Старая Сербия

Старая Сербия ( сербский : Stara Srbija , латинизированный : Stara Srbija ) — сербский историографический термин . [1] он используется для описания территории, которая, согласно доминирующей школе сербской историографии конца XIX века, составляла ядро Сербской империи в 1346–1371 годах. [2] [3]
Этот термин не относится к определенному региону, но со временем, в конце 19-го века и в первом десятилетии 20-го века, он стал включать регионы Рашка , Косово и Метохия и большую часть современной Северной Македонии . [4] [3] Термин «старые сербы» (сербский: Старосрбијанци , латинизированный: Starosrbijanci ) использовался сербскими авторами и более поздними правительствами в качестве обозначения славянского населения из таких регионов, как Вардарская Македония . [5] В современной историографии концепция Старой Сербии в том виде, в котором она сложилась в XIX веке, подвергалась критике как исторический миф , часто основанный на выдуманных или тенденциозно интерпретированных исторических событиях. [3]
Терминология
[ редактировать ]Вук Стефанович Караджич называл «Старую Сербию» территорией сербского народа, которая была частью средневековой Сербии до османского завоевания . [6] Милован Радованович утверждает, что, хотя этот термин не был засвидетельствован до 19 века, он появился в разговорной речи сербского населения. [7] жившие на территориях Габсбургской монархии после Великого переселения народов .
Впервые топоним появился в общественной сфере в 1860-х годах, во времена триумфа Вука Караджича идей . До этого сербы представляли себе, что границы их страны простираются на северо-запад. [8] конца XIX века Эти идеи основаны на сербском национализме , изменили цель территориальной экспансии Сербии с запада на юг и сыграли важную роль для сербского национализма во время Балканских войн и Первой мировой войны .
История
[ редактировать ]В начале девятнадцатого века концепция Старой Сербии была представлена Вуком Караджичем в его этнографических, географических и исторических публикациях. [9] Караджич определил Старую Сербию как включающую долину рек Морава - Вардар . [10] В частности, в него входили реки Крива и Пчиня , район реки Брегалница , северная зона реки Вардар и участок реки Морава . [10] Для Караджича славянские жители Македонии были сербами, оторванными от своего сербского прошлого из-за османского правления и пропагандистской деятельности, проводимой Болгарской православной церковью. [10] Термин «Старая Сербия» использовался в литературе, и с 1830-х годов его использование расширилось и стало обозначать определенную территорию, которая не была частью Княжества Сербия . [11]
После своего появления в 1860-х годах этот термин обозначал только Рашку . [12] После сербско-османских войн (1876–1878 гг.) несколько авторов начали представлять термин «Старая Сербия» как синоним Османского вилайета Косово. [11] С 1878 года сербское государство начало говорить, что «Старая Сербия» также включала Косово . [13] К 1912 году претензии были ограничены только Косово. [13] Критическому подходу к фактам был нанесен ущерб из-за обращения к прошлому для оправдания нынешних и будущих претензий, а также из-за смешения исторических и современных проблем. [14] Основным мифом о сербской идентичности стала идея, что Косово было колыбелью сербской нации. [12] Сербские повстанцы Первого сербского восстания и Второго сербского восстания не имели территориальных амбиций в отношении Косово. [15] Разработанный в тот период план создания Славяно-сербской империи в населенных сербами районах Османской империи исключал Косово и Старую Сербию. [15]
Интерес Сербии к региону Македонии был определен во внешнеполитической программе под названием «Начертание» . [16] Это был документ, автор которого Илия Гарашанин , сербский политик, предполагал создание сербского государства, включающего Княжество Сербия и такие территории, как Босния, Герцеговина, Черногория и Старая Сербия. [16] Гарашанин в Начертании не имел четкого представления о южных границах этого более крупного государства. [16] и ни Косово, ни Старая Сербия напрямую не упоминались. [17] Эта программа была ответом на необходимость распространения пропаганды среди сербов в Османской империи. [16]
Взаимодействие сербов с регионом началось в 1868 году с создания Образовательного совета (Просветни одбор), который открывал школы и отправлял сербских инструкторов и учебники в Македонию и Старую Сербию. [18] В мае 1877 года делегация сербов Старой Сербии представила свою просьбу «освободить» и объединить Старую Сербию с Княжеством Сербия . правительству Сербии [19] Они также сообщили представителям великих держав и императору России о своих требованиях. [19] В том же году был основан Комитет освобождения Старой Сербии и Македонии. [20]

