Принц Марко
Марко Мрнявчевич Марко Мрнявчевич | |
---|---|
Король Сербии | |
Царствование | 1371–1395 |
Предшественник | Вукашин Мрнявчевич |
Рожденный | в. 1335 Ущерб , Королевство Сербия [ 1 ] |
Умер | 17 мая 1395 г. Равнины , Валахия (ныне Румыния ) |
Супруг | Елена (Елена), дочь Хлапена |
Дом | Мрнявчевич |
Отец | Вукашин Мрнявчевич |
Мать | Алена |
Марко Мрнявчевич ( сербская кириллица : Марко Мрнявчевич , произносится [mâːrko mr̩̂ɲaːʋt͡ʃeʋit͡ɕ] ; в. 1335 — 17 мая 1395) — де-юре сербский король с 1371 по 1395 год, при этом он был фактическим правителем территории в западной Македонии с центром в городе Прилеп . Он известен как принц Марко ( македонский : Крале Марко ; сербская кириллица : Кралевич Марко , Кралевич Марко , IPA: [krώːʎeʋit͡ɕ mâːrko] ) и король Марко ( македонский : Крале Марко ; сербская кириллица : Краљ Марко ; болгарский : Крали Марко ) в южнославянской устной традиции , в которой он стал главным персонажем в период османского владычества на Балканах. . Отец Марко, король Вукашин , был соправителем сербского царя Стефана Уроша V , правление которого характеризовалось ослаблением центральной власти и постепенным распадом Сербской империи . Владения Вукашина включали земли в северо-западной Македонии и Косово . В 1370 или 1371 году он короновал Марко «молодым королем»; этот титул включал возможность того, что Марко станет преемником бездетного Уроша на сербском престоле.
26 сентября 1371 года Вукашин был убит, а его войска разбиты в битве при Марице . Примерно через два месяца царь Урош умер. Это формально сделало Марко королем сербской земли; однако сербские дворяне , ставшие фактически независимыми от центральной власти, даже не думали признавать его своим верховным правителем. Где-то после 1371 года он стал вассалом Османской империи ; к 1377 году значительная часть территории, унаследованной им от Вукашина, была захвачена другими дворянами. На самом деле король Марко стал региональным правителем, который правил относительно небольшой территорией в западной Македонии. Он профинансировал строительство монастыря Святого Димитрия недалеко от Скопье (более известного как Монастырь Марко ), которое было завершено в 1376 году. Позже Марко стал вассалом Османской империи и умер 17 мая 1395 года, сражаясь против валашцев в битве при Ровине .
Хотя Марко был правителем скромного исторического значения, он стал главным персонажем южнославянской устной традиции. почитают его как национального героя Сербы , македонцы и болгары , а в балканском фольклоре его помнят как бесстрашного и могущественного защитника слабых, который боролся с несправедливостью и противостоял туркам во время османской оккупации.
Жизнь
[ редактировать ]До 1371 г.
[ редактировать ]Марко родился около 1335 года и был первым сыном Вукашина Мрнявчевича и его жены Алены . [ 2 ] Отчество «Мрнявчевич» происходит от слова Мрнява, описанного рагузским историком 17-го века Мавро Орбином как мелкого дворянина из Захлумии (на территории современной Герцеговины и южной Далмации ). [ 3 ] По словам Орбина, сыновья Мрнявы родились в Ливно на западе Боснии . [ 3 ] куда он, возможно, переехал после того, как Захлумия была аннексирована Боснией у Сербии в 1326 году. [ 4 ] Семья Мрнявчевичей. №1 возможно, позже поддержал сербского императора ( царя ) Стефана Душана в его подготовке к вторжению в Боснию, как и другие захлумские дворяне, и, опасаясь наказания, эмигрировал в Сербскую империю до начала войны. [ 4 ] [ 5 ] Эти приготовления, возможно, начались за два года до вторжения. [ 5 ] Это произошло в 1350 году. К этому году относится самое раннее письменное упоминание об отце Марко Вукашине, в котором он описывается как назначенный Душаном жупан (губернатор округа) Прилепа , [ 4 ] [ 6 ] который был приобретен Сербией у Византии в 1334 году вместе с другими частями Македонии . [ 7 ] В 1355 году, примерно в возрасте 47 лет, Стефан Душан внезапно скончался от инсульта . [ 8 ]
Преемником Душана стал его 19-летний сын Урош , который, очевидно, считал Марко Мрнявчевича человеком, которому доверяют. Новый император назначил его главой посольства, которое он отправил в Рагузу (ныне Дубровник , Хорватия ) в конце июля 1361 года для переговоров о мире между империей и Рагузанской республикой после военных действий, произошедших ранее в том же году. Хотя мир не был достигнут, Марко успешно договорился об освобождении сербских купцов из Призрена , задержанных рагузцами, и ему было разрешено забрать серебро, хранившееся в городе его семьей. Отчет об этом посольстве в документе Рагузы содержит самую раннюю и бесспорную ссылку на Марко Мрнявчевича. [ 9 ] Надпись, написанная в 1356 году на стене церкви в македонском регионе Тиквеш , упоминает Николу и Марко как правителей этого региона, но личность этого Марко оспаривается. [ 10 ]
За смертью Душана последовала активизация сепаратистской деятельности в Сербской империи. Юго-западные территории, включая Эпир , Фессалию и земли на юге Албании, отделились к 1357 году. [ 11 ] Однако ядро государства (западные земли, включая Зету и Травунию с верхней долиной Дрины ; центральные сербские земли; и Македония) осталось верным императору Урошу. [ 12 ] Тем не менее, местная знать утверждала все большую независимость от власти Уроша даже в той части государства, которая оставалась сербской. Урош был слаб и неспособен противодействовать этим сепаратистским тенденциям, став низшей силой в своих владениях. [ 13 ] Сербские лорды также воевали друг с другом за территорию и влияние. [ 14 ]
