Jump to content

Болгарский Экзархат

Открытка начала XX века с изображением болгарской церкви Святого Стефана в Балате , Константинополь .

Болгарский Экзархат ( болгарский : Българска екзархия , латинизированный : Balgarska ekzarhiya ; турецкий : Bulgar Eksarhlığı ) — официальное название Болгарской Православной Церкви до того, как ее автокефалия была признана Вселенским Престолом в 1945 году и Болгарский Патриархат был восстановлен в 1953 году.

Экзархат (фактическая автокефалия ) был в одностороннем порядке (без благословения Вселенского Патриарха ) установлен указом Османской империи 23 мая [ OS 11 мая] 1872 года в Болгарской церкви в Константинополе во исполнение указа от 12 марта [ OS 28 февраля] ]1870 фирман султана Абдулазиза .

Основание Экзархата стало прямым результатом действий наиболее крайних болгарских националистов под руководством Драгана Цанкова , который сам был католиком, против власти Константинопольского греческого патриархата в 1850-х и 1860-х годах. В 1872 году Патриархия была вынуждена заявить, что Экзархат ввёл этнонациональные особенности в религиозную организацию Православной Церкви, а отделение от Патриархата было официально осуждено Собором в Константинополе в сентябре 1872 года как раскольническое . Тем не менее, болгарские религиозные лидеры продолжали расширять границы Экзархата в Османской империи, проводя плебисциты на территориях, оспариваемых обеими церквями. [1]

Таким образом, в борьбе за признание отдельной Церкви была создана современная болгарская нация под названием Болгарское Просо . [2]

Национальное пробуждение

[ редактировать ]

В 1762 году святой Паисий Хилендарский (1722–1773), монах из юго-западного болгарского города Банско , написал «Историю Славяноболгарской» («История славяно-болгар») — небольшой исторический труд, который был также первым горячим призывом для национального пробуждения. В «Истории славяно-болгар» Паисий призывал соотечественников отказаться от подчинения греческому языку и культуре. Примеру Паисия последовали и другие, в том числе святитель Софроний Врачанский (1739–1813), игумен Спиридон Габровский (умер в 1824 году), игумен Иоаким Карховский (умер в 1820 году) и игумен Кирилл Пейчинович (умер в 1845 году).

Борьба за церковную автономию

[ редактировать ]

Источник: [3]

Результаты работы Паисия и его последователей вскоре начали приносить плоды. Недовольство главенством греческого духовенства начало вспыхивать в ряде болгарских епархий еще в 1820-х годах.

Однако только в 1850 году болгары начали целенаправленную борьбу против греческих священнослужителей в ряде епископств, требуя их замены болгарскими, а также других изменений, таких как использование болгарского языка в литургии и установление зарплаты для епископов. К тому времени большинство болгарских религиозных лидеров осознали, что любая дальнейшая борьба за права болгар в Османской империи не сможет увенчаться успехом, если им не удастся получить хотя бы некоторую степень автономии от Константинопольского Патриархата.

Поскольку османы отождествляли национальность (этническую принадлежность) с вероисповеданием , а большинство этнических болгар были православными христианами, они автоматически были включены в Румское просо , общину, которой сразу же управлял Вселенский Патриарх в его качестве миллет-баши и в которой доминировали фанарские греки ( фанариоты ). Таким образом, если болгары хотели иметь болгарские школы и литургию на болгарском языке , им нужна была автономная церковная организация.

Борьба между болгарами, возглавляемыми Неофитом Бозвели и Иларионом Стояновым , и фанариотами обострялась на протяжении 1860-х годов. Поскольку в конце десятилетия греческие священнослужители были изгнаны из большинства болгарских епископств, вся северная Болгария, а также северные части Фракии и Македонии фактически вышли из состава Патриархата.

Основание Болгарского экзархата

[ редактировать ]
Фирман султана Абдулазиза об учреждении Болгарского экзархата, 27 февраля 1870 г.
Карта Болгарского экзархата (1870–1913 гг.).

Стремясь утихомирить волнения, османское правительство султана Абдулазиза предоставило право создать автономный Болгарский экзархат епархиям Болгарии, а также тем, в которых к нему были готовы присоединиться не менее двух третей православных христиан. издание султанского фирмана , обнародованного 12 марта [ OS 28 февраля] 1870 года. Фирман предусматривал широкую автономию Экзархата, но оставлял его под верховной канонической властью Вселенского Престола, т. е. не полную автокефалию.

Границы Экзархата продолжали распространяться на современную северную Болгарию ( Мезию ), большую часть Фракии , а также на северо-восток Македонии . После того, как христианское население епископств Скопье и проголосовало Охрида в 1874 году подавляющим большинством голосов за присоединение к Экзархату (Скопье - 91%, Охрид - 97%). [4] Болгарский экзархат стал контролировать всю Македонию ( Вардарскую и Пиринскую Македонию ). во всей Греческой Македонии и Адрианопольском вилайете Экзархат также был представлен викариями . Таким образом, в границы Экзархата входили все болгарские округа в составе Османской империи .

