014 г.)
- ^ Jump up to: а б (на русском языке) Иеромонах Алексий (Никоноров) История христианства в Кавказской Албании . Часть VII.
- ^ Каганкатваци, I.XI.
- ^ Jump up to: а б с (на русском языке) Кавказская Албания . Восточно-православная энциклопедия.
- ^ Каганкатваци, I.XIV.
- ^ Бабиан 2001 , стр. 50.
- ^ Гипперт и Шульце 2007 , стр. 201–212.
- ^ Гипперт и Шульце 2007 , с. 201.
- ^ Гипперт и Шульце 2007 , с. 209.
- ^ Бабиан 2001 , стр. 56-57.
- ^ Бабиан 2001 , стр. 57.
- ^ Бабиан 2001 , стр. 58.
- ^ Бабиан 2001 , стр. 59.
- ^ Бабиан 2001 , стр. 61.
- ^ Каганкатваци, IX
- ^ (на русском языке) Игорь Дьяконов . (ред.) История Древнего мира . Том. 3. Лек. 9: Закавказье и сопредельные государства между Ираном и Римом. Христианизация Закавказья. Наука. Москва: 1983 г.
- ^ Каганкатваци, I.XVIII-XIX.
- ^ Иван Шопен. Материалы для описания территории и племен Кавказа . Н.Тиблен: 1856 г.; п. 431
- ^ Jump up to: а б Каганкатваци, I.XXVI
- ^ Каганкатваци, II.XXXVI.
- ^ Каганкатваци, XLV
- ^ Каганкатваци, III.VIII – XI.
- ^ Шульце 2005 , с. 23.
- ^ Суни, Рональд Г. (июль – август 1988 г.). «Что произошло в Советской Армении?». Отчет по Ближнему Востоку (153, Ислам и государство): 37–40. дои : 10.2307/3012134 . JSTOR 3012134 .
- ^ Jump up to: а б http://udilang.narod.ru/papers/Schulze_History-of-Udi.pdf [ пустой URL PDF ]
- ^ Самвел Карапетян, "Армянские литографии Бун Агванка", Ереван, "Наука", 1997 - 132 страницы.
- ^ Сергей Маркедонов. Азербайджан: исламистская угроза религиозной гармонии . Мемо.ру
- ^ Кляйнбауэр, В. Юджин (сентябрь 1972 г.). «Звартноц и истоки христианской архитектуры в Армении». Художественный вестник . 54 (3): 261. дои : 10.1080/00043079.1972.10789382 .
- ^ Jump up to: а б Бабиан 2001 , с.98.
- ^ Христианский Кавказ между Византией и Ираном: Новый свет из старых источников , Кирилл Туманов, Traditio , Vol. 10, (1954): 139.
- ^ Бабиан 2001 , стр. 111–114.
- ^ Бабиан 2001 , стр. 123–24.
- ^ Бабиан 2001 , стр. 125–26.
- ^ Бабиан 2001 , стр. 246.
- ^ Каганкатваци, III.III – VII
- ^ Киракос Гандзакеци . Краткая история . Глава Х.
- ^ Конанчев, Зураб (август 2003 г.). «Удины сегодня — предки кавказских албанцев» . Проверено 30 декабря 2012 г.
- ^ Гипперт и Шульце 2007 , с. 210.
- ^ Каганкатваци, II.III
- ^ Бабиан 2001 , стр. 94.
- ^ (на русском языке) Заза Алексидзе. Обнаружены Священные Писания кавказских албанцев. Архивировано 20 августа 2009 г. на Wayback Machine.
- ^ Gippert & Schulze 2007 , стр. См. в целом.
- ^ Каганкатваци, II. VII, XXIV
- ^ (на русском языке) Игорь Кузнецов. Материалы к изучению агванского (кавказско-албанского) алфавита .
- ^ Роберт Хьюсен (1972). Мелики Восточной Армении , с. 317.
- ^ Каганкатваци, II.IV
- ^ Каганкатваци, II.VII
- ^ Каганкатваци, II.LII
- ^ Jump up to: а б Дж. Бьёрнар Сторфьель, доктор философии. «Церковь в Кише. Радиоуглеродный анализ показывает ее истинный возраст». Азербайджанский международный, Vol. 11:1 (весна 2003 г.) .
- ^ Официальный сайт Бакинской епархии Русской Православной Церкви. Архитектурное наследие Кавказской Албании
- ^ Произведения Софрония, архиепископа Кипрского (1911). Тифлис. стр.397.30
- ^ Варфоломей - Некоторые мысли [ постоянная мертвая ссылка ] . Приход Аппер-Кокетдейл.
- ↑ Свидетельства воскресения . Архивировано 24 сентября 2008 года в Wayback Machine . Христианская комната доказательств .
- ^ Зеркало мучеников . п. 88
- ^ 25 августа . Православие в Китае .
- ^ (на русском языке) История праздника . Бакинская епархия Русской Православной Церкви.
Библиография
[ редактировать ]- Бабиан, Горун (2001). Отношения между Армянской и Грузинской церквями: По армянским источникам, 300–610 . Армянский католикосат Киликии, Антелиас, Ливан: Литературная премия Кеворка Мелиди Нетси.
- Гипперт, Йост; Шульце, Вольфганг (2007). «Некоторые замечания о кавказских албанских палимсестах». Иран и Кавказ . 11 (2). Лейден, Нидерланды: Koninklijke Brill NV : 201–211. дои : 10.1163/157338407X265441 .
- Шульце, Вольфганг (2005). «К истории Уди» (PDF) . Международный журнал диахронической лингвистики . Проверено 4 июля 2012 г.