Национальное пробуждение Болгарии
Подъем национализма на Балканах Национализм в Османской империи |
---|
Национальное пробуждение Болгарии относится к болгарскому национализму, возникшему в начале 19 века под влиянием западных идей, таких как либерализм и национализм , которые просочились в страну после Французской революции , в основном через Грецию , хотя в 18 веке наблюдались подвижки. век. Россия, как православные славяне , могла бы обратиться к болгарам так, как не смогла бы Австрия. 1774 Кучук-Кайнарджинский договор года давал России право вмешиваться в дела Османской империи для защиты христианских подданных султана.
Фон
[ редактировать ]Считается, что болгарское национальное возрождение началось с деятельности святого Паисия Хилендарского , который выступал против греческого доминирования в культуре и религии Болгарии. Его труд «История славяноболгарской» («История славяно-болгар»), вышедший в 1762 году, стал первым трудом болгарской историографии. Оно считается величайшим произведением Паисия и одним из величайших произведений болгарской литературы. В нем Паисий интерпретировал болгарскую средневековую историю с целью возродить дух своего народа.
Его преемником стал святитель Софроний Врацкий , начавший борьбу за независимую Болгарскую церковь.
Первое общенациональное движение было за просвещение. Образованные болгары начали финансировать строительство болгарских школ. Несмотря на сопротивление Османской империи , болгары основали собственные школы и начали издавать учебники. В этом они получили существенную помощь от американских протестантских миссионеров , которые предоставили первую и единственную типографию в Османской империи в Смирне (ныне Измир ), способную печатать болгарскую кириллицу. [1] Греческое восстание против османов в 1821 году также повлияло на небольшой образованный класс болгар. Но греческое влияние было ограничено общим недовольством болгар по поводу греческого контроля над Православной церковью в Болгарии. Именно борьба за возрождение независимой болгарской церкви впервые пробудила болгарские националистические настроения. Когда некоторые болгары пригрозили вообще отказаться от Православной Церкви и создать Болгарскую униатскую церковь, лояльную Риму , Россия вмешалась в дела султана. В 1870 году Болгарский экзархат указом султана был создан , и первый болгарский экзарх ( Антим I ) стал естественным лидером формирующейся нации. Константинопольский Патриарх ответил отлучением от церкви Болгарского Экзархата, что укрепило их стремление к независимости.
Еще одним источником болгарского национального возрождения было романтическое националистическое видение народа, разделяющего устные традиции и обычаи. Эти идеи были стимулированы, в частности, работами Иоганна Готфрида Гердера и были подкреплены русскими славянофилами и образцовым сербским национализмом под влиянием ученых-публицистов, таких как Вук Караджич . ученый и редактор газеты Любен Каравелов В Болгарии важную роль в сборе и публикации устных традиций, а также сравнении их с традициями других славянских народов сыграл .
В «большую четверку» борьбы Болгарии за независимость входили Георгий Раковский (Суби С. Попович), Васил Левски (Васил Иванов Кунчев), Любен Каравелов и Христо Ботев . Раковский изложил первый план независимости Болгарии, но умер, не успев воплотить свой план в жизнь. Левски, Каравелов и Ботев сформировали Болгарский революционный центральный комитет, первую настоящую независимую организацию с четким планом революции. Но Левский был убит в 1873 году, и комитеты внутри Болгарии распались. Более поздний спор между Каравеловым и Ботевым привел к распаду организации. [ нужна ссылка ]
Болгарский Экзархат
[ редактировать ]Болгарский Экзархат (фактическая автокефалия ) был в одностороннем порядке (без благословения Вселенского Патриарха ) провозглашен 23 мая [ OS 11 мая] 1872 года в Болгарской церкви в Константинополе от 12 марта [ OS 28 февраля] 1870 года во исполнение фирмана . султана Абдулазиза Османской империи .
Основание Экзархата стало прямым результатом борьбы болгарских православных против господства Константинопольского греческого патриархата в 1850-х и 1860-х годах. В 1872 году Патриархат обвинил Экзархат в том, что он внес этнонациональные особенности в религиозную организацию Православной Церкви, а выход из Патриархата был официально осужден Собором в Константинополе в сентябре 1872 года как раскольнический . Тем не менее, болгарские религиозные лидеры продолжали расширять границы Экзархата в Османской империи, проводя плебисциты на территориях, оспариваемых обеими церквями. [2]
Таким образом, в борьбе за признание отдельной Церкви была создана современная болгарская нация под названием Булгар Миллет . [3]
Болгарский Экзархат — официальное название Болгарской Православной Церкви до ее автокефалии признания Вселенским Престолом в 1945 году и восстановления Болгарского Патриархата в 1953 году.
Апрельское восстание
[ редактировать ]В апреле 1876 года болгары подняли Апрельское восстание . Оно было организовано Болгарским революционным центральным комитетом и вдохновлено восстанием в Боснии и Герцеговине в прошлом году. Восстание в основном ограничивалось областью Пловдива , некоторыми районами северной Болгарии, Македонии и областью Сливена . Восстание было жестоко подавлено османами, которые привели нерегулярные османские войска ( башибузуки ) из-за пределов этого района. Многие деревни были разграблены и около двенадцати тысяч человек были убиты , большинство из них - в восставших городах Батак , Перуштица и Братцигово в районе Пловдива. Резня вызвала широкую общественную реакцию во главе с либеральными европейцами, такими как Уильям Юарт Гладстон , который начал кампанию против «болгарских ужасов». Кампанию поддержал ряд европейских интеллектуалов и общественных деятелей, таких как Чарльз Дарвин , Оскар Уайльд , Виктор Гюго и Джузеппе Гарибальди .
Константинопольская конференция
[ редактировать ]Однако самая сильная реакция последовала из России. Огромный общественный резонанс, Апрельским восстанием вызванный в Европе, дал русским долгожданный шанс реализовать свои долгосрочные цели в отношении Османской империи . Усилия России, сосредоточенные на сглаживании разногласий и противоречий между великими державами, в конечном итоге привели к Константинопольской конференции, состоявшейся в декабре 1876 — январе 1877 года в османской столице. На конференции присутствовали делегаты из России , Великобритании , Франции , Австро-Венгрии , Германии и Италии , и она должна была принести мирное и прочное решение болгарского вопроса.
Россия до последней минуты настаивала на включении всех населенных болгарами земель в Македонии , Мезии , Фракии и Добрудже в состав будущего болгарского государства, в то время как Великобритания, опасаясь, что большая Болгария будет представлять угрозу британским интересам на Балканах , выступала за меньшее болгарское княжество к северу от Балканских гор . Делегаты в конечном итоге дали свое согласие на компромиссный вариант, который исключал южную Македонию и Фракию и запрещал Болгарии доступ к Эгейскому морю , но в остальном включал все остальные регионы Османской империи, населенные болгарами ( иллюстрация слева ). Однако в последнюю минуту османы отвергли этот план при тайной поддержке Великобритании.
Русско-турецкая война 1877–1878 гг.
[ редактировать ]Поскольку на карту была поставлена ее репутация, у России не было другого выбора, кроме как объявить войну османам в апреле 1877 года. Румынская армия и небольшой отряд болгарских изгнанников также сражались бок о бок с наступающими русскими. Русские и румыны смогли нанести решающее поражение османам в битве при Шипке и у Плевены , а к январю 1878 года они оккупировали большую часть Болгарии. Таким образом, они смогли диктовать свои условия султану и в Сан-Стефанском договоре предложили создать большое болгарское государство, охватывающее почти все земли, населенные болгарами. Султан был не в состоянии сопротивляться, но другие державы не желали допустить расчленения Османской империи или создания крупного пророссийского государства на Балканах.
По мнению Филипа Редера, Сан-Стефанский договор «преобразовал» болгарский национализм, превратив его из разобщенного движения в единое. [4]
Берлинский договор
[ редактировать ]В результате Берлинский договор (1878 г.) под руководством Отто фон Бисмарка из Германии и Бенджамина Дизраэли из Великобритании пересмотрел предыдущий договор и сократил предлагаемое болгарское государство. Большая часть болгарских территорий была возвращена Империи (часть Фракии и Македонии ), а другие отданы Сербии и Румынии.
было создано Княжество Болгария Между Дунаем и Старой Планиной со штаб-квартирой в старой болгарской столице Велико-Тырново , включая Софию. Это государство должно было находиться под номинальным суверенитетом Османской империи, но управляться им должен был князь, избранный съездом болгарской знати и одобренный державами. Они настаивали на том, что принц не мог быть русским, но в результате компромисса был выбран князь Александр Баттенбергский , племянник царя Александра II .
Между Старой Планиной и линией Родопского хребта автономная провинция Восточная Румелия , который проходит примерно в 50 км к северу от современной границы между Болгарией и Грецией, была создана . Со столицей в Пловдиве он должен был находиться под суверенитетом Османской империи, но управляться христианским губернатором, назначенным султаном с одобрения держав. управлял Александр Богориди Этой гибридной территорией большую часть своего недолгого существования .
См. также
[ редактировать ]- Болгарская сухопутная армия (1810-1812)
- Освобождение Болгарии
- Великая Болгария
- Кресна – Причина восстания
- Болгарское объединение
- Ilinden-Preobrazhenie Uprising
- Болгарская декларация независимости
- Время расставания (роман)
- Золотой век средневековой болгарской культуры
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Американский вклад в возрождение в Болгарии
- ^ От ромового проса до греческих и болгарских народов: религиозные и национальные дебаты на приграничных территориях Османской империи, 1870–1913 гг., Теодора Драгостинова, Университет штата Огайо, Колумбус.
- ^ Краткая история Болгарии, Р. Дж. Крэмптон, издательство Кембриджского университета, 2005, ISBN 0521616379 , с. 74.
- ^ Редер, Филип Г. (2007). Откуда берутся национальные государства: институциональные изменения в эпоху национализма . Издательство Принстонского университета. стр. 17–18. ISBN 978-0-691-13467-3 . JSTOR j.ctt7t07k .