Вукашин Мрнявчевич был искусным политиком и постепенно взял на себя главную роль в империи. [ 15 ] В августе или сентябре 1365 года Урош короновал его королем, сделав своим соправителем. К 1370 году потенциальное наследие Марко увеличилось, поскольку Вукашин расширил свои личные владения из Прилепа дальше в Македонию, Косово и Метохию , приобретя Призрен, Приштину , Ново-Брдо , Скопье и Охрид . [ 4 ] В хартии, которую он издал 5 апреля 1370 года, Вукашин упомянул свою жену (королеву Алену) и сыновей (Марко и Андрияша), подписавшись как «Владыка сербских и греческих земель и западных провинций» ( господинь зємли срьбьскои и грькѡмь и западнимь странамь ). [ 16 ] В конце 1370 или начале 1371 года Вукашин короновал Марко «Молодым королем». [ 17 ] [ 18 ] титул, присваиваемый предполагаемым наследникам сербских королей, чтобы обеспечить их положение в качестве преемников престола. Поскольку Урош был бездетным, Марко мог стать его преемником, положив начало новой — Вукашинской — династии сербских государей. [ 4 ] и конец двухвековой династии Неманичей . Большинство сербских лордов были недовольны ситуацией, что усилило их стремление к независимости от центральной власти. [ 18 ]
Вукашин искал для Марко супругу с хорошими связями. Принцесса из хорватского дома Шубичей Далмации была отправлена своим отцом Гргуром ко двору их родственника Твртко I , бана Боснии. Ее должна была воспитать и выдать замуж мать Твртко Елена . Елена была дочерью Георга II Шубича , чьим дедом по материнской линии был сербский король Драгутин Неманич . [ 19 ] Бан и его мать одобрили идею Вукашина объединиться с принцессой Шубич и Марко, и свадьба была неизбежна. [ 20 ] [ 21 ] Однако в апреле 1370 года папа Урбан V направил Твртко письмо, запрещающее ему выдавать католичку замуж за «сына Его Величества, короля Сербского, раскольника » ( filio Magnifici viri Regis Rascie scismatico ). [ 21 ] Папа также уведомил короля Венгрии Людовика I , номинального сюзерена о запрете. [ 22 ] о готовящемся «оскорблении христианской веры», и брак не состоялся. [ 20 ] Марко впоследствии женился на Елене (дочери Радослава Хлапена , сеньора Верии и Эдессы и крупного сербского дворянина в южной Македонии). [ 23 ]
Весной 1371 года Марко участвовал в подготовке кампании против Николы Альтомановича , главного лорда на западе Империи. [ 24 ] Кампания была спланирована совместно королем Вукашиным и Джурадом I Балшичем , лордом Зеты (который был женат на Оливере, дочери короля). В июле того же года Вукашин и Марко разбили лагерь со своей армией возле Скутари , на территории Балшича, готовые совершить вторжение в Оногошт на земле Альтомановича. Нападение так и не состоялось, поскольку османы угрожали земле деспота Йована Углеши (владельца Серреса и младшего брата Вукашина, который правил в восточной Македонии), и силы Мрнявчевича были быстро направлены на восток. [ 24 ] Тщетно ища союзников, два брата и их войска вошли на территорию, контролируемую Османской империей. В битве при Марице 26 сентября 1371 года турки уничтожили сербскую армию; [ 25 ] Тела Вукашина и Йована Углеши так и не были найдены. Место битвы, расположенное недалеко от деревни Орменио называется Sırp Sındığı («Сербский разгром») на территории современной восточной Греции, с тех пор на турецком языке . Битва при Марице имела далеко идущие последствия для региона, поскольку открыла Балканы для турок. [ 26 ]
После 1371 г.
[ редактировать ]Когда его отец умер, «молодой король» Марко стал королем и соправителем императора Уроша. Династия Неманичей закончилась вскоре после этого, когда Урош умер 2 (или 4) декабря 1371 года, и Марко стал формальным правителем Сербии. [ 27 ] Однако сербские паны его не признали. [ 27 ] и разногласия внутри государства усилились. [ 26 ] После смерти двух братьев и уничтожения их армий семья Мрнявчевичей осталась бессильной. [ 27 ] Лорды вокруг Марко воспользовались возможностью захватить значительную часть его вотчины. К 1372 году Журадж I Балшич взял Призрен и Печ, а князь Лазарь Гребелянович взял Приштину. [ 28 ] К 1377 году Вук Бранкович приобрел Скопье, а албанский магнат Андреа Гропа стал практически независимым в Охриде; однако он, возможно, остался вассалом Марко, как и Вукашина. [ 26 ] Зять Гропы был родственником Марко, Остоя Раяковичем из клана Угарчичей из Травунии. Он был одним из сербских дворян из Захлумии и Травунии (соседних княжеств на территории современной Герцеговины), получивших земли в недавно завоеванных частях Македонии во время правления императора Душана. [ 29 ] Единственным крупным городом, который удерживал Марко, был Прилеп, из которого вырос его отец. Король Марко стал мелким принцем, правившим относительно небольшой территорией в западной Македонии, граничащей на севере с Шарскими горами и Скопье; на востоке - реками Вардар и Црна-Река , а на западе - Охридом. Южные границы его территории неопределенны. [ 23 ] Марко делил свое правление со своим младшим братом Андрияшем, у которого была собственная земля. [ 26 ] Их мать, царица Алена, после смерти Вукашина стала монахиней, приняв монашеское имя Елисавета, но некоторое время после 1371 года была соправительницей Андрияша. Младший брат, Дмитрий , жил на земле, контролируемой Андрияшем. Был еще один брат, Иваниш, о котором мало что известно. [ 30 ] Когда Марко стал вассалом Османской империи , неизвестно, но, вероятно, это произошло не сразу после битвы при Марице. [ 31 ]
В какой-то момент Марко отделился от Елены и жил с Тодорой, женой человека по имени Гргур, а Елена вернулась к отцу в Верию. Позже Марко пытался помириться с Еленой, но ему пришлось отправить Тодору к тестю. Поскольку земля Марко на юге граничила с землей Хлапена, примирение могло быть политическим. [ 23 ] Писец Добре, подданный Марко, переписал литургическую книгу для церкви в деревне Калуджерец. nb2 и когда он закончил, он составил надпись, которая начинается следующим образом: [ 32 ]