Процесс создания Экзархата как юридического института был важной частью процесса государственного строительства. 13 марта 1870 года созывается собрание болгарских руководителей в Константинополе под председательством Гаврила Крастевича для избрания десяти гражданских членов Временного церковного совета. В состав совета входят также шесть болгарских епископов, которые составляют Синод Экзархата. Роль вновь созданного совета заключалась в разработке проекта Статута Экзархата, который предписывает внутренний административный порядок Болгарской автокефальной церкви. [5] В течение следующих десяти месяцев совет обсуждал идеи по поводу статуи Экзархата. В ходе дискуссий возникли два политических лагеря. В «либерально-демократический» лагерь вошли Петко Славейков, Тодор Икономов и Стоян Чомаков, которые спорили о приоритете демократических и представительских функций Экзархата. С их точки зрения, гражданские члены учреждений Экзархата должны руководить выполнением административных функций, выходящих за рамки строго религиозных практик. Лагерь «консерваторов» выступал за сохранение строгой церковной иерархии в деятельности Экзархата, выступал за строгое следование православным традициям и настаивал на расширении институциональных полномочий, основанных на фигуре Экзарха. Представителями «консервативного» лагеря были П. В. Оджаков и Иларион Макариопольский. Эта политическая дискуссия продолжила идеологическое противостояние между ″молодыми″ и ″старыми″ патриотическими группами, которые лежали в основе разграничения между консервативной и либеральной политическими фракциями в Учредительном собрании 1879 года в Велико Тырново. [6]

Болгарский раскол

[ редактировать ]
Этнический состав центральных Балкан в 1870 году.

Первым (после того, как Иларион Ловечский был вынужден уйти в отставку до утверждения правительством) болгарским экзархом был Антим I , избранный Священным Синодом Экзархата 28 февраля [ OS 16 февраля] 1872 года.

23 мая [ OS 11 мая] 1872 года в болгарской церкви Св. Стефана в Константинополе, закрытой по указу Вселенского Патриарха, Антим I вместе с другими болгарскими иерархами, которым тогда было запрещено все священническое служение, совершил литургию. , после чего провозгласил автокефалию Болгарской Церкви.

Патриарший Синод отреагировал лишением сана Антима I и отлучением от церкви других, в том числе Илариона Стоянова.

царевны Миладиновой Болгарский пансион для девочек в Салониках , 1882–1883 ​​гг.

Решение об одностороннем провозглашении автокефалии Болгарской Церкви не было принято Константинопольским Патриархатом .

Последующий Собор в Константинополе под председательством Вселенского Патриарха Анфима VI в сентябре 1872 года, в котором также участвовали Патриархи Александрийский , Антиохийский и Иерусалимский (последний отказался подписать решения Собора), объявленный 18 сентября (30 сентября) [7] ) Болгарский экзархат раскололся и объявил его приверженцев отлученными от церкви . Последних обвиняли в том, что они «отдали православие этническому национализму», что было квалифицировано как ересь — « этнофилетизм » ( греч . εθνοφυλετισμός ). Кроме того, 21 января 1872 года по просьбе Патриарха и под влиянием графа Николая Павловича Игнатьева , тогда влиятельного российского посла в Константинополе, османское правительство отправило в ссылку в Измир , Анатолию, трёх болгарских дьяков Илариона Макариопольского , Панарета Пловдивского. и Иларион Ловечский . Энергичные протесты болгарской общины в Стамбуле вскоре привели к отмене этого решения.

Русский Святейший Синод заявлял о нейтралитете, однако российское правительство в лице графа Николая Игнатьева активно выступало посредником в греко-болгарском споре. Единство Православной Церкви сыграло важную роль в обеспечении политических интересов России в православном мире. Однако попытки удовлетворить Греческий Патриархат путем сокращения территорий Болгарского Экзархата (в частности, Вардара , Пирина и Греческой Македонии ) оказались бесплодными и противоречили болгарским интересам. [8]

Печать Болгарского Экзархата, 1872 г.

Экзарх Антим I был демобилизован османским правительством сразу после начала русско-турецкой войны (1877–1878) 24 апреля 1877 года и отправлен в ссылку в Анкару . Под руководством своего преемника Иосифа I Экзархату удалось развить и значительно расширить свою церковно-школьную сеть в Болгарском княжестве, Восточной Румелии , Македонии и Адрианопольском вилайете . В 1879 году Тырновская конституция официально провозгласила Болгарскую православную церковь национальной религией нации. Накануне Балканских войн 1912 года только в Османско-Македонских вилайетах и ​​Адрианопольском вилайете Болгарский экзархат имел семь епархий с прелатами и еще восемь с исполняющими обязанности председателей, а также 38 викариатов, 1218 приходов и 1310 приходских священников, 1331 церковь. , 73 монастыря и 234 часовни, а также 1373 школы с 2266 учителями и 78854 учениками. Почти все школьные учителя родились в Македонии и Адрианопольской Фракии. [9]

Непосредственным следствием раздела Османской империи во время Балканских войн стала антиболгарская кампания в районах, находящихся под властью Сербии и Греции . Сербы изгнали экзархистских церковников и учителей и закрыли болгарские школы и церкви (что повлияло на положение 641 школы и 761 церкви). Тысячи болгарских беженцев уехали в Болгарию, присоединившись к еще большему потоку из опустошенной Эгейской Македонии, где греки сожгли Кукуш , центр болгарской политики и культуры. Болгарский язык (включая македонские диалекты) был запрещен, а его тайное использование, когда бы оно ни обнаруживалось, высмеивалось или наказывалось. [10] Османам фракийско - удалось удержать Адрианопольский регион, где все болгарское население подверглось тотальной этнической чистке армией младотурецкой . [11]

Болгарская мужская средняя школа в Салониках в начале 20 века.

