Jump to content

Агнец Божий

Агнус Деи ок. 1635–1640 , автор Франсиско де Сурбаран , Музей Прадо.

Агнец Божий ( греческий : Αμνὸς τοῦ Θεοῦ , латинизированный : Amnòs toû Theoû ; латинский : Agnus Dei , Церковная латынь : [ˈaɲ.ɲus ˈde.i] ) — титул Иисуса , который появляется в Евангелии от Иоанна . Оно появляется в Иоанна 1:29 , где Иоанн Креститель видит Иисуса и восклицает: «Вот Агнец Божий, который мира » берет на себя грех . [1] Оно снова появляется в Иоанна 1:36 .

Христианская доктрина утверждает, что божественный Иисус решил подвергнуться распятию на Голгофе, чтобы спасти мир от его грехов. Он был оставлен божественным Отцом как «агент и слуга Божий » в унесении грехов мира. [2] [3] В христианском богословии Агнец Божий рассматривается как основополагающий и неотъемлемый элемент христианского послания. [4] [5]

Агнец, похожий на льва, который поднимается, чтобы принести победу после того, как его зарежут, несколько раз появляется в Книге Откровения . [6] Об этом также упоминается в сочинениях Павла; В 1 Коринфянам 5:7 предполагается, что Святой Павел намеревался сослаться на смерть Иисуса, Пасхального Агнца, используя тему, встречающуюся в Иоанна . писаниях [7] В 22-й главе Бытия связывание Исаака предсказывает Евангелие Иисуса Христа, когда Исаак спросил своего отца Авраама: «Где агнец для всесожжения » , на что Авраам ответил: «Сам Бог усмотрит агнца для всесожжения, сын мой. " (Бытие 22:7-8). Однако в конечном итоге вместо Исаака в жертву был принесен Овен (а не Агнец), и Овен был пойман в чаще (т.е. терновом кусте). (Бытие 22:13). Метафора ягненка также соответствует 23-му псалму , в котором Бог изображен как пастырь, ведущий свое стадо (человечество).

Титул Агнец Божий широко используется в христианских молитвах. Латинская версия Agnus Dei и переводы являются стандартной частью католической мессы , а также классических западных литургий англиканской и лютеранской церквей . Он также используется в литургии и как форма созерцательной молитвы . [8] [9] Agnus Dei также является частью музыкального оформления мессы.

В качестве визуального мотива ягненок со времен Средневековья чаще всего изображался в виде стоящего ягненка с нимбом и поднятой передней ногой, «держащего» вымпел с красным крестом на белом фоне, хотя использовались и многие другие способы его изображения.

Евангелие от Иоанна

[ редактировать ]
Агнец, истекающий кровью в Святую Чашу , несущий вексиллум
Поклонение Мистическому Агнцу с хлещущей кровью, деталь Гентского алтаря , Ян ван Эйк , ок. 1432

Титул «Агнец Божий для Иисуса» появляется в Евангелии от Иоанна с первоначальным провозглашением: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира» в Иоанна 1:29 , этот титул подтвержден на следующий день в Иоанна 1: 36 . [1] Второе использование титула Агнец Божий происходит в присутствии первых двух апостолов Иисуса, которые сразу же следуют за ним, обращаются к нему как к Раввину с уважением, а позже в повествовании приводят других навстречу ему. [10]

Крупный план отреставрированной картины "Поклонение таинственному Агнцу" . Лицо Агнца было закрашено так, чтобы оно выглядело более звериным (слева). Первоначально задуманная версия (справа) имеет необычно гуманоидные черты лица: отчетливые уши и обращенные вперед глаза, которые, кажется, смотрят прямо на зрителя.
Агнец Божий со штандартом

