Автокефалия
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
Обзор |
Автокефалия ( / ɔː t ə ˈ s ɛ f əl i / ; от греч . αὐτοκεφαλία , что означает «свойство быть самостоятельным») — это статус иерархической христианской церкви , главный епископ которой не подчиняется никакому вышестоящему епископу. Этот термин в основном используется в Восточных Православных и Восточно-православных церквях. Статус сравнивали со статусом церквей ( провинций ) внутри англиканской общины . [1]
Обзор автокефалии
[ редактировать ]В первые века истории христианской церкви автокефальный статус поместной церкви закреплялся канонами Вселенских соборов . Возникла пентархия , т. е. модель церковной организации, при которой вселенской Церковью управляли предстоятели ( патриархи ) пяти главных епископских кафедр Римской империи : Рима , Константинополя , Александрии , Антиохии и Иерусалима . [2] Независимое (автокефальное) положение Кипрской Церкви по древнему обычаю было признано вопреки притязаниям Антиохийского Патриарха , на Эфесском соборе (431 г.); неясно, всегда ли Кипрская церковь была независимой или когда-то была частью Антиохийской церкви . Когда Антиохийский Патриарх заявил, что Кипрская Церковь находится под его юрисдикцией, кипрское духовенство осудило это на Эфесском соборе. Собор ратифицировал автокефалию Кипрской Церкви постановлением, в котором условно говорится: «Если, как утверждают в мемориалах и устно религиозные деятели, выступавшие перед Собором, то это не было постоянным древним обычаем для епископа Антиохии для проведения рукоположений на Кипре, - прелаты Кипра будут пользоваться, без притеснений и насилия, своим правом самостоятельно совершать рукоположение епископов [на своем острове]». После Эфесского собора Антиохийская церковь больше никогда не заявляла, что Кипр находится под ее юрисдикцией. [3] Кипрской Церковью с тех пор управляет Архиепископ Кипрский , который не подчиняется какой-либо высшей церковной власти.
Автокефалия в восточном православии
[ редактировать ]В восточном православии право на предоставление автокефалии в настоящее время является спорным вопросом, основными противниками в споре являются Вселенский Патриархат , который претендует на это право как на свою прерогативу. [4] [5] и Русская Православная Церковь (Московский Патриархат), которая настаивает на том, что одна автокефальная юрисдикция имеет право предоставить независимость одному из ее компонентов. [6] [7] Так, Православная Церковь в Америке получила в 1970 году автокефалию от Московского Патриархата, однако этот новый статус не был признан большинством Патриархатов. [8] В современную эпоху вопрос автокефалии тесно связан с вопросом самоопределения и политической независимости нации; За самопровозглашением автокефалии обычно следовал длительный период непризнания и раскола с материнской церковью .
Исторические прецеденты современной эпохи
[ редактировать ]После создания независимой Греции в 1832 году греческое правительство в 1833 году в одностороннем порядке провозгласило православную церковь в королевстве (до этого находившуюся под юрисдикцией Вселенского Патриархата) автокефальной. Но только в июне 1850 года Мать-Церковь под предводительством Патриарха Анфима IV признала этот статус . [9]
В мае 1872 года Болгарский экзархат , созданный османским правительством двумя годами ранее, отделился от Вселенского патриархата после начала борьбы народа за национальное самоопределение. Болгарская Церковь была признана в 1945 году автокефальным патриархатом, после окончания Второй мировой войны и после десятилетий раскола. К тому времени Болгария находилась под властью Коммунистической партии и находилась за « железным занавесом » Советского Союза .
После Берлинского конгресса (1878 г.), который установил Белградской политическую независимость Сербии, полная церковная независимость митрополии была согласована и признана Вселенским Патриархатом в 1879 году. Кроме того, в ходе революции 1848 года , после провозглашения Сербская Воеводина ( Сербское герцогство ) в составе Австрийской империи в мае 1848 года автокефальный Карловицкий Патриархат был учрежден австрийским правительством. Он был упразднен в 1920 году, вскоре после распада Австро-Венгрии в 1918 году после Великой войны . Затем Воеводина вошла в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев . Карловицкий Патриархат был объединен с недавно объединенной Сербской Православной Церковью под руководством Патриарха Димитрия, проживающего в Белграде , столице новой страны, включавшей все земли, населенные сербами.
Автокефальный статус Румынской Церкви , юридически установленный местными властями в 1865 году, был признан Вселенским Патриархатом в 1885 году, после международного признания независимости Соединенных Княжеств Молдавии и Валахии (позже Королевства Румыния ) в 1878 году. [10]
В конце марта 1917 года, после отречения российского царя Николая II ранее в том же месяце и создания Особого Закавказского комитета , епископы Русской Православной Церкви в Грузии, тогда входившей в состав Российской Империи , в одностороннем порядке провозгласили независимость Грузинской Православной Церкви. . Это не признавалось ни Московским Патриархатом до 1943 года, ни Вселенским Патриархатом до 1990 года. [11] [12] [13]
В сентябре 1922 года албанское православное духовенство и миряне провозгласили автокефалию Албанской Церкви на Великом съезде в Берате . Церковь была признана Вселенским Патриархом Константинополя в 1937 году.
