Вход (литургический)
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
Обзор |
В восточно-православных и византийско- католических церквях вход представляет собой процессию, во время которой священнослужители входят в святилище через Святые врата . Происхождение этих входов восходит к ранней церкви , когда богослужебные книги и священные сосуды хранились в специальных складских помещениях для сохранности и был необходим крестный ход, чтобы вносить эти предметы в церковь при необходимости. С течением веков эти процессии стали более сложными и в наши дни сопровождаются благовониями , свечами и литургическими веерами . В литургическом богословии Восточной Православной Церкви считается , что ангелы входят вместе с духовенством в святилище, о чем свидетельствуют молитвы, сопровождающие различные входы.
Божественная Литургия
[ редактировать ]Во время Божественной литургии (Евхаристии) имеется два входа. Оба Входа, а также обряд Приготовительной Литургии рассматриваются учеными-литургистами как более поздние дополнения к Литургии и, возможно, не использовались святителями Василием Великим или Иоанном Златоустом , авторами наиболее часто используемых формы Божественной литургии.
Маленький вход
[ редактировать ]Малый вход происходит во время части службы, известной как Литургия оглашенных , при подготовке к чтению Священных Писаний. Священник . берет Евангелие с Престола (алтаря) и передает его диакону ( если диакона нет, он несет Евангелие сам). Обходят против часовой стрелки вокруг Престола и выходят через северную дверь иконостаса , и остановиться перед Святыми вратами , пока священник тихо молится Входной молитвой:
Владыко, Господи Боже наш, определивший на небесах чины и сонмы Ангелов и Архангелов для служения славы Твоей, да со входом нашим войдут и святые Ангелы с нами, служащие Тебе и с нами прославляющие благость Твою. Ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу , и Сыну , и Святому Духу , ныне и присно, и во веки веков. Аминь. [ 1 ]
Диакон преподносит священнику для поцелуя Евангелие (если присутствует епископ, вместо него оно преподносится ему). Затем диакон указывает своим орарем на Святые врата и, кланяясь, говорит священнику: «Благослови, Владыко, святой вход». Священник благословляет рукой и говорит: «Блажен вход Святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Когда хор заканчивает петь Третий антифон (обычно « Блаженства »), диакон (или священник) поднимает Евангелие и говорит: «Премудрость! Побудем!» (если это Великий праздник Господень, то сначала произносит особый входной стих, обычно взятый из псалмов ) Затем хор поет Входную песнь: «Прииди поклонимся и припадем пред Христом! Сыне Божий, спаси». нам, поющим Тебе: Аллилуиа!» и тропари и кондаки того времени. Тем временем диакон и священник входят в Святые врата, диакон кладет Евангелие на Престол, и они с священником целуют Престол. Священник молча произносит Трисвятую молитву.
Этот вход весьма обустроен в архиерея присутствии и совершении Архиерейской Божественной литургии , так как именно в это время впервые входит в алтарь и сам архиерей. До этого момента он стоял на архиерейской кафедре ( амвоне ) в центре храма. епископа Также при рукоположении обряд совершается у Малого входа. Это также тот момент Литургии, когда епископ будет награждать церковными наградами и почестями.
После тропарей и кондаков хор начинает Трисвятое : «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!» Говорят, что пение Трисвятого у Малого входа было чудесным образом открыто святителю Проклу , патриарху Константинопольскому (434–447). [ 2 ] В некоторые Великие праздники церковного года Трисвятое заменяется другим гимном, взятым из Галатам 3:27 : «Все во Христа крестившиеся, во Христа облеклись! Аллилуиа!» В Крестные праздники Трисвятое заменяется гимном: «Перед Крестом Твоим поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое прославляем!» Во время Трисвятого или альтернативного ему гимна священник и диакон идут на Горнее место (места епископа и священников к востоку от Престола), чтобы подготовиться к чтению Послания и Евангелия .
Малый вход символизирует Воплощение Христа и его крещение в реке Иордан : диакон представляет Иоанна Крестителя , а священник представляет Христа. указано, что священник Поскольку первое пришествие Христа было в смирении, в рубриках должен входить, положив руки по бокам.
Отличный вход
[ редактировать ]Великий вход происходит позже во время Божественной литургии, ближе к началу Литургии верующих , когда приносимые Дары (хлеб и вино) выносятся из часовни Протезиса (стола на северной стороне церкви). святилище, иногда занимающее собственную апсиду ), для размещения на Престоле.
