Агнец Божий

Агнец Божий ( греческий : Αμνὸς τοῦ Θεοῦ , латинизированный : Amnòs toû Theoû ; латинский : Agnus Dei , Церковная латынь : [ˈaɲ.ɲus ˈde.i] ) — титул Иисуса , который появляется в Евангелии от Иоанна . Оно появляется в Иоанна 1:29 , где Иоанн Креститель видит Иисуса и восклицает: «Вот Агнец Божий, который мира » берет на себя грех . [1] Оно снова появляется в Иоанна 1:36 .
Христианская доктрина утверждает, что божественный Иисус решил подвергнуться распятию на Голгофе, чтобы спасти мир от его грехов. Он был оставлен божественным Отцом как «агент и слуга Божий » в унесении грехов мира. [2] [3] В христианском богословии Агнец Божий рассматривается как основополагающий и неотъемлемый элемент христианского послания. [4] [5]
Агнец, похожий на льва, который поднимается, чтобы принести победу после того, как его зарежут, несколько раз появляется в Книге Откровения . [6] Об этом также упоминается в сочинениях Павла; В 1 Коринфянам 5:7 предполагается, что Святой Павел намеревался сослаться на смерть Иисуса, Пасхального Агнца, используя тему, встречающуюся в Иоанна . писаниях [7] В 22-й главе Бытия связывание Исаака предсказывает Евангелие Иисуса Христа, когда Исаак спросил своего отца Авраама: «Где агнец для всесожжения » , на что Авраам ответил: «Сам Бог усмотрит агнца для всесожжения, сын мой. " (Бытие 22:7-8). Однако в конечном итоге вместо Исаака в жертву был принесен Овен (а не Агнец), и Овен был пойман в чаще (т.е. терновом кусте). (Бытие 22:13). Метафора ягненка также соответствует 23-му псалму , в котором Бог изображен как пастырь, ведущий свое стадо (человечество).
Титул Агнец Божий широко используется в христианских молитвах. Латинская версия Agnus Dei и переводы являются стандартной частью католической мессы , а также классических западных литургий англиканской и лютеранской церквей . Он также используется в литургии и как форма созерцательной молитвы . [8] [9] Agnus Dei также является частью музыкального оформления мессы.
В качестве визуального мотива ягненок со времен Средневековья чаще всего изображался в виде стоящего ягненка с нимбом и поднятой передней ногой, «держащего» вымпел с красным крестом на белом фоне, хотя использовались и многие другие способы его изображения.
Евангелие от Иоанна
[ редактировать ]

Титул «Агнец Божий для Иисуса» появляется в Евангелии от Иоанна с первоначальным провозглашением: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира» в Иоанна 1:29 , этот титул подтвержден на следующий день в Иоанна 1: 36 . [1] Второе использование титула Агнец Божий происходит в присутствии первых двух апостолов Иисуса, которые сразу же следуют за ним, обращаются к нему как к Раввину с уважением, а позже в повествовании приводят других навстречу ему. [10]


Эти два провозглашения Иисуса Агнцем Божьим тесно связаны с другим посланием Крестителя от Иоанна 1:34 : «Я засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». С христологической точки зрения эти провозглашения и сошествие Святого Духа в виде голубя в Иоанна 1:32 усиливают друг друга, утверждая божественный элемент Личности Христа . [1] В Иоанновой христологии провозглашение «Кто берет на себя грех мира» начинает раскрытие спасительной темы искупительной и жертвенной смерти Иисуса, за которой следует его воскресение, на котором строятся другие провозглашения, такие как «Это действительно Спаситель мир», произнесенный самаритянами в Иоанна 4:42 . [11] [12]
Книга Откровения
[ редактировать ]Книга Откровения включает более двадцати девяти упоминаний о львиноподобном агнце («закланном, но стоящем»), который приносит победу, напоминающую воскресшего Христа. [6] В первом появлении агнца в Откровении ( 5:1–7 ) только агнец (который из колена Иуды и корня Давидова) оказывается достойным взять у Бога свиток суда и сломать печати. [6] Упоминание агнца в Откровении 5:6 связывает его с семью духами Божьими , которые впервые появляются в Откровении 1:4 и связаны с Иисусом, который держит их вместе с семью звездами. [13]
В Откровении 19:6-9 говорится, что агнец устраивает брачный пир , а чистая льняная одежда его невесты названа «праведными делами святых». [14] Свадебный пир по еврейскому закону — это обязательный банкет после еврейской свадьбы. [15] В еврейской эсхатологии мессия проведет свадебный пир с праведниками каждой нации (народа) , называемый Сеудат Чият ха-Матим , на котором мессия и его свадебные гости будут пировать плотью Левиафана . [16] Личность невесты агнца в этом отрывке не уточняется, но христианская церковь упоминается как невеста Христа в другом месте Нового Завета.
В Откровении 21:14 сказано, что у агнца двенадцать апостолов. [6] Вручение свитка ( т.е. книги, содержащей имена тех, кто будет спасен) воскресшему агнцу означает изменение роли агнца. На Голгофе агнец подчинился воле Отца на заклание, но теперь ему доверили суд человечества. [17]
С самого начала книга Откровения представлена как «откровение Иисуса Христа», и поэтому акцент на агнце как на искупителе и судье представляет двойную роль Иисуса: он искупает человека через самопожертвование, но при этом призывает человека к ответу. в день суда. [18]
христология
[ редактировать ]Концепция Агнца Божьего хорошо вписывается в » Иоанна «действующую христологию , в которой жертва приносится как агент Божий или слуга Божий ради возможной победы. [3] [19]
Тема жертвенного агнца , восходящего с победой как Воскресший Христос, использовалась в ранней христологии. Например, в 375 году святой Августин писал: «Почему агнец в своих страстях? Потому что он претерпел смерть, не будучи виновен в каком-либо беззаконии. Почему лев в своих страстях? Потому что, будучи закланным, он убил смерть. Почему агнец в своем воскресении ? Потому что его невинность вечна. Почему лев в его воскресении? Потому что вечна и его сила». [20]

Христология святого Ансельма Кентерберийского XI века специально отделяет Агнца Божьего от ветхозаветной концепции козла отпущения , который подвергается наказанию за грехи других, не зная об этом и не желая этого. [2] Ансельм подчеркивал, что как Агнец Божий Иисус решил пострадать на Голгофе в знак своего полного послушания воле Отца. [2]
Жан Кальвин представил ту же христологическую точку зрения на «Агнца как агента Бога», утверждая, что на суде над Пилатом и в суде Ирода Иисус мог доказывать свою невиновность, но вместо этого в основном оставался молчаливым и подвергался распятию в послушание Отцу, ибо он знал свою роль Агнца Божия. [21] [22]
В современной восточно-православной христологии Сергей Булгаков утверждал, что роль Иисуса как Агнца Божия была «превечно» определена Отцом, еще до сотворения мира, путем рассмотрения сценария, согласно которому необходимо будет послать Сына. как средство искупления человечества, опозоренного падением Адама, и что это знак Его любви. [23]

Было предложено множество гипотез о подходящем символизме Агнца Божьего в различных христологических рамках, начиная от интерпретации ссылок Ветхого Завета и заканчивая ссылками из Книги Откровения. [24] Одна точка зрения предполагает символизм Левит 16 как козла отпущения в сочетании с Римлянам 3:21–25 для искупления, в то время как другая точка зрения проводит параллели с пасхальным Агнцем в Исходе 12:1–4 в сочетании с Иоанном 1:29–36, и все же другой символизм основан на Откровении 5: 5–14, в котором агнец рассматривается как лев, уничтожающий зло. [24] [25] Однако, как и выше, точка зрения святого Ансельма и Жана Кальвина отвергает символизм козла отпущения. Они рассматривают Иисуса как представителя Бога, принесшего осознанную жертву, в отличие от ничего не подозревающего козла отпущения. [2] [21] [22]
В современной римско-католической христологии Карл Ранер продолжал развивать аналогию о том, что кровь Агнца Божьего и вода, текущая из ребра Христа на Голгофе , имели очищающую природу, подобную воде крещения . По этой аналогии кровь Агнца смыла грехи человечества в новом крещении, искупив его от грехопадения Адама. [26]
Литургия и музыка
[ редактировать ]В Мессе римского обряда , а также в Евхаристии англиканской общины , Лютеранской церкви и западного обряда Восточной Православной церкви Agnus Dei — это обращение к Агнцу Божьему, исполняемое или читаемое во время части Сонмы . . [27] Говорят, что он был введен в мессу папой Сергием I (687–701). [28]
Agnus Dei был положен на музыку многими композиторами, обычно как часть мессы . [29] [30]
Искусство
[ редактировать ]В христианской иконографии Agnus Dei — это визуальное изображение Иисуса в виде агнца, начиная со средневековья , обычно несущего нимб и держащего знамя или знамя с крестом и символизирующего победу. [31] Обычно он лежит на плече ягненка и удерживается за его правую переднюю ногу. Часто к кресту подвешивают белое знамя с красным крестом (похоже на Георгиевский крест ), хотя крест также может быть изображен в разных цветах. Иногда ягненка изображают лежащим на книге, на которой висят семь печатей . Это отсылка к образам в Книге Откровения 5:1–13 , сл. Иногда агнец может быть изображен истекающим кровью из области сердца (ср. Откровение 5:6 ), символизируя пролитие Иисусом своей крови , чтобы забрать грехи мира (ср. Иоанна 1:29 , 1:36 ). .
В раннехристианском искусстве символ появляется очень рано. Он включает в себя несколько мозаик в церквях, на некоторых изображен ряд из двенадцати овец, изображающих апостолов, окружающих центральный Agnus Dei, как в Санти Косма и Дамиано в Риме (526–530).Agnus Dei стоит на холме, четыре райские реки . под которым текут [31]
Моравская церковь использует Agnus Dei в качестве печати с окружающей надписью Vicit agnus noster, eum sequamur («Наш Агнец победил, давайте последуем за ним»).
Хотя изображение Иисуса как Агнца Божия имеет древнее происхождение, оно не используется в литургической иконографии Восточной Православной Церкви . что изображения Иисуса в Православной Церкви носят скорее антропоморфный, чем символический характер, как исповедание православной веры в Воплощение Логоса Причина этого в том , . Однако нет никаких возражений против применения термина «Агнец Божий» к Иисусу. Фактически, Хозяйка, используемая в православной Божественной литургии, упоминается как Агнец ( греч . άμνος , латинизированный : amnos ; церковнославянский : Агнец , латинизированный: Агниец ). В 692 году Константинопольский Синод запретил использование изображения ягненка как символа Христа, что было принято на Востоке, но не на Западе. [31]
Агнец Божий также является частью пасхальных украшений. [32]
геральдика
[ редактировать ]Пасхальный агнец — это символ, используемый в геральдике, например, как герб баронетов Дэви , и изображен на гербе : пасхальный агнец. [33] Эта атака изображена в виде ягненка, стоящего телом по направлению к Декстеру (слева от зрителя), с нимбом и головой вперед (или повернутой назад для зловещего , называемого регардантом ), держащего под правой передней ногой флагшток с небольшим наконечником. крест, лежащий под диагональным углом над плечом, развевающий знамя Георгиевского креста (за исключением Андреевского герба Перта, где развевается знамя креста ).
Католический сакраментальный
[ редактировать ]В Римско-католической церкви Agnus Dei представляет собой восковой диск с изображением Иисуса в виде агнца, несущего крест, который освящается Папой Римским как священный . [34] Их часто вставляли в украшения, их можно было носить на шее на цепочке или как брошь.
Галерея
[ редактировать ]- На гербе Пуэрто-Рико изображен Агнец Божий и другие символы, включая Иерусалимского королевства Крест и инициалы католических монархов .
- Латунный Agnus Dei из алтаря Успенского собора в Луисвилле , Кентукки.
- Agnus Dei на монете короля Франции Филиппа IV 1311 года.
- Евхаристический Палл , вышитый Agnus Dei, покоящийся на книге Семи Печатей.
- Витраж Агнец Божий, несущий вексиллум , Королевский военный колледж Канады
- Современная копия романского Agnus Dei , Сантьяго-де-Компостела , Галисия
- Agnus Dei на Перте, гербе Шотландии, держит шотландский флаг .
- Изображение семиглазого ягненка XIII века.
- Agnus Dei на гербе Римско-католической епархии Чэнду.
- Вот агнец Божий автора Александр Бида
- Агнец Божий на гербе Грасса , Франция.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Bulgakov 2008 , p. 263.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д С 2003 года , стр. 199–200.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Куллманн 1959 , с. 79.
- ^ Герлах 1998 , с. 22.
- ^ Хоффманн 2005 , с. 117.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Глабах 2007 .
- ^ Златоуст 1889 .
- ^ Линман 2010 , с. 148.
- ^ Маршалл 1989 , с. 369.
- ^ Редфорд 2007 , стр. 100–101.
- ^ Поллард 2005 , с. 21.
- ^ Хенгель 2004 , с. 371.
- ^ Шрайнер 2008 , с. 502.
- ^ Откровение 19: 6–9.
- ^ Шульман, Шломо (н. д.). «Путеводитель по еврейской свадьбе» . aish.com . Проверено 14 октября 2021 г.
- ^ Хирш, Эмиль Г.; Колер, Кауфманн; Шехтер, Соломон; Бройде, Исаак (nd). «Левиафан и Бегемот» . jewishencyclepedia.com . Проверено 14 октября 2021 г.
- ^ ДеХаан 1998 , с. 103.
- ^ Уизерингтон 2003 , с. 27.
- ^ Садананда 2004 , с. 281.
- ^ Вайнрих и Оден 2005 , с. 73.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Старый 1998 год , с. 125.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эдмондсон 2004 , с. 91.
- ^ Bulgakov 2008 , p. 129.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Невилл 2001 , с. 13.
- ^ Кестенбергер и др. 2012 , с. 114.
- ^ Ранер 1975 , с. 74.
- ^ Генри 1907 .
- ^ Лювен, читатель Дэниел (nd). «Жития православных западных святых» . ортодокс.нет . МакКинни, Техас – через Православную церковь Святого Николая.
- ^ Рэндел 2003 , с. 28.
- ^ Аткинсон 1975 , с. 14.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мюррей, Питер; Мюррей, Линда (1998). «Агнус Деи». Оксфордский справочник христианского искусства и архитектуры . Издательство Оксфордского университета. п. 6. ISBN 978-0-19-860216-3 . OCLC 1055176997 .
- ^ Ковальчик, Мария (2020). «Происхождение и празднование Пасхи в Польше. Очерк вопросов» (PDF) . Studia Elbląskie (на польском языке). XX : 273–294.
- ^ Монтегю-Смит 1968 , с. 232.
- ^ Терстон 1907 .
Источники
[ редактировать ]- Аткинсон, CM (1975). Самые ранние декорации Agnus Dei и ее тропы . Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл.
- Булгаков, Сергей (2008). Агнец Божий . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2779-1 .
- Куллманн, О. (1959). Христология Нового Завета . Библиотека Нового Завета. Пресвитерианская издательская корпорация. ISBN 978-0-664-24351-7 .
- Златоуст, Иоанн (1889). «Проповедь 15 на Первое Коринфянам» . У Филипа Шаффа (ред.). Никейские и постникейские отцы, первая серия . Том. 12. Перевод Талбота В. Чемберса. Буффало, штат Нью-Йорк: Издательство христианской литературы – через New Advent .
- ДеХаан, MR (1998). Исследования Откровения . Гранд-Рапидс, Мичиган: Публикации Крегеля. ISBN 0-8254-2485-2 . OCLC 39256374 .
- Деме, Дэниел (2003). Христология Ансельма Кентерберийского . Олдершот, Хэмпшир, Англия Берлингтон, Вирджиния: Эшгейт. ISBN 0-7546-3779-4 . OCLC 51855472 .
- Эдмондсон, Стивен (2004). Христология Кальвина . Кембридж, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-54154-9 . OCLC 70891446 .
- Герлах, Карл (1998). Антеникенская Пасха: риторическая история . Питерс. ISBN 9789042905702 .
- Глабах, Вильфрид (2007). Возвращение книги Откровения: предложение новых чтений в поместной церкви . Нью-Йорк: Питер Лэнг. ISBN 978-1-4331-0054-3 . OCLC 77333939 .
- Хенгель, М. (2004). Исследования по ранней христологии . Академическая серия в мягкой обложке. Академик Блумсбери. ISBN 978-0-567-04280-4 .
- Генри, Хью Томас (1907). Католическая энциклопедия . Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Хоффманн, Матиас Рейнхард (2005). Разрушитель и Агнец: связь между ангеломорфной христологией и агнцем в книге Откровения . Мор Зибек. п. 117. ИСБН 3-16-148778-8 .
- Кестенбергер, А.Дж.; Келлум, Л.С.; Куорлз, CL; Куорлз, CL (2012). Лев и Агнец: основы Нового Завета от колыбели, креста и венца . Издательская группа B&H. ISBN 978-1-4336-7708-3 .
- Маршалл, Пол (1989). Параллели с молитвословом: общественные службы церкви, организованные для сравнительного изучения . Нью-Йорк: ISBN Church Hymnal Corp. 0-89869-181-8 . ОСЛК 20641209 .
- Линман, Джонатан (2010). Священная беседа: духовность для поклонения . Миннеаполис, Миннесота: Fortress Press. ISBN 978-0-8006-2130-8 . ОСЛК 840417015 .
- Монтегю-Смит, PW, изд. (1968). Пэрство, баронетство, рыцарство и товарищество Дебретта . Кингстон-на-Темзе: Справочники Келли.
- Невилл, Роберт (2001). Символы Иисуса: христология символического взаимодействия . Кембридж: Университетское издательство. ISBN 0-521-00353-9 . OCLC 46866407 .
- Олд, Хьюз (1998). Чтение и проповедь Священных Писаний в богослужении христианской церкви . Гранд-Рапидс, Мичиган: WB Eerdmans. ISBN 0-8028-4775-7 . OCLC 37392859 .
- Поллард, Т.Э. (2005). Иоанновская христология и ранняя церковь . Кембридж, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-01868-4 . ОСЛК 60320185 .
- Ранер, К. (1975). Энциклопедия богословия: Краткое Sacramentum Mundi . Академик Блумсбери. ISBN 978-0-86012-006-3 .
- Рэндел, DM, изд. (2003). Гарвардский музыкальный словарь: четвертое издание . Справочная библиотека издательства Гарвардского университета. Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01163-2 .
- Редфорд, Дуг (2007). Жизнь и служение Иисуса: Евангелия . Цинциннати, Огайо: Стандартный паб. ISBN 978-0-7847-1900-8 . OCLC 71350394 .
- Садананда, Д.Р. (2004). Иоанновское толкование Бога: исследование Иоаннова понимания Бога . Бейхефте. Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-018248-4 .
- Шрайнер, Т.Р. (2008). Богословие Нового Завета: Возвеличивание Бога во Христе . Издательская группа Бейкер. ISBN 978-0-8010-2680-5 .
- Терстон, Герберт (1907). Католическая энциклопедия . Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Вайнрих, WC; Оден, ТК (2005). Откровение . Древний христианский комментарий к Священному Писанию. Межвузовская пресса. ISBN 978-0-8308-1497-8 .
- Уизерингтон, Бен (2003). Откровение . Кембридж, Великобритания, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-00068-0 . OCLC 51223519 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Agnus Dei , на Викискладе?