Эти два провозглашения Иисуса Агнцем Божьим тесно связаны с другим посланием Крестителя от Иоанна 1:34 : «Я засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». С христологической точки зрения эти провозглашения и сошествие Святого Духа в виде голубя в Иоанна 1:32 усиливают друг друга, утверждая божественный элемент Личности Христа . [1] В Иоанновой христологии провозглашение «Кто берет на себя грех мира» начинает раскрытие спасительной темы искупительной и жертвенной смерти Иисуса, за которой следует его воскресение, на котором строятся другие провозглашения, такие как «Это действительно Спаситель мир», произнесенный самаритянами в Иоанна 4:42 . [11] [12]

Книга Откровения

[ редактировать ]

Книга Откровения включает более двадцати девяти упоминаний о львиноподобном агнце («закланном, но стоящем»), который приносит победу, напоминающую воскресшего Христа. [6] В первом появлении агнца в Откровении ( 5:1–7 ) только агнец (который из колена Иуды и корня Давидова) оказывается достойным взять у Бога свиток суда и сломать печати. [6] Упоминание агнца в Откровении 5:6 связывает его с семью духами Божьими , которые впервые появляются в Откровении 1:4 и связаны с Иисусом, который держит их вместе с семью звездами. [13]

В Откровении 19:6-9 говорится, что агнец устраивает брачный пир , а чистая льняная одежда его невесты названа «праведными делами святых». [14] Свадебный пир по еврейскому закону — это обязательный банкет после еврейской свадьбы. [15] В еврейской эсхатологии мессия проведет свадебный пир с праведниками каждой нации (народа) , называемый Сеудат Чият ха-Матим , на котором мессия и его свадебные гости будут пировать плотью Левиафана . [16] Личность невесты агнца в этом отрывке не уточняется, но христианская церковь упоминается как невеста Христа в другом месте Нового Завета.

В Откровении 21:14 сказано, что у агнца двенадцать апостолов. [6] Вручение свитка ( т.е. книги, содержащей имена тех, кто будет спасен) воскресшему агнцу означает изменение роли агнца. На Голгофе агнец подчинился воле Отца на заклание, но теперь ему доверили суд человечества. [17]

С самого начала книга Откровения представлена ​​как «откровение Иисуса Христа», и поэтому акцент на агнце как на искупителе и судье представляет двойную роль Иисуса: он искупает человека через самопожертвование, но при этом призывает человека к ответу. в день суда. [18]

христология

[ редактировать ]

Концепция Агнца Божьего хорошо вписывается в » Иоанна «действующую христологию , в которой жертва приносится как агент Божий или слуга Божий ради возможной победы. [3] [19]

Тема жертвенного агнца , восходящего с победой как Воскресший Христос, использовалась в ранней христологии. Например, в 375 году святой Августин писал: «Почему агнец в своих страстях? Потому что он претерпел смерть, не будучи виновен в каком-либо беззаконии. Почему лев в своих страстях? Потому что, будучи закланным, он убил смерть. Почему агнец в своем воскресении ? Потому что его невинность вечна. Почему лев в его воскресении? Потому что вечна и его сила». [20]

Средневековый Agnus Dei с нимбом и крестом; полурельеф на стене атриума Евфразиевой базилики , Пореч , Хорватия

Христология святого Ансельма Кентерберийского XI века специально отделяет Агнца Божьего от ветхозаветной концепции козла отпущения , который подвергается наказанию за грехи других, не зная об этом и не желая этого. [2] Ансельм подчеркивал, что как Агнец Божий Иисус решил пострадать на Голгофе в знак своего полного послушания воле Отца. [2]

Жан Кальвин представил ту же христологическую точку зрения на «Агнца как агента Бога», утверждая, что на суде над Пилатом и в суде Ирода Иисус мог доказывать свою невиновность, но вместо этого в основном оставался молчаливым и подвергался распятию в послушание Отцу, ибо он знал свою роль Агнца Божия. [21] [22]

В современной восточно-православной христологии Сергей Булгаков утверждал, что роль Иисуса как Агнца Божия была «превечно» определена Отцом, еще до сотворения мира, путем рассмотрения сценария, согласно которому необходимо будет послать Сына. как средство искупления человечества, опозоренного падением Адама, и что это знак Его любви. [23]

Крест Сан-Дамиано изображает жертвенного Христа как Agnus Dei.

