Jump to content

Анафема

Слово анафема имеет два основных значения. Один из них — описать, что что-то или кого-то ненавидят или избегают. Другой относится к формальному отлучению от церкви . [1] [2] [3] Эти значения взяты из Нового Завета . [4] где анафема была человеком или вещью, проклятой или осужденной Богом. [5] В Ветхом Завете анафема — это что-то или кто-то, посвященный Богу в качестве жертвы. [6] или прокляты и отделены от Бога из-за греха. [7] Они представляют собой два типа настроек: один для преданности, другой для разрушения. [8]

Этимология

[ редактировать ]
Анафема (в смысле проклятия), приписываемая Папе Григорию XI.

Анафема происходит от древнегреческого слова ἀνάθεμα , [9] анафема , что означает «подношение» или «что-либо посвященное», [3] Само слово происходит от глагола ἀνατίθημι , anatíthēmi , что означает «приносить в жертву». В Ветхом Завете слово חֵרֶם ( херем ) относилось как к объектам, посвященным божественному использованию, так и к объектам, предназначенным для разрушения во имя Господа, например, к врагам и их оружию во время религиозных войн. Поскольку оружие врага считалось нечестивым, значение стало «все, что посвящено злу» или «проклятие».

В Новом Завете появилось другое значение. Св. Павел использовал слово «анафема» для обозначения проклятия и принудительного изгнания человека из христианской общины. [10] К VI веку литургическое значение снова изменилось и стало означать формальное церковное проклятие отлучения от церкви и осуждение еретических доктрин, самую суровую форму отделения от христианской церкви, вынесенную Папой или другим церковным чиновником против еретика или группы еретиков. [11] [3] Фраза на латыни : анафема сидеть («да будет анафема»), перекликающаяся с Галатам 1: 8–9, [12] таким образом, использовался в постановлениях соборов, определяющих христианскую веру. [13]

Примеры включают в себя:

  • «Неудивительно, что Павел обрушивает Божье проклятие, Божью анафему, Его запрет на тех, кто стоит за своим потенциальным отступничеством от Христа». [2]
  • «Он отстранился от почтенного святого, как бы избегая анафемы». [2]
  • «В 1054 году Рим объявил анафему Восточному Патриарху, который затем издал еще одну анафему кардиналу, который ее произнес». [11]
Упоминание об анафеме в Саутвикском кодексе , средневековом тексте на древнеанглийском языке.

В 1526 году слово анафема впервые появилось в современном английском языке и употреблялось в значении «нечто проклятое». Значение «освященный предмет» также было принято некоторое время спустя, но больше не используется широко. [3] Его наиболее распространенное современное использование - в светском контексте. [1] где оно используется для обозначения чего-то или кого-то, кого ненавидят или избегают. [2]

Примеры включают в себя:

  • «Расовая ненависть была для нее анафемой». [2]
  • «Идея о том, что кто-то добровольно вводит яд в свое тело, была для меня анафемой». [2]
  • «Эта идея была анафемой для большинства его соотечественников». [3]

Религиозное использование

[ редактировать ]

В Ветхом Завете это слово применялось ко всему, что было отведено для жертвоприношения и, таким образом, запрещено к мирскому использованию и предназначалось для уничтожения – как в случае религиозных войн, врага, его городов и владений. В Новом Завете это слово используется для обозначения проклятия и принудительного изгнания кого-либо из христианской общины. [11]

В Септуагинте используется греческое слово ἀνάθεμα ( анафема ), означающее нечто, предложенное божеству. для передачи еврейского слова חרם ( херем ) Это слово появляется в таких стихах, как Левит 27:28, для обозначения вещей, которые предлагаются Богу и поэтому запрещены для обычного (нерелигиозного) использования. Еврейское слово также использовалось для обозначения того, что было посвящено в силу простого обета не Господу, а священнику. [14] Согласно « Еврейской энциклопедии» (1901–1906), с возникновением синагоги как организующего принципа еврейской жизни примерно в период Маккавеев , смысл слова « херем » изменился с «инструмента общественного очищения» на «инструмент для поощрение личного поведения, а также обеспечение соблюдения общественной морали [...] как инструмент церковной дисциплины»; см . Херем (порицание) . [15]

Новый Завет

[ редактировать ]

Существительное ἀνάθεμα ( анафема ) встречается в греческом Новом Завете шесть раз: [16] и часто в Септуагинте (греческий Ветхий Завет). Его значение в Новом Завете — «немилость Божья», и оно используется как в отношении немилости, как в Деяниях 23:14, так и в отношении объекта немилости Бога, как в других цитируемых местах. [17]

Ранняя Церковь

[ редактировать ]

Со времен апостолов термин «анафема» стал означать форму крайней религиозной санкции, известной как отлучение от церкви . Самый ранний зарегистрированный случай этой формы встречается на Совете Эльвиры ( ок. 306 г. ), и после этого она стала распространенным методом истребления еретиков ; например, Гангрский Синод (ок. 340 г.) объявил манихейство анафемой. Кирилл Александрийский издал двенадцать анафем против Нестория В пятом веке появилось формальное различие между анафемой и «малым» отлучением от церкви, где «малое» отлучение влекло за собой отстранение человека или группы от обряда Евхаристии и в 431 году . присутствия на богослужении. тогда как анафема означала полное отделение субъекта от Церкви.