Сербские националисты представляли Сербию как « Пьемонт Балкан», который объединил бы определенные территории региона, которые они считали сербскими, в одно государство, подобное Старой Сербии. [22] В мире 1877 года после сербско-османских войн (1876–1878) сербы надеялись получить Косовский вилайет и Санджак Нови-Пазара до реки Лим . [23] По Берлинскому договору районы Ниш , Пирот , Вранье и Топлица получила полный [23] [24]
После Великого восточного кризиса (1875–1878 гг.) и возникновения македонского вопроса сербы были недовольны тем, что Болгария стала соперником региона Македония или «Старой Сербии». [25] [26] Косово было частью косовского мифа , который до этих событий рассматривался в духовном и этическом плане и являлся важным аспектом сербской культурной и повседневной жизни. [27] [28] К 1880-м годам Сербия рассматривала эти территории, называемые Старой Сербией, в территориальном отношении. [27] Отношения с Австро-Венгрией после 1881 года существенно повлияли на сербское государство, что побудило его сосредоточить свои региональные усилия в южном направлении. [29] [30] В это время Старая Сербия интегрировалась в коллективный нарратив сербского государства о своей самоидентичности. [27]
Процесс начался в том же десятилетии в Сербии, где дипломатия и внешняя политика были задействованы для расширения сербского влияния в Старой Сербии, для сбора данных о преимущественно неизвестной территории и подготовки к будущему вооруженному конфликту с Османской империей. [27] Таким образом, «Руководство по установлению влияния Сербии в Македонии и Старой Сербии» стало частью программы сербского правительства в 1887 году. [27] За несколько лет сербское государство открыло ряд консульств в Салониках , Скопье , Битоле и Приштине , в том числе такие консулы, как Милан Ракич и Бранислав Нушич, которые вели хронику сложных условий безопасности сербов в Османской империи. [27]
Сербия также использовала образовательную политику в Старой Сербии для продвижения чувства сильной национальной идентификации среди православных жителей с сербским государством. [27] Чтобы укрепить сербское влияние в Старой Сербии, было основано Общество Святого Саввы (1886 г.) для обучения начинающих учителей этой задаче, а позже в Министерстве образования Сербии был создан отдел с почти идентичной целью. [31] Начиная с 1903 года сербский политический истеблишмент изменил политику в отношении Македонии и Старой Сербии. [29] Акцент сместился с образовательной пропаганды на обеспечение сербов в регионе оружием, что привело к 1904 году к появлению банд четников и вооруженных нерегулярных формирований, действовавших в Македонии. [29]
Большинство усилий по включению Старой Сербии в новые сербские дискурсы о сербском государстве и в более широкое повествование о Сербии было предпринято людьми за пределами сербского государства, такими как художники, композиторы, писатели, ученые и другие представители интеллигенции. [31] Ярким примером был Йован Цвиич , сербский ученый, составивший этнографические карты с изображением Балкан с целью продвижения притязаний сербов на Косово, а его публикации оказали влияние на последующие поколения историографов. [31] [10] Цвиич определил Старую Сербию как включающую Косово и Метохию, простирающуюся на юг и охватывающую Дебар , Куманово , Прилеп и Тетово . [32] [33] В 1906–1907 годах Цвиич писал, что македонские славяне представляют собой «аморфную» и «плавающую массу» и лишены национальной идентичности. [32] [10] Называя Северную Македонию «Старой Сербией», он стремился узаконить территориальные претензии Сербии на эту территорию. [32] Цвиич постоянно менял свои карты, включая или исключая « македонских славян », изменяя расположение границы между болгарами и сербами и корректируя цветовую схему, чтобы показать Македонию как близкую к Сербии. [34]

Этнографические карты, показывающие регион Македонии и Старую Сербию, были частью более широкого конфликта с участием аналогичных конкурирующих карт региона, который разыгрывался на международной арене. [35] Этнографические карты пытались показать и подтвердить различные национальные перспективы и решения, предложенные их авторами, такие как картирование и классификация народов в соответствии с их определениями или новыми границами, для геополитических вопросов на Балканах. [35] Из-за сотрудничества Греции и Сербии северные районы вокруг Скопье не были показаны на их картах как часть Македонии, поскольку Сербия считала эти районы Старой Сербией. [36] Сербские авторы рассматривали славянских жителей Македонии как старых сербов или южных сербов - обозначения, которые в прошлом использовались чаще, чем в наше время. [37]
