Добрый пастырь
Добрый пастырь ( греч . ποιμὴν ὁ καλός , poimḗn ho kalós ) — образ, используемый в перикопе Иоанна 10:1–21 , в котором Иисус Христос изображен как Добрый Пастырь , который отдает свою жизнь за своих овец . Подобные образы используются в Псалме 23 и Иезекииля 34:11–16 . О Добром Пастыре также говорится в других Евангелиях: Послании к Евреям , Первом послании Петра и Книге Откровения .
Библейские ссылки
[ редактировать ]В Евангелии от Иоанна Иисус заявляет: «Я пастырь добрый» в двух стихах: Иоанна 10:11 и 10:14 .
Я добрый пастырь. Добрый пастырь положит душу свою за овец. Кто наемник, а не пастырь, кому овцы не свои, тот увидит приближающегося волка, оставит овец и убежит. Волк хватает овец и разгоняет их. Наемник бежит, потому что он наемник и не заботится об овцах. Я добрый пастырь. Я знаю своих, и меня знают свои; как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца. Я полагаю жизнь свою за овец. У меня есть и другие овцы, которые не из этого загона. Я должен привести и их, и они услышат мой голос. Они станут одним стадом с одним пастырем. Поэтому Отец любит Меня, потому что Я отдаю душу Мою, чтобы снова взять ее. Никто не отнимает его у меня, но я кладу его сам. У меня есть сила отдать это, и у меня есть сила взять это снова. Я получил эту заповедь от моего Отца
Этот отрывок является одним из нескольких разделов Евангелия от Иоанна, которые порождают разделение среди евреев. [ 1 ]
Иисус Христос также сравнивается с пастырем в Матфея 2:6 , Матфея 9:36 , Матфея 25:32 , Матфея 26:31 , Марка 6:34 , Марка 14:27 , Иоанна 10:2 , Евреям 13:20 , 1. Петра 2:25 , 1 Петра 5:4 и Откровение 7:17 .
Притча или метафора?
[ редактировать ]Некоторые авторы, такие как Барбара Рид, Арланд Халтгрен или Дональд Григгс, отмечают, что «притчи заметно отсутствуют в Евангелии от Иоанна». [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Согласно статье Католической энциклопедии о притчах: [ 6 ] нет притч « В Евангелии от Иоанна », и согласно статье Британской энциклопедии о Евангелии от Иоанна: [ 7 ] «Здесь учение Иисуса содержит не притчи, а лишь три аллегории, синоптики представляют его параболическим насквозь».
Раннехристианское искусство
[ редактировать ]Образ Доброго Пастыря является наиболее распространенным из символических изображений Христа, найденных в раннехристианском искусстве в катакомбах Рима , до того, как христианские образы стали явными. Форма изображения молодого человека, несущего ягненка на шее, была напрямую заимствована у гораздо более древнего языческого криофора (см. ниже), а в случае с переносными статуэтками подобна самой известной сейчас в Музее Пио Кристиано Ватикане в ( справа), невозможно сказать, создавался ли образ изначально с намерением иметь христианское значение. Изображение продолжало использоваться в течение столетий после легализации христианства в 313 году . Первоначально это, вероятно, понималось не как портрет Иисуса, а как символ, подобный другим, использовавшимся в раннехристианском искусстве. [ 8 ] а в некоторых случаях, возможно, также представлял «Пастыря Ермы» , популярное христианское литературное произведение II века. [ 9 ] [ 10 ] Однако примерно к V веку фигура чаще принимала вид традиционного изображения Христа, сложившегося к этому времени, и получала нимб и богатые одежды. [ 11 ] как на апсиды мозаике в церкви Санти Косма и Дамиано в Риме или в Равенне (справа). Изображения Доброго Пастыря часто включают овцу на плечах, как в луканской версии Притчи о потерянной овце . [ 12 ]
Интерпретация
[ редактировать ]По мнению немецкого богослова Фридриха Юстуса Кнехта, в этой притче выдвигается ряд доктрин. 1) Жертва и Смерть Господа нашего Иисуса Христа. Поскольку Иисус «отчетливо предсказывает Свою Жертву и Смерть в словах: «Я полагаю жизнь Мою за овец Моих». 2) Единая, объединенная, католическая Церковь. Как Иисус «предсказал, что и язычники уверуют в Него, и что все верные, как иудеи, так и язычники , будут объединены в одно стадо, под одним Пастырем». 3) Любовь Иисуса к грешникам. «Трогательная притча о заблудшей овце показывает сострадательную любовь нашего Господа к отдельным грешникам. Заблудшая овца означает грешника, который, повинуясь своим злым наклонностям и соблазнам греха, отделил себя от Иисуса и был исключен из числа верных. Но Спаситель не отнимает Своей любви от этого странника. Как во время Своего пребывания на земле Он трудился для обращения грешников, так Он и теперь идет за грешником Своей благодатью, Своей. священников и приглашает его еще раз вернуться в лоно посредством Таинства Покаяние ». [ 13 ]
Роджер Бакстер в своих «Размышлениях» рассматривает Иисуса, доброго пастыря, как исполнение ряда отрывков из Ветхого Завета, написав: «Этот божественный пастырь посетит вас сегодня, чтобы накормить вас и защитить вас от волков ада. Нет такой части пастырской обязанности, которую Он не выполнял бы с наибольшей охотой. Поэтому Он говорит через Своего пророка: «Вот, Я Сам отыщу овец Моих и посещу их, как пастырь посещает стадо свое: Я буду пасти их в пастбища самые плодоносные; потерянную отыщу, и изгнанную возвращу; и сломанную перевяжу, и немощную укрепю, и тучную и сильную; сохраню, и накормлю их на суде». (Иез. 34:11)» Он также связывает Иисуса с Псалом 22:1: «Господь правит мной, и я ни в чем не буду нуждаться; Он поставил меня на пастбище». и Исайя 53:7: «Он будет поведён, как овца на заклание». [ 14 ]
В мандеизме
[ редактировать ]Образ Доброго Пастыря используется и в Мандейской книге Иоанна . Главы 11–12 Мандейской книги Иоанна посвящены «пастуху, который любит своих овец», который ведет их в Мир Света . [ 15 ]
Языческая символика
[ редактировать ]В древнегреческом культе криофор или криофор (Κριοφόρος) «бараноносец» — фигура, ознаменовывающая торжественное жертвоприношение барана . Это становится эпитетом Гермеса Гермес : Криофор .