Этот вход совершается во время пения Херувимской песни. Херувикон , сопровождающий Великий вход, был, по-видимому, добавлен императором Юстином II (565 – 578 гг.). [ 3 ] Однако Божественные литургии, совершаемые в Великий четверг и Великую субботу, имеют свои уникальные Херувимские песнопения.
Когда хор начинает Херувимскую песнь, диакон начинает каждение святилища, иконостаса , духовенства и верующих, а священник читает длинную молчаливую молитву, известную как «Молитва Херувимской песни». По окончании молитвы и каждения священник и диакон совершают три метании (поклона) перед Престолом, поднимают руки и трижды произносят Херувимскую песнь (священник произносит первую половину, а диакон(ы) произнесение второй половины), за каждым чтением следует еще одна метания. Затем они целуют Священный стол и кланяются друг другу. Диакон идет за Престолом к Жертвенному столу ( протезису ), а священник выходит из Святых врат, чтобы поклониться народу, прося у него прощения. Затем он подходит к протезу, кадит приношение и возлагает Аэр (большое покрывало, закрывающее дискос и чашу ) на левое плечо диакона; если диакона нет, он кладет покрывало себе на спину, чтобы оно накидку, закрывающую плечи, — и подает дискос (патен) диакону, а тот несет чашу. Диакон, продолжая держать кадильницу, поднимает дискос так, чтобы он оказался на уровне его бровей. Процессия формируется с служители (помощники) со свечами и (в зависимости от юрисдикции) церемониальные веера .
Как только хор окончит первую половину Херувимской песни, крестный ход выходит через Северную дверь в неф и останавливается перед Святыми вратами . Во время крестного хода диакон и священник совершают ряд ходатайств, сформулированных в соответствии с местным обычаем. Во время последнего предстательства священник благословляет верующих чашей. Хор поет «Аминь». и поет вторую половину Херувимской песни, во время которой священнослужители входят в святилище через Святые врата и возлагают дары на Престол. Священник снимает малые покрывала с дискоса и чаши и кадит дары, произнося вместе с диаконом особые молитвы.
Великий вход символизирует триумфальный вход Христа в Иерусалим в Вербное воскресенье .
Вечерня
[ редактировать ]Также совершается Вход во время Великой Вечерни (служится по воскресеньям и праздникам ). Это повторяет тот же формат, что и Малый вход на литургии, за исключением того, что кадильницу вместо Евангелия несут , а молчаливая молитва, произносимая священником, другая:
Вечером, и утром, и в полдень восхваляем Тя, благословляем Тя, благодарим Тя и молимся Тебе, Господи всех: Направь молитву нашу пред Тобою, как фимиам, и не склоняй нашей сердца к словам и помыслам злым, но избави нас от всех, ищущих души наши. Ибо к Тебе, Господи, Господи, возведём мы очи наши и на Тебя уповаем. Не посрамь нас, Боже наш. Ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну , ныне и присно и и Святому Духу во веки веков. Аминь. [ 4 ]
Если во время вечерни в этот день будет чтение Евангелия, как это происходит на Страстной седмице или Божественной литургии Преждеосвященных Даров , то диакон вместо кадильницы будет нести Евангелие.
Этот вход происходит во время пения догматикона , стихи завершающего воззванные Господа Мною ( Псалом 140 LXX и т. д.), и непосредственно перед пением «Свет Радостный» . Этот вход не совершается ни во время Ежедневной Вечерни (обычного будничного совершения Вечерни), ни во время Малой Вечерни (сокращенной формы Вечерни, совершаемой перед Всенощным бдением ).
Преждеосвященная Литургия
[ редактировать ]Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам Великого поста и представляет собой вечерню, соединенную с раздачей Святого Причастия, освященного в предыдущее воскресенье. Малый вход здесь есть тот же вход Великой вечерни; однако, когда предписано Евангельское чтение (на Страстной неделе или в праздничные дни), вместо кадильницы употребляется Евангелие. Великий вход совершается в абсолютной тишине (а не под пение хора, как на обычной Божественной литургии). пока все падают ниц. Причина этого в том, что элементы, переносимые при Великом входе, не являются просто хлебом и вином (как на обычной Литургии), но уже были освящены и считаются настоящими Телом и Кровью Христовыми .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хэпгуд, Изабель Ф. (тр.) (1922), Служебник Святой Православно-Католической Апостольской Церкви , Энглвуд, Нью-Джерси: Антиохийская православно-христианская архиепархия, с. 83
- ^ Св. Иоанн Дамаскин , Точное изложение православной веры , III, 10.
- ^ Ф. Е. Брайтман, Литургии Восточные и Западные ( Oxford University Press , 1965), стр. 532.
- ^ Хэпгуд, соч. цит. , с. 6.