Термин «Старая Сербия» вызывал сильный символизм и послание об исторических правах сербов на землю, демографическая ситуация которой, как считалось, была изменена в период Османской империи в пользу албанцев в конце семнадцатого века. [29] Выдвинутые в то время теории, подобные теориям Цвиича, относились к албанцам, проживающим в этом районе, в результате метастазов и «великой албанской кампании на восток». [29] Более известная теория утверждала, что целью Османской империи было отделение Сербского княжества от Старой Сербии, что предполагало поселение в этом районе албанцев-мусульман. [29] Он утверждал, что доказательством этого является то, что структура расселения албанцев является рассредоточенной и некомпактной. [29] Теория пришла к выводу, что возможности сербов для освободительных войн в будущем уменьшились, поскольку албанцы образовали «живую стену», простирающуюся от Косово до района Пейнья , ограничивая распространение сербского влияния. [29] В результате сербско-османской войны населенная территория албанцев сократилась после того, как они были изгнаны из долин Топлица и Морава сербской армией в 1878 году. [29]
До событий Берлинского конгресса существовало лишь небольшое количество сербских отчетов, описывающих Старую Сербию и Македонию в начале девятнадцатого века. [28] Старая Сербия стала темой внимания (середина XIX - начало XX веков) в сербских рассказах о путешествиях сербских авторов. [а] из Сербии и Австро-Венгрии. [38] После сербско-болгарской войны (1885 г.) политики и интеллектуалы, стремившиеся противостоять «болгарской пропаганде», опубликовали несколько рассказов о путешествиях по Старой Сербии. [39]
Отчеты о поездках с использованием географии, истории, филологии и этнографии были направлены на поддержку националистических утверждений о том, что эти земли принадлежали сербам. [40] Сосредоточив внимание на языковых и культурных аспектах, путешественники стремились представить и связать сербов Сербии и Австро-Венгрии с жителями Старой Сербии как синонимы и единую нацию, лишенную различий. [34] Многие реалии того времени игнорировались, например, интерпретация демографии неясным или сомнительным образом или отвлечение от предметов географии и истории. [34]
Путешествие по Старой Сербии было представлено как движение во времени и наблюдения писателей, сосредоточенных на средневековом периоде и ландшафтной географии, а не на реальности того времени. [41] Эти отчеты содержали изображения и метафоры о сербских путешественниках, находящихся в опасности, столкнувшихся с национально-культурным вымиранием местных сербов или биологическими угрозами. [42] [43] Связи путевых заметок со Старой Сербией и жителями, находящимися под угрозой, оказали важное влияние через дискурс, связывая формирующуюся сербскую национальную идентичность с Косово. [42]
В сербских рассказах о путешествиях Старая Сербия в минимальной степени определялась как Косово, а в более широком смысле - как охватывающая северо-западную Македонию и северную Албанию. [44] Путешественники, писавшие о Македонии, использовали культурные и социолингвистические изображения, чтобы заявить, что местные славянские христиане подвергались воздействию болгарской пропаганды, которая препятствовала их способности стать сербами. [44] Усилия были направлены на интерпретацию лингвистической и культурной информации, чтобы представить македонцев как более близких к сербам, чем к болгарам. [34] В их число входило сосредоточение внимания на местных обычаях в этом районе, таких как дни семейных святых, и рассмотрение их как части аналогичных традиций ( Слава ) в Сербии. [45] Местные традиционные песни и эпическая поэзия были тщательно изучены на предмет соответствия критериям отнесения к сербским, а не болгарским, например, фольклор о средневековом князе Марко считался примером сербской культуры. [45] Из-за конкуренции со стороны болгарского национального движения были предприняты усилия по установлению границ в районах, где не существовало различий между религиями. [46]
- Церковь Святых Апостолов Петра и Павла Старого Раса в Рашке , сегодня объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Крепость Ново Брдо , средневековая сербская крепость в Косово.
