Jump to content

Болгарское просо

(Перенаправлено с Булгарского проса )
Этническая карта Балкан 1861 года, составленная Гийомом Лежаном . Болгары отмечены светло-зеленым цветом.
Территории под юрисдикцией Болгарского экзархата (1870–1913).
Карта европейской Турции после Берлинского договора. Территории Македонии и Адрианополя, которые были возвращены от Болгарии османам, показаны зелеными границами.

Болгарское просо ( турецкий : Bulgar Milleti ) — этнорелигиозная и языковая община в составе Османской империи с середины 19 до начала 20 века.

Полуофициальный термин «болгарское просо » был впервые использован султаном в 1847 году и был его молчаливым согласием на более этнолингвистическое определение болгар как нации. Это привело к возникновению болгарской церкви Св. Стефана в османской столице Константинополе в 1851 году. Официально как отдельный Миллет в 1860 году были признаны болгарские униаты , а затем в 1870 году — болгарские православные христиане ( Eksarhâne-i Millet i Bulgar ). [ 1 ] В то время классическая османская система милле начала деградировать из-за постоянного отождествления религиозного вероучения с этнической идентичностью, а термин «милле» использовался как синоним нации . [ 2 ]

Создание Болгарского экзархата в 1870 году на практике означало официальное признание отдельного болгарского подданства. [ 3 ] [ 4 ] и в этом случае религиозная принадлежность стала следствием национальной преданности. [ 5 ] Основание независимой церкви, наряду с возрождением болгарского языка и образования, стало решающим фактором, укрепившим национальное самосознание и революционную борьбу, которая привела к созданию болгарского национального государства в 1878 году . [ 6 ] Значимость идей болгарского национализма возросла после Берлинского конгресса , который вернул регионы Македонии и Фракии под контроль Османской империи. Поэтому болгарское националистическое движение провозгласило своей целью включение большей части Македонии и Фракии в состав Великой Болгарии .

В канун 20 века серия конфликтов в османских регионах за пределами Болгарского княжества возникла между греками и сербами с одной стороны и болгарскими экзархистами с другой. Местные славянские села разделились на последователей болгарского национального движения и так называемых грекоманов и сербоманов . После Балканских войн болгарское просо было окончательно ограничено границами Болгарского государства, несмотря на номинально гораздо большую предыдущую территорию Болгарского экзархата. [ 7 ]

Все православные христиане, включая болгар, в Османской империи были подчинены Константинопольскому патриархату доминировали греческие фанариоты , в котором к концу XIX века . Православные христиане были включены в Ромовое Просо . Принадлежность к этой православной общине стала для простых людей более важной, чем их этническое происхождение, и балканские православные люди идентифицировали себя просто как христиане. Тем не менее, этнонимы никогда не исчезали, и некоторая форма этнической идентификации сохранилась, о чем свидетельствует султанский Фирман 1680 года, в котором этнические группы на балканских землях перечислены следующим образом: греки (Рум), албанцы (Арнаут), сербы (Сирф), влахи. (Эфлак или Улла) и болгары (Булгар). [ 8 ]

В конце 18 века Просвещение в Западной Европе оказало влияние на начало Национального пробуждения болгарского народа . Процесс пробуждения встретил сопротивление с ростом национализма в Османской империи в начале 19 века. По мнению сторонников болгарского национального пробуждения, болгары как этническая общность притеснялись не только турками, но и греками . они считали греческое патриаршее духовенство Главным угнетателем . заставил болгар обучать своих детей в греческих школах и ввел церковные службы исключительно на греческом языке, чтобы эллинизировать болгарское население.

Борьба школы и церкви

[ редактировать ]

В начале девятнадцатого века национальные элиты использовали этнолингвистические принципы, чтобы различать «болгарскую» и «греческую» идентичность в ромовом просе. Болгары хотели создать свои школы по единому современному литературному стандарту. [ 9 ] На Балканах болгарское образование стимулировало националистические настроения в середине XIX века. Большинство богатых болгарских купцов отправили своих детей на светское образование, превратив некоторых из них в болгарских национальных активистов. В то время светские болгарские школы распространялись по всей Мезии , Фракии и Македонии, чему способствовали современные методы обучения. Этот расширяющийся набор болгарских школ начал вступать в контакт с греческими школами, создавая почву для националистического конфликта. [ 10 ]

К середине века болгарские активисты переключили свое внимание с языка на религию и начали дебаты о создании отдельной болгарской церкви. [ 11 ] Как следствие, до 1870-х годов центр Болгарского национального возрождения переключился на борьбу за Болгарскую церковь, независимую от Константинопольского Патриархата. Культурная, административная и даже политическая независимость от Патриархата могла быть получена только путем создания отдельного проса или нации . Скоординированные действия, направленные на признание отдельного проса, составляют так называемую «Церковную борьбу». Действия были осуществлены болгарскими национальными лидерами и поддержаны большинством славянского населения современной Болгарии, Восточной Сербии, Северной Македонии и Северной Греции.