Слава сьвршитєлю богѹ вь вѣкы, аминь, а҃мнь, а҃м. Пыса сє сиꙗ книга ѹ Порѣчи, ѹ сєлѣ зовомь Калѹгєрєць, вь дьны благовѣрнаго кралꙗ Марка, ѥгда ѿдадє Ѳодору Грьгѹровѹ жєнѹ Хлапєнѹ, а ѹзє жєнѹ свою прьвовѣнчанѹ Ѥлєнѹ, Хлапєновѹ дьщєрє. |
|
Крепость Марко находилась на холме к северу от современного Прилепа; его частично сохранившиеся руины известны как Маркови Кули («Башни Марко»). Под крепостью находится деревня Варош, место средневекового Прилепа. В селе находится монастырь Архангела Михаила, отреставрированный Марко и Вукашиным, чьи портреты находятся на стенах монастырской церкви. [ 23 ] Марко был ктетором церкви Святого Воскресенья в Призрене, построенной в 1371 году, незадолго до битвы при Марице. В надписи над входом в церковь он назван «молодым королем». [ 33 ]
Монастырь Святого Димитрия, широко известный как Монастырь Марко , находится в деревне Маркова Сушица (недалеко от Скопье) и был построен ок. 1345–1376 (или 1377). короли Марко и Вукашин, его ктеторы . Над южным входом монастырской церкви изображены [ 2 ] Марко — мужчина строгого вида в фиолетовой одежде, в короне, украшенной жемчугом. В левой руке он держит свиток, текст которого начинается: «Я, во Христе Боге благочестивый царь Марко, построил и начертал сей божественный храм...» В правой руке он держит рог, символизирующий рог масла с которым ветхозаветных царей помазывали при коронации (как описано в 1 Царств 16:13 ). Говорят, что Марко изображен здесь как король, избранный Богом, чтобы вести свой народ через кризис, возникший после битвы при Марице. [ 27 ]
Марко чеканил собственные деньги вместе со своим отцом и другими сербскими дворянами того времени. [ 34 ] Его серебряные монеты весили 1,11 грамма. [ 35 ] и выпускались в трёх типах. В двух из них на аверсе содержался пятистрочный текст: ВЬХА/БАБЛГОВ/ѢРНИКР/АЛЬМА/РКО ("In the Christ God, the pious King Marko"). [ 36 ] В первом типе на реверсе был изображен Христос , восседающий на престоле; во втором Христос восседал на мандорле . В третьем типе на реверсе изображался Христос на мандорле; на аверсе был четырехстрочный текст БЛГО/ВѢРНИ/КРАЛЬ/МАРКО ("Pious King Marko"), [ 36 ] который Марко также использовал в церковной надписи. Он исключил из своего титула территориальное обозначение, вероятно, молчаливо признавая свою ограниченную власть. [ 23 ] Хотя его брат Андрияш также чеканил свои собственные монеты, денежная масса на территории, управляемой братьями Мрнявчевичами, в основном состояла из монет, отчеканенных королем Вукашиным и царем Урошем. [ 37 ] коллекциях сохранилось около 150 монет Марко В нумизматических . [ 36 ]
К 1379 году князь Лазарь Гребелянович , правитель Моравской Сербии , стал самым могущественным сербским дворянином. [ 31 ] [ 38 ] Хоть и называл себя Автократором всех сербов ( самодржц вьсѣмь Србьлѥмь ), он не был достаточно силен, чтобы объединить под своей властью все сербские земли. Семьи Балшичей (по материнской линии Неманич ) и Мрнявчевичей, Константин Драгаш , Вук Бранкович и Радослав Хлапен продолжали управлять своими регионами. [ 31 ] Помимо Марко, Твртко I был коронован королем сербов и Боснии в 1377 году. Будучи родственником по материнской линии династии Неманичей, Твртко захватил западные части бывшей Сербской империи в 1373 году. [ 39 ]
15 июня 1389 года сербские войска во главе с князем Лазаром, Вуком Бранковичем и дворянином Твртко Влатко Вуковичем из Захлумии столкнулись с османской армией во главе с султаном Мурадом I в битве на Косово , самой известной битве в средневековой сербской истории. [ 40 ] Поскольку большая часть обеих армий была уничтожена, а Лазарь и Мурад убиты, исход битвы был безрезультатным. После этого у сербов не хватило сил для защиты своих земель, в то время как у османов было гораздо больше войск на востоке. Сербские княжества, которые еще не были вассалами Османской империи, в течение следующих нескольких лет стали таковыми. [ 40 ]
В 1394 году группа османских вассалов на Балканах отказалась от своей вассальной зависимости. [ 41 ] Хотя Марко среди них не было, его младшие братья Андрияш и Дмитрий отказались оставаться под властью Османской империи. Они эмигрировали в Венгерское королевство , поступив на службу к королю Сигизмунду . Они проехали через Рагузу, где забрали две трети запаса своего покойного отца в 96,73 кг (213,3 фунта) серебра, оставив оставшуюся треть Марко. Хотя Андрияш и Дмитар были первыми сербскими дворянами, эмигрировавшими в Венгрию, миграция сербов на север продолжалась на протяжении всего периода османской оккупации. [ 41 ]
В 1395 году османы напали на Валахию, чтобы наказать ее правителя Мирчу I за вторжение на их территорию. [ 42 ] На стороне Османской империи сражались три сербских вассала: король Марко, лорд Константин Драгаш и деспот Стефан Лазаревич (сын и наследник князя Лазаря). Битва при Ровине 17 мая 1395 года была выиграна валашами; Марко и Драгаш были убиты. [ 43 ] После их смерти османы аннексировали их земли, объединив их в османскую провинцию с центром в Кюстендиле . [ 42 ] Через тридцать шесть лет после битвы при Ровине Константин Философ написал «Жизнеописание деспота Стефана Лазаревича» и записал то, что Марко сказал Драгашу накануне битвы: «Говорю и молюсь господину, чтобы помог христианам и чтобы мне будь одним из первых, кто погибнет в этой войне». [ 44 ] Далее в хронике говорится, что Марко и Драгаш погибли в бою. [ 45 ] Еще одним средневековым источником, в котором упоминается смерть Марко в битве при Ровине, является Дечанская хроника . [ 45 ]
В народной поэзии
[ редактировать ]Сербская эпическая поэзия
[ редактировать ]Марко Мрнявчевич — самый популярный герой сербской эпической поэзии . [ 46 ] в котором его называют «Кралевич Марко» (со словом kraljević, означающим «князь»). [ 46 ] или «сын короля»). Этот неофициальный титул был присвоен сыновьям короля Вукашина в современных источниках как фамилия (Марко Кралевич), нб3 и оно было принято сербской устной традицией как часть имени Марко. [ 47 ]