- Патриарший монастырь Печ в Косово, резиденция Сербской Православной Церкви с 14 века, когда ее статус был повышен до патриархата, сегодня объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В районах, где население составляло в основном албанцы, присвоение средств, предпринимаемое писателями-путешественниками, подкреплялось историческими повествованиями, позициями, основанными на экономических и географических проблемах, иногда это включало фабрикацию информации и создание возможностей для дискриминации по культурным и расовым признакам в отношении не-албанцев. Славяне. [47] Это повлечет за собой представление неправославных славянских жителей как недавних новообращенных в веру, иммигрантов или людей, претерпевших языковой сдвиг. [34] Такие народы, как турки, тюркифицированные жители и албанцы (в некоторых текстах называемые « арнаутами ») изображались как обращенные жители, бывшие сербы. [48] Этот процесс позволил обозначить земли Старой Сербии как сербские и подразумевал будущее лишение политических прав и способности к самоопределению неславянских жителей, таких как албанцы, которые рассматривались как культурные и расовые «другие», антисанитарные и опасность. [49] Поскольку рассказы о путешествиях представлялись как рассказы из первых рук и правда, их содержание было направлено на то, чтобы заставить читателя отреагировать и идентифицировать себя как человека с воображаемым сообществом нации. [50]
В то же время песни устных традиций, собранные и каталогизированные в Македонии и Косово (Старая Сербия), начали исполняться в Сербии и были переработаны современными сербскими композиторами в сербские песни путем добавления современных музыкальных европейских стилей. [42] Косово, которое числилось как «Старая Сербия», было классифицировано как «неискупленный сербский» регион «Черной рукой » — тайным обществом, созданным сербскими офицерами, которое создавало националистические материалы и вооружённую деятельность банд за пределами Сербии. [51]
В сербской историографии Первая Балканская война (1912–1913) известна также как Война за освобождение Старой Сербии . [ нужна ссылка ] Позже, в 1913 году, Санджак , Косово и Метохия и Вардарская Македония вошли в состав Королевства Сербия. После распада Османской империи появились сербские публикации, направленные на противодействие интересам албанцев и оправдание исторических претензий сербов в Косово и Македонии посредством воссоздания Старой Сербии на этих территориях. [52] Приобретение новых земель интерпретировалось такими людьми, как Васо Чубрилович , сербский интеллектуал, как реализация концепции Гарашанина. [53] В 1914 году группы внутри сербской армии выразили недовольство некоторыми элементами гражданского управления в Старой Сербии (Македонии) и стремились подорвать сербское правительство, помогая заговору с целью убийства эрцгерцога Франца Фердинанда , наследника австро-венгерского престола. [54]

В конце Первой мировой войны Сербия стала частью Королевства Югославия , и государство приложило усилия к ускорению присоединения недавно приобретенных земель, таких как Косово, Македония и Санджак . [53] Эти территории, считавшиеся Старой Сербией, впоследствии были объединены в провинцию ( покраина ), которой было присвоено официальное название Южная Сербия . [53] [55] Чтобы интегрировать регион после предполагаемого многовекового «разделения» между этим регионом и Сербией, некоторые высокопоставленные сербские чиновники считали национальные, культурные и экономические соображения в центре внимания в Старой Сербии. [56] Были созданы учреждения для ускорения региональной экономики, такие как известный банк в Скопье (1923 г.) под названием «Старая Сербия». [57] Правительство Николы Пашича относилось к славянскому населению Вардарской Македонии либо как к сербам, либо как к старым сербам (Старосрбиянцы). [58] После войны Второй мировой Югославия была реорганизована в федеративное государство, а Сербия стала одной из шести республик. [59] Сербия больше всего пострадала от внутренних территориальных изменений, поскольку она потеряла контроль над тем, что было определено как Старая Сербия, которая стала отдельной республикой Македония . [59]
Позиции и мнения сербской интеллигенции начала двадцатого века оставили наследие в политическом пространстве, поскольку эти взгляды используются в современных дискурсах сербского национализма для поддержки националистических претензий. [50] Журналы о путешествиях переиздавались, и в них часто отсутствует критический анализ периода, в который они были написаны. Это также относится к некоторым материалам, таким как зачастую неточные «этнические карты», которые были повторно предложены в некоторых современных научных публикациях сербских авторов. [50]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^
Сербские рассказы о путешествиях и их авторы: [60]
- Гедеон Йосиф Юришич (1852): Следопыт Дечани [Следопыт Дечани]
- Милош С. Милоевич (1871–1877): Сербии. Путешествие по части (старой)
- Панта Сречкович (1875–1882): Образы путешествий (Косово; Могила семьи Мрнявчевичей; Подрим и Метохия )
- Владимир Карич (1889 г.): Константинополь, Света Гора, Салоники. Путевые очерки с заметками о популярной пропаганде на Востоке [Константинополь, Афон, Салоники. Путевые очерки с заметками о традиционных обычаях Востока.