В двухмерном искусстве Гермес Криофор превратился в Христа, несущего ягненка и идущего среди своих овец: «Таким образом, мы находим философов, держащих свитки, или Гермеса Криофора, которого можно превратить в Христа, дающего Закон ( Traditio Legis ), и Доброго пастыря соответственно. ". [ 16 ] Добрый пастырь — распространенный мотив из катакомб Рима (Гарднер, 10, рис. 54) и рельефов саркофагов , где часто сочетаются христианская и языческая символика, что затрудняет надежную идентификацию. Это определяется как синкретизм , смешение образов разных культур и религий.
Галерея
[ редактировать ]-
В катакомбах Присциллы в Риме.
-
Изображение IV века в Музее терм Диоклетиана в Риме.
-
Мозаика в мавзолее Галлы Плацидии , Равенна, Италия, ок. 425
-
Христос как добрый пастырь, неизвестный художник из Нижней Баварии, 1750 г.
-
XIX век немецкого художника Бернарда Плокхорста.
-
ХХ века Изображение витража , Австралия
-
Эмблема Катехизиса Католической Церкви
-
Ораторское искусство Святой Пещеры. Кадис, Испания
-
Иисус как мальчик-пастушок, Церковь Доброго Пастыря (Роузмонт, Пенсильвания)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Иоанна 10: 19–21.
- ^ Грабарь 1980 : Фигура (...) представляет собой аллегорию Христа-пастыря.
- ^ Рид 2001 , с. 3.
- ^ Хультгрен 2000 , стр. 2.
- ^ Григгс 2003 , с. 52.
- ^ Барри 1911 .
- ^ фон Хюгель 1911 , стр. 452–458.
- ^ Синдикус 1962 , стр. 21–23.
- ^ Дженсен 2002 .
- ^ Дженсен 2000 , стр. 37–41.
- ^ Синдикус 1962 , стр. 130–131.
- ^ Лоури 2007 , с. 69.
- ^ Фридрих Юстус Кнехт (1910). . Практический комментарий к Священному Писанию . Б. Гердер.
- ^ Бакстер, Роджер (1823). . Медитации на каждый день в году . Нью-Йорк: Братья Бензигер.
- ^ Хаберл, Чарльз и МакГрат, Джеймс (2020). Мандейская книга Иоанна: критическое издание, перевод и комментарии . Берлин: Де Грюйтер. ISBN 978-3-11-048651-3 . OCLC 1129155601 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Мюррей и Мюррей 1996 , с. 475.
Источники
[ редактировать ]- Барри, Уильям (1911). Католическая энциклопедия . Том. 11. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Грабарь, Андре (1980). Христианская иконография: исследование ее истоков . Рутледж и Кеган Пол.
- Григгс, Дональд Л. (2003). Библия с нуля: Новый Завет для начинающих . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22577-3 .
- Халтгрен, Арланд Дж. (2000). Притчи Иисуса: комментарий . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6077-4 .
- Дженсен, Робин Маргарет (2000). Понимание раннехристианского искусства . Психология Пресс. ISBN 978-0-415-20454-5 .
- Дженсен, Робин М. (октябрь 2002 г.). «Два лица Иисуса» . Библейский обзор . Том. 17, нет. 8.
- Лоури, Уолтер (март 2007 г.). Искусство в ранней церкви . Читайте книги. ISBN 978-1-4067-5291-5 .
- Мюррей, Питер; Мюррей, Линда (1996). Оксфордский справочник христианского искусства и архитектуры . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866165-8 .
- Рид, Барбара Э. (2001). Притчи для проповедников: Евангелие от Матфея: год А. Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-2550-7 .
- Синдикус, Эдуард (1962). Раннехристианское искусство . Бернс и Оутс.
- фон Хюгель, Фридрих (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 452–458. . В
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гершон, Ливия. «Раннехристианское кольцо, найденное во время кораблекрушения у берегов Израиля в третьем веке» . Смитсоновский журнал .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Библейский словарь Холмана - «Пастырь» для других библейских ссылок.