Стихи о Кралевиче Марко не следуют сюжетной линии; их связывает в поэтический цикл сам герой, [ 48 ] с его приключениями, освещающими его характер и личность. [ 49 ] Эпопея Марко просуществовала 300 лет; Герои XIV-XVI веков, выступающие в роли его товарищей. [ 48 ] Среди них Милош Обилич , Реля Крилатица , Вук Огненный Дракон , Сибинянин Янко и его племянник Банович Секула. [ 50 ] В стихах можно найти очень мало исторических фактов о Марко, но они отражают его связь с распадом Сербской империи и его вассальной зависимостью от османов. [ 48 ] Они были написаны анонимными сербскими поэтами во время османской оккупации их земли. По словам американского слависта Джорджа Рапалла Нойеса, они «сочетают трагический пафос с почти непристойной комедией в манере, достойной драматурга елизаветинской эпохи ». [ 46 ]
Сербская эпическая поэзия соглашается с тем, что отцом Марко был король Вукашин. Его матерью в стихах была Евросима, сестра воеводы Момчило, хозяина крепости Пирлитор (на горе Дурмитор в Старой Герцеговине ). Момчило описывается как человек огромных размеров и силы с магическими атрибутами: крылатым конем и саблей с глазами. Вукашин убил его с помощью молодой жены воеводы Видосавы, несмотря на самоотверженную попытку Евросимы спасти брата. Вместо того, чтобы жениться на Видосаве (первоначальный план), Вукашин убил коварную женщину. Он увез Евросиму из Пирлитора в свою столицу Скадар и женился на ней по совету умирающего Момчило. У них было два сына, Марко и Андрияш, и в стихотворении, повествующем об этих событиях, говорится, что Марко пошел вслед за своим дядей Момчило. [ 51 ] Этот эпический персонаж исторически соответствует болгарскому разбойнику и наемнику Момчилу , находившемуся на службе у сербского царя Душана; позже он стал деспотом и погиб в битве при Перитеорионе в 1345 году . [ 52 ] Согласно другому сообщению, Марко и Андрияш были матерью вила ( славянской горной нимфы ), на которой женился Вукашин после того, как он поймал ее возле озера и оторвал ей крылья, чтобы она не могла сбежать. [ 53 ]
Когда Марко повзрослел, он стал упрямым; Вукашин как-то сказал, что не контролирует своего сына, который ходил куда хотел, пил и дебоширил. Марко вырос крупным, сильным мужчиной, с устрашающей внешностью, которая тоже была несколько комичной. На нем была низко надвинутая на темные глаза шапка из волчьей шкуры, черные усы размером с шестимесячного ягненка, а плащ — лохматая волчья шкура. , На поясе у него висела дамасская сабля а за спиной висело копье. Марко Пернач весил 66 ока (85 килограммов (187 фунтов)) и висел на левой стороне его седла, уравновешиваясь хорошо наполненным бурдюком с вином на правой стороне седла. Его хватка была достаточно сильной, чтобы выжать капли воды из куска сухой кизиловой древесины. Марко победил ряд чемпионов, несмотря на превосходящие шансы. [ 48 ] [ 49 ]
Неразлучным спутником героя был его могучий, говорящий пегий конь Шарац ; Марко всегда давал ему равную долю вина. [ 49 ] Лошадь могла прыгнуть на три длины копья в высоту и на четыре длины копья вперед, что позволило Марко захватить опасную и неуловимую вилу Равихойлу . Она стала его кровной сестрой , пообещав помочь ему в трудной ситуации. Когда Равийойла помог ему убить чудовищного, трехсердечного Мусу Кеседжию (который почти победил его), Марко горевал, потому что он убил человека лучше, чем он сам. [ 54 ] [ 55 ]
Марко изображается защитником слабых и беспомощных, борцом с турецкими хулиганами и несправедливостью в целом. Он был идеализированным хранителем патриархальных и естественных норм: в турецком военном лагере он обезглавил турка, бесчестно убившего его отца. Он отменил налог на брак, убив тирана, который наложил его на народ Косово. Он спас дочь султана от нежелательного брака после того, как она умоляла его, как своего кровного брата, помочь ей. Он спас из темницы трех сербских воевод (своих кровных братьев) и помог терпящим бедствие животным. Марко был спасателем и благодетелем людей, покровителем жизни; «Принца Марко помнят как ярмарочный день в году». [ 48 ]
Характерной чертой Марко было его почтение и любовь к матери Евросиме; он часто обращался к ней за советом, следуя ему даже тогда, когда это противоречило его собственным желаниям. Она жила с Марко в его особняке в Прилепе, его путеводная звезда уводила его от зла к добру на пути нравственного совершенствования и христианских добродетелей. [ 56 ] Честность и моральное мужество Марко заслуживают внимания в стихотворении, в котором он был единственным человеком, знавшим волю покойного царя Душана относительно своего наследника. Марко отказался лгать в пользу претендентов — своего отца и дядей. Он правдиво сказал, что Душан назначил наследником сербского престола своего сына Уроша. Это едва не стоило ему жизни, поскольку Вукашин пытался его убить. [ 49 ]
Марко представлен как верный вассал османского султана, сражающийся за защиту властителя и его империи от преступников. По призыву султана он участвовал в турецких военных походах. [ 48 ] Однако даже в этих отношениях личность и чувство достоинства Марко были очевидны. Время от времени он беспокоил султана, [ 49 ] и встречи между ними обычно заканчивались так:
Император уходит, и Марко приближается, |
Марко Верность сочеталась с представлением о том, что слуга выше своего господина, поскольку сербские поэты перевернули ситуацию своим завоевателям. Этот двойной аспект Марко может объяснить его героический статус; для сербов он был «гордым символом несломленного духа, который продолжал жить, несмотря на катастрофы и поражения». [ 49 ] по мнению переводчика сербских эпических поэм Дэвида Халибертона Лоу.