- Спиридон Гопчевич (1890): Старая Сербия и Македония. Мой путевой отчет [Старая Сербия и Македония. Мой отчет о путешествии]
- Стоян Новакович (1892 г.): От Моравы до Вардара: 1886 г. Путевые заметки [От Моравы до Вардара: 1886 г. Путевые заметки]
- Спира Калик (1894 г.): Из Белграда в Салоники и Скопье с Белградским певческим обществом : Записки путешественника
- Бранислав Нушич (1894): С берегов Охридского озера
- Милойко В. Веселинович (1895): Косово Вид на
- Бранислав Нушич (1892–1902): От Косово до открытого моря.
- Иван Нушич (1895): Вид на Косово
- Иван Иванич (1903 г.): В Косово: от Шары, вокруг Косово, до Звечана. Из путевых заметок Ивана Иванича [В Косово: Из Шара через Косово в Звечан. Путевые заметки Ивана Иванича.
- Иван Иванич (1906–1908): Македония и македонцы. Путевые заметки [Македония и македонцы. Путевые заметки]
- Тодор П. Станкович (1910): Путевые заметки из Старой Сербии: 1871-1898 [Путевые заметки из Старой Сербии 1871-1898]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Милован Радованович (2004). Этнические и демографические процессы в Косово и Метохии . Либер Пресс. п. 33. ISBN 9788675560180 . Архивировано из оригинала 29 июня 2014 г. Проверено 16 октября 2016 г.
- ^ Дедиер, Евто (2000) [1998]. «Старая Сербия» . Давидович.
- ^ Jump up to: а б с Атанасовский 2019 , с. 34
- ^ Иво Банач (1988). Национальный вопрос в Югославии: истоки, история, политика . Издательство Корнельского университета. п. 38. ISBN 978-0801494932 . Архивировано из оригинала 29 июня 2014 г. Проверено 16 октября 2016 г.
- ^ Маринов 2013 , стр. 275, 324.
- ^ Владимир Стоянчевич (1988). Вук Караджич и его эпоха: дискуссии и статьи . Институт учебников и учебных пособий.
- ^ Милован Радованович (2004). Этнические и демографические процессы в Косово и Метохии . Либер Пресс. п. 38. ISBN 9788675560180 . Архивировано из оригинала 29 июня 2014 г. Проверено 16 октября 2016 г.
- ^ Эндрю Лайт, Джонатан М. Смит в качестве редактора, «Философия и география II: создание общественного пространства», Rowman & Littlefield, 1998, ISBN 0847688100 , с. 241.
- ^ Вучетич 2018 , стр. 242–243.
- ^ Jump up to: а б с д и Вучетич 2018 , стр. 243.
- ^ Jump up to: а б Йованович 2019 , стр. 39.
- ^ Jump up to: а б Рама 2019 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б Рама, Шинаси А. (2019). Несостоятельность нации, этнические элиты и баланс сил: Международная администрация Косово . Спрингер. стр. 76, 80–81. ISBN 9783030051921 .
- ^ Маджеру, Александру; Гордон, Мартин (2008). Войны на Балканском полуострове: их средневековые истоки . Пугало Пресс. стр. 175 . ISBN 9780810858466 .
Старая Сербия.
- ^ Jump up to: а б Эйдус 2019 , стр. 45–46.
- ^ Jump up to: а б с д Вучетич 2018 , стр. 236.
- ^ Эйдус 2019 , с. 46.
- ^ Россос, Эндрю (2013). Македония и македонцы: история . Гувер Пресс. п. 275. ИСБН 9780817948832 .
