Болгарское просо



Болгарское просо ( турецкий : Bulgar Milleti ) — этнорелигиозная и языковая община в составе Османской империи с середины 19 до начала 20 века.
Полуофициальный термин «болгарское просо » был впервые использован султаном в 1847 году и был его молчаливым согласием на более этнолингвистическое определение болгар как нации. Это привело к возникновению болгарской церкви Св. Стефана в османской столице Константинополе в 1851 году. Официально как отдельный Миллет в 1860 году были признаны болгарские униаты , а затем в 1870 году — болгарские православные христиане ( Eksarhâne-i Millet i Bulgar ). [ 1 ] В то время классическая османская система милле начала деградировать из-за постоянного отождествления религиозного вероучения с этнической идентичностью, а термин «милле» использовался как синоним нации . [ 2 ]
Создание Болгарского экзархата в 1870 году на практике означало официальное признание отдельного болгарского подданства. [ 3 ] [ 4 ] и в этом случае религиозная принадлежность стала следствием национальной преданности. [ 5 ] Основание независимой церкви, наряду с возрождением болгарского языка и образования, стало решающим фактором, укрепившим национальное самосознание и революционную борьбу, которая привела к созданию болгарского национального государства в 1878 году . [ 6 ] Значимость идей болгарского национализма возросла после Берлинского конгресса , который вернул регионы Македонии и Фракии под контроль Османской империи. Поэтому болгарское националистическое движение провозгласило своей целью включение большей части Македонии и Фракии в состав Великой Болгарии .
В канун 20 века серия конфликтов в османских регионах за пределами Болгарского княжества возникла между греками и сербами с одной стороны и болгарскими экзархистами с другой. Местные славянские села разделились на последователей болгарского национального движения и так называемых грекоманов и сербоманов . После Балканских войн болгарское просо было окончательно ограничено границами Болгарского государства, несмотря на номинально гораздо большую предыдущую территорию Болгарского экзархата. [ 7 ]
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Все православные христиане, включая болгар, в Османской империи были подчинены Константинопольскому патриархату доминировали греческие фанариоты , в котором к концу XIX века . Православные христиане были включены в Ромовое Просо . Принадлежность к этой православной общине стала для простых людей более важной, чем их этническое происхождение, и балканские православные люди идентифицировали себя просто как христиане. Тем не менее, этнонимы никогда не исчезали, и некоторая форма этнической идентификации сохранилась, о чем свидетельствует султанский Фирман 1680 года, в котором этнические группы на балканских землях перечислены следующим образом: греки (Рум), албанцы (Арнаут), сербы (Сирф), влахи. (Эфлак или Улла) и болгары (Булгар). [ 8 ]
В конце 18 века Просвещение в Западной Европе оказало влияние на начало Национального пробуждения болгарского народа . Процесс пробуждения встретил сопротивление с ростом национализма в Османской империи в начале 19 века. По мнению сторонников болгарского национального пробуждения, болгары как этническая общность притеснялись не только турками, но и греками . они считали греческое патриаршее духовенство Главным угнетателем . заставил болгар обучать своих детей в греческих школах и ввел церковные службы исключительно на греческом языке, чтобы эллинизировать болгарское население.
Борьба школы и церкви
[ редактировать ]В начале девятнадцатого века национальные элиты использовали этнолингвистические принципы, чтобы различать «болгарскую» и «греческую» идентичность в ромовом просе. Болгары хотели создать свои школы по единому современному литературному стандарту. [ 9 ] На Балканах болгарское образование стимулировало националистические настроения в середине XIX века. Большинство богатых болгарских купцов отправили своих детей на светское образование, превратив некоторых из них в болгарских национальных активистов. В то время светские болгарские школы распространялись по всей Мезии , Фракии и Македонии, чему способствовали современные методы обучения. Этот расширяющийся набор болгарских школ начал вступать в контакт с греческими школами, создавая почву для националистического конфликта. [ 10 ]
К середине века болгарские активисты переключили свое внимание с языка на религию и начали дебаты о создании отдельной болгарской церкви. [ 11 ] Как следствие, до 1870-х годов центр Болгарского национального возрождения переключился на борьбу за Болгарскую церковь, независимую от Константинопольского Патриархата. Культурная, административная и даже политическая независимость от Патриархата могла быть получена только путем создания отдельного проса или нации . Скоординированные действия, направленные на признание отдельного проса, составляют так называемую «Церковную борьбу». Действия были осуществлены болгарскими национальными лидерами и поддержаны большинством славянского населения современной Болгарии, Восточной Сербии, Северной Македонии и Северной Греции.