Было предложено множество гипотез о подходящем символизме Агнца Божьего в различных христологических рамках, начиная от интерпретации ссылок Ветхого Завета и заканчивая ссылками из Книги Откровения. [24] Одна точка зрения предполагает символизм Левит 16 как козла отпущения в сочетании с Римлянам 3:21–25 для искупления, в то время как другая точка зрения проводит параллели с пасхальным Агнцем в Исходе 12:1–4 в сочетании с Иоанном 1:29–36, и все же другой символизм основан на Откровении 5: 5–14, в котором агнец рассматривается как лев, уничтожающий зло. [24] [25] Однако, как и выше, точка зрения святого Ансельма и Жана Кальвина отвергает символизм козла отпущения. Они рассматривают Иисуса как представителя Бога, принесшего осознанную жертву, в отличие от ничего не подозревающего козла отпущения. [2] [21] [22]

В современной римско-католической христологии Карл Ранер продолжал развивать аналогию о том, что кровь Агнца Божьего и вода, текущая из ребра Христа на Голгофе , имели очищающую природу, подобную воде крещения . По этой аналогии кровь Агнца смыла грехи человечества в новом крещении, искупив его от грехопадения Адама. [26]

Литургия и музыка

[ редактировать ]
Продолжительность: 4 минуты 56 секунд.
Agnus Dei из «Месса соль мажор Шуберта » .

В Мессе римского обряда , а также в Евхаристии англиканской общины , Лютеранской церкви и западного обряда Восточной Православной церкви Agnus Dei — это обращение к Агнцу Божьему, исполняемое или читаемое во время части Сонмы . . [27] Говорят, что он был введен в мессу папой Сергием I (687–701). [28]

Agnus Dei был положен на музыку многими композиторами, обычно как часть мессы . [29] [30]

Искусство

[ редактировать ]

В христианской иконографии Agnus Dei — это визуальное изображение Иисуса в виде агнца, начиная со средневековья , обычно несущего нимб и держащего знамя или знамя с крестом и символизирующего победу. [31] Обычно он лежит на плече ягненка и удерживается за его правую переднюю ногу. Часто к кресту подвешивают белое знамя с красным крестом (похоже на Георгиевский крест ), хотя крест также может быть изображен в разных цветах. Иногда ягненка изображают лежащим на книге, на которой висят семь печатей . Это отсылка к образам в Книге Откровения 5:1–13 , сл. Иногда агнец может быть изображен истекающим кровью из области сердца (ср. Откровение 5:6 ), символизируя пролитие Иисусом своей крови , чтобы забрать грехи мира (ср. Иоанна 1:29 , 1:36 ). .

В раннехристианском искусстве символ появляется очень рано. Он включает в себя несколько мозаик в церквях, на некоторых изображен ряд из двенадцати овец, изображающих апостолов, окружающих центральный Agnus Dei, как в Санти Косма и Дамиано в Риме (526–530).Agnus Dei стоит на холме, четыре райские реки . под которым текут [31]

Моравская церковь использует Agnus Dei в качестве печати с окружающей надписью Vicit agnus noster, eum sequamur («Наш Агнец победил, давайте последуем за ним»).