В бою Марко использовал не только свою силу и доблесть, но хитрость и хитрость. Несмотря на свои необыкновенные качества, его изображали не супергероем или богом, а смертным человеком. Были противники, превосходившие его смелостью и силой. Иногда он был капризным, вспыльчивым или жестоким, но его преобладающими чертами были честность, верность и фундаментальная доброта. [ 49 ]
Благодаря своей комической внешности и поведению, а также высказываниям в адрес оппонентов Марко является самым юмористическим персонажем сербской эпической поэзии. [ 48 ] Когда мавр ударил его булавой, Марко, смеясь, сказал: «О доблестный черный мавр! Ты шутишь или всерьез бьешь?» [ 59 ] Однажды Евросима посоветовала сыну прекратить свои кровавые приключения и вместо этого пахать поля. Он повиновался с мрачным юмором: [ 49 ] пашут султанскую дорогу вместо полей. Группа турецких янычар с тремя пачками золота кричала ему, чтобы он прекратил пахать шоссе. Он предупредил их, чтобы они держались подальше от борозд, но споры быстро ему надоели:
Марко поднимает плуг и волов, |
|
Марко, 300 лет, ехал на 160-летнем Шараце по берегу моря к горе Урвина, когда вила сказала ему, что он умрет. Затем Марко наклонился над колодцем и не увидел отражения своего лица в воде; гидромантия подтвердила виллы слова . Он убил Шарака, чтобы турки не использовали его для черной работы, и тщательно похоронил своего любимого товарища. Марко сломал свой меч и копье, швырнул булаву далеко в море, прежде чем лечь умирать. Его тело нашли семь дней спустя аббат Васо и его дьякон Исайя. Васо отвез Марко на Афон и похоронил его в монастыре Хиландар в безымянной могиле. [ 62 ]
Эпическая поэзия Болгарии и Северной Македонии
[ редактировать ]«Крали Марко» на протяжении веков был одним из самых популярных персонажей болгарского (в целом восточно-южнославянского ) фольклора. [ 63 ] Эти эпические сказания о Марко, похоже, происходят из современной Северной Македонии . [ 64 ] поэтому он также является важной частью этнического наследия македонцев .
По местному преданию, матерью Марко была Евросия (Евросия), сестра болгарского воеводы Момчила ( правившего территорией в Родопах ). При рождении Марко появились три нарекницы (волшебницы-волшебницы), предсказавшие, что он станет героем и заменит своего отца (короля Вукашина). Когда король услышал это, он бросил своего сына в реку в корзине, чтобы избавиться от него. Самодива по имени Вила нашла Марко и воспитала его, став его приемной матерью. Поскольку Марко выпил молоко самодивы , он приобрел сверхъестественные способности и стал болгарским борцом за свободу против турок. У него есть крылатый конь по имени Шарколия («пятнистый») и сводная сестра самодива Гюра. Болгарские легенды включают в себя фрагменты языческой мифологии и верований, хотя эпос «Марко» был создан еще в 14–18 вв. Среди болгарских эпических песен распространены и имеют решающее значение песни о Крали Марко. [ 65 ] [ 66 ] Среди болгарских фольклористов, собиравших истории о Марко, были педагог Трайко Китанчев (в регионе Ресен в западной Македонии) и Марко Чепенков из Прилепа (по всему региону). [ 67 ]
В легенде
[ редактировать ]Южнославянские легенды о Кралевиче Марко или Крали Марко в первую очередь основаны на мифах, гораздо более древних, чем исторический Марко Мрнявчевич. Он отличается легендой от народных стихов; в некоторых местах его представляли великаном, который ходил по вершинам холмов, касаясь головой облаков. Говорят, что он помог Богу сформировать землю и создал речное ущелье в Демир Капии («Железные ворота») одним ударом своей сабли. Это осушило море, охватившее регионы Битола , Мариово и Тиквеш в Македонии, сделав их пригодными для проживания. После того, как земля была сформирована, Марко высокомерно продемонстрировал свою силу. Бог забрал его, оставив на дороге мешок тяжелый, как земля; когда Марко попытался поднять его, он потерял силы и стал обычным человеком. [ 68 ]
Легенда также гласит, что Марко обрел силу после того, как его вскормила вила . Король Вукашин бросил его в реку, потому что он не был на него похож, но мальчика спас пастух (который его усыновил, а вила вскормила ). По другим сведениям, Марко был пастухом (или пастухом), который нашел детей виллы , заблудившихся в горах, и укрыл их от солнца (или дал им воды). В награду вила трижды кормила его грудью, и он мог поднять и бросить большой валун. В истрийской версии Марко делает тень для двух змей, а не для детей. В болгарской версии каждый из трех глотков молока, которые он высосал из груди виллы, превратился в змею. [ 68 ]
Марко ассоциировался с большими одиночными валунами и углублениями в скалах; Говорят, что валуны были брошены им с холма, а углубления были его следами (или отпечатками копыт его лошади). [ 68 ] Он также был связан с географическими объектами, такими как холмы, долины, скалы, пещеры, реки, ручьи и рощи, которые он создал или в которых сделал что-то запоминающееся. Их часто называли в его честь , и от его имени произошло множество топонимов — от Истрии на западе до Болгарии на востоке. [ 69 ] В болгарских и македонских историях у Марко была не менее сильная сестра, которая соревновалась с ним в метании валунов. [ 68 ]