- ^ Jump up to: а б Митрович, Андрей (1996). Памяти Стояна Новаковича: к восьмидесятилетию со дня его смерти . Сербский литературный кооператив. стр. 68. ISBN 9788637906247 . Проверено 21 мая 2013 г.
- ^ Драгослав Срейович; Славко Гаврилович; Сима М. Циркович (1983). История сербского народа: т. От Берлинского конгресса к Объединению 1878-1918 (2 т.) . Сербский литературный кооператив. стр. 291. Архивировано из оригинала 2 января 2014 года . Проверено 21 мая 2013 г.
- ^ Ёсмаолгу, Ипек К. (2010). «Построение национальной идентичности в Османской Македонии» . В Зартмане, И. Уильям (ред.). Понимание жизни в приграничье: Границы в глубине и в движении . Издательство Университета Джорджии . п. 168. ИСБН 9780820336145 .
- ^ Елавич 1983 , с. 109.
- ^ Jump up to: а б Елавич 1983 , с. 29.
- ^ Эйдус 2019 , с. 48.
- ^ Крэмптон 2003 , с. 15.
- ^ Вучетич 2018 , стр. 237.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Эйдус 2019 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Атанасовский 2019 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Йованович 2019 , стр. 40.
- ^ Елавич, Барбара (1983). История Балкан: двадцатый век . Том. 2. Издательство Кембриджского университета. п. 93. ИСБН 9780521274593 .
- ^ Jump up to: а б с Эйдус 2019 , с. 50
- ^ Jump up to: а б с Маринов 2013 , с.315.
- ^ Вучетич, Биляна (2018). «Сербия и македонский вопрос: переплетение политики и науки». В Мотте, Джузеппе (ред.). Динамика и политика предрассудков с восемнадцатого по двадцать первый век . Издательство Кембриджских ученых. стр. 243–244. ISBN 9781527517004 .
- ^ Jump up to: а б с д и Атанасовский 2019 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б Атанасовский 2019 , стр. 32–33.
- ^ Маринов 2013 , с. 298.
- ^ Маринов 2013 , с. 275.
- ^ Атанасовски 2019 , стр. 22–23.
- ^ Атанасовский 2019 , с. 24.
- ^ Атанасовски 2019 , стр. 22, 26, 33–34.
- ^ Атанасовски 2019 , стр. 26–27, 33.
- ^ Jump up to: а б с Эйдус, Филип (2019). Кризис и онтологическая незащищенность: тревога Сербии по поводу отделения Косово . Спрингер. п. 51. ИСБН 9783030206673 .
- ^ Атанасовски 2019 , стр. 28–29.
- ^ Jump up to: а б Атанасовский2019 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б Атанасовский 2019 , с. 31.
- ^ Атанасовский 2019 , с. 30.
- ^ Атанасовски 2019 , стр. 22–23, 33–34.
- ^ Атанасовски 2019 , стр. 29–30.
- ^ Атанасовски 2019 , стр. 33–34.
- ^ Jump up to: а б с Атанасовский 2019 , с. 34.
- ^ Павлович, Стеван К. (2003). «Сербия, Черногория и Югославия». В Джокиче, Деян (ред.). Югославизм: истории неудачной идеи, 1918–1992 гг . Издательство C. Hurst & Co. п. 59. ИСБН 9781850656630 .
- ^ Йованович, Владан (2018). «Атака дикарей сзади: антропологические стереотипы об албанцах в сербском публичном дискурсе». В Мотте, Джузеппе (ред.). Динамика и политика предрассудков с восемнадцатого по двадцать первый век . Издательство Кембриджских ученых. стр. 258–259. ISBN 9781527517004 .
- ^ Jump up to: а б с Йованович, Владан (2019). « Реконкиста Старой Сербии»: О преемственности территориальной и демографической политики в Косово» . В Павловиче, Александре; Драшко, Газела Пудар; Халили, Ригельс (ред.). Переосмысление сербско-албанских отношений: выявление врага . Рутледж. п. 43. ИСБН 9781351273145 .
- ^ Крэмптон, Ричард Дж. (2003). Восточная Европа в двадцатом веке – и после . Рутледж. п. 6. ISBN 9781134712229 .
- ^ Бошковска 2017 , стр. 31, 101.
- ^ Бошковская, Нада (2017). Югославия и Македония до Тито: между репрессиями и интеграцией . Издательство Блумсбери. п. 35. ISBN 9781786730732 .