Болгары часто полагались на османские власти как на союзников в противостоянии с патриархами. название болгарского проса . Султан Фирман 1847 года был первым официальным документом, в котором упоминалось [ 12 ] В 1849 году султан предоставил болгарскому просу право построить собственную церковь в Стамбуле . [ 13 ] Впоследствии в церкви состоялось пасхальное воскресенье 1860 года, когда впервые де-факто был провозглашен автокефальный Болгарский экзархат . [ 14 ]
Признание болгарского проса и болгарского раскола
[ редактировать ]Тем временем некоторые болгарские лидеры пытались договориться о создании Болгарской униатской церкви. отдельного болгарского католического Миллета в 1860 году. Движение за союз с Римом привело к первоначальному признанию султаном [ 15 ] Султан издал по этому поводу специальный указ ( ираде ). [ 16 ] Хотя первоначально движение собрало около 60 000 приверженцев, последующее создание Болгарского экзархата сократило их число примерно на 75%.
Болгарская «церковная борьба» была окончательно разрешена указом султана в 1870 году, которым был учрежден Болгарский экзархат. [ 17 ] Закон также учредил Болгарское православное Миллет – организацию, сочетающую современное понятие нации с османским принципом Милле. [ 17 ] Это также превратило болгарского экзарха как в религиозного лидера, так и в административного главу Милле. [ 17 ] Новое образование пользовалось внутренней культурной и административной автономией. [ 17 ] Однако он исключил неправославных болгар и, таким образом, не смог охватить всех представителей болгарского этноса. Ученые утверждают, что система проса сыграла важную роль в преобразовании Болгарский экзархат в организацию, пропагандирующую этнорелигиозный национализм среди православных болгар. [ 17 ]
11 мая 1872 года в болгарской церкви Св. Стефана в Константинополе, закрытой по указу Вселенского Патриарха, болгарские иерархи совершили литургию, после чего была провозглашена автокефалия Болгарской Церкви. Решение об одностороннем провозглашении автокефалии Болгарской Церкви не было принято Константинопольским Патриархатом . Таким образом, термин «филетизм» был придуман на Священном Всеправославном Синоде, заседавшем в Стамбуле 10 августа. Синод официально осудил церковный национализм и объявил 18 сентября Болгарский Экзархат раскольником .
Независимость Болгарии
[ редактировать ]Добившись религиозной независимости, болгарские националисты сосредоточились и на обретении политической независимости. В начале 1870-х годов начали развиваться два революционных движения: Внутренняя революционная организация и Болгарский революционный центральный комитет . Их вооруженная борьба достигла апогея во время Апрельского восстания , вспыхнувшего в 1876 году. Оно вылилось в русско-турецкую войну 1877–1878 годов и привело к основанию третьего болгарского государства после Сан-Стефанского договора . По договору было создано Княжество Болгария, территория которого включала обширную территорию между Дунаем и Балканскими горами , большую часть сегодняшней Восточной Сербии, Северной Фракии, части Восточной Фракии и почти всю Македонию. В то время переход духовенства из православной церкви в католическую и наоборот был симптомом игры иностранных держав, в которую духовенство ввязалось после Берлинского договора 1878 года , разделившего оговоренную территорию нового княжества. Таким образом, во взаимодействии православной и униатской доктрины Болгария поддержала православный экзархат. Россия поддержала Болгарию. Греческий Константинопольский Патриархат поддержал греческую национальную идею. Франция и империя Габсбургов поддержали униатов. Позиция Османской империи зависела от того, как ей придется сбалансировать свои интересы в игре с великими державами .
Фракия и Македония
[ редактировать ]Значимость идей болгарского национализма возросла после Берлинского конгресса , который вернул себе регионы Македонии и Южной Фракии, вернув их под контроль Османской империи. автономная османская провинция под названием Восточная Румелия была создана Также в Северной Фракии . Как следствие, болгарское националистическое движение провозгласило своей целью включение большей части Македонии и Фракии в состав Великой Болгарии. Восточная Румелия была присоединена к Болгарии в 1885 году в результате бескровной революции. Христианское население казасов , в настоящее время находящееся в границах Северной Македонии, например, было разделено на следующие этнорелигиозные общины во время Всеобщей переписи населения Османской империи 1881/82 года :
Курица 1 | Болгарские экзархисты | Греческие патриархисты (в основном грекомыслящие арумыны, славяне и албаноязычные, в т.ч. так называемые старосербы ) | ||
---|---|---|---|---|
Число | % | Число | % | |
Кёпрюлю / Велес | 32,843 | 98.7 | 420 | 1.3 |
Тиквеш | 21,319 | 98.8 | 260 | 1.2 |
Гевгили / Гевгелия | 5,784 | 28.4 | 14,558 | 71.6 |
Тойран / Дойран | 5,605 | 77.0 | 1,591 | 22.1 |
Устурумка/ Струмица | 2,974 | 17.8 | 13,726 | 82.2 |
Скопье / Скопье | 22,497 | 77.2 | 6,655 | 22.8 |
Каратова / Кратово | 19,618 | 81.8 | 4,332 | 18.1 |
Куманова / Куманово | 29,478 | 70.1 | 12,268 | 29.9 |
Планка/ Крива Паланка | 18,196 | 97.9 | 388 | 2.1 |
Иштип / Стип | 17,575 | 100 | 0 | - |
Качана / Кочани | 33,120 | 99.8 | 83 | 0.8 |
Радовишт / Радовис | 7,364 | 100.0 | 0 | - |
Калканделен / Тетово | 9,830 | 66.3 | 4,990 | 33.7 |
Монастир / Битола | 61,494 | 60.0 | 41,077 | 40.0 |
Охрид / Охрид | 33,306 | 91.6 | 3,049 | 8.4 |
Пирлеп / Прилеп | 43,763 | 97.2 | 1,248 | 2.8 |
Кирчова / Кичево | 20,879 | 99.7 | 64 | 0.3 |
Численность населения различных этноконфессиональных общин в Адианопольском вилайете по данным Османской переписи 1906/7 года в тысячах скорректирована до округленных цифр. [ 19 ]
Этноконфессиональные группы в Адрианопольском вилайете по данным Османской переписи населения 1906-07 гг.