В некоторых легендах чудо-конь Марко был подарком виллы . Сербская история гласит, что он искал лошадь, которая могла бы его нести. Чтобы проверить коня, он хватал его за хвост и перебрасывал через плечо. Увидев больного пегого жеребенка, принадлежавшего каким-то извозчикам, Марко схватил его за хвост, но не смог сдвинуть с места. Он купил (и вылечил) жеребенка, назвав его Шараком . Он стал чрезвычайно сильной лошадью и неразлучным спутником Марко. [ 70 ] Македонская легенда гласит, что Марко, следуя виллы совету , поймал на горе больного коня и вылечил его. На покрытых коркой участках кожи коня поросли белые волоски, и он стал пегим. [ 68 ]
Согласно народной традиции, Марко никогда не умирал; он продолжает жить в пещере , в покрытом мхом логове или в неизвестной стране. [ 68 ] Сербская легенда рассказывает, что Марко однажды участвовал в битве, в которой погибло так много людей, что солдаты (и их лошади) плавали в крови. Он воздел руки к небу и сказал: «О Боже, что мне теперь делать?» Бог сжалился над Марко, перенеся его и Шарака в пещеру (где Марко воткнул саблю в скалу и заснул). В пещере мох; Шарац съедает его понемногу, а сабля медленно вылезает из камня. Когда он упадет на землю и Шарак доест мох, Марко проснется и снова войдет в мир. [ 70 ] Некоторые якобы видели его после того, как он спустился в глубокую яму, где он жил в большом доме, перед которым видели Шараца. Другие видели его в далекой стране, живущим в пещере. Согласно македонской традиции, Марко пил «орлиную воду», что сделало его бессмертным; он с Илией на небесах. [ 68 ]
В современной культуре
[ редактировать ]В 19 веке Марко стал предметом нескольких инсценировок . В 1831 году венгерская драма «Принц Марко» , возможно, написанная Иштваном Балогом , [ 71 ] был показан в Буде венгерская драма « Принц Марко – великий сербский герой» Челештина Перго была поставлена , а в 1838 году в Араде . [ 71 ] В 1848 году Йован Стерия Попович написал трагедию «Сон принца Марко» которой является легенда о спящем Марко , центральным мотивом . Петар Прерадович написал драму «Кралевич Марко» , прославляющую силу южных славян . В 1863 году Франческо Далл'Онгаро представил свою итальянскую драму « Воскресение принца Марко» . [ 71 ] В своем сборнике рассказов Nouvelles Orientales 1978 года Маргерит Юрсенар представила альтернативный, необъяснимый конец жизни Марко («Плавник Марко Кралиевича»).
Считается, что из всех сербских эпических и исторических деятелей Марко больше вдохновлял художников всего ; [ 72 ] В монографии по данной теме насчитывается 87 авторов. [ 73 ] XIV века Его самые старые известные изображения — фрески из монастыря Марко и Прилепа . [ 74 ] [ 75 ] Рисунок Марко XVIII века можно найти в Евангелии от Чайниче , средневековой пергаментной рукописи, принадлежащей сербской православной церкви в Чайниче в восточной Боснии . Рисунок простой, уникальный, изображающий Марко как святого. [ 76 ] и напоминают рельефы стеччи . [ 77 ] Вук Караджич писал, что в детстве в конце XVIII века он увидел картину, на которой Марко нес быка на спине. [ 70 ]
девятнадцатого века Литографии Марко были выполнены Анастасом Йовановичем . [ 78 ] Фердо Кикерек [ 77 ] и другие. Среди художников, рисовавших Марко в том столетии, — Мина Караджич , [ 78 ] Новак Радонич [ 79 ] и Джура Якшич . [ 79 ] Среди художников двадцатого века Надежда Петрович , [ 80 ] Мирко Рачки , [ 81 ] Урош Предич [ 82 ] и Пая Йованович . [ 82 ] Скульптура Марко на Шараце работы Ивана Мештровича была воспроизведена на югославской банкноте и марке. [ 83 ] Современные иллюстраторы, работающие с Марко, включают Александра Ки , Александра Класа , Зуко Джумхура , Васу Поморишаца и Бэйна Кераца . [ 73 ]
Принц Марко и его сабля также послужили источником вдохновения для создания нынешнего государственного гимна Сербии «Бозе Правде». Песня была взята из театральной пьесы «Маркова Сабля», очень популярной среди сербов в 1872 году.
Мотивы во многих произведениях: Марко и Равийойла, Марко и его мать, Марко и Шарац, Марко, стреляющий из лука, Марко, вспахивающий дороги, битва между Марко и Мусой и смерть Марко. [ 84 ] Также несколько художников пытались создать реалистичный портрет Марко на основе его фресок. [ 74 ] В 1924 году пивоварня Прилеп представила светлое пиво Krali Marko . [ 85 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]^nb1 Фамилия «Мрнявчевич» не упоминалась в современных источниках, как и никакая другая фамилия, связанная с этой семьей. Самый старый известный источник, в котором упоминается имя «Мрнявчевич», - это Руварчев родослов «Генеалогия Рувараца», написанная между 1563 и 1584 годами. Неизвестно, было ли оно введено в Генеалогию из какого-то более древнего источника или из народной поэзии и традиций. [ 86 ]
^nb2 Эта богослужебная книга, приобретенная в XIX веке российским коллекционером Алексеем Хлудовым , сегодня хранится в Государственном Историческом музее России.
^nb3 Имя Деспотович (« сын деспота ») применялось аналогично Углеше, сыну деспота Йована Углеши , младшего брата короля Вукашина. [ 47 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джордж Уайт (2000). Национализм и территориальное построение групповой идентичности в Юго-Восточной Европе . Роуман и Литтлфилд. п. 232. ИСБН 978-0-8476-9809-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Fostikov 2002, pp.49–50.
- ^ Перейти обратно: а б Орбин 1968 , с. 116.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Файн 1994, стр. 362–3.
- ^ Перейти обратно: а б Файн 1994, с.323.
- ^ Стоянович 1902, стр.37.
- ^ Файн 1994, стр.288.
- ^ Файн 1994, стр.335.