католицизм

[ редактировать ]
Анафема или проклятие в рукописи аббатства Тер Дост XII-XIII веков
Анафема или проклятие в рукописи аббатства Тер Дост XII–XIII веков.

В догматических канонах всех Вселенских соборов, признанных Католической Церковью , слово «анафема» означает исключение из общества верующих из-за ереси . [18] [19] Документы IX и XII веков отличают анафему от отлучения , это различие позже было уточнено путем использования термина «большое отлучение» для исключения из общества верующих и «малое отлучение» для обычного отлучения или исключения от принятия таинств . [18]

Хотя в канонах Вселенских соборов слово «анафема» продолжало употребляться для обозначения исключения за ересь из общества верующих, это слово употреблялось и для обозначения серьезного отлучения, совершаемого с особой торжественностью. Анафема в этом смысле представляла собой серьезное отлучение от церкви, произнесенное с церемониями, описанными в статье « Колокол, книга и свеча» , которые предназначались для самых тяжких преступлений. [18]

1917 года Римский кодекс канонического права отказался от различия между большим и малым отлучением от церкви (которое продолжает использоваться в восточно-католических церквях ). [20] и отменил все виды наказаний, предусмотренные предыдущим каноническим законодательством, но не включенные в Кодекс. [21] В нем отлучение определялось как исключение из общения верующих и говорилось, что отлучение «также называется анафемой, особенно если оно совершается с торжествами, описанными в Pontificale Romanum ». [22]

Действующий сейчас Кодекс канонического права 1983 года не содержит слова «анафема». [23] и Pontificale Romanum , пересмотренный после Второго Ватиканского Собора , больше не упоминает какие-либо особые торжества, связанные с отлучением от церкви .

Восточное православие

[ редактировать ]

Восточная Православная Церковь различает эпитемию (покаяние), наложенную на человека, одной из форм которой является «отлучение от церковного общения» (отлучение), и анафему. Претерпевая эпитемию, человек остается православным христианином, хотя его участие в мистической жизни церкви ограничено; но преданные анафеме считаются совершенно оторванными от Церкви, пока не покаются. [24] Эпитемия, или отлучение от церкви, обычно ограничивается определенным периодом времени, хотя это всегда зависит от свидетельства покаяния того, кто отбывает епитимью. Однако снятие анафемы зависит исключительно от покаяния осужденного. Две причины, по которым человек может быть предан анафеме, — это ересь и раскол . Анафематствование является лишь крайней мерой, и ему всегда должны предшествовать пастырские попытки образумить обидчика и добиться его восстановления.

Для православных анафема не является окончательным осуждением. Один Бог — судья живых и мертвых, и вплоть до момента смерти всегда возможно покаяние. Цель публичной анафемы двоякая: предостеречь осужденного и добиться его покаяния, а также предостеречь других от его ошибки. Все делается с целью спасения душ.

В первое воскресенье Великого поста — «неделю православия» — церковь совершает чин православия , на котором произносятся анафемы против многочисленных ересей. Этот обряд знаменует конец византийского иконоборчества — последней великой ереси, беспокоившей церковь (все последующие ереси — до сих пор — всего лишь повторения в той или иной форме предыдущих ошибок) — на соборе Константинопольском Синодик в 843 году. , или В этот день было публично провозглашено постановление Собора, включающее анафему не только иконоборчеству, но и прежним ересям. Синодик по - прежнему провозглашается ежегодно вместе с дополнительными молитвами и прошениями в соборах и крупных монастырях Восточных Православных Церквей. Во время обряда (который также известен как «Торжество Православия») читаются лекции из Римлянам 16:17–20, в которых предписывается церкви «отмечать тех, кто производит разделения и оскорбления, противоречащие учению, которое вы изучили, и избегайте их, ибо они... добрыми словами и красивыми речами обольщают сердца простодушных» и от Матфея 18:10–18, в котором рассказывается об этом. притча о Добром Пастыре и описывает порядок действий, которому следует следовать в отношении заблуждающихся:

«...если брат твой согрешит против тебя, пойди и скажи ему вину его между тобою и им одним; если он послушает тебя, ты приобрел брата твоего. А если он не послушает тебя, то возьми с собой одного или еще два, чтобы устами двух или трех свидетелей утвердилось всякое слово. И если он не послушает их, скажи церкви; а если он не послушает церкви, пусть он будет тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небесах; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небесах».