Группы | Эдирне | Комотини | Кыркларели | Александруполис | Текирдаг | Галлиполи | Общий |
---|---|---|---|---|---|---|---|
мусульмане | 154 | 240 | 78 | 44 | 77 | 26 | 619 |
греки | 103 | 22 | 71 | 28 | 53 | 65 | 341 |
болгары | 57 | 29 | 30 | 29 | 6 | 1 | 162 |
евреи | 16 | 1 | 2 | – | 3 | 2 | 24 |
Армяне | 5 | – | - | – | 19 | 1 | 26 |
Другие | 2 | - | – | - | 1 | - | 2 |
Общий | 317 | 292 | 181 | 89 | 159 | 96 | 1,176 |
В начале 1890-х годов были основаны две проболгарские революционные организации, действовавшие в Македонии и Южной Фракии: Болгарские Македонско-Адрианопольские революционные комитеты и Верховный Македонско-Адрианопольский комитет . Тогда македонские славяне считались и идентифицировали себя преимущественно как македонские болгары . [ 20 ] [ 21 ] В 1903 году они вместе с фракийскими болгарами участвовали в неудачном Илинденско-Преображенском восстании против османов в Македонии и Адрианопольском вилайете . За этим последовала серия конфликтов между греками и болгарами в обоих регионах. Напряженность была результатом разных концепций национальности. Славянские села разделились на последователей болгарского национального движения, так называемых грекоманов и сербоманов . Младотурецкая революция 1908 года восстановила деятельность Османского парламента, деятельность которого была приостановлена султаном в 1878 году. После революции вооруженные группировки сложили оружие и присоединились к юридической борьбе. Болгары основали Народную федеративную партию (Болгарскую секцию) и Союз болгарских конституционных клубов и участвовали в выборах в Османской империи. Вскоре младотурки стали все более османистами и стремились подавить национальные устремления различных меньшинств в Македонии и Фракии.
Растворение
[ редактировать ]Результатом Балканских войн 1912–1913 годов стал раздел территорий Османской империи в Европе, за которым последовала антиболгарская кампания в районах Македонии и Фракии, находившихся под управлением Сербии и Греции . Болгарские церковники были изгнаны, болгарские школы были закрыты и болгарский язык . там запрещен [ 22 ] Славянское население там провозглашалось либо « южными, т.е. старосербами », либо « славяноязычными греками ». [ 23 ] В районе Адрианополя , который османам удалось удержать , все фракийско-булгарское население подверглось этнической чистке . Как следствие, многие болгары бежали с территорий современной Греции , Северной Македонии и европейской Турции на территорию нынешней Болгарии. Впоследствии Османская империя потеряла практически все свои владения на Балканах, что фактически положило конец общине болгарского миллета.
См. также
[ редактировать ]- Болгарское национальное возрождение
- Великая Болгария
- Национальное пробуждение Болгарии
- Уничтожение фракийских болгар в 1913 году.
- Сербизация
- Изменение географического названия в Греции
- Добруджа после 1878 г.
Ссылки и примечания
[ редактировать ]- ^ Эволюционная теория и этнические конфликты. Серия Praeger в политической коммуникации, Патрик Джеймс, Дэвид Гетце, Greenwood Publishing Group, 2001, ISBN 0-275-97143-0 , стр. 159–160.
- ^ Националистическое исключение и этнический конфликт: тени современности, Андреас Виммер, Cambridge University Press, 2002, ISBN 0-521-01185-X , стр. 171–172.