Независимый Киевский Патриархат был провозглашен в 1992 году, вскоре после провозглашения независимости Украины в 1991 году . и распада СССР Московский Патриархат осудил его как раскольнический, поскольку он претендует на юрисдикцию над Украиной . Некоторые православные церкви до сих пор не признали Украину автокефальной. В 2018 году проблема автокефалии в Украине стала остро обсуждаемым вопросом и частью общего геополитического противостояния между Россией и Украиной, а также между Московским Патриархатом и Константинопольским Вселенским Патриархатом. [14] [15] [16]
Автокефальные и автономные православные церкви
[ редактировать ]Почетное использование термина
[ редактировать ]Исторически сложилось так, что в Константинопольском Патриархате прилагательное автокефальный иногда также использовалось как почетное обозначение, не имеющее подтекста к реальной автокефалии. Такое использование происходило в очень специфических ситуациях. Если бы епархиальный архиерей был освобожден от юрисдикции своего митрополита, а также передан под непосредственную юрисдикцию патриаршего престола, то такой архиерей именовался бы «автокефальным архиепископом» (самоглавным, как раз в плане отсутствия митрополита ) . [17]
Такое почетное использование прилагательного автокефальный было зафиксировано в различных Notitiae Episcopatuum и других источниках, в основном периода раннего средневековья. Например, до конца VIII века епископ Амориум находился под юрисдикцией митрополита Пессинского , но позже был освобожден от этого и передан под прямую патриаршую юрисдикцию. По этому случаю ему был присвоен почетный титул автокефального архиепископа , но без юрисдикции над другими епископами и, следовательно, без реальной автокефалии. Некоторое время спустя ( ок. 814 г. ) была создана митрополичья провинция Амориум, и местный архиепископ получил региональную юрисдикцию как митрополит, по-прежнему не имея автокефалии, поскольку его провинция находилась под верховной юрисдикцией Константинопольского Патриархата. [18]
См. также
[ редактировать ]- Автономия (восточное православие)
- Католические церкви
- Конгрегационалистское государство
- Организация Восточной Православной Церкви
- Епископальное устройство
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Авис 2016 , с. 26; Грос, Макманус и Риггс 1998 , с. 176; Хазельмайер 1948 , с. 8; Лоуренс 1963 , с. 124.
- ^ "Пентархия" 2001 .
- ^ Дауни, Гланвилл (1958). «Претензия Антиохии на церковную юрисдикцию над Кипром» . Труды Американского философского общества . 102 (3): 224–228. ISSN 0003-049X . JSTOR 985575 .
- ^ Эриксон 1991 .
- ^ 1970 Письмо Вселенского Патриарха Афинагора об автокефалии . / Письмо Вселенского Патриарха Афинагора митрополиту Пимену от 24 июня 1970 года Местоблюстителю Московского Патриархата о предоставлении автокефалии Православной Церкви в Америке .
- ^ Сандерсон 2005 , с. 144.
- ^ Джиллионс, Джон (7 апреля 2016 г.). «Томос об автокефалии: сорок шесть лет спустя» . Православная Церковь в Америке. Архивировано из оригинала 15 июня 2016 года . Проверено 16 июня 2018 г.
- ^ Говорун 2017 , стр. 82, 126; Сандерсон 2005 , стр. 130, 144.
- ^ Карагианнес 1997 , с. 24.
- ^ Хитчинс 1994 , с. 92.
- ^ Грдзелидзе 2010 , с. 172; Грдзелидзе 2012 , с. 61.
- ^ "Автокефалия на волне революции: Грузинское православие в орбите Российской церкви" . Nezavisimaya Gazeta (in Russian). 15 March 2017.
- ^ «Другие автокефальные церкви: Церковь Грузии» (на греческом языке). Стамбул: Константинопольский Вселенский Патриархат . Проверено 15 января 2019 г.
- ^ «Вселенский патриарх поставил Москву под сомнение из-за отношений Церкви с Украиной» . LB.ua. Киев: Институт Горшенина. 1 июля 2018 года . Проверено 15 января 2019 г.
- ^ «Вселенский Патриарх Варфоломей: «Как Матери-Церкви разумно желать восстановления единства разделенного церковного Тела в Украине» » (Пресс-релиз). Стамбул: Константинопольский Вселенский Патриархат. 2 июля 2018 года . Проверено 15 января 2019 г.
- ^ Саттер, Рафаэль (27 августа 2018 г.). «Российские кибершпионы потратили годы на православное духовенство» . Новости Блумберга . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 15 января 2019 г.
- ^ Хрисос 1969 , стр. 263–286.
- ^ Коматина 2013 , стр. 195–214.
Библиография
[ редактировать ]- Авис, Пол (2016). Призвание англиканства . Лондон: Т&Т Кларк. ISBN 978-0-567-66463-1 .