- ^ «Банк «Стара Србия АД» в Скопье между двумя мировыми войнами» . scindex.nb.rs . Архивировано из оригинала 6 октября 2011 г.
- ^ Маринов 2013 , с. 324.
- ^ Jump up to: а б Маринов, Чавдар (2013). «Знаменитая Македония, земля Александра: македонская идентичность на перекрестке греческого, болгарского и сербского национализма» . В Даскалове, Румен; Маринов, Чавдар (ред.). Запутанная история Балкан - Том первый: Национальные идеологии и языковая политика . Брилл. п. 381. ИСБН 9789004250765 .
- ^ Атанасовский, Срджан (2019). « Производство старой Сербии: по следам писателей-путешественников на пути фольклора» . В Павлович, Александар; Драшко, Газела Пудар; Халили, Ригельс (ред.). Переосмысление сербско-албанских отношений: выяснение врага . Рутледж. стр. 23, 25. ISBN. 9781351273145 .
Сербские путевые заметки и сопутствующие материалы
[ редактировать ]- Милош С. Милоевич (1871). Путеводитель по части реальной (старой) Сербии . В Государственной типографии. (Общественное достояние)
- Гопчевич, Спиридион (1890). Старая Сербия и Македония . Белград, паровая типография Д. Димитриевича. (Общественное достояние)
- Йован Хаджи-Васильевич (1906). Старая Сербия и Македония: с географической, исторической и политической точки зрения . Штамп. Д. Димитриевич.
- Тодор П. Станкович (1910). Путевые заметки по старой Сербии, 1871-1898 гг . Белград: Стампария Д. Мунка и М. Карич. (Общественное достояние)
- Ѳ. М Бачетич; Добрило Аранитович (2001). Старая Сербия: прошлое, настоящее, народный быт и обычаи . Исторический музей Сербии.
- Мирчета Вемич (2005). Этническая карта частей Старой Сербии: Согласно путеводителю Милоша С. Милоевич 1871–1877. год . Географический институт «Йован Цвиич» САНУ. ISBN 978-86-80029-29-0 .
- Спиридион Гопчевич (2008). Старая Сербия и Македония: фототипное издание . Национальная и университетская библиотека «Иво Андрич» Приштина. ISBN 978-86-7935-113-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Райчевич, Светозар (1933). «Этнологические записки из Южной Сербии» . Народная старина . 12 (32): 279–284.
- Чиркович, Сима (2004). Сербы . Молден: Издательство Блэквелл. ISBN 9781405142915 .
- Ягодич, Милош. «Планы политики Сербии в отношении Старой Сербии и Македонии (1878–1885)». Журнал истории 60 (2011): 435–460.
- Заркович, В. (2011). «Работа сербской дипломатии по защите сербов в старой Сербии в последнее десятилетие XIX века» (PDF) . Баштина (30): 105–116.
- Церковные условия в Старой Сербии от упразднения Печского Патриархата до Великого восточного кризиса (1766–1878), в: История и значение Призренской духовной семинарии: (к 140-летию ее основания). - Ниш: Философский факультет: Призренская духовная семинария Св. Кирилл и Мефодий: Центр церковных исследований, 2013, 9–29.
- Владимир Д. Вучкович (2014). Старая Сербия и Македония: освобождение и обустройство . Медивест КТ. ISBN 978-86-88415-52-1 .
- Ягодич, Милош. «Отчет Василия Джорджевича о событиях в Старой Сербии за июль 1854 года». Смешанные материалы 36 (2015): 195–206.
- Шешум, Урош С. (2016). «Сербия и Старая Сербия: (1804-1839)» (Документ). Белградский университет, философский факультет.
- Щекич, Раденко, Жарко Лекович и Мариан Премович. «Политические события и беспорядки в Старой Рашке (Старой Раше) и Старой Герцеговине во время османского владычества». Балканика XLVI (2015): 79–106.
- НЕДЕЛЬКОВИЧ, СЛАВИША. «МЕЖДУ ИМПЕРСКИМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ И ПОВстанцами (Старая Сербия во время восстания Шкодры-паши Мустафы Бушати и боснийской аристократии 1830–1832 гг.)». Истраживание: Журнал исторических исследований 26 (2016): 91-105.
Внешние ссылки
[ редактировать ]