После ектении (ектении), во время которой возносятся прошения о том, чтобы Бог смилостивился над заблуждающимися и вернул их к истине, и что Он «прекратит ненависть, вражду, раздоры, месть, ложь и все другие мерзости». и пусть истинная любовь воцарится в наших сердцах», епископ (или аббат ) произносит молитву, во время которой он умоляет Бога: «воззри ныне на Церковь Твою, и узри, как это, хотя мы с радостью приняли Евангелие спасения , мы всего лишь каменистая почва. [25] Для шипов [26] от суеты и плевел [27] страсти заставляют его приносить лишь малый плод в одних местах и ​​ни одного в других, и с увеличением беззакония одни, противясь истине Евангелия Твоего ересью, а другие расколом, отпадают от сана Твоего и отвергают Благодать Твоя, они подвергают себя суду святейшего слова Твоего. Господи милостивый и всемогущий... будь милостив к нам; укрепи нас в правой вере силой Твоей и божественным светом Твоим просвети очи заблуждающихся, чтобы они могли познать истину Твою. Смягчи жестокосердие их и открой их уши, чтобы они услышали голос Твой и обратились к Тебе, Спасителю нашему. Господи, отложи их разделение и исправь их жизнь, не согласную с христианским благочестием. ... Наполни пастырей Церкви Твоей святой ревностью и так направь их заботу о спасении и обращении заблуждающихся в духе Евангелия, чтобы, ведомые Тобой, мы все могли достичь того места, где находится совершенный вера, исполнение надежды и истинная любовь...». протодиакон провозглашает затем Синодик, анафематствующий различные ереси и восхваляющий оставшихся постоянными в догмате и Священном Предании Церкви.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Анафема» , Грамматик , 15 июня 2011 г. получено 22 сентября 2016 г. , Основные определения существительного анафема : (1) ненавистный человек или вещь и (2) формальный церковный запрет .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж «Анафема» , Оксфордские живые словари английского языка , Oxford University Press, заархивировано из оригинала 23 сентября 2016 г. , получено 22 сентября 2016 г.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Анафема» , Словарь для учащихся Merriam-Webster , получено 22 сентября 2016 г.
  4. ^ «Отрывок из Библейских ворот: 1 Коринфянам 16:22 - Дуэ-Реймс, американское издание 1899 года» . Библейский шлюз . Проверено 15 июня 2023 г.
  5. ^ «Анафема» , греческий лексикон Нового Завета - KJV , получено 15 июня 2023 г .. Ее значение в Новом Завете - «немилость Божья», и она используется как в качестве предложения немилости, как в Деяниях 23:14, так и в отношении объекта. немилости Божией, как и в других цитируемых местах.
  6. ^ «Отрывок из Библейских ворот: Левит 27:28 - английская стандартная версия» . Библейский шлюз . Проверено 15 июня 2023 г.
  7. ^ «Отрывок из Библейских ворот: Второзаконие 7:26 - Дуэ-Реймс, американское издание 1899 г.» . Библейский шлюз . Проверено 15 июня 2023 г.
  8. ^ «Слово «анафема» и его [sic] значение – святителя Иоанна Максимовича» . www.orthodox.net . Проверено 15 июня 2023 г.
  9. ^ Лидделл, Генри Джордж; Роберт, Скотт. «ἀνάθεμα» . Греко-английский лексикон . Проверено 9 января 2017 г.
  10. ^ «Анафема | религия | Британика» .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Британская энциклопедия: «анафема (религия)».
  12. ^ Галатам 1: 8–9.
  13. ^ Джон А. Хардон, Современный католический словарь
  14. ^ Кауфман Колер (ред.). «Запрет» . Еврейская энциклопедия .
  15. ^ Джейкоб Вурсангер; Кауфман Колер (ред.). «Анафема (греч. Aνάθημα; иврит חרם; арамейский חרמא)» . Еврейская энциклопедия .
  16. ^ в 1 Кор 12:3 ; 16:22 ; Гал 1:8,9 ; Рим 9:3 ; Деяния 23:14
  17. ^ Полный толковый словарь слов Ветхого и Нового Завета Вайна , стр. 702/1602
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Жозеф Жиньяк, «Анафема» в Католической энциклопедии (Нью-Йорк, 1907 г.)
  19. ^ Джимми Акин, "Сидеть анафема"
  20. Кодекс канонов Восточных Церквей, каноны 1431, 1434 гг.
  21. ^ Кодекс канонического права 1917 года, канон 6, 5°
  22. ^ Кодекс канонического права 1917 г., канон 2257 г.
  23. ^ Алфавитный указатель Кодекса канонического права
  24. ^ Св. Иоанн Максимович , «Слово «анафема» и его значение» , «Православная жизнь » , том 27, март-апрель 1977 г., стр. 18–19.
  25. ^ См. Матфея 13:5 и т. д.
  26. ^ См. Матфея 13:7 и т. д.
  27. ^ См. От Матфея 13:25–40.
[ редактировать ]

Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Анафема» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.

Викиисточник В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Истон, Мэтью Джордж (1897). « Анафема ». Библейский словарь Истона (новое и исправленное издание). Т. Нельсон и сыновья.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c1e5a6d5c6a5614df00bcb60246d33c6__1721315460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/c6/c1e5a6d5c6a5614df00bcb60246d33c6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anathema - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)