Болгары часто полагались на османские власти как на союзников в противостоянии с патриархами. название болгарского проса . Султан Фирман 1847 года был первым официальным документом, в котором упоминалось [ 12 ] В 1849 году султан предоставил болгарскому просу право построить собственную церковь в Стамбуле . [ 13 ] Впоследствии в церкви состоялось пасхальное воскресенье 1860 года, когда впервые де-факто был провозглашен автокефальный Болгарский экзархат . [ 14 ]

Признание болгарского проса и болгарского раскола

[ редактировать ]

Тем временем некоторые болгарские лидеры пытались договориться о создании Болгарской униатской церкви. отдельного болгарского католического Миллета в 1860 году. Движение за союз с Римом привело к первоначальному признанию султаном [ 15 ] Султан издал по этому поводу специальный указ ( ираде ). [ 16 ] Хотя первоначально движение собрало около 60 000 приверженцев, последующее создание Болгарского экзархата сократило их число примерно на 75%.

Болгарская «церковная борьба» была окончательно разрешена указом султана в 1870 году, которым был учрежден Болгарский экзархат. [ 17 ] Закон также учредил Болгарское православное Миллет – организацию, сочетающую современное понятие нации с османским принципом Милле. [ 17 ] Это также превратило болгарского экзарха как в религиозного лидера, так и в административного главу Милле. [ 17 ] Новое образование пользовалось внутренней культурной и административной автономией. [ 17 ] Однако он исключил неправославных болгар и, таким образом, не смог охватить всех представителей болгарского этноса. Ученые утверждают, что система проса сыграла важную роль в преобразовании Болгарский экзархат в организацию, пропагандирующую этнорелигиозный национализм среди православных болгар. [ 17 ]

11 мая 1872 года в болгарской церкви Св. Стефана в Константинополе, закрытой по указу Вселенского Патриарха, болгарские иерархи совершили литургию, после чего была провозглашена автокефалия Болгарской Церкви. Решение об одностороннем провозглашении автокефалии Болгарской Церкви не было принято Константинопольским Патриархатом . Таким образом, термин «филетизм» был придуман на Священном Всеправославном Синоде, заседавшем в Стамбуле 10 августа. Синод официально осудил церковный национализм и объявил 18 сентября Болгарский Экзархат раскольником .

Независимость Болгарии

[ редактировать ]

Добившись религиозной независимости, болгарские националисты сосредоточились и на обретении политической независимости. В начале 1870-х годов начали развиваться два революционных движения: Внутренняя революционная организация и Болгарский революционный центральный комитет . Их вооруженная борьба достигла апогея во время Апрельского восстания , вспыхнувшего в 1876 году. Оно вылилось в русско-турецкую войну 1877–1878 годов и привело к основанию третьего болгарского государства после Сан-Стефанского договора . По договору было создано Княжество Болгария, территория которого включала обширную территорию между Дунаем и Балканскими горами , большую часть сегодняшней Восточной Сербии, Северной Фракии, части Восточной Фракии и почти всю Македонию. В то время переход духовенства из православной церкви в католическую и наоборот был симптомом игры иностранных держав, в которую духовенство ввязалось после Берлинского договора 1878 года , разделившего оговоренную территорию нового княжества. Таким образом, во взаимодействии православной и униатской доктрины Болгария поддержала православный экзархат. Россия поддержала Болгарию. Греческий Константинопольский Патриархат поддержал греческую национальную идею. Франция и империя Габсбургов поддержали униатов. Позиция Османской империи зависела от того, как ей придется сбалансировать свои интересы в игре с великими державами .

Фракия и Македония

[ редактировать ]

Значимость идей болгарского национализма возросла после Берлинского конгресса , который вернул себе регионы Македонии и Южной Фракии, вернув их под контроль Османской империи. автономная османская провинция под названием Восточная Румелия была создана Также в Северной Фракии . Как следствие, болгарское националистическое движение провозгласило своей целью включение большей части Македонии и Фракии в состав Великой Болгарии. Восточная Румелия была присоединена к Болгарии в 1885 году в результате бескровной революции. Христианское население казасов , в настоящее время находящееся в границах Северной Македонии, например, было разделено на следующие этнорелигиозные общины во время Всеобщей переписи населения Османской империи 1881/82 года :

