Мавро Орбини
Мавро Орбини | |
---|---|
![]() Обложка первого издания "Regno de gli Слави", написанного Мавро Орбини. | |
Рожденный | 1563 |
Умер | 1614 |
Национальность | Рагузан |
Другие имена | Мавро Орбини |
Занятие | писатель |
Известный | влияние на панславизм |
Мавро Орбини (1563–1614) был рагузским летописцем , известным своей работой «Царство славян» (1601), которая повлияла на славянскую идеологию и историографию в последующие века.
Жизнь
[ редактировать ]Орбини родился в Рагузе (ныне Дубровник ), столице Республики Рагуза, населенном славянами торговом городе-государстве на восточном берегу Адриатического моря . Его имя на славянском языке было написано им самим как Мавар Орбин . [ 1 ] Впервые он упоминается в источниках, датированных 1592 годом. [ 2 ]
В 15 лет он присоединился к бенедиктинцам . [ 3 ] Став монахом , он некоторое время жил в монастырях на острове Млет , где был избран настоятелем , а затем в Стоне . [ 4 ] [ 5 ] В Венгерском королевстве он был настоятелем бенедиктинского монастыря в Бачке (Сербия). некоторое время [ 6 ] После этого он вернулся в Рагузу, где и провел остаток своей жизни.
Как и большинство далматинских интеллектуалов своего времени, он был знаком с панславянской идеологией Винко Прибоевича . Он внес очень важный вклад в эту идеологию, написав «Царство славян» на итальянском языке историко-идеологическую книгу , изданную в Пезаро в 1601 году. [ 7 ] Эту некритическую историю южных славян перевел на русский язык Савва Владиславич в 1722 году. [ 8 ] с предисловием Феофана Прокоповича . С тех пор книга оказала значительное влияние на представления славянских народов о себе и на европейские представления о славянах. [ нужна ссылка ]
Как и Прибоевич, Орбини объединяет иллирийскую и славянскую мифологическую идентичность и интерпретирует историю с панславянской мифологической позиции. Поскольку Орбини жил на самом краю свободных славянских земель, он прославлял множество славянских народов (в первую очередь русских и поляков ) для противодействия агрессивности Германской , Итальянской ( Венецианской ) и Османской империй. Одним из вероятных источников Орбини был Людовик Криевич Туберон . [ 9 ]
« Орбини также опубликовал на сербско-хорватском языке книгу Духовное зеркало» ( Zrcalo duhovno , 1595), которая, по сути, была переводом итальянского произведения Анджело Нелли. Этот текст, переведенный на «рагузский язык», как Орбин называл местный славянский язык, имеет культурное и историческое значение как образец прозы XVI века. Его труд был одним из немногих первоисточников о битве при Савре 1385 года , хотя и содержит много неправильных и неточных данных об этом сражении. [ 10 ]
Наследие
[ редактировать ]Помимо идеологической подоплеки, основной труд Орбина долгое время использовался как один из немногих источников по сегментам позднесредневековой истории южных славян , от Каринтии и словенских земель до Сербии и Болгарии . Даже сегодняшняя историография часто не уверена в том, насколько правдивы некоторые из его сочинений и утверждений. [ нужна ссылка ]
Работа Орбина « Царство славян» была также основным источником, использованным Паисием Хилендарским для написания в 1762 году его «Истории Славяноболгарской» , самого влиятельного труда ранней болгарской историографии . [ 11 ] В книге он упоминается как «некий Маврубир, латинянин », и его обычно дискредитируют, несмотря на то, что его часто цитируют.
Его называли «Далматинским Фукидидом ». [ 12 ]
Антропология
[ редактировать ]Орбин считал, что славяне произошли от готов в Скандинавии . [ 13 ] Он также утверждал, что иллирийцы говорили на славянском языке. [ 14 ] Он поддержал точку зрения Прибоевича о том, что Александр Македонский и македонцы были славянами. [ 15 ]
Работает
[ редактировать ]- О конечном конце человеческой жизни или о высшем благе , до 1590 г.
- Орбини, Мауро (1601). Царство славян теперь коррумпировано называется Скьявони . Пезаро: Рядом с Джироламо Конкордия.
- Заркало двховно... (Духовное зеркало...), 1606 г. (издано позднее в 1621 г. в Венеции и в 1703 г.)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Исторический вестник»: орган Общества историков СР Сербии . Общество. 1969 г. до н.э. 136.
М. Пантич показал, что подписывал тексты на сербско-хорватском языке как Дум Мавар Орбин, как его называли современники в Дубровнике.
- ^ Мирослав Пантич (1984). Встречи с прошлым . Образование. стр. 91.
- ^ Циркович, Сима М.; Редер, Питер, редакторы (1985). Il regno degli Слави, Пезаро, 1601 г. А. Сагнер. стр. 8. ISBN 9783876903095 .
В 1578 году, когда ему было 15 лет, он поступил в бенедиктинский монастырь и провел...
- ^ «ВИ». Средневековье и гуманистика . 12–15. Государственный университет Северного Техаса: 93. 1958.
Мауро или Мавро Орбини. Он несколько раз избирался настоятелем своего монастыря на острове Млет (Меледа).
- ^ Бабка, Лукаш; Рубаль, Петр (2007). Новое поколение чешских восточноевропейских исследований . Национальная библиотека Чехии. стр. 164. ISBN 9788070505342 .
- ^ «Орбини Мауро (1550-1611)». История и культура Юго-Восточной Европы . 8–10 . Славица Верлаг. 2006.
- ^ Лаурдас, Бэзил, изд. (1966). Балканские исследования: издание Института балканских исследований, выходящее два раза в год, том 7 . Институт балканских исследований. п. 131.
- ^ Рудометоф, Виктор (2001). Национализм, глобализация и православие: социальные истоки этнического конфликта на Балканах . Издательская группа Гринвуд. п. 53. ИСБН 9780313319495 .
- ^ ( НАССС 1986 , стр. 180): "Особое внимание уделено рагузскому писателю Мавро Орбини (1601) и одному из его вероятных источников Людовику Криевичу (Ludovicus Cervarius Tubero)...."
- ^ Орбин 1968 , с. 321.
- ^ МакДермотт, Мерсия (1962). История Болгарии 1395–1885 гг . Нью-Йорк: Фредерик А. Прегер. стр 91-92 . . Проверено 21 июня 2021 г. - из Интернет-архива .
- ^ Людомир Р. Лозный (6 апреля 2011 г.). Сравнительная археология: социологический взгляд на науку прошлого . Springer Science & Business Media. стр. 372–. ISBN 978-1-4419-8225-4 .
- ^ Мохаммед Абу-Нимер (1 января 2001 г.). Примирение, справедливость и сосуществование: теория и практика . Лексингтонские книги. стр. 308–. ISBN 978-0-7391-0268-8 .
- ^ Людевит Гай (1838). Даника Иллириан . Либер. стр. 47.
- ^ Запутанная история Балкан: Том первый: Национальные идеологии и языковая политика . БРИЛЛ. 13 июня 2013. стр. 280–. ISBN 978-90-04-25076-5 .
Источники
[ редактировать ]- Орбин, Мавро (1968). Царство славян . Белград: Сербское литературное объединение.
- НАСС (1986). Сербские исследования . Североамериканское общество сербских исследований.