- Хрисос, Евангелос К. (1969). «О возникновении института автокефальных архиепархий» . Византийский журнал . 62 (2): 263–286. дои : 10.1515/bz-1969-0204 . S2CID 194081942 .
- Эриксон, Джон Х. (1991). Вызов нашего прошлого: исследования православного канонического права и истории церкви . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 978-0-88141-086-0 .
- ——— (1999). Православные христиане в Америке: Краткая история . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета (опубликовано в 2010 г.). ISBN 978-0-19-995132-1 .
- Грдзелидзе, Тамара (2010). «Православная церковь Грузии: вызовы демократии и свободы (1990–2009)». Международный журнал изучения христианской церкви . 10 (2–3): 160–175. дои : 10.1080/1474225X.2010.487719 . ISSN 1747-0234 . S2CID 143474746 .
- ——— (2012). «Грузинская традиция». В Кэсидее, Августин (ред.). Православный христианский мир . Абингдон, Англия: Рутледж . стр. 58–65. ISBN 978-0-415-45516-9 .
- Грос, Джеффри ; Макманус, Имон; Риггс, Энн (1998). Введение в экуменизм . Махва, Нью-Джерси: Paulist Press. ISBN 978-0-8091-3794-7 .
- Хазельмайер, Луи А. (1948). Ламбет и Юнити . Нью-Йорк: Morehouse-Gorham Co.
- Хитчинс, Кейт (1994). Румыния 1866–1947 гг . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Говорун, Кирилл (2017). Леса Церкви: на пути к постструктурной экклезиологии . Юджин, Орегон: Wipf и Stock Publishers. ISBN 978-1-5326-0753-0 .
- Карагианнес, Гиоргос (1997). Ekklēsia kai kratos, 1833–1997: Historikē episkopēsē tōn scheseōn tous . Понтики (по-гречески). Афины. ISBN 978-960-8402-49-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Коматина, Предраг (2013). «Дата составления Notitiae Episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae №№ 4, 5 и 6» (PDF) . Коллекция Византийского института . 50 (1): 195–214.
- Лоуренс, Джон (1963). «Англикане и православие». В Армстронге, штат А.Х .; Фрай, EJB (ред.). Новое открытие восточного христианского мира: очерки в память о доме Беде Уинслоу . Лондон: Дартон Лонгман и Тодд. стр. 119 и далее.
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450–680 гг. н.э. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство семинарии Св. Владимира. ISBN 9780881410563 .
- «Пентархия» . Британская энциклопедия . 2001 . Проверено 14 февраля 2010 г.
- Сандерсон, Чарльз Вегенер (2005). Автокефалия как функция институциональной стабильности и организационных изменений в Восточной Православной Церкви (докторская диссертация). Колледж-Парк, Мэриленд: Университет Мэриленда, Колледж-Парк. HDL : 1903/2340 .
- Шафф, Филип ; Уэйс, Генри , ред. (1900). Избранная библиотека никейских и постникейских отцов христианской церкви . Серия 2. Том. 14: Семь Вселенских Соборов. Пибоди, Массачусетс: Hendrickson Publishers (опубликовано в 1995 г.). ISBN 978-1-56563-130-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Папаконстантину, Христопорос (1999). «Автокефалия» . В Фальбуше, Эрвин; Лохман, Ян Милич; Мбити, Джон ; Пеликан, Ярослав ; Вишер, Лукас ; Бромили, Джеффри В .; Барретт, Дэвид Б. (ред.). Энциклопедия христианства . Том. 1. Перевод Бромили, Джеффри В. Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс. п. 173 . ISBN 978-0-8028-2413-4 .
- Шахан, Томас Дж. (1907). . В Герберманне, Чарльз Г .; Пейс, Эдвард А .; Паллен, Конде Б .; Шахан, Томас Дж .; Винн, Джон Дж. (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 2. Нью-Йорк: Энциклопедия Пресс (опубликовано в 1913 г.). стр. 142–143.
- Жуковский, Аркадия (1984). "Autocephaly". В Кубиёвых, Volodymyr (ed.). Encyclopedia of Ukraine . Vol. 1. Toronto: University of Toronto. pp. 141-142. ISBN 978-1-4426-3280-6 .
- А. Шмеман, «Значительный шторм: некоторые размышления об автокефалии, традиции и экклезиологии», SVTQ 15 (1971) 3–27.
- Филип Уолтерс (2002) Заметки об автокефалии и филетизме, 30:4, 357–364, дои : 10.1080/09637490120103320
- Папаконстантину. (2011). Автокефалия. В онлайн-энциклопедии христианства. Лейден, Конинклийке Брилл Н.В. дои : 10.1163/2211-2685_eco_A776
- Тюдори. (2020). Время пришло: дебаты по поводу автокефалии ПЦА отражены в ежеквартальном ежеквартальном журнале "Св. Владимир" ("Тюдорие", ред.). Издательство Свято-Владимирской семинарии.