Хотя изображение Иисуса как Агнца Божия имеет древнее происхождение, оно не используется в литургической иконографии Восточной Православной Церкви . что изображения Иисуса в Православной Церкви носят скорее антропоморфный, чем символический характер, как исповедание православной веры в Воплощение Логоса Причина этого в том , . Однако нет никаких возражений против применения термина «Агнец Божий» к Иисусу. Фактически, Хозяйка, используемая в православной Божественной литургии, упоминается как Агнец ( греч . άμνος , латинизированный : amnos ; церковнославянский : Агнец , латинизированный: Агниец ). В 692 году Константинопольский Синод запретил использование изображения ягненка как символа Христа, что было принято на Востоке, но не на Западе. [31]

Агнец Божий также является частью пасхальных украшений. [32]

геральдика

[ редактировать ]

Пасхальный агнец — это символ, используемый в геральдике, например, как герб баронетов Дэви , и изображен на гербе : пасхальный агнец. [33] Эта атака изображена в виде ягненка, стоящего телом по направлению к Декстеру (слева от зрителя), с нимбом и головой вперед (или повернутой назад для зловещего , называемого регардантом ), держащего под правой передней ногой флагшток с небольшим наконечником. крест, лежащий под диагональным углом над плечом, развевающий знамя Георгиевского креста (за исключением Андреевского герба Перта, где развевается знамя креста ).

Католический сакраментальный

[ редактировать ]

В Римско-католической церкви Agnus Dei представляет собой восковой диск с изображением Иисуса в виде агнца, несущего крест, который освящается Папой Римским как священный . [34] Их часто вставляли в украшения, их можно было носить на шее на цепочке или как брошь.

См. также

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Bulgakov 2008 , p. 263.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д С 2003 года , стр. 199–200.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Куллманн 1959 , с. 79.
  4. ^ Герлах 1998 , с. 22.
  5. ^ Хоффманн 2005 , с. 117.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Глабах 2007 .
  7. ^ Златоуст 1889 .
  8. ^ Линман 2010 , с. 148.
  9. ^ Маршалл 1989 , с. 369.
  10. ^ Редфорд 2007 , стр. 100–101.
  11. ^ Поллард 2005 , с. 21.
  12. ^ Хенгель 2004 , с. 371.
  13. ^ Шрайнер 2008 , с. 502.
  14. ^ Откровение 19: 6–9.
  15. ^ Шульман, Шломо (н. д.). «Путеводитель по еврейской свадьбе» . aish.com . Проверено 14 октября 2021 г.
  16. ^ Хирш, Эмиль Г.; Колер, Кауфманн; Шехтер, Соломон; Бройде, Исаак (nd). «Левиафан и Бегемот» . jewishencyclepedia.com . Проверено 14 октября 2021 г.
  17. ^ ДеХаан 1998 , с. 103.
  18. ^ Уизерингтон 2003 , с. 27.
  19. ^ Садананда 2004 , с. 281.
  20. ^ Вайнрих и Оден 2005 , с. 73.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Старый 1998 год , с. 125.
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эдмондсон 2004 , с. 91.
  23. ^ Bulgakov 2008 , p. 129.
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Невилл 2001 , с. 13.
  25. ^ Кестенбергер и др. 2012 , с. 114.
  26. ^ Ранер 1975 , с. 74.
  27. ^ Генри 1907 .
  28. ^ Лювен, читатель Дэниел (nd). «Жития православных западных святых» . ортодокс.нет . МакКинни, Техас – через Православную церковь Святого Николая.
  29. ^ Рэндел 2003 , с. 28.
  30. ^ Аткинсон 1975 , с. 14.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мюррей, Питер; Мюррей, Линда (1998). «Агнус Деи». Оксфордский справочник христианского искусства и архитектуры . Издательство Оксфордского университета. п. 6. ISBN  978-0-19-860216-3 . OCLC   1055176997 .
  32. ^ Ковальчик, Мария (2020). «Происхождение и празднование Пасхи в Польше. Очерк вопросов» (PDF) . Studia Elbląskie (на польском языке). XX : 273–294.
  33. ^ Монтегю-Смит 1968 , с. 232.
  34. ^ Терстон 1907 .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  • СМИ, связанные с Agnus Dei , на Викискладе?
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 665f76c5c769bdc5e1ea154a53101369__1721113440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/69/665f76c5c769bdc5e1ea154a53101369.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lamb of God - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)