Христианские этнорелигиозные группы по данным Османской переписи населения 1881–1882 годов в современной Северной Македонии. [ 18 ]
Курица 1 Болгарские экзархисты Греческие патриархисты (в основном грекомыслящие арумыны, славяне и албаноязычные, в т.ч. так называемые старосербы )
Число % Число %
Кёпрюлю / Велес 32,843 98.7 420 1.3
Тиквеш 21,319 98.8 260 1.2
Гевгили / Гевгелия 5,784 28.4 14,558 71.6
Тойран / Дойран 5,605 77.0 1,591 22.1
Устурумка/ Струмица 2,974 17.8 13,726 82.2
Скопье / Скопье 22,497 77.2 6,655 22.8
Каратова / Кратово 19,618 81.8 4,332 18.1
Куманова / Куманово 29,478 70.1 12,268 29.9
Планка/ Крива Паланка 18,196 97.9 388 2.1
Иштип / Стип 17,575 100 0 -
Качана / Кочани 33,120 99.8 83 0.8
Радовишт / Радовис 7,364 100.0 0 -
Калканделен / Тетово 9,830 66.3 4,990 33.7
Монастир / Битола 61,494 60.0 41,077 40.0
Охрид / Охрид 33,306 91.6 3,049 8.4
Пирлеп ​​/ Прилеп 43,763 97.2 1,248 2.8
Кирчова / Кичево 20,879 99.7 64 0.3

Численность населения различных этноконфессиональных общин в Адианопольском вилайете по данным Османской переписи 1906/7 года в тысячах скорректирована до округленных цифр. [ 19 ]

Этноконфессиональные группы в Адрианопольском вилайете по данным Османской переписи населения 1906-07 гг.

  Мусульмане (52,64%)
  Греки (29,00%)
  Болгары (13,78%)
  Армяне (2,21%)
  Евреи (2,04%)
  Разное (0,37%)
Группы Эдирне Комотини Кыркларели Александруполис Текирдаг Галлиполи Общий
мусульмане 154 240 78 44 77 26 619
греки 103 22 71 28 53 65 341
болгары 57 29 30 29 6 1 162
евреи 16 1 2 3 2 24
Армяне 5 - 19 1 26
Другие 2 - - 1 - 2
Общий 317 292 181 89 159 96 1,176

В начале 1890-х годов были основаны две проболгарские революционные организации, действовавшие в Македонии и Южной Фракии: Болгарские Македонско-Адрианопольские революционные комитеты и Верховный Македонско-Адрианопольский комитет . Тогда македонские славяне считались и идентифицировали себя преимущественно как македонские болгары . [ 20 ] [ 21 ] В 1903 году они вместе с фракийскими болгарами участвовали в неудачном Илинденско-Преображенском восстании против османов в Македонии и Адрианопольском вилайете . За этим последовала серия конфликтов между греками и болгарами в обоих регионах. Напряженность была результатом разных концепций национальности. Славянские села разделились на последователей болгарского национального движения, так называемых грекоманов и сербоманов . Младотурецкая революция 1908 года восстановила деятельность Османского парламента, деятельность которого была приостановлена ​​султаном в 1878 году. После революции вооруженные группировки сложили оружие и присоединились к юридической борьбе. Болгары основали Народную федеративную партию (Болгарскую секцию) и Союз болгарских конституционных клубов и участвовали в выборах в Османской империи. Вскоре младотурки стали все более османистами и стремились подавить национальные устремления различных меньшинств в Македонии и Фракии.

Растворение

[ редактировать ]

Результатом Балканских войн 1912–1913 годов стал раздел территорий Османской империи в Европе, за которым последовала антиболгарская кампания в районах Македонии и Фракии, находившихся под управлением Сербии и Греции . Болгарские церковники были изгнаны, болгарские школы были закрыты и болгарский язык . там запрещен [ 22 ] Славянское население там провозглашалось либо « южными, т.е. старосербами », либо « славяноязычными греками ». [ 23 ] В районе Адрианополя , который османам удалось удержать , все фракийско-булгарское население подверглось этнической чистке . Как следствие, многие болгары бежали с территорий современной Греции , Северной Македонии и европейской Турции на территорию нынешней Болгарии. Впоследствии Османская империя потеряла практически все свои владения на Балканах, что фактически положило конец общине болгарского миллета.

См. также

[ редактировать ]

Ссылки и примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Эволюционная теория и этнические конфликты. Серия Praeger в политической коммуникации, Патрик Джеймс, Дэвид Гетце, Greenwood Publishing Group, 2001, ISBN   0-275-97143-0 , стр. 159–160.
  2. ^ Националистическое исключение и этнический конфликт: тени современности, Андреас Виммер, Cambridge University Press, 2002, ISBN   0-521-01185-X , стр. 171–172.
  3. ^ Краткая история Болгарии, Р. Дж. Крэмптон, издательство Кембриджского университета, 2005, ISBN   0-521-61637-9 , с. 74.
  4. ^ Создание нации на Балканах: историография болгарского возрождения, Румен Даскалов, Central European University Press, 2004, ISBN   963-9241-83-0 , с. 1 .
  5. ^ Стефан Стамболов и возникновение современной Болгарии, 1870–1895, Дункан М. Перри, Duke University Press, 1993, ISBN   0-8223-1313-8 , с. 7.
  6. ^ Дейл Ф. Эйкельман и Симеон Евстатьев под ред. (2022) Ислам, христианство и секуляризм в Болгарии и Восточной Европе. Брилл; ISBN   9789004511569 , стр. 5–6.
  7. ^ Томаш Камуселла (2018) Этническая чистка во время холодной войны. Забытое изгнание турок из коммунистической Болгарии в 1989 году. Тейлор и Фрэнсис, ISBN   9781351062688 , с. 192.
  8. ^ История болгар. Позднее Средневековье и Возрождение, том 2, Георгий Бакалов, Издательство ТРУД, 2004, ISBN  954-528-467-6 , стр. 23. (Bg.)
  9. ^ Исторический словарь Республики Македония. Исторические словари Европы , Димитар Бечев, Scarecrow Press, 2009, ISBN   0-8108-6295-6 , с. 134.
  10. ^ Брукс, Джулиан (2 декабря 2015 г.). «Гонка за образование в Македонии, 1878-1903» . Журнал современного эллинизма . 31 :23-58 . Проверено 19 октября 2023 г.
  11. ^ От ромового проса до греческих и болгарских народов: религиозные и национальные дебаты на приграничных территориях Османской империи, 1870–1913 гг., Теодора Драгостинова, Университет штата Огайо, 2011 г., Колумбус, Огайо.
  12. ^ История литературных культур Восточно-Центральной Европы, Марсель Корнис-Поуп, Джон Нойбауэр, John Benjamins Publishing, 2004, ISBN   90-272-3453-1 , с. 403.
  13. ^ Создание балканских национальных государств, 1804–1920, Чарльз Елавич, Барбара Елавич, Вашингтонский университет Press, 1986, ISBN   0-295-80360-6 , с. 132.
  14. ^ Краткая история современной Болгарии, Р. Дж. Крэмптон, Архив CUP, 1987, ISBN   0-521-27323-4 , с. 16.
  15. ^ Болгария, Оксфордская история современной Европы, Р. Дж. Крэмптон, Oxford University Press, 2007, ISBN   0-19-820514-7 , с. 74–77.
  16. ^ Анна Крестева, Сообщества и идентичности в Болгарии, Лонго, 1998, ISBN   8880632108 , с. 308.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и Восточно-православные встречи идентичности и инаковости: ценности, саморефлексия, диалог, Андрей Кравчук, Томас Бремер, Пэлгрейв Макмиллан, 2014, ISBN   1-137-37738-0 , с. 55.
  18. ^ Карпат, К.Х. (1985). Османское население, 1830-1914 гг.: демографические и социальные характеристики . Мэдисон, Висконсин: Прес Университета Висконсина. п. 134-135, 140-141, 144-145.
  19. ^ Османское население, 1830-1914: Демографические и социальные характеристики, Кемаль Х. Карпат, стр. 91, 1985 г.
  20. ^ В течение 20 века славяно-македонские национальные чувства изменились. В начале 20 века славянские патриоты в Македонии чувствовали сильную привязанность к Македонии как к многоэтнической родине... Большинство этих македонских славян также считали себя болгарами. К середине 20-го гг. века, однако македонские патриоты начали рассматривать македонскую и болгарскую лояльность как взаимоисключающие. Региональный македонский национализм превратился в этнический македонский национализм... Эта трансформация показывает, что содержание коллективной лояльности может меняться. Регион, региональная идентичность и регионализм в Юго-Восточной Европе , Серия Ethnologia Balkanica, Клаус Рот, Ульф Бруннбауэр, LIT Verlag Münster, 2010, ISBN   3-8258-1387-8 , с. 127.
  21. ^ Вплоть до начала 20 века международное сообщество рассматривало македонцев как региональную разновидность болгар, то есть западных болгар. Национализм и территория: построение групповой идентичности в Юго-Восточной Европе , Географические перспективы человеческого прошлого: Европа: текущие события, Джордж Уайт, Роуман и Литтлфилд, 2000, ISBN   0-8476-9809-2 , с. 236.
  22. ^ Иво Банац, «Македуан» в «Национальном вопросе в Югославии». Происхождение, история, политика , стр. 307–328, издательство Корнельского университета, 1984.
  23. ^ Национальность на Балканах. Дело македонцев, автор ФАК Ясами. (Балканы: зеркало нового мирового порядка, Стамбул: EREN, 1995; стр. 121–132.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1c5bbf38dfc2ebd00f08c401f4cc5d63__1725007980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/63/1c5bbf38dfc2ebd00f08c401f4cc5d63.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bulgarian Millet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)