- ^ Михальчич 1975, стр.51. Чорович 2001, « Распад Сербской империи ».
- ^ Михальчич 1975, стр.77.
- ^ Шуйка 2000, стр.15.
- ^ Файн 1994 , с. 358
- ^ Файн 1994, с. 345.
- ^ Шуйка 2000 , стр. 19.
- ^ Михальчич 1975, стр.83.
- ^ Миклошич 1858, стр.180 , № CLXVII.
- ^ Банкноты 1994 года , стр. 31.
- ^ Перейти обратно: а б Шуйка 2000 , стр. 20.
- ^ Файфрич (2000), « Первые Котроманичи ».
- ^ Перейти обратно: а б Иречек 1911, стр.430 .
- ^ Перейти обратно: а б Тейнер 1860, стр.97 , № 190.
- ^ Тейнер 1860, стр.97 , № 1139.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Михальчич 1975, стр. 170–1
- ^ Перейти обратно: а б Михальчич 1975, стр. 137; Файн 1994, стр. 377.
- ^ Корович 2001, « Смерть Марички ».
- ^ Перейти обратно: а б с д Файн 1994, стр. 379–82.
- ^ Перейти обратно: а б с д Михальчич 1975, стр.168.
- ^ Шуйка 2000, стр. 35–6.
- ^ Шуйка 2000, стр.42.
- ^ Фостиков 2002, с.51.
- ^ Перейти обратно: а б с Михальчич 1975, стр. 164–5.
- ^ Стоянович 1902, стр. 58–9.
- ^ Михальчич 1975, стр.166.
- ^ Михальчич 1975, стр.181.
- ^ Шуйка 2000, стр. 133–6.
- ^ Перейти обратно: а б с Мандич 2003, стр. 24–5.
- ^ Михальчич 1975, стр.183.
- ^ Михальчич 1975, стр.220.
- ^ Файн 1994, стр.393.
- ^ Перейти обратно: а б Fine 1994, стр. 408–11.
- ^ Перейти обратно: а б Fostikov 2002, pp.52–3.
- ^ Перейти обратно: а б Файн 1994, с.424.
- ^ Острогорский 1956 , стр. 489.
- ^ Константин 2000, « О смерти короля Марко и Константина Драгаша ».
- ^ Перейти обратно: а б Джурич, Иван (1984). Закат Византии: время Иоанна VIII Палеолога (1392–1448) . Народная книга. п. 78.
В Дечанской хронике вместе с известием о битве в Ровине записано, что там погибли Марко Кралевич и Константин Драгаш.
- ^ Перейти обратно: а б с Нойес 1913, « Введение ».
- ^ Перейти обратно: а б Рудич 2001, стр.89.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Деретич 2000, « Эпическая сказка сербского народа ».
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Лоу 1922, « Марко из баллад ».
- ^ Попович 1988, стр. 24–8.
- ^ Лоу 1922, « Женитьба короля Вукашина ».
- ^ Корович 2001, « Создание Сербской империи ».
- ^ Богишич 1878, стр. 231–2 .
- ^ Лоу 1922, « Марко Кралевич и Вила »
- ^ Лоу 1922, « Марко Кралевич и Муса Кеседжия »
- ^ Попович 1988, стр. 70–7.
- ^ Караджич 2000, « Марко Кралевич знает меч своего отца ».
- ^ Лоу 1922, стр.73 .
- ^ Караджич 2000, « Марко Кралевич отменяет свадьбу ».
- ^ Караджич 2000, " Оранье Марко Кралевич ".
- ^ Лоу 1922, « Пахота Марко ».
- ^ Лоу 1922, « Смерть Марко Кралевича ».
- ^ Дополнительную информацию читайте Велико Иорданов (1901). Крали-Марко в булгарската народна эпика . София: Сборник на Болгарското Книжовно Дружество.
- ^ Mihail Arnaudov (1961). "Българско народно творчество в 12 тома. Том 1. Юнашки песни" (in Bulgarian). Archived from the original on October 15, 2007.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Река Дунай в балканских славянских народных песнях, Ethnologia Balkanica (01/1997), Буркхарт, Дагмар; Выпуск: 01/1997, стр. 53–60.
- ^ История македонской литературы 865–1944, том 112 славянских печатных изданий и переизданий, Чарльз А. Мозер, издатель Mouton, 1972.
- ^ Прилеп; зап. Марко Цепенков ( СбНУ 2, с. 116–120, № 2 – "Марко грабит Ангелина").
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Раденкович 2001, стр. 293–7.
- ^ Попович 1988, стр. 41–2.
- ^ Перейти обратно: а б с Караджич 1852, стр. 345–6, ул. «Марко Кралевич».
- ^ Перейти обратно: а б с Шаренац 1996 , с. 26
- ^ Шаренац 1996 , с. 06
- ^ Перейти обратно: а б Шаренац 1996 , с. 02
- ^ Перейти обратно: а б Шаренац 1996 , с. 05
- ^ «Сербский средневековый королевский наряд» . 21 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала 29 сентября 2011 г. Проверено 27 июня 2011 г.
- ^ Момирович 1956 , стр. 176.
- ^ Перейти обратно: а б Шаренац 1996 , с. 27
- ^ Перейти обратно: а б Шаренац 1996 , с. 44
- ^ Перейти обратно: а б Шаренац 1996 , с. 45
- ^ Шаренац 1996 , с. 28
- ^ Шаренац 1996 , с. 24
- ^ Перейти обратно: а б Шаренац 1996 , с. 46
- ^ Шаренац 1996 , с. 33
- ^ Шаренац 1996, с. 6–14
- ^ «Крали Марко» . Прилепский пивоваренный завод. Архивировано из оригинала 15 июня 2011 г. Проверено 28 июня 2011 г.
- ^ Рудич 2001, стр.96.
Ссылки
[ редактировать ]- Богишич, Валтазар (1878). Народные стихи: из старых записей, в основном из Приморья (на сербском языке). 1 . Интернет -архив .
- Чиркович, Сима (2004). Сербы . Молден: Издательство Блэквелл. ISBN 978-1-4051-4291-5 .
- Чорович, Владимир (ноябрь 2001 г.). История сербского народа (на сербском языке). Проект Растко .
- Деретич, Йован (2000). Краткая история сербской литературы (на сербском языке). Проект Растко.
- Дворник, Фрэнсис (1962). Славяне в европейской истории и цивилизации . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса.
- Файфрич, Желько (7 декабря 2000 г.). Котроманичи (на сербском языке). Проект Растко.
- Хорошо, Джон Ван Антверпен младший (1994) [1987]. Позднесредневековые Балканы: критический обзор с конца двенадцатого века до османского завоевания . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08260-4 .
- Фостиков, Александра (2002). «О Дмитаре Кралевиче» (на сербском языке). Историческое обозрение [Историческое обозрение] (Белград: Исторический институт) 49 . ISSN 0350-0802 .
- Гаврилович, Зага (2001). Исследования византийского и сербского средневекового искусства . Лондон: Пиндар Пресс. ISBN 978-1-899828-34-0 .
- Йиречек, Константин Йозеф (1911). История сербов (на немецком языке). 1 . Интернет-архив.
- Караджич, Вук Стефанович (1852). Сербский словарь [Сербский словарь] . Вена: Вук Стефанович Караджич.
- Караджич, Вук Стефанович (11 октября 2000 г.). Сербские народные стихи (на сербском языке). 2 . Проект Растко.
- Константин Философ (2000). Гордана Йованович изд. Биография деспота Стефана Лазаревича (на сербском языке). Проект Растко.
- Лоу, Дэвид Халибертон (1922). Баллады Марко Кралевича . Интернет-архив.
- Мандич, Ранко (2003). «Короли Марко и Андреаш» (на сербском языке). Динар: Нумизматический журнал (Белград: Сербское нумизматическое общество) No. 21. ISSN 1450-5185 .
- Михальчич, Раде (1975). Конец Сербской империи (на сербском языке). Белград: Сербское литературное объединение.
- Миклошич, Франц (1858). Сербские памятники, касающиеся истории сербской Боснии Рагусии (на сербском и латыни). Интернет-архив.
- Момирович, Петар (1956). «Старые рукописи и печатные книги в Чайниче» [Старые рукописи и печатные книги в Чайниче] (PDF) . Наши древности (на сербском языке). 3 . Сараево: Институт защиты памятников культуры Press.
- Никол, Дональд М. (1993) [1972]. Последние столетия Византии, 1261-1453 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-43991-6 .
- Никол, Дональд М. (1996). Неохотный император: биография Иоанна Кантакузена, византийского императора и монаха, ок. 1295-1383 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-52201-4 .
- Нойес, Джордж Рапалл; Бэкон, Леонард (1913). Героические баллады Сербии . Интернет -архив священных текстов .
- Орбини, Мауро (1601). Царство славян теперь коррумпировано называется Скьявони . Пезаро: Рядом с Джироламо Конкордия.
- Орбин, Мавро (1968). Царство славян . Белград: Сербское литературное объединение.
- Острогорский, Георгий (1956). История Византийского государства . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
- Попович, Татьяна (1988). Князь Марко: герой южнославянского эпоса . Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета. ISBN 978-0-8156-2444-8 .
- Раденкович, Любинко (2001). «Кралевич Марко» (на сербском языке). Светлана Михайловна Толстая, Любинко Раденкович ред. Славянская мифология: Энциклопедический словарь . Белград: Книжный мир Zepter. ISBN 86-7494-025-0 .
- Рудич, Срджан (2001). «О первом упоминании фамилии Мрнявчевич» (на сербском языке). Историческое обозрение [Историческое обозрение] (Белград: Исторический институт) 48 . ISSN 0350-0802 .
- Седлар, Джин В. (1994). Восточно-Центральная Европа в средние века, 1000-1500 гг . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-80064-6 .
- Стоянович, Любомир (1902). Старосербские надписи и надписи (на сербском языке). 1 . Белград: Сербская королевская академия .
- Сулис, Джордж Христос (1984). Сербы и Византия в период правления царя Стефана Душана (1331-1355) и его преемников . Вашингтон: Библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. ISBN 978-0-88402-137-7 .
- Шаренац, Дарко (1996). Марко Кралевич в воображении художников (на сербском языке). Белград: БИПИФ. ISBN 978-86-82175-03-2 .
- Шуйка, Марко (2000). Бурная эпоха сербского средневековья: дворяне сербских областных лордов [ Бурная эпоха сербского средневековья: дворяне сербских областных лордов ] (на сербском языке). Белград: Официальный вестник СРЮ. ISBN 86-355-0452-6 .
- Тайнер, Огюстен (1860). Древние исторические памятники, изображающие священную Венгрию (на латыни). 2 . Интернет-архив.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Баллады о Марко Кралевиче в переводе Дэвида Халибертона Лоу (1922)
- Героические баллады Сербии в переводе Джорджа Рапалла Нойеса и Леонарда Бэкона (1913)
- Македонские песни , сказки и легенды о Марко (македонский)
- Болгарские баллады (также здесь , с дополнительной информацией) и легенды о Марко (болгарский)
- Марко, королевский сын: герой сербов Кларенса А. Мэннинга (1932)
- Поэма «Марко Кралевич и Вила».
- Заключение «Князя Марко и Мусы Кеседжии» (стихи 220–281)
- Веб-комикс. Архивировано 9 января 2009 г. в Wayback Machine.
Видео сербских эпических поэм, исполняемых под аккомпанемент гусля:
- 1330-е годы рождения
- 1395 смертей
- Сербская королевская семья XIV века
- Сербская знать XIV века
- Семья Мрнявчевичей
- Люди из средневековой Македонии
- Пелагония
- Персонажи сербской эпической поэзии
- Славянская мифология
- сербские князья
- Сербский фольклор
- Болгарский фольклор
- Претенденты на сербский престол в средние века
- Сербские военные погибли в бою
- Османская Сербия
- Сербские вассалы Османской империи
- Король спит в горе
- Фольклор Северной Македонии