- ^ Краткая история Болгарии, Р. Дж. Крэмптон, издательство Кембриджского университета, 2005, ISBN 0-521-61637-9 , с. 74.
- ^ Создание нации на Балканах: историография болгарского возрождения, Румен Даскалов, Central European University Press, 2004, ISBN 963-9241-83-0 , с. 1 .
- ^ Стефан Стамболов и возникновение современной Болгарии, 1870–1895, Дункан М. Перри, Duke University Press, 1993, ISBN 0-8223-1313-8 , с. 7.
- ^ Дейл Ф. Эйкельман и Симеон Евстатьев под ред. (2022) Ислам, христианство и секуляризм в Болгарии и Восточной Европе. Брилл; ISBN 9789004511569 , стр. 5–6.
- ^ Томаш Камуселла (2018) Этническая чистка во время холодной войны. Забытое изгнание турок из коммунистической Болгарии в 1989 году. Тейлор и Фрэнсис, ISBN 9781351062688 , с. 192.
- ^ История болгар. Позднее Средневековье и Возрождение, том 2, Георгий Бакалов, Издательство ТРУД, 2004, ISBN 954-528-467-6 , стр. 23. (Bg.)
- ^ Исторический словарь Республики Македония. Исторические словари Европы , Димитар Бечев, Scarecrow Press, 2009, ISBN 0-8108-6295-6 , с. 134.
- ^ Брукс, Джулиан (2 декабря 2015 г.). «Гонка за образование в Македонии, 1878-1903» . Журнал современного эллинизма . 31 :23-58 . Проверено 19 октября 2023 г.
- ^ От ромового проса до греческих и болгарских народов: религиозные и национальные дебаты на приграничных территориях Османской империи, 1870–1913 гг., Теодора Драгостинова, Университет штата Огайо, 2011 г., Колумбус, Огайо.
- ^ История литературных культур Восточно-Центральной Европы, Марсель Корнис-Поуп, Джон Нойбауэр, John Benjamins Publishing, 2004, ISBN 90-272-3453-1 , с. 403.
- ^ Создание балканских национальных государств, 1804–1920, Чарльз Елавич, Барбара Елавич, Вашингтонский университет Press, 1986, ISBN 0-295-80360-6 , с. 132.
- ^ Краткая история современной Болгарии, Р. Дж. Крэмптон, Архив CUP, 1987, ISBN 0-521-27323-4 , с. 16.
- ^ Болгария, Оксфордская история современной Европы, Р. Дж. Крэмптон, Oxford University Press, 2007, ISBN 0-19-820514-7 , с. 74–77.
- ^ Анна Крестева, Сообщества и идентичности в Болгарии, Лонго, 1998, ISBN 8880632108 , с. 308.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Восточно-православные встречи идентичности и инаковости: ценности, саморефлексия, диалог, Андрей Кравчук, Томас Бремер, Пэлгрейв Макмиллан, 2014, ISBN 1-137-37738-0 , с. 55.
- ^ Карпат, К.Х. (1985). Османское население, 1830-1914 гг.: демографические и социальные характеристики . Мэдисон, Висконсин: Прес Университета Висконсина. п. 134-135, 140-141, 144-145.
- ^ Османское население, 1830-1914: Демографические и социальные характеристики, Кемаль Х. Карпат, стр. 91, 1985 г.
- ^ В течение 20 века славяно-македонские национальные чувства изменились. В начале 20 века славянские патриоты в Македонии чувствовали сильную привязанность к Македонии как к многоэтнической родине... Большинство этих македонских славян также считали себя болгарами. К середине 20-го гг. века, однако македонские патриоты начали рассматривать македонскую и болгарскую лояльность как взаимоисключающие. Региональный македонский национализм превратился в этнический македонский национализм... Эта трансформация показывает, что содержание коллективной лояльности может меняться. Регион, региональная идентичность и регионализм в Юго-Восточной Европе , Серия Ethnologia Balkanica, Клаус Рот, Ульф Бруннбауэр, LIT Verlag Münster, 2010, ISBN 3-8258-1387-8 , с. 127.
- ^ Вплоть до начала 20 века международное сообщество рассматривало македонцев как региональную разновидность болгар, то есть западных болгар. Национализм и территория: построение групповой идентичности в Юго-Восточной Европе , Географические перспективы человеческого прошлого: Европа: текущие события, Джордж Уайт, Роуман и Литтлфилд, 2000, ISBN 0-8476-9809-2 , с. 236.
- ^ Иво Банац, «Македуан» в «Национальном вопросе в Югославии». Происхождение, история, политика , стр. 307–328, издательство Корнельского университета, 1984.
- ^ Национальность на Балканах. Дело македонцев, автор ФАК Ясами. (Балканы: зеркало нового мирового порядка, Стамбул: EREN, 1995; стр. 121–132.