После Первой мировой войны в силу мирных договоров Болгарский экзархат был лишен своих епархий в Македонии и Эгейской Фракии . Экзарх Иосиф I перенес свои офисы из Константинополя в Софию еще в 1913 году. После смерти Иосифа I в 1915 году Болгарская Православная Церковь не имела возможности избирать своего постоянного главу в общей сложности три десятилетия.

Условия для восстановления Болгарского Патриархата и избрания главы Болгарской Церкви были созданы после Второй мировой войны . В 1945 году раскол был снят и Константинопольский Патриарх признал автокефалию Болгарской Церкви. В 1950 году Священный Синод принял новый Статут, который открыл путь к восстановлению Патриархата, а в 1953 году избрал митрополита Пловдивского Кирилла, Болгарского Патриарха. [12]

Территория Болгарского экзархата

[ редактировать ]
Болгарская школа в Крушево (1910 г.)

До Балканских войн 1912/1913 Болгарский экзархат располагал в общей сложности 23 епископствами в Болгарии, большей частью населенной территории Торлака (в 1878 году частично переданной Османской империей Сербии ) и областью Македонии : Видин , Враца , Ниш (до 1878 г.), Ловеч , Велико Тырново , Русе , Силистра , Варна , Преслав , Сливен , Стара Загора , Пирот (до 1878 г.), Пловдив , София , Самоков , Кюстендил , Скопье , Дебар , Битола , Охрид , Велес , Струмица и Неврокоп ; также его представляли исполняющие обязанности председателей в восьми других епископствах региона Македонии и Адрианопольского вилайета ( Лерин , Эдесса , Костур , Солун , Кукуш , Сьяр , Одрин и Царево ).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ От ромового проса до греческих и болгарских народов: религиозные и национальные дебаты на приграничных территориях Османской империи, 1870–1913 гг., Теодора Драгостинова, Университет штата Огайо, Колумбус.
  2. ^ Краткая история Болгарии, Р. Дж. Крэмптон, издательство Кембриджского университета, 2005, ISBN   0521616379 , с. 74.
  3. ^ Калканджиева, Даниэла (2014). «Болгарская православная церковь» в книге Л. Н. Леутяна (ред.), Православное христианство и национализм в Юго-Восточной Европе девятнадцатого века . Издательство Фордхэмского университета. стр. 164–201. ISBN  9780823256068 . Архивировано из оригинала 20 марта 2017 г. Проверено 24 февраля 2017 г.
  4. ^ Церковь и церковная жизнь в Македонии, Петар Петров, Христо Темельски, Македонский научный институт, София, 2003.
  5. ^ Зина Маркова, Болгарский экзархат 1870-1879, София, Болгарская академия наук, 1989, стр.31.
  6. ^ Зина Маркова, Болгарская экзархия, стр. 45-46.
  7. ^ The date according to С.-Петербургскiя вѣдомости , September 20, 1871, № 258, page 3.
  8. ^ Симеон Радев, «Строители современной Болгарии», том 1, глава 3, Российская политика и Болгарская церковь.
  9. ^ Проф. Воин Божинов, «Болгарское образование в Македонии и Адрианопольском регионе Фракии (1878–1913)», Издательство Болгарской академии наук , София, 1982, с. 356 (на болгарском языке).
  10. ^ Иво Банак, «Македуан» в «Национальном вопросе в Югославии. Истоки, история, политика», стр. 307–328, Cornell University Press, 1984, получено 8 сентября 2007 г.
  11. ^ Любомир Милетич , « Уничтожение фракийских болгар в 1913 году », Болгарская академия наук , София, Государственная типография, 1918. Интернет-публикация фототипического переиздания первого издания книги на болгарском языке здесь , получено 8 сентября. , 2007 (на болгарском языке "Уничтожение фракийских болгар в 1913 году", Болгарская академия наук, София, Государственная типография, 1918; II фототипное издание, Культурно-просветительский клуб "Фракия" - София, 1989, София).
  12. ^ Даниэла Калкаджиева, «Восстановление патриаршего достоинства Болгарской Православной Церкви», Болгарское историческое обозрение, София, том. 4, (1994): 101–105.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a582c0ae31f303c234a7b32b2d281ca__1720857600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/ca/7a582c0ae31f303c234a7b32b2d281ca.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bulgarian Exarchate - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)