Jump to content

Национальное пробуждение Болгарии

Национальное пробуждение Болгарии относится к болгарскому национализму, возникшему в начале 19 века под влиянием западных идей, таких как либерализм и национализм , которые просочились в страну после Французской революции , в основном через Грецию , хотя в 18 веке наблюдались подвижки. век. Россия, как православные славяне , могла бы обратиться к болгарам так, как не смогла бы Австрия. 1774 Кучук-Кайнарджинский договор года давал России право вмешиваться в дела Османской империи для защиты христианских подданных султана.

Считается, что болгарское национальное возрождение началось с деятельности святого Паисия Хилендарского , который выступал против греческого доминирования в культуре и религии Болгарии. Его труд «История славяноболгарской» («История славяно-болгар»), вышедший в 1762 году, стал первым трудом болгарской историографии. Оно считается величайшим произведением Паисия и одним из величайших произведений болгарской литературы. В нем Паисий интерпретировал болгарскую средневековую историю с целью возродить дух своего народа.

Его преемником стал святитель Софроний Врацкий , начавший борьбу за независимую Болгарскую церковь.

Первое общенациональное движение было за просвещение. Образованные болгары начали финансировать строительство болгарских школ. Несмотря на сопротивление Османской империи , болгары основали собственные школы и начали издавать учебники. В этом они получили существенную помощь от американских протестантских миссионеров , которые предоставили первую и единственную типографию в Османской империи в Смирне (ныне Измир ), способную печатать болгарскую кириллицу. [1] Греческое восстание против османов в 1821 году также повлияло на небольшой образованный класс болгар. Но греческое влияние было ограничено общим недовольством болгар по поводу греческого контроля над Православной церковью в Болгарии. Именно борьба за возрождение независимой болгарской церкви впервые пробудила болгарские националистические настроения. Когда некоторые болгары пригрозили вообще отказаться от Православной Церкви и создать Болгарскую униатскую церковь, лояльную Риму , Россия вмешалась в дела султана. В 1870 году Болгарский экзархат указом султана был создан , и первый болгарский экзарх ( Антим I ) стал естественным лидером формирующейся нации. Константинопольский Патриарх ответил отлучением от церкви Болгарского Экзархата, что укрепило их стремление к независимости.

Еще одним источником болгарского национального возрождения было романтическое националистическое видение народа, разделяющего устные традиции и обычаи. Эти идеи были стимулированы, в частности, работами Иоганна Готфрида Гердера и были подкреплены русскими славянофилами и образцовым сербским национализмом под влиянием ученых-публицистов, таких как Вук Караджич . ученый и редактор газеты Любен Каравелов В Болгарии важную роль в сборе и публикации устных традиций, а также сравнении их с традициями других славянских народов сыграл .

В «большую четверку» борьбы Болгарии за независимость входили Георгий Раковский (Суби С. Попович), Васил Левски (Васил Иванов Кунчев), Любен Каравелов и Христо Ботев . Раковский изложил первый план независимости Болгарии, но умер, не успев воплотить свой план в жизнь. Левски, Каравелов и Ботев сформировали Болгарский революционный центральный комитет, первую настоящую независимую организацию с четким планом революции. Но Левский был убит в 1873 году, и комитеты внутри Болгарии распались. Более поздний спор между Каравеловым и Ботевым привел к распаду организации. [ нужна ссылка ]

Открытка начала XX века с изображением болгарской церкви Святого Стефана в Балате , Константинополь .

Болгарский Экзархат

[ редактировать ]

Болгарский Экзархат (фактическая автокефалия ) был в одностороннем порядке (без благословения Вселенского Патриарха ) провозглашен 23 мая [ OS 11 мая] 1872 года в Болгарской церкви в Константинополе от 12 марта [ OS 28 февраля] 1870 года во исполнение фирмана . султана Абдулазиза Османской империи .

Основание Экзархата стало прямым результатом борьбы болгарских православных против господства Константинопольского греческого патриархата в 1850-х и 1860-х годах. В 1872 году Патриархат обвинил Экзархат в том, что он внес этнонациональные особенности в религиозную организацию Православной Церкви, а выход из Патриархата был официально осужден Собором в Константинополе в сентябре 1872 года как раскольнический . Тем не менее, болгарские религиозные лидеры продолжали расширять границы Экзархата в Османской империи, проводя плебисциты на территориях, оспариваемых обеими церквями. [2]

Таким образом, в борьбе за признание отдельной Церкви была создана современная болгарская нация под названием Булгар Миллет . [3]

Болгарский Экзархат — официальное название Болгарской Православной Церкви до ее автокефалии признания Вселенским Престолом в 1945 году и восстановления Болгарского Патриархата в 1953 году.

Апрельское восстание

[ редактировать ]

В апреле 1876 года болгары подняли Апрельское восстание . Оно было организовано Болгарским революционным центральным комитетом и вдохновлено восстанием в Боснии и Герцеговине в прошлом году. Восстание в основном ограничивалось областью Пловдива , некоторыми районами северной Болгарии, Македонии и областью Сливена . Восстание было жестоко подавлено османами, которые привели нерегулярные османские войска ( башибузуки ) из-за пределов этого района. Многие деревни были разграблены и около двенадцати тысяч человек были убиты , большинство из них - в восставших городах Батак , Перуштица и Братцигово в районе Пловдива. Резня вызвала широкую общественную реакцию во главе с либеральными европейцами, такими как Уильям Юарт Гладстон , который начал кампанию против «болгарских ужасов». Кампанию поддержал ряд европейских интеллектуалов и общественных деятелей, таких как Чарльз Дарвин , Оскар Уайльд , Виктор Гюго и Джузеппе Гарибальди .

Константинопольская конференция

[ редактировать ]
Болгария после Константинопольской конференции 1876 г., из «Отчета Международной комиссии по расследованию причин и ведения балканских войн, 1914 г. »

Однако самая сильная реакция последовала из России. Огромный общественный резонанс, Апрельским восстанием вызванный в Европе, дал русским долгожданный шанс реализовать свои долгосрочные цели в отношении Османской империи . Усилия России, сосредоточенные на сглаживании разногласий и противоречий между великими державами, в конечном итоге привели к Константинопольской конференции, состоявшейся в декабре 1876 — январе 1877 года в османской столице. На конференции присутствовали делегаты из России , Великобритании , Франции , Австро-Венгрии , Германии и Италии , и она должна была принести мирное и прочное решение болгарского вопроса.

Россия до последней минуты настаивала на включении всех населенных болгарами земель в Македонии , Мезии , Фракии и Добрудже в состав будущего болгарского государства, в то время как Великобритания, опасаясь, что большая Болгария будет представлять угрозу британским интересам на Балканах , выступала за меньшее болгарское княжество к северу от Балканских гор . Делегаты в конечном итоге дали свое согласие на компромиссный вариант, который исключал южную Македонию и Фракию и запрещал Болгарии доступ к Эгейскому морю , но в остальном включал все остальные регионы Османской империи, населенные болгарами ( иллюстрация слева ). Однако в последнюю минуту османы отвергли этот план при тайной поддержке Великобритании.

Русско-турецкая война 1877–1878 гг.

[ редактировать ]
Границы Болгарии по Сан-Стефанскому договору от 3 марта 1878 г.

Поскольку на карту была поставлена ​​ее репутация, у России не было другого выбора, кроме как объявить войну османам в апреле 1877 года. Румынская армия и небольшой отряд болгарских изгнанников также сражались бок о бок с наступающими русскими. Русские и румыны смогли нанести решающее поражение османам в битве при Шипке и у Плевены , а к январю 1878 года они оккупировали большую часть Болгарии. Таким образом, они смогли диктовать свои условия султану и в Сан-Стефанском договоре предложили создать большое болгарское государство, охватывающее почти все земли, населенные болгарами. Султан был не в состоянии сопротивляться, но другие державы не желали допустить расчленения Османской империи или создания крупного пророссийского государства на Балканах.

По мнению Филипа Редера, Сан-Стефанский договор «преобразовал» болгарский национализм, превратив его из разобщенного движения в единое. [4]

Берлинский договор

[ редактировать ]

В результате Берлинский договор (1878 г.) под руководством Отто фон Бисмарка из Германии и Бенджамина Дизраэли из Великобритании пересмотрел предыдущий договор и сократил предлагаемое болгарское государство. Большая часть болгарских территорий была возвращена Империи (часть Фракии и Македонии ), а другие отданы Сербии и Румынии.

Юго-Восточная Европа после Берлинского конгресса.

было создано Княжество Болгария Между Дунаем и Старой Планиной со штаб-квартирой в старой болгарской столице Велико-Тырново , включая Софию. Это государство должно было находиться под номинальным суверенитетом Османской империи, но управляться им должен был князь, избранный съездом болгарской знати и одобренный державами. Они настаивали на том, что принц не мог быть русским, но в результате компромисса был выбран князь Александр Баттенбергский , племянник царя Александра II .

Между Старой Планиной и линией Родопского хребта автономная провинция Восточная Румелия , который проходит примерно в 50 км к северу от современной границы между Болгарией и Грецией, была создана . Со столицей в Пловдиве он должен был находиться под суверенитетом Османской империи, но управляться христианским губернатором, назначенным султаном с одобрения держав. управлял Александр Богориди Этой гибридной территорией большую часть своего недолгого существования .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Американский вклад в возрождение в Болгарии
  2. ^ От ромового проса до греческих и болгарских народов: религиозные и национальные дебаты на приграничных территориях Османской империи, 1870–1913 гг., Теодора Драгостинова, Университет штата Огайо, Колумбус.
  3. ^ Краткая история Болгарии, Р. Дж. Крэмптон, издательство Кембриджского университета, 2005, ISBN   0521616379 , с. 74.
  4. ^ Редер, Филип Г. (2007). Откуда берутся национальные государства: институциональные изменения в эпоху национализма . Издательство Принстонского университета. стр. 17–18. ISBN  978-0-691-13467-3 . JSTOR   j.ctt7t07k .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e773c0bb9e56df230534cc378b7ab939__1718481540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e7/39/e773c0bb9e56df230534cc378b7ab939.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
National awakening of Bulgaria - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)