Агнец (литургия)

Агнец агнетс ( греч . άμνος , латинизированный : amnos ; церковно-славянский : Агнецъ , латинизированный: ) — квадратная часть хлеба, отрезанная от просфоры во время Приготовительной литургии на Божественной литургии в восточно-православной и византийско- католической церквях. Агнца вырезают из специально приготовленной буханки квасного хлеба и помещают в центр дискоса . Буханка, называемая просфорой, имеет на вершине теста печать из греческих букв IC, XC и НИКА, «Иисус Христос побеждает», разделенную греческим крестом , а часть, находящаяся под печатью, вырезана как Ягненок. Каравай должен быть приготовлен только из самой лучшей муки, дрожжей, соли и воды. Он сформирован в два слоя, чтобы символизировать ипостасный союз .
Литургия подготовки
[ редактировать ]Священник вырезает Агнца из просфоры богослужебным ножом, называемым « копьем », с лезвием в форме острия копья , напоминающим о копье, которым при распятии пронзили бок Иисуса. Разрезая каждый край и вынимая Агнца, он произносит фразу из Исаии 53:7–8 :
- на правой стороне: «Его вели, как овцу на заклание».
- на левой стороне: «И, как агнец непорочный пред стригущими Его, онемел, так и он не открывал уст своих».
- вверху: «В его унижении у него отняли суждение».
- внизу: «И кто объявит род Его?»
- как он вынимает Агнца из просфоры: «Ибо душа Его взята из земли».
В ( Деяниях 8:32–33 ) св. Филипп интерпретирует это как ссылку на жертву Христа на Кресте.

Затем он кладет Агнца лицевой стороной вниз на печать и разрезает его почти до конца поперек, оставляя его соединенным печатью как единое целое. Это облегчит дробь после анафоры . Делая эти надрезы, он говорит: «Заклан Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира, ради жизни мира и спасения его».
Затем он снова ставит Агнца вертикально и пронзает его кончиком копья справа (слева от священника) под печатью, говоря: «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и воды. И видевший это засвидетельствовал, и свидетельство Его истинно». ( Иоанна 19:34–35 )
Есть и другие частицы, вырезанные из просфоры во время Приготовительной литургии. Они поминают Богородицу , девять чинов святых , живых и усопших. Эти более мелкие частицы располагаются вокруг Агнца на дисках. Над дискосом надевается металлическая рама — звездочка или звездочка, поддерживающая небольшую завесу, которой он покрыт. Эта завеса остается на месте до тех пор, пока дискос не будет установлен на жертвеннике. Затем священник окуривает аэр и помещает его над дискосом и чашей, где он остается до самого Великого входа , когда хлеб и вино несут к Священному столу для освящения .
Причастие
[ редактировать ]При анафоре фактически освящается только Агнец; считается, что остальные частицы остаются только хлебом.
Когда придет время причастия, священник разделит Агнца на четыре части, разломив его по надрезам нижней стороны, сделанным во время Приготовительной литургии. Диакон скажет: «Преломите, Владыко, Святой Хлеб». И, разбивая его, священник говорит: «Сломлен и роздан Агнец Божий; сокрушён, но не разделен; всегда съеден, но никогда не сгорает; освящает всех, причащающихся от него». Затем он помещает четыре части Агнца на край дискоса в форме креста. Они остаются в этой договоренности лишь ненадолго.
Верхняя часть (с печатью IC) целиком помещается в Чашу, чтобы обозначить единство Христа. Диакон говорит: «Наполни, Владыка, Святую Чашу». Помещая частицу в Чашу, священник произносит: «Полнота Святого Духа».
Нижняя часть (с ХС на печати) разрезана на более мелкие частицы, с которыми общается духовенство.
Части слева и справа (с NI и KA соответственно) разрезаются на гораздо более мелкие частицы. Их помещают в чашу и используют для общения с верующими.
Преждеосвященная Литургия
[ редактировать ]Во время Великого поста не разрешается совершать Божественную литургию в будние дни, и поэтому в отдельные его будние дни и в первые три дня Страстной седмицы причащаются Агнцы, освященные в предыдущее воскресенье, за Литургией